И им, так же, как и верующим, Конституция гарантирует право на свободу совести. Какую долю в общей массе верующих россиян составляют протестанты, с помощью выборочных социологических опросов определить трудно. Например, при объеме выборки в 15002000 человек, который применяется ведущими социологическими центрами при всероссийских опросах, на долю представителей всех остальных конфессий, кроме православных и мусульман, приходится обычно 23%. По другим данным, например по информации руководящих центров протестантских церквей о примерном численном составе своих церквей, можно говорить очень приблизительно: различные варианты протестантских вероучений исповедуют 11,5% россиян. Но, если сопоставить эту цифру с упомянутым выше быстро растущим числом зарегистрированных и незарегистрированных протестантских объединений и их долей в общем числе религиозных объединений всех конфессий России, то можно смело утверждать, что это наиболее динамичная часть религиозного населения страны, ищущая общения с единоверцами, активно распространяющая свое вероучение, создающая все новые и новые общины. Все вышеизложенное позволяет поставить два вопроса, касающиеся места протестантизма в современной России. Первый из них – наиболее остро дискутируемый и наиболее принципиальный: существует ли российский протестантизм, можем ли мы рассматривать его как одну из традиционных конфессий России, или это чуждое, инородное духовное явление, подброшенное нам «коварным Западом». Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, откуда взялись протестанты на Руси, когда они здесь появились, как сформировалась та часть населения России, которая сегодня исповедует протестантизм. В целом появление протестантизма в России следует рассматривать в рамках более широкого и значительного явления – встречи и взаимодействия двух цивилизаций: русской (в основе своей евразийской и православной), еще недавно освободившейся от ордынского господства и нуждавшейся в дополнительных импульсах для преодоления двухвековой задержки в развитии, и западноевропейской, совершившей к этому времени в результате сначала Ренессанса, а затем Реформации значительный скачок в экономическом, политическом и культурном развитии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул: «Сегодня наше сердце сопереживает народу Сирии, вашим соседям, с которыми Ливан связан тесными узами. Мы особенно состраждем сирийским христианам, которых те, кто претендует на право утверждать демократию в Сирии, убивают сегодня в собственных домах только потому, что они христиане. Те люди врываются в христианские дома и убивают их обитателей, у которых не было в руках оружия, изгоняют стариков и детей. Телевидение доносит до нас эти кошмарные картины трагедии сирийского народа. Многие в Сирии являются членами Антиохийской Православной Церкви , это наши братья и сестры. Сравнительно недавно, посещая Сирию, я имел возможность видеть эти лица. И как страшно сознавать, что многие из тех, кто молился вместе со мной и с Патриархом Игнатием , кто радостно и светло взирал на торжество двух Православных Церквей, сегодня уже не живут на белом свете, — они погибли в результате страшной войны, которая сегодня идет на территории Сирии». Отметив заботу Президента Ливана М. Слеймана о сохранении единства ливанского общества, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Это, конечно, главная Ваша ответственность как Президента. Но одновременно, будучи христианином, Вы утверждаете всей своей деятельностью важность, высоту христианских нравственных принципов как в жизни, так и в политике». В обращении к еще одному лауреату премии МФЕПН, В.И. Якунину, Предстоятель Русской Православной Церкви констатировал, что награжденный хорошо известен в России и за рубежом, в том числе своей многообразной деятельностью в сфере благотворительности, вкладом в развитие гуманитарных программ. В.И. Якунин возглавляет Фонд святого апостола Андрея Первозванного, Центр национальной славы России. Один из реализуемых при активном участии В.И. Якунина проектов — форум «Диалог цивилизаций» — направлен на установление интеллектуального культурного диалога с представителями различных национальностей. «Во время глобализации, когда все смешивается, когда возникает опасность уничтожения национальных, религиозных традиций, Ваша деятельность, Владимир Иванович, имеет совершенно особое значение», — засвидетельствовал Святейший Патриарх Кирилл.

http://patriarchia.ru/db/text/2741497.ht...

