У пройшла проблеми 27 грудня 2015 р. 13:39 22-23 декабря 2015 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) в честь пятилетия кафедры библеистики была проведена юбилейная научная конференция на тему «Актуальные проблемы современной библеистики». Конференцию открыл заведующий кафедрой библеистики ОЦАД, кандидат филологических наук М.Г. Селезнев, выступивший с кратким приветственным словом. В работе форума приняли участие сотрудники кафедры, преподаватели, выпускники, докторанты и аспиранты. Первую секцию конференции открыл известный российский библеист, переводчик, публицист, доктор филологических наук А.С. Десницкий. Он рассказал о роли метафоры суда и патроната в Новозаветном понимании спасения. По его мнению, вина и стыд являются культурными константами, по-разному проявляющими себя в разных обществах. В одних культурах люди стараются избегать чувства вины (внутри), в других — стыда (извне). В Библии стыд/почет значит намного больше, чем в современном западном и российском обществах. Очень важно учитывать это при переводе метафор суд и патроната в Новом Завете. Помощник ректора Тобольской духовной семинарии иерей Петр Шитиков продолжил тему метафоры, рассмотревший перспективы применения элементов методов когнитивной лингвистики в системе комплексного анализа концептуальной метафоры Г. Стейна. На материале метафорических высказываний из Евангелия от Иоанна (на древнегреческом языке) в докладе была показана продуктивность пятишагового анализа Г. Стейна. Настоятель подворья Русской Православной Церкви в Бейруте (Ливан) игумен Арсений Соколов прочитал доклад о супружеской метафоре в пророческой литературе. Выступлением на тему «Деррида и Беньямин. Стратегия библейского переводчика» первую секцию конференции завершил руководитель пресс-службы Санкт-Петербургской епархии иерей Алексий Волчков. Вторая секция была посвящена Ветхому Завету. Открыл заседание старший преподаватель кафедры истории и филологии древнего Ближнего Востока РГГУ А.К. Лявданский, представив свой доклад «Свидетельства текста официальных таргумов в арамейских заклинательных чашах из Месопотамии». Эти памятники, недавно введенные в научный оборот, содержат цитаты из еврейского текста Ветхого Завета и арамейских таргумов и являются важными источниками для датировки и локализации таргумов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4307958...

15 января 2015 г. 23:00 Москва. 21 января. Презентация переиздания исторического памятника «Журналы и протоколы высочайше учрежденного Предсоборного присутствия». 21 января в Москве в Культурном центре «Покровские ворота» состоится презентация переиздания исторического памятника «Журналы и протоколы высочайше учрежденного Предсоборного присутствия».   Это исторические документы эпохи подготовки Поместного Собора 1917–1918 гг. Предсоборное присутствие работало с 8 марта по 15 декабря 1906 года в г. Санкт-Петербурге . В результате работы Присутствия, кроме положений о составе предстоявшего «Чрезвычайного Собора Всероссийской Церкви» и порядке рассмотрения дел был выработан стройный проект церковного устройства в России. Все материалы были изданы в журнале «Церковные ведомости» (официальный печатный орган Святейшего Правительствующего Синода) и отдельными книгами в 1906–1907 гг. Эти документы давно стали библиографической редкостью.     В их разработке участвовали Члены Предсоборного присутствия 1906 года — известные архипастыри, профессора, церковные деятели. В частности, митр. Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский)-председатель, митр. Владимир Московский, митр. Флавиан Киевский, архиепископы: Дмитрий Херсонский, Никанор Литовский, Иаков Ярославский, Сергий Финляндский и др. По докладу митрополита Антония  (Вадковского) в Присутствие были также приглашены — ген. А. Киреев, князь Е.Н. Трубецкой, Д. Самарин, Д. Хомяков, Н. Аксаков   В Приложении к книгам приведена работа Ф.И. Суетова – наиболее полное исследование истории Предсоборного присутствия. Небольшого введения к изданию выполняет приветственное слово Председателя Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева).    Четырехтомник хорошо иллюстрирован (некоторые из фотографий публикуются впервые) и подготовлен издательствами — Новоспасского монастыря и Общества любителей церковной истории при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Тираж издания отпечатан в рамках конкурса «Православная инициатива».

http://e-vestnik.ru/db/istoricheskie_zer...

