10 сентября в 12 часов на Воскресенском кладбище Саратова Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершит панихиду по убиенным и претерпевшим гонения от безбожных властей. Во время богослужения будет читаться синодик с именами пострадавших за веру на саратовской земле. Член Епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия Валерий Теплов рассказывает о тех, кто вошел в этот список, и о том, в чем безбожная власть обвиняла этих людей — Работа по сбору сведений о саратовских подвижниках благочестия была начата в свое время Архиепископом Пименом (Хмелевским; † 1993). В 1991 году из Министерства безопасности Российской Федерации были переданы Саратовскому епархиальному управлению 19 списков на репрессированных мирян и духовенство Русской Православной Церкви. Эти списки были частично опубликованы в официальном печатном органе «Саратовские епархиальные ведомости» и послужили основой для вышедшей в 2000 году книги «Саратовские подвижники», содержащей жизнеописания выдающихся деятелей Русской Церк­ви, связанных с саратовским краем. В 2004 го­ду по благословению Преосвященнейшего Лонгина, Епископа Саратовского и Вольского, была образована Епархиальная комиссия по канонизации подвижников благочестия Саратов­ской епархии, которая тщательно собирает и рассматривает документальные материалы для прославления подвижников веры и благочестия, живших на саратовской земле, в том числе, подверг­шихся гонениям за веру в двадцатом веке. На сегодняшний день в синодик с именами пострадавших за веру на саратовской земле нами внесены более тысячи имен — 1029 человек. В их числе 34 архиерея, 33 инока (из них 25 в священном сане), 32 протоиерея, 223 священника, 3 игумении, 176 инокинь, 27 диаконов (в том числе 4 протодиакона), 42 псаломщика, 322 мирянина, 137 мирянок. Формулировки обвинений стандартны: «за участие в антисоветской группировке церковников», «антисоветская агитация среди верующих», «клевета на колхозный строй», «участие в контрреволюционной группировке церковников», «за сбор средств на восстановление церкви», «за требования возвращения церкви верующим», «активная церковница... за организацию культов и обрядов». Священники были судимы «как служитель культа», «за распространение религиозных обрядов», «за агитацию против закрытия церквей», «за распространение религиозных убеждений». При этом нужно учитывать, что «антисоветская агитация» — это зачастую лишь высказанный протест против закрытия храма, а «контрреволюционная деятельность» наскоро создавалась протоколами лжесвидетелей… В некоторых делах прямо указывается на то, что тот или иной человек был осужден «за религиозные убеждения».

http://pravoslavie.ru/48559.html

Ряд священнослужителей Православной Церкви Молдовы, позднее аналогичным образом совершивших своевольный переход в «Бессарабскую митрополию», запрещены в служении впредь до их возможного раскаяния. ПОСТАНОВИЛИ: 1. С глубоким сожалением констатировать, что упомянутые постановления Синода Румынской Православной Церкви находятся в прямом противоречии со священными канонами, в частности с 11, 12, 31 и 32 правилами Святых Апостолов, 2 правилом II Вселенского Собора, 5 и 8 правилами III Вселенского Собора, 13 правилом IV Вселенского Собора, 17 правилом Пято-Шестого (Трулльского) Собора, 13 и 22 правилами Антиохийского Собора. 2. Выразить решительное несогласие с данными постановлениями, которые в случае их дальнейшей реализации неизбежно повлекут за собой тяжкие последствия как для двусторонних отношений Русской и Румынской Православных Церквей, так и для единства Православной Церкви в целом. 3. Отметить, что упомянутые в решении Синода Румынской Православной Церкви «румынские православные клирики… возвращающиеся в Бессарабскую митрополию» в действительности никогда не принадлежали к последней, как и к Румынскому Патриархату в целом. Священный сан был ими получен в Русской Православной Церкви и наказание они понесли за нарушение священнической присяги и другие канонические преступления, а вовсе не «по причине их принадлежности к Румынской Православной Церкви», к которой они не могут принадлежать в силу отсутствия отпускной грамоты. 4. Напомнить, что 17 правило Трулльского Собора предписывает, дабы «никто из клириков, в какой бы степени кто ни был, не имел права без увольнительной от своего епископа граматы определен быти к иной церкви», — указывая при этом, что нарушивший данное правило «будет извержен и сам, и неправильно приявший его». 5. Поручить Преосвященному митрополиту Волоколамскому Антонию, председателю Отдела внешних церковных связей, дополнительно изучить вопрос о действиях Румынского Патриархата и своевременно внести предложения на рассмотрение Священного Синода.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6109914...