В ходе «Всеправославного конгресса» Патриарх Мелетий попытался лишить Православные Церкви права назначать епископов в страны, не входящие в границы канонических территорий этих Церквей. Такое право Патриарх хотел оставить только для Константинопольского Престола 764 . Однако вопрос был снят с повестки по настоянию представителя Сербской Церкви. Показательно, что Патриарх Мелетий в тот момент не сомневался в каноничности Русской Зарубежной Церкви и выслал ей постановления «Всеправославного конгресса» для обсуждения 765 . Участие иерархов РПЦЗ в стамбульском собрании могло стать основанием для порицания Зарубежного Синода со стороны ревнителей православия. Однако критика была бы преждевременной. В каком направлении пойдет обсуждение спорных вопросов, в Сремских Карловцах не знали. Кроме того, иерархам Зарубежной Церкви благодаря конгрессу вновь удалось привлечь внимание православного мира к событиям в России, в том числе и к «прещениям», наложенным обновленческим лжесобором на святителя Тихона. 4 июля 1923 г. Патриарх Мелетий издал грамоту 3244, в которой от имени конгресса поддержал Патриарха Тихона, призвал христианский мир приложить усилия к его освобождению и назвал решения московского обновленческого «Церковно-Народного» собора неканоничными 766 . Поэтому, несмотря на резкие отзывы в адрес Патриарха Мелетия, Зарубежный Синод по-прежнему не хотел вступать с Константинопольской Патриархией в конфликт. Нападение стамбульских греков на Патриарха Синод воспринял с возмущением. «1-го июня, – сообщали «Церковные ведомости», – несколько сот греков ворвались в помещение Вселенского Патриархата на Фанаре в Константинополе и потребовали от Патриарха Мелетия немедленного ухода его. Толпа разбила в здании стекла и мебель, разогнала членов Синода, оглашая воздух криками: «Долой Мелетия! Вон его!». Вышедшему к толпе Патриарху не дали говорить, и он вынужден был уйти внутрь. Затем в Патриархат... прибыла делегация Константинопольского греческого населения и потребовала от Патриарха немедленного отречения. На размышление дано было ему 2 минуты. Делегация здесь же приняла резолюцию, объявляющую Патриарха Мелетия низложенным. Турецкая пресса добавляет, что демонстранты-греки совершили... ряд насилий над Мелетием. Они нанесли ему несколько ударов. Один из них взял Патриарха за бороду и тянул по зале. Были нанесены удары кулаком». Выражая сочувствие Патриарху, газета объясняла причину изгнания его «венизелизмом» 767 , что якобы вызвало возмущение лояльных к турецкому правительству греков. Газета высказала и другое предположение, что Патриарха «изгнали православные греки-ревнители за его церковный либерализм» 768 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если уж говорить о патриотизме, о сохранении нации (не этноса!), то надо говорить о достойных представителях, которым несть числа среди нашего стомиллионного народа. Надо говорить о маразме чиновников, которые вбивают в головы молодежи, что «русские на Ставрополье - гости» или о заявлениях типа «предлагаем собраться представителям русской и армянской диаспор». С каких это пор русские в России стали диаспорой??? Говорить надо о том, что пожар войны в Чечне и Дагестане залит русской кровью, о подвигах мальчиков и их матерей (именно матерей!), подвиге, который совершается безвестно по сей день. Напоминать, что русские своими жизнями закрыли осетин во время недавней бойни. Русские первыми приходят на помощь во всех бедах людям любых национальностей. Можно вспомнить землетрясение в Спитаке, аварию в Чернобыле, теракты в разных городах. Конечно, повсюду были представители разных национальностей, но в силу нашего большинства, русских всегда и повсюду было намного больше. Об этом надо говорить, а не о том, что пьяный русский мужик кого-то побил или совершил непотребство. Надо рассказывать о тех русских, которые восстановили сотни храмов и монастырей, а не о том, что в одной из церквей работают гастарбайтеры из Азии. Работают, конечно, молодцы, но это - единичные случаи, а восстановлены тысячи церквей. Надо говорить о наших воинах, моряках, предпринимателях, рабочих и крестьянах, учителях и врачах, о простых русских людях, которыми жива пока ещё земля наша. Всем уже видно, что великая нация стоит на грани падения, так что же вы, православные патриоты, подталкиваете её к пропасти, вместо того, чтобы поднимать и укреплять? Капля камень точит. Те ли капли вы роняете и туда ли? Можно с красивым лозунгом, сломя голову, бежать воцерковлять Китай или Израиль, но не забывайте, что бежите вы по русским головам, безжалостно втаптывая русских мальчиков и девочек в грязь. Можно приводить десятки, сотни положительных примеров, которые мы просто воспринимаем как норму, но некоторым надо поднять на щит именно негатив, которого тоже, к сожалению, немало. Умилиться мусульманину, оказавшему уважение православному священнику, но забыть про убитых батюшек и распятых на крестах оконных переплетов русских солдат на Кавказе, и совсем не брать в расчет (потому что это для нас, опять же, норма), то, что миллионы русских православных людей попросту материально содержат своих батюшек, без афиширования и буквально кормят их на свои кровные ежедневно. Возмущаться Русскими пробежками и считать экстремистским лозунг «Русский значит трезвый!», но тут же восхититься тем, что представители малых народов занимаются спортом и строить для них спортзалы.