21 нояб. 1810 г. И. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. Особо заботился о Горицком в честь Воскресения Господня монастыре , 11 июля 1811 г. в Новгороде возвел в игуменьи мон. Маврикию (Ходневу), к-рая ввела в обители общежительный устав. 6 июля 1813 г. И. возглавил Смоленскую и Дорогобужскую епархию. Основное время и силы посвящал восстановлению церковной жизни, храмов и мон-рей епархии, многие из к-рых были разрушены или разграблены в результате нашествия франц. войск в 1812 г. В этом ему пригодился хозяйственный опыт, приобретенный ранее на поприще монастырского служения. Мн. клириков И. спас от бедственного положения, добиваясь от властей выдачи пособий на восстановление хозяйства. Не дожидаясь окончательного завершения ремонтных работ в корпусах Смоленской ДС, И. объявил о возобновлении занятий в сент. 1813 г. Книг в семинарии не было, в аудиториях отсутствовала необходимая мебель, поэтому ученики во время занятий были вынуждены сидеть на полу. Нередко И. приходил в семинарию и своим словом поддерживал воспитанников и преподавателей, также находившихся в стесненных условиях. К кон. 1813/14 уч. г. курс наук уже преподавался в полном объеме. С целью более качественной подготовки кандидатов в священство в 1817 г. И. произвел преобразования в Смоленской ДС в соответствии с реформой духовного образования 1808-1814 гг. Семинария с подведомственными ей уч-щами вошла в Киевский учебный окр., а в 1819 г. была переведена в С.-Петербургский окр. Согласно уставу, утвержденному И., обучение в Смоленской ДС продолжалось в течение 6 лет на 3 отд-ниях: низшем, среднем и высшем, по 2 года на каждом. В низшем отд-нии изучались словесные науки и всеобщая история; в среднем - философия, математика и физика; в высшем (богословский класс) - богословские дисциплины и церковная история. Во всех отделениях преподавались греч., нем. и франц. языки, а в среднем и высшем - также древнеевр. язык. Студенты-богословы произносили проповеди в Авраамиевом смоленском в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне монастыре . В 1819 г. по инициативе И. в Смоленске был открыт епархиальный комитет Российского Библейского общества . За короткое время архиерею удалось собрать для нужд об-ва 5 тыс. р.