Проблемам сохранения и развития материальной культуры Армянской Церкви в России было посвящено выступление члена Союза архитекторов России архитектора Максима Атаянца. Он указал на проблему поиска баланса между восстановлением древних храмов и строительством новых, на сложность выбора между национальным стилем и историческим обликом самого храма, зачастую классицистическим.   Викарий архиепископа католиков армянского обряда Восточной Европы монсеньор Петрос Петросян совершил исторический обзор культурного наследия Армянской Церкви. Он подчеркнул, что если знаешь свои ценности, их легче сохранить, и материальные ценности возможны только на духовной основе. Участник обсуждения протоиерей Александр Сорокин, представляющий здесь наследие Русской Православной Церкви, отметил, что Русскую и Армянскую Церкви традиционно связывает дружба и доверие, несмотря на церковные расхождения. У обеих Церквей общее поле деятельности: в христианско-миссионерском смысле слова и в культурном отношении. Проблемы и вопросы, относящиеся к памятникам культуры, абсолютно идентичные. Совсем недавно митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавлял делегацию Русской Православной Церкви в Армении, когда отмечались события, связанные со 100-летием геноцида армянского народа. " Общение и взаимодействие между нами происходит как на таком высоком уровне, так и на более повседневном " , - сказал отец Александр. Редактор газеты " Аватамк " Армен Меружанян в своей речи подчеркнул, что деятельность служителей культуры остается незаметной в обыденной жизни, она подытоживается лишь в определенные исторические периоды. Но стоит ей на минуту прекратиться, как поднимают голову совершенно безумные разрушительные силы. После окончания круглого стола в выставочном зале музея была торжественно открыта фотовыставка " Русская Армения - Россия армянская " и подведены итоги фотоконкурса. Проект призван максимально полно представить историческую общность двух народов, продемонстрировать широту и разнообразие точек соприкосновения и сфер взаимодействия между двумя государствами. В объектив попали церковная архитектура, праздники и будни, обряды и бытовые зарисовки из различных уголков России и Армении. Всего в конкурсной программе участвовало 200 работ.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Во вступительном слове председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества напомнил, что в современном мире становятся все более частыми случаи осквернения христианских и иных культовых зданий, высказывания и действия, оскорбляющие чувства христиан и верующих других религий. «Существует и проблема негативного отношения к религиозному мировоззрению в целом, — подчеркнул протоиерей Всеволод Чаплин. — Подчас отрицается сама возможность манифестации религии и ее символов в общественном пространстве, а также религиозной мотивации в общественной жизни». На сессии были, в частности, подвергнуты критике попытки изъять христианские символы из школ, подвергнуть репрессиям тех, кто проповедует библейское мировоззрение, лишить родителей права на несогласие с преподаванием их детям взглядов, расходящихся с принятым в семье вероучением. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Рапорт принять к сведению. 2. Выразить удовлетворение тем, что в последнее время нетерпимость и дискриминация в отношении христиан все чаще становится предметом обсуждения в международных организациях. 3. Считать полезным развитие такого обсуждения с участием христианских Церквей и общин, а также принятие конкретных мер, предотвращающих притеснение христиан, агрессивное игнорирование общественной значимости религиозного миропонимания и попрание права его приверженцев на участие в общественных процессах.   ЖУРНАЛ 75 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О месте проведения архиерейских хиротоний. Справка: Священный Синод в заседании от 31 мая 2010 года (журналы 42 и 43), избрав епископами протоиерея Аркадия Шатова, председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, архимандрита Вениамина (Лихоманова), благочинного Тутаевского округа Ярославской епархии, архимандрита Геннадия (Гоголева), настоятеля Вознесенского кафедрального собора г. Алматы и игумена Нестора (Сиротенко), настоятеля храма Трех Святителей в Париже, постановил их наречения и хиротонии совершить в городе Москве. ПОСТАНОВИЛИ: Принимая во внимание насыщенность графика визитов в епархии Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и учитывая сложившуюся традицию участия Предстоятеля Русской Православной Церкви в епископских хиротониях, оставить на благоусмотрение Патриарха места совершения наречений и хиротоний избранных епископов.

http://patriarchia.ru/db/text/1230534.ht...

