В топографии окрестностей Ельца с местом чудесного видения Темир-Аксаку связывают Аргамаченскую слободу в устье р. Ельчик напротив елецкой крепости. О происхождении названия Аргамачьей горы бытует легенда: богатырь-великан из стана Темир-Аксака джигитовал там на аргамаке и сорвался со скалы в реку. В 80-х гг. XVII в. в слободе взамен деревянного храма во имя свт. Николая Чудотворца была построена деревянная же ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом свт. Николая Чудотворца (в 1789 освящена каменная). Ее главной святыней стала икона (не сохр.), принесенная в 1737 г. из Москвы клириками аргамаченского храма - свящ. Иоасафом Никифоровым, диак. Иоанном и дьячком Алексием. Бытует предание о том, что посольство в Москву отправилось, дабы «отыскать явленный на Аргамачьей горе образ, списать с него копию и принести в свой храм… намерение увенчалось успехом: они списали икону Божией Матери и, возвратившись пешком, принесли ее на своих руках на Аргамач-гору, в церковь» (Ридингер. 1993. С. 105-106). Несмотря на связь этого предания с легендарной историей древней Елецкой иконы Божией Матери, в зафиксированных историками-краеведами XIX в. надписях на принесенной иконе представлена реальная история ее создания. Пространные надписи помещались в 2 клеймах внизу иконы: 1-я сообщала о явлении Богородицы Темир-Аксаку, во 2-й излагалась история создания образа: «И сей образ… на сей дцке изображен, дабы чрез него сей Град Елец от всяких бед и зол, и скорбей, и напастей был освобожден… о бывшем оном в Граде Ельце Богоматернем явлении в книгах сыскано в Москве, на сей дцке изуграфным художеством написано в 1735 г. бывшим в том граде воеводою Маиором Иваном Григорьевым сыном Нащокиным тщанием того града Ельца церкви Св. Николая Чудотворца Священника Иоасафа Никифорова, Диакона Иоанна, Дьячка Алексея по их обещанию трудами» (Там же. С. 109-110; Назаров. 1896. С. 7-5). На иконе (по нек-рым сведениям, ее размер составлял 5×3 четв., ок. 1×0,6 м) была изображена «стоящая на облаках Царица Небесная с распростертыми руками, окруженная небесным воинством и со всеми святыми, идущая по воздуху на устрашение Тамерлана, который стоял в 1395 г. лагерем на Аргамач-горе. В нижней части иконы было изображено воинство Тамерлана и его шатер» (Ридингер. 1993. С. 105-106). Нельзя не отметить зависимость этого сюжета от цикла сказания о Владимирской иконе Божией Матери, известного с кон. XVI в. и включавшего сцену «Сон Темир-Аксака» (напр., в росписи ц. свт. Николая Чудотворца в Меленках, Ярославль, 1705-1707, худож. Ф. Фёдоров; на иконе «Богоматерь Владимирская, со сказанием» (клеймо 20) письма Кирилла Уланова, 1717, ПЗИХМЗ). Икона, украшенная серебряным позолоченным окладом, находилась в Рождественской ц. за левым клиросом. Ныне об образе напоминает изображение маслом, написанное в 2005 г. на зап. стороне зап. арки подкупольного пространства.

http://pravicon.com/info-3821

Всероссийский Патриарх Иоасаф II (1667–1672) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 15 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 В истории XVII века были два Первосвятителя, возглавившие Русскую Церковь, которые не только носили одно имя, но и их судьба была аналогичной. При первом царе из династии Романовых, Михаиле Феодоровиче, во главе Церкви стоял его отец — Патриарх Филарет, носивший титул Великий государь. После его кончины был избран Патриарх Иоасаф I, который был гораздо мение влиятелен. В середине XVII века возглавлял церковь Патриарх Никон. Подобно отцу царя Михаила, он также носил титул Великий государь. После него Русской Церковью управлял Святейший Патриарх Иоасаф II. Оба патриарха с именем Иоасаф оказались в тени своих более известных предшественников и, следовательно, остались менее известны в истории. По низложении Патриарха Никона царь Алексий Михайлович в связи с долговременным вдовством Московского Патриаршего Престола повелел российским архиереям избрать в присутствии Восточных Святителей достойного кандидата в Патриархи. По имевшемуся порядку Восточным Предстоятелям были представлены три кандидата, в числе которых был Троицкий архимандрит Иоасаф, который и был избран на первосвятительскую кафедру. Это был уроженец Тверской земли, о чем свидетельствует его именование “новоторжец”. Первоначально он был настоятелем древнейшего Борисоглебского монастыря в Торжке, затем с 1654 года по 1656 являлся настоятелем Владимирского Рождественского, а с 1656 по 1666 год — Троице-Сергиева монастыря. В перечне Троицких настоятелей во Вкладной книге обители читаем о нем: “Архимандрит Иоасаф, взят из Володимера из Рожественского монастыря и поставлен апреля в 25 день 164 (1656)-го году. И повелением Великаго государя царя и Великаго князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца и по благословению великаго государя Святейшаго Никона Патриарха Московскаго и всеа Великия и Малыя и Белыя Росии даны ему на мантию скрижали да святительский посох” 1 .