http://pravenc.ru/text/578108.html

27 сентября в Киево-Печерской Лавре начали работу Десятые международные Успенские чтения. Тему «Праздник: благодарение, освобождение, единение» обсуждают духовенство, богословы и философы, религиозные мыслители из Европы, России и Беларуси 27 сентября в Киево-Печерской Лавре начали работу Десятые международные Успенские чтения. Тему «Праздник: благодарение, освобождение, единение» обсуждают духовенство, богословы и философы, религиозные мыслители из Европы, России и Беларуси, сообщает сайт « Религии в Украине «. Открылась конференция приветственным словом управляющего делами Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат) архиепископа Белоцерковского и Богуславского Митрофана (Юрчука). Владыка назвал понятия, вынесенные в тему конференции, «ключевыми моментами, которые помогают свидетельствовать о Христе». Архиепископ Митрофан передал приветствие от Предстоятеля УПЦ митрополита Владимира и пожелал участникам форума «чувствовать себя как дома» в стенах древнейшей киевской обители. Доклад председателя Синодальной Библейско-богословской комиссии РПЦ митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), постоянного участника Успенских чтений, был зачитан секретарем митрополита игуменом Антонием (Дорониным). В докладе «Прививка бессмертия» митрополит Филарет отметил, что церковные праздники «создают среду, где нет места силам противления». В качестве артефакта, иллюстрирующего доклад, владыка представил табель-календарь на 1926 год, в котором были отмечены 7 гражданско-революционных и 7 церковных праздников: невозможно, оставаясь в здравом уме, праздновать все это вместе с одинаковым энтузиазмом, подчеркнул докладчик. Митрополит Филарет также с сожалением отметил, что в церковно-исторической науке до сих пор отсутствует исследование расцерковления российского общества к началу ХХ века. В Киеве открылись Десятые международные Успенские чтения Ректор Киевской духовной академии архиепископ Бориспольский Антоний (Паканич) выступил с докладом «Христианские праздники – осуществление ожидаемого: Великая Суббота». Владыка сказал, что христианские праздники не только «вспоминают» событие, но и содержат его толкование. На примере паремий Великой субботы докладчик показал преемственность новозаветной Пасхи от ветхозаветной. Когда христиане стали называть Воскресение Христово «Пасхой», это звучало как для нас «День победы», отметил владыка ректор. В заключение своего выступления он подчеркнул, что православные праздники «ни в коей мере не должны восприниматься как просто выходные дни, что, к сожалению, случается и в церковной среде, но как сакральные, преображающие время, вводящие нас в тайну восьмого дня».

http://pravmir.ru/v-kieve-otkrylis-desya...

  разделы   рассылка  распечатать Заявление председателя Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России З.Когана в связи с конфликтом в Межрелигиозном совете Межрелигиозный Совет России (МСР), учрежденный 23 декабря 1998 года, через несколько дней отмечает свое семилетие. Библейское число. Все организации этого Совета работают для обеспечения межрелигиозного и межнационального мира, достижения согласия и стабильности в обществе. МСР – инициатор и один из учредителей Межрелигиозного Совета СНГ. В июле будущего года впервые в России пройдет Всемирный саммит религиозных лидеров. Решение об этом принял МСР в октябре этого года. Осенью того же года в Кисловодске и Беслане под эгидой МСР состоится межрелигиозная конференция по борьбе с терроризмом при участии Совета Европы. В последние дни некоторые СМИ подвергли резкой критике МСР в связи с публикацией монографии " Новейшая история исламского сообщества России " Р.Силантьева. Критика может быть правомерна лишь к нему одному, но никак не ко всему Межрелигиозному совету. Мусульмане России восстанавливают тысячи мечетей, солдаты-мусульмане российской армии честно выполняют свой священный долг перед Родиной, муфтии вместе со всеми членами МСР активно выступают против терроризма и экстремизма. Это наши братья в прямом и переносном смысле. Представители традиционных религий всегда конструктивно сотрудничали в рамках созданной ими организации. Испытания должны только усилить наше единство. Наше единство – это залог единства России. 2 декабря 2005 г СМ.ТАКЖЕ сюжеты: Книга Романа Силантьева " Новейшая история исламского сообщества России " ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM НОВОСТИ 14.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 6 /Комплекс превосходства " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 11.04.2024 Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024 Авторская программа Василия и Николая Щипковых " Брат-2 " 07.04.2024 Щипков 303. " Незавершённый нацизм. Часть 5 /Нацизм и либерализм " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " ,

