Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне Американский переводчик романа мистер Юджин М. Кейден (Kayden) так и перевел те стихи, где говорится о наружности Ольги: rosy (румяная); ее лицо было «более алым, чем утренний свет» (rosier than morning light)2. В другом, более раннем американском переводе «Евгения Онегина» – мисс Доротеи Пралл Радин – лицо Ольги, в соответствии с подлинником, названо «круглым и красным» (round and red). Так же передал эти эпитеты другой переводчик, Оливер Элто», в своей версии «Евгения Онегина»: Лицо у нее круглое и красное. Поэтому с таким изумлением я встречаю в новом американском «Евгении Онегине» следующий перевод этих строк: Она кругла (?!), у нее красивое (?!) лицо, Подобное этой глупой луне На этом глупом небе3. Почему красивое? Да потому, – поясняет переводчик (Вл. Набоков. – Ред. ) в своих комментариях, – что в древней России (в XIV – XVI вв.) красный означало красивый. От тех времен осталось название Красная площадь. И в крестьянской речи и в фольклоре недаром говорится «красное солнышко», «красна девица», «красный угол» (II, 332 – 334). Но ведь Онегин не крестьянин и не современник Ивана IV. В его лексиконе, как и в лексиконе всех современных ему культурных людей его круга, слово красный раньше всего означало цвет, а не форму». Вот так подступаюсь я к разговору о том, что сделал с Набоковым Корней Иванович Чуковский в своем разговоре о пушкинском Онегине в статье «Онегин на чужбине». Павел Крючков , заместитель главного редактора журнала «Новый мир», заведующий отделом поэзии. Старший научный сотрудник Государственного литературного музея («Дом-музей Корнея Чуковского в Переделкине») Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   Пользуясь случаем я скажу, что литературные отношения Корнея Чуковского к Владимиру Набокову ограничивается не только пушкинской, точнее онегинской темой. Вообще говоря, оба писателя были хорошо знакомы. Набоков тогда был, когда они познакомились, юношей, причем совсем юношей. В альманахе «Чукоккала» есть записанное рукой Набокова стихотворение Владимира Владимировича «Революция» и я вспоминаю, что по дневнику Корнея Ивановича видно, что отец Набокова – известный политический деятель – Владимир Дмитриевич Набоков, который заслонил Милюкова, когда в того стреляли, он дружил с Корнеем Ивановичем и хлопотал за сына, то есть просил Чуковского оценить поэтическое дарование своего сына.

http://academy.foma.ru/tag/kornej-chukov...

Вопрос такой - если автор увидит: на что он ориентировался, выбирая для цитирования ту или иную редакцию? Например: " – Вы не сочувствуете детям Германии? – Равнодушен к ним " . Другой вариант (он же, кстати, и в известной картине взят за основу): " Почему же вы отказываетесь? - Не хочу. - Вы не сочувствуете детям Германии? - Сочувствую " . СОЧУВСТВУЮ. Весь смысл этого диалога в этом " сочувствую " и полтинника не жалко, но дать - " не хочу " . Какого времени эта редакция с " равнодушен к ним " ? Диакон Владимир Василик. 11 ноября 2014, 23:56 Арине. Напомню, что Иван Мазепа был анафематствован Русской Православной Церковью. Анафематствован за конкретный страшный грех - предательство православного Отечества и православного Царя и призвание протестантского войска в его пределы, соучастие в разорении церквей и убийстве православных людей. Анафема до сего дня не отменена. Так какие альтернативные взгляды могут быть на это у ПРАВОСЛАВНЫХ людей? У НЕПРАВОСЛАВНЫХ - конечно могут. Диакон Владимир Василик 11 ноября 2014, 23:37 А где я становлюсь на сторону Швондера и Шарикова? Когда называю их уголовкой и шушерой? Или когда цитирую Солоневича об активистах? Читайте внимательнее, господа читатели. Валерий Владимирович 11 ноября 2014, 23:17 В приведённой цитате из романа М.А.Булгакова о предлагаемых девушкой журналах четыре(!)неточности: " Нет,не возьму,-кротко ответил... " ,а не кратко; " ...детям Франции... " ,а не Германии; " Жалеете по полтиннику?... " ,а не жалеете отдать полтинник; " Нет,сочувствую... " ,а не равнодушен к ним (Собр.соч.в5т.,М.Худ.лит.,1989г,т.2,стр.139). Ирина 11 ноября 2014, 22:44 Бедный Булгаков! Ужасное впечатление от статьи! Наталья 11 ноября 2014, 22:27 Автор статьи человек очень образованный, а сама статья почему-то производит впечатление обличительного комсомольского доклада, где некоторые утверждения, да простит меня автор, именно " утверждения " , а не высказывание собственного мнения притянуты " за уши " . Считаю, что навязывание мысли, что революция произошла по причине идей " кабинетных революционеров " не совсем верно, как и неверно утверждение, что при царе так все было хорошо, но пришли плохие красные и повыбивали всем зубы и на фоне этого окончание статьи взыванием- " как жить дальше? " ... В первую очередь помнить об истинных причинах, приведших к революции, безобразному состоянию не только белых офицеров, по которым автор не замедлил пройтись, но и самого духовенства на момент революции, а также ужасному положению крестьянства, расстрелу 1905 года демонстрации, которые шли не с винтовками к царю, а с хоругвями и развязывание цусимского сражения, где, как в кровавой мясорубке было положены сотни жизней просто так. Поэтому не могу не согласится с мнением автора по имени Димитрий- " довольно странно когда духовное лицо обвиняет во всех смертных грехах профессора Преображенского и тратит время на такие сомнительные теории, вместо молитвы, навязывая свое осуждение. "

