Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОШУА БЕН ХАНАНИЯ (2-я пол. I в.- 1-я пол. II в.), один из авторитетных учителей раввинистического иудаизма эпохи после разрушения Второго Иерусалимского храма. Сведения о жизни И. б. Х. содержатся в Иерусалимском и Вавилонском Талмудах (как в Мишне, так и в Тосефте). Согласно преданию, И. б. Х. был левит по происхождению (Вавилонский Талмуд. Маасэ Шени. 5. 9) и служил певчим в Иерусалимском храме до его разрушения в 70 г. (Вавилонский Талмуд. Арахин. 11б). Уже в юные годы была очевидна одаренность И. б. Х. в изучении Свящ. Писания и Галахи , поэтому он стал одним из 5 ближайших учеников законоучителя Йоханнана бен Заккая (Пирке Авот. 2. 8). По богословским убеждениям И. б. Х. был сторонником фарисейской школы Гиллеля . Во время взятия римлянами Иерусалима И. б. Х. вместе с Элиезером бен Гирканом вынес из осажденного города своего учителя в гробу (Вавилонский Талмуд. Гиттин. 56а; Эйха Рабба. 1. 5; Авот де рабби Натан (А). 4; Авот де рабби Натан (B). 6). Позднее на протяжении неск. десятилетий И. б. Х. был высокопоставленным членом Ямнийского синедриона и исполнял обязанности главы Судебной коллегии, заместителя наси (этнарха) (Вавилонский Талмуд. Бава Кама. 74б). Предание отмечает, что И. б. Х. занимал дипломатичную позицию и стремился всегда прийти к компромиссному решению. В качестве примера приводится его конфликт с этнархом Гамалиилом II . Суть конфликта сводилась к разногласиям по вопросам литургических и календарных нововведений, рекомендованных Гамалиилом. В источниках в описании этого конфликта И. б. Х.- незаслуженно пострадавшее лицо; он проявил готовность унизиться, кротость и смирение. Этот инцидент стал причиной смещения Гамалиила II и возведения на Патриарший престол Елиезера бен Азарии. Впосл., по преданию, И. б. Х. ходатайствовал о восстановлении Гамалиила II в его прежнем статусе (Мишна Рош ха Шана. 2. 8-9; Иерусалимский Талмуд. Берахот. 4. 1, 7 c-d; Таанит. 4. 1; Вавилонский Талмуд. Берахот. 27b - 28a; 36a).

http://pravenc.ru/text/673733.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЙОХАНАН БЕН ЗАККАЙ [ивр.        ] (ум. ок. 80 г. по Р. Х., Берор Хайиль), иудейский законоучитель, фарисей, представитель 2 поколения таннаев. Возглавил евр. общину после разрушения Иерусалимского храма римлянами в 70 г. по Р. Х. Согласно преданию, Й. б. З. дожил до 120 лет: 40 из них он занимался торговлей, 40 лет учился и 40 лет учил других (Сифре Дэварим. 357; Мишна. Рош ха-Шана. 31b; Вавилонский Талмуд. Санхедрин. 41a). В Мишне утверждается, что Й. б. З. перенял учение от Гиллеля и Шаммая (Пиркей Авот. 2. 8), согласно др. источникам, Й. б. З. был самым младшим из числа 80 (по др. данным, 160) учеников именно Гиллеля, к-рый на смертном одре пророчествовал о Й. б. З. как об «опоре мудрости и отце поколения» (Вавилонский Талмуд. Недарим. 5. 6, 39b; Иерусалимский Талмуд. Авот де рабби Натан (B). 28; Авот де рабби Натан (A) 14). После периода ученичества Й. б. З. поселился в Н. Галилее, в г. Арав, где прожил 18 лет (Иерусалимский Талмуд. Шаббат. 16. 8, 15g). По возвращении в Иерусалим он занялся исследованием Торы, «сидя целыми днями в тени Храма» (Иерусалимский Талмуд. Песахим. 26а; Авода Зара. 3. 13, 43b). Основав собственную школу, Й. б. З. с учениками занимался составлением мидраша , галахических норм, изучением вопросов, не имеющих законодательного характера (аггада) (Вавилонский Талмуд. Мегилла. 73d). Его аггадические толкования получили название «хомер»: согласно барайте, они характеризуются поиском аналогий, стремлением строить заключения из схожести библейских фраз и делать вывод на основе соотнесения общего с частным. Используемый Й. б. З. метод изучения библейского фрагмента, поиска его причинно-следственных связей и обоснования частной мысли, к-рая позднее трансформируется в универсальную идею, выходящую за пределы контекста данного фрагмента, также проявляется в ряде др. его толкований, не относящихся к категории «хомер» (Тосефта. Бава Камма. 7. 3-9 ff.) Помимо комментирования Торы Й.