http://pravmir.ru/vserossiyskiy-patriarh...

Далматовский монастырь: жизнь изнутри ФОТОГАЛЕРЕЯ Фотографии бытовых послушаний монахов и послушников Свято-Успенского Далматовского монастыря Курганской области были сняты в течение многих лет. Фотограф Андрей Хитайленко признается: «Мне всегда было интересно увидеть и снять жизнь монастыря изнутри. Как монахи и трудники пекут хлеб, ловят рыбу, работают на огороде и готовят кадильный уголь, занимаются подготовкой к службам и ухаживают за скотом и пасекой. В своей работе я встретил полное понимание со стороны наместника монастыря игумена Варнавы. Благодаря этому и родилась серия снимков, которая непременно будет продолжена». Часть представленных фотографий выставлялась в московском Храме Христа Спасителя на фотовыставке, посвященной Рождественским чтениям, часть была напечатана в польском альбоме «Краски Православия России». Серия снимков с монастырской заимки вошла в национальную галерею «Фотосоюз». Фото: Андрей Хитайленко vk fb tw ok @ g+ lj Монстырская промысловая Фото: Андрей Хитайленко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj В монастырском храме Фото: Андрей Хитайленко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Наместник монастыря игумен Варнава Фото: Андрей Хитайленко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Вечерний чай Фото: Андрей Хитайленко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Кочегар Володя Фото: Андрей Хитайленко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Инок Иннокентий Фото: Андрей Хитайленко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Илья Фото: Андрей Хитайленко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Монастырский плотник Фото: Андрей Хитайленко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Отец Герман Фото: Андрей Хитайленко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Послушник Фото: Андрей Хитайленко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Просфорня Фото: Андрей Хитайленко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Саша Фото: Андрей Хитайленко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Портрет с зеленым луком Фото: Андрей Хитайленко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Монастырская промысловая Фото: Андрей Хитайленко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/100651.html

Для высоких гостей провели экскурсию. Владыка Павел благословил детей, проходящих реабилитацию, вручив им иконки Рождества Христова и шоколадки. В актовом зале центра состоялся рождественский концерт, подготовленный лечащимися в центре детьми и волонтерами из числа студентов Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, после чего митрополит Павел и В.С. Караник сердечно поздравили всех присутствующих с Рождеством Христовым и наступившим 2020 годом, а затем преподнесли в дар центру сертификаты на приобретение реабилитационного оборудования. В частности, ожидается, что на средства Церкви для центра будет закуплен звукоактивированный проектор светоэффектов. Митрополит Павел подарил реабилитационному центру икону праведного стастотерпца Евгения Боткина. Всем детям были вручены сладкие подарки. В свою очередь, директор реабилитационного центра А.Н. Яковлев вручил архипастырю и министру здравоохранения сувениры ручной работы, изготовленные юными пациентами центра. Минский городской центр медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями — это медицинское учреждение с 40-летним опытом работы по оказанию специализированной медицинской помощи детскому населению в возрасте от 3 месяцев до 18 лет с психоневрологическими заболеваниями и двигательными нарушениями различной этиологии. Центр располагает высоким кадровым потенциалом, оптимизированной организационной структурой, развитой современной материально-технической базой. В центре представлены все аспекты реабилитации (медицинский, физический, психологический и т.д.), что позволяет реализовать комплексный подход в проведении реабилитационных мероприятий. Ежегодно в центре получают курсы реабилитации более 2500 детей и подростков. Руководитель центра А.Н. Яковлев в рамках реализации Соглашения о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью активно развивает сотрудничество с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению БПЦ, а также с сестричеством в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы, служители которого духовно опекают пациентов и их родных.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5578561...

