Монгольское семейство языков обязательно изучается при университете. Русское правительство особенно покровительствует ученым синологам и лицам как духовным, так и светским, служащим в Пекине. Посредством их оно желает иметь дружеские сношения с китайским правительством и учеными, из среды их избирает способных наставников для китайской Пекинской Правительственной школы, по русскому языку и литературе. Такого рода труды достаточно оплачиваются жалованием со стороны самого китайского правительства. ж) Как ни внимателен г. д-р Дейжен к рассмотрению успехов ученых трудов членов миссии китайской и других лиц, командировавшихся в Азию с учеными целями, но сделанный им очерк значительно неполон сравнительно с последними изысканиями. Однако ж, эта неполнота не умаляет значения оценки русской учености, произнесенной в свое время пред иностранцами. С другой стороны, в «Sketch of the Russian Eccles. Mission» замечаем большой недостаток, происходящий от незнакоства г. Дейжена с наличными сокровищами библиотеки миссии и количеством книг им преувеличенном. Для нас важно решение следующих вопросов: все ли богатство материала китайских книг миссии исчерпано и разработано, и можно-ли только на одних членов миссии и лиц служащих в Китае возлагать труд такого рода обработки? Ответим на первый вопрос: несмотря на все старание пользоваться сокровищами собственной библиотеки, со стороны ближайших членов миссии, исчерпано сравнительно весьма немного. Остается еще более впереди, а для этого требуются лица со специальными целями работающие и чем более их будет, тем лучше. Таковы напр. студенты миссии не только дипломатической, но и духовной, т. е. иеромонахи; первые – поступающие на службу из университетов, а вторые – из духовных академий, или вообще с высшим образованием. Из этих лиц могут быть и отличные учителя для самих китайцев, в которых они нуждаются. Если библиотека миссии не будет увеличиваться ежегодно, и оставаться без разработки, то и цель не будет достигаться. Сокровища пекинской библиотеки могут быть также с пользою распределены в другие пункты русской жизни на Востоке, требующие духовной пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Борьба за сохранение Русской Духовной Миссии 1878–1880 303. Проект преобразования Русской Духовной Миссии, представленный в Палестинскую Комиссию консулом в Иерусалиме Н.А. Иларионовым Иерусалим 1878 г. Подлинник Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, имевшая при открытии своем после Крымской войны начальником епископа, состоит ныне из архимандрита – начальника Миссии, двух иеромонахов и одного иеродиакона. При Миссии полагается хор певчих, число коих не всегда бывает одинаково, и в последнее время было их пять человек, а прежде шесть. При Миссии состоит также драгоман из местных арабов и имеется некоторое число служителей, необходимых как для церкви, так и самой Миссии. Миссия содержится на средства, отпускаемые Св. Синодом, ежегодно золотою монетой, в количестве 14650 рублей, присылаемых при посредстве министерства иностранных дел в Иерусалимское консульство по полугодиям, векселями на Лондон, в 1129 5 за каждое полугодие, причем рубль считается в 37 пенсов. Векселя эти передаются консульством начальнику Миссии, который сам уже уплачивает содержание подведомственных ему лиц. Открывая Духовную Миссию в Иерусалиме, правительство наше имело в виду возложить на Миссию, кроме духовного представительства, и другую, без сомнения, более важную и существенную обязанность – обязанность духовного назидания приходящих в Палестину русских поклонников. Поручение Миссии духовного представительства заключалось, конечно, в желании иметь в Иерусалиме представителя Русской Церкви, подражая при том, по всей вероятности, другим христианским исповеданиям, имеющим в Святом Граде своих патриархов и епископов; затем, так как Духовная Миссия была учреждена еще до открытия императорского консульства и было тогда только вице-консульство в Яффе, подведомственное генеральному консульству в Бейруте, то Миссия несла на себе, кроме забот собственно духовных, также и заботы о всех нуждах русских богомольцев и оказывала им, по возможности, защиту и покровительство. Таким образом, имея при том же во главе духовное лицо с высоким саном епископа, Миссия становилась в то же время как бы представительницей всех вообще