Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОШУА БЕН ХАНАНИЯ (2-я пол. I в.- 1-я пол. II в.), один из авторитетных учителей раввинистического иудаизма эпохи после разрушения Второго Иерусалимского храма. Сведения о жизни И. б. Х. содержатся в Иерусалимском и Вавилонском Талмудах (как в Мишне, так и в Тосефте). Согласно преданию, И. б. Х. был левит по происхождению (Вавилонский Талмуд. Маасэ Шени. 5. 9) и служил певчим в Иерусалимском храме до его разрушения в 70 г. (Вавилонский Талмуд. Арахин. 11б). Уже в юные годы была очевидна одаренность И. б. Х. в изучении Свящ. Писания и Галахи , поэтому он стал одним из 5 ближайших учеников законоучителя Йоханнана бен Заккая (Пирке Авот. 2. 8). По богословским убеждениям И. б. Х. был сторонником фарисейской школы Гиллеля . Во время взятия римлянами Иерусалима И. б. Х. вместе с Элиезером бен Гирканом вынес из осажденного города своего учителя в гробу (Вавилонский Талмуд. Гиттин. 56а; Эйха Рабба. 1. 5; Авот де рабби Натан (А). 4; Авот де рабби Натан (B). 6). Позднее на протяжении неск. десятилетий И. б. Х. был высокопоставленным членом Ямнийского синедриона и исполнял обязанности главы Судебной коллегии, заместителя наси (этнарха) (Вавилонский Талмуд. Бава Кама. 74б). Предание отмечает, что И. б. Х. занимал дипломатичную позицию и стремился всегда прийти к компромиссному решению. В качестве примера приводится его конфликт с этнархом Гамалиилом II . Суть конфликта сводилась к разногласиям по вопросам литургических и календарных нововведений, рекомендованных Гамалиилом. В источниках в описании этого конфликта И. б. Х.- незаслуженно пострадавшее лицо; он проявил готовность унизиться, кротость и смирение. Этот инцидент стал причиной смещения Гамалиила II и возведения на Патриарший престол Елиезера бен Азарии. Впосл., по преданию, И. б. Х. ходатайствовал о восстановлении Гамалиила II в его прежнем статусе (Мишна Рош ха Шана. 2. 8-9; Иерусалимский Талмуд. Берахот. 4. 1, 7 c-d; Таанит. 4. 1; Вавилонский Талмуд. Берахот. 27b - 28a; 36a).

http://pravenc.ru/text/673733.html

поиск:   разделы   рассылка Семён Чарный Российская пресса об иудеях и иудаизме в России В первую неделю сентября упоминания об иудаизме в СМИ в основном были посвящены празднику Рош-ха-шана (Новый год). В " Независимой газете " от 5 сентября была, в частности, опубликована подробная статья об этом празднике . Много внимания также было уделено тому факту, что верующих евреев 6 сентября поздравили Новым годом президенты России и Украины Владимир Путин и Леонид Кучма (см. например сообщения агентств РИА " Новости " , " Ореанда " , " Росбалт " , АБН , For-ua.com , а также " Газеты.ру " , а также челябинский губернатор П.Сумин, о чем сообщил Интернет-портал Regiones.ru и президент Евроазиатского еврейского конгресса А.Машкевич. Еще одной темой, затронутой в печати, стало обсуждение пресловутой программы " Антидеза " , появившейся в эфире 28 июля на телеканале " Московия " . На сайте газеты " Правда " было опубликовано крикливое письмо ( здесь ) группы " патриотических " литераторов в защиту " Московии " вообще и " Антидезы " в частности. Авторы письма обвиняли противников передачи чуть ли не в начале культурного геноцида. О жизни еврейских общин в провинции сообщали главным образом еврейские новостные порталы, такие, как Sem40.ru (сообщения о жизни евреев Калуги , Татарстана , Украины . Отдельные сообщения содержались на новостном сайте Regnum.ru (например, 24 сентября там появилось сообщение о передаче местной общине свитка Торы ( здесь ) и Rosbalt.ru (сообщение о торжественной закладке первого камня еврейского общинного центра, состоявшейся 30 сентября, содержавшее также краткий очерк нынешнего состояния еврейской общины во второй столице ( здесь ). Такая сторона жизни еврейских религиозных общин, как взаимоотношения с маскирующимися под евреев христианскими миссионерами была затронута в опубликованном 18 сентября на сайте religio.ru интервью Главного раввина России (ФЕОР) Берла Лазара и руководителя антимиссионерской " Лиги Маген " А.Локшина ( здесь ). 30 сентября было опубликовано открытое письмо президенту Путину, подписанное среди прочих и Главным раввином России (ФЕОР) р.Берлом Лазаром с протестом против регистрации антисемитской Национально-державной партии России ( здесь ).

