123 Суворов Александр Васильевич (ок. 1730–1800) – граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799), русский полководец, генералиссимус (1799); одержал победу над турками при Козлудже (1774), Кинбурне (1787), Фокшанах (1789), Рымнике (1789), Измаиле (1790), провел Итальянский и Швейцарские походы, автор ряда военно-теоретических трудов. 124 Людовик XIV (1638–1715) –французский король (1643); провел некоторые реформы, способствовавшие полной победе абсолютизма в стране; в области внешней политики стремился к господству в Европе; конец его царствования ознаменовался кризисом в экономике страны и выступлением народных масс. 126 На Флорентийском соборе (1439) была принята уния православной и католической церквей с папой римским во главе. Это решение ни юридически, ни фактически ни русской, ни другими православными церквами не принималось. 127 Кобенцель – Кобенцель Людвиг (1753–1809) – граф, известный австрийский государственный деятель и дипломат, посланник в Пруссии (1774–1779), посланник, а затем посол в России (1779–1800); многое сделал для сближения Австрии и России; министр иностранных дел 1800), канцлер и глава правительства (1801 –1805). 129 Кастри Шарль де (1727–1802) – маркиз, маршал (1783), государственный деятель Франции, военный министр. 130 Следующие за этим подробности о турках выпущены при переводе по своей незначительности. (Здесь и далее прим. Переводчика) 132 Лаперуз Жан Франсуа (1741 –1788) – французский мореплаватель; совершил кругосветное плавание, открыл пролив (ныне – пролив Лаперуза), отделяющий Японские острова от острова Сахалина. 133 Здесь пала Земира, и опечаленные Грации должны набросать цветов на ее могилу. Как Том, ее предок, как Леди, ее мать, она была постоянна в своих склонностях, легка на бегу и имела один только недостаток – была немножко сердита; но сердце ее было доброе. Когда любишь, всего опасаешься, а Земира так любила ту, которую весь свет любит, как она! Можно ли быть спокойною при соперничестве такого множества народов? Боги, свидетели ее нежности, должны были бы наградить ее за верность бессмертием, чтобы она могла находиться неотлучно при своей повелительнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алексей Львович Беглов Содержание Исчезновение духовенства, деградация богослужений, таинств и иерархических связей Формирование “катакомбной” субкультуры Деградация церковной жизни как следствие политики властей Усилия Священноначалия Русской Православной Церкви по нормализации церковной жизни Список сокращений     В 1930-е и 1940-е гг. подполье играло роль сохранения церковной жизни, которая не могла существовать в легальных условиях 1 . Но в последние военные и послевоенные годы стали заметны изменения, которые претерпели за два десятилетия различные стороны нелегальной церковности. Репрессии 1920-х и особенно 1930-х гг. накладывали отпечаток не только на жизнь действующих церквей, но и на деятельность церковного подполья. Например, в незарегистрированных общинах, так же как и в легальных приходах, значительно сократилось число церковнослужителей. При этом традиционная религиозность жителей СССР оставалась сильна в течение всего рассматриваемого периода 2 . Поэтому репрессии против духовенства вели не к исчезновению подпольных богослужений, а к их изменению. Изменения эти носили характер редукции богослужебных чинопоследований, обрядов и таинств и в конце концов вытесняли обычаи церковного подполья в область внецерковных практик. Известные примеры дают возможность проследить стадии этого процесса. Исчезновение духовенства, деградация богослужений, таинств и иерархических связей Вследствие репрессий 1930-х гг. в некоторых регионах число даже заштатных священников уменьшилось настолько, что роль руководителей подпольных богослужений перешла к мирянам, причем не только к мужчинам, но и к женщинам. В Воронежской и Курской областях нелегальные моления без священников возглавили мужчины-старики. Во второй половине 1940-х гг. они составили нечто вроде замкнутой корпорации, старались принять благообразный, патриархальный вид, отпускали длинные бороды, волосы стригли в кружок, отчего их и группы, ими возглавляемые, стали называть “дедушками” 3 . Нередко совершителями подпольных служб становились бывшие певчие и псаломщики, как, например, это было в 1944 г. в Чувашии 4 . В других районах Курской области (Большетроицкий и другие, позднее вошедшие в состав Белгородской области) нелегальные общины возглавили женщины. Это движение получило название серафимовцев или самокрестов 5 . Аналогичные случаи встречались в Тульской и Ульяновской областях 6 . Обычным явлением стало совершение богослужений стариками и “старуха­ми, ранее принимавшими участие в управлении” религиозными общинами, а также монахинями в сельских районах Алтайского края 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Началась регистрация на международный фестиваль в защиту семейных ценностей «За жизнь-2011» Москва, 25 мая 2011 г. Началась регистрация на международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь-2011», который пройдет 7-9 июля в Москве. Представители Поместных Православных Церквей, религиозных и общественных организаций, благотворительных фондов, научного сообщества из России и зарубежья приедут в Москву для участия в крупнейшем православном форуме в сфере защиты материнства и детства. По программе фестиваля, 8 июля, в день семьи, любви и верности, с приветственным словом к участникам фестиваля обратится Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который в этот день совершит Божественную Литургию в Марфо-Мариинской обители вместе с председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископом Смоленским и Вяземским Пантелеимоном – председателем жюри фестиваля. «Брошенные дети, брошенные родители, брошенные инвалиды, алкоголизм, наркомания, бездомность, массовые многомиллионные искусственные аборты – все это результат разрушения современной семьи. - Говорит президент фестиваля, руководитель направления Синодального отдела по благотворительности Сергей Чесноков. – Именно восстановление нормальной семьи, возрождение традиционных семейных ценностей и являются основной целью фестиваля». На фестивале будут представлены технологии по организации церковно-приходской работы в защиту жизни и семейных ценностей; по оказанию помощи беременным женщинам и семьям с детьми; по терапии постабортного синдрома; по информационно-просветительской работе и социальной рекламе; по правозащитной деятельности. В рамках фестиваля будут проведены выставки, мастер-классы, семинары, концерты, уличные акции и лазерное шоу. В прошлом году фестиваль «За жизнь» собрал активистов из 65 городов России, Украины и Белоруссии, а также из стран Дальнего Зарубежья. В этом году ожидается, что фестиваль станет еще более представительным. На форум приглашаются церковные и общественные организации, представители епархий Русской Православной Церкви, представители науки, культуры, искусства, профильные государственные учреждения, СМИ, мастера-ремесленники, благотворители и рекламодатели, издательства. Делегаты фестиваля также приглашаются для участия в специальном конкурсе проектов в различных номинациях.

