Поскольку Истина неотделима от Церкви, постольку попытки Ее постижения вне экклезиологического контекста ведут к ложному представлению о некоем самодостаточном христианстве вне Церкви, и к оправданию существования бесцерковного христианства поиском Истины. 18 Отход от принципа истинности в богословии превращает богоискательство в духовное блуждание, что стало одной из причин кризиса в жизни Русской Православной Церкви в начале XX в. 19 Церковный подход к разного рода заблуждениям сложился еще в апостольское время, 20 и заключается в обличении лжеучений, и раскрытии христианской веры применительно к заблуждениям и ересям, пытавшимся переопределить содержание Откровения до такой степени, что они, по слову апостола Павла, стали проповедовать другого Иисуса. 21 В основе апостольского отношения к сектам лежит заповедь апостола Павла своим преемникам: «… заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом… проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое». 22 Апостольский подход к пониманию задач церковной миссии среди еретиков был воспринят святыми отцами, усматривавшие суть ересей в их религиозно-философских построениях, а не во внешних проявлениях, и свою задачу видевшие в их опровержении. 23 Таким образом, святоотеческий подход к борьбе с ересями состоял в объективном изучении ересей и заблуждений, и сообразуясь с ними, в раскрытии православного учения, поскольку нет иного пути к спасению заблудших, кроме свидетельства об Истине. «Ибо хотя не легко обратиться душе, объятой заблуждением, – говорит свщмч. Ириней Лионский , – но не совсем невозможно освободиться от заблуждения, как скоро предстанет истина». 24 2. Терминологическая проблематика в богословии и религиоведении

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/prav...

Наличие православности как характеристики собственной веры православные предлагают не только другим, но предъявляют это требование себе самим. Для каждого нового поколения православных христиан остается важной задачей сохранить чистоту веры и на сколько возможно воплотить в своей жизни неизменное учение Христово. Мы предлагаем другим христианам также стать на этот путь и идти им вместе с нами. Именно такое направление межхристианского диалога, в частности, приветствуются в документе Русской Церкви об отношении к другим христианам: «Весьма отрадным и вдохновляющим является тот факт, что инославная богословская мысль в лице своих лучших представителей проявляет искренний и глубокий интерес к изучению святоотеческого наследия, вероучения и строя Древней Церкви» (п.4.6). Неизменность и непрерывность веры Церкви в исторической перспективе указывает на ее живую связь с Богом. В послании к евреям святой апостол Павел пишет: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13.8). Эта неизменность и непрерывность веры утверждается в Церкви действием Святого Духа, Которого Христос послал Своим ученикам: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.15, 26). Понимание неизменности и непрерывности полноты церковной жизни на земле предполагает сохранение вероучительной истины, иерархического служения и принципов духовной жизни непрерывно с апостольского века. Именно поэтому не может быть введено никаких новшеств в основополагающие элементы церковной жизни, а тем более таких положений, которые бы вступали в противоречие с тем, что всегда признавалось в Церкви нормой веры и нормой жизни. В противном случае мы были бы вынуждены признать, что апостолы не получили полноту откровения о вере и жизни Церкви. Мы тогда открываем дорогу для возможности получения новых откровений от Бога и согласия с возможностью «развития» вероучения. А если так, то, будучи последовательными в проведении этой мысли, нам будет трудно не согласиться, например, с некоторыми мусульманами, которые говорят, что их вероучение — это откровение третьего завета после Христа.

http://patriarchia.ru/db/text/1284760.ht...

