Владимир Русак Скачать epub pdf Церковная письменность Усиление духовного образования сопровождалось усилением духовной письменности. В Великороссии воссиял святитель Димитрий Ростовский . Его проповеди , послания к иереям, духовные песни, “Зерцало православного исповедания веры”, Четьи Минеи, Летопись келейная (свод библейской истории параллельно с гражданской), Хронограф о начале славянского народа, “Руно орошенное”, Краткий мартиролог, Летописание царей и патриархов, Каталог российских митрополитов пришлись весьма по душе русскому православному народу. Главными представителями двух направлений в русском богословии в начале XVIII века были владыки Стефан Яворский и Феофан Прокопович . Митроп. Стефан был представителем старого латинско-схоластического типа богословов киевской школы. Феофан был богословом новатором и в богословии, и в проповедничестве, горячим врагом схоластики, риторства и латинства, почитателем преимущественно протестантских богословов. Писал владыка Феофан очень много и большей частью по поручению Петра I. Кроме Регламента он написал: 1) ряд трактатов о начале патриаршества, 2) увещания к раскольникам, 3) о браках с иноверцами, 4) о достоинстве поливательного крещения, 5) первое учение отрокам (Букварь), 6) о блаженствах против ханжей, 7) родословную запись князей и царей, 8) трактат об Амазонках, 9) повесть о свв. Кирилле и Мефодие, 10) предисловие к морскому Регламенту, 11) “Правда воли монаршей” о новом порядке наследования престола. После смерти имп. Петра I он описал его кончину. Им написана апология книги Песнь песней, “Показание великого антихриста”, которого он видел в папе Римском. Проповеди его имели практический, жизненный характер, касались современных событий и животрепещущих вопросов. Оба упомянутых иерарха имели ревностных приверженцев и подражателей, так что около них образовалось две своего рода школы. При Петре I направление Феофана было господствующим. О расхождении между русскими богословами было известно за границей. Католики рассчитывали на владыку Стефана, протестанты – на архиеп. Феофана. В 1716 году, во время пребывания Петра I в Париже, католические богословы возбудили вопрос о соединении Церквей. По поручению царя ответы писали владыка Стефан и Феофан. В Сорбонну был отправлен ответ Феофана и католики неудачу инициативы приписывали именно ему. Аналогичный результат был и с попыткой к воссоединению с Англиканской Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Высказывания протоиерея Владимира Головина граничат с кощунством и глумлением над Христом Заявление Чистопольского епархиального управления 24 августа, 2018 Заявление Чистопольского епархиального управления Заявление Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина, штатного клирика Чистопольской епархии. Текст подготовлен на основе заключений специальной комиссии при Архиерейском совете Татарстанской митрополии, Синодальной библейско-богословской комиссии, Синодальной богослужебной комиссии, Центра географии религий при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества Русской Православной Церкви. В российском обществе проявилось движение так называемой «соборной молитвы по соглашению с Болгаром», отличающейся от традиционной частной благочестивой практики. Ее активными участниками настойчиво пропагандируется идея об особой чудодейственной силе молитвы, совершаемой совместно с ее инициатором штатным клириком Чистопольской епархии протоиереем Владимиром Головиным в г. Болгар (Татарстан). Вовлечение десятков или сотен тысяч, а по словам рекламы данного движения, «миллионов людей по всему миру» в это массовое действо привело к тому, что в сети интернет появляются свидетельства противопоставления участников указанной практики всей полноте Русской Православной Церкви. Такое положение вызывает у руководства Чистопольской епархии пастырскую обеспокоенность, потому что означенная тенденция может привести ее участников к изоляции по отношению к другим членам нашей Церкви. Данное заявление направлено на прояснение сложившейся ситуации и на преодоление возникшей проблемы. I. Публичная деятельность протоиерея Владимира Головина стала предметом острой полемики в православном сообществе и причиной смущения многих людей. И это смущение приходится признать вполне обоснованным по нижеследующим причинам. 1. Размещенные в открытом доступе в интернете проповеди прот. Владимира Головина содержат явно противоречащие православному учению утверждения. Например, о том, что у Христа «в одной сущности – две природы». Или о том, что будто бы Христос «мог пасть», но «победил в Себе грех». Также прот. Владимир называет ложью наименование Христа Богом, говоря, что «Он – не Бог. Он – Богочеловек», и при этом обвиняет в монофизитстве всех православных, которые молятся Христу как Богу .

