Закрыть Изгнать беса чужеумия… Святочный рассказ Н.С. Лескова «Чертогон» Алла Новикова-Строганова   22:00 09.01.2024 934 Время на чтение 11 минут Святки - святые вечера - в православной традиции и в русском народно-по­этическом сознании знаменуют торжество Солнца правды - Христа - над тьмой, победу над нечистой силой. Однако в наши дни сакральный смысл Святок многим либо неведом, либо намеренно попирается. И не секрет, что череда зимних праздников сегодня нередко превращается в бесовский пьяный разгул, безбожную вакханалию. Придя в чувство после такого гульбища иные, у кого ещё не атрофирована совесть, стыдятся самих себя, глаза не смеют поднять на окру­жающих. Душа мертвеет, холодеет, выстуживается. Бывает ей и студно, и стыдно; жаждет она и прощения, и очищения, изгнания разрушительного чужебесия. 135 лет назад Николай Семёнович Лесков (1831 - 1895) создал к святкам рассказ «Чертогон». Впервые рассказ был опубликован в рождественском номере ежедневной газеты «Новое время» от 25 декабря 1879 года под названием «Рождественский вечер у ипохондрика». Сам писатель был доволен своим произведением и, отвечая на поздравления с праздником в письме к издателю и редактору «Нового времени» А.С. Суворину, с одобрением отозвался о святочном номере газеты в целом: «И Вас с праздником, мой старый коллега! слава Богу, хорош. Я его нетерпеливо ждал увидеть. Я, кажется, не хуже людей» . «Рождественский вечер у ипохондрика» утверждает мысль «о превосходстве веры над неверием» (X, 653) и по законам жанра закономерно завершается обращением к празднику Рождества Христова. В соответствии с учением православной аскетики и антропологии Лесков имел ясное представление о двойственной природе человека, богоподобной, но омрачённой грехопадением и призванной к восстановлению через христианскую веру, покаяние, деятельную любовь к Богу и ближнему. Согласно религиозной концепции, и последнему грешнику не закрыта дорога к спасению. В повести-«рапсодии» «Юдоль» (1892) Лесков, взяв за основу евангельскую образность, художественно выразил христианское упование на Того, «Кто жалеет об утрате одной овцы и, хватившись её, оставит 99 овец, идущих своею дорогою, и ищет в кустах и тернии потерявшую путь одну овцу, и находит её, берёт её на Свои священные руки, и несёт, и радуется, и даёт радость всем» . Писатель горячо верует в преображение падшей («оскотиненной») человече­ской природы. Основной сюжет христианского сознания: падение - восстановле­ние, смерть - возрождение, воскресение. Такова художественная логика святоч­ного рассказа «Зверь» (1883), «апокрифического рассказа» « Пути ­мец» (1883), повести «Заячий ремиз» (1894) и множества других лесковских произведений.

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/15/...

Люди видят, что они нам нужны Не зря говорят: с Богом все легко. Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает (Пс. 54, 23). 17 декабря, 2014 Не зря говорят: с Богом все легко. Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает (Пс. 54, 23). Балашовская и Ртищевская епархия — из тех молодых, что были созданы, а точнее, выделены из более крупных в 2011–2012 годах. Святейший Патриарх Кирилл предпринял такое «разукрупнение» в целях приближения епископов к пастве: дабы архипастыри могли, наряду с приходскими священниками, постоянно общаться с людьми, бывая в каждом храме епархии. Говорить о плодах этой перемены в жизни Церкви сегодня, может быть, и рановато, но вот то, что Епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий (Владимиров) часто бывает во всех храмах епархии и постоянно общается с самыми разными людьми, — точно. Владыке Тарасию сорок лет; возраст, исходя из сложившихся представлений, тоже не вполне архиерейский, но епископат в последние годы вообще заметно помолодел. У многих наших архипастырей впереди — десятилетия нелегкого труда… Побеседуем с одним из них. — Прежде всего — об истоках, о Вашем деревенском детстве. Вы, насколько я знаю, очень рано приобщились к Церкви… Как это вышло? — Я рос, как росли в Советском Союзе все. Но дома у нас всегда были иконы, и в праздники бабушка водила нас в храм. Перед началом учебного года мы, дети, обязательно причащались — «чтобы лучше учиться», так бабушка нам это объясняла. Храм был в пяти километрах, в селе Рождественском. Наше село издавна входило в его приход, и покойников своих мы хоронили там, в Рождественском на погосте. Церковь с детских лет влекла меня, и влекла именно своей тайной. Священник представлялся мне человеком необыкновенным, из другого мира. И у моих родителей, у всех моих близких было такое отношение к священнику — как к человеку не от мира сего, человеку, представляющему Христа: уважение, любовь, почитание, даже трепет. К сожалению, сейчас я вижу, как это отношение к священнику утрачивается. Может быть, просто потому, что их много стало?..

http://pravmir.ru/lyudi-vidyat-chto-oni-...

