Михаил Рождественский – букв. – мир, предание себя, вверение себя Богу, или «покорность», что не совсем верно) традиционно принято считать одной из классических мировых религий, которая, несмотря на 1400 лет своего исторического существования, выступает как самая молодая из мировых религиозных движений. Не случайно существует даже мнение, что Православие – это «религия бабушек», а ислам – молодых мужчин. В последнее время ислам заметно активизировался. Мусульманские проповедники выступают на телевидении, публикуются в печати, выпускают книги и брошюры. Если еще несколько лет назад исламские сайты говорили, что мусульмане составляют часть населения планеты, то сегодня (на 10 октября 2009 г.) официальная статистика указывает на наличие 23 % мусульман от всего населения планеты. Из 6,8 млрд человек Земли мусульмане составляют 1,57 млрд чел. Это уже не и даже не , а почти часть населения Земли. Люди изучают ислам, принимают его. Известен прецедент даже среди православного священства. Как объяснить это явление? Объяснить эту ситуацию если не вполне, то хотя отчасти, поможет знание исламского закона – шариата, который для мусульман является совершенным, вечным и неизменным откровением Аллаха. Будучи совершенной волей Всевышнего, шариат ведет своих последователей к совершенству (в исламском представлении) и определяет их мировоззрение и образ поведения. Еще в первой половине VII века, когда ислам только появился на горизонте мировой арены, было заметно стремительное разрастание этой религии. Мусульмане считают одним из самых невероятных чудес в истории человечества то, что менее чем за полвека небольшая горстка первых последователей Мухаммеда сумела распространить власть ислама от Западной Африки до Афганистана. Ни материалистические, ни экономические причины, по мнению мусульман, не в состоянии объяснить природу этого «чуда». Единственным объяснением для них является вера – вера в Аллаха как единственного Бога, вера в ислам как единственную, истинную религию «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Свою Милость, и доволен Я для вас Исламом как религией» (К.5:3), и вера в шариат не просто как в правильный закон, но абсолютно справедливое слово Божие, совершенно свободное от человеческого влияния. «Шариат, взывая к совести мусульманина, воспитывает в нем сознательное стремление к соблюдению закона по своему внутреннему убеждению» 1 . То есть создает не просто формалиста – буквоеда, а сознательного, убежденного мукаллафа – обязанного и способного исполнять предписания шариата.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

«Ничего назад не воротишь, и Валерки больше с нами нет» О чем на самом деле писали люди с фронта 29 ноября, 2018 О чем на самом деле писали люди с фронта В Санкт-Петербурге родители хотят бойкотировать школьное задание написать письмо отцу на фронт. О том, какими были реальные письма на войне, рассказывает профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ Елена Рождественская. Профессиональное отношение к войне тех, кто шел на нее добровольно или вынужденно, за минувший век изменилось: от «честь имею» до выживания в бою без патриотических лозунгов. О том, как это происходило, можно узнать из личных писем солдат и офицеров. Коллектив историков, антропологов и социологов проанализировал корреспонденцию с нескольких войн XX столетия: англо-бурской (1899–1902), русско-японской (1904–1905), Первой (1914–1918) и Второй (1939–1945) мировых, афганской (1979–1989) и чеченских (1994–1995 и 1999–2000). Эпистолярное наследие из частных коллекций, архивов, музейных фондов, Комитета солдатских матерей России вошло в недавно изданную  антологию . В статье  «Фронтовое письмо» о выводах исследования рассказывает одна из его авторов — профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ  Елена Рождественская . Исчезнувшая культура Что движет человеком, отправляющимся воевать, как он понимает свой гражданский долг? Через письма с фронта прослеживается трансформация этих представлений и мотивации. 19 октября 1899 года врач Андрей Краузе писал в Российское общество Красного Креста: «Узнав из газет, что общество Красного Креста намеревается послать врачебно-санитарный отряд в Южную Африку для оказания врачебной помощи трансваальцам в их войне против Англии, честь имею просить общество не найдет ли оно возможным принять меня в качестве врача в свою посылаемую миссию. При этом присовокупляю, что я хорошо знаком с немецким и французским языками и в случае принятия меня в миссию согласен пожертвовать сто рублей в пользу оной…» (Здесь и далее письма цитируются по антологии «XX век: Письма войны», 2016 ). Или же подобная просьба от окончившего «полный курс медицинских наук» Д. Аваркушевича:

http://pravmir.ru/nichego-nazad-ne-vorot...

