139–140. Кто культурнее: они или мы? Мы, русские люди, привыкли с детства считать западных соседей своих народами передовыми, культурными, просвещенными, хотя самый взгляд этот едва ли нам не внушен самими же европейцами, с самого появления нашего в истории смотревшими на нас свысока, как на варваров. Причиною этого было не только наша славянская кровь, – чехам, полякам и другим народцам нашего же славянского корня это если не совсем простили, то в значи­тельной степени к этому снизошли, – а наше святое Православие: вот этого нам они нико­гда не простят! А ведь если ближе посмотреть, поглубже вдуматься в суть дела, то гораздо больше имели бы мы прав “гордиться” пред господами европейцами, чем они пред нами: у них понятия нет о том духовном сокровище, каким мы владеем и за которое они нас нена­видят какою-то стихийною ненавистью, часто даже бессознательною, слепою, бессмысленною! Да, мы могли бы гордиться своим Православием, если бы только само Православие допускало хотя тень такой гордости. И ведь вот что достойно внимания: гордясь и унижая нас, наше православное миропонимание, люди западной культуры только сами себя унижают в наших же глазах. И с жало­стью смотришь на эту вознесенную гордыню западного человека, который, к сожалению, часто просто не способен отнестись беспристрастно, вдумчиво к нашему православному миросозерцанию, что, казалось бы, уж и не к лицу тому, кто считает себя культурным и якобы просвещенным человеком. Как-то вчуже жаль таких людей, когда, по мере ближайшего с ними знакомства, их культурность постепенно линяет, золото обращается в мишуру, а вме­сто сознания своего истинного достоинства является вот именно превознесенная гордыня. Не знаю, как другие, а скажу про себя: мне как-то не хотелось расстаться с тем представлением о латинской вере, в каком, смею думать, воспитала меня мать моя – Церковь Православная, в лице ее лучших представителей, пастырей и учителей, вроде нашего великого Филарета. Мне все думалось, что если мы относимся к латинству с некоторым ува­жением, если мы не решимся никогда оскорблять святынь его, хотя и не чтим их сами за святыни (если только это не общие наши святыни), то мы вправе ожидать и от них такого же уважения к нашим православным святыням.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

1883 6 июля введен я был в Святейший Синод и приведен к присяге 1 , в присутствии Первенствующего Члена Св. Синода, Высокопреосвященного Митрополита Новгородского и С-Петербургского Исидора 2 и Членов архиепископа Холмско-Варшавского Леонтия 3 и Духовника Их Величеств, Протопресвитера Василия Борисовича Бажанова 4 , а также г. Обер-Прокурора, Действ. Тайного Советника Константина Петровича Победоносцева , его товарища Тайного Сов. Николая Павловича Смирнова 5 и чиновников Синодальной Канцелярии. Затем, открыто было обычное заседание Св. Синода. Обер-секретари и секретари Синодской Канцелярии поочередно докладывали дела, каждый по своей части. На первый раз мне пришлось слушать, между прочим, дело по представлению Настоятеля Иерусалимской миссии, архимандрита Антонина 6 , о построении во граде Иудове (в Горней) домовой церкви, под названием: «Встретение Божией Матери праведной Елизаветой». Определено наименовать церковь : «Благовещение» и дозволено в 30-й день марта совершать службу Благовещения 7 . Вечером в тот же день был у меня Ключарь Казанского собора, протоиерей Павел Константинович Цветков, мой земляк, сын учителя моего по Шуйскому духовному училищу – Константина Николаевича Цветкова 8 . О. Цветков прежде состоял на службе в Финляндии; был предстоятелем тамошнего духовного Правления. Он рассказывал мне о положении православного духовенства в Финляндии и об отношениях к пастве. Содержание причтов в каждом приходе строго определено точными актами, утвержденными высшей властью. Были попытки и у нас в России обеспечивать материальное положение причтов мирскими приговорами; но эти приговоры, большей частью, не были прочны и ненадолго сохраняли обязательную силу. 8-го числа был у меня другой