http://religare.ru/2_23474.html

В Москве открылись первые Филаретовские чтения Москва, 9 декабря 2005 г . В Москве по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия сегодня пройдут первые Филаретовские чтения, сообщает корреспондент сайта Православие.Ru О.Кирьянова. Местом работы чтений станет актовый зал храма Михаила Архангела в Тропарево, а их почетным председателем избран настоятель храма протоиерей Георгий Студенов, благочинный Михайловского округа Москвы. Чтения начались в 12:00 с молебна святителю Московскому Филарету, завершение работы планируется на 18:00. Программа чтений 1. Приветственное слово к участникам «Свято-Филаретовского вечера» почетного профессора МПГУ, благочинного Михайловского округа г. Москвы, протоиерея Георгия Студенова. 2. Нина Борисовна Жукова (кандидат исторических наук, заместитель Председателя Всемирного Русского Народного Собора). Роль Всемирного Русского Народного Собора в общественной жизни России последнего десятилетия. 3. Александр Николаевич Крутов (депутат Государственной Думы РФ, главный редактор журнала «Русский Дом»). Некоторые аспекты взаимодействия власти и веры в Российском государстве. 4. Протоиерей Александр Макаров (сотрудник Отдела внешних церковных связей, редактор журнала «Церковь и время). О церковности и клерикализме. 5. Иеромонах Дионисий (Шленов) (преподаватель Московской Духовной академии). Эсхатологическая традиция на Руси. 6. Игорь Георгиевич Добродомов (доктор философских наук, профессор МПГУ). Из истории русской лексики во времена святителя Филарета. 7. Александр Михайлович Камчатнов (доктор философских наук, профессор МПГУ). Святитель Филарет Московский и экзегеза библейского текста. 8. Ольга Георгиевна Леонова (доктор политических наук, профессор МГУ). Россия XXI века: альтерглобальный проект. Перерыв. Продолжение работы конференции 1. Ирина Юрьевна Капитанникова (студент МГУ). Духовная жизнь крупного города по творениям Иоанна Златоуста. 2. Александр Евгеньевич Ерешко (студент МПГУ). Паломничество великих князей конца XV-nepboй трети XVI веков как попытка установить коммуникации между землей и властью.