http://pravoslavie.ru/46721.html

Парламентарии также призывают российское руководство дать поручение представителю РФ при ООН срочно созвать заседание Совета Безопасности для рассмотрения трагической ситуации в Гаагском трибунале. «Мы призываем правительство Голландии принять немедленные меры для предотвращения злодеяния, которое совершается в тюрьме ООН на территории Голландии. Ответственность за гибель политзаключенного Воислава Шешеля ляжет не только на палачей из Гаагского трибунала, но и на тех в России, кто мог, но не захотел вмешаться в убийство, совершаемого на их глазах», — заявляют парламентарии, назвавшие Шешеля «одним из наиболее стойких друзей России». Воислав Шешель добровольно сдался международному правосудию в феврале 2003 года. Лидера сербских радикалов и бывшего кандидата в президенты страны обвиняют в преследовании людей по расовым и религиозным мотивам, изгнании с мест проживания, незаконном помещении в места заключения, пытках и убийствах. Утверждается, что находившиеся под контролем Шешеля полувоенные формирования совершили эти преступления в ходе вооруженных конфликтов в 1991-1995 годах в Хорватии, Боснии и Герцеговине и сербской области Воеводина. 3 декабря в Белграде в штаб-квартире Сербской радикальной партии было обнародовано политическое завещание Воислава Шешеля, написанное им в тюрьме через три дня после начала голодовки. В завещании Шешель призывает соратников по партии твердо придерживаться концепции «Великой Сербии» (включающей также Республику Сербская Краина, существовавшую на территории Хорватии до этнической чистки 1995 года, а также Республику Сербскую в Боснии), ни при каких обстоятельствах не соглашаться на отделение Косово и Метохии от Сербии и настаивать на прекращении всяких отношений с теми государствами, которые признают независимость этого региона. Шешель призвал также всеми силами препятствовать вступлению страны в Евросоюз и НАТО, развивать отношения с Россией и другими славянскими и православными странами, проводить дружественную политику по отношению к Китаю, Индии, арабским, африканским и латиноамериканским государствам, которые «противостоят американской гегемонии».

http://patriarchia.ru/db/text/169096.htm...

