С того времени благоверного князя Александра Ярославича называют святым и чтят в лике ангелов-хранителей Русской земли. 21 Святая Церковь , восхваляя память благоверного князя Александра, взывает так: «Драгоценная отрасль священного корня, блаженный Александр, тебя явил Христос Русской земле, как некое божественное сокровище, как нового чудотворца, преславного и Богоприятного. Ты невидимо посещаешь людей Христовых и щедро подаешь исцеления всем усердно приходящим к тебе и единодушно вопиющим: Радуйся, столп пресветлый, просвещающий нас светлостью чудес! Радуйся, победивший помощью Божией гордого короля! Радуйся, освободивший город Псков от неверных! Радуйся, презревший догматы латинян и вменивший в ничто все их обольщения! Радуйся, облако росы, орошающее мысли верных! Радуйся, прогонитель темных страстей! Радуйся, заступник Русской земли! Моли Господа, даровавшего тебе благодать, соделать державу сродников твоих Богоугодною и сынам России даровать спасение». 22 Глава II Кратковременное правление Ярослава ознаменовано мученичеством князя Романа Рязанского. Князь Роман Олегович происходил из рода благочестивого, искренно преданного вере и отечеству; два деда его, Юрий и Олег Игоревичи, умерли страдальцами за отчизну в битве с Батыем. Последний из них, богатырь и красавец, умирал от ран на поле битвы; Батый, дивясь мужеству князя, хотел лечить его, с тем чтобы принять к себе в службу. «С врагом христиан не могу быть в приязни», – сказал умирающий князь, и разъяренный Батый велел разрубить его в куски. Отец Романа, князь Олег Ингваревич, вытерпел много мучений от татар: захваченный в плен Батыем, он томился в Орде более десяти лет в тяжкой неволе и, возвратившись на родину, скончался иноком. 24 Таковы были предки благоверного князя Романа: он воспитывался скорбями в любви к святой вере; жил в слезах и молитве за родину; старался облегчать, сколько мог, участь разоренных и угнетаемых подданных. Благочестивого князя много утешило учреждение кафедры православного епископа в самой Орде.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Града Переяславля Рязанскаго Святыя 432. Святый и благоверный князь Роман Ольгович Рязанский убиет бысть за Христа от Ордынскаго царя Менгу-Темира в лето 6778 месяца Иулиа в 19 день Сын князя Олега Игоревича, княжил в Рязани, в страшное время Менгу-Темира, в начале Татарского ига. Блаж. князь старался облегчать, сколько мог, участь разоренных и угнетенных подданных. Один из злых баскаков, которого князь удерживал от бесчеловечных насилий при сборе дани, донес хану Менгу-Темиру, что князь Рязанский поносит великого царя и его веру. Хан вызвал Романа в орду и велел объявить ему, что он должен выбрать одно из двух – или смерть мучительную, или веру Татар. «Покорный воле Божией, сказал князь, я повинуюсь власти хана: но никто не заставит меня изменить святой моей вере». Татары стали бить князя. «Я христианин», говорил он; но уста заткнули платком, оковали и бросили в темницу. Гордый Темир произнес приговор твердому князю: «пусть умрет мучительною смертию». На месте казни, мученик стал говорить собравшемуся народу о святости веры Христовой. Ему отрезали язык. Затем стали мучить его с ужасающим зверством: ему вырезали глаза, обрубили персты рук и ног, обрезали уши и губы, потом отсекли руки и ноги. Когда же осталось одно туловище, но еще с искрами жизни, мучители содрали с головы кожу, отрубили голову и воткнули ее на копье. Мученический подвиг св. Романа совершился 19 июля 1270 года. Память его, как мученика, была постоянно чтима в Русской Церкви. Предание говорит, что св. останки князя – мученика тайно унесены были в Рязань и там преданы земле, но неизвестно в каком месте. Лик св. Романа изображается на иконах так: «князь не старых лет, с волосами русыми, кудрявыми, падающими на плеча тонкой волною, в собольей шубе на плечах, в бархатной поддевке; правая рука простерта на молитву, а левая держит город с церковью» (Буслаев, «Очерки народн. словес. и искусства», ч. 2, стр. 351). 433. Святый благоверный князь Олег Игоревич Красный, убиен бысть от Батыя царя за исповедание Христово в лето 6747