До этого, конечно, еще не дошло; но «смущающие» обстоятельства и признаки возможности какого-то раскола все накапливаются. На этот раз я не буду указывать на «имебожное» лжеучение, которое нашло себе если не прямую защиту, то некое покровительство во имя якобы раскрытия самой истины, «в поисках этой истины», в «Миссионерском Обозрении», дающем место защите лжеучения самим его распространителем А. Булатовичем и не желающем считаться ни с грамотами двух Вселенских Патриархов, ни с посланием Святейшего Синода. Я хочу отметить тревожащий и мою архиерейскую совесть признак некоего уклонения наших присяжных богословов от того учения об искуплении, какое нам преподается в Пространном Православном Катехизисе 1 . Есть книги, коих касаться надо осторожно. Сто лет православные люди, не только русские, но и другие народности, научаются вере при помощи этого Катехизиса, написанного великим богословом митрополитом Филаретом. Критиковать учебную книгу, сотни раз на протяжении ста лет одобренную церковною властию для употребления в школах, принадлежащую перу такого авторитета, какие являются даже во всей церковной истории единицами на протяжении веков, – не слишком ли дерзновенно для современных нам богословов, еще не стяжавших такой авторитетности, какою стал знаменитый святитель Филарет? Провозглашать в собрании съезда законоучителей, а потом печатать в духовном издании, что понятия об искуплении, изложенные в Катехизисе, «режут ухо», что они «не только не уясняют раскрываемой тайны, но, наоборот, затемняют ее», да еще и «безнадежно», что они «искажают христианское представление о Боге и Сыне Божием и вносят страшную путаницу во все христианское мировоззрение» – не значит ли обвинять не только великого святителя – автора Катехизиса, но и всю Русскую Церковь , скажу не обинуясь, в ереси, едва не в богохульстве? «В самом деле, – говорит священник И. Димитриевский 2 , – если Богу необходимо удовлетворение и непременно полное, то Он уже не Бог любви, а суровый повелитель, который не знает прощения, а только полностью ищет своего, и это – по отношению к Сыну Своему: какой отец способен на такое безсердечие? Если Сын Божий должен явить безконечную заслугу пред Богом Отцом, то Сын уже не сын, а наемник, и Отец – не отец, а господин, ибо какой отец требует, чтобы сын заслужил у него любовь? Да и заслуженная любовь – разве любовь? Нет, это воздаяние, плата за услугу, а не любовь. А право Христа, приобретенное страданиями? Разве это не ужас?! Отец требует, чтобы Сын пострадал, видит эти страдания, расценивает и, когда находит, что они безконечно велики, тогда дает Сыну право на спасение всех людей?! А разве можно перелагать ответственность за грехи виновных на невинного? Здесь исчезает уже и самое право, не только любовь…»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на VI Рождественских парламентских встречах РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_114896.html 27 января 2018 Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на VI Рождественских парламентских встречах Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/5136936.html Официальный сайт Московского Патриархата 25 января 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на открытии VI Рождественских парламентских встреч, организованных в Совете Федерации ФС РФ в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений " Нравственные ценности и будущее человечества " . Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемые законодатели, сенаторы и депутаты! Дорогие участники Рождественских парламентских встреч! Сердечно приветствую всех вас. Всегда очень рад нашим ежегодным рождественским встречам на площадках Совета Федерации и Государственной Думы, благодаря которым представители законодательной власти и Церкви имеют возможность обменяться мнениями по наиболее актуальным проблемам. Убежден, что этот заинтересованный диалог, построенный на принципах взаимного уважения и доверия, вносит весомый вклад в созидание общественного мира и благополучия. Сегодня я хотел бы поделиться с вами некоторыми мыслями и наблюдениями, касающимися нравственного измерения закона и законотворческой деятельности. Эта тема была недавно представлена мной на Ассамблее Межпарламентского союза в Санкт-Петербурге, куда я был любезно приглашен Валентиной Ивановной, для того чтобы обратиться к собранию представителей большей части парламентов мира. Впервые в истории мероприятие такого рода было проведено на территории России. Но тема, которая была мной затронута, очень широкая, и невозможно было покрыть все ее аспекты в одном выступлении. Поэтому сейчас я хотел бы поговорить только об одном из них – о том, как нравственные основы жизни человека могут и должны отражаться в государственном законодательстве в современной повестке дня.

