Афон (θως). Монастырь Эсфигмен. Μον Εσφιγμνου /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Согласно древнему преданию, Эсфигмен был основан в V веке императрицей Пульхерией. Рукопись, хранящаяся в монастырской библиотеке, называет нам и точную дату этого события – 418 год. Другое предание гласит, что основали монастырь император Феодосий и его супруга Евдокия. В пользу раннего основания Эсфигмена свидетельствует и столь близкое соседство этого монастыря с морем – ведь в те времена ещё не было угрозы пиратских набегов. Первое достоверное упоминание об обители встречается в кодексе 1016 года, подписанного игуменом обители Феоктистом. Некоторые учёные полагают, что Эсфигмен был основан другой Пульхерией – сестрой императора Романа III, царствовавшего с 1028 по 1034 год. Обитель много пострадала от набегов сарацин, латинян и пиратов. Особенный урон ей нанесло вторжение 1534 года: многие здания были сожжены, а монахи уведены в плен. В непростой период турецкого владычества Эсфигмену много помогали молдавские игемоны и русские цари. В сохранившейся грамоте Алексея Михайловича указывается на то, что иноки Эсфигмена могли каждые пять лет приезжать в Россию за экономической поддержкой. Возобновившаяся монашеская жизнь к 1634 году замерла опять, а в 1705 году обитель начала возрождаться. К сожалению, из-за больших долгов монастырь снова пришёл в упадок и был преобразован в особножительный. Ключевую роль в возрождении обители сыграл бывший салоникский митрополит Даниил, прибывший в Эсфигмен по настоятельной просьбе братии. Он был выпускником Афонской академии, несколько лет подвизался на Святой Горе и хорошо знал жизнь Афона. Первым шагом нового игумена стало возвращение общежительного устава. Благодаря помощи Кассандрского архиепископа Игнатия в 1805 году началось строительство соборного храма Вознесения Господня. Освятил его патриарх Григорий V, вскоре после этого принявший мученическую кончину и прославленный в лике Святых. Деревянный позолоченный иконостас кафоликона (1813) считается одним из самых красивых на Афоне. В нём сохранились две иконы (великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского) из иконостаса старого собора. На образах Спасителя, Богородицы, Вознесения, Иоанна Крестителя серебряные оклады русской работы 1850 года. На двух мраморных колонах, поддерживающих купол в западной части собора, помещены иконы Христа и Богородицы (1673). Литийный притвор кафоликона в отличие от других афонских храмов отделён от главной части собора не стеной, а рядом колон. Главный вход на праздник Вознесения Господня завешивается куском ткани из палатки Наполеона, подаренного Эсфигмену патриархом-новомучеником Григорием V. Этот гобелен работы XVII века до Бонапарта принадлежал целому ряду французских императоров.