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Из этих откровенных с ним бесед он узнавал духовные нужды, болезни и немощи каждого. По прошествии недельного труда, когда у него накапливался материал, он сообразно с духовным состоянием исповедовавшихся на частной исповеди… каждую субботу после всенощной проводил уже общую исповедь, в которой касался всего, что требовало исправления, преподавал соответствующие наставления… Его труд этих первых лет в одиночку можно назвать титаническим, обозрев и перечислив основные моменты его деятельности: ежедневная литургия с вечерним богослужением накануне, прием большинства [духовных чад] в течение недели на откровение помыслов, многочисленные причастники каждое воскресенье, в тот же воскресный день, после вечерни, обширная проповедь на евангельскую тему… Трудно себе представить, как мог он " тащить такую мрежу " один без помощников. Не сверхъестественно ли то, что он выдерживал, причем выдерживал, оставаясь всегда спокойным, доступным и… ангельски кротким. Чему учил, тому был и примером». Первое время отец Роман служил в храме один и весь труд богослужения, окормления паствы нес сам. В 1921 году Патриарх Тихон рукоположил в сан священника духовного сына отца Романа – Петра Степановича Степанова, которому было тогда пятьдесят пять лет, и назначил вторым священником. Другим помощником протоиерея Романа в двадцатые годы стал регент храма Сергей Владимирович Веселов, который также был рукоположен в сан священника. Он был сыном благочестивых родителей, особенно любил и почитал преподобного Серафима Саровского и часто посещал обители Сарова и Дивеева. Отцу Сергию недолго пришлось быть помощником отца Романа. Вскоре после рукоположения врачи обнаружили у него заболевание крови, от которого он и скончался. В 1927 году была опубликована декларация митрополита Сергия, по поводу которой в церковной среде возникли разногласия, причем высказывались самые противоположные суждения. Протоиерей Роман счел нужным написать письмо к священнослужителям и мирянам, в котором увещевал не разрывать канонических отношений с митрополитом Сергием и не становиться жертвой козней врага нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В 1-й пол. XVII в., вероятно в Угличе, сложился иконографический извод, основанный на принципе сопоставления 2 местных святых - Д. И. с др. представителем рода Рюриковичей, блгв. кн. Романом Владимировичем Угличским, чьи мощи находились в городском Преображенском соборе. На самой ранней иконе, относящейся, вероятно, ко 2-й четв. XVII в. (ГРМ), святые молятся образу Божией Матери «Знамение»; на местном образе 70-х гг. XVII в. из угличского Воскресенского мон-ря (УИХМ) - Спасителю, причем Д. И. как общерус. святой и царевич представлен на более почетном месте. В обоих случаях, согласно традиции, возобладавшей в столичном искусстве, Д. И. показан в закрытой короне. Впосл. этот тип усложнился введением деталей, акцентирующих почитание Д. И. и блгв. кн. Романа как местных удельных князей и Угличских чудотворцев. На иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (УИХМ) и на образе 2-й пол. XVII в. (ГМЗК), к-рый при поновлении XIX в. превратился в изображение св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба ( Брюсова В. Г. Рус. живопись XVII в. М., 1984. Табл. 72), Д. И. и блгв. кн. Роман в качестве покровителей Углича представлены с городом в руках. Под влиянием строгановских пелен в композицию включено изображение убиения св. царевича как напоминание, что он претерпел мученическую кончину именно в этом городе и является его заступником. Во 2-й пол. XVII в. иконы Д. И. (вероятно, в паре с образами блгв. кн. Романа) встречаются в составе деисусных чинов угличских храмов (ГТГ, УИХМ). Его изображения входят в состав сложных сюжетных композиций - напр., на образе Покрова Богородицы кон. XVII в. (УИХМ) Д. И. и блгв. кн. Роман представлены в молении Божией Матери, за св. князьями Борисом и Глебом. Св. царевич Димитрий. Гравюра М. Н. Нехорошевского. 1735 г. Св. царевич Димитрий. Гравюра М. Н. Нехорошевского. 1735 г. Тогда же в Угличе сформировалась традиция включения изображения Д. И. в композиции с фигурами др. местных или почитаемых в городе святых. На поновленном в XIX в. образе XVII в. (?) из ц. Корсунской иконы Божией Матери (УИХМ) Д. И. и блгв. кн. Роман с изображением города в руках представлены рядом со свт. Тихоном Амафунтским и прп. Макарием Египетским; на иконе нач. XVIII в. из того же собрания - с местными преподобными Паисием Угличским, Варлаамом Улейминским, Кассианом Учемским и Игнатием Прилуцким. В этих произведениях фигуры св. царевича и блгв. кн. Романа занимают центральное место, что можно объяснить их почитанием как государей-заступников и хранением их реликвий в центральных храмах города, а не в окрестных мон-рях. Угличская икона 2-й пол. XVII в. (частное собр.) включает 6 регистров с поясными фигурами святых разных ликов, в т. ч. изображение Д. И. вместе со св. князьями Борисом, Глебом, Романом, преподобными Паисием и Кассианом Угличскими.