и с тех пор неуклонно проводятся Священным Синодом». Обновленцы представляли Патриарху Мелетию своего рода отчет о своем положении, в котором между прочим писали: «В настоящее время Св. Синод находится в каноническом общении со всеми Восточными Патриархами, и только с Патриархом Антиохийским таковые отношения, вследствие происходящих в Сирии политических осложнений, надлежаще не оформлены». О том, что Патриарх Антиохийский Григорий предал их анафеме, раскольники, разумеется, предпочли «не знать», списывая «неоформленность» отношений с ним на «политические осложнения в Сирии». О «тихоновцах» обновленцы по своему обыкновению сообщали Патриарху Мелетию, что они «в силу политических вожделений не желают примириться с неизбежностью совершившейся в нашем отечестве Социальной Революции и, продолжая поддерживать раскол... продолжают дробиться на группы, друг с другом враждующие» 403 . Свое приветствие Патриарху Мелетию направили и украинские обновленцы «с изложением истории происхождения Всеукр. Свящ. Синода и с просьбой вступить в братское молитвенное общение с Автокефальной Украинской православной Церковью» 404 . Желаемого ответа Патриарх Мелетий ни московским, ни харьковским раскольникам не дал, заняв уклончивую позицию. Весной 1927 г. очередная сессия Александрийского Синода вынесла постановление о «Синодальной Церкви в России». Было объявлено, что призыв последней о помощи в деле умиротворения «терпящей бедствие Русской Церкви» Александрией «в целом принимается», но его принятие и контакты с «Синодальной Церковью» не означают «предпочтения ее перед другими существующими в России церковными партиями» (HEpíówv). Решение относительно каноничности и православия этих «партий» оставлялось Александрийской Патриархией на будущее 405 . Направил ли Патриарх Мелетий обновленцам письменный ответ от своего имени, не совсем понятно, но очевидно, что, если бы какая-нибудь его грамота говорила в их пользу, они бы ее с великим пафосом опубликовали, как это было в случае с грамотами из Иерусалима, но их издания остались молчаливы на этот счет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Прибытие. Молебен в Георгиевском Патриаршем соборе на Фанаре. Встреча с Патриархом Константинопольским Варфоломеем. 4 июля 2009 г. 22:19 4 июля 2009 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл с первым официальным визитом в качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви в Константинопольский Патриархат. По прибытии Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен в Георгиевском Патриаршем соборе на Фанаре. Затем в Тронном зале Константинопольской Патриархии состоялась братская встреча Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. Фото: С. Власов Пресс-служба Московской Патриархии Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Прибытие. Молебен в Георгиевском Патриаршем соборе на Фанаре. Встреча с Патриархом Константинопольским Варфоломеем.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Прибытие. Молебен в Георгиевском Патриаршем соборе на Фанаре. Встреча с Патриархом Константинопольским Варфоломеем.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Прибытие. Молебен в Георгиевском Патриаршем соборе на Фанаре. Встреча с Патриархом Константинопольским Варфоломеем.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Прибытие. Молебен в Георгиевском Патриаршем соборе на Фанаре. Встреча с Патриархом Константинопольским Варфоломеем.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Прибытие. Молебен в Георгиевском Патриаршем соборе на Фанаре. Встреча с Патриархом Константинопольским Варфоломеем.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Прибытие. Молебен в Георгиевском Патриаршем соборе на Фанаре. Встреча с Патриархом Константинопольским Варфоломеем.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Прибытие. Молебен в Георгиевском Патриаршем соборе на Фанаре. Встреча с Патриархом Константинопольским Варфоломеем.»

http://patriarchia.ru/db/text/685839.htm...