http://pravenc.ru/text/1238035.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ [песни Свящ. Писания, пророческие песни; греч. δα, лат. cantica], неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ (из Исх, Втор, 1 Цар, Авв, Ис, Иона, Дан, иногда и из др. книг, за исключением Пс), из Евангелий, а также апокрифического и раннехрист. происхождения. Б. п. используются наравне с псалмами, а их набор обычно рассматривается как дополнение к Псалтири . Ветхий Завет и синагогальное богослужение Хотя полностью достоверных сведений об употреблении Б. п. в ветхозаветном богослужении не сохранилось, упоминания и цитаты из них встречаются в поздних, не вошедших в иудейский канон, книгах ВЗ (см. 2 Макк 7. 6, Сир [LXX] 44. 5), а намеки на их богослужебное употребление присутствуют в самом тексте песен. Наиболее показательна в этом отношении песнь прор. Аввакума (Авв 3. 2-19), к-рая имеет подзаголовок «молитва для пения» (в евр. тексте - «молитва по образцу хвалебных песен (shigonot)»), трижды прерывается словом «selah» (в LXX - διψαλμα; встречается 39 раз в Псалтири) и оканчивается словами: «Начальнику хора» (т. е. хора левитов в храме, ср.: 1 Пар 16. 4, 7; 23. 5, 40; 25). Нек-рые косвенные сведения о богослужебном использовании Б. п. в межзаветную эпоху можно найти в корпусе сочинений Филона Александрийского (I в.),- здесь неоднократно упоминается «великая песнь» прор. Моисея из Втор 32. 1-43 (см., напр.: Philo. Quod deter. pot. 114) и содержатся развернутые описания порядка исполнения песни Моисея из Исх 15. 1-19 ( Idem. De vita Mois. 1. 180 и 2. 256; De vita contempl. 87). Более поздние иудейские источники (Вав. Талмуд. Сота. 39b; ср.: Литература Агады. С. 293, 309-311) говорят о пении последней в храме, в т. ч. на Пасху, а также по субботам во время послеполуденного жертвоприношения (первые 10 стихов в одну субботу, а остальные в следующую - Вав. Талмуд. Рош-ха-Шана. 31а) (см. Goldin. P. 3, 247 ff.). Судя по всему, в качестве особой категории текстов, имеющих богослужебное значение, Б.