http://pravenc.ru/text/178207.html

628 (144.) Трефолог неполный русским Святым, полууст. разный. напис. около 1630 года, в четверть, 257 листов. л. 1. Главы, числом 12. л. 2. Мес. декамвриа в 7, препод. и богон. отца нашего Антониа новоявленнаго, иже Сийский наричется. Списано бысть священноиноком Ионою, постриженником тоаже св. обители в лето 7087, в царство благочестиваго и христолюбиваго Государя Царя и В. Книзя Ивана Васильевича всея Русии, и при пресвященном Антонии митрополите всея Русии, и при благоверных царевичех князе Иване Ивановиче и князе Федоре Ивановиче. л. 33. Мес. ианнуариа в 12 день, преставление препод. отца нашего Мартиниана белозерьскаго чюдотворца. Над заглавием и на поле заглавной страницы заставки; в верхней заставке мелко написано: Матфея инока творение сие, в средине боковой: канон Мартиниану чюдотворцу, внизу пословно, кажется: Матфея инока, в самом низу: бывшаго игумена Ферапонтова монастыря. л. 68. Мес. тогоже в 28 день, память препод. отца нашего Ефрема архимарита, составльшаго обитель во граде нарицаемем Торжку св. страстотерпець Бориса и Глеба. л. 88. Лета 6790 (1282) преставление св. благовернаго князя Романа Владимировича углецкаго, новаго чюдотворца, о обретение честных его мощей на основании храма во имя Господа Бога и Спаса нашего Ис. Христа боголепнаго Преображения, а память св. благовернаго Князя Романа октября в 1 день, на память св. Романа певца кондакареви, а проявление преславных чюдес его лета 7113 (1605) февраля в 3 день, на память св. праведнаго Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Повесть, стихиры же и каноны сотворены по благословению великаго святейшаго кир Иова патриарха московскаго и всея Росии, труды и тщанием Симеона Олферьева да инока Сергия честныа обители пресвятыя Троицы Даниилова монастыря Переславля залескаго. Служба князю Роману, равно и остальные, за исключением глав 5 и 10, писаны Германом Тулуповым. л. 111. Мес. февраля в 1 день, убьение благовернаго В. Князя Георгия Всеволодовича. л. 126. В тойже день, препод. отца нашего Кирила белого новоезерскаго чюдотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Назначенный в феврале 1932 года в Берлин, я передал настоятельство в этом Приходе окончившему Сергиеву Академию иеромонаху Мефодию (Кульман) , впоследствии епископу и духовному другу моему. Свое благоговейное пастырское служение он совершал там до кончины своей. Он поднял этот Аньерский Приход на значительную духовную и материальную высоту. Дом, где мы тогда начали службы, был куплен, и при Приходе образовался ряд динамичных церковных организаций: Дом Отдыха в Розэй ан Бри, ежегодное паломничество православных всей Епархии в Святую Землю, журнал святоотеческий «Вечное» и другие. В ночь, накануне Успения, после первой своей службы в Казачьем Музее в Аньере, 27/14 августа 1931 года, я видел в тонком сне на Сергиевом Подворье, где жил, – за некой городской стеной площадь, и на ней храм, без одной стены. Эта открытая сторона Храма выходила в мир. Люди шли туда и одобряли, и хлопотали над устройством этой церкви; она выходила из трех своих стен и распространялась на большую поляну. Это и осуществилось в Храме Христа Спасителя и приходе, ставшем миссионерским. Разъяснение князя Романа Петровича 45 В своей первой книге воспоминаний: «Биография Юности» я нашел одну ошибку в передаче рассказа, в середине 20-х годов, настоятеля Брюссельского храма о. Петра Извольского, бывшего оберпрокурора Святейшего Синода Русской Церкви. Как мой духовный отец, в 20-е годы, он мне рассказывал интересные для меня факты взаимоотношений, пред революцией, царской власти и церкви. В передаче одного такого рассказа, более чем полувековой давности, я допустил (стр. 94) неточность, смешав матримониальные факты великих князей, братьев Петра Николаевича и Николая Николаевича. Я отнес к одному то, что следовало отнести к другому. Желая установить в точности эти события, я обратился к здравствовавшему тогда в Риме князю Роману Петровичу, ныне покойному. Князь Роман, сын вел. Князя Петра Николаевича, мне любезно и очень четко ответил, вполне исчерпав вопрос. Мой долг – сказать это читателям. Я думаю, людям, изучающим русскую историю, особенно тот ее отрезок, до которого (до подлинного освещения которого) еще не успела дойти историческая наука, будет интересно это свидетельство одного из членов Дома Романовых, кстати сказать, возглавлявшего ту часть его – которая не признала провозглашения вел. Кн. Кириллом Владимировичем себя императором, вследствие чего, ео ipso, и велико-княжества сына его, князя Владимира Кирилловича В письме Кн. Романа Петровича можно увидеть даже указание на одно из оснований такого решения части Семьи Романовых, к которой принадлежали и обе сестры Государя Великие Княгини Ксения и Ольга Александровны, дочери Императора Александра III.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