http://religare.ru/2_359.html

M. O. Wise et al. N. Y., 1994. P. 429-440; idem. Calendars in the Qumran Scrolls//The Dead Sea Scrolls after Fifty Years: A Comprehensive Assessment/Ed. P. W. Flint, J. C. VanderKam. Leiden, 1999. Vol. 2. P. 213-278; Wacholder B. Z., Wacholder S. Patterns of Biblical Dates and Qumran " s Calendar: The Fallacy of Jaubert " s Hypothesis//HUCA. 1995. Vol. 66. P. 1-40; Beckwith R. Calendar and Chronology, Jewish and Christian: Biblical, Intertestamental and Patristic Studies. Leiden, 1996; idem. Calendar, Chronology, and Worship: Studies in Ancient Judaism and Early Christianity. Leiden, 2005; VanderKam J. C. Calendars in the Dead Sea Scrolls. L.; N. Y., 1998; Ben-Dov J. Otot// Talmon S., Ben-Dov J., Glessmer U. Qumran Cave 4. XVI: Calendrical Texts. Oxf., 2001. P. 195-244. (DJD; 21); idem. Head of All Years: Astronomy and Calendars at Qumran in their Ancient Context. Leiden, 2008; Stern S. Calendar and Community: A History of the Jewish Calendar, 2nd Cent. BCE - 10th Cent. CE. Oxf., 2001. С. В. Бабкина, А. Гордин Раввинистический В раввинистическом иудаизме используется фиксированный К., задающий единый порядок интеркаляций на основе 19-летнего цикла. Начиная, видимо, с IV в. входят в употребление правила, позволяющие избегать отдельных неудобных сочетаний дат и дней недели (прежде всего соседства субботы с Днем искупления), хотя это вызывало споры, поскольку остро вставали вопросы обоснованности и авторитетности подобных решений. Уже Мишна дает пример разногласий при принятии показаний свидетелей, сопровождающихся драматичной сценой подчинения решению более авторитетного судьи (Мишна. Рош ха-Шана. 2. 8-9). Хотя в талмудические времена К. обрел в основном предсказуемую структуру, ни в Вавилонском, ни в Иерусалимском Талмуде не сформулирована вполне фиксированная календарная система. В дальнейшем при возникновении сомнений раввинский суд Св. земли старался держать свой верховный авторитет перед увеличивавшимся влиянием раввинских академий Вавилонии. Последний публичный спор о К.