http://ruskline.ru/analitika/2012/07/13/...

Ряд священнослужителей Православной Церкви Молдовы, позднее аналогичным образом совершивших своевольный переход в «Бессарабскую митрополию», запрещены в служении впредь до их возможного раскаяния. Члены Священного Синода Русской Православной Церкви с глубоким сожалением констатировали, что упомянутые постановления Синода Румынской Православной Церкви находятся в прямом противоречии со священными канонами, в частности с 11, 12, 31 и 32 правилами Святых Апостолов, 2 правилом II Вселенского Собора, 5 и 8 правилами III Вселенского Собора, 13 правилом IV Вселенского Собора, 17 правилом Пято-Шестого (Трулльского) Собора, 13 и 22 правилами Антиохийского Собора. Выразив решительное несогласие с данными постановлениями, Синод Русской Церкви предупредил, что в случае их дальнейшей реализации неизбежны тяжкие последствия как для двусторонних отношений Русской и Румынской Церквей, так и для единства Православной Церкви в целом. Отмечено, что упомянутые в решении Синода Румынской Православной Церкви «румынские православные клирики… возвращающиеся в Бессарабскую митрополию» в действительности никогда не принадлежали к последней, как и к Румынскому Патриархату в целом. Священный сан был ими получен в Русской Православной Церкви, и наказание они понесли за нарушение священнической присяги и другие канонические преступления, а вовсе не «по причине их принадлежности к Румынской Православной Церкви», к которой они не могут принадлежать в силу отсутствия отпускной грамоты. Также участники заседния напомнили, что 17 правило Трулльского Собора предписывает, дабы «никто из клириков, в какой бы степени кто ни был, не имел права без увольнительной от своего епископа граматы определен быти к иной церкви», — указывая при этом, что нарушивший данное правило «будет извержен и сам, и неправильно приявший его». Председателю Отдела внешних церковных связей митрополиту Волоколамскому Антонию поручено дополнительно изучить вопрос о действиях Румынского Патриархата и своевременно внести предложения на рассмотрение Священного Синода.

http://patriarchia.ru/db/text/6110137.ht...

