Архив Пн В Нью-Йорке прошло заседание Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви 12 декабря 2018 г. 14:04 С 5 по 10 декабря 2018 года под председательством  митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона  в Синодальной резиденции Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви в Нью-Йорке прошло заседание Архиерейского Синода РПЦЗ. Для участия в работе Архиерейского Синода прибыли архиепископ Берлинский и Германский Марк , секретарь Синода  архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл , архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил , архиепископ Чикагский и Средне-Американский Петр , епископ Ричмондский и Западно-Европейский Ириней , викарий Западно-Американской епархии епископ Сиэтлийский Феодосий , викарий Австралийско-Новозеландской епархии епископ Канберрский Георгий , заместитель секретаря, викарий Восточно-Американской епархии епископ Манхэттенский Николай . 5 декабря, в десятую годовщину кончины приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II , иерархи Русской Зарубежной Церкви совершили молитвенное поминовение почившего, вместе с митрополитом Лавром восстановившего полноту братского общения внутри Матери-Церкви в 2007 году. По окончании заупокойной молитвы Преосвященный епископ Манхэттенский Николай дал прием в своих покоях в честь Высокопреосвященнейшего митрополита Илариона и собравшихся архипастырей. На следующее утро по окончании Божественной литургии архипастыри Русской Зарубежной Церкви приступили к работе. Приняв предложенную повестку с небольшими дополнениями, Преосвященные архиереи обсудили ситуацию вокруг Русской Елизаветинской крепости на Гаваях и приняли решение о направлении администрации заповедника, государственным и общественным учреждениям соответствующих писем в поддержку сохранения исконного названия этого памятника пребыванию русских на Гавайских островах. Затем Преосвященные члены Архиерейского Синода выслушали рапорт архиепископа Берлинского и Германского Марка о положении дел в монастырях, храмах и Вифанской школе Духовной миссии Русской Зарубежной Церкви в Иерусалиме, о деятельности ее начальника архимандрита Романа (Красовского) и встречах Его Высокопреосвященства с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским и всея Палестины Феофилом III .

http://patriarchia.ru/db/text/5321384.ht...

Архив Пн На тайском острове Чанг освящен храм во имя преподобного Сергия Радонежского 13 февраля 2015 г. 14:44 12 февраля 2015 года, в день празднования собора Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, на острове Чанг (провинция Трат Королевства Таиланд) по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси состоялось великое освящение храма преподобного Сергия Радонежского. Храм был заложен в честь празднования 700-летия Игумена земли Русской; благодаря милости Божией и сугубому попечению соотечественников о прославлении сего великого угодника Божия церковь удалось возвести в течение юбилейного года. Чин освящения и первую Божественную литургию в новоосвященном храме возглавил архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт . Его Высокопреосвященству сослужили несущие пастырское послушание в Королевстве Таиланд клирики Русской Православной Церкви, а также клирик Спасского кафедрального собора Пятигорска протодиакон Димитрий Куба. Во исполнение благословения Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией архиепископ Феофилакт рукоположил в сан диакона студента Белгородской духовной семинарии Романа Постникова для дальнейшего служения на приходах Русской Церкви в Таиланде. По окончании богослужения архиепископа Феофилакта тепло приветствовал представитель Русской Православной Церкви в Таиланде архимандрит Олег (Черепанин) . В ответном слове иерарх Русской Православной Церкви поздравил всех собравшихся с появлением еще одного православного храма на земле Сиама и передал благословение и слова приветствия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На молитвенную память архиепископ Феофилакт передал храму полный комплект священнического облачения. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл удостоил высоких наград Русской Православной Церкви ряд священнослужителей и благотворителей, потрудившихся в деле распространения проповеди Православия и храмостроительства на тайской земле. Владыка Феофилакт вручил председателю Фонда Православной Церкви в Таиланде протоиерею Даниилу Ванна медаль преподобного Сергия Радонежского, награды были также вручены ктиторам храмов: А.В. Бибе — орден преподобного Серафима Саровского III степени, М.О. Ильину — медаль Славы и Чести I степени.

http://patriarchia.ru/db/text/3990548.ht...