http://sobory.ru/article/?object=30430

Завершился фестиваль " Звоны над Свирью " июля 2022 IV фестиваль колокольного искусства " Звоны над Свирью " прошел 30-31 июля в Свято-Троицком Александра Свирского мужском монастыре в рамках проекта " Тихвинские звоны " , представленного III Всероссийским фестивалем православных певческих традиций и колокольного звона " Истоки " при поддержке малого грантового конкурса " Православная инициатива " . Звонари из восьми регионов России представили свое мастерство. После Божественной литургии 30 июля, которую возглавил епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав , владыка обратился к участникам фестиваля и паломникам. " Вы услышите замечательный колокольный звон - свидетельство всея Руси. На фестиваль приехали представители Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Орла, Чебоксар, Краснодарского края, Карелии. Желаю, чтобы этот колокольный звон был напутствием и радостью вашей жизни " . Специальный гость фестиваля, лауреат международных конкурсов хор " Святой Пантелеимон " из Москвы (руководитель - Мария Исаева), представил программу, включавшую распевы времен императора Петра I, 350-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. После певческого вступления звонари показали свое мастерство на звоннице Троицкого комплекса монастыря. Первым выступающим стал звонарь храма Сретения Господня Андрей Иванов. Среди выступивших - руководитель школы звонарей собора Владимирской иконы Божией Матери Владимир Кайчук, звонарь собора Архангела Михаила из Ораниенбаума Никита Чамар, ансамбль звонарей Данилова монастыря под руководством иеродиакона Романа (Огрызкова), звонаря храма великомученика и целителя Пантелеимона при больнице РЖД (Москва) Александр Исаев, звонарь Введено-Оятского монастыря Александр Наконечный, студия звонарей " Благовест " из Сортавалы, руководитель школы звонарей " Колокольная Тверь " Эдуард Провоторов, руководитель школы звонарей " Перезвоны " из Чебоксар Илья Михайлов, коллектив звонарей Александро-Свирского монастыря под руководством монаха Корнилия (Шубина) и другие.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ визант. гимнограф. Под именем Г. или Гавриила Монаха сохранились кондаки (многострофные), каноны и самогласная стихира. Ж. Б. Ф. Питра отождествлял его с прп. Гавриилом Иверским (XI в.), др. исследователи (К. Крумбахер, С. Петридис (Ж. Б. Рабуа-Буске), К. Эмеро, П. Николопулос, П. Пасхос, К. Мицакис) предполагали, что это был к-польский монах из Евергетидского или из Студийского мон-ря, живший в IX-X вв. 8 из 9 кондаков, носящих имя Г., содержатся только в Патмосском Кондакаре, минейная и триодная части к-рого (Patm. gr. 212 и 213) были созданы одним переписчиком (возможно, в К-поле) в XI в., по мнению Николопулоса, для вклада патриарха К-польского Николая III Грамматика в основанный в 1088 г. прп. Христодулом мон-рь св. Иоанна Богослова на Патмосе. Кондаки Г. посвящены предпразднству Богоявления (5 янв.), сщмч. Феопемпту и 1003 мученикам (7 февр.), прп. Феофилакту, еп. Никомидийскому (8 марта), Собору арх. Гавриила (26 марта), прмц. Февронии (25 июня), прп. Симеону, Христа ради юродивому (21 июля), предпразднству Преображения Господня (5 авг.; по указанию Мицакиса, этот гимн имеет сходство с богоявленским кондаком прп. Романа Сладкопевца ) и усопшим монахам (в одну из суббот Пятидесятницы). Авторство Г. подтверждается наличием его имени в акростихах. Еще один кондак, надписанный именем Г.,- на память мучеников Никомидийских Фотия и Аникиты (12 авг.) - сохранился не полностью в 7 рукописях X-XIII вв. (Ath. Vatop. gr. 1041, Sinait. gr. 926 и др.) (проимий и 4 строфы; реконструкция именного акростиха допустима); в печатные Минеи проимий и 1-я строфа вошли в качестве кондака и икоса; Пасхос сомневается, что этот гимн написан тем же Г. В печатные богослужебные книги вошел канон Г. прп. Луке Стириоту († 946; пам. 7 февр.) 2-го плагального (6-го) гласа, сохранившийся также в Минее рубежа XIII и XIV вв. (ГИМ. Син. греч. 153. Л. 59-63), происходящей из к-польского мон-ря св.