Новости XVIII Международные Рождественские образовательные чтения открылись в Москве дополненная версия 25.01.2010 18:57 Москва, 25 января, Благовест-инфо. Торжественное открытие XVIII Международных Рождественских образовательных чтений состоялось 25 января в Государственном Кремлевском дворце. В этом году самый представительный церковно-общественный форум России посвящен теме «Практический опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в области образования». Чтения начались с обращения Патриарха Кирилла к многочисленным участникам форума, приехавшим из большинства епархий Русской Православной Церкви. Его доклад был посвящен, главным образом, значению решения президента РФ о введении курса основ религиозной культуры и светской этики в школах 19 экспериментальных регионов. Патриарх Кирилл считает это решение важной вехой на «пути долгожданного воссоединения воспитательного и образовательного процессов на ниве школьного образования». «Школьное образование призвано не только обеспечивать трансляцию научных знаний и представлений новым поколениям, но и формировать ценностные идеалы и ориентиры, утверждать в сознании и душах учеников базовые мировоззренческие понятия с учетом нашего исторического опыта и отечественной культурной традиции, складывавшейся на протяжении многих веков», -- сказал Патриарх. Развивая мысль о преемственности поколений, об исторической памяти народа, он отметил, что осмысление своего прошлого дает не только «нравственную оседлость» (по слову Д.С. Лихачева), но и «прививку честности и смирения, главных человеческих добродетелей, ведь помнить приходится не только о взлетах, но и о своих падениях и ошибках». «Только так можно избежать лжепатриотизма и повторения исторических просчетов и мировоззренческих заблуждений. Развивая память, мы укрепляем совесть», -- подчеркнул докладчик. В докладе была выражена уверенность, что предложенная в решении президента РФ модель преподавания основ религиозной культуры послужит консолидации общества. По мысли Патриарха, фундаментом концепции преподавания основ любой религиозной традиции либо светской этики должно служить «наше общее представление о нравственном начале, присущем человеческой личности». Такой подход позволит «исключить всякую возможность ложных антитез, неверных противопоставлений и беспочвенных конфронтаций». Что касается православной составляющей курса «Основы духовной культуры», выступавший разъяснил, что в ней «принципиально отсутствует какая бы то ни было полемика с представителями других конфессий или безрелигиозного мировоззрения». Коснувшись проблемы выбора, он отметил, что необходимо «честно выявить выбор родителей», разъясняя им, что «светская этика», которую уже выбрала для своих детей значительная часть родителей в регионах, -- это вовсе не «светский этикет, правила приличия». «Наши сограждане должны знать, что светская этика — это нерелигиозная, то есть атеистическая мораль», -- пояснил Патриарх Кирилл.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

поиск:   разделы   рассылка Ксения Лученко Возможности интернета Источник:  Церковный Вестник " Церковный вестник " уже не раз писал о том, что развитие православного интернета – одно из приоритетных направлений информационной деятельности Церкви. На Рождественских чтениях этой теме была посвящена работа секции " Возможности интернета как средства религиозного образования: электронные библиотеки " . Итоги ее работы позволяют утверждать, что православыный сегмент сети продолжает развиваться, однако авторы православных интернет-проектов все еще плохо знают свою аудиторию и не имеют общей концепции развития. Секции, посвященные развитию православных ресурсов интернета, проходят в рамках Рождественских чтений с 1999 года. За эти годы организаторы попробовали разные формы работы и разные площадки – и Сергиевские палаты Храма Христа Спасителя, и зал Союза писателей России, но в 2006 году вернулись в помещение храма Благовещения в Петровском парке, с которого и начиналась работа секции. Немногочисленные " старожилы " православного интернета усмотрели в этом начало нового этапа консолидации православного интернет-сообщества. И действительно, администратор сервера " Россия Православная " Александр Дятлов объявил о создании Сообщества православных веб-разработчиков, в задачи которого входит " подготовка и проведение конференций, круглых столов, семинаров, конкурсов и иных мероприятий, связанных с православным интернетом, а также представление интересов православного интернет-сообщества в церковных, государственных и иных структурах " . Дятлов констатировал, что в последнее время православные ресурсы интернета сделали качественный скачок: создано несколько сайтов, полностью соответствующих самым высоким профессиональным стандартам современных интернет-технологий. Главный редактор каталога " Православное христианство.ру " Иван Мазуренко по традиции привел статистические данные по развитию православного интернета за истекший год. Выяснилось, что в 2005 году в рунете появилось около 600 новых православных сайтов, а общее количество русскоязычных православных сайтов составило примерно 2,5 – 3 тысячи. При этом 45% от общего числа православных сайтов в мире – русскоязычные либо имеют версию на русском языке, англоязычные сайты составляют 30% от этого числа.