почтенный земляк, настоятель Владимирской церкви, протоиерей Александр Николаевич Соколов 9 . Родина его – село Кохма, Шуйского уезда, в 20-ти верстах от моей родины, села Гориц. Мы вместе с ними учились в Шуйском училище и во Владимирской семинарии, но он шел курсом впереди меня. Много лет не видевшись, мы взаимно обрадовались теперь друг другу. Беседа между нами на этот раз была самая искренняя и откровенная. Вспомнили мы , между прочим, об общем земляке, старшем нас, недавно скончавшемся придворном протоиерее и Члене Св. Синода, Иоанне Васильевиче Рождественском 10 . А. Н-ч говорил о нем, как о ревностном защитнике в Синоде интересов белого духовенства; сообщал, что он строго преследовал злоупотребления синодских чиновников и даже раскрыл какой-то подлог покойного Товарища Обер-Прокурора Ю. В. Толстого 11 ; и что не пользовался расположением митрополита. Но последнее, кажется не совсем верно. По крайней мере, владыка Исидор, во время пребывания своего в Москве на коронации, мне лично выражал свое сожаление о кончине Иоанна Васильевича и с благодарностью вспоминал о его прилежном и тщательном занятии делами синодскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

220–221. На опасном пути К сожалению, приходится отметить, что вождь имебожников А. Булатович не подает надежды к смиренному сознанию своего заблуждения. Вступив на путь самочинного мудрования, он стал на почву полемики с церковною властью, уже воображая себя вполне правоспособным богословом для такой полемики и для формулирования новых, в богословской науке еще неизвестных догматов. Почва опасная и Церковью не благословляемая! А что это так, что он на опасном пути, видно из того, что ведь не может же он отказаться от заявления схимонаха Илариона, что ими открыт “новый догмат», доселе как бы незамеченный, именно – что “имя Божие есть Сам Бог». А святые отцы, учители подвижничества, Иоанн Лествичник , Варсонофий Великий и другие, строго запрещают рядовым монахам заниматься исследованием догматов, указывая им смиренный путь послушания и предоставляя “догматствование» епископам. Ныне Булатович заявляет в своем “прошении» Святейшему Синоду, что “по одному своему званию схимонаха будучи всегда готов “смириться» (это слово он почему-то ставит во вносные знаки, что производит странное впечатление, как будто призыв Святейшего Синода к смирению по адресу инока носит какой-то специфический характер), да и вообще никогда не стыдясь сознать свою ошибку, в особенности если эта ошибка может иметь пагубные последствия не только для него, но и для многих других», он “с радостью готов и смириться и отстать от заблуждения, но»... Но прежде, чем читать его условия, на каких он “готов смириться», я не могу не напомнить ему нашей беседы в больнице, в Петербурге: г. Троицкий и я довели его до сознания, что он неправильно перевел из греческой Постной Триоди слово Бог, для понятия “Бог» у греков есть специальное слово. Мы предложили ему немедленно, теперь же, напечатать в “Колоколе» или в каком угодно издании, что он исправляет свою ошибку. На это он не согласился, сказав, что исправит во втором издании своей “Апологии». Правда, он дал на бумаге нечто вроде такой поправки для представления Святейшему Синоду, но когда я прочитал эту поправку в Синоде, то она была признана довольно двусмысленною и недостаточной, да притом автор все же меня не уполномочил ее напечатать. Итак: мы вправе сомневаться и теперь, что он действительно “готов» сознаться в своем заблуждении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