http://pravenc.ru/text/161267.html

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! Меня очень волнует вопрос о крещении троекратным погружением в воду. Дело в том, что сама я была крещена окроплением и без воспреемника, в 14 лет. Сейчас по мере моего воцерковления всё больше и больше гложет меня вопрос, было ли все-таки моё крещение действительным или нужно креститься повторно по всем правилам? Я стараюсь причащаться каждую неделю, пою на клиросе, состою в венчаном браке. Страшно подумать, что если я все-таки не крещенная, то причащаюсь постоянно во осуждение? И венчание моё также недействительно? Пожалуйста, разрешите мне этот вопрос. Читала, что необходимо уточнять это у правящего архиерея, так ли это. Заранее благодарю за ответ! 6 Ответов Не переживайте и не смущайтесь. Если Крещение совершил православный священник, то всё в порядке. Любые недостатки Таинств в Церкви исправляет Господь. Мы веруем в одно Крещение, как сказано в Символе Вере, второй раз креститься не нужно. Анастасия, часто в храмах просто не бывает условий, чтобы крестить с полным погружением. Однако, нельзя сказать, что все те многие тысячи людей, что крещены не полным погружением, не являются православными христианами. Думаю, Вам не стоит беспокоиться. Но если все же продолжаете смущаться, то поговорите со своим духовником. Здравствуйте, Анастасия! Приведу выдержку из статьи епископа Михаила (Лузина) : Не только в болезни и в случае опасности смерти, но и в других случаях нужды, древняя Церковь  позволяла при совершении крещения заменять погружение обливанием, – как например случалось при стеснительных обстоятельствах во времена гонений на  Церковь . Так о св. Лаврентие (диакон римской Церкви III-ro века) повествуется, что он, находясь в темнице, крестил некоего воина, по имени Романа, посредством обливания. В другой раз он крестил таким же способом некоего Луцилла. Во время гонения Максиминова, св. мученик Ермоген подобным образом крещен был в Александрии находившимся там епископами: «Три же, возливающе воду на главу его, глаголаху: приемлет баню отрождения Ермоген, во имя Отца и Сына и Святого Духа». Св. мученик Власий, иначе Вукол, вверженный мучителем в кипящую воду в котле, посредством окропления крестил некоторых воинов, уверовавших во Христа. «Воины, иже святого от коноба изъяти пришедше, по повелению Игемонову, и того жива видевше, христианы себе нарекоша. Христов же мученик всех веровавших от такового коноба покропив, крести их во имя Святыя Троицы».

http://azbyka.ru/vopros/nuzhno-li-zanovo...

Святой мученик Луп Солунский Аудио Скачать (MP3 файл. Продолжительность 1:40 мин. Размер 1.3 Mb ) Читает иеромонах Зосима (Мельник) Святой Луп (Лупп) жил на рубеже III–IV веков. Он был рабом святого Димитрия Солунского. Луп присутствовал при мученичестве господина в Фессалонике и забрал его окровавленную тунику и императорский перстень, обагренный мученической кровью. Впоследствии он совершил силой этих святынь множество чудес и исцелений и этим укрепил веру христиан. Именно поэтому император, все еще находившийся в Фессалонике, повелел его арестовать и подвергнуть мучениям. Святой Луп был осужден на смерть. По преданию, во время его казни два воина, которым поручили это исполнить, обратили свои мечи один против другого и ранили друг друга. Мученик же молился Христу, чтобы Тот даровал ему прежде смерти благодать крещения. В этот момент над ним остановилось облако, из которого излилась вода. Облекшись в нового человека и в могущество Святого Духа, Луп стойко претерпел мучения, после чего был обезглавлен. Этим он освободился от рабства земной жизни, дабы удостоиться Царства Небесного. 8 ноября 2012 г. Синаксарь упоминает этого святого, не приводя никаких сведений о его жизни. Славянские источники отождествляют его со слугой св. Димитрия (память 26 октября). Это предположение находит подтверждение в двустишии Христофора Митиленского (XI в.): «Святой Луп был рабом, но через усечение мечом он приблизился к Богу как свободный человек и друг». В VII в. св. Лупа особенно почитали в Нове, в Нижней Мезии (рядом со Свиштовом): «Услыхав, что к ним прибудет стратиг (Петр, брат императора Маврикия. – Ред.), тамошние жители вышли из города и, оказав ему замечательно пышный прием, очень просили Петра принять с ними участие в празднестве в честь мученика Луппа; в этот день у них был канун праздника мученика Луппа с ночным бдением» (Феофилакт Симокатта. История. VII. II, 17). скрыть способы оплаты Комментарии ТАНЯ 5 сентября 2016, 15:11 Святой ЛУП СОЛУНСКИЙ, как ТЫ молил ГОСПОДА дать тебе прежде смерти благодать Крещения, так и Ты моли ГОСПОДА БОГА за некрещенного моего сына Романа(Родился 05.01.1974год. Убит 28апреля 1993года)и родного брата Владимира ( Родился 06.09.1952год., умер 01.02.2000г.). Да по молитвам твоим дарует и им ГОСПОДЬ МИЛОСЕРДНЫЙ сию благодать.