http://pravenc.ru/text/1319949.html

По разным оценкам, погибло до семи тысяч евреев, их трупы вывезли за город в ров. Через 42 года здесь же, в братской могиле, среди тысяч невинноубиенных душ, и завещал похоронить себя умирающий от чахотки цадик Нахман, чтобы его ученики и последователи приезжали молиться о них. И вот уже двести лет хасиды начинают Рош-Ха-Шана (новый год) в Умани с молитвы о своих мучениках, о своем народе, о своем цадике и верят, что Бог благословит их семьи благоденствием и успешностью. Высокая и учительная история. Конечно, город разросся, дома наступают на кладбище, но хасиды устроили на могиле цадика (вернее, рядом с ней) временную синагогу (которую осквернили «акционисты») и планируют возвести постоянную, крупнейшую в мире – на пять тысяч мест. Возьмем другой пример – знаменитую «Стену плача» в Иерусалиме. Эта стена – остатки Иерусалимского храма царя Соломона или, как утверждают другие, ограждения храма. Святыня еврейского народа, как и наша Десятинка, дважды была разрушена до основания: первый раз вавилонским царем Навуходоносором в 6 веке до Р.Х.(храм разрушен, защитники истреблены, город сожжен, стены срыты, уцелевшие иудеи – угнаны в рабство), второй – при римском императоре Тите в первом веке до Р.Х.(храм сожжен и разрушен, защитники погибли в пламени, Иерусалим превращен в развалины). И вот ныне миллионы евреев со всего мира едут к Стене плача (она наиболее приближена к месту, где был древний храм, сейчас там стоит мечеть Омара) не для того, чтобы полюбоваться фундаментами разрушенного храма или храмовой горой, а чтобы молиться за свой истребленный народ, за погибших защитников храма и города. И эту боль двухтысячелетней беды они несут в своем сердце: «Если забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя!» При исламской власти евреи долго, столетиями, боролись за право молиться у своих руин: им запрещали, перекрывали доступ, разрушали построенные у стены синагоги и прочее. Сегодня, конечно, многие проблемы решены: Стена плача стала центром всемирного паломничества, созданы все условия для посещения и молитвы (устроены синагога, навесы, сооружения для раздельной молитвы мужчин и женщин и т.д.), власть, как и полагается, служит и своему верующему народу. Трудно представить, чтобы в Израиле, на который ныне мы равняется везде и во всем, власть создавала какие-нибудь дурацкие комиссии с целью «ломать и не пущать» по отношению к тысячелетней Церкви и вере своего народа. Почему православные киевляне, которые древнее всей нашей забродской власти, в своем городе, на своей земле должны добиваться собственных прав, как пленники у бусурман?

http://radonezh.ru/analytics/perenatravl...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАХАНА [арам.  - священник], имя неск. законоучителей Вавилонии эпохи составления Талмуда . На основании литературных свидетельств принято считать, что имя К. носили 6 авторитетных талмудистов III-V вв. ( амораи ), хотя не всегда возможно понять, о каком именно учителе речь идет в каждом конкретном случае. В трактате «Санхедрин» (36б) говорится о К., к-рый вместе с равом Асси был учеником Рава (рав Абба Ариха, ум. ок. 248). В Иерусалимском Талмуде приводится рассказ о встрече К. с палестинскими учителями рабби Шимоном бен Лакишем и рабби Йохананом бар Наппахой (Рош ха-Шана. 4. 1 (Л. 59б)). Среди учеников Рава был и др. К. Он тоже совершил путешествие в Палестину, где общался с Йохананом бар Наппахой и Шимоном бен Лакишем. Предположение о том, что у Рава было 2 ученика по имени К., сделано средневек. исследователями Талмуда из школы Раши (тосафистами) с целью привести в соответствие талмудические сведения о К. ( Friedman. 2002. P. 251). С одной стороны, К. предстает как авторитетный учитель, который получил известность еще до того, как стал учеником Рава (в трактате «Назир» Вавилонского Талмуда (19а) сказано, что К. и Асси не имели необходимости в галахических выводах Рава, а нуждались только в традиции, принесенной им из Палестины; об Асси, соученике К., сказано, что Рав не хотел проходить в дверь перед ним, не считая себя более достойным (Бава Кама. 80а); согласно трактату «Халла» Иерусалимского Талмуда (10 (Л. 57c)) рабби Хошайя, учитель рабби Йоханана, названный «отцом Мишны», желает узнать мнение К. по одному из вопросов). С др. стороны, как в Иерусалимском, так и в Вавилонском Талмуде содержатся рассказы о К. как о молодом ученике Рава, безусловно имеющем более низкий статус (К. стремился найти пример для подражания во всех действиях своего учителя и с этой целью даже прятался у него в доме (Берахот. 22а)), как о вспыльчивом и неуверенном в себе юноше, который сомневался, остаться ли ему в палестинской школе или вернуться в Вавилонию, и задавал по этому поводу иносказательный вопрос рабби Йоханану (Иерусалимский Талмуд. Берахот. 2. 8 (Л. 5c)).