М. Рождественская Комментарии От составителя Целью настоящего издания является знакомство современного читателя с разнообразием древнерусского книжного репертуара и той ролью, которую играли в нем эти переводные по происхождению и, несмотря на все официальные церковные запреты, входящие в круг чтения апокрифические сочинения. Из всего корпуса дошедших до нашего времени древнеславянских апокрифов для этой книги мы отбирали тексты прежде всего по их литературным достоинствам. Второй критерий – жанровое разнообразие. Читатель найдет здесь религиозные легенды, утопии, христианско – мифологические сказания, видения, рассказы о «хождениях», жития, мученичества. Апокрифы традиционны разделены на ветхозаветные и новозаветные и сгруппированы тематически: первые связаны, в основном, с сотворением первого человека Адама и божественной карой за непослушание и грехи. Раздел «Цари и пророки» представлен апокрифическими рассказами о Давиде, Соломоне, Моисее, а также библейских героях Мелхиседеке и Зоровавеле. Часть новозаветных апокрифов сгруппирована вокруг главных событий христианской истории – Рождество, Сошествие во ад, Воскресение (дополняют этот раздел образцы еще одного жанра – «прений о вере»: «Сказание о двенадцати пятницах» и «Из „Беседы трех святителей”»), часть связана с именем Богоматери. Следующие два раздела составили апокрифы, которые примыкают к новозаветным. В раздел «В поисках Рая» включены апокрифические рассказы о благочестивом старце Агапии и о Макарии Римском, из них читатель узнает о том, каким был рай в изображении средневековых книжников и какие трудности преодолевают праведники на пути к раю (а из «Хождения Богородицы по мукам» – как выглядел ад и какие наказания ожидают грешников). Раздел «Христиане – мученики» включает рассказы об отстаивании веры и обращении неверных. Переводы «Слова Иоанна Златоуста о воскресении друга Христова Лазаря», «Слова святых апостолов от Адама в аду к Лазарю», «Слова о том, как осудила Марфа Пилата», «Послания Пилата к Тиверию кесарю», «Ответа Тиверия кесаря Пилату», «Жития и подвигов отца нашего Агапия», «Жития святого Федора Тирона», «Жития святого мученика Никиты» выполнены составителем по рукописям древлехранилищ санкт – петербургских библиотек и только в двух специально оговоренных случаях – по предшествующим изданиям середины XIX в., и публикуются впервые. Остальные переводы печатаются по изданию: Библиотека литературы Древней Руси. Том 3. XI-XII века. СПб., 1999, с указанием имен переводчиков. Примечания и комментарии для настоящего издания сокращены. Апокрифы Ветхого Завета

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

НОВОСТИ ВСЕ НОВОСТИ ЗА НЕДЕЛЮ АРХИВ НОВОСТЕЙ ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ Владимир Путин взял у Патриарха благословение на управление страной ПАТРИАРХ И СВЯЩЕННОНАЧАЛИЕ ПРЕДСТОЯЩИЕ СОБЫТИЯ На 5 января намечен Собор Предстоятелей Церквей в Иерусалимской Патриархии. 6 января в Троицком соборе Иерусалима состоится Всенощное бдение. Утром 7 января будет совершено совместное праздничное Рождественское богослужение Предстоятелей всех Поместных Православных Церквей в Вифлеемской базилике, воздвигнутой над местом Рождения Спасителя мира. На богослужении, как было объявлено ранее, будет присутствовать президент России Борис Ельцин. В этот же день делегация Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Алексием возвратится в Москву. В ночь на 8 января патриаршим чином будет совершено праздничное Рождественское богослужение в Храме Христа Спасителя. 9 января в 9.30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит Божественную литургию в Успенском соборе Кремля. ОЧЕРЕДНОЕ ЗАСЕДАНИЕ СВЯЩЕННОГО СИНОДА 28-29 декабря в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Заслушав доклад председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Священный Синод передал на решение Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских ряда иерархов, священнослужителей и мирян, представленных Акмолинской, Воронежской, Казанской, Красноярской, Московской, Нижегородской, Омской, Пермской, Рязанской, Санкт-Петербургской, Таллинской, Симферопольской, Тобольской, Ярославской епархиями. Одобрены проекты икон Собора новомучеников и исповедников Российских и Собора новопрославляемых святых на предстоящем Архиерейском Соборе. Священный Синод одобрил также план внешней деятельности Русской Православной Церкви на 2000 год, выразил удовлетворение фактом проведения 6-7 декабря в Московском Свято-Даниловом монастыре V Всемирного Русского Народного Собора, счел важным состоявшийся на Соборе диалог между лидерами и представителями ряда крупнейших избирательных объединений, созданных в преддверии выборов в Государственную Думу.