В Новоспасском ставропигиальном монастыре прошел круглый стол, посвященный 400-летию поставления Святейшего Патриарха Филарета 4 июня 2019 г. 17:43 1 июня 2019 года в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре был проведен круглый стол, посвященный 400-летию поставления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Филарета (Романова) . Перед началом мероприятия первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского монастыря епископ Воскресенский Дионисий совершил заупокойную литию по приснопамятному Святейшему Патриарху Филарету и всем блаженнопочившим прародителям его в усыпальнице бояр Романовых — храме святого Романа Сладкопевца. Затем участники конференции перешли в трапезную Никольского храма обители, где началась работа круглого стола. Мероприятие было организовано Новоспасским монастырем совместно с Государственным историческим музеем и его филиалом — музеем «Палаты бояр Романовых» на Варварке. Заседание вели заведующая отделом Исторического музея «Палаты бояр Романовых», заслуженный работник культуры Российской Федерации Г.К. Шуцкая и директор Церковно-археологического музея Новоспасского монастыря И.В. Плотникова. С кратким приветствием к участникам круглого стола обратился епископ Воскресенский Дионисий. Конференцию посетили праправнук императора Александра III П.Э. Куликовский с супругой. Предваряя выступления участников, П.Э. Куликовский обратился к собравшимся с речью, в которой отметил прочные связи Новоспасской обители с семьей Романовых на протяжении более чем 500 лет. Потомок династии Романовых, часто бывающий в России и оказывающий содействие многим проектам по увековечению памяти своих предков, подчеркнул важную роль Святейшего Патриарха Филарета в истории Отечества и выразил надежду, что 400-летний юбилей его поставления на Патриарший престол (официальная дата — 24 июня) напомнит о служении семьи Романовых Родине и о великом русском патриоте, каким был Патриарх Филарет. Масштаб личности Патриарха, который был отцом первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича, солдатом, узником, монахом, дипломатом, государственным деятелем, строителем, защитником Православия, раскрыли в последующих докладах доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории Российской академии наук Л.Е. Морозова («Патриарх Филарет как соправитель сына») и кандидат исторических наук, кандидат богословия, доктор церковной истории, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета В.И. Петрушко («Патриарх Филарет и царь Михаил Федорович — симфония священства и царства»).

http://patriarchia.ru/db/text/5448815.ht...

В Якутской духовной семинарии прошли III Иаковские чтения 11 мая 2018 г. 13:47 Иаковские чтения задуманы как площадка для общения якутских церковных и светских ученых, студентов, педагогов. В 2018 году они посвящены сразу нескольким датам: 355 лет основания Спасского монастыря, 200 лет первому епископу Якутскому Дионисию (Хитрову), 160 лет начала книгоиздательства на якутском языке, 25 лет возрождения Якутской епархии и 55 лет со дня рождения приснопамятного епископа Зосимы (Давыдова) .  Чтения прошли 11 мая 2018 года и начались с общей молитвы в Свято-Иннокентьевского храма Якутской духовной семинарии. Затем в большом зале семинарии состоялось открытие выставки старинных книг на якутском языке из фондов библиотек Якутска «И Бог заговорил по-якутски…». Экскурсию по выставке провела Т.В. Захарова, руководитель музейного отдела Якутской епархии, научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем коренных малочисленных народов Севера. Были представлены первые издания Священного Писания, богослужебных текстов, катехизаторской литературы.  Выставка вызвала огромный интерес у гостей и участников чтений. Экспозиция по-настоящему уникальная: книги предоставляли Национальный архив, Национальная библиотека и научная библиотека СВФУ, музей истории и культуры народов Севера; часть изданий сохранены в архиве Якутской епархии.  После открытия выставки перед собравшимися выступил симфонический хор Государственной филармонии РС(Я) под управлением Татьяны Кутуговой. Затем секретарь епархии иеромонах Никандр (Горбатюк) передал участникам чтений приветствие архиепископа Якутского и Ленского Романа и зачитал его доклад «Как стало возможным возрождение Якутской епархии».  С приветствиями выступили президент Академии наук РС(Я) И.И. Колодезников; руководитель департамента РС(Я) по охране объектов культурного наследия А.А. Захарова, представившая презентацию культурных памятников Якутии; заместитель министра по развитию институтов гражданского общества Л.С. Иванова; руководитель Управления организации архивного дела и взаимодействия с муниципальными образованиями министерства культуры и духовного развития РС(Я) Н.Н. Комкова; заместитель министра по делам молодежи и семейной политике Л.Н. Клюкина; заместитель главы города Якутска Е.И. Евсикова; профессор Е.М. Махаров, заведующий кафедрой философии Якутского научного центра Сибирского отделения РАН; заместитель проректора по учебно-методической работе Арктического государственного института культуры и искусства Т.Ф. Ляпкина и заместитель директора Национальной библиотеки РС(Я) В.Б. Борисов. 