Во-вторых, странен для нас и сам образ погребения Спасителя. Пещера, Камень Помазания, камень, закрывающий вход, - все это для русского человека столь странно, что порой на иконах Воскресения изображают привычные нам могилы и гробы. Когда мы посещали монастырь Святой Троицы на участке Русской Духовной Миссии в Хевроне (там находится знаменитый Мамврийский дуб), у нас была возможность осмотреть еврейские могилы первого века. Покойников полагали в пещеру, высеченную в скале. В глубине пещеры выдалбливали нишу, в которой устраивали некое подобие стола для умершего. Рядом с пещерой устраивали еще один каменный стол, на котором полагали тело покойного для умащения благовониями и обвития пеленами. После обвития погребальными пеленами и умащения тело полагали в пещеру и закрывали вход большим камнем. Иногда к большому камню приваливали камень поменьше, а место сцепления камней опечатывали особой печатью - кустодией. Примерно через год после погребения к пещере вновь приходили родственники покойного. За это время под воздействием палестинского климата тело высыхало, оставались только кости. Их перемывали в благовониях (отсюда выражение «перемывать кости») и складывали в небольшой ящик - оссуарий. Его полагали в специальной нише гроба, расположенной там же, в пещере. И если семья или весь род переезжал на другое место жительства, они могли легко взять с собой кости всех своих родственников. Таким образом, становится более понятным, как евреи, уходя из Египта, смогли взять с собой кости праотца Иосифа, завещавшего похоронить его в Земле Обетованной. Еще одно место из Ветхого Завета стало мне понятней во время паломничества по Святой Земле. В книге пророка Иеремии повествуется о том, как Господь повелел положить пророку его льняной пояс в расщелине скалы у реки Евфрат. Затем Он повелел вновь взять свой пояс и, указывая на его негодность, сказал: Этот негодный народ, который не хочет слушать слов Моих, живет по упорству сердца своего и ходит вослед иных богов... будет как этот пояс, который ни к чему не годен. Ибо, как пояс близко лежит к чреслам человека, так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин,... чтобы они были Моим народом и Моею славою, хвалою и украшением; но они не послушались (Иер. 13, 10-11). Возникает недоумение: как пророк успел так быстро сходить до Месопотамии, где протекает известная река Евфрат, да еще и дважды. Оказывается в Палестине, под горой, на которой располагается родное селение пророка Иеремии - Анату (в древности г. Анафоф), протекает небольшая речушка. Она также носит название Евфрат. И все становится понятным.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Процесс нравственного созревания мира не может остановиться, а может только временами замедляться. Но это дает нам основания не для уныния и отчаяния, а для бодрой работы, потому что впереди ее – светлое будущее: на новом небе и новой земле уже не будет места злу, а будет жить правда вечная. Христианство еще не завершило своей миссии в мире, не прошло до конца своего пути, и его назначение состоит в том, чтобы внутренне очищать и возвышать жизнь человечества, пока будет оставаться на земле человечество. Но, смотря на то, что было до Христа, и что сталось после Него, смотря на этот величайший мирный переворот в человечестве, мы окрыляемся верой и светлой надеждой на победу добра. В этот светлый праздник веры и радости нам близко становится старое, но вечное и трогательное приветствие ангелов, воспетое в час явления в мир нашего Спасителя: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Памяти К.Д. Ушинского 213 Слово Божие и церковное, провожая умерших «в путь всея земли», или поминая их по смерти, неизменно говорит нам о всех усопших: «память их в род и род». Такова вера христиан в вечную загробную жизнь, таково убеждение в непристающем бытии духовной личности человека, такова уверенность в том, что память человеческая в церкви и в молитве обращается в вечную память пред Богом живых и мертвых... Но то же слово Божие отмечает особенных людей, о которых не в этом только общем смысле личного бессмертия можно сказать: «память их в род и род». Оно говорит нам выразительно: «Восхвалим славных мужей и отцов рода нашего. Есть между ними такие, которые оставили по себе имя для возвещения хвалы их, мужи, дела которых не забываются, телеса их в мире погребены быша, а имена их живут в роды. Народ будет рассказывать