http://pravenc.ru/text/149135.html

поиск:   разделы   рассылка Семён Чарный Российская пресса об иудеях и иудаизме в России В первую неделю сентября упоминания об иудаизме в СМИ в основном были посвящены празднику Рош-ха-шана (Новый год). В " Независимой газете " от 5 сентября была, в частности, опубликована подробная статья об этом празднике . Много внимания также было уделено тому факту, что верующих евреев 6 сентября поздравили Новым годом президенты России и Украины Владимир Путин и Леонид Кучма (см. например сообщения агентств РИА " Новости " , " Ореанда " , " Росбалт " , АБН , For-ua.com , а также " Газеты.ру " , а также челябинский губернатор П.Сумин, о чем сообщил Интернет-портал Regiones.ru и президент Евроазиатского еврейского конгресса А.Машкевич. Еще одной темой, затронутой в печати, стало обсуждение пресловутой программы " Антидеза " , появившейся в эфире 28 июля на телеканале " Московия " . На сайте газеты " Правда " было опубликовано крикливое письмо ( здесь ) группы " патриотических " литераторов в защиту " Московии " вообще и " Антидезы " в частности. Авторы письма обвиняли противников передачи чуть ли не в начале культурного геноцида. О жизни еврейских общин в провинции сообщали главным образом еврейские новостные порталы, такие, как Sem40.ru (сообщения о жизни евреев Калуги , Татарстана , Украины . Отдельные сообщения содержались на новостном сайте Regnum.ru (например, 24 сентября там появилось сообщение о передаче местной общине свитка Торы ( здесь ) и Rosbalt.ru (сообщение о торжественной закладке первого камня еврейского общинного центра, состоявшейся 30 сентября, содержавшее также краткий очерк нынешнего состояния еврейской общины во второй столице ( здесь ). Такая сторона жизни еврейских религиозных общин, как взаимоотношения с маскирующимися под евреев христианскими миссионерами была затронута в опубликованном 18 сентября на сайте religio.ru интервью Главного раввина России (ФЕОР) Берла Лазара и руководителя антимиссионерской " Лиги Маген " А.Локшина ( здесь ). 30 сентября было опубликовано открытое письмо президенту Путину, подписанное среди прочих и Главным раввином России (ФЕОР) р.Берлом Лазаром с протестом против регистрации антисемитской Национально-державной партии России ( здесь ).