Желая ослабить значение подобного отношения еп. Графтона к XXXIX чл., проф. В. А. Соколов заявляет, что мнение Графтона в рассматриваемом вопросе не может иметь существенного значения по той простой причине, что он является «представителем и выразителем не американской епископальной церкви..., а лишь известного, существующего в недрах этой церкви направления, которое обычно именуется «кафолическим движением»... Откровенно говоря, вышеприведенные суждения В. А. Соколова представляются мне несколько странными. На основании их следует прийти к тому выводу, что еп. Графтон, выдвигая вопрос о соединении американской церкви с церковью православно-восточной, представил вероисповедную систему своей церкви в ложном свете. Я не знаю лично еп. Графтона и потому не могу судить об его моральном облике. Мне однако ж думается, что престарелый иерарх американской церкви, приехавший нарочито издалека в православную Россию с целью поставить великий и святой вопрос о соединении церквей, едва ли мог совершить поступок, бросающий сильную тень на его моральный облик. Допустим однако ж самое худшее и именно то, что епископ Графтон пред первоиерархом Русской церкви Митрополитом Антонием явился ложным представителем американской епископальной церкви, будучи в действительности лишь представителем кафолического движения, существующего в этой церкви. Каковы однако ж следствия из всего этого по отношении и к нему самому и к проф. Керенскому с его книгой об американской епископальной церкви? Мне думается, не настолько печальные, как по-видимому полагает мой строгий критик. Ведь откровенно говоря, при постановке вопроса о соединении американской церкви с церковью православно-восточной в серьез и можно говорить именно об этом кафолическом движении, существующем в указанной церкви, или так называемой высокой партии, составляющей лучшую часть англо-американской церкви. Что же касается низкой и широкой партий, то при решении указанного вопроса обе указанные партии не могут быть принимаемы в расчет, потому что для этих партий, при их чисто протестантском учении о церкви как невидимой величине, самые слова: «воссоединение церквей» являются пустыми словами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

В слове к участникам торжества Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «Сегодня соборно, с участием Глав Православных Церквей, освящен этот великолепный, величественный храм. По своим размерам, по своей красоте и архитектурным особенностям он является доминантой Подгорицы, можно сказать, доминантой Черногории. И это не случайно, потому что храм сей вобрал в себя великую православную традицию, на которой зиждется духовная и нравственная жизнь этого места и этого народа. Но важен не только храм сам по себе — важно, что в очень трудное для этого народа, для этой страны историческое время люди приняли решение о его возведении. Храм невозможно построить, если так приказал высокий начальник или захотел какой-то церковный руководитель, но можно, когда этого желают люди, потому что храм строится в том месте и в то время, где и когда это потребно для человека. Поэтому сей величественный храм является памятником веры ныне живущего поколения черногорцев. Это ваш памятник, и в веках он будет напоминать потомкам о вашей вере и, может быть, многим поможет понять, что если в такое сложное переходное время здесь, в Черногории, возжелали иметь этот храм, значит, люди чувствовали, что от храма Божия с Неба приходит помощь в самых трудных жизненных обстоятельствах. Но храм — не только свидетельство веры людей, но также и вызов, который обращен к каждому христианину. Самым великим украшением храма является не архитектура, не роспись, а люди, которые в нем молятся. А потому вызов заключается в том, чтобы в сем храме всегда были молящиеся люди. И тот, кто молится, знает, что сила Божия совершается в нашей слабой человеческой жизни, что она сильнее всякой человеческой силы. И свидетельством тому является, в том числе, трудная история Церкви и трудная история Черногории. Ваш народ сохранился только потому, что оставался верным Православию. В трудные годы, когда внешние враги угрожали самому существованию маленькой Черногории, черногорцы идентифицировали себя, в первую очередь, с Православием. Православие было главной идеей самоидентификации народа. Вы сохранились как народ, как государство именно потому, что никогда не изменяли православной вере.

http://patriarchia.ru/db/text/3287859.ht...