http://pravoslavie.ru/75030.html

Друг этот, приславший нам копию его письма, конечно, откроет ему глаза, обличит обман Аркадия; но что, если бы не было этого друга, или не захотели бы беспоповцы обратиться к нему с своими недоумениями? И кто поручится, что нет и еще подобных старообрядческих (даже не старообрядческих) обществ в глуши наших деревень, так же заинтересованных Аркадием, но не имеющих друзей, которые разоблачили бы пред ними обман самозванца? Нисколько не мудрено поэтому, что в расколе может явиться новая иерархия, сильная соперница Австрийской... Об Австрийской иерархии нам болезновать нечего; но все эти раскольнические иерархии, существующие и действующие среди русского народа, какой они колючий терн для православной российской иерархии... О, пастыри церкви Христовой! Усильте исполнение вашего великого долга – просвещать светом истинной веры темный народ, окруженный и расхищаемый Австрийскими и Опоньскими волками, Белокриницкими и Беловодскими (не говорим уже о полчищах немецких штундистов), и обратите внимание на то, чем особенно разные Аркадии располагают к себе этот простодушный народ: «жизнь его свята, как древних воздержников... за требы, крещения и исповедь не берет ничего», – было бы сказано, конечно, и за браки, если б Аркадий совершал браки. 22 О бегстве Геннадия за границу и первоначальных его подвигах там, см. «Летопись» 1885 г. (Братск. Сл. т. 1, стр. 571). 23 Потом в «Церковных Ведомостях» за 1889 г. 24) была напечатана краткая заметка об этом Аркадии. Для ознакомления с его грамотой, приводим из нее титул, с которым подписался под нею мнимый патриарх Мелетий: «Божиею милостию Мелетий патриарх Славянобеловодский, Индостанский, Индийский, Комбайский, Японский, Англо-Индийский, Африки, Америки, Ост-Индии п Фест-Индии и Юст-Индии, и Террафирмы, и Парагвая, и земли Хили, н Магелланския земли, над Патагонами, и Бразилии и Абаснии». 24 Любопытно, что этого царя он внес даже в свою ставленную грамоту, хотя ставленных архиерейских грамот, как известно, и древлеправославные цари не подписывали. За патриаршей подписью следует: «Божиею милостию мы Григорий Владимирович, царь н краль Камбайскаго царства, Индии и Магеланския земли». Читать далее Источник: Субботин Н.И. Летопись происходящих в расколе событий за 1890 год. - М.: Типография Э. Лисснера и Ю. Романа, 1891. - 139 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Кто жизни не щадил для чувства, Венец мученьями купил, Над суетой вознесся духом И сердца трепет жадным слухом, Как вещий голос, изловил 42 . («Поэт и друг».) Матерью всех искусств является поэзия 43 . Ее служители – «сыны богов, питомцы муз и вдохновенья» 44 . В обыкновенных условиях жизни поэт ничем не выделяется среди окружающих: он прост и скромен; но в минуты вдохновения его душа без страха высказывается в пламенных речах. Не вспыльчив он, и строгий ум Не блещет в шумном разговоре, Но ясный луч высоких дум Невольно светит в ясном взоре. Пусть вкруг его, в чаду утех. Бунтует ветряная младость, – Безумный крик, нескромный смех И необузданная радость, – Все чуждо, дико для него: На все безмолвно он взирает; Лишь что-то редко с уст его Улыбку беглую срывает 45 . Его богиня – простота, И тихий гений размышленья Ему поставил от рожденья Печать молчанья на уста. Его мечты, его желанья, Его боязни, ожиданья – Все тайно в нем, все в нем молчит: В душе заботливо хранят Он неразгаданные чувства 46 . Когда ж внезапно что-нибудь Волнует огненную грудь, – Душа без страха, без искусства Готова вылиться в речах И блещет в пламенных очах. («Поэт».) Поэта следует любить и преклоняться перед ним. Но любя поэта, как проповедника небесных истин 47 , нужно остерегаться «лже-пророков». Люби питомца вдохновенья И гордый ум пред ним склоняй, Но в чистой жажде наслажденья He каждой арфе слух вверяй: He много истинных пророков С печатью тайны на челе, С дарами выспренних уроков, С глаголом неба на земле. («Последние стихи».) Из эпических произведений Д.В. Веневитинова следует отметить: «Песнь грека», «Новгород» и «Домовой». Это небольшие, но очень красивые стихотворения. Наброски неоконченного романа представляют из себя черновую работу поэта, который хотел показать, как человек (Владимир Паренский) под влиянием страстей совершает одно преступление за другим (отравляет своего соперника, губит любимую девушку, бесчестит дочь своего хозяина) и в конце воинов ощущает в душе пустоту и тяготится жизнью 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