http://religare.ru/2_359.html

Мониторинг СМИ «Это безумие» Верующие в США взбунтовались из-за коронавирусных мер 02.12.2020 15:02 Паломники-хасиды, прибывшие в город Умань на празднование Рош ха-Шана. Фото: РИА Новости/Стрингер Верующие в США взбунтовались из-за коронавирусных мер: требуют снять ограничения и пустить людей в храмы, которые власти прямо называют " рассадниками заразы " . О том, какие еще противоречия вскрыла пандемия, — в материале РИА Новости. Стриптиз вместо молитвы Торжественное богослужение в часовне Святой Голгофы в Калифорнии началось нетривиально: пастор Роб Маккой вместо молитвы принялся танцевать. Вульгарно двигаясь, он расстегнул пиджак, а потом воскликнул: " Ну-ка помогите мне! Где же ваши овации! " Прихожане протестантской церкви — а их несколько десятков — немного растерялись. Но после подбадривающих возгласов священника ликующе завопили, захлопав в ладоши. Тем временем преподобный Роб Маккой снял галстук и эффектно бросил в толпу. Все засмеялись, а кто-то в шутку даже начал протягивать купюры. Спустя полминуты стало не до смеха. Священнослужитель объяснил столь экстравагантную выходку: власти штата из-за пандемии закрыли все храмы, а развлекательные заведения — нет. Вот отец Роб и проявил смекалку, перерегистрировав церковь в… стриптиз-клуб. " Это, конечно, безумие. Разве Америка видела когда-либо такую глупость и низость: нам запрещают молиться Богу! Откройте храмы! " — негодовал он. Те же лозунги выкрикивали в штате Орегон. Там на улицы городов 30 ноября вышли сотни человек, прежде всего — прихожане Римско-католической церкви. Весной тут, как и в Калифорнии, полностью запретили работу всех религиозных учреждений. Однако верующие взбунтовались, и под их давлением власти все же открыли молельни. Правда, с жесткими ограничениями: на службах могут присутствовать не больше четверти прихожан. " Несколько десятилетий назад я бежал в Америку из коммунистического Вьетнама. И я бы никогда не подумал, что здесь, в США, спустя столько лет столкнусь с тем же: репрессиями против верующих " , — рассказывает журналистам местный житель Ансгар Фам.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Папа Франциск на встрече с делегатами Всемирного совета Церквей и некоторых иудейских общин Венгрии (Будапешт, 12 сентября 2021). Фото: Vatican Media Будапешт, 13 сентября. Утром 12 сентября, после встречи с епископатом Венгрии, Папа Франциск пообщался в будапештском Музее искусств с делегатами Всемирного совета Церквей и некоторых иудейских общин страны. Об этом сообщает Русская служба Радио Ватикана . Обращаясь к христианам, Папа отметил, что он мысленно направляется в аббатство Паннонхальма, где недавно представители Всемирного совета Церквей встречались для совместных размышлений и молитв: «Молиться вместе, друг о друге, трудиться вместе с любовью ради нашего мира, возлюбленного Богом – это самый конкретный путь к полному единству».   В обращении к иудеям понтифик высоко отозвался об их стремлении разрушить стены разделений прошлого: евреи и христиане хотят видеть в другом не чужого, а друга, не врага, а брата, и это благословенная перемена, обращение мировоззрения открывает новые горизонты, приносит очищение, которое обновляет жизнь. Величественные праздники Рош Ха-Шана и Йом Кипур, которые выпадают на это время, «являются благодатным поводом обновить приверженность этим духовным призывам». Примером братских уз единства, по словам Папы, может стать столичный Цепной мост: благодаря ему обе части венгерской столицы «не сливаются, но соединяются». Всякий раз, когда в истории возникал соблазн поглотить другого, начинались разрушения; то же самое происходило, когда одни предпочитали отгородить других в гетто, а не интегрировать. Нужно быть бдительными и молиться, чтобы такое не повторилось, нужно вместе продвигать «воспитание братства», дабы не возобладал разрушительный антисемитизм, «который до сих пор таится в Европе и других странах». Будапештский мост, отметил Папа, поддерживают большие цепи, состоящие из множества звеньев. Каждый из нас – это важное звено одного большого моста, и «мы не должны жить с подозрениями и в невежестве, отдаляясь и расходясь». Древний Цепной мост помогает помнить о прошлом, в котором было немало страданий, тьмы, непонимания и преследований, но «обратившись к корням, мы обнаружим еще большее духовное наследие: это сокровище позволит нам вместе построить иное будущее». Понтифик привел в пример великого венгерского поэта еврейского происхождения Миклоша Радноти, погибшего от рук нацистов; стихи из его записной книжки оставили свидетельство о свете веры и любви, который согревал его в холоде концлагеря и освещал тьму ненависти.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Разделы портала «Азбука веры» 14 Ноя 2022 Министерство внутренней безопасности США выделяет гранты духовным организациям на охрану храмов и прихожан, поскольку ФБР фиксирует быстрый рост преступлений из ненависти к вере – они возросли на треть за четыре года, пишет «Cедмица.RU» со ссылкой на Washington Post. В 2022 году на праздники Рош Ха-Шана и Йом Кипур в храме Эману-Эль, известной реформистской синагоге рядом с Центральным парком Манхэттена (историческое ядро Нью-Йорка) случились серьезные изменения. На каждом сиденье вместе с молитвенником лежит теперь листовка с инструкцией о порядке действий на случай теракта во время праздников. «Если бежать от угрозы нет возможности, – гласит пугающий текст, – присядьте на корточки за скамьями или колонной, не кричите, не двигайтесь, не привлекайте внимания. Станьте как можно меньшей и незаметной мишенью». Участившиеся за последние несколько лет антисемитские выходки и теракты побудили еврейские учреждения по всей стране усилить меры охраны и процедуры проверки и допуска. В целом, статистика преступлений на почве ненависти в отчете ФБР за 2014–2018 годы показывает угрожающий рост числа нападений на церкви, синагоги, мечети и прочие храмы и молельни на 34,8 процента. Более свежие данные служба публиковать не спешит, но неофициально уже известно, что прирост более чем значительный на фоне кризиса и конфликтов в стране. В июле, за несколько дней до 10й годовщины кровавого теракта в сикхской гурдваре в штате Висконсин (где семеро человек погибли и трое получили ранения), администрация Байдена учредила Консультативный совет по охране религиозных учреждений (Faith-Based Security Advisory Council) для противодействия волне терактов из ненависти к вере. В составе Совета 25 духовных лиц и экспертов правоохранительных органов. Из духовенства в нем представлены Африканская методистская епископальная церковь, Союз ортодоксальных иудеев, Национальная латиноамериканская евангелическая коалиция, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), Мусульманский союз Даллеса (Вирджиния) и др. От служб в нем представлены местные отделения полиции, Национальный альянс служб охраны InfraGard и Национальный добровольческий союз борьбы со стихийными бедствиями. Совет выдает рекомендации Алехандро Майоркасу, главе министерства внутренней безопасности (Department of Home Security, DHS) – аналога нашего МВД.

http://azbyka.ru/news/ministerstvo-vnutr...

