Я остановился на этих советах потому, что ими характеризуется отношение министерства иностранных дел к делу духовной миссии в Иерусалиме на последующее время. Главные черты этого отношения – предубеждение и недоверие ко всякому лицу не своего ведомства и всегдашняя готовность отложить и даже пожертвовать делом, как только, начиная осуществляться практически, оно вызывает о себе чьи-нибудь разговоры. Поездка арх. Порфирия была, однако, не без пользы, и он привез требовавшиеся сведения. В 1847 г. он вторично поехал в Иерусалим начальником уже официально признанной духовной миссии. Поставлена была эта миссия, однако, так, что начальник ее был просто ученым секретарем иерусалимского патриарха и ничем иным. Это признало само министерство иностранных дел в 1855 г., когда, ходатайствуя о награждении арх. Порфирия, оно следующим образом перечисляло его заслуги за семилетнее пребывание в Палестине: он, первое, оказал особенную пользу склонением Иерусалимского патриарха к сбережению казны Святогробской; второе, снабдил семь палестинских церквей ризницею; третье, способствовал основанию учебного управления с правильным делопроизводством, причем учреждена патриаршая школа в Крестном монастыре и народные училища в Рамле, Лидде, Сальте и Бет-Сауре, и четвертое, его стараниями учреждена арабская типография при патриаршей кафедре. Все это нелегкие организаторские труды, и греческие патриархи, конечно, и доселе не прочь были бы иметь при себе на средства русской казны таких деятельных помощников, пускай они бы и назывались при этом начальниками русской духовной миссии. Таким образом, и к делу духовной миссии был приложен принцип Пенелопиного неусыпного труда: она существовала, но только как декорация; ее дело было начато, но тут же до конца разделано теми же руками, которые его начали. В шесть лет, от 1857 до 1863 г., когда начальником миссии был Кирилл, епископ Мелитопольский, в Иерусалиме совершилось много перемен. Явился Палестинский Комитет для постройки странноприимных домов для русских поклонников, учреждено было консульство и консулу, как уполномоченному Комитета, было поручено хозяйственное распоряжение на Русских Постройках. Начальнику духовной миссии предоставлен был лишь духовный надзор за поклонниками и удовлетворение их духовных нужд. Инструкции не определяли точно взаимных отношений консула и начальника духовной миссии, и из-за них не замедлила завязаться борьба. Консул стремился превратить начальника духовной миссии в простого настоятеля консульской церкви, начальник же духовной миссии не мог отказаться от всего, что давало его посту живое и широкое значение в крае и самостоятельность положения в качестве представителя Российской церкви перед лицом местной православной иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13 ноября того же года архипастырь оставил такую запись: «О России очень сокрушаюсь... Умоляю Божию Матерь не допустить гибели России. Под высоким предлогом борьбы с Коминтерном хотят совершить величайшее злодеяние. Убить весь народ и навсегда» 18 . В отличие от некоторых своих современников, в письмах и проповедях архипастыря нет ни слова ни о свержении «жидо-масонского ига», ни о «доблестных германских войсках». Архипастырь теперь видел свою цель в возрождении Православия на оккупированных территориях. Для этого он сразу же решил организовать специальную духовную миссию для проповеди в России. 