«Дебальцевский котел захлопнут. Эта новость вселила великую надежду жителям блокадного Луганска на скорейшее прекращение гражданской войны на Донбассе. Какой ценой досталась эта поворотная для дальнейших военных действий победа, сравнимая со Сталинградской битвой - станет ясно потом, по завершении операции. Но тогда, 4 февраля 2015 года, в самом начале контр наступательных боев в районе Дебальцевского кармана, еще ничего ясно не было. Сводки с фронта сообщали об особо ожесточенных столкновениях армий ВСН и ВСУ в пос. Чернухино. В этот день отряду сил МВД ЛНР удалось войти в поселок Чернухино, но противник тут же попытался отыграть оставленные позиции. Взвод смельчаков был встречен сплошным минометным огнем противника. Через некоторое время ребята поняли, что попали еще и в окружение. Связь дала сбой. Сообщить о ситуации не получалось. Каким-то чудом Роману Тутову удалось дозвониться в Луганск жене Юлии. Она передала сведения в штаб. Тем временем ребята, не дожидаясь пока их полностью окружат и возьмут в плен, пошли на прорыв... Мина упала в нескольких метрах от Андрея Владимировича Шебитченко (Черноморский - псевдоним в интернете). Все, что он успел, это закрыть собой стоящего рядом Романа Тутова. Возможно, это произошло непроизвольно и его просто отбросило взрывной волной на товарища. Но факт остается фактом. Роковой взрыв растворился среди многих других... Те, кто стоял с другой стороны здания, ещё не знали, что их товарищ с позывным «Монах» в это мгновение был смертельно ранен.» Были среди местных и другие фанаты-монархисты, которые предсказание старца Филиппа Луганского о том, что быть ЛуганскуСвятоградом Луганским, видоизменили до Царь-градаСвятограда Луганского, тем самым добавив, что Луганск будет столицей, где будет возведён Помазанник Божий на престол. Судить кого-либо не берусь, что должно случиться, то и случится, но нет в предсказании Филиппа Луганского ничего о приходе Царя. Помню людей, которые приезжали из России и предрекали, что Царь из Луганска будет, который по пророчествам на трон будет помазан, но это точно не Путин. Были долгие беседы с этими людьми, анализ. Кстати, ничего против царя не имею, но вижу и другое - компанию против действующего президента России. На выборах - пожалуйста, организовывайте такие кампании, согласно законодательства. Это дело народа России. Не обсуждается. Но если в такое тяжёлое время для России закулисно готовится путч, подобный тому, который произошёл в Украине, кроме как предательство народа России такое не расцениваю.