интересов русского народа в Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Не говорю уже о крайне неосторожном образе его действий в отношении к прибытию в Иерусалим почти внезапно, о чем он теперь и сам сожалеет, узнав, к каким толкам и беспорядкам подал он повод своим странным поступком... Патриарх нисколько не скрывал своих чувств и намерений в отношении к миссии. Он начал с Яффы, где прежде всего стал расспрашивать с улыбкою, как поживает Мелитопольский (т. е. начальник русской миссии), как преуспевает его школа и разные другие заведения? По приезде в Иерусалим, он был так неосторожен в словах с своими подчиненными и разными посетителями особенно из турок, что первые, позволив себе даже некоторое нарушение приличий в отношении ко мне (весьма недолго, впрочем, продолжавшееся), чуть не на площадях стали кричать, что русская миссия теперь получит другой вид; а последние не только между собою толковали о нашей вражде и устранении даже консула, которого все уже ожидали, но и ко мне стали адресоваться с разного рода предложениями в полной уверенности, что между мною и патриархом все уже кончено. Ими «русских», имя «друзей русских» – то и дело повторялось с различными угрозами, или даже с торжествующим хвастовством» 242 . С начальником русской миссии патриарх был вежлив, но очень холоден. Один раз он позволил себе даже упрекнуть преосв. Кирилла «домом, за который заплатил деньги», а в другой раз «недвусмысленно коснулся причин, от чего у него борода поседела прежде времени» 243 . Неизвестно, при помощи каких именно средств, но только преосв. Кирилл успел в скором времени достичь значительного улучшения во взаимных отношениях между иерусалимским патриархом и русскою духовною миссиею. Из одного места в донесении преосв. Кирилла русскому посланнику в Константинополе от 19 августа 1858 года можно заключать, что главное из этих средств заключалось в том, что начальник русской миссии только предложил (чрез яффского вице-консула) патриарху самому лично присмотреться к действиям русской миссии, а не полагаться в своих суждениях и отзывах на донесения окружавших его лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Положение Иерусалимской Миссии в тот период осложнялось как враждебным отношением Турецких властей в лице Губернатора Иерусалима , так и трениями с иерусалимской Патриархией . «У архимандрита Леонида [начальника Миссии — К.И.] были какие-то нелады с иеромонахом Виктором, и ему очень хотелось его быстрого увольнения, однако он пробыл в Миссии двойной срок (четыре года)» . Оказавшись в столь сложном положении иеромонах Виктор пишет в письме епископу Гермогену: «Сам я лично после ухода из Хвалынска живу постоянно в великой скорби. Не раз просил благословения у преосвященнаго Антония, чтобы вернуться назад в Хвалынск, но он не отвечает на сие. Правда, внешнее мое положение куда лучше, но, оказывается, все ничто, если нет внутренняго мира, радости сердечной... Владыко Антоний пишет, чтобы я крепился и занимался для будущаго языками, а я написал ему решительное просительное письмо, чтобы куда-нибудь перевел меня из Иерусалима. Утешение и забвение нахожу в изучении наитруднейшаго арабскаго языка» . В 1908 году в Киеве с 12 по 26 июля проходил Всероссийский миссионерский съезд. В это время иеромонах Виктор находился в отпуске в Киеве. 18 июля о. Виктор «по протекции Волынского архиепископа Антония и по желанию Киевского митрополита Флавиана» выступил на съезде с пространным докладом об Иерусалимской Духовной Миссии. В своем выступлении иеромонах Виктор подверг критике все что касалось миссии: мотивы ее образования, её прошлую и настоящую деятельность; «у нас еще и не было в Иерусалиме духовной Миссии как посланничества высшею духовною властью Русской Церкви духовных лиц с определенными чисто-церковными и религиозными целями» , — заявил он в начале доклада. Доклад получил резонанс и стал предметом обсуждения в Синоде, от начальника Миссии был потребован отчет о деятельности и методах решения обозначенных проблем . Это несанкционированное начальником Миссии выступление на съезде и его последствия серьезно осложнили бывшие уже напряженными отношения иеромонаха Виктора с архимандритом Леонидом. В итоге, определением Святейшего Синода за 3 от 10-13 января 1909 года о. Виктор был назначен смотрителем Архангельского духовного училища.