Нам нужно заботиться о творении Божием   22 июля 2015 г. 17:27 Очередной выпуск авторской передачи председателя  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества   протоиерея Всеволода Чаплина  «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз»   18 июля 2015 года. Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте. 13 июля этого года Священный Синод определил ежегодным днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября каждого года. Практика такого особого дня молитвы о природе, об окружающей среде, о творении Божием существовала и ранее в ряде Поместных Церквей — в некоторых из них в качестве такого дня было определено 1 сентября. Но мы знаем, что в России и других странах канонического присутствия Русской Православной Церкви 1 сентября обычно отмечается как День знаний. В этот день верующие школьники, студенты, педагоги, профессора, родители приходят в храм, чтобы попросить благословения Божия на новый учебный год, и поэтому именно первое воскресенье сентября было определенно Священным Синодом как день молитвы за Божие творение. Был благословлен специальный чин молебна, который теперь будет совершаться каждый год в каждом храме Русской Православной Церкви вот в этот день, в первое воскресенье сентября. В особых молитвах и песнопениях этого молебна говорится о покаянии за те грехи неправильного, варварского, хищнического отношения к творению Божию, которые совершило человечество, и говорится о сохранении этого творения, ныне переживающего вместе с человечеством, и в значительной степени именно благодаря его грехам, многие и многие страдания. Вот что говорится в богослужебных текстах, включенных в чин краткого молебна о сохранении творения Божия: «Еще молимся о еже не помянути беззаконий и неправд людей Своих, и отвратити от нас весь гнев Свой, праведно на ны движимый, и не погубити мир сей гладом, жаждею и иными бедами, но сохранити его и нас пощадити, молимтися, услыши и помилуй». Вот какие слова включены в молитву: «Благословен еси, Господи, потопом омывый при Ное грех человеческий! Даруй нам потоки слезныя и омовение скверн наших, да обратимся от злых дел, хищений и неправд наших, во еже хранити достояние Твое.

http://patriarchia.ru/db/text/4170416.ht...

л) «Современные церковные вопросы Т. Филиппова», стр. 15: «(Крепость греческой народности) одна только и могла выдержать вековой напор варварского насилия и среди огненных искушений отстоять себя и в тоже время соблюсти, как для себя, так и для своих единоверцев, целость и непорочность вверенного ее преимущественному хранению исповедания. Эта многовековая борьба, которую греки выдерживали не против одного грубого насилия турок, но и против утонченного коварства иноверной Европы, постоянно стремившейся всеми доступными ей средствами, per fas et nefas, подчинить своему влиянию православный Восток, и в которой этот малочисленный и отовсюду теснимый народ, при таком страшном неравенстве сил, ни разу не остался побежденным и не упустил своего высоко вознесенного знамени, составляет неотъемлемую заслугу греков, явственными и неизгладимыми чертами втесанную на страницах истории, и дает им неоспоримое право на вечную признательность всего православного мира, как искусным и крепкостоятельным бойцам за его общую святыню». – стр. 274–275: «До времен патр. Никона, в русской церкви существовал обряд, ныне содержимый единоверцами и раскольниками, тогда как восточные единоверные нам церкви содержали тот обряд, который усвоен нами со времени исправления книг при Алексее Михайловиче. И однако эта разность не только не мешала полному и безусловному единению в вере церквей восточных и русской, но об ней до времени патр. Никона никогда не было и помину, точно ее на деле не было. А между тем в ту пору посещения России нашими восточными братьями: греками, сербами, сирийцами, болгарами и т. д., были весьма часты, можно сказать, беспрерывны. За это время у нас жил и действовал, в течение нескольких десятилетий, знаменитый церковный учитель Максим Грек , совершилось поставление патр. Иова констант. патриархом Иеремиею, патр. Филарета – иерусалимским парт. Феофаном и т. д. Не заметить при этом обрядовой разности, которая существовала между русскою и восточными церквами, очевидно, было нельзя, но, повторяю, вопроса об ней, и даже малейшего упоминания, ни с чьей стороны, сколько мне известно, не возникало».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