http://pravoslavie.ru/57266.html

Состоялся концерт " Спаси, Господи, люди Твоя " ноября 2022 В праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, 4 ноября, в культурно-досуговом центре " Московский " в рамках III Всероссийского фестиваля православных певческих традиций и колокольного звона “Истоки” прошел концерт " Спаси, Господи, люди Твоя! " . Организатор - храм Державной иконы Божией Матери на проспекте Маршала Жукова . Прологом к нему стала тема увертюры Петра Чайковского " 1812 год " в фортепианном изложении Елизаветы Кулигиной. Тему подхватил хор.  Во вступительном слове ведущий концерта художественный руководитель фестиваля " Истоки " протоиерей Димитрий Кулигин отметил, что для фестиваля этот концерт несколько необычен. " Однако этот год для нашей страны - особенный, и наш Всероссийский фестиваль " Истоки " как явление, прежде всего, русской культуры не мог пройти мимо нынешних сложных событий, которого касаются каждого живущего в России, переживающего за Россию, болезнующего за нашу Родину. И этот концерт - приношение нашего фестиваля, наш вклад в дело духовно-патриотического укрепления нашей Отчизны " , - сказал он. Детский клиросный хор храма иконы Божией Матери " Державная " под руководством Алены Николаевой исполнил духовные песнопения, которые могли звучать во времена избавления России от поляков в 1612 году. Хор " Святой Пантелеимон” (руководитель - Мария Исаева) из Москвы исполнил петровские канты, песни русских композиторов, а также сербские и белорусские духовные стихи. Некоторые произведения прозвучали под аккомпанемент блок-флейты и гитары. Среди этих сочинений - " Мире лукавый " на слова митрополита Стефана Яворского, " Стихи похвальные России " на слова Василия Тредиаковского, " Mapujo славна " на слова святителя Николая Велимировича, " Русь называют святой " архидиакона Романа (Тамберга). В видеообращении сербской писательницы Биляны Живкович была выражена поддержка России в переживаемое ею непростое время: “Любовь между нашими народами рождена еще во времена Крещения Руси, а сейчас XXI век - и мы вместе”. 

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Про(то)колы модернистских мудрецов Недавно вышло в свет русское издание нового романа Умберто Эко «Пражское кладбище». Герой книги Симонини – отъявленный мерзавец, человек без единой положительной черты, внушающий омерзение и негодование буквально с первых страниц текста. Но главный герой этого романа вовсе не он, а… текст, название которого хорошо известно каждому… 8 февраля, 2012 Недавно вышло в свет русское издание нового романа Умберто Эко «Пражское кладбище». Герой книги Симонини – отъявленный мерзавец, человек без единой положительной черты, внушающий омерзение и негодование буквально с первых страниц текста. Но главный герой этого романа вовсе не он, а… текст, название которого хорошо известно каждому… Недавно вышло в свет русское издание нового романа Умберто Эко «Пражское кладбище». Перевод у Елены Костюкович, как всегда, блестящий, да и Эко, итальянский писатель, профессор и постмодернист у нас популярен не меньше, чем в Европе. Его исторические романы – удивительное сочетание невероятного сюжета и множества достоверных деталей. Все краски, звуки, запахи переданы так точно, как будто автор сам побывал в иных временах, все второстепенные персонажи взяты из реальной жизни и описаны точно и полно, а вот главный герой никогда не существовал… но вполне мог существовать, и уж если бы существовал – совершенно точно он жил бы в таком доме, так одевался, так вел себя и так думал, как описано в романе! Главное, что удается передать Эко – образ мышления определенного круга людей, дух эпохи. Время и место действия «Пражского кладбища» – вовсе не Прага, а Италия и Франция второй половины XIX века. Главный герой Симоне Симонини – мастер высочайшего класса по подделке документов. Начав со скромной работы по составлению подложных завещаний и контрактов, он постепенно оказывается втянут в сложные политические игры, связанные с походами Гарибальди, объединением Италии, политикой Наполеона III, франко-прусской войной и большими маневрами дипломатов и шпионов по всей Европе, не исключая и России.

http://pravmir.ru/protokoly-modernistski...