http://pravoslavie.ru/15440.html

Иов, архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический (Потемкин Яков Петрович) Родился 22 июля 1752 года в селе Нихолаже Смоленской губернии в семье полковника. Образование получил в сухопутном шляхетском корпусе, который окончил в чине поручика. В 1779 году тайно от родителей принял монашество в одном из молдавских монастырей. В 1784 году в Яссах рукоположен во иеромонаха. С 1785 года – игумен Городищенского Успенского монастыря в Бессарабии. В 1789 году епископом Амвросием (Серебренниковым, † 1792) возведен в сан архимандрита. 27 февраля 1793 года хиротонисан во епископа Феодосийского и Мариупольского, викария Екатеринославской епархии. С 13 мая 1796 года – архиепископ Минский и Волынский; с 16 октября 1799 года именовался Минским и Литовским. 7 февраля 1812 года переведен на Екатеринославскую кафедру. Избран вице-президентом Российского Библейского общества. В 1817 году «за деятельное споспешествование Российскому Библейскому обществу» получил алмазный крест на клобук. Скончался 28 марта 1823 года. Погребен в склепе Самарского (под Екатеринославлем) загородного архиерейского дома. Историческое значение преосвященного Иова определяется его деятельностью на Минской кафедре. Минская кафедра, учрежденная 13 апреля 1793 года, имела совершенно особенные условия жизни православного населения под владычеством Польши. Пятнадцатилетнее управление преосвященного Иова Минской епархией ввело епархиальную жизнь в ней в обычные рамки жизни российских епархий. Он перевел из Слуцка в город Минск архиерейскую кафедру и консисторию. Преосвященный Иов исправил все церковные строения, нуждавшиеся в ремонте, упорядочил устройство кладбищ и т. д. Как администратор преосвященный Иов был человек в высшей степени самостоятельный, сам вникал решительно во все, не прибегая к посторонней помощи. По характеру он был вспыльчив и требовал беспрекословного и немедленного исполнения своих повелений. Когда преосвященный Иов управлял Феодосийской кафедрой, то он в самом начале своей деятельности в отношении к духовенству применял такие суровые меры, что заслужил строгий выговор от Святейшего Синода. После этого он стал вести себя осторожнее, но характера своего не изменил. Следует отметить, что преосвященный Иов и к себе самому был очень строг и требователен. Любопытен эпизод из первых лет его монашеской жизни, живо рисующий твердость его воли. Когда он был еще молдавским монахом, его послали в Россию для сбора пожертвований на монастырь. Там он был в родном селе, в родном доме, говорил со своими родными, но ничем не выдал себя и ушел неузнанным.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иустин, епископ Пермский и Екатеринбургский (Вишневский Иван Федорович) Родился в 1748 году (по другим источникам, в 1751 году) в селе Сергиевском Михайловского уезда Рязанской губернии. Образование получил в Рязанской духовной семинарии, по окончании которой оставлен в ней учителем. В 1773 году пострижен в монашество. В 1775 году назначен законоучителем в Инженерный кадетский корпус. В 1783 году определен к Русской духовной миссии в Венецию. В 1799 году вернулся в Россию и 14 августа возведен в сан архимандрита Иосифо-Волоколамского монастыря и назначен членом духовной комиссии в Москве. 19 декабря 1799 года переведен в Валдайский Иверский Богородицкий монастырь. 25 марта 1800 года хиротонисан во епископа Свияжского, викария Казанской епархии. 20 января 1802 года перемещен на Пермскую кафедру. В 1804 году свидетельствовал и открывал мощи Иркутского святителя Иннокентия (Кульчицкого, † 1731; память 9/22 февраля и 26 ноября/9 декабря). 5 февраля 1818 года открыл в епархии отделение Библейского общества для просвещения язычников. 31 мая 1823 года уволен на покой. Скончался 31 января 1826 года. Погребен под алтарем Пермского кафедрального собора. В течение двадцатилетнего управления Пермской епархией епископ Иустин заботился о распространении христианских идей в народе. Большое внимание уделял он церковной проповеди, всячески поощрял проповедников и сам постоянно проповедовал. В Перми епископ Иустин выстроил новый кафедральный собор, в Екатеринбурге учредил женскую общежительную обитель (1811), открыл в Далматове духовное училище, а в Перми духовную семинарию, о которой много заботился. Он значительно пополнил семинарскую библиотеку, привлекая многих жертвователей, а в духовном завещании отказал семинарии всю свою личную библиотеку. Труды: Славянская грамматика, сочиненная при Российском министерстве в Венеции иеромонахом Иустином (рукопись). Увещание к пастве о привитии оспы. Увещание к христианам Пермской епархии по тому случаю, что многие тысячи из них не исповедываются и не причащаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Клуб рассерженных прихожан или Не хочу играть с вами в дочки-матери РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_98874.html 27 декабря 2012 Лев Майский, рассерженный прихожанин Клуб рассерженных прихожан или Не хочу играть с вами в дочки-матери Рискуя потревожить покой своих сограждан, которые, как говорится, уже сидят под елкой, я все-таки не могу промолчать. Трудный выдался 2012-ый год у меня и моих православных единоверцев. Пост, молитва и чай с вареньем – все, что раньше умягчало сердца и служило укреплению веры – теперь сопровождается какой-то суетой и не разрешает душевных сомнений. Есть у меня ощущение, что с православными верующими решили поиграть в дочки-матери. Прочитать курс лекций и нотаций о том, какими мы должны быть. В общем, библейское " будьте как дети " поняли чересчур буквально. О чем это я? Нет, не о так называемых антиклерикалах и не о плясках на амвоне. А, хм... как бы точнее выразиться ... о неожиданных менторах (вот, слово найдено). Которые уверяли нас в том, что Церковь впала в глубокий кризис, что православные " маргинализируются " , поскольку " отчуждены от проблем, волнующих общество " . В то же время позиция церковных людей по ряду общественных вопросов с еще большим пылом объявляется " клерикализацией " . Так все-таки отчуждение или клерикализация? Выберите что-нибудь одно, иначе я путаюсь и нервничаю. Очень уж все эти ваши игры похожи на вопрос-ловушку " Перестали ли вы пить коньяк по утрам? " . Нам постоянно напоминают, что к Церкви имеет вопросы некая часть политтусовки. И это почему-то означает, что у нас кризис. Именно так: вопросы у них, а кризис у нас. Я вообще человек прямолинейный, и мне сразу хочется спросить: а как же первые христиане-катакомбники, которыми была недовольна языческая часть римского общества – тоже испытывали кризис? А верующие первых лет советской власти, когда их обвиняли в старомодности и обскурантизме? Вот и сегодня нам от лица нового гегемона – то бишь " креативного класса " – объясняют, какой должна быть Церковь в 2013 году от Рождества Христова. И какой она быть не должна. На самом деле, кому именно Церковь что-либо должна (кроме собственной паствы и российского законодательства) – этот вопрос на самом деле обычно обходят, лишь намекая на некие туманные метаисторические сущности вроде " неизбежной секуляризации " (для кого она неизбежна?), или " эпохи диалога культур " (а что эти культуры делали раньше?).