http://ruskline.ru/analitika/2017/04/25/...

Прошло еще более десяти лет, и тот же первосвятитель вновь писал Псковитянам, как прискорбно ему, что между ними доселе остаются еретики, отвергающие священство и иночество. «Благословляю вас детей моих, – говорил он, – не сообщайтесь с ними ни в пище, ни в питии, да не осквернитесь, пока не покаются. А я по божественным правилам сотворю суд на таковых и осуждение». 335 Увещания митрополита не остались без действия. Псковитяне ревностно принялись за стригольников, стали обыскивать их и казнить. Некоторые из заблуждающих обратились, другие упорствовали в заблуждении, а иные бежали. О всем этом Псковитяне дали знать митрополиту. Фотий хвалил усердие их и советовал вперед так поступать, но не одобрял того, что они наказывали еретиков смертными казнями. Тех, которые не обратились, велел, как и прежде, увещавать, – если не послушают, не принимать в общение с собой, даже наказывать, но только сносными наказаниями и заточением. Псковитяне переменили образ своих действий. Благомыслящее гражданское начальство, по предварительном сношении с духовною властью, положило, захватив всех державшихся мнений стригольников, заключить их на всю жизнь в темницы. Мера эта приведена была в исполнение и послужила к уничтожению лжеучения, о котором с того времени ничего уже неизвестно. 336 Пагубное учение стригольников, продолжавшееся более 50 лет, было плодом своего времени, произведением той почвы, на которой появилось и развилось. Резкие примеры симонии или святокупства, случавшиеся тогда в самом Царьграде при поставлении митрополитов Русских (напр. Романа и Пимена), очень естественно могли возбуждать многих против самих патриархов. В Новгороде ересеначальники могли указывать на поборы митрополитов при месячном суде, а в Пскове на пошлины, собираемые в пользу Новгородских владык их наместниками. Укоры против пастырей Церкви и иноков за соблазнительную и нетрезвую жизнь подтверждались грамотами самих святителей Алексия и Фотия, обращенными к духовенству. Сверх того, при духе вольности или, лучше сказать, необузданного своеволия, каким постоянно отличались Новгородцы и Псковитяне, они постоянно допускали народное участие в делах церковных, сами избирали и при первом неудовольствии сменяли владык своих. При таком порядке вещей здесь легче, нежели в другом месте, могло образоваться восстание против духовенства, открытое неповиновение и наконец отложение от самой Церкви. 337