III фестиваль современной православной духовной песни состоится в Санкт-Петербурге В светлые пасхальные дни с 14 по 20 мая, при содействии Санкт-Петербургской епархии и при поддержке правительства и Законодательного собрания Санкт-Петербурга, состоится III Международный фестиваль современной православной духовной песни. Под куполами Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, в Духовно-просветительском центре «Святодуховский» соберутся исполнители из России, ближнего и дальнего зарубежья. «Невские купола» – это фестиваль, на котором выступают представители конкурсов современной православной песни в регионах. Многочисленные почитатели этого жанра проводят свои фестивали в различных уголках мира, и это определило актуальность большого песенного форума, который призван объединить все лучшее, что создано в современной православной духовной песне. В русском песенном творчестве определился новый вокальный жанр – современная православная духовная песня, которая своими корнями уходит в древние времена. Она вобрала в себя лучшее от многих жанров песенной классики. Современная духовная песня стала необходима множеству людей, ищущих ответы на свои вопросы и находящих их в Православии. Участники конкурса исполнят песни на стихи духовных поэтов: иеромонаха Романа (Матюшина), архидиакона Романа (Тамберга), Леушинской игумении Таисии, инока Всеволода (Филипьева), С. Бехтеева, В. Петрушевского и других. Обязательно условие конкурсной программы – музыка к песням должна быть написана современным автором. По сложившейся традиции, в рамках проведения фестиваля проходит конкурс молодых исполнителей, авторов-исполнителей, композиторов и поэтов-песенников. Конкурс проходит в концертном формате. Первое отделение концертной программы – выступление конкурсантов, второе – почетных гостей фестиваля, среди которых заслуженный артист России, «серебряный голос России» Олег Погудин, лауреат международных конкурсов Ирина Скорик, актриса, лауреат фестиваля «Небо славян» Светлана Копылова и другие. Духовник фестиваля «Невские купола» – архимандрит Назарий. Почетный президент фестиваля – народная артистка России Елена Образцова. В состав жюри войдут настоятель храма Иосифа Волоцкого иерей Геннадий Ульянич, композитор инок Всеволод (Филипьев; США, Джорданвилль), народный артист России Иван Краско (Санкт-Петербург), член Союза художников России Борис Кузнецов (Санкт-Петербург), председатель благотворительного фонда «Мир книжной культуры» Вера Стоминок (Санкт-Петербург). Художественный руководитель фестиваля – известная исполнительница духовных песен Ирина Скорик. Жюри оценивает профессионализм исполнения и поэтическое и композиторское мастерство.