http://religare.ru/2_98874_1_21.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛАДКОВ Борис Ильич (1847-1921?), духовный писатель, библеист. Из дворянского рода, получил юридическое образование, служил присяжным поверенным в С.-Петербурге. В 1911 г. организовал «Всероссийский трудовой союз христиан-трезвенников» (под покровительством вел. кн. Константина Константиновича), став его председателем. Известность Г. получил прежде всего как автор мн. произведений по актуальным проблемам христианства в совр. для него обществе. Интерес Г. к религ. тематике объясняется его сознательным возвращением к правосл. ценностям, отказом от господствовавшего во 2-й пол. XIX в. в отдельных кругах российской интеллигенции атеистического мировоззрения. О себе он писал: «С юношеских лет и почти до старости я прожил атеистом» (Первопричина нашего атеизма. С. 3). Религ. обращение Г. произошло, как следует из его высказываний, под воздействием чтения Евангелия. Произведение Г. «Толкование Евангелия» (СПб., 1905), построенное как изложение Свящ. истории, согласованное по текстам 4 Евангелий, с обширным подстрочным комментарием представляет собой опыт гармонизации евангельской . Во вводной главе делается экскурс в основную проблематику новозаветной исагогики. Источниками работы послужили святоотеческие толкования, исследования рус. экзегетов, такие как «Толковое Евангелие» еп. Михаила (Лузина) . Стиль и содержание произведения, ответы, к-рые предлагает автор, отражают его опыт обретения веры. Эта личностная сторона определяет индивидуальный, живой характер «Толкования...». Работа была положительно принята рецензентами. Книга много раз переиздавалась и стала основой для ряда менее объемных произведений Г. по новозаветной тематике: «Общедоступное толкование Евангелия», «Благовествование четырех Евангелистов, сведенное в одно последовательное повествование», «Евангельские истории, составленные словами святых Евангелистов» и др. Продолжением евангельской темы стали труды по Свящ. истории ВЗ: «Священная история Ветхого Завета», «Библия в общедоступных рассказах». Его позиция в книгах основывается на тезисе, что научные сведения и библейские истины не противоречат друг другу: «Вера и разум - друзья, а не враги... Моисей… описал в строго научном порядке историю мироздания» (Первопричина нашего атеизма. С. 7, 12). Это положение обусловило его позицию как экзегета: он отказывается от букв. толкования, рассматривает последнее как основную причину непонимания библейского текста, к-рое ведет к безверию. Свой метод толкования Библии он определил следующим образом: «Следуя заветам Великого Учителя Церкви (свт. Иоанна Златоуста), я стараюсь постигнуть дух Свящ. Писания, его глубочайший смысл и не останавливаюсь на букве, на той несовершенной форме, в которой священному писателю приходилось иногда выражать свои мысли» (Там же. С. 19).

http://pravenc.ru/text/165073.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010