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Обращаясь к летописи под тем же годом (Ипатской, 2 издание стр. 418 нач.), мы находим, что она распространяется в похвалах умершему князю и только ничего не говорит об его учёности и его заботах о просвещении. Летопись говорит, что Роман был „всею добродетелью украшен”; а так как для Татищева первая добродетель была образованность, то он и усвояет её князю. Летопись говорит, что Роман был „страха Божия наполнен, нищие милуя, монастыри набдя”. А так как для Татищева набдение монастырей имело смысл единственно в том случае, если это было для поддержания просвещения, то он именно так и представляет дело. Когда он совсем присочиняет Греков и Латинистов, то в первом случае, вероятно, имеет в виду то, что к деду Романову Мстиславу Владимировичу пришли в 1137г. четыре Грека (Мануйло, певец гораздый, сам третий, – Ипатская летопись под этим годом). А во втором то, что в его собственное, Татищева, время в Смоленске, городе пограничном с Польшей и некоторое время находившемся под властью этой последней, были и действовали на поприще просвещения (и вместе совращения) латинисты в лице иезуитов и других католических монахов. Относительно Романа Мстиславича Татищев позволяет себе в присочинительстве слишком большую волю, как подозреваем, потому, что князь этот был его предок: Татищевы происходили от князей Соломирских, а князья Соломирские были потомки князей Смоленских. Найдя в летописи похвалу одному из князей Смоленских (собственно двоим, о другом см. ниже), которая позволяла комментировать себя широким образом, он и комментирует её так, чтобы можно было с гордостью сказать, что-де наш род издревле отличался великой любовью к просвещению. Под 1188г. о Галичском князе Ярославе Осмомысле, по тому же поводу его смерти в этом году, Татищев говорит, что он „изучен был языкам (и) многие книги читал”, что он „в церковном чине много исправлял и клирос устрояя и наставляя зловерие искоренял, а мудрости и правой вере наставлял и учить понуждал, монахов же и с их доходы (и с их доходами, которые, подразумевается, сам им назначил) к научению детей определил” (III, 280).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Всеволод Крестовский Крестовский Всеволод Владимирович (1839–1895) – поэт, прозаик. Его прижизненная и посмертная слава связана с романом «Петербургские трущобы» (1864–1867), ставшим русской модификацией «Парижских тайн» Эжена Сю. Начинал же он как поэт. В 1862 году вышел сборник его стихов, в которых сказалось влияние как «чистого искусства», так и Некрасова. В эти же годы появился цикл его стихотворений «Испанские мотивы», которые обратили на себя внимание, но не благодаря поэтическим достоинствам, а «жгучей» эротикой, пресловутой «клубничкой». Его даже стали называть в прессе «Всеволодом Клубничкиным». Сомнительная слава «Клубничкина», видимо, не очень прельщала его. С поэзией он распрощался раз и навсегда. Перешел на прозу. Разную: романтическую, натуралистическую, историческую и даже антинигилистическую. Его романы «Панургово стадо» и «Две силы», вместе с «Взбалмученным морем» А.Ф. Писемского, «Бесами» Ф.М. Достоевского и другими произведениями (их было немало), противостояли призраку революции, бродившему не только по Европе. Но читательский успех выпал на долю только «Петербургских трущоб». Правда, основного читателя его романа, породившего целый ряд подобной «трущобной» прозы, было принято называть «низовым», а сам роман числился по разряду «бульварных». Но поэзия, им забытая, продолжала жить своей жизнью, уже независимой от автора. Не прошло безследно влияние Некрасова. Его стихотворение «Владимирка» стало революционной песней и часто приписывалось Некрасову: Ой, дорога ль ты, дороженька пробойная. Ты пробойная ль дороженька, прогонная! Уж много на Руси у нас дороженек, Что дорог ли шарокатных, поисхоженных: По иным гоняют царских слуг – солдатушек, По иным бредет убогий богомольный люд, От Соловок до Киева, по угодничкам, Что по третьим ли дороженькам шлют красен товар Всё купцы, да молодцы, володимирцы... Не меньшей популярностью пользовалась баллада «Ванька Ключник – злой разлучник», входившая в репертуар Надежды Плевицкой. Его стихи «Под душистою ветвью сирени», «Прости на вечную разлуку!» –//Твой голос грустно прозвучал» стали романсными шлягерами второй половины XIX века. Но авторами музыку были композиторы так называемого «второго ряда», «некоронованные короли» романсов – Иван Бородин, Виктор Пасхалов, Христиан Пауфлер, Яков Пригожий, и сам жанр «городского» романса тоже был «низовым». Всеволод Крестовский – один из его первооткрывателей как в прозе, так и в поэзии. Среди его поэтических наставников был Лев Мей, влияние которого ощутимо в антологических стихах, библейских переложениях и фольклорных стилизациях Крестовского. В наиболее удачной из них «БратьяХристова» обработана популярная песня-молитва нищей братии.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