http://pravenc.ru/text/1683947.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Хасиды осквернили крест в Умани 16.08.2013 Рубрика: Воочию , сатанизм   Паломничество хасидов в Умань Черкасской области к могиле их духовного лидера цадика Нахмана начинается с грандиозного скандала. Камнем преткновения между хасидами и местными жителями стал поклонный крест, установленный в честь 1025-летия Крещения Руси – он раздражает гостей. Во вторник ситуация достигла апогея – на кресте Иисуса написали слова на иврите. В переводе надпись гласит: «Не гневите Бога». Местные жители негодуют. По словам главы Совета общественных организаций Умани Валерия Кислинского, поклонный крест освятили священники нескольких конфессий. Но вся проблема в том, что установлен крест аккурат напротив синагоги, где находится могила лидера брацлавских хасидов ребе Нахмана. А сами хасиды после празднования Рош-ха-Шана проводят традиционное омовение в пруду, над которым возвышается крест. Теперь они требуют от городских властей перенести святыню. – Мы уважаем другие религии, – говорит представитель Международного фонда имени Раби Нахмана Шимон Бускилла, – и никогда не тронем символ чужой веры. Но, к сожалению, не все наши единоверцы это понимают. Крест могут сломать или повредить. Тогда начнется настоящая война между хасидами и христианами. Мы не можем этого допустить, поэтому и просим перенести крест в другое место. – Крест мешает сектантам, – сокрушается Валерий Кислинский. – Ведь хасидизм – это ортодоксальная ветвь иудейства. Иначе как сектантами их не назовешь. Наших активистов запугивают – и власть, и силовики, и сами хасиды из-за креста. Местный хасид Соломон Нахман вообще заявил, что закопает нас. Мы обратились в милицию. Заместитель мэра Умани Владимир Виблый предложил активистам перенести крест в другое место и установить еще несколько памятников в городе в поддержку христианства, но уманцы не согласны. – Хасиды приезжают на нашу землю, вот и пусть ведут себя соответствующим образом – как в гостях, а не указывают хозяевам, что они должны делать, – возмущается уманец Павел Проценко. – Если тронут крест, мы пойдем с ответным визитом к могиле их Цадика, – возмущаются местные. Источник Два града Свежие записи Рубрики Свежие комментарии Архивы Архивы Апрель 2024 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 © 2024 Moral.Ru

http://moral.ru/хасиды-осквернили-крест-...

Но волнения, организованные членами «Майтацине», продолжались до 1987 г. Впосл. «Майтацине» стала основой для радикальной исламистской террористической организации «Боко Харам» (в переводе с языка хауса - «зап. образование греховно»), выступающей за установление шариата на всей территории Н. «Боко Харам» резко осуждает зап. культуру, возбраняет светское образование и медицину, запрещает использование телевизоров, радио, а также чтение любой лит-ры, кроме Корана. Традиц. мусульм. организации в Н. не признают «Кала Като» и «Боко Харам» каноническими структурами и считают их приверженцев сектантами. «Боко Харам» получает помощь от «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (запрещена в РФ в 2008), а в марте 2015 г. лидер «Боко Харам» Абубакар Шекау присягнул на верность экстремистской орг-ции «Исламское государство» (запрещена в РФ в 2014). Иудаизм Иудаизм в Н. исповедует малочисленная группа евреев-игбо, которые, по разным версиям, либо приняли иудаизм, либо являются потомками евреев Сев. и Центр. Африки, живших между Эфиопией и р. Нигер. Согласно преданиям самих евреев-игбо, их потомки-евреи пришли из Сев. Африки в результате неск. этапов миграции, начиная с захвата Израильского (Северного) царства Ассирийской империей в VIII в. до Р. Х. и завершая изгнанием евреев из Испании и Португалии в кон. XV в. Первое письменное сообщение о евреях-игбо содержится в опубликованной в 1789 г. автобиографии одного из них - Олауды Эквиано, освобожденного раба, получившего христ. образование. Для ритуальной жизни игбо-евреев характерно празднование Йом Киппур, Рош ха-Шана, Суккот и Песах. В последнее время община также отмечает такие праздники, как Ханукка и Пурим. Также есть небольшая группа иудеев, живущих среди народа йоруба. В 1930 г. ее численность составляла ок. 2 тыс. чел., проживавших в 20 небольших деревнях на территории совр. шт. Ондо на юго-западе Н., но к настоящему времени их число заметно уменьшилось. Согласно устному преданию иудеев-йоруба, их предки пришли в Н. через Марокко в XVI в.