В ветхозаветной традиции сакральное Н. связывали с началом весеннего лунного месяца, названного «авив» (в LXX τν νων; церковнослав. «новинъ»), к-рый Пятикнижие называет богоустановленным 1-м месяцем года (Исх 12. 2; 23. 14-16; 34. 18; Втор 16. 1; Лев 23. 24; Числ 28. 16; 29. 1; Неем 8. 2). В этот месяц на Св. земле начинался сезонный цикл большинства скотоводческих и земледельческих работ; в полнолуние этого месяца праздновали главный евр. праздник - Пасху (Песах), сопровождавшийся всеобщим паломничеством в Иерусалим. В связи с этим начало авива (в постбиблейский период он получил в иудейской традиции название «нисан»), т. е. 1-е весеннее новолуние, наблюдалось с особенной тщательностью, поскольку оно определяло структуру всего года. В Мишне сохранилось предписание с перечислением 3 условий, при соблюдении к-рых новолуние может считаться началом пасхального месяца: 1) равноденствие (  ); 2) созревание хлебов; 3) рождение молодняка у мелкого рогатого скота ( Кузенков. 2015. С. 125-126). Т. о., для установления Н. учитывались астрономические и природные факторы, что гарантировало от ошибок, накапливавшихся при использовании несовершенных лунно-солнечных календарей древней эпохи. Наряду с весенним Н. в древнеевр. традиции существовало осеннее, связанное с сезоном сбора урожая и праздником Кущей в 7-м лунном месяце тишри. В ВЗ оно явно не упоминается, но в ряде мест будто бы подразумевается (Втор 16. 13; Исх 34. 22; 23. 16; Неем 1. 1; 2. 1). Талмуд называет 1-й день нисана «новым годом для царей и паломников», а 1-й день тишри - «новым годом для счета лет» (Мишна. Рош ха-шана. 1a). Именно к осеннему Н. приурочивались выплаты налогов и долгов. В нач. II в. относительно месяца творения вели спор раввины-таннаи Элиэзер и Йехошуа: 1-й считал им тишри, 2-й - нисан (Вавилонский Талмуд. Рош ха-шана. 10b-12a; Иерусалимский Талмуд. Рош ха-шана. 1. 1 (56b); Авода Зара. 1. 2 (39c)). Равнозначное отношение к осеннему и весеннему началам мира долгое время существовало в раввинистической календарной традиции ( Stern. 2001. P. 273). В совр. иудейском календаре начало года ( рош ха-шана ) отмечается 1-го тишри.