об их мудрости, и Церковь станет возвещать их хвалу» ( Сир. 44:1, 8–9, 13–14 ). Поистине таков поминаемый сегодня великий Сын земли святорусской Константин Димитриевич Ушинский. Поистине народ наш знает об его мудрости и возвестит ему хвалу. И поистине, память его в род и род, из поколения в поколения среди русских детей, в русской школе, которой он отдал всю свою жизнь и все великие дарования своего духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Хеврон – один из древнейших городов мира. Здесь поселился Авраам, по повелению Божию вышедший из земли своей и от родства своего (Быт 12, 1). Здесь Авраам приобрел погребальную пещеру, где схоронил Сарру (Быт 23, 1–20), а потом и сам был погребен, и его потомки. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын. Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал [ей]: нет, ты рассмеялась. И встали те мужи и оттуда отправились к Содому [и Гоморре]; Авраам же пошел с ними, проводить их. В окрестностях Хеврона сохранился Мамврийский дуб, где произошло явление Трех Ангелов, возвестивших Аврааму о рождении Исаака. Хевронский участок принадлежит Русской Духовной Миссии. Здесь располагается монастырь в честь Святой Троицы. Тропарь Пятидесятнице, глас 8 Благословен еси, Христе Боже наш,/Иже премудры ловцы явлей,/низпослав им Духа Святаго,/и теми уловлей вселенную,/Человеколюбче, слава Тебе. Кондак, глас 8 Егда снизшед языки слия,/разделяше языки Вышний,/егда же огненныя языки раздаяше,/в соединение вся призва,//и согласно славим Всесвятаго Духа. Величание Величаем Тя,/Живодавче Христе,/и чтим Всесвятаго Духа Твоего,/Егоже от Отца послал еси//Божественным учеником Твоим. Стихира, глас 2 Видехом свет истинный,/прияхом Духа Небеснаго,/обретохом веру истинную,/нераздельней Троице покланяемся,//Та бо нас спасла есть. Ина Стихира, глас 8 Приидите, людие,/триипостасному Божеству поклонимся,/Сыну во Отце, со Святым Духом./ Отец бо безлетно роди Сына соприсносущна и сопрестольна,/и Дух Святый бе во Отце с Сыном прославляемь,/едина сила, едино существо,/едино Божество./ Емуже покланяющеся вси глаголем:/Святый Боже, вся содеявый Сыном содейством Святаго Духа;/ Святый Крепкий, Имже Отца познахом и Дух Святый прииде в мир;/ Святый Безсмертный, утешительный Душе,/от Отца исходяй и в Сыне почиваяй,/Троице Святая, слава Тебе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Дом праведного Симеона Богоприимца, а позднее и гроб его находились на юго-западе от Иерусалима, в местности, называемой Катамон. Теперь здесь греческий монастырь. Главная его святыня – гроб святого Симеона. Из службы Сретения Господня Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром,/яко видеста очи мои спасение Твое,/еже еси уготовал пред лицем всех людей,/свет во откровение языков//и славу людей Твоих Израиля. Тропарь, глас 1 Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/из Тебе бо возсия солнце правды Христос Бог наш,/просвещаяй сущия во тьме./ Веселися и ты, старче праведный,/приемый во объятия Свободителя душ наших,//дарующего нам воскресение. Кондак, глас 1 Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим/и руце Симеоне благословивый,/якоже подобаше, предварив,/и ныне спасл еси нас, Христе Боже,/но умири во бранех жительство и укрепи люди,//ихже возлюбил еси, едине Человеколюбче. Тропарь святому праведному Симеону Богоприимцу, глас 4 Симеон старец днесь веселится,/восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога,/от уз плоти разрешитися прося/и вопия:/видеста очи мои//спасение Твое мирови. Кондак, глас 4 Старец днесь отрешитися/от юз моляшеся сего жития тленнаго,//Христа восприят на руце, Зиждителя и Господа. Горняя. Айн-Карем Русский Горненский монастырь Евангелие от Луки 1, 39–58 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. Участок в месте, связанном с Иоанном Крестителем, купил для Русской Духовной Миссии приснопамятный архимандрит Антонин (Капустин). Он построил небольшую церковь в византийском стиле – в честь Казанской иконы Божией Матери и основал монашескую общину. Горненский монастырь – первая русская обитель в Иерусалиме и сегодня – самый большой монастырь на Святой Земле. Недавно сооружен храм в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Миссия примирения включает в себя " диалог общественной деятельности " , посредством которого люди различных вероисповеданий трудятся вместе ради достижения гражданского мира, предотвращения