http://religare.ru/2_26047.html

53. Новый закон о расстригах Полтора года назад Государственная Дума, почти накануне летних каникул, вырвала из представленных ей правительством законопроектов те статьи, которые касались лишенных священного сана или же лишаемых оного по собственному желанию, что в сущности, есть попрание сана ради земных расчетов, сочинила из этих статей свой законопроект и передала его в Г. Совет. Здесь этот законопроект рассматривался больше года в особой комиссии, выработан взамен его новый, который и рассматривался в Г. Совете, во второй половине декабря. К глубокому сожалению, несмотря на сильнейшие возражения как со стороны правых, так и со стороны докладчика и председателя комиссии, законопроект принят Г. Советом, большинством, впрочем, только в 4 голоса, в редакции почти тождественной с тою, какую предложила Г. Дума. Таким образом, расстриги получили почти все те права, каких для них добивалась Г. Дума. Можно ожидать, что теперь их будут выбирать и в самую Думу, о чем так заботились левые думцы, и гг. Петровы, Семеновы и им подобные явятся в качестве законодателей для Русской несчастной земли. Некоторые читатели мои просят меня сообщить, что я говорил 15 декабря в заседании Г. Совета. Привожу свою речь по сему делу по стенографической записи. «Я не юрист, и, конечно, не мне судить о достоинстве той или другой законодательной меры в области государственной жизни, но в настоящую минуту Г. Совет обсуждает закон, близко касающийся монашествующего духовенства, коего представителем являюсь я здесь. Потому прошу позволения сказать откровенно с этой кафедры о том, какое впечатление произвел на меня, думаю, что и на моих собратий, монашествующих, предложенный законопроект. Законопроект Г. Думы так и озаглавлен: об отмене ограничений… следовательно, речь идет о свободе и о правах. Согласен, что все эти несчастные – иначе мы не можем назвать их – заслуживают сожаления, имеют право на свободу и на права. Но, ведь, закон, прежде всего, должен иметь в виду благо всего государства, а потом уже и отдельных лиц, а потому и должен принимать во внимание правоспособность этих лиц, определяемую не одними бумажными документами, а – главным образом – их нравственными качествами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

  разделы   рассылка  распечатать Никита Михалков " О духовно-нравственных проблемах и отсутствии ощущения целой нации " Доклад председателя Российского Фонда Культуры Н.С.Михалкова на пленарном заседании XIII Международных Рождественских образовательных чтений 24 января 2005 года Источник:  Православие.Ru Ваше Высокопреосвященство, досточтимые пастыри, братья и сестры, дамы и господа! Я не буду говорить по заявленной в программе теме, так как есть вещи, которые считаю необходимым сказать прежде всего. Вот мы все время обсуждаем насущные проблемы, собираемся, выносим резолюции и как-то с удовлетворением в душе расходимся до следующего нашего собрания. А между тем у меня есть ощущение, что существует некая серьёзнейшая системная ошибка. Очевидно, что, сколько ни говори слово " халва " – во рту слаще не станет, если этой халвы нет. Сколько бы мы не говорили о нравственном воспитании, этого воспитания не будет, если мы не поймём, что же с нами такое происходит. Посмотрите, какие чудовищные испытания обрушились на мир в виде цунами, землетрясений. Десять дней по всем каналам нашего телевидения не сходят с экрана разного рода шоу-представления, шутки, песни, которые исполняют одни и те же люди. И ни у кого не возникло даже мысли хотя бы одну передачу отменить. Да, утешает, что российских граждан погибло в этом страшном природном катаклизме не много. Но ведь должен же быть внутренний такт принадлежности к тому, что называется человечеством. Увы, но у нас его, видимо, нет. Другой момент. Одна дама, " политик в отставке " говорит фразу: " Какая же здесь справедливость, если такая территория как Сибирь принадлежит всего одной стране? " . Никто особенно не возмутился в ответ на эти слова, никто не сказал: " кто Вам дал право вообще ставить такой вопрос? Ваши что ли сограждане, соотечественники отвоёвывали Сибирь, осваивали её? " . Подобные эксцессы, постоянно повторяющиеся, откровенно говорят о нашей слабости, о том, что мы не понимаем нашей миссии. Но ведь, если мы её сами внутренне не осознаём, мы не сможем её исполнить.