1929 год – XIV Всероссийский съезд Советов внес поправки в Конституцию РСФСР, ограничивающие права верующих. Если в прежней редакции статья 4 формулировалась так: “Свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами”, то в редакции 1929 г . было записано следующее: “Свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами” (из статьи было изъято положения о свободе религиозной пропаганды). 1944 год – Издано постановление СНК СССР за 523 об открытии богословско-пастырских курсов в Саратове. 1982 год – В Москве прошла Всемирная конференция «Религиозные деятели – за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы» (10–14 мая). В конференции приняли активное участие представители Русской Православной Церкви. 1992 год – Святейший Патриарх Алексий II и Блаженнейший Архиепископ Хризостом совершили Божественную литургию в Благовещенском соборе Никосии. Литургия совершалась в сослужении архиереев и клириков Русской Православной Церкви, сопровождавших Святейшего Патриарха Алексия II, членов Священного Синода и клириков Кипрской Православной Церкви. В конце литургии Блаженнейший Архиепископ Хризостом наградил Святейшего Патриарха Алексия II Большим орденом Апостола Варнавы. В дни пребывания в пределах Кипрской Церкви Святейший Патриарх Алексий II в сопровождении Блаженнейшего Архиепископа Хризостома посетил Пафосскую, Китийскую и Лимассольскую митрополии, мужские и женские монастыри, осмотрел ряд археологических достопримечательностей. Предстоятели подчеркнули важное  значение братских связей между двумя Церквами и необходимость укрепления всеправославного единства и сотрудничества. Стороны решительно осудили незаконные действия униатов на Западной Украине, где многие православные не только лишились мест для молитвы, но и оказались в положении дискриминируемого меньшинства. Предстоятели выразили глубокую озабоченность римско-католической экспансией на канонической территории Московского Патриархата, а также прозелитической деятельностью протестантских фундаменталистов. Стороны уделили особое внимание положению, которое возникло в результате раскольнической деятельности, в том числе – так называемой «Украинской автокефальной православной церкви». Единодушно осудив ее деятельность на канонической территории Московского Патриархата, предстоятели обеих Церквей заявили, что любые попытки расколоть единство Поместной Православной Церкви являются тяжким грехом перед Богом и всей Полнотой Православия.