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Подпишитесь на наш Телеграм Корнелис де Вос. Благодеяние св. Николая. 1640 г. Есть такой американский сериал «Фарго», довольно экспрессивный триллер с хорошим концом. Важный элемент сюжета: один из второстепенных персонажей однажды совершенно случайно нашел на пустынной заснеженной дороге чемодан, полный долларов (кажется, 500 тысяч), расценил это как дар Божий, а потом смог с помощью этих денег не только решить свои текущие незадачи, но и построить прибыльный и успешный бизнес. Проблема, однако, в том, что этот персонаж сомневался: вправе ли был он брать эти деньги (владельца определить невозможно, а как юридически обстоит дело с такими находками в конкретном штате США, нам неизвестно. В РФ, например, мы обязаны нести найденное в полицию). И жил в постоянном ожидании того, что за эти деньги его ждет какое-то божественное воздаяние. Зная эту тайну, ситуацией воспользовался преступник… Дальнейший сюжет нам неважен. А важно вот что. Свалившийся на голову и по мирской логике совершенно незаслуженный дар считается очень опасным, поскольку богатство требует особого душевного устроения, которого у бедняка нет. Однако это правило не абсолютное. Приведу в пример самое известное чудо из «Жития Николая Чудотворца»: святитель подбрасывает три мешка золота в дом отца трех дочерей, тем самым помогая девушкам выйти замуж и спасая их от необходимости торговать собой. Эта история записана в житии святителя Николая, написанном в IX веке Михаилом Архимандритом, однако, как считается, основана на куда более древних источниках V или даже IV века. Некоторые ученые (в каждом коллективе обязательно найдется скептик) полагают, что многие легенды о святителе Николае — это переработанные истории из языческого романа Флавия Филострата «Жизнь Аполлония Тианского» (III век). Не будем спорить с этой гипотезой. Просто сравним ту историю, которая, как полагают исследователи, стала материалом для легенды, с самой легендой. А потом попытаемся вывести какую-то мораль. В жизнеописании Аполлония есть такой эпизод. Некий обыватель долгое время приносит жертвы богине земли в надежде найти клад, потому что ему не хватает денег на придание для четырех (!) дочерей, а это значит, что дочерей никто не возьмет замуж. Он обращается к Аполлонию. Мудрец хвалит обывателя за его благочестие и, выступая в роли торгового посредника, убеждает одного из местных латифундистов продать задорого обывателю участок с оливковыми деревьями. Обыватель сначала недоумевает. «Однако же, едва вступив во владение землей, он нашел на пасеке горшок с тремя тысячами золотых, а затем собрал отличный урожай маслин, хотя повсюду в тот год земля родила плохо, а к дочерям его стало свататься несметное множество женихов – вот тут-то и принялся он славословить Аполлония».