http://bogoslov.ru/article/614333

каждому, а для драгомана и шести певчих по 250 р. каждому. При рассмотрении этого штата, сразу же должно броситься в глаза всякому одно обстоятельство – крайне ограниченный состав миссии, особенно если иметь при сем в виду, что самою главною целию вновь учреждавшейся миссии поставлялась ее представительность церковная и ее влияние на единоверных и инославных обитателей Востока посредством благолепного совершения богослужения. Ближайшее будущее обнаружило все неудобства, какие должна была испытывать миссия, вследствие ограниченного своего состава, и заставило начальника миссии ходатайствовать пред начальством об увеличении состава ее. Уже в письме от 17 апреля 1858 г. преосв. Кирилл просил г. синодального обер-прокурора увеличить состав миссии посредством назначения одного иеродиакона, двух (особых) иподиаконов и двух певчих, равно как тогда же просил он об увеличении содержания миссии по некоторым статьям. Обер-прокурор докладывал об этом Св. Синоду 4 июня/5 июля 1858 г., при чем Св. Синод постановил: 1) существующий штат иерусалимской миссии усилить прибавкою к оному одного иеродиакона, двух иподиаконов и двух певчих, с назначением им: первому жалованья 800 р. и на стол 500 р., двум иподиаконам по 600 р. и на стол по 250 р. каждому, двум певчим по 500 р. и на стол по 250 р. каждому; 2) к положенному для драгомана содержанию прибавить 100 р. и на стол 100 р. 151 , и 3) настоящее предположение об увеличении состава миссии и о назначении ему содержания сообщить чрез г. обер-прокурора министру иностранных дел с тем, что если и он, с своей стороны, признает это необходимым, то благоволил бы об этом уведомить, равно как и о том, согласится ли он половину всего необходимого на этот предмет расхода (4700 р.) принять на счет сумм вверенного ему министерства, так как Св. Синод не имеет в настоящее время никакой возможности отнести весь этот расход на счет капиталов, в ведении его находящихся. Мы не знаем, что ответило на это министерство иностранных дел. Но из отношения министра иностранных дел к преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Смею думать поэтому, что этою частью своего донесения о. Антонин не удовлетворил ожиданиям Святейшего Синода иметь достоверные сведения о происшедших не– устройствах с беспристрастным о них мнением. О. Антонин нашел более удобным, не восстановляя против себя консула, с которым ему приходилось жить, и защищающего консула посольства, все нестроение, как он выражается, предать забвению. Это было ему тем легче, что о. Леонид был отозван и, как знал о. Антонин, более в Иерусалим не возвратится. Но каждое такое двуличие влечет за собою наказание, и полагаю, что в течение 20-летнего своего служения в Иерусалиме о. Антонин не раз раскаивался, что не сказал своевременно своего правдивого слова в защиту Русской Духовной Миссии 1331 . Переходя затем ко второй части донесения о. Антонина, где он разбирает общие взаимные отношения Духовной Миссии и среды, в которой ей приходится действовать, следует отдать полную справедливость его знакомству с рассматриваемым им предметом, вескости и меткости его мнений, но нельзя также не заметить недостатка, присущего обеим разобранным частям донесения и заключающегося в том, что обе они изложены для выводов третьей части, где он излагает свои предположения о будущем устройстве Иерусалимской Духовной Миссии. Что касается до этой последней, к которой мы вернемся ниже, при подробном изложении судьбы Духовной Миссии в начальствование о. архимандрита Антонина, здесь достаточно будет только указать, что основною его мыслью было учреждение в Константинополе Духовной Миссии, в дипломатическом значении этого слова, при Восточных Иерархах и с устройством агентства Миссии в Иерусалиме, приблизительно в тех же отношениях к Константинопольской Духовной Миссии, как консульства к посольству. Это агентство в Иерусалиме о. Антонин предлагал учредить не то в виде монастыря, не то в виде братства с иеромонахом – наместником начальника Духовной Миссии. Это свое предположение, о котором, как видно, знал граф Игнатьев (приложение 5), о. Антонин в своем донесении провел так далеко, что назвал даже лицо, предназначаемое на роль этого наместника, – известного нам афонского деятеля, архимандрита Макария, тогда игумена Киевского Матронинского монастыря 1332 , и представил смету на это братство в той же сумме 14.650 р., которая тогда расходовалась на Миссию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Обострение отношений СССР и Израиля сказывалось на положении Русской духовной миссии в Иерусалиме. К негативному настрою в израильском обществе в отношении Советского Союза, вызванному поддержкой арабских стран в противостоянии Израилю, добавился еще и судебный процесс над гражданами СССР преимущественно еврейского происхождения, планировавшими в июне 1970 года захватить в аэропорту Ленинграда