http://pravoslavie.ru/5445.html

Для православного канонического правосознания допустима лишь такая интерпретация положения о главенстве императора в Церкви, которая подразумевает возглавление и представление императором сословия мирян, но не епископата. В таком смысле и интерпретировалось соответствующее положение в канонической и юридической литературе 19 в. большинством авторов. Во внутренней политике Павел проявлял подчеркнутый антиаристократизм, стремился стать «народным» царем, что ставило его в весьма натянутые отношения с придворными кругами. Неожиданная переориентация внешней политики на союз с наполеоновской Францией, угрожавшая британским интересам, стоила Павлу жизни. 12 марта 1801 г. совершился очередной государственный переворот, инспирированный английским посольством. Император Павел был убит заговорщиками. 4. Епархиальное управление В синодальную эпоху порядок епархиального управления, права и обязанности епископов, устройство органов епархиальной власти подвергаются детальной регламентации. В 1716 г., еще до издания «Духовного регламента», была составлена новая форма клятвенного обещания, произносившегося архиереями вместе с исповеданием веры перед хиротонией. Помимо известных и в греческой, и в древней русской практике обещаний соблюдать церковные предания, каноны, охранять церковный мир, управлять паствой в духе евангельской кротости показывать послушание высшей церковной власти, в синодальный период клятвенное обещание включало и такие клятвы, как: 1) никого не предавать анафеме и не отлучать от Церкви по личным побуждениям; 2) с отпадшими поступать миролюбиво, кротко и благоразумно; 3) монахов держать во всей строгости монашеских уставов; 4) не строить церквей без надобности и не ставить церковнослужителей сверх потребы; 5) ежегодно или по крайне мере один раз в два года обозревать свою епархию; 6) мертвых тел, формально не освидетельствованных, не выдавать за святые мощи; 7) притворно беснующихся (кликуш) наказывать духовными мерами и предавать светской власти; 8) не допускать вымышленных чудес от икон и источников; 9) не вмешиваться в мирские дела. К клятвенному обещанию присоединялась общая государственная присяга на верноподданническое служение самодержцу и повиновение исходящим от него законам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Просветительская, миссионерская, информационная деятельность епархий, монастырей и приходов сегодня нуждается в приоритетном приложении усилий и лепт. Перейду к рассмотрению более конкретных вопросов, связанных с жизнью Русской Православной Церкви в различных ее областях. III. Деятельность Патриарха и Священного Синода в межсоборный период За межсоборный период текущее руководство церковными делами, согласно Уставу об управлении Русской Православной Церкви, осуществляли Патриарх Московский и всея Руси со Священным Синодом. Мне как Предстоятелю Церкви приходилось иметь практически каждодневное попечение о епархиях, Синодальных учреждениях, ставропигиях и приходах города Москвы. Я регулярно встречаюсь с руководителями всех Синодальных структур, решая текущие вопросы и определяя направления работы. Стараюсь принимать правящих архиереев, неуклонно наблюдаю за отчетами Преосвященных, наместников, настоятелей и настоятельниц ставропигиальных обителей. В настоящем докладе сделаю обзор некоторых данных, содержащихся в этих отчетах. Многократно по просьбе епархий и монастырей я представлял ходатайства в органы власти о возвращении храмов, святынь, церковного имущества, о решении различных возникающих на местах вопросов. Стремлюсь быть в курсе дел всех приходов нашего стольного града, во многих из которых за последние годы совершил богослужения. Патриарший престол поддерживает постоянный контакт с высшей государственной властью Российской Федерации, других стран Содружества Независимых Государств и Балтии, парламентариями, региональными руководителями. В ходе бесед с главами государств, правительств, депутатами, начальниками различных ведомств неизменно стараюсь ставить насущные проблемы церковной жизни, а также говорить о бедах и нуждах народа, о необходимости созидания мира и согласия в обществе. Как правило, нахожу понимание и впоследствии вижу добрые плоды поддержания церковно-государственных отношений на высшем уровне. Регулярно проходят мои встречи с руководителями государств дальнего зарубежья, их послами, аккредитованными в Москве, главами иностранных церквей и религиозных организаций, руководством межправительственных структур.

http://sedmitza.ru/lib/text/429352/

Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Прибытие. Молебен в Георгиевском Патриаршем соборе на Фанаре. Встреча с Патриархом Константинопольским Варфоломеем. 4 июля 2009 года 4 июля 2009 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл с первым официальным визитом в качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви в Константинопольский Патриархат. По прибытии Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен в Георгиевском Патриаршем соборе на Фанаре. Затем в Тронном зале Константинопольской Патриархии состоялась братская встреча Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. Пресс-служба Московской Патриархии Патриархия.ru Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Прибытие. Молебен в Георгиевском Патриаршем соборе на Фанаре. Встреча с Патриархом Константинопольским Варфоломеем. Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Прибытие. Молебен в Георгиевском Патриаршем соборе на Фанаре. Встреча с Патриархом Константинопольским Варфоломеем. Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Прибытие. Молебен в Георгиевском Патриаршем соборе на Фанаре. Встреча с Патриархом Константинопольским Варфоломеем. Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Прибытие. Молебен в Георгиевском Патриаршем соборе на Фанаре. Встреча с Патриархом Константинопольским Варфоломеем. Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Прибытие. Молебен в Георгиевском Патриаршем соборе на Фанаре. Встреча с Патриархом Константинопольским Варфоломеем. Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Прибытие. Молебен в Георгиевском Патриаршем соборе на Фанаре. Встреча с Патриархом Константинопольским Варфоломеем. Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Прибытие. Молебен в Георгиевском Патриаршем соборе на Фанаре. Встреча с Патриархом Константинопольским Варфоломеем.

http://foto.patriarchia.ru/church/sinoda...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010