конфликтов и экстремистских угроз. Действуя совместно ради созидательных традиционных духовно-нравственных ценностей и более справедливых законов, защищая священный дар жизни и противостоя опасностям глобализации, можно достичь мира между конфликтующими народами, национальностями и культурами, социальными группами и странами. Одним из важных аспектов миссии примирения является " миссия примирения в памяти " , когда примирение происходит в социально-политическом сознании людей, снимая конфликты, разделения и отчуждения, вызванные гражданскими войнами и резкой мировоззренческой поляризацией общества. В мире, разрываемом политическими, социальными и религиозными конфликтами, миссионеры должны осознавать, что служение примирения и мира дано нам, " потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения " (2 Кор. 5, 19). Все виды миссионерского служения основываются на принципе Божественной любви. Поэтому, непременно оставаясь верными Православию, мы обязаны уважать в человеческом отношении представителей других религиозных убеждений. В то же время наше мирное сосуществование с людьми иных вероисповеданий не должно пониматься как возможность смешения различных религиозных традиций. 2.3. Образ современного миссионера и его качества Все члены Церкви, как Тела Христова, призваны быть миссионерами в широком смысле слова и нести общецерковное апостольское служение. Поэтому каждый православный христианин обязан осознавать возложенную на него ответственность свидетельства. Миссионером в конкретном смысле является проповедник, имеющий специальное миссионерское образование, возвещающий слово Божие тем, кто не слышал православного свидетельства. Миссионерский призыв, выраженный апостолом Павлом: " …если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! " (1 Кор. 9, 16),

http://mitropolia.spb.ru/docs/kontseptsi...

Ибо третье тысячелетие, в которое мы вступили, возвращает неожиданную актуальность первому, которое возрождается во всяком открытии ошеломляющей новизны, глубины, парадоксальности, даже «скандальности» христианской веры. И это возрождение будет становиться все более ощутимым по мере того, как «век сей», «мир сей» в своей ментальности и привычках будет все дальше уходить от веры. Путь Православия в эпоху глобализации может быть подобен тому, по которому в недалекие времена мы прошли при коммунизме: насильственное превращение мира в духовную пустыню пробуждает жажду в глубинах человеческого существа, и эта жажда, по каким-то оставленным ориентирам, знакам, следам, но часто и вслепую, наощупь, находит источник воды живой. «И все пили одно и то же духовное питие, – говорит Апостол, – ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» ( 1Кор 10:4 ). И следы, ведущие к этому камню, бывают в пустыне заметнее и глубже, чем в ином цветущем саду. Разумеется, неизменным ориентиром Православия остается его постоянная обращенность к апостольскому и святоотеческому наследию, но тому наследию, которое «в сердце, по духу, а не по букве» ( Рим 2:29 ), к тому канону, который пишется «не чернилами, но Духом Бога Живаго» ( 2Кор 3:3 ). Апостольская заповедь «хранить себя неоскверненным от мира» ( Иак 1:27 ) всегда умела соединять себя с проповедью, миссией, диалогом. «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою», – говорит Псалом (118:11); но из того же сердца то же Слово «износилось» в мир, просвещало им вселенную, покоряло им как буйство плоти, так и эту смесь недоверия разума с суеверием души, которое живет во всяком язычестве и в те времена, и в эти. И этот чужой, дальний, часто враждебный мир, от которого следовало хранить себя, покоряясь Слову, также входил во «внутреннюю клеть» Апостолов и преображался в ней. Для них не было границ для Благой Вести, не только географических, но и душевных, интеллектуальных, духовных. Вспомним Апостола Павла в ареопаге: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны» ( Деян 17:22 ), – говорит он, вовсе не желая похвалить многобожие, ибо афиняне статуями многих богов хотели скорее оградить себя от Бога Живаго, чем поклониться Ему, но ради того, чтобы завязать диалог, найти ту общую тропу, с которой можно выйти к благовестию и проповеди: «Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (17:23). Свобода как страна миссии