http://pravmir.ru/vyiskazyivaniya-protoi...

———————————— «Древние тексты в современном мире» — культурно-просветительский проект, ставящий пред собой цель рассказывать о духовной культуре древности в формате edutainment (education+entertainment, просвещение в лёгкой для восприятия, гостеприимной форме подачи). Открытые лекции, занятия по филологии адресованы жителям Санкт-Петербурга, а также широкой аудитории русскоязычных пользователей сети «Интернет». Лекторами просветительского проекта выступят лучшие специалисты по истории библейской традиции, профессора из университетов и духовных учебных заведений, историки, филологи и богословы. Цель проекта – популяризация древних языков (библейский иврит, древнегреческий, славянский), а также просвещение в области истории духовных традиций древности. Лекция и ролик появились благодаря гранту Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов заявки: 17-1-003764). [расшифровка лекции] Богослужебный период между Вознесением и Пятидесятницей — это время, когда ранняя Церковь получает новые заповеди от Господа. Христос в Евангелие от Матфея говорит: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (Мф. 28, 19-20). «Научите» при переводе с греческого в буквальном смысле означает «сделайте учениками». Это становление человека, не принадлежавшего к христианской церкви (бывшего иудея, язычника), учеником Христа совершается через крещение. После этого вся остальная жизнь, в идеале, должна стать соблюдением всего того, о чем говорит Христос. В конце Евангелие от Марка это повеление выражено немного иначе: «И сказал им: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всему творению. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». (Мк. 16, 15-16) Таким образом, вера и крещение — это то, что решает судьбу человека, поэтому крещение человека в древней Церкви (когда крестили в основном взрослых людей) было важнейшим моментом внутреннего изменения всей человеческой жизни.

http://texts.aquaviva.ru/hulap/

«Душесловие» – перевод-калька (XVIII – нач. XIX в.) термина «психология». См. также 1029, 1417, 1554, 1558, 1693, 1803, 2093, 2090, 2100, 2106, 2107. Дополнения Священное Писание 3100. Псалмы 50 и 103 в различных переводах//Просветитель. 1995. 2/3. С. 27–35. Представлены переводы: Российского Библейского общества, Священные книги для употребления евреям (Вена), а также выполненные Ф. Д. Самариным и П. А. Юнгеровым . 3101. Псалтирь славянская и русская//Просветитель. 1995. 2/3. С. 24–27. Несколько сопутственных слов к публ. переводам. Патрология 3102. Василий Великий , свт. [О воспитании]//Просветитель. 1994. 1. С. 11–12. Переводчик и источник текста не указаны. 3103. Дионисий Ареопагит , св. Письма... к Гайю Ферапевту//Просветитель. 1994. 1. С. 9–11. Переводчик и источник текста не указаны. 3104. Климент Александрийский . Педагог: 1.1. Что обещает Педагог//Просветитель. 1994. 1. С. 7–9. Переводчик и источник текста не указаны. 3105. Тихон Задонский , еп. Воронежский, свт. Об истинном христианстве: Из ст. 5, гл. 2. О слушании и чтении Божия слова; ст. 6, гл. 5. О должности родителей и детей их; ст. 6, гл. 6. О должности мужей и жен//Просветитель. 1995. 2/3. С. 6–21. Источник текста не указан. 3106. Тихон Задонский , еп. Воронежский, свт. Инструкция, что семинаристам должно наблюдать, данная при открытии Воронежской семинарии//Просветитель. 1994. 1. С. 91–93. Правила поведения для семинаристов в учебном процессе, в храме, в личной жизни. Источник текста не указан. 3107. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, свт. Из письма... по поводу курения табака//Просветитель. 1994. 1. С. 225–226. Источник не указан. 3108. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, свт. [О воспитании]//Просветитель. 1994. 1. С. 12–13. Источник не указан. 3109. Задонский подвижник//Просветитель. 1995. 2/3. С. 21–24. О свт. Тихоне Задонском . Заметка В. Л. Шленова. Вселенское православие и поместные православные церкви 3110. Яновский В. С. Воспоминания о матери Марии [Скобцовой]//Просветитель. 1995. 2/3. С. 263–268.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жизнь человека - неоценимый дар Божий. И зарождение ее - величайшее чудо на земле. " Мама " - первое слово, которое произносит ребенок; " мама " - в этом слове любовь, нежность и безграничное доверие маленького сердца. Но что значит быть матерью? На этот вопрос на страницах книги отвечают психологи и священники, матери и сами дети. 2009 ru Александр Микитенко http://www.Domstroy.eparchia.ru a-mikitenko@ya.ru ExportToFB21, FictionBook Editor Release 2.6 21.11.2010 OOoFBTools-2010-11-21-17-53-27-778 1.0 Святость материнства Сибирская Благозвонница г.