28 октября 1941 г. архиепископ обратился к наместнику-председателю Болгарского Синода митрополиту Неофиту (Димитрову) с просьбой помочь в организации духовной жизни в занятых Германией областях. Синод Болгарской Церкви оказал архипастырю поддержку и был готов направить в Россию группу духовенства, снабженную литературой, облачением и богослужебной утварью для восстановления церковной жизни на оккупированных территориях. Подразумевалось, что эту миссию возглавит сам архиепископ Серафим. Но планы архипастыря не осуществились. Дело в том, что сохранение единой Русской Церкви на оккупированных территориях Германией не планировалось. Не исключено, что после окончательного разгрома Красной армии немцы развернули бы преследования православных христиан. Гонения на Православие в Чехии подтверждают такое предположение. Во всяком случае, максимально расколоть русское православное население было одной из важнейших задач Гитлера. Понимая, что древний лозунг «разделяй и властвуй» является единственно действенным для победы над Россией, фюрер не скрывал, что хотел бы видеть в каждой русской деревне независимую секту. В занятых Германией русских областях независимо друг от друга действовали приходы разных Поместных Церквей – Константинопольской, Румынской, а также Московской Патриархии. Существовали Украинская автономная, Украинская автокефальная, Белорусская Церкви. Никуда не исчезли и обновленцы. Но такого разделения Гитлеру было мало. Уже 2 июля 1941 г. германское руководство предписало организовывать на оккупированных территориях религиозные секты и препятствовать образованию единой Православной Церкви. В указе прямо говорилось, что не может быть и речи о поддержке Православия и воссоздании Патриаршей Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Прошло более полувека, прежде чем митрополит Кирилл был реабилитирован гражданской властью. Конечно, Русской Православной Церкви не столь важна была реабилитация, поскольку мученический подвиг митрополита Кирилла очевиден, как и его невиновность в инкриминированной ему «контрреволюционной деятельности». Реабилитация, совершившаяся в отношении митрополита Кирилла только в 1989 году, нужна была скорее гражданской власти как своеобразная декларация того, что государственная политика в отношении Русской Православной Церкви изменилась. В этом смысле тот процесс реабилитации, который был начат в т. н. «хрущевскую оттепель», явно засвидетельствовал неизменность политики советского государства по отношению к Православию. Были реабилитированы почти исключительно партийные работники, то есть «свои», советские. А пострадавшие за веру духовенство и миряне, особенно крестьянская масса, способная самостоятельно хозяйствовать на земле: кулаки, середняки, практически уничтоженные как класс, масса, за редким исключением, религиозная, не единожды организованно и сознательно выступавшая в защиту церквей и монастырей, – все они в 50-х годах реабилитированы не были. Эту характеристическую особенность хрущевской «реабилитационной волны», волны «избирательно-реабилитационной», в полной мере иллюстрирует документ, имеющий самое непосредственное отношение к митрополиту Кириллу. Этот документ – «Заключение», последовавшее в результате «пересмотра» в 1956 году архивно-следственного дела 1937 года. «Утверждаю» Прокурор Южно-Казахстанской области ст. советник юстиции /СМАГУЛОВ/ 20/11–1956 г. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В 1956 г. 14 февраля в г. Чимкенте Помощник прокурора ЮжноКазахстанской области по спецделам младший советник юстиции РОГАНОВ рассмотрел в порядке надзора архивно-следственное дело за 633007 по обвинению СМИРНОВА К. И., КОБРАНОВА Е. Я. 693 и ПЕТРОВЫХ И. С. в преступлении, предусмотренном ст. ст. 58–10, 58–11 УК РСФСР НАШЕЛ: Материалами дела установлено, что 24 июня 1937 г. были арестованы и привлечены к уголовной ответственности:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Один лежит в стороне от усилий христианской и культурной общественности предотвратить происшедшее. Его корни – внутри самого турецкого общества, а точнее сказать, в том, как постепенно, шаг за шагом, менялась реакция этого общества на затягивание процесса интеграции Турции