http://pravenc.ru/text/2577837.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАМАЛИИЛ I [евр.  ,  ] ( ок. 50), прав. (пам. 2 авг.), евр. законоучитель, фарисей (Деян 5. 34). Г. является единственным христ. святым, упомянутым в НЗ, к-рый также обладает авторитетом в иудаизме. Согласно раввинистическому преданию (Шаббат. 15 а), Г. был сыном Симона и внуком фарисейского учителя Гиллеля , а также их преемником в сане «наси» (букв.- князь). Кроме сына по имени Авив, наследовавшего сан Г. и бывшего одним из вождей восстания против Рима, упоминается также дочь Г., к-рую он выдал замуж за свящ. Симона бен Натаниеля (Авода Зара. 3. 10). Во 2-й трети I в. до Р. Х. Г., будучи членом (затем председателем) Великого иерусалимского синедриона , получил звание «газакен» (евр.- старец). Г. первым из евр. учителей удостоился титула «раббан» (арам.- наш учитель), к-рый в то время носили только представители высшего религ. совета. Имя Г. редко упоминается в Галахе , поскольку школа Гиллеля, главой к-рой после смерти деда стал Г., представляла умеренное направление раввинистического богословия и обычно выступала в диспутах с более радикальной школой Шаммая как замкнутая коллегия (ср.: Авот. 1. 2). Евр. традиция, вероятно, содержит немало изречений Гиллеля, ошибочно приписываемых его внуку. Побиение камнями архидиак. Стефана, Гамалиила, Авива и Никодима. Клеймо иконы «Первомученик архидиакон Стефан с житием». 2-я пол. XVII в. (СИХМ) Побиение камнями архидиак. Стефана, Гамалиила, Авива и Никодима. Клеймо иконы «Первомученик архидиакон Стефан с житием». 2-я пол. XVII в. (СИХМ) Г. был автором мн. законодательных положений в Талмуде о «благоустройстве мира» (евр.- тиккун га-олам - Гиттин. 4. 1-3; ср.: Иевамот. 16. 7; Рош Ха Шана. 2. 3). Как глава синедриона, он написал 3 послания, (Санхедрин. 18d; Маасрот. 56с): 2 посвящены вопросу о десятине, в 3-м, адресованном евреям диаспоры, сообщалось о необходимости сделать год високосным путем прибавления 13-го месяца. Г. разрешил женщинам повторно выходить замуж, если у них имеется 1 свидетельство о смерти мужа (Иевамот 16. 7), он приказал уничтожить Таргум к Книге Иова (Шаббат. 115а), потому что, согласно учению раввинов, таргум в отличие от Торы и Мишны должно проповедовать только устно (Мегилла. 4. 4). Из рассказов Талмуда (Песахим. 88b) известно, что к нему обращались с вопросами ритуального характера «царь и царица», т. е. Агриппа I Ирод и его жена Кипра.

http://pravenc.ru/text/Гамалиила I.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАХАНА [арам.  - священник], имя неск. законоучителей Вавилонии эпохи составления Талмуда . На основании литературных свидетельств принято считать, что имя К. носили 6 авторитетных талмудистов III-V вв. ( амораи ), хотя не всегда возможно понять, о каком именно учителе речь идет в каждом конкретном случае. В трактате «Санхедрин» (36б) говорится о К., к-рый вместе с равом Асси был учеником Рава (рав Абба Ариха, ум. ок. 248). В Иерусалимском Талмуде приводится рассказ о встрече К. с палестинскими учителями рабби Шимоном бен Лакишем и рабби Йохананом бар Наппахой (Рош ха-Шана. 4. 1 (Л. 59б)). Среди учеников Рава был и др. К. Он тоже совершил путешествие в Палестину, где общался с Йохананом бар Наппахой и Шимоном бен Лакишем. Предположение о том, что у Рава было 2 ученика по имени К., сделано средневек. исследователями Талмуда из школы Раши (тосафистами) с целью привести в соответствие талмудические сведения о К. ( Friedman. 2002. P. 251). С одной стороны, К. предстает как авторитетный учитель, который получил известность еще до того, как стал учеником Рава (в трактате «Назир» Вавилонского Талмуда (19а) сказано, что К. и Асси не имели необходимости в галахических выводах Рава, а нуждались только в традиции, принесенной им из Палестины; об Асси, соученике К., сказано, что Рав не хотел проходить в дверь перед ним, не считая себя более достойным (Бава Кама. 80а); согласно трактату «Халла» Иерусалимского Талмуда (10 (Л. 57c)) рабби Хошайя, учитель рабби Йоханана, названный «отцом Мишны», желает узнать мнение К. по одному из вопросов). С др. стороны, как в Иерусалимском, так и в Вавилонском Талмуде содержатся рассказы о К. как о молодом ученике Рава, безусловно имеющем более низкий статус (К. стремился найти пример для подражания во всех действиях своего учителя и с этой целью даже прятался у него в доме (Берахот. 22а)), как о вспыльчивом и неуверенном в себе юноше, который сомневался, остаться ли ему в палестинской школе или вернуться в Вавилонию, и задавал по этому поводу иносказательный вопрос рабби Йоханану (Иерусалимский Талмуд. Берахот. 2. 8 (Л. 5c)).

http://pravenc.ru/text/1683947.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010