http://religare.ru/2_114896_1_21.html

Духовная и культурная миссия православного книгоиздания Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 4 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 Прежде всего я хотел бы поблагодарить за предоставленную мне организаторами Рождественских чтений во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II возможность выступить на таком представительном собрании, по праву завоевавшем высокий авторитет в церковных и педагогических кругах. Я воспринимаю это как знак доверия не столько мне, сколько Издательскому совету Русской Православной Церкви, более того — как знак того, что наша святая Матерь-Церковь ожидает от Издательского совета определенной деятельности, возлагает на него определенную ответственность. Наше понимание этой деятельности, этой ответственности отражено в заглавии представленного вашему вниманию доклада. Каков бы ни был наш современный мир, Церковь по слову Христову Идите, научите все народы… (Мф 28:19) неустанно выполняет в нем миссию распространения Благой Вести. В этом смысле любой осознанно верующий православный христианин — миссионер, пусть даже его миссия заключается в добром отношении к ближнему… Наш Издательский совет в течение двух лет стремится построить свою работу так, чтобы способствовать распространению православного просвещения среди церковного народа и в российском обществе в целом. Что-то мы сделали, в чем-то могли бы отчитаться, что-то встречает препятствия. Поэтому я строю свой доклад не как отчет, а как размышление о том, чего нам следует добиваться. Православные издательства обладают максимальной возможностью для осуществления духовной миссии, для служения слова. В этом отношении Издательский совет прилагает усилия для того, чтобы выходила в свет и православная периодика, и богослужебные книги, и молитвословы, и календари; а также книги по православной агиографии, апологетические издания, душеполезные книги для мирян и литература справочного характера для священнослужителей. И если в 2001 г. у нас опубликованы книги и журналы 51 названия общим объемом ок.

http://pravmir.ru/duhovnaya-i-kulturnaya...

Енисейск. Церковь Входа Господня в Иерусалим. Абалакская церковь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичная кладбищенская церковь, выстроенная в 1799-1819 гг. на кладбище в восточной части города. Второй престол Всехсвятский. С 1840-х гг. была приписана к Рождественской церкви, затем к Богоявленскому собору. Любопытный пример сочетания приёмов архитектуры классицизма и сибирского барокко. Восьмигранный в плане храм с массивной колокольней под шпилем. Закрыта в 1930 г., сломана в 1934 г. Абалакское кладбище была закрыто в 1926 г. и срыто в 1930-х гг. http://kras-hram.ru/page314/ Кладбищенская - Абалакская церковь ( " Входо-Иерусалимская " ) выстроена в 1801 году... Во Входо-Иерусалимской кладбищенской церкви два престола - главный " Входа Господня во Иерусалим " и другой - в честь " Всех Святых " . " Краткое описание приходов Енисейской губернии " . Репринтное воспроизведение издания 1916 года. Красноярск, 1995, стр. 199. Одним из известных, но неизученных памятников каменной архитектуры Центральной Сибири рубежа XVIII-XIX в. является Входоиерусалимская кладбищенская церковь в городе Енисейске. Эта церковь стала последней в многочисленном ряду городских храмов, возведенных с начала XVIII века за почти столетний период. Каменная церковь Входа Господня в Иерусалим была выстроена на территории бывшего Абалацкого подворья Туруханского Троицкого монастыря. Это подворье известно по описаниям Енисейска с конца XVII века. Его возникновение связано с основанным в 1660 году на севере Приенисейского края Туруханским монастырем. Располагаясь к востоку от посадской застройки Енисейска, за речкой Абалацкой, на дороге, ведшей в южные земли Приенисейского края, Абалацкое подворье выполняло различные хозяйственные функции, обеспечивая Туруханский монастырь продуктами земледелия и скотоводства, а также разного рода ремесленными изделиями. Рисунки С.У. Ремезова и И.Г. Люрсениуса дают некоторое представление о характере архитектурного облика Абалацкого подворья в конце XVII - первой трети XVIII века. На рисунке из книги С.У. Ремезова, который можно датировать последней четвертью XVII века, комплекс деревянных строений подворья, ошибочно обозначенного как «Аболацкий монастырь», представлен деревянной церковью с главой, установленной на крещатой бочке, в окружении рубленой ограды.