http://religare.ru/2_14177.html

Алла Валентиновна воистину подлинная православная подвижница и легендарная женщина. Она посвятила свою жизнь просвещению и воспитанию детей, отдав все силы разработке курса «Основы православной культуры». Алла Валентиновна – одно из ярких лиц нашей православной истории. Недаром в начале ХХ века на неё накинулись представители ультралиберальной группировки. В отношении ее не раз пытались возбудить уголовное дело. 18 июня 2002 года общественное движение «За права человека» в лице отъявленного либерала Льва Пономарева и его соратника по борьбе с учебником Евгения Ихлова обратилось в Генеральную прокуратуру РФ с ходатайством о возбуждении в отношении Аллы Бородиной уголовного дела, обвиняя её в разжигании межнациональной розни, ксенофобии, шовинизме, расизме, антисемитизме. Православная общественность горячо поддерживала в то непростое время Аллу Валентиновну. Во время судебных заседаний тысячи людей молились об успешном окончании процесса. И, невзирая на поистине бесовскую активность и сопротивление «гигантов либеральной мысли», Алла Борисовна победила в суде этих нечестивцев. Ныне курс ОПК введен во всех общеобразовательных учреждениях России. Напомню , в рамках XXVII Международных Рождественских чтений «Молодежь: свобода и ответственность» Алла Валентиновна заявила, что «религиозная грамотность и воспитание чувства ответственности нужны не только для спасения в вечности. Без этих качеств отечественная культура не имеет перспектив. Вся история России состоит из примеров победы духа отдельных личностей, как рядовых тружеников, так и представителей элиты, которая с пелёнок воспитывалась ценить духовное выше материального, общественное - выше личного». Также она отмечала , что «в настоящее время ОПК являются единственным предметом, который решает задачи сохранения и передачи подрастающему поколению традиционной для России системы духовных ценностей, формирования у молодёжи ценностных установок и высокой духовной мотивации. Другие предметы такие, как литература, искусство, мировая художественная культура, могут давать аксиологические знания, представления о творческом воплощении ценностного мира в художественных произведениях отдельных авторов в разных идейно-исторических условиях, в разных культурных и цивилизационных пространствах, что, безусловно, может развивать эмоциональную и эстетическую сферы ребёнка, способствовать их духовному и культурному развитию, но далеко не всегда с опорой на традиционные ценности России.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/05/pr...

Альбрехт Дюрер. " Меланхолия " , 1514 27 января 2020 г. 18:50 Священники поделились пастырским опытом попечения о душевнобольных В ОВЦС состоялась секция  XXVIII Международных рождественских чтений «Попечение Церкви о душевнобольных». Ее участники - врачи, духовенство, преподаватели медицинских вузов говорили о видах психиатрических заболеваний, специфике духовного окормления людей с этим диагнозом, видах помощи  душевнобольным и делились случаями из практики.       Характерно, что в выступлениях почти всех участников мероприятия звучала мысль о благотворном сотрудничестве священнослужителей и врачей в лечении психических расстройств. Отрадно, что в Церкви постепенно накапливается опыт душепопечения именно о таких больных, который со временем, может быть, станет уникальным пособием для духовных школ. Именно в контексте пастырской помощи этой категории пациентов и были интересны доклады клириков больничного храма в честь иконы Божией Матери «Целительница» при Научном центре психического здоровья РАН (НЦПЗ) - протоиерея Ильи Одякова и протоиеря Виктора Гусева.       По словам отца Ильи, очень трудно обобщить опыт такой пастырской работы, потому что каждый случай уникален как и сам больной. И у каждого священника этот опыт формируется, в основном, на основе практики - личного общения с пациентами, комментариев и советов врачей и теории (см. книгу Д.Е. Мельникова «Психиатрия и проблемы духовной жизни» и «Настольную книгу священнослужителя», т.8). Тем не менее, священник решил рассказать о больных, страдающих таким психическим расстройством как депрессивный бред, с признаками которого может столкнуться любой священник на обычной исповеди.                                                                   Депрессивный бред      «Депрессивный бред всегда возникает на болезненной основе,- отметил отец Илья.- Состояние бреда всегда связано с расстройством мышления». Современная медицина описывает бред как совокупность болезненных идей, представлений и выводов, которые искаженно отражают действительность. Важно знать, что больной в таком состоянии абсолютно уверен в достоверности своих идей и категорически не поддается убеждению со стороны. Эти бредовые построения имеют для него абсолютную значимость и влияют на весь мыслительный процесс, определяя слова и поступки. У депрессивного бреда всегда отрицательно эмоциональна окраска. «Священнику в пастырской практике чаще всего приходится сталкиваться с бредом греховности, - продолжил отец Илья, - когда прошлые и часто несущественные прегрешения трансформируются в тягчайшую вину перед Богом». Больной считает себя повинным во всем, вплоть до болезни и смерти близких, друзей, соседей, любимых животных. А исповедь превращается в болезненное самобичевание. 

http://e-vestnik.ru/science/pastirskoe_p...