пассажирский самолет для перелета в Израиль – «ленинградское самолетное дело». Смертный приговор организаторам преступления и длительные сроки заключения его участникам спровоцировали пикеты и акции протеста у стен миссии: звучали оскорбления в адрес церковных представителей, зданию миссии был нанесен ущерб. Происходили нападки на миссию в израильских СМИ. Временами агрессивные акции доходили до осквернений и ограблений храмов, как это случилось в декабре 1971 года с храмом святого апостола Петра в яффском Русском саде. Преступление побудило Святейшего Патриарха Пимена направить телеграмму президенту Израиля Залману Шазару с выражением озабоченности произошедшим и протеста. Соответствующая телеграмма была также послана генеральному секретарю ВСЦ Ю. К. Блейку с просьбой предпринять возможные действия для защиты миссии и ее имущества. Глава и члены русского церковного представительства на Святой Земле поддерживали постоянные рабочие контакты с главами советской дипломатической миссии в Израиле, среди которых в разные годы были чрезвычайный и полномочный посол М. Ф. Бодров, временный поверенный в делах посольства СССР в Израиле А. С. Лихачев, чрезвычайный и полномочный посол Д. С. Чувахин. На деловых встречах, проходивших большей частью в посольстве СССР, церковные представители обсуждали с советскими дипломатами деятельность миссии, в том числе имущественные и хозяйственные вопросы. Некоторые из них требовали консультаций посольства с МИД СССР . Послы СССР в Израиле, первые секретари и руководители консульского отдела советского посольства присутствовали на богослужениях в храмах миссии, совершаемых по случаю праздничных дат, участвовали в церковных приемах и многосторонних встречах, проходивших в здании русского церковного представительства. Духовную миссию посещали и делегации Министерства иностранных дел СССР. Так, в июле 1960 года в миссию прибыли ответственные сотрудники советского внешнеполитического ведомства, находящиеся в Иерусалиме с целью проведения переговоров с израильскими властями о правовом статусе имущества, принадлежащего Русскому палестинскому обществу и Русской духовной миссии в Иерусалиме. Миссию многократно посещали дипломаты посольства Финляндии в Израиле, в частности консул Леонид Таурен, как для протокольных встреч, так и для делового общения, особенно в период после разрыва дипломатических отношений между СССР и Израилем, когда финская дипломатическая миссия представляла интересы Советского Союза в израильском государстве.

http://bogoslov.ru/article/6195260

Шесть больших бронз. подсвечников и один такой же меньшего размера. Шесть больших медных лампад и шестнадцать меньших. Большое бронз. паникадило с лампадками. Патриаршее место, дерев. резное. Три больших метал, подсвечника. Два столика. Пятнадцать дубов, скамеек. Свечной ящик. 4-го Мая 1894 г. По заявлению свечника, у него выручки за 2 месяца – шестьсот руб. кред. бил. Денег в церкви не оказалось. Свечник хранил их на дому. Все означенные в сих описях предметы Архимандрит Арсений принял в своё ведение и на хранение. (Подписал): Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Архимандрит Арсений. При составлении сей описи присутствовали: (Подп.) Титулярный Советник Ал. Воеводский. (Подп.) Член Миссии Иеромонах Парфений. (Подп.) Член Миссии Иерод. Виссарион. С подлинным верно. За секретаря: (подпись) Ал. Воеводский Печать Императорского Российского Генерального Консульства в Иерусалиме 47 . АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/11, д. 5, л. 77 об, –80. Русская духовная миссия при преемниках архимандрита Антонина (1894–1914 гг.) 26. Предложение обер-прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева Святейшему Синоду С.-Петербург, 24 июня 1894 г. Подлинник. За смертию бывшего начальника Иерусалимской Духовной Миссии Архимандрита Антонина должность настоятеля оной остаётся вакантною. Признавая с своей стороны, что эту должность мог бы с пользою для Миссии проходить настоятель Саровской пустыни игумен Рафаил, имею честь предложить Святейшему Синоду, – не благоугодно ли будет назначить на оную упомянутого Рафаила 48 . АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/11, д. 5, л. 97. 27. Определение Св. Синода о назначении архимандрита Рафаила начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме С.-Петербург, 12 октября 1894 г. Машинопись. Копия. 1894 года октября 12 дня. По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: имели суждение по поводу назначения на вакансию Начальника Российской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Рафаила. Приказали: о состоявшемся назначении архимандрита Рафаила Начальником Российской Духовной миссии в Иерусалиме уведомить Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского грамотою следующего содержания: «Блаженнейшего и Святейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всея Палестины Кир Герасима, превожделеннейшего и возлюбленнейшего о Христе Брата и Сослужителя Нашего, о Господе приветствуем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Дело протопресвитера Кирилла Зайца находится на постоянном хранении в УФСБ РФ по Псковской области и составляет семь томов: первый посвящен начальнику Миссии протопресвитеру Кириллу Зайцу; второй – начальнику канцелярии прот. Н. Жунде, третий – секретарю А.