http://pravenc.ru/text/2565194.html

Напротив, в Лев 23 и Числ 28. 16 - 29. 39 эти праздники имеют точные датировки и жестко регламентированную систему жертвоприношений, что говорит, по мнению Велльгаузена, о последовавшей ритуализации этих праздников и об утрате их первоначального значения (см. в ст. Йом Киппур ). Кроме того, перед праздником Суккот стали совершаться Праздник труб (Новый год, Рош ха-Шана ) и День очищения (Йом Киппур), не имеющие исторической связи с сельскохозяйственным циклом и упоминаемые в ВЗ только в Лев 16 и Числ 29. 1-11 ( Велльгаузен. 1909. С. 71-102). Критикуя позицию Велльгаузена, К. указывает на наличие точных дат сельскохозяйственных праздников в календарях Египта и Вавилонии. По мнению К., то обстоятельство, что Новый год и День очищения описаны исключительно в «Жреческом кодексе», связано с центральной ролью священнослужителей в этих праздниках и c минимальным участием народа ( Kaufmann. 1966. P. 178-180) (единственное предписание, касающееся народа в Лев 16 (описание очистительных обрядов на Йом Киппур),- «смирять душу» (Лев 16. 29, 31), так что даже остается неясным, должен ли был народ присутствовать во дворе скинии (храма) во время совершения ритуала). 5) Велльгаузен считал, что выделение десятины на нужды священнослужителей могло иметь место только в эпоху Второго храма. Согласно Лев 27. 30, «...всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу»; в соответствии с Втор 15. 19-21 Господу посвящаются также все первенцы домашних животных: они не могут быть использованы для сельскохозяйственных работ и должны быть приносимы в жертву каждый год в Иерусалиме («на месте, которое изберет Господь»). Похожее предписание дается в Числ 18. 15, 17-18, однако делается оговорка, что только кровь и жир животных используются для жертвоприношения, а мясо отдается священникам. По мнению Велльгаузена, данные свидетельства Свящ. Писания отражают разные этапы развития традиции: «Десятина… первоначально отдавалась Богу, и с нею поступали так же, как и с другими жертвами, т.

http://pravenc.ru/text/1683925.html

В то же время в Исх 23. 16 говорится, что праздник Сбора плодов (  ) нужно отмечать «в конце года». Получается, что «конец года» (а значит, и начало следующего года) приходится на осень. Можно решить, что здесь речь идет не о календарном годе, а о земледельческом цикле, к-рый завершается сбором плодов. Однако есть и другие указания на то, что год начинается осенью, а именно в 7-м месяце, считая от нисана (т. е. в месяц тишри). Согласно Лев 25. 9, юбилейный год объявляли 10-го числа 7-го месяца, в День искупления (    ). В Иез 40. 1 встречается датировка: в начале года (    ), 10-го числа, но месяц при этом не указан. Вполне вероятно, что в Иез 40. 1, как и в Лев 25. 9, за «начало года» принимается День искупления, т. е. 10 тишри. Можно также допустить, что «началом года» здесь назван не один день, а период времени, охватывающий, скажем, 1-10 тишри. 1-е число этого месяца, по Лев 23. 23-25, отмечалось как праздник, сходный с Днем искупления: оба названы днями покоя (   одного корня с   - суббота) и в каждый из них следует трубить в рог. Никакого специального названия праздник 1 тишри в Библии не имеет, но в позднейшей иудейской традиции именно за ним закрепилось название     - начало года, новый год (в Библии, кроме Иез 40. 1, это выражение не встречается). Хотя обычно вавилонский год начинался с нисана, некоторые тексты из Месопотамии свидетельствуют о праздновании нового года в месяце ташриту (=тишри). Само аккад. название месяца   букв. означает «начало». Итак, библейские тексты отражают по меньшей мере 2 системы: по одной начало года приходится на весну (нисан), по другой - на осень (тишри). При этом нет оснований считать одну из них более ранней или предполагать, что одна была вытеснена другой. Скорее складывается впечатление, что понятие «начало года» не было абсолютным, а получало разный смысл в зависимости от того, какой аспект жизни и К. имеется в виду. Об этом же говорит и раввинистическая традиция, доводя число возможных дат нового года (    ) до 4: «Есть четыре новых года. Первого нисана - новый год для царей и для календаря главных праздников (пасхи, пятидесятницы и кущей). Первого элула - новый год для десятины от скота (рабби Элеазар и рабби Шимон говорят: первого тишри). Первого тишри - новый год для летосчисления, для лет отпущения и юбилеев, для посадки деревьев и для овощей. Первого шевата - новый год для деревьев, согласно школе Шаммая (согласно школе Гиллеля, пятнадцатого шевата)» (Мишна. Рош ха-Шана. 1. 1). Праздники