Мятеж 1863 года открыл, как пред правительством, так и пред русским обществом, всю опасность, какой подвергался весь Западнорусский край со стороны польского дворянства и латинского духовенства, явно и безбоязненно провозглашавших тогда владычество Польши в границах 1772 г. До последнего мятежа вся западная окраина нашего отечества не только для русского общества, но и для самого правительства была покрыта густым туманом, заслонявшим хитрую работу крамольников, которые подавляли русское начало в этом крае и на которых, столько раз почти безуспешно, указывал правительству высокопр. Иосиф. На закате дней владыка с утешением увидел, что, дотоле почти забытый Западный край, становится предметом особенной заботливости и изучения, как для правительства, так и для всего русского общества, мало занимавшегося в недавнее время прошлою судьбою и характером этого края. В период мятежа 1863 года, на защиту попранного дела православия и русской народности в западной России, горячо стали такие знаменитые ученые и писатели, как Катков, Аксаков, профессор Коялович. He только одни образованные люди, но и все русское общество выразило сочувствие к своим западным братьям многочисленными пожертвованиями в пособие духовным лицам, потерпевшим разорение от польских мятежников, а также в пользу беднейших церквей и на школы народные. Высокопр. митрополит с чувством глубокой благодарности отнесся к этим пожертвованиям со стороны русских людей. Так, по поводу значительного пожертвования церковных принадлежностей разными лицами в пользу 373-х сельских церквей Литовской епархии, митрополит Иосиф предписал духовенству, после освящения пожертвованных вещей, в присутствии прихожан совершить молебствие за здравие и благоденствие благотворителей, а затем разъяснить прихожанам важное значение этих жертв, как выражающих братское сочувствие к ним со стороны единоверных и единокровных православных братьев, в том числе – самого Государя Императора и всего Царского дома. В августе состоялся отпуск из Государственного казначейства, на пособие духовенству Литовской епархии, 42,000 рублей. Из этой суммы архипастырь назначил самое большее пособие тем священнослужителям и причетникам, которые сами устроили и поддерживали церковно-приходские школы, занимаясь в них безвозмездным обучением детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Официальный сайт Русской Православной Церкви опубликовал летопись Патриаршего служения в 2014 году. 31 декабря. ПРАВМИР. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в 2014 году совершил 214 богослужений, возглавил 18 епископских, 44 иерейских и две диаконские хиротонии. Предстоятелем Русской Церкви было освящено 17 храмов и 19 других объектов: часовен, закладных камней в основание будущих церквей, памятников, колоколен и зданий, включая общежитие Московских духовных школ. Официальный сайт Русской Православной Церкви опубликовал летопись Патриаршего служения в 2014 году. Патриаршее служение в 2014 году также можно увидеть в фотографиях . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 октября, 2021 13 апреля, 2021 31 декабря, 2015 18 октября, 2023 29 мая, 2022 16 марта, 2022 31 января, 2022 22 декабря, 2021 17 декабря, 2021 7 октября, 2021 13 апреля, 2021 31 декабря, 2015 18 октября, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-sovers...

Эксперты и журналисты называют " Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с незаконным вторжением Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви " – " ответом " Фанару. Эта трактовка действий Святейшего патриарха Кирилла, на мой взгляд, неверна. Это не " ответ " . Это констатация той религиозно-политической ситуации, которая сложилась внутри мирового православия на сегодняшний день. Синод Русской Православной Церкви 14 сентября зафиксировал новую историческую реальность. Вещи названы своими именами. Эти " вещи " теперь имеют новую конфигурацию, которая требует нового описания. Именно это и сделал Святейший патриарх Кирилл. В старую конфигурацию вернуться уже невозможно. Теперь вселенское православие живет в новой религиозно-политической реальности. Патриарх Кирилл предпринял все шаги, возможные в рамках церковной дипломатии, вплоть до личного визита к Патриарху Варфоломею. После исчерпания дипломатии он собирает заседание Священного Синода, который в своём уже историческом документе фиксирует новые обстоятельства. Обозначена историческая нетерпимость Константинополя к русскому православию. Приводятся конкретные поступки " фанариотов " из истории XX века – взаимодействие с большевиками, попытка низложения патриарха Тихона. Обозначены еретические учения Константинопольской церкви – экуменизм, второбрачие, " папизм " . Обозначена богословская зависимость Константинополя от Рима (католики) и Всемирного совета церквей (протестанты). Обозначена политическая несвобода Константинополя – зависимость от США. Разумеется, всё это было известно ранее и неоднократно обсуждалось в течение последнего столетия на различных церковных встречах. При этом Константинополь и Москва сохраняли дипломатический баланс. Осенью 2018 года Константинополь словами и действиями обнажил свою религиозную идеологию и политические намерения, совершив вторжение на чужую каноническую территорию. Церковная дипломатия в этой ситуации потеряла всякий смысл. Церковный народ (речь идет о миллионах) взволнован, и патриарх Кирилл принимает решение обратиться к своей пастве сразъяснением и собирает для этого специальное заседание Священного Синода. Этот Синод войдет в историю, поскольку зафиксировал, повторю, новые религиозно-политические обстоятельства.

http://religare.ru/2_116311.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010