271. О музыке и духовных ораториях Жизнь народа, жизнь государства, общество неудержимо движутся по пути истории. Сближение одного народа с другим, взаимное их влияние, в наше время идет так быстро, как и не могли мечтать наши предки. Лишь только в одной стране появится то или другое изобретение, усовершенствование, как оно становится достоянием всего мира. То же в области идей. От них не отгородишься никакими стенами. Это сознано уже и в области законодательства. Вместо безусловных запрещений, коими оно довольствовалось еще так недавно, дается свобода, ограждаемая, но в то же время и ограничиваемая разумными мерами в своих пределах, дабы ее проявление не было на самом деле злоупотреблением. В такое время Церковь должна особенно внимательно наблюдать за всеми явлениями в области нравственной и идейной жизни общества, которое обычно рвется вперед, перенимая у других народов новые, а иногда и – там, у сих народов, – уже устаревшие идеи и перенося их на нашу родную почву. И если бы наше общество не отрывалось от родных заветов доброй старины, если бы наше развитие крепко держалось родных корней в народном миросозерцании, то само оно, это общество, и заботилось бы, так сказать, об обрусении чужих идей, о том, чтобы, воспринимая чужое, прилагать к нему свою русскую мерку, одухотворять его русским духом, оставляя в нем только то, что можно назвать общечеловеческим. До известного открытия Петром Великим «окна в Европу», это так и было: русский человек, воспринимая чужое, умел его усвоять так, что оно становилось его родным, становилось достоянием его духа народного и обогащало его духовную сокровищницу. Всего виднее это на родном нашем Православии, на тех его внешних формах, обрядах, в каких оно проявляется в нашей церковно-народной жизни. Мы приняли его от греков, но оно стало нашей родной стихией, слилось с нашим народным духом до такой степени, что неправославный уже на половину и нерусский. Но значит ли это, что мы – «огречились»? Напротив, греческая вера стала нашей родной верой, слилась с нашей душой, да так крепко, что мы как будто и родились искони православными. Наш Добрыня, наш Микула и другие герои нашего эпоса, по истории как будто язычники, в народном же представлении являются истыми православными христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

305. Слово правды о кинематографах Со всех концов Русской земли приходится получать письма преданных Церкви, Царю и Отечеству православных людей с горьким протестом против усиливающегося развращающего влияния так называемых кинематографов. Их захватили в свои цепкие руки иудеи и употребляют как сильнейшее средство к развращению русской души. Напрасно протестуют против них отцы и матери, пастыри Церкви и архиереи: все делается “на законном основа­нии”, и гражданская власть ничего не может поделать с этой нравственною отравой. Когда я был в Вологде, против самой семинарской церкви был открыт такой кинематограф. Про­тестовали мы, но бесплодно, ибо оказалось, что от входа в это учреждение до стены церков­ной оказалась лишняя сажень расстояния, давшая право хозяевам учреждения открыть его. Видно, остается в таких случаях Богу только жаловаться: так оно и вышло: скоро учрежде­ние погорело и само собою закрылось. Почему-то к театрам относятся как будто строже, чем к кинематографам, тогда как должно бы быть наоборот: театр требует для себя огромных расходов – на устройство сцены, декораций, подбор актеров и содержание их, тогда как кинематограф обходится небольшим числом прислуги да запасом лент при одном аппарате. Но тогда как пьесы театра подвер­гаются хоть какой-нибудь цензуре, ленты кинематографа, кажется, никто не цензурует, а при таких условиях иудею полное раздолье отравлять народ за 20–30 коп. самыми безнрав­ственными, порнографическими представлениями. И вот ими переполнены наши столицы, пройдите по Невскому – кажется, нет дома, разве кроме казенных зданий, где не было бы этого учреждения, куда не манили бы в вечернее время публику разноцветные фонарики. От столиц не отстают и губернские, а за ними и остальные города, и даже большие села: где-где нет этой отравы? Еще так недавно русский народ свободно вздохнул от работы страш­ному пороку пьянства, Русь радостно праздновала свое освобождение и возносила горячие молитвы Богу за своего Боговенчанного Царя, Своим царским словом положившего пре­дел этому рабству.