http://pravoslavie.ru/news/index01.htm

поиск:   разделы   рассылка Игорь Непомнящих Рождественские чтения 2010 года: впечатления одного из участников Источник:  Русская линия Пленарное заседание открыл Святейший Патриарх Кирилл. Он, в частности, подчеркнул, что фундаментальные устои общества сегодня подвержены коррозии. Размываются представления о грехе. Налицо нравственная деградация общества. Сегодня нам необходимо решать проблемы национального выживания общества. Министр образования Фурсенко в своем выступлении отметил, что, по его министра мнению, курс Основ духовно-нравственного образования должен быть независим от конфессии. При сохранении основ идти не к компромиссу, а к взаимообогащению. Говорить о единстве духовных основ разных конфессий. Это не путь клерикации, а путь укрепления государства. Полномочный представитель президента зачитал приветствие руководителя администрации президента Нарышкина. Также были зачитаны приветствия от председателей Совета Федерации и Государственной Думы. Выступивший затем мер Москвы Лужков указал на то, что базис экономической модернизации лежит в образовании, призвал не терпеть богохульства под видом свободы творчества. А к наркомафии нужен не либеральный пряник, а социальный кнут. Далее он сказал о кризисе веры на Западе и о том, что в многонациональном мегаполисе Москве не должно быть межнациональных и межконфессиональных конфликтов. В заключение доклада Лужков привел факты, свидетельствующие о том, что Россия находится на черте уничтожения нации. Епископ Зарайский Меркурий, председатель Отдела религиозного образования и катехизации, в начале своего доклада поблагодарил министра образования Фурсенко и замминистра Калину (об его поддержке валеологии в школах см. мой отчет за прошлый год ( " Куда пойдет Россия? " ) за сотрудничество с РПЦ. Далее он сказал о мерах по внедрению курса ОПК в регионах Патриарх Кирилл в послесловии к докладу епископа Зарайского Меркурия подчеркнул, что внедрение ОПК в 19 регионах не означает свертывания уже действующей системы в тех регионах, где оно уже налажено. Учредителем православных учебных заведений должна быть Церковь. Среди учредителей должно быть более 50% от Церкви. Сегодня основой образования должны быть не школы при храмах, а в каждой епархии должно быть 3-5 православных гимназий. Вопрос религиозного образования, подчеркнул Патриарх, сейчас самый важный вопрос. (О реальной ситуации в сотрудничестве министерства образования РФ и РПЦ см.: " Вас обманывают, Ваше Святейшество... " ).

http://religare.ru/2_73014.html

Пять жемчужин рождественского плей-листа Что послушать, чтобы обогатить восприятие праздника 8 января, 2021 Что послушать, чтобы обогатить восприятие праздника Из всех христианских праздников именно Рождество богаче всего традициями, которые складывались на протяжении веков в разных странах. Рождественская ёлка, театральные представления, подарки — и многообразная музыка: от торжественных, глубоких, исполненных высокой поэзии гимнов праздничных богослужений до незатейливых, но любимых уже многими поколениями народных песен. 1. И.С. Бах. Рождественская оратория I Barocchisti, Corro della RTSI, D. Fasolis (Швейцария) Пожалуй, для многих людей это монументальное произведение великого немца — самое главное и самое драгоценное музыкальное приношение Христу из всего рождественского музыкального наследия человечества. Уже первые звуки — бой барабанов, трели флейт, затем вступление оркестра и, наконец, чеканное «Jauchzet, frolocket!» — по признанию многих людей способны вызвать рождественское настроение и в летнюю жару, и в осеннее ненастье. Интересно, что в немецких городах первую часть оратории, посвященную рождению Христа, часто используют для рождественских флешмобов, для чего порой в людных местах собираются целые оркестры. Оратория была впервые исполнена в рождественский сезон 1734-1735 годов в лейпцигских церквах св. Николая и св. Фомы. В этот период своей жизни композитор был кантором (регентом хора, музыкальным руководителем и композитором) и преподавателем богословия школы св. Фомы — старейшего, известного с XIII века учебного заведения. Эта школа сейчас, пожалуй, стала главным оплотом сохранения баховского наследия, а ее христианская и гуманитарная направленность сохранялась даже в самые темные годы нацистского и коммунистического господства. В этой школе проповедовал Мартин Лютер, ее посещал Моцарт, а за ее партами сидели не только ставшие впоследствии известными композиторами сыновья Баха или Рихард Вагнер, но и такие разные люди, как философ и математик Готфрид Лейбниц, герой антинацистского сопротивления Клаус фон Донаньи и главнокомандующий флотом ФРГ, историк адмирал Фридрих Руге.

http://pravmir.ru/pyat-zhemchuzhin-rozhd...