http://blog.predanie.ru/article/chemodan...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Антоний Великий. История в картинках 2 мин., 30.01.2016 В «Братьях Карамазовых» есть эпизод, когда совсем еще юный Алеша Карамазов стоит в храме и, услышав слова Евангелия, призывающие раздать имение и идти за Христом, вдруг осознает, что уже не может жить иначе. В конце романа читатель видит послушника Алексея. Мало кто знает, что эта история преображения Алеши случилась на самом деле. Случилась эта история в конце III века в Египте с одним юношей. Сегодня мы знаем его как одного из столпов и основателей монашества, преподобного Антония Великого. Антонию было всего 20 лет, когда умерли его родители. Однажды, находясь в церкви и размышляя, как ему жить дальше, Антоний услышал слова Христа, обращенные к богатому юноше: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и приходи и следуй за Мною (Мф 19: 21). Антоний продал свое наследство, раздал нищим и покинул родное селение. Первые годы отшельничества Антоний жил то у одного, то у другого пус­тынника. Окрепнув духом, он решился совершенно удалиться от мира. Антоний поселился в развалинах воинского укрепления на берегу Нила. Свое жилище он устроил в древнем захоронении, а спал в гробу; плел корзинки, выменивая их на зерно у местных крестьян, все время пребывал в труде и молитве. Каждый день у гробницы Антония собирались бесы, принимая вид страшных чудовищ и пытаясь напугать отшельника. Но тот говорил им: «Я знаю, что, если вам не разрешит Господь, вы меня не тронете, а если разрешит, то усилий одного из вас хватит, чтоб меня умертвить. Поэтому чего вы медлите, нападайте, если на то Божья воля». Посрамленные мужеством и верой Антония, бесы каждый раз отступали. Множество испытаний перенес святой отшельник. Он страдал от голода и жажды, холода и зноя. Но самым сильным искушением святого была тоска по миру и волнение помыслов. Однажды, когда по­движник уже почти дошел до отчаяния, ему явился Христос и укреплял его. «Где ты был, благий Иисусе? Почему вначале не пришел прекратить мои страдания?» — сказал Антоний. «Я был здесь, — сказал ему Господь, — и ждал, пока не увижу твоего подвига».

http://foma.ru/antoniy-velikiy-istoriya-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ IV ПАФЛАГОН Иисус Христос. Имп. Михаил IV Пафлагон с ангелом. Золотая номизма. Аверс. Реверс. 1034–1041 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Иисус Христос. Имп. Михаил IV Пафлагон с ангелом. Золотая номизма. Аверс. Реверс. 1034–1041 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) [Греч. Μιχαλ Παφλαγν] (1010 - 10.12.1041), визант. имп. с 12 апр. 1034 г. Род. в незнатной семье, происходившей из Пафлагонии . Представитель этой семьи, брат М. П. евнух Иоанн, занял высокое положение при имп. дворе, возможно, уже в правление имп. Василия II Болгаробойцы (976-1025). Это положение сохранялось и при последующих императорах, в т. ч. при Романе III Аргире (1028-1034), к к-рому он был приставлен еще до вступления последнего на престол. Иоанн Скилица называет имена и др. братьев, младшим из к-рых являлся М. П. ( Scyl. Hist. P. 389-390). Первоначально Иоанн выполнял обязанности препозита, а впосл. стал орфанотрофом (смотрителем дома призрения) и получил соответствующее прозвище. Иоанн представил своего младшего брата имп. Роману III, который приказал оставить М. П. при дворе. Вскоре М. П. стал фаворитом жены императора Зои , приходившейся дочерью имп. Константину VIII (1025-1028). По всей видимости, Иоанн Орфанотроф был одним из инициаторов заговора, целью к-рого было вступление М. П. на престол. Сестра Романа III Пульхерия, а также ряд придворных сообщили императору об отношениях Зои с М. П. и о возможном заговоре, однако Роман, взяв с М. П. клятву в его невиновности, не выдвигал против него никаких обвинений. Как указывает Михаил Пселл , имп. Роман III испытывал к М. П. жалость, вызванную тем, что последний страдал эпилепсией, хотя при дворе высказывалось мнение о том, что М. П. имитировал приступы ( Mich. Psell. Chron. 3. 17-23). 11 апр. 1034 г., в Великий четверг, имп. Роман III скончался. Согласно Иоанну Скилице, император был отравлен Иоанном Орфанотрофом ( Scyl. Hist. P. 390). Михаил Пселл сообщает, что незадолго до смерти Роман тяжело заболел, причиной чего было отравление, якобы организованное М. П. и Зоей, однако, Пселл не был до конца уверен в достоверности сведений. По его словам, императора утопили в бане ( Mich. Psell. Chron. 3. 24-26). Более поздние авторы, в т. ч. Георгий Кедрин (кон. XI - нач. XII в.), прямо сообщали о том, что убийство Романа III было совершено лицами, близкими к М. П. ( Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 504). В Страстную пятницу патриарх К-польский Алексий Студит (1025-1043), первоначально не желавший венчать М. П. и Зою, получил от них богатые дары и совершил таинство Брака.