http://pravenc.ru/text/1319949.html

Палестинской литургической традиции долгое время придерживались иудейские общины Византийской империи, у к-рых постепенно сформировался собственный обряд (т. н. романиоты). Их отличало частичное использование греч. языка в богослужении (см., напр.: Hollender, Niehoff-Panagiotis. 2011). В результате политических изменений в регионе и массовых миграций евр. общин из др. стран «византийский обряд» пришел в упадок. Однако в XVI в. успели выйти 4 издания Махзора Романия. Тексты этого обряда сохранились также в богослужебных книгах иудейских общин о-ва Керкира (Корфу) и Крыма. Молящиеся в синагоге. Миниатюра из соч. «Арбаа Турим» Яакова бен Ашера. 1435 г. (Vat. Ross. 555. Fol. 12v) Молящиеся в синагоге. Миниатюра из соч. «Арбаа Турим» Яакова бен Ашера. 1435 г. (Vat. Ross. 555. Fol. 12v) В Италии, вероятно, в VIII-IX вв. на основе палестинской традиции сформировался «римский обряд» (нуссах италки), в свою очередь оказавший влияние на богослужение общин герм. земель. Ранний вариант этого обряда зафиксирован в Седере Хиббур Берахот (Собрание благословений), составленном, видимо, Менахемом бен Шломо (XII в.) (изд.: Schechter A. I. Studies in Jewish Liturgy: Based on a Unique Manuscript Entitled Seder Hibbur Berakot: Diss. Phil., 1930). Он содержит чинопоследования годового цикла (кроме служб на Рош ха-Шана, Йом Киппур и Суккот), правила соблюдения субботы и праздников, описание местных обычаев. Молитвенник «римского обряда» (Махзор бней Рома) стал 1-й иудейской литургической книгой, изданной типографским способом (вышла в типографии Сончино в 1486 под названием «Сидурелло» (маленький Сиддур), поскольку имела маленький, карманный формат). В Новое время в результате миграции «римский обряд» использовался также в общинах Фессалоники, К-поля и Иерусалима. Вавилонская литургическая традиция была перенесена в Испанию, где вытеснила более древнюю традицию, уходящую корнями в вестгот. эпоху и, вероятно, близкую к др. древним традициям - провансальской и итальянской. На ее основе сформировался сефардский обряд (Сефарад - с VIII в. евр. название Пиренейского п-ова). Детальное описание ранней сефардской традиции в 1339/40 г. составил Давид бен Йосеф Абудархам (Абудрахим, Абудирхам) из Севильи (изд.: Авидрагам. Варшава, 1877 (на евр. яз.); Sefer Abudarham ha-Shalem: Perush ha-berachot veha-tefillot/Ed. S. A. Wertheimer. Jerusalem, 1962/1963 (на евр. яз.); Sefer Abudarham ha-Shalem: ‘im Tashlum Abudarham/Ed. L. Ph. Prins, Y. Y. Vidavski. Jerusalem, 1995-2000. Vol. 1-2 (на евр. яз.)). Локальные различия сохранялись в Испании до изгнания евреев в 1492 г. (в частности, богослужение общин Галисии и Каталонии отличалось от богослужения общин Кастилии, к-рое позже стало доминирующим).

http://pravenc.ru/text/1237769.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009