в западноевропейское сообщество, говоря более конкретно, – в ЕС. Нечто подобное можно было наблюдать и во взаимоотношениях между западным миром, вчера еще католическим и протестантским, а ныне постхристианским, с другими странами и народами, которые стремились или по-прежнему стремятся войти в эту привилегированную компанию. Иллюзорные надежды сменяются разочарованием. Перипетии этого романа нам хорошо известны, отчасти по собственному опыту, потому что испытаны нашим народом на своей шкуре. Наглядной иллюстрацией этого процесса служит тривиальный образ заманивания морковкой, до которой не дотянуться. Интегральный Запад, при том, что и там нет недостатка в критически мыслящих людях, убежден в собственном превосходстве над иными цивилизациями и в своей непреодолимой притягательности для остального мира. Но на самом деле у этой притягательности есть предел. Соблазн этот не всем по вкусу. Если бы Турция окончательно стала постмусульманским обществом, подобно постхристианскому Западу, – ее бы приняли в ЕС, но этого не произошло, и в результате позиция принципиальных противников вестернизации укрепилась, получив поддержку со стороны тех турок, кто разочарован былыми иллюзиями братания с Западом. Указ президента Эрдогана – это символический жест, адресованный Западу, ошибочным образом часто отождествляемому в исламском мире с христианством, колыбель которого в действительности не на Западе, а на Востоке – в Палестине. Под властью «Запада» – крестоносцев – Святая София находилась всего лишь чуть более полувека. Указ президента Эрдогана – это символический жест, адресованный Западу Другой фактор, послуживший толчком к принятию решения об обращении Софийского храма в мечеть в настоящий момент, – это кризис во взаимоотношениях внутри православного мира. Фанар противопоставил себя Русской Православной Церкви, совершив акт юрисдикционной агрессии. Одно из последствий учиненного раскола мы и наблюдаем ныне. При реальной солидарности православного мира Анкаре было бы труднее решиться на предпринятый ею ныне шаг. Дело в том, что до недавних пор Патриарх Константинопольский, при согласии с ним Предстоятелей и епископата других Поместных Православных Церквей, мог выступать с обращениями от лица 300 миллионов православных. Кого представляет он после того, как в результате его действий стало невозможным сохранение канонического общения с ним Русской Православной Церкви? В Турции насчитывается от силы несколько тысяч человек, принадлежащих Константинопольскому Патриархату, и голос Вселенского Патриарха, имеющего кафедру в Константинополе, не был расслышан государственной властью страны, на территорию которой простирается его юрисдикция.

http://ruskline.ru/opp/2020/07/21/novyi_...

Описанные мутации церковной жизни не были секретом для священноначалия Русской Церкви. В середине 1940-х гг. тревожные сообщения приходили со всех концов страны 752 . Поэтому епископы из Центрального Черноземья, Краснодарского края, Поволжья неоднократно просили уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви открыть храмы в первую очередь там, где «распространены нелегальные моления верующих без священников» и где «развивается сектантское влияние» 753 . Помимо поддержки стремления незарегистрированных общин к легализации (см. Часть 2, § 3) епископы обращались к своей пастве с проповедями, обличая «самочинных совершителей церковных служб и треб» и тех, кто отрицает святость храма Божиего. В Журнале Московской Патриархии в 1948 г. не раз печатались такие «сообщения из епархий» 754 . В том же году епархиальные архиереи представили Священному Синоду написанные по его запросу доклады «о состоянии сектантства» в своих епархиях. Под «сектами» в этом случае понимались не только протестантские деноминации, но и различные «новые секты, возникшие