http://pravenc.ru/text/2563706.html

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе — православный храм Покровского благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в районе Таганский, Центрального административного округа города Москвы. Главная святыня - рака с мощами священноисповедника Романа (Медведь). Содержание История [ править править код ] Храм Покрова Пресвятой Богородицы стоит у подножия холма, на котором в древности стоял Покровский Лыщиков монастырь со своей слободой. «Лыщикова гора» — место одного из древнейших домосковских поселений на левом высоком берегу Яузы — известна, как считают, еще с XII в. В XV—XVI вв.земли принадлежали великим князьям московским. Первое документальное упоминание Покровской обители встречается в 1504 г. — Иоанн III завещал ее своему сыну Василию III, а в 1572 г. Иоанн Грозный также отказывает монастырь своему старшему сыну. Упразднен монастырь, видимо, при сооружении Скородома (Земляного города), когда часть холма, на котором он стоял, была срыта. Главный храм обители Покрова Пресвятой Богородицы упоминается уже в 1625 г. как приходская деревянная церковь, «что слывет на Лыщикове». Новый каменный храм с приделом прп. Иоанна Дамаскина был построен в 1696 г. «по прошению дьяка Ивана Рогозина». В 1697 г. выдан антиминс («взял поп Михаил») и состоялось освящение храма. Этот каменный храм стал основой ныне существующей церкви. В 1773 г. на средства секунд-майора Ильи Алексеевича Лихарева устроен придел Казанской иконы Божией Матери. В 1803—1805 гг. возведена ныне существующая колокольня, а трапезная продлена к западу. Во время нашествия Наполеона и московского пожара 1812 г. Покровская церковь серьезно пострадала и была временно приписана к храму свт. Николая, что на Ямах. Лишь два года спустя, в 1814 г., вновь был освящен главный Покровский престол, а в 1815 г. и 1818 г. — придельные. В 1830 г. древняя, выступающая в переулок часть храма с четвериком и алтарной апсидой была окружена пристройками и приобрела полукруглую форму. В 1880-х гг. появилась нынешняя главка, составленная из теремков и кокошников.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Покров...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ [Бенедикт] [лат. Benedictus Nursiensis] (ок. 480, близ г. Нурсия (совр. Норча, обл. Умбрия, Италия) - 21.03.547, мон-рь Монте-Кассино, Италия), прп. (пам. 14 мар.; пам. зап. 21 мар., 11 июля), основатель мон-ря, получившего в дальнейшем название Монте-Кассино , законодатель и реформатор зап. монашества. Жизнь Прп. Венедикт Нурсийский. Икона. XX в. Прп. Венедикт Нурсийский. Икона. XX в. Единственным ранним источником сведений о В. Н. является его жизнеописание в «Собеседованиях о жизни Италийских отцов...» («Диалогах») Римского папы свт. Григория I Великого ( Greg. Magn. Dial. II, а также III 16; IV 7, 8), написанных в 593-594 гг. Рассказ свт. Григория Великого, посвященный гл. обр. описанию добродетелей и чудес В. Н., не содержит хронологии его жизни. Его восполняют указания в Liber pontificalis, а также расчеты средневек. хронистов аббатства Монте-Кассино Льва Марсиканского, кардинала Остии, и Петра Диакона (нач. XII в.). Историческая справка о В. Н. содержится также в сочинении Петра Диакона «О знаменитых мужах аббатства Монте-Кассино» (De viris illustribus Casinensibus. 1//PL. 173. Col. 1011-1012). В. Н. происходил, вероятно, из патрицианской семьи, имел сестру св. Схоластику . В юности был отправлен для получения традиц. образования - обучения «свободным искусствам» (см. Artes liberales) - в Рим. Однако, удаляясь мирских соблазнов, он оставил учебу и начал подвижническую жизнь в мест. Эффиде (Энфиде, совр. Аффиле), в 60 км от Рима, куда за ним последовала его кормилица. Желая полного уединения, В. Н. покинул Эффиде и ок. 500 г. поселился в пещере в долине р. Анио (совр. Аниене) в местности Сублак (см. Субиако). Здесь он принимал помощь лишь от насельника одного из небольших местных мон-рей мон. Романа ( Greg. Magn. Dial. II 1). Через 3 года весть об аскетических подвигах В. Н. распространилась по окрестностям, и монахи близлежащего мон-ря, вероятно, Вик Варрона (совр. Виковаро), пригласили его стать настоятелем. В. Н. долго не соглашался, но склоненный просьбой братии принял на себя это бремя. Однако через нек-рое время монахи, недовольные строгостью В. Н., решили его отравить. Этому намерению чудесным образом не суждено было сбыться: при благословении В. Н. чаши с отравленным вином она распалась. Узнав о злом умысле монахов, В. Н. покинул мон-рь и вновь удалился в пещеру в Сублаке. Вскоре к нему начали собираться ученики и сподвижники. Святой отшельник основал для них 12 небольших мон-рей, определив настоятелей и поместив в каждом по 12 монахов, сам же стал руководителем всех общин, оставив при себе нек-рых учеников. Среди ближайших учеников В. Н. свт. Григорий Великий называет Мавра и Плацида , сыновей знатных римлян (Ibid. II 3). В. Н. устроил, т. о., в Сублаке монашескую организацию, напоминающую общины, созданные прп. Пахомием Великим в IV в. в Фиваиде.