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава IX. Строй монастырского быта в XVI–XVII вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 8. Епископат В XVI–XVII вв. монашество могло принимать участие в общей церковной жизни страны и действовать вне монастырских стен. Было обычным делом, когда настоятели больших монастырей участвовали в деяниях церковных Соборов. Даже на земских соборах, которые, особенно в XVII в., время от времени созывались правительством для обсуждения самых различных вопросов, наряду с епископами присутствовали и настоятели монастырей . Из подписей под соборными постановлениями и из описания царского архива за 1575–1584 гг. видно, что все монастыри разделены были по степеням. Это разделение показывает, какие монастыри пользовались особым уважением и почитанием, в каких настоятелями были архимандриты и в каких игумены. С 1561 г., когда настоятель Троице-Сергиева монастыря был возведен в сан архимандрита, он пользовался правом первенства среди всех настоятелей. Вторым по чести был архимандрит древнего Рождественского монастыря во Владимире, за ним следовали настоятели московского Новоспасского, новгородского Юрьевского, московских Чудова и Симонова монастырей. Архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря занимал 12-е, а Иосифо-Волоколамского — 19-е место . Поскольку все эти документы содержат лишь окончательные постановления, по ним нельзя составить представления о действительной роли отдельных лиц. На Руси в епископы, согласно канонам Восточной Церкви, могли рукополагаться исключительно монахи, поэтому между церковными иерархами и широкими слоями монашества существовала тесная связь. Русский архиерей в XVI–XVII вв., да и в более ранние эпохи, прежде епископской хиротонии несколько лет проводил в монастыре. Сан митрополита или архиепископа был, собственно, лишь почетным титулом, связанным с достоинством кафедры; в церковно-административном отношении епархиальные митрополиты, архиепископы и епископы имели равные права.

http://sedmitza.ru/lib/text/436588/

  разделы   рассылка  распечатать Наталья Кандудина " Когда рождается Спаситель... " Рождество в Польше – не просто праздник, а семейное торжество Источник:  НГ-Религии Я спешила из Варшавы в Москву, чтобы отпраздновать с родными Новый год. В купе со мной оказались две девушки. Они приезжали в Польшу на католическое Рождество и возвращались в недоумении: улицы оказались почти пустыми, никакого шума, фейерверков, никаких массовых гуляний! Как же удалось набожным полякам спрятать свое Рождество от посторонних глаз? Будь я шляхтичем – с хитрым прищуром покрутила бы пышный ус. Однако я прекрасно знала, где надо искать настоящее Рождество – главный праздник года как в Польше, так и в Европе, потому что вот уже несколько лет я работала в Польше. Все начинается со строительства рождественских яслей, или вертепа, в исторических центрах и на площадях больших и малых польских городов. Там устанавливается хлев натуральной величины с деревянным полом, соломой, кормушками и фигурами Младенца Христа, Богоматери и Иосифа. Фигуры наряжают в настоящую одежду из ткани, ярко освещают, окружают утварью и фигурами животных. Часто в стойле можно увидеть живого осла или овец. Иногда открытый для обозрения хлев расширяют до небольшого подворья, где представлены другие традиционные рождественские персонажи: ангелы, пастухи, волхвы, а также лица других эпох, из которых чаще всего встречается святой Франциск. Именно ему первому в XIII веке пришла идея класть в настоящие ясли фигурку Младенца Иисуса, чтобы приблизить своих современников к евангельскому событию. С развитием техники в Польше начали появляться " подвижные, механические вертепы " , где Мария качает Младенца, животные мычат и блеют, а святой Франциск звонит в колокол. В подвал церкви святого Иосифа в городе Торунь смотреть на такой рождественский вертеп (или " шопку " , как говорят поляки) приходят целые экскурсии. " Торуньский вертеп " – это соединение евангельских событий и современности: здесь бегут поезда, плывут пароходы, а в небе Вифлеемской звезде и ангелам просто тесно от самолетов и ракет. Каждый год в вертеп вводятся новые элементы.