главным образом за время советской власти и отколовшиеся от церкви из-за несогласия с принятым высшей церковной властью курсом на мирное сожительство с Советской властью» 755 , и ставшие в это время частью «катакомбной» субкультуры. Эти группы, как отмечал один из епископов, «по своей враждебности к церкви и непримиримости с нею» не уступали баптистам. Распространение «новых сект» преосвященные единодушно связывали с отсутствием действующих храмов и уходом богослужебной жизни в подполье. Там, где церквей не было, а носители альтернативной субкультуры были достаточно активны, они автоматически становились организаторами домашних молений, распространяя свои взгляды среди их посетителей. Однако епископы отмечали и пассивность большинства легального духовенства, главным образом, сельского, которая объяснялась, по их мнению, низким уровнем его богословского образования. Архиереи предлагали Синоду открывать в епархиях курсы для подготовки духовенства к миссионерской деятельности и издавать антисектантскую литературу 756 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свой переход в католицизм Е. Г. обосновывала стремлением к воссоединению между Православной и Римско-католической Церквами, для чего она предлагала создать «общество молитв о соединении Церквей», куда она хотела пригласить и представителей правосл. духовенства. В С.-Петербурге вокруг Е. Г. постепенно образовалась небольшая группа рус. католиков, ставшая основой для рус. католич. движения. Перед смертью княгиня получила телеграмму с благословением от папы Льва XIII и приняла последние таинства от католич. пресвитера ц. св. Екатерины в С.-Петербурге доминиканца А. Лагранжа. Семья Е. Г. выражала желание совершить ее погребение в соответствии с обрядами Православной Церкви, но получила категорический отказ со стороны Святейшего Синода. Отпевание состоялось в католич. ц. св. Екатерины. Похоронена на семейном кладбище в родовом имении Фалль (ныне Кейла-Йоа, близ Таллина, Эстония). Соч.: О Церкви: Ист. очерк. B., 1888. СПб., 19092; Род князей Волконских. СПб., 1900. Лит.: Соловьев Вл. С. Некролог на смерть кнг. Е. Г. Волконской//Русь. 1897. 32; он же. Письма (записки и телеграммы) кнг. Е. Г. Волконской//Собр. соч. Брюссель, 1969. Т. 11. С. 423-451; Волконский С. М. Мои воспоминания: Лавры. Странствия. М., 1992. Т. 2. С. 118-137; Волконский П. М. Краткий очерк организации Русской католической Церкви в России//Символ. 1997. 38. С. 147-150; Мурашев А. А. Кнг. Волконская//Новая Юность. М., 1999. 3. С. 214-223. А. А. Мурашев, В. П. Пономарёв Сергей Михайлович (4.05.1860, имение Фалль, близ Ревеля (Таллина) - 25.10.1937, Ричмонд, шт. Вирджиния, США), кн., театральный деятель, писатель, публицист. Сын кн. М. С. Волконского и кнг. Е. Г. Волконской. В 1880-1884 гг. обучался на историко-филологическом фак-те С.-Петербургского ун-та. По окончании ун-та служил в земских учреждениях Борисоглебского у. Тамбовской губ. В 1893 г. представлял Мин-во народного просвещения на Чикагской всемирной выставке, присутствовал на проходившем в Чикаго I Всемирном конгрессе религий. В 1896 г. прочел цикл лекций по рус. истории и лит-ре в Лоуэллском и Колумбийском колледжах, в Чикагском, Корнеллском, Гарвардском ун-тах. В 1899-1901 гг. служил директором имп. театров, с нач. 1900-х гг. занимался театральной критикой и изучением теории и практики режиссуры, вопросами профессиональной подготовки актеров. Во время первой мировой войны в своем имении Павловка (Борисоглебский у.) организовал лазарет для раненых. После Октябрьской революции 1917 г. остался в России, читал лекции по искусству чтения и рус. лит-ре в Тамбовском народном ун-те. В 1918-1921 гг. преподавал в различных театральных и лит. кружках и студиях Москвы, в 1918-1919 гг. входил в состав дирекции Большого театра.