http://pravoslavie.ru/26387.html

В Иерусалиме рассказали о последних реставрационных работах в храме Гроба Господня 25.12.2023 12:28:01 ИЕРУСАЛИМ 21 декабря 2023 года лидеры трех общин, ответственных за Храм Гроба Господня, — Православной, Римско-католической (Кустодия Святой Земли) и Армянской Апостольской церквей — приняли участие во встрече, посвященной презентации незавершенных работ в Храме Гроба Господня в Иерусалиме в 2023 году, сообщает Седмица.ru со ссылкой на CNA. Во встрече участвовали: Феофил III, православный Патриарх Иерусалимский; Франческо Паттон, францисканский кустод Святой Земли; Нурхан Манукян, армянский патриарх Иерусалимский. Встреча состоялась в монастыре Спасителя, штаб-квартире Кустодии Святой Земли в Иерусалиме. В базилике Гроба Господня — одном из самых святых мест в мире для христиан и важном месте паломничества, начиная с четвертого века, — с марта 2022 года ведутся реставрационные работы на полах. Также проводятся углубленные археологические исследования и реконструкция инфраструктуры. Профессор Франческа Романа Стасолла, руководитель группы кафедры древних наук Римского университета Сапиенца, ответственная за археологические исследования, представила основные результаты, достигнутые в течение 2023 года, некоторые из которых уже были изложены в отчетах в июне и июле 2023 года. Франческа Романа Стасолла 21 декабря провела презентацию работ, ведущихся в Храме Гроба Господня. В тот же день, когда состоялась презентация, Римский университет Ла Сапиенца опубликовал пресс-релиз об обновлениях базилики, распространенный Кустодией Святой Земли, органом, осуществляющим надзор за работами у Гроба Господня. С лета прошлого года работы в базилике продолжались с двухмесячным перерывом с 7 октября по 3 декабря из-за продолжающейся войны между Израилем и ХАМАС, что временно затруднило деятельность археологов. Как пояснила профессор Стасолла, элементы, относящиеся к раннехристианскому периоду, в основном сосредоточенные в районе Ротонды, имеют большое значение. «На первом этапе, в начале четвертого века, памятник, построенный вокруг почитаемой гробницы, был под открытым небом, с колоннадой вокруг него. На втором этапе, в конце четвертого века, была построена собственно Ротонда», — пояснила Стасолла. — «В то время территория вокруг гробницы приобрела вид, очень похожий на тот, который мы видим сегодня».

http://radonezh.ru/2023/12/25/v-ierusali...

В издательстве Сретенского монастыря готовятся к выпуску романы Людмилы Николаевны Разумовской «Апостасия» и «Русский остаток» . Роман «Апостасия» («Отступничество») посвящен острой, болезненной поре российской истории – первым двум десятилетиям XX века. На примере одной семьи показан трагизм многих человеческих судеб. Все главнейшие события 10–20-х годов минувшего века нашли отражение на страницах романа: явление «Державной» иконы Божией Матери, затем – возврат к самому началу века и череда катаклизмов – прекраснодушие и либеральничанье интеллигенции, разгул террора, убийство Столыпина, Первая мировая война, предательство и свержение императора Николая II , Октябрьский переворот… Все то, что привело к падению и гибели великой православной державы. Предлагаем вниманию читателей фрагменты романа «Апостасия». Сергей Юльевич Витте не разделял «мальчишеской» дальневосточной политики царя. Твердо встать на Тихом океане, как когда-то твердо встали в Прибалтике и на Черном море, получить наконец открытый выход в океан, иметь незамерзающую гавань для своей торговли, расширить русское влияние на азиатском Востоке – все эти царские мечтания великий министр финансов называл «ребяческим беснованием». Такая неумная, зарвавшаяся политика непременно приведет Россию к войне с японцами – пророчествовал Сергей Юльевич. Заявления царя, что войны, мол, не будет, потому что «я ее не хочу», а японцы, мол, «не посмеют», он считал просто самонадеянной глупостью. Разве всё на свете зависит только от «твоего хотения»? – возмущался министр. И отчего же это японцы-то не посмеют? Очень даже посмеют. Уж он-то знал, как японцы, нашпигованные английскими деньгами, готовятся к войне! И потому его разумное кредо, так и не услышанное царем: надо уступать! Это тайное и явное противодействие монаршей воле привело Витте к почетной отставке (царь предложил ему высшую в государстве, но малозначащую должность председателя Комитета министров). Как бы второе лицо в империи, а рычагов воздействия практически никаких. Ведь министры подчинялись напрямую царю, и председательство Витте оказывалось мыльным пузырем – так, одна видимость. Неблагодарность сына Александра III ужасно раздражала. Уж, казалось бы, кто-кто, а Сергей Юльевич послужил на славу и предыдущему царю, да и этому служил по совести, как понимал. Не прислушаться к его мудрым советам теперь, когда всё висит на волоске, когда бомбисты всех мастей только и ждут момента, когда монарх споткнется, чтобы тут же дружно и навалиться всей кучей на поскользнувшегося царя, – ну разве не безрассудство?

http://pravoslavie.ru/90710.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010