Я. Перминову , четвертый – помощнику начальника о. Н. Шенроку и переводчику Г.И. Радецкому , пятый – благочинному Ивану Амозову и шестой – младшему ревизору Миссии прот. Л. Воронову. Седьмой том содержит справки и жалобы заключенных: о. Ливерия Воронова, А.Я. Перминова  и И. Амозова. Эти следственные дела объединены по содержанию в одно, хотя члены Миссии были арестованы в разное время в результате показаний о. Кирилла. Следствие по делу Караваева, Трубецкого и Мироновича к этому времени продолжалось, поэтому объединить его с делом отца Кирилла не представилось возможным, и оно было выделено в отдельное производство. Состав арестованных был разнообразен. Никто из них, кроме о. Ливерия, не имел высшего образования. Он также был единственным, происходившим из русской священнической семьи. А.Я. Перминов  – немец, его бабушка жила в Швейцарии. Отец Н. Шенрок и Г.И. Радецкий  тоже немцы, оба дворянского происхождения; о. Кирилл Зайц и о. Н. Жунда – латыши. Что касается И. Амозова, то его биография полна противоречий и вымыслов. Следствие отца Кирилла шло четыре месяца, постоянно устраивались очные ставки. Допросы продолжались около четырех часов, проходили в разное время, иногда глубокой ночью. Каждый допрос арестованных по делу Псковской Миссии, в отличие от дел 1937 года, четко обозначен во времени. Важен и тот факт, что все арестованные, кроме о. Н. Шенрока и о. Л. Воронова, дали собственноручные показания. Показания отца Кирилла отличаются особой аккуратностью почерка и характерным подчеркиванием заглавий. Обстоятельные подробности и детали, которыми он освещает работу Миссии, при сопоставлении с другими архивными документами, не оставляют никаких сомнений в их достоверности. Складывается впечатление, что отец Кирилл, которому в то время было 75 лет, пошел на сотрудничество со следствием, как и многие другие члены Миссии, чтобы облегчить свою участь. Отец Л. Воронов, характеризуя о. Кирилла Зайца, говорил: «он был человек мягкосердечный и сговорчивый – несколько мягко сказанных слов могли заставить его уже через минуту со всем соглашаться, против чего он только что негодовал» [ 3] .

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Ближайшими сотрудниками преосв. Кирилла были назначены два иеромонаха из постриженников Оптиной пустыни: Леонид Кавелин 157 и Ювеналий Половцев 158 . Первый из них оставался членом миссии до 1859 г., когда был уволен из нее, по расстройству своего здоровья. Преосв. Кирилл был доволен его сотрудничеством. По крайней мере, 17 апреля 1858 г. он писал обер-прокурору Св. Синода гр. А. П. Толстому о нем следующее: «иеромонах Леонид имеет поручение изучать здешнее монашество, как человек, знающий толк в деле и весьма интересующийся делом иночества: надеюсь, что его наблюдения принесут нам впоследствии весьма много пользы, особенно тогда, когда Господу благоугодно будет положить правительству на мысль озаботиться судьбою наших русских обителей» 159 . Иером. Ювеналий оставался членом миссии до 14 апр. 1861 г., когда был уволен из нее также по расстроенному здоровью. Он был, как можно видеть из того же письма преосвящ. Кирилла к гр. А. П. Толстому от 17 апреля 1858 г., ближайшим помощником преосв. Кирилла в ведении письменных сношений миссии и начальник ее был совершенно доволен его сотрудничеством. Место иером. Леонида впоследствии занял иеромонах Вениамин, о назначении которого в миссию ходатайствовал в 1860 году преосв. Кирилл; а кто был преемником иеромонаха Ювеналия, – не имеем сведений. Обязанности иеродиаконов миссии за время управления ею преосв. Кирилла исполняли: Евкарпий, Христофор, назначенные при самом образовании миссии, и Анастасий, о которых упоминает преосв. Кирилл в своем письме к кн. А. Н. Горчакову от 16 ноября 1860 г. В числе певчих, которые были набраны из среды студентов академии и семинарии петербургских упоминаются в равных деловых бумагах преосв. Кирилла г.г. Лаппо, Якимовский и Крылов. Мы выше видели, что уже в самом докладе министра иностранных дел Государю Императору, утвержденном 23 марта 1857 года, намечались некоторые черты будущей деятельности иерусалимской миссии. При отправлении же этой последней на Восток, ей была вручена особая инструкция, весьма подробно (хотя, как увидим, и не во всем ясно и точно) определявшая цель и задачи деятельности миссии. По смыслу этой инструкции, русская миссия в Иерусалиме, находившаяся под управлением преосв. Кирилла, должна была:

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010