В 1223 г. он стал великим киевским князем, около 1225 г. потерпел поражение от половцев под Торчевском и попал в плен. В 1236 г. он выгнал из Киева Ярослава Всеволодовича и вновь стал великим киевским князем, умер около 1239 г. и в княжеских распрях за смоленский стол участия не принимал У Владимира (Дмитрия) был сын Ростислав Владимирович (Дмитриевич). Вероятнее всего, этот князь также не претендовал на княжение в Смоленске. Следует отметить, что еще один сын основателя династии смоленских князей Ростислава (Михаила) — Святослав (Иоанн) умер бездетным Таким образом, скорее всего, ни потомки Мстислава (Федора), ни потомки Рюрика (Василия) к камню со знаком, найденному в руинах древнего Троицкого монастыря на Кловке, отношения не имеют. Можно предположить, что знак, выбитый на межевом камне, относился к кому-то из претендентов на смоленский стол — потомков князей Романа (Бориса) Ростиславича (Михайловича) или Давида (Глеба) Ростиславича (Михайловича). Возможно, ключом к разгадке тайны знака, выбитого на межевом камне, является то, кто был ктитором Троицкого монастыря на Кловке. Н. Н. Воронин и П. А. Раппопорт убедительно доказали, что монастырский Троицкий собор был построен на рубеже XII–XIII вв. Кто же тогда княжил в Смоленске? В 1197 г., когда умер смоленский князь Давид (Глеб) Ростиславич, согласно его завещанию новым смоленским князем стал его племянник, сын Романа (Бориса) Ростиславича Мстислав (Борис) Романович (Борисович) по прозвищу Старый (княжил в Смоленске в 1197–1214 гг.) Перед своей кончиной Давид (Глеб) принял постриг и был погребен в реконструированном им Борисоглебском соборе одноименного монастыря. В некрологе Давиду описывается, что в грандиозных похоронах принимали участие епископ Семион и его «сыновец» (племянник) Мстислав (Борис) Романович который в последние годы жизни Давида стал его правой рукой Не исключено, что смерть дяди произвела на нового смоленского князя сильное впечатление, и он, не откладывая, начал строительство нового монастыря. Возможно, в своем монастыре, Мстислав (Борис) Старый по примеру дяди в конце жизни намеревался принять схиму и после смерти хотел быть здесь же похороненным.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099825/

Память св. Романа всегда была почитаема на Руси. До нас дошло описание его древних иконных изображений. Князь не старых лет, русые кудрявые волосы падают на плечи тонкой волной. На нем накинута соболья шуба, под нею бархатная поддевка. Левою рукой он держит город с церковью, а правая поднята на молитву. Где находятся мощи св. Романа, о том не сохранилось сведений. Предание говорит, что они были тайно унесены в Рязань и преданы земле в неизвестном месте. В том же веке несколько благоверных князей прославились тихими подвигами благочестия. Внук незабвенного и праведного великого князя Константина Всеволодовича, святой князь Роман Владимирович Углицкий — был добрым отцом своего княжества. В его обладании находились города: Углич, Кашин, Бежецк, Устюжск, Дмитров, Звенигород. Кроме того, он на высоком берегу Волги построил новый город Романов (против слободы Борисоглебской, почему он теперь Романов-Борисоглебский). Мудрый хозяин, он в разных местах своего княжества воздвиг до 15 храмов, устроил странноприимные дома и богадельни. Ведя жизнь строгую, праведный князь ежедневно слушал церковную службу, любил беседы с иноками и чтение божественных книг. Оставшись одиноким, вдовый и бездетный, он последние годы жизни весь ушел в подвиги молитвы, поста и милосердия и среди них тихо почил 3 февраля 1285 г. В I486 r. при копании рвов для фундамента Угличского собора, где был схоронен князь Роман, его мощи обретены нетленными. Он обгорели в 1609 г., когда ляхи зажгли собор. Останки св. мощей хранятся в соборе. На юге России в это время сияли благочестием Василий Романович, князь Волынский, и его сын. Василий Романович был братом и верным сподвижником знаменитого Даниила, короля Галицкаго, славного столько же воинскими и государственными заслугами, сколько великодушием, милосердием, твердостью. По смерти брата Василий — или, как звали его, Василько — остался усердным и опытным руководителем его сыновей. Этот храбрый воин и добрый князь окончил (около 1270 г.) дни свои иноком. Он удалился в дикую, заросшую кустарником пещеру и здесь, посвятив себя суровым подвигам, оплакивал то, что было грешного в его былом мирском властолюбии и в его бранной жизни.

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-vozhdi-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010