ред.). Достаточно примеров? Поначалу казалось, они против изжившей себя, как считалось, советской модели. Со временем выяснилось, что все сложнее: этому слою на гормональном уровне вообще не нравится сильное и суверенное российского государство в любой ипостаси — царской, советской, путинской… Почему? Это отдельный разговор, который уведет нас в сторону. Я посвятил этой проблеме два романа — «Любовь в эпоху перемен» (2015) и «Веселая жизнь…» (2018) и, кажется, сумел предложить какие-то объяснения этого феномена. И я убежден: для государственных устоев не так опасны «перебежчики», обличающие и оплевывающие нас из-за рубежа, как внутреннее сопротивление, проникшее во власть. Недавно грянул скандал с Борисом виртуозно разыгранный Лексусом и Вованом. Лично для меня человек, призывающий к расчленению моей страны, независимо от степени его даровитости — безусловный враг. Но вот что интересно: буквально через день, после того как был на официальном уровне объявлен экстремистом и даже террористом, сочувствие и уверенность в неизбежном прощении детективиста высказал Захар Прилепин, член «команды Путина». А чуть раньше с предложением снисходительно воспринимать заявления иностранного агента Дмитрия выступил другой литератор, штатный обозреватель правительственной «Российской газеты» Павел Басинский. Совпадения? Случайность? Не думаю… — Вас иногда называют «последним советским писателем», особенно памятуя ваши повести, опубликованные на излете советского времени, в конце 1980-х годов, — «Сто дней до приказа» и «ЧП районного масштаба». Но что значит быть советским писателем? Ощущали ли вы когда-нибудь себя таковым? Скажем, писали ли вы в стиле соцреализма? Быть может, когда выпускали свои первые книги «Время прибытия» и «Разговор с другом»? Или же социалистический реализм — это некий искусственный конструкт, мертвый язык, на котором в 1980-е никто уже не творил и не разговаривал? Успели ли вас коснуться привилегии писательской среды, которые действовали в советское время? — «Последним советским писателем» меня назвал Сергей Владимирович Михалков ( советский классик, поэт, соавтор государственного гимна СССР, отец кинорежиссеров Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова — прим.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/22/vse_on...

Её директор зрелый и хозяйственный мужчина Валерий Владимирович Черняков, часто волнующийся за успех учебного заведения и работу коллектива. Работа спорится там, где наблюдается контроль. Попробуйте контролировать везде - получится слабо. Я знаю мало школ, где начальник - мужчина, энергичный и знающий человек. Благодарящий Бога и поощряющий мероприятия именно по духовности и нравственности. Недаром в школьном коридоре на стене можно увидеть икону Божией Матери. Этот человек - не многоликий персонаж из гениального романа Виктора Мари Гюго «Отверженные», скорее настоящий собственник и герой произведений Джека Лондона, открывающий микромиру школы и её «постояльцам» новое и полезное. Директор учреждения зачастую обладает сведениями о штатных молодёжных объединениях различного толка, об интересных и мудрых людях, о возможности просвещения на уровнях обучения - и другие важные вещи способен показать наглядно интеллектуальный руководитель, обладающий педагогическим чутьём. Надо сказать, что в кабинете у директора в шкафу я замечаю одну из толстых книг Митрополита Омского и Таврического Владимира. Регулярно читает руководитель этот объёмный сборник проповедей-рассуждений. Я подчеркну: не все школьные директора православные люди и привечают в своих учебных заведениях объединения именно православной направленности. Я нахожусь в коллективе прогрессивных работников образования, людей, не остающихся на месте, представителей учебного процесса. Навещаю ещё круг воспитателей - эта школа разделена длинным, извилистым, словно шланг, «воздушным коридором» с детским садом, являющимся базовой площадкой Омской епархии. Проводятся в детском саду мастер-классы в рамках постоянного действующего семинара по духовно-нравственному воспитанию. Курирует площадку дошкольного образования специалист Омской Епархии Светлана Петровна Баранцева. Поддерживая связь с директором школы и старшим воспитателем детского сада Еленой Владимировной Нечипоренко, приглашает Светлана Петровна педагогов на крупные и малые мероприятия, где выдаёт сертификат об участии, благодарственные письма, полезные для аттестации на более высокую категорию.

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010