Русское духовное наследие в Иерусалиме под угрозой исчезновения Иерусалим, 13 марта 2006 г . 12 марта в Иерусалимском отделении ИППО обсуждалась дальнейшая судьба русских построек в Иерусалиме. Принято решение привлечь внимание общественности к этой проблеме и донести обеспокоенность общественных организаций и частных лиц, заинтересованных в восстановлении справедливости, до израильских властей, сообщает Православное научно-просветительское общество в Иерусалиме «Россия в красках» . Вениаминовское подворье в 19-м веке Русское духовное присутствие на Святой Земле имеет многовековую историю. Оно зародилось с принятием христианства на Руси и с особенной яркостью проявилось во 2-й половине 19-го века. На сегодняшний день россияне все больше узнают о многогранной деятельности русских благотворительных организаций, действовавших на Святой Земле. Для многих впервые открывается смысл важнейшего для России служения, которое осуществляли Русская Духовная Миссия (РДМ) в Иерусалиме и Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО). Если заглянуть в прошлое своих семей, то многие из православных верующих смогут проследить у себя в роду предков, совершивших паломничество на Святую Землю. Православное паломничество всегда было неотъемлемой частью образа жизни верующего русского человека. Эта традиция уходит корнями в ту древнюю Русь, воспетую еще в литературном памятнике игумена Даниила в 12 веке, когда он пришел в Иерусалим ко Гробу Господню, для того, чтобы поставить неугасаемую лампаду с молитвой о земле Русской. В начале 20-го века, когда количество паломников достигало цифры 20 тысяч человек в год, на Святой Земле было построено множество подворий, приютов, больниц, православных монастырей, церквей, семинарий, была образована русская почта, консульство, а также около 100 школ для местных жителей и большое количество объектов недвижимости, принадлежавших русским гражданам. Первая мировая война поставила под угрозу всё это величайшее культурное наследие, т.к. Россия вступила в войну с Османской империей, в состав которой входила Палестина. Всё русское имущество и недвижимость были отобраны турками, но, к счастью, в 1917 году в Палестину победоносно вступили британские войска генерала Аленби, что положило начало британского Мандата над Палестиной. Часть имущества была возвращена тем русским гражданам, которые не могли вернуться в советскую Россию, а также эмигрантам, которые были обречены на изгнание. Однако британские власти возвратили далеко не всё русское имущество законным владельцам, используя политическую катастрофу в России, захваченную большевиками-атеистами, которые оборвали все невидимые нити, связывавшие на протяжении многих веков русский народ и Святую Землю.

http://pravoslavie.ru/16597.html

Епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид восемь с половиной лет прожил в Египте и сейчас находится в Каире. Архипастырь рассказывает «НС» о том, что происходит в столице Египта, охваченной насилием и каково положение христиан.      До своей архиерейской хиротонии, совершившейся 17 июля, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид восемь с половиной лет являлся представителем Патриарха Московского при Патриархе Александрийском и жил в Каире. Сейчас архипастырь находится в Каире – собирает вещи перед отлетом на новое место служения. Владыка Леонид рассказал «НС», что происходит в стране, охваченной волной насилия, и каково положение египетских христиан. —Насколько сильно пострадали в Египте христиане и в частности православные? — Что касается православных прихожан нашего храма, то пока что, слава Богу, никто не пострадал. У нас есть известия от греческих коллег, что подожгли одну из православных церквей. А вот коптские церкви действительно страдают массово. Сегодня мне звонили несколько человек из Коптской Патриархии, и просили выступить с официальным заявлением от имени Русской Православной Церкви по поводу происходящего. Конечно, мы осуждаем любое насилие, которое происходит в стране. Вдвойне и втройне нам тяжело слышать о том, что творится по отношению к христианскому меньшинству в Египте. Из страны продолжается отток христиан. Люди устали трепетать от страха, устали от рокота военных вертолетов в небе. Тяжело нормально жить, когда это надолго становится частью повседневности. Я убежден, что любой человек нуждается в относительно прогнозируемой жизни. И видит он этот прогноз отнюдь не в том, чтобы в мирное время прятаться от агрессивно настроенных людей, которые сейчас толпами выходят на улицу. Я видел воочию тех, кто строят баррикады, многие вообще не умеют читать и писать. Но зато они прекрасно обращаются с оружием и знают куда пойти, чтобы с этим оружием в руках добыть себе хлеб насущный. С сожалением должен констатировать, что Египет скатывается в каменный век. И остановить этот процесс, на мой взгляд, могут только широкие полномочия армии, которая должна взять на себя ответственность за принятие решений и жестко пресечь происходящее. Если этого не произойдет, то в Египте начнется гражданская война.