http://pravenc.ru/text/155156.html

Нынешний понтифик не раз заявлял, что придает большое значение развитию отношений между Римско-Католической и Русской Православной Церквями. В беседе с корреспондентом ТАСС во время прошлогодней поездки в португальскую Фатиму (12 мая 2017 года) Папа Франциск высказался так: «Я верю в Россию!» Паломничества по миру Папа возвращался на родной латиноамериканский континент несколько раз, он продолжает традицию папских паломничеств по миру. За прошедшие пять лет он совершил 22 пастырских визита за пределы Италии, посетив 30 иностранных государств. В этом списке Бразилия, Израиль, Иордания и Палестина, Южная Корея, Албания, Франция, Турция, Шри-Ланка и Филиппины, Босния и Герцеговина, Эквадор, Боливия и Парагвай, Куба, США, Центральноафриканская Республика, Кения и Уганда, вновь Куба, Мексика, о. Лесбос (Греция), Армения (под девизом «Визит в первую христианскую страну»), Польша, Грузия и Азербайджан, Швеция (к 500-летию Реформации), Египет, Португалия, Колумбия, Мьянма и Бангладеш, Чили и Перу. Уже объявлены даты поездок в 2018 году: в июне он отправится в Швейцарию по случаю 70-летия Всемирного совета церквей, в конце лета в Ирландию и в сентябре в страны Балтии (Литву, Латвию, Эстонию). Преемственность понтификатов В отличие от своего предшественника Ратцингера, видного богослова и знатока музыки, Папа Франциск не устраивает концертов в Ватикане и пока опубликовал только две энциклики, причем первая из них (Lumen Fidei, Свет веры, 2013) написана совместно с Бенедиктом XVI. Вторая (Laudato si " , Хвала тебе, 2015) посвящена проблемам экологии и защиты окружающей среды, одной из важных тем понтификата Бергольо. Накануне пятилетнего юбилея избрания Франциска служба печати Святого престола обнародовала личное письмо Ратцингера своему преемнику, в котором почетный Папа на покое подчеркивает «продолжение линии». Бенедикт отрицает, что Франциск - практичен, но лишен глубокой теологической и философской подготовки, а сам он «теоретик теологии, мало что понимающий о жизни христианина сегодня». «Папа Франциск - человек высочайшей философской и теологической подготовки, что помогает поддерживать преемственность двух наших понтификатов, несмотря на всю видимую разницу в стиле и личном темпераменте», - написал Бенедикт XVI.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Последовавшая борьба государства с религией привела к массовому разрушению или закрытию церквей в нашей стране. В ноябре 1918года тюремный храм закрыли, с его куполов были демонтированы кресты, помещение долгое время использовалось для не религиозных целей. Начиная с 30-х гг., тюрьма переполнена жертвами сталинских репрессий. Обвиненные по печально-известной 58-й статье, здесь ожидали решения своей участи историк Л.Н.Гумилев, востоковед Т.А.Шумовский, будущий маршал К.К.Рокоссовский, артист Г.С. Жженов и многие другие. В структуру тюрьмы была включена тюрьма специального назначения для содержания и организации труда осужденных - специалистов военного профиля, объединенных в головное предприятие - ОКБ-172. Называли их " шарашками " , трудились в них талантливые конструктора, инженеры, математики, физики. В этой организации заключенные разрабатывали виды вооружения, некоторые из которых использовались армией во время Великой Отечественной войны. С 1964 года - тюрьма " Кресты " стала следственным изолятором 1. Лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, находятся здесь до вынесения приговора суда. В настоящее время Учреждение ИЗ-47/1 УФСИН России г.СПБ и ЛО по-прежнему остается самым большим среди учреждений уголовно-исполнительной системы. Служба в таком подразделении непроста, требует мужества, самопожертвования, житейской мудрости, доброго нрава. Еще 300 лег назад, Петр I утверждал: " Тюрьма есть ремесло окаянное, и для скорбного дела сего зело истребны люди твердые, добрые и веселые " . Сотрудники следственного изолятора 1 исполняют свой служебный долг, сохраняя лучшие традиции предыдущих поколений. В тюремной церкви на свои места установлены престол и иконостас, восстановлены регулярные богослужения. В январе 2004года купола храма вновь увенчали утраченные некогда кресты, символизирующие процесс возрождения Русской Православной Церкви. Поделиться Упоминания в новостях 29 ноября 2022 14 октября 2021 28 июня 2021 9 июня 2021 4 апреля 2021 14 февраля 2024