Зеленогорск (возле Красноярска) 978-5-91362-152-8 Святость материнства ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ Как это не раз бывало на рубеже веков, а тем более тысячелетий, сегодня в человеческом обществе происходит особое противостояние сил добра и зла. Наиболее пагубным и разрушительным образом эта борьба сказалась на основополагающем и в то же время очень ранимом общественном институте – на семье. В библейском понимании именно семья стояла у истоков человечества. В начале жизни первых людей – Адама и Евы – Бог благословил их и дал им изначальную заповедь: Плодитесь и размножайтесь и населяйте землю (Быт. 1, 28). В их лице Бог благословил первую на земле семью. Затем, когда зло на земле умножилось и Бог решил уничтожить грешный мир в водах Всемирного потопа, в лице Ноя и его родных спаслось не просто человечество, спаслась Семья. И вновь звучат слова: И благословил Господь Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 9, 1). Итак, семья – ковчег спасения. Если на краю пропасти стоит семья – на краю пропасти стоит весь мир. Великий русский мыслитель М. В. Ломоносов сказал: «Величие, могущество и богатство Государства Российского состоит в размножении русского народа». Другой мыслитель Д. И. Менделеев, проанализировав условия, необходимые для устойчивого и безопасного развития страны в начале ХХ века, определил оптимальную численность населения России в 500 млн. человек. Нас сегодня почти в четыре раза меньше. (В начале ХХ века население России составляло 1/3 жителей Западной Европы, теперь нас осталось менее 1/10.) Прежде всего, из-за значительного сокращения количества детей – будущего страны, а также нежелания молодых людей создавать семьи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2295...

Закрыть itemscope itemtype="" > Зачем потребовался новый перевод Библии? Протоиерей Алексий Масюк настороженно относится к созданию Института Библии 18.02.2011 2460 Время на чтение 3 минуты Недавно созданный Институт Библии , судя по его заявлениям, будет проникнут либерально-еретическим духом, всецело ориентируясь на обновленческие идеи о.Александра Меня и о.Георгия Чистякова. Может ли вызвать доверие новый перевод Библии, затеваемый с такими ориентирами? Не столь однозначную оценку вызывают подобные начинания Московской Патриархии в Межсоборном Присутствии РПЦ. Попытка нового русского перевода Священного Писания мотивируется необходимостью исправить неточности Синодального перевода 1876 г., приблизить язык перевода к современному литературному, учесть достижения библейской археологии и т.д. При этом оговаривается необходимость сопрягать работу над новым переводом со святоотеческим толкованием священных текстов, то есть не отступать от традиций, от Предания, что, конечно, можно только приветствовать. Но при всей заявленной глубине и компетентности подхода в соответсвующих документах Межсоборного Присутствия есть целый ряд настораживающих моментов. Сопряжение нового перевода с нынешними реалиями российской жизни, его якобы востребованность современным обществом для облегчения понимания библейских текстов опять возвращает нас к угрозе церковного модернизма: попыткам сокращения Богослужений, введения в Богослужение русского языка, отмены постов. Стремление взять за образец новые католические переводы Библии " la Bible de Jerusalem " указывает на тот же обновленческий курс. А ведь этот обновленный католический перевод был одним из ключевых деяний Второго Ватиканского Собора, стремившегося приспособить Католическую церковь к современным реалиям. Вновь цель подменяется средствами. Или предлагаемые средства даже отдаляют от цели, которая есть и будет – спасение душ человеческих для вечной жизни. Достижение этой цели требует всецелого вовлечения человеческих сил. Поэтому всякое упрощение и облегчение на пути спасения вступают в противоречие с целью, уводят от нее. Удобно и легко спастись невозможно. Результат этого приспособления для якобы миссионерских целей плачевен: опустевшие по сравнению с послевоенным десятилетием костелы, маргинализация католичества в общественной жизни.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/02/18/za...