В рамках чтений прошли ставшие уже традиционными Парламентские встречи в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Это еще одна сфера нашей активности, взаимополезного сотрудничества, наша попытка донести до органов высшей государственной власти голос православной общественности посредством обсуждения наиболее актуальных вопросов духовной и культурной безопасности с народными избранниками. Когда я говорю о практическом характере Чтений, то подразумеваю, в первую очередь, как результат — изменение нашей с вами жизни, реалий, в которых проходит наше земное существование, подготовка и преображение для вечности. Интегральный результат складывается из различных аспектов: богословской мысли, образовательной и просветительской деятельности Русской Православной Церкви, социального служения, церковной миссии и многих других. Весь 2013 год был подготовкой к XXII Международным Рождественским образовательным чтениям. Многочисленные проекты, конкурсы, олимпиады, федеральные и региональные мероприятия легли в общую копилку главного образовательного события года. Награждение победителей конкурсов во время торжественного открытия Чтений и перед началом церемонии закрытия Чтений стали одновременно и подведением итогов работы за год. Без ложного смирения можно сказать, что многое удалось и результаты дают повод для того, чтобы строить планы на будущее. Но о достижениях и положительных результатах подробно можно будет прочесть в итоговом документе, я же в своем кратком слове лишь хотел бы остановиться на тех вызовах современного глобального мира, которые во многом определяют направление нашего реагирования и, соответственно, укрепления наших педагогических, социальных, государственных позиций. «Сколько бы вы не создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали», — писал Антон Семенович Макаренко. Из церковной истории известно, что главные правила и догматы жизни христианской Церкви вырабатывались в очень сложных условиях противостояния, утверждения истинного учения в полемике с постоянно возникающими новомодными учениями, не согласующимися с духом и буквой Священного Предания. Во многом нынешняя ситуация в России и в целом в странах канонического присутствия Русской Православной Церкви беспрецедентна и ставит перед нами много задач, требующих инновационных решений и выработки подходов для преодоления возможных проблем дня грядущего.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3547589...

«В этих семьях царит особая атмосфера, потому что папа и мама все свои силы, всю свою жизнь полагают на то, чтобы вырастить детей — и своих, и приемных» 9 января. ПРАВМИР. Патриарх Кирилл посетил детскую Рождественскую елку в Государственном Кремлевском дворце 8 января. Перед началом представления он пообщался с многодетными семьями — родителями и детьми. На Патриарший Рождественский праздник по традиции были приглашены учащиеся православных гимназий и лицеев, приходских воскресных школ, а также дети из многодетных семей, дети-инвалиды и воспитанники церковных и светских детских домов и приютов. Ранее, отвечая на письма детей из многодетных семей, Святейший Патриарх Кирилл пригласил на елку в Кремль Даниила и Варвару Васильевых из села Новокиевский Увал Мазановского района Амурской области, а также Ольгу Михайлову из подмосковного города Люберцы. Предстоятель поднялся на сцену и обратился к участникам Патриаршей елки: «Дорогие дети! Дорогие папы, мамы, бабушки и дедушки! Я очень счастлив быть вместе с вами на этой елке. Это главный зал России, но долгое время он был недоступен для людей, которые верили в Бога и посещали храмы Божии. Как же изменилась наша жизнь! Сегодня главная елка в Кремле — Патриаршая елка, и я имею возможность вместе с вами прославлять рожденного Христа. Большие перемены произошли в нашей стране, и мы верим, что и дальше будут происходить перемены к лучшему. Будут укрепляться вера в нашем народе, развиваться культура, возрастать материальное благополучие. Но для того чтобы человек был счастлив, этого мало, потому что материальные богатства, с одной стороны, могут принести человеку добро, с другой стороны, очень осложнить ему жизнь. Ведь если человек недобрый, если он обращен вовнутрь самого себя, если он думает только о себе, то ему мало того, что у него есть, — он будет стараться иметь еще больше, еще больше, еще больше. Он будет переживать, страдать, когда у другого есть что-то, чего у него нет. Так в сердце возникает зависть, и человек страдает, даже не замечая, что предметом страданий является его достаток, его благополучие — при отсутствии доброго сердца.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-poblag...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010