http://pravoslavie.ru/63488.html

Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Крымской области Я. Жданов Из информационного доклада уполномоченного за 4-й квартал 1946 года 7 января 1947 г. [...] Архиепископ Лука в отчетном квартале посетил меня один раз, 16 октября, на следующий день после моего возвращения из отпуска. По вопросам: перемещения и назначения священников и диаконов, о вызове им священников из других епархий, желающих приехать в Крым, об открытии женского монастыря, о задержке вручения ему телеграммы из Министерства здравоохранения СССР с командированием на съезд хирургов. В отношении назначения и перемещения священников и диаконов я ему ответил, что с моей стороны не будет возражений в регистрации как перемещаемых, так и вновь назначаемых священников, когда будет его приказ об этом и эти люди будут прописаны органами милиции по новому месту жительства, так же и в отношении прибываемых к нему священников из других епархий. По вопросу открытия женского монастыря в Топлах я ему сказал, что собираюсь поехать в Топлы для ознакомления на месте с данным вопросом и результаты ему сообщу, и при посещении его 4/XI на квартире я ему передал, что ввиду отсутствия свободных помещений в Топлах всякая возможность открытия монастыря или устройства там монашек на жительство отпадает. В отношении задержки во вручении ему телеграммы о съезде хирургов – сообщу ниже. В отчетном квартале я посетил архиепископа Луку 2 раза. Первый раз – 4 ноября, по возвращении из командировки в гор. Балаклава, в которой я пробыл 16 дней. Мне передали, что Лука лежит больной. Позвонил к нему на квартиру по телефону, узнал, что действительно Лука лежит больной, тогда я попросил узнать у него, сможет ли он меня принять и в какое время. Мне передали, что архиепископ просит передать мне, что я могу прийти в любое время и что он будет рад моему приходу. В тот же день я его и посетил. Он действительно лежал больной и жаловался на боли сердца, ожидал прихода врачей для консилиума. Моим посещением его он был очень рад и благодарил, что я его больного посетил. Пробыл у него около часа. Лука мне сообщил, что провел совещание благочинных, и какие разбирались вопросы на этом совещании 8 ; затем сказал, что он дал настоятелям городских церквей указание совершить молебны в городских церквах в день празднования Великой Октябрьской Социалистической Революции 7 ноября и что он дал настоятелям конспекты проповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

К 17 в. церковнославянская языковая традиция сохранилась в России только в двух центрах – в Москве и Киеве, и каждый из них имел свою сферу влияния. После присоединения Украины к Москве в середине 17 в. унификация двух традиций стала неизбежной и совершилась ценой серьезных напряженностей и конфликтов. Деятельность киевских ученых в Москве и ревизия богослужебных текстов там во времена патриарха Никона (1605–1681) по «украинским стандартам», установленным во Львове и Киеве, вызвали бурное и ожесточенное сопротивление. Но, в конечном счете, киевская традиция одержала полную победу в Москве и стала практически русской традицией, а старая московская языковая и литературная традиция почти исчезла. Эта общая русская традиция – единственное сохранившееся свидетельство церковнославянской языковой преемственности, и именно эта версия церковнославянского по-прежнему составляет язык богослужения во всех славянских православных церквях (хотя язык богослужения униатских церквей Галиции, по-видимому, непосредственно продолжает старую западнорусскую славянскую традицию). Распространение церковнославянского в чисто светской литературе началось в 17 веке в Киеве, и ученые Московии просто шли по следам южных учителей. Церковнославянская традиция оказала глубокое влияние на формирование современного русского литературного языка; но сегодня церковнославянский присутствует только в богослужении. Кириллица по-прежнему используется русскими, болгарами и сербами, хотя и в модернизированной (и западной форме): старинное написание букв сохраняется только в богослужебных книгах. Изобретение особого алфавита для славян было неотделимой частью создания литературного языка преп. Кириллом и Мефодием. Фактически, существуют две системы азбуки – «кириллица» (повсеместно используемая и поныне) и «глаголица» (засвидетельствованная лишь в немногих раннесредневековых текстах и сохранившаяся только в некоторых частях Хорватии). Многие современные ученые убеждены в том, что преп. Кирилл создал глаголицу, хотя происхождение знаков пока спорно.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010