Рождественские праздники прошли в благочиниях января 2020 Рождественский фестиваль Петродворцового благочиния состоялся 26 января в Доме культуры Ломоносова. В нем участвовали приходские и светские коллективы.  " Как в вертепе воссиял миру свет Христова Рождества, так и в наших сердцах должна засиять вера " , - сказал в приветствии благочинный протоиерей Михаил Терюшов .   Открыл программу ансамбль школы 413 с композицией " Ночь на Рождество " . Студии вокала " LiBERCANTO " , народных традиций " Берегиня " , " Крещендо " , хореографический ансамбль " Золушка " , вокальный ансамбль " Гармония " выходили на сцену и удивляли зрителей талантами, все создавали в зале праздничное настроение.  Воспитанники воскресной школы собора святых апостолов Петра и Павла Петергофа показали кукольное представление под пение колядки " В ночном саду " . Роман Родионов исполнил песнопение " Жертва вечерняя " , воспитанницы прихода Святой Троицы Ломоносова Елизавета Румянцева и Дарья Гончарова исполнили первая - " Колыбельную " на флейте, вторая - народную песню " Пошла млада за водой " . Чтец Матвей Петров передал смысл и настроение стихотворения " В день зимней Пасхи. Пришло Христово Рождество " . Радостью поделились со зрителями учащаяся школы 413 Алина Ануфриева, Егор Великанов из вокальной студии " Созвездие " . Прихожанин Михайловского собора Ломоносова е Сергей Карпов исполнил оригинальную песню на финском языке " На берегах Иматры " . Анастасия Милюкова из ансамбля " Гармония " исполнила песню " Озера синие " с такой теплотой, искренностью, что заслужила овации. Завершил концертную часть фестиваля коллектив приходов святителя Игнатия Брянчанинова и преподобного Серафима Саровского исполнением песни " Тихая ночь " под аккомпанемент настоятеля  протоиерея Антония Логинова .  Протоиерей Михаил Терюшов и директор ЦДКиО протоиерей Георгий Лаврушин вручили дипломы лауреатам фестиваля, а также победителям детского творческого конкурса " Рождество Христово " . Благочинный поблагодарил всех участников и гостей и пожелал сохранять чувство праздника и мира в душе. 