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Зато какое же сладостное чувство испытает душа твоя, когда ты сделаешь добро тайное! Твое сердце скажет тебе тогда, что на него низошло благословение Божие, как роса небесная, что это благословение низведено свыше молитвою того бедняка, которого ты осчастливил своим благодеянием. Ей – так! И воистину сие доброе дело, сокрытое от людей, будет для души твоей манною небесною, для сердца твоего елеем радования, и ты познаешь тогда, сколько счастья и блаженства может доставить человеку одно дело любви христианской. «Да не увесть же шуйца твоя, что творит десница твоя!» Аминь. (Поучение на день святого Николая Чудотворца) 123. У дуба Мамврийского В расстоянии получаса пути от Хеврона, в прекрасной и плодоносной долине Мамврийской красуется знаменитый дуб Мамврийский. Этот великан виден издалека; величина его изумительна: ветви раскинулись в виде обширного навеса на сто двадцать шагов в окружности; окружность ствола у корня около восьми сажен. Вид этой священной древности внушает к ней чувство благоговения, а воспоминания, соединенные с этой святыней, переносят мысль благочестивого поклонника святых мест во времена давно минувшие, когда люди были проще и к Богу были ближе, когда Бог явился Своим избранникам в образе человека и беседовал с ними лицом к лицу, как Отец с любимыми детьми. Представляя читателям нашим изображение этого священного дерева (православным сынам России особенно приятно при этом вспомнить, что местность священного дуба Мамврийского ныне принадлежит Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, и что близ сего дерева есть приюты для русских богомольцев), раскроем неподражаемо трогательные по простоте своей страницы книги Бытия, и прочитаем рассказ о событии, здесь совершившемся. " И явился Аврааму Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и видит: три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им, и поклонился до земли, и сказал: «Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

С.-Петербург 11 ноября 1897 г. Подлинник Милостивый государь Валериан Всеволодович При Высочайшем утверждении 27 января 1890 года новых штатов Русской Духовной Миссии в Иерусалиме было между прочим постановлено: «2. Начальник Русской Духовной Миссии определяется и увольняется указом Святейшего Синода, определение и увольнение остальных членов Миссии и служащих при оной зависит непосредственно от начальника Духовной Миссии. 6 . Жительство в доме Духовной Миссии лиц женского пола строго воспрещается». Ныне при исполнении этих двух постановлений встречается следующее затруднение: некоторые из уволенных членов и служащих в Духовной Миссии, а также семейные певчие, ссылаясь главнейше первые на неимение средств к возвратному пути в Россию, а вторые на неполучение квартирных денег, продолжают жить в доме Русской Духовной Миссии, позволяя себе при этом разные поступки, которые не могут быть допускаемы в благоустроенном монастыре. Поэтому, сделав распоряжение о выдаче увольняемым членам и служащим в Духовной Миссии при отъезде их в Россию не в зачет месячное жалованье и путевые деньги для проезда в Россию иеромонахам, иеродиаконам и регенту в размере 268 фр., прочим же служащим в размере 67 фр., а также на выдачу семейным певчим квартирных до 600 фр. в год из остатков от штатных сумм по содержанию Миссии, обращаюсь к Вашему Превосходительству с покорнейшею просьбою сделать зависящее распоряжение, чтобы генеральное консульство в Иерусалиме по заявлениям начальника Духовной Миссии и приеме от него причитающихся денег принимало меры к действительному выселению из дома Миссии как уволенных членов и служащих Миссии, так и семейных певчих. Кроме того, в Русской Духовной Миссии встречается еще один вопрос, значительно мешающий ей в правильном отправлении ее обязанностей и к отстранению которого буду убедительно просить содействия Вашего Превосходительства. На земле, принадлежащей Русской Духовной Миссии, в селении Айн-Карем (евангельской Горней), с разрешения бывшего начальника Миссии, ныне покойного о. архимандрита Антонина, поселилось до ста русских женщин, образуя из себя монашескую общину, причем многими из них, отчасти на собственные средства, отчасти при пособии о. Антонина, были выстроены отдельные домики на общеупотребительных в русских монастырях правилах, что выстроенный таким образом домик составляет неотчуждаемую собственность строительницы до ее смерти и затем переходит в полную собственность Миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010