http://sobory.ru/article/?object=36406

Житие Мартиниана Белозерского Подготовка текста и комментарии Е. Э. Шевченко, перевод Г. М. Прохорова и Е. Э. Шевченко Жития Ферапонта и Мартиниана Белозерских – памятники древнерусской литературы середины XVI в., написанные, по всей видимости, иноком Ферапонтова монастыря. Эти произведения связаны композиционно, поскольку имеют общую похвалу святым. Кроме того, Житие Мартиниана продолжает Житие Ферапонта тематически. В стилистическом отношении оба жития опираются на сочинения известного писателя XV в., приехавшего на Русь с Афона Пахомия Серба, часто и прямо заимствуя соответствующие пассажи из его творений, особенно из Жития Кирилла Белозерского. О преподобном Ферапонте известно немногое, главным образом то, что сообщается в его Житии. Сохранилось несколько адресованных ему грамот, до нас также дошли сведения Вкладной книги XVIII в. Лужецкого Богородице-Рождественского Можайского монастыря, несколько строк посвятившей роду Поскочиных-Клементьевых, из которого происходил Ферапонт. О Мартиниане сохранилось больше сведений. Грамоты, дополняющие наши представления о его жизни, хранятся в различных собраниях древних манускриптов в Москве и Санкт-Петербурге. Мы располагаем также книгами, целиком или частично переписанными Мартинианом. По содержанию этих сборников можно судить об интересах писца, который следовал традициям своего учителя, Кирилла Белозерского, включая в свои книги статьи естественно-научной тематики. Так же как и Кирилл, Мартиниан известен как организатор библиотеки основанного им Вожеозерского Чарондского Спасского монастыря (в 100 км от Кириллова). По его повелению создавались книги и в Ферапонтове монастыре, настоятельство в котором он принял вскоре после Ферапонта. Отметим, что монастырь, судя по грамотам XV–XVI вв., долгое время именовался Мартимьяновым. Переход Мартиниана на игуменство в Троице-Сергиев монастырь из Ферапонтова способствовал развитию духовных связей этих обителей. Мартиниан общался с такими книжниками XV–XVII вв., как Пахомий Серб (именно с его слов знаменитый агиограф составил Житие Кирилла Белозерского, как он пишет в предисловии), архиепископ Ростовский Иоасаф Оболенский, известный редактор древнерусских произведений и составитель оригинальных сборников кирилло-белозерский монах Ефросин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Время, вперед!» Вышел в свет 1-й номер журнала «Родная Ладога» за 2016 год 26.02.2016 740 Время на чтение 11 минут Как для православного человека год начинается с Рождества Христова, так и «Родная Ладога» - православный русский журнал открывается темой Рождества. Под рубрикой «Рождественский рассказ» опубликовываны посвященные этой теме рассказы известных современных авторов: Сергея Котькало (г. Москва ) – «Свет и во тьме светит» и Татьяны Грибановой (г. Орёл) – «Три девицы под окном». Под рубрикой «На рубеже цивилизации» публикуется рассказ Галины Кучиной (г.Мельбурн) «Рождество в Австралии». Тема Православия в нынешнем номере журнала под рубрикой «История и современность» широко представлена материалами, посвященными 25-летию возрождения Петрозаводской Карельской епархии. Центральная публикация, автор которой митрополит Петрозаводский и Карельский Константин (Горянов), «История Православия на Карельской земле» является основой доклада Владыки Константина на IV Научной конференции «Православие в Карелии», проходивший в Петрозаводске 25 ноября 2015 года. По своему содержания доклад является научно-исследовательским трудом, восстанавливающим историческую картину православной жизни в Карелии на протяжении более чем тысячелетнего периода. «Официальной датой массового крещения карелов в Приладожье, - пишет автор, - считается 1227 год, однако, началом распространения христианства в Карелии можно считать Х век. В конце Х века территория современного юга Карелии находилась под влиянием и в каноническом подчинении епископу (впоследствии архиепископу) Великого Новгорода. Напомним, что в 988 г. В Херсоне, или по-славянски Корсуне (сейчас это пригород Севастополя), крестился Киевский князь Владимир. В 990 г. Новгород принимает крещение… Власть епископа, затем архиепископа Новгородской республики распространяется не только на церковную сторону жизни, но и на государственную… В то время христианство уже не было новым явлением на северорусских землях».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/02/26/vr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010