Закрыть itemscope itemtype="" > Открывает ли дверь православная церковь? 21.11.2003 186 Время на чтение 4 минуты Диалог между православными и католиками, а также христианами других конфессий идет не всегда ровно, но постоянно. Заметными показались два события в ноябре: вторая встреча президента Владимира Путина с Папой Иоанном-Павлом II и начавшийся 18 ноября визит в Россию делегации Русской православной церкви За рубежом (РПЦЗ), которая размежевалась с Русской православной церковью (РПЦ) в 20-е годы минувшего века, когда революционные атеисты пришли к власти в стране " всерьез и надолго " . Однако эти события на самом деле не являются тем жестом, которым широко распахивают двери. Смысл визита Путина - скорее, проявление политического этикета. Напомним, что и первый президент Советского Союза Михаил Горбачев, и первый президент России Борис Ельцин посещали Иоанна-Павла II, что свидетельствовало о налаживании государственных, а не религиозных отношений. Хотя и это хорошо в нашем безумном мире. Событие второе - гипотетическое объединение двух русских православных церквей, на которое указывает само появление их контактов, может привести, напротив, к усилению их изоляции от остального христианского мира. Русская православная церковь За рубежом занимает консервативную позицию. Она объявила экуменизм ересью и подвергла его анафеме. По мнению некоторых наблюдателей, более широкий диалог с римско-католической, протестантской церквами - вот путь сближения русского православия с реалиями нынешнего дня. Отчего же Русская православная церковь предпочитает изоляционизм и сближение с РПЦЗ широкому диалогу с другими христианскими конфессиями? Священник храма Св. Козьмы и Дамиана (в Столешниковом переулке), настоятель храма Покрова Богородицы в Детской республиканской клинической больнице, член правления Российского библейского общества, ректор Общедоступного православного университета, известный историк, богослов и общественный деятель Георгий Чистяков считает, что одна из главных причин связана с многочисленными русскими фобиями. И прежде всего с той, что Римско-католическая церковь стремится к поглощению православия.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ (Семёнов Матфей Афанасьевич; 5.08.1791 (по др. данным, 2.08.1790), с. Усть-Покшенга Пинежского у. Архангельской губ.- 20.01.1850, С.-Петербург), архиеп. Воронежский и Задонский. Сын пономаря, ставшего впосл. священником. С детства пел и читал на клиросе. Отец представил Семёнова Архангельскому епископу, к-рый увидел у мальчика большие способности и определил его в Архангельскую ДС. Семёнов был в числе первых учеников, особые успехи проявил в изучении греч., лат. и франц. языков, написании поэтических, риторических и философских сочинений. С 1808 г. состоял в семинарии лектором, с 1809 г.- учителем франц. языка в низших классах. В 1811 г. окончил курс ДС. 25 янв. 1812 г. по инициативе Архангельского еп. Парфения (Петрова) назначен учителем греч. языка и всеобщей истории в Архангельское уездное ДУ, с нояб. 1814 г. преподавал также Свящ. историю, географию и катехизис. С 26 сент. 1813 г. был инспектором. С 14 июля 1816 г. профессор греч. и франц. языков в Архангельской ДС, с 24 сент. 1817 г. эконом и член правления семинарии. Много занимался самообразованием, особое внимание уделял греч. языку. Исполнял обязанности иподиакона еп. Парфения, часто произносил проповеди собственного сочинения за архиерейскими богослужениями. С 29 июня 1819 г. секретарь местного комитета Российского библейского общества . По поручению и под рук. еп. Парфения участвовал в составлении Симфонии на Пятикнижие (опубл. в 1823 с написанным И. «предуведомлением»). 25 июля 1820 г. в архангельском во имя архангела Михаила монастыре пострижен в монашество, 1 авг. того же года рукоположен во диакона, 15 авг.- во иерея. 3 февр. 1821 г. возведен в сан игумена Архангельским еп. Иосифом (Величковским) и назначен настоятелем Корельского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . С марта того же года стал бакалавром греч. языка в СПбДА. Прибыл в С.-Петербург 11 апр., 12 июля выдержал экзамен на степень магистра богословия (утвержден 3 авг.), 26 июля ему была предоставлена кафедра богословских наук в СПбДА.