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Что касается сословных прав духовенства, то в начале 19 в. священнослужители по свободе от телесных наказаний по суду приравнивались к дворянам. Впоследствии эту привилегию получили их жены, а при Николае I также и дети. Но церковнослужители, наравне с лицами податных сословий, в случае совершения уголовных преступлений могли быть подвергнуты телесному наказанию. В 1863 г. телесные наказания как карательные меры, назначавшиеся судом, были исключены из уголовного законодательства России. Отмена крепостного права постепенно отучила помещиков от привычки своевольно и высокомерно держаться со священнослужителями церквей, расположенных в их владениях. Возвышение духовенства на сословной лестнице сблизило значительную его часть, особенно городских протоиереев, имевших академическое образование, с дворянской интеллигенцией. Сельское духовенство, ближе стоявшее к простому народу по житейским условиям, по взглядам на жизнь, по обычаям и нравам, крепче связано было со своей благочестивой, хотя и мало сведущей в церковном учении паствой. В подавляющем большинстве приходские священники и в 19 в. оставались людьми искренней и теплой веры. Среди них мало было красноречивых проповедников, мало ученых богословов, но это были благоговейные совершители Таин Божиих, пастыри, нелицемерно преданные Церкви, царю и Отечеству. Из пастырей, чьи ревностные труды увенчались особенно благодатными успехами, всероссийскую известность получил петербургский священник А. В. Гумилевский, который в своем приходе открыл братство и воскресную школу, многие годы он духовно окормлял больных в Обуховской больнице и умер, заразившись тифом. Другой петербургский протоиерей И. Н. Полисадов особенно знаменит своими проповедями, обращенными к рабочему люду столицы. Протоиерей А. В. Рождественский известен деятельным участием в организации обществ трезвости. Его называли «народным печальником». Он издавал религиозно-назидательные журналы для народа «Отдых христианина», «Трудовая жизнь», «Воскресный благовест». В Москве во второй половине 19 в. подвизался любвеобильный пастырь, прозорливый духовник и молитвенник протоиерей Валентин Амфитеатров .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии С начала этого года было совершено более 40 краж из российских храмов 15.09.2009 В 2009 году было совершено более 40 краж из российских храмов. Об этом сообщил сегодня журналистам заместитель начальника Департамента Уголовного розыска МВД России Виктор Ищенко. По его словам, в прошлом году было зафиксировано 98 хищений из религиозных учреждений, а в первом полугодии этого года - 43. " Основная часть таких преступлений - в Центральном федеральном округе " , - подчеркнул Ищенко. По его словам, как правило, злоумышленники совершают кражи из церквей и храмов, расположенных в сельской местности. " Эти религиозные учреждения не охраняются должным образом, не оборудованы сигнализацией " , - пояснил он. По словам представителя министерства, возникает ряд сложностей при раскрытии таких преступлений, в частности, не всегда имеется подробное описание похищенных икон и их снимки. В то же время, подчеркнул он, все наиболее значимые иконы были возвращены Русской Православной Церкви после обнаружения, в том числе и за границей, так как " была четкая их видеофиксация искусствоведческое описание " . В Свердловской области в 2009 году сотрудники милиции задержали мужчину, который совершил кражу икон XIX века, представляющих историческую и культурную ценность. Как сообщили в пресс-службе Управления Генпрокуратуры РФ в Уральском федеральном округе, кража двух икон была совершена из частной коллекции одного из жителей города Кировоград 28 марта 2009 года. " В ходе оперативно-розыскных мероприятий был установлен и задержан 36-летний житель этого же города, у которого похищенные иконы были изъяты и возвращены законному владельцу " , - рассказали в пресс-службе. Проведенная экспертиза, установила, что иконы были написаны иконописцами Невьянской школы в середине XIX века и представляют значительную историческую и культурную ценность. " Уголовное дело по данному факту возбуждено по статье УК РФ " Хищение предметов, имеющих особую ценность " , санкция которой подразумевает наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет. " В данный момент по делу проводятся следственные мероприятия для дальнейшего направления его в суд, который и определит окончательную меру ответственности обвиняемого " , - пояснили в пресс-службе.

http://drevo-info.ru/news/7172.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010