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Рождественские чтения проходят в благочиниях ноября 2022 Районный этап Рождественских образовательных чтений Кировского округа " Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека " , организованный Центром духовной культуры и образования, действующем при храме святителя Николая и мученицы царицы Александры (Путиловском) , совместно с районными отделом образования и ИМЦ, прошел 30 ноября в школе 282. Пленарная часть прошла в online-peжuмe. " Наши святые предки явили правильный выбор мировоззрения и нас призывают любить Бога и Отечество. Главные понятия для нас - патриотизм и любовь к Родине " , - отметил благочинный протоиерей Валерий Дорохов . Директор ЦДКиО протоиерей Владимир Гончаренко отметил важность темы выбора для человека и пожелал участникам конференции интересной и плодотворной работы и всесторонней научной дискуссии. Работа чтений была продолжена на секциях в очном режиме в аудиториях школы. Священники стали соведущими секций, а также выступили с докладами. На секции " Нравственное и духовное воспитание школьников как основа формирования личности " с докладом " Духовно-нравственные основы скаутского воспитания в процессе формирования личности человека " выступил клирик храма святителя Петра, митрополита Московского, в Ульянке иерей Андрей Резцов . На секции " Духовное воспитание как основа гражданского становления дошкольника " был представлен доклад настоятеля храма иконы Божией Матери " Нечаянная Радость " иерея Георгия Христича " Понятия " свобода " и " произвол " . На секции " Воспитание человека, гражданина и патриота в контексте современности " с докладом " Музыка как духовное оружие " выступил настоятель храма Державной иконы Божией Матери на проспекте Маршала Жукова протоиерей Димитрий Кулигин . Пленарное заседание чтений районного этапа " Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека " состоялось 30 ноября в школе 104. Они были организованы районным отделом образования и Центром духовной культуры и образования Выборгского благочиния. Присутствовали представители районной администрации, духовенства благочиния, руководители и учителя общеобразовательных и воскресных школ. Началось и завершилось мероприятие колокольным звоном.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Рождественское поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 7 января, 2013. Святейший Патриарх Кирилл За 2 000 лет практически ничего не изменилось. Мир делится на тех, кто с радостью принимает Спасителя, кто с Ним связывает свою жизнь, кто отдает свой разум, свое сердце Ему и в Нем обретает мир, покой, радость, смысл жизни; но есть и люди, которые не могут принять Спасителя, потому что для них это означает пересмотр привычного образа жизни, отказ от каких-то представлений, которые им дороги, близки. В праздник Рождества Христова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением к телезрителям. Сердечно поздравляю всех вас, мои дорогие, с праздником Рождества Христова! Каждый год, когда мы соприкасаемся с этим праздником и стараемся проникнуть в смысл события, в честь которого он установлен, мы можем свидетельствовать, что соприкасаемся с тайной — с тайной рождения Бога, с тайной вхождения Бога в человеческую историю. Об этом замечательно сказал Иоанн Златоуст: «Бог соделался человеком, не переставая быть Богом. Тот, Кого не вместила вселенная, вместили ясли». Действительно, не вместимый вселенной Бог, Творец мира, Творец бытия всего, что нас окружает, становится одним из нас, входит в плоть и кровь человеческой истории. С самого начала это непостижимое событие по-разному воспринималось людьми. Одни встретили Его с радостью, с надеждой, с любовью. Это были вифлеемские пастухи, это были восточные волхвы, это были те, кто окружал Спасителя, — Дева Мария, Обручник Иосиф. И, наверное, еще были люди, которые с открытой душой, с чистым сердцем взирали на Младенца, чудесно родившегося в вифлеемской пещере. Но были ведь и те, кто с самого начала не принял Христа — те самые люди, которые не пустили Деву Марию и Обручника Иосифа под кров, те, у кого не нашлось места для них. Они не хотели пускать с улицы этих людей, чтобы они не нарушили их покой или покой их постояльцев, не создали трудностей, не создали некоего дискомфорта для их жизни. Были и другие, для которых рождение Спасителя было неким вызовом не только их благополучию, но и власти, могуществу и, что самое главное, греховному образу жизни.

http://pravmir.ru/rozhdestvenskoe-pozdra...

Рождественское приношение современному Нью-Йорку Беседа с сестрой милосердия минского Елисаветинского монастыря Юлией Гатальской В самом центре Нью-Йорка на фоне небоскреба Bank of America и рядом со знаменитым кварталом бродвейских театров проходит предрождественская выставка-ярмарка. Здесь не пластик и не мишура, как в соседних многоэтажных магазинах. Вещи настоящие – пахнут древом, рука чувствует камень, и глаз узнает минералы. Вот художник перевел свои картины на предметы одежды, рядом – расшитые кашемировые пальто, жакеты и шали, эксклюзивные украшения из камней и металла, теплые зимние шапки, сапожки, варежки – все в единичном экземпляре. В этом году в первый раз в одном из павильонов разместились необычные обитатели – сестры милосердия из минского женского Елисаветинского монастыря. Звучат духовная музыка и православные песнопения. В солнечные дни посетителей не счесть. И даже проливной дождь, что который год приходится в Нью-Йорке на «зимнего» Николу, не стал помехой для покупателей и просто желающих посмотреть, послушать, пообщаться. «Хозяйка» православного павильона – сестра милосердия из Минска Юлия Гатальская . С ней мы и разговорились.   – Юлия, это ведь первая ваша американская ярмарка? – Такая светская предрождественская выставка-ярмарка, действительно, первая, но с православными приходами в США наш монастырь работает уже несколько лет. У нас в обители много мастерских, они известны и за рубежом. И сестры привозят изготовленные на заказ облачения, иконы, церковную утварь. А в этой ярмарке нам помог принять участие священник Вадим Арефьев, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в Бруклине. Поначалу не верили, что нам это удастся, но, слава Богу, все устроилось. – У вас в обители более двадцати мастерских. Это ваши изделия представлены в павильоне? – Да, в основном наши. Мы привезли много керамики, подсвечники, кадильницы, колокольчики, написанные и вышитые иконы, а также изготовленные из натурального камня по специальной уральской технологии резные кресты и много других предметов, которые нужны в православном доме и будут хорошим подарком к празднику.

http://pravoslavie.ru/33389.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010