http://pravenc.ru/text/293475.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСХОДА ОБЩЕСТВО протестант. движение, возникшее в Германии в нач. XIX в. и получившее широкое распространение в России. Название дано в память о библейском историческом событии - выходе евр. народа после 40-летнего странствования в пустыне Египта под предводительством Моисея ( Пятикнижие , кн. Исход ). Для обоснования необходимости Исхода члены об-ва ссылались также на библейские повествования о чудесном спасении Ноя в ковчеге, об исходе Авраама со своей родины, о бегстве Пресв. Богородицы с Младенцем Иисусом в Египет, об уходе 1-й христ. общины из Иерусалима при завоевании города рим. имп. Титом Флавием и проч. Основы вероучения И. о. строились на взглядах основателя пиетизма немецкого лютеранского богослова Ф. Я. Шпенера , который считал истинное благочестие средством оживления и углубления веры и ставил чувства верующего выше религ. догматов. Первая община И. о. возникла в период распространения в обществе эсхатологических и хилиастических учений. Нем. богослов-библеист И. А. Бенгель предсказывал наступление тысячелетнего Царства Христова в 1836 г. Нем. мистический писатель И. Г. Юнг-Штиллинг при сопоставлении совр. ему событий с библейскими пророчествами развивал представление о пришествии Христа для Страшного Суда за пределами Европы. Вслед за ними писательница-мистик В. Ю. фон Крюденер назвала место Второго пришествия Иисуса Христа в 1836 г.- г. Арарат. Поверив пророчеству, представители общин сепаратистов Вюртемберга, Швейцарии и Баварии обратились к российскому имп. Александру I Павловичу , путешествовавшему через нем. земли, с просьбой разрешить им поселиться на Кавказе. В 1817-1818 гг. ок. 1 тыс. чел. последователей И. о. при посредничестве пиетистских кругов в Москве и С.-Петербурге приняли решение о переселении в Закавказье, где образовали 8 колоний: Мариенфельд, Ней-Тифлис, Екатериненфельд, Елизаветталь, Александерсдорф, Петерсдорф, Анненфельд, Еленендорф. Значительное влияние на процесс переселения оказали экономические причины: неурожай и голод 1816-1817 гг. на нем. землях. Материальные расходы по переселению и водворению на новом месте члены братства несли сообща. На родине ведущие члены И. о. за свои религиозные взгляды подвергались преследованиям и наказаниям, вплоть до тюремного заключения и конфискации имущества. Основание колоний в Закавказье было для братьев промежуточным этапом на пути к «земле обетованной». Духовное служение нес избранный общиной старейшина.

http://pravenc.ru/text/1237707.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Христианская антропология «Сложная духовно-социальная обстановка в русском обществе и Русской Церкви, а также острая дискуссия между православием и другими конфессиями, между Церковью и сектами, шаманством и «целителями» заставляют нас безотлагательно вводить православно-антропологический опыт в духовные школы, в практику Церкви и социальное служение Ее чад. Православная антропология опирается на догматику Церкви, святоотеческий опыт, богословские и научные труды православных авторов. Также немаловажное значение имеет опыт психологии, философии, психиатрии и других наук. Настоящая рукопись является расширенным конспектом лекций, которые читается автором с 1996 года в Православном университете студентам III-V курсов философско-богословского и библейско-патрологического факультетов, а также факультета психологии. Автор сознает, что несовершенство материала затрудняет понимание основной проблематики курса, и просит снисхождения у читателя. Однако острая церковная и социальная необходимость такого курса толкает автора к изданию первого выпуска этого курса. Для усиления мысли, свойственной православию, и для сравнения мы пользовались трудами русских философов, которые, однако, не всегда близки к православной мысли, и трудами западных мыслителей, как католических, так и светских. Это не означает, что данный труд входит в критику неправославной антропологии — для этого потребуется отдельная работа.» Православная антропология Лоргус Андрей Содержание Предисловие Часть I. Введение в православную антропологию Глава 2. Методология православной антропологии Часть II. Природа человека Глава 4. Тело и плоть человека Глава 5. Душа Глава 6. Душа и тело Глава 7. Дух человека Глава 8. Образ Божий Глава 9. Первозданный человек Примечания Список цитируемой литературы Предисловие Православная антропология как богословская дисциплина уже несколько лет преподается в Российском Православном Университете святого апостола Иоанна Богослова. Она является, на взгляд автора, необходимейшей дисциплиной в подготовке священников, преподавателей, богословов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010