http://pravenc.ru/text/150223.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАНАГИИ КИРИОТИССЫ МОНАСТЫРЬ Кафоликон мон-ря Панагии Кириотиссы (Календерихане-джами). Фотография. 2014 г. Фото: В. Е. Сусленков Кафоликон мон-ря Панагии Кириотиссы (Календерихане-джами). Фотография. 2014 г. Фото: В. Е. Сусленков [Греч. μον Παναγας Κυριοτσσης], также - Богородицы в квартале Кира (Богородицы Кира) (Θεοτκου ες τ Κρου), средне- и поздневизант. обитель в К-поле. История Согласно Patria Constantinopolitana III, 111, монастырь в квартале Кира был построен префектом города Киром при имп. Феодосии II. Никифор Каллист Ксанфопул ( Niceph. Callist. Hist. eccl.//PG. 146. Col. 1220B) уточняет, что Кир осуществил это после чудесного обретения иконы Божией Матери: она висела на кипарисе, к-рый разросся и скрыл ее, а когда дерево стали рубить, чтобы оно не мешало освещению, обрели образ; впосл. Кир в этом месте искал спасения от врагов. Согласно «Повествовательному рассказу об изначальном происхождении и построении всечестного храма Всепетой Богородицы Кира» (BHG, N 479i), сохранившемуся в рукописи XII в., богато украшенный храм, первым посвященный в К-поле Богоматери, был построен в имп. саду, где лилия исцелила некоего человека от болезни глаз; позднее здесь исцелилась имп. Феодора, к-рая попросила имп. Юстиниана I расширить храм, но Богоматерь в видении велела оставить его в неприкосновенности, и они построили рядом храм св. Анны. Однако исторические сведения об этой иконе появляются не ранее XI в. Настоятели «обители в квартале Кира» подписывались под актами Соборов 518 и 536 гг. (Георгий): в одной из этих подписей местоположение мон-ря уточнено как «близ Св. Романа в квартале Элевиха» (АСО. T. 3. P. 35, 46, 70, 130, 145, 158, 165, 173), т. е. где-то возле Романовых ворот в зап. части К-поля. Более поздние свидетельства о соседстве мон-ря с кварталом Анфимия указывают на его местоположение на территории между Романовыми воротами и цистерной Мокия (ок. 1 км); более точно не локализуется. По преданию, св. Роман Сладкопевец жил и был погребен в обители Кира, где получил от Богоматери во сне дар сочинять кондаки; его память совершалась здесь 1 окт. (SynCP. Col. 95-96). В 602 г. сват имп. Маврикия Герман, заподозренный в заговоре, искал убежища в церкви мон-ря, находившейся рядом с его домом ( Theophyl. Sim. Hist. S. 299; Theoph. Chron. S. 288). Ок. 660 г. некая женщина проводила время в храме Кира с сыном, больным грыжей, пока не получила во сне указание идти в храм св. Артемия ( Crisafulli V., Nesbitt J. The Miracles of St. Artemios. Leiden etc., 1907). Известна печать игумена «[обители] в квартале Кира» Тимофея IX в. (Laurent. 5. N 1157).

http://pravenc.ru/text/2578778.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010