http://religare.ru/2_24131.html

Аннотация В публикации предлагается фрагмент из дневников профессора догматики МДА А. Д. Беляева , в котором описываются последние дни 1918 г. и первые два дня 1919 г. по старому стилю. В достаточно кратких, но выразительных дневниковых записях автор успевает рассказать о многом, немногословно передать дух и колорит того сурового времени. Центральное описываемое событие – празднование Рождества в Покровском академическом храме, который в то время оставался внутренним духовным оплотом уже в значительной степени разоренной Академии. Описание служения архимандрита Илариона (Троицкого) и пересказ содержания его проповедей позволяют еще лучше представить роль будущего архипастыря и священномученика в сохранении Московской духовной академии в трудные моменты ее бытия. Ключевые слова: Московская духовная академия, Троице-Сергиева лавра, Рождество Христово, Покровский академический храм, Октябрьская революция, советская власть, голод, большевики. Дневники профессора догматики Московской духовной академии Александра Дмитриевича Беляева 1 представляют бесценный источник для истории Московской духовной академии и Троице-Сергиевой лавры, а также для истории России: жизнь страны в целом видна в них сквозь призму событий, происходивших в этих ключевых центрах духовного образования и монашеской жизни, в настоящей публикации представлены записи последних двух недель 1918 г. и первых двух дней 1919 г. 2 На этот период пришлось празднование Рождества Христова 3 в Покровском академическом храме с предстоятельством архимандрита Илариона (Троицкого) , впоследствии архиепископа Верейского, священномученика. Автор передает свои переживания при первом в истории России праздновании Нового года по новому стилю и радостное впечатление от полуночного молебна под Новый год по старому стилю в Вознесенской церкви Сергиева Посада, прихожанином и членом Приходского совета которой он являлся много лет. Завершился 1918 г. печальным событием – смертью архиепископа Никона (Рождественского) , в первые дни 1919 г. было совершено его погребение в Троице-Сергиевой лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Боровск. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь; Рождественская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Боровский в честь Рождества Христова женский монастырь находился в г. Боровске Калужской губ. Время основания неизвестно, первое упоминание монастырского храма Рождества Христова относится к 1544 г.: в описании 1763 г. воспроизводится надпись на камне в стене Рождественской ц.: «Строена в 7052 г. по повелению царя и великаго князя Иоанна Васильевича» (Боровск: Мат-лы для истории города. С. 288). Версия об основании монастыря в XV в. Боровским удельным кн. Владимиром Андреевичем (Зверинский; Памятная книжка Калужской губ. на 1861 г. и др.) возникла в результате неверного прочтения духовной грамоты вдовы князя Елены (в иночестве Евпраксии) 1433 г. В этой грамоте она благословляла «свои снохи и своего внука князя Василия Ярославича» монастырем в честь Рождества, но не Христова, как прочли авторы этой версии, а «Святеи Богородицы» в Москве. Существует др. документ, в к-ром упоминается имя «князя Володимира Андреевича». В 1733-1734 гг. в синодальном Казенном приказе разбирался спор о земле между обителью и монастырским причтом. В числе др. была представлена грамота царя Алексея Михайловича 1651 г., данная в ответ на «челобитье» «строительницы старицы Анисьи с сестрами». В челобитной говорилось о том, что в 1650 г. по царскому указу в мон-рь приезжал «сыщик Леонтей Корсаков, и у них-де отнял их вкладныя монастырския земли пять селищ, которую землю дал им вкладу по душе своей князь Володимер Андреевич... а те-де селища в книгах не написаны, потому как... в те поры тот монастырь был пуст и стариц никово не было». В 1556 г. Боровск был передан в удел Владимиру Андреевичу Старицкому, по всей видимости, именно он упоминается в грамоте, а не Боровский кн. Владимир Андреевич. Челобитная также свидетельствует о запустении монастыря в сер. XVI в. Согласно «Дозорной книге» 1621 г., в 1610 г. крымские татары сожгли Рождественскую ц., кельи и ограду монастыря, но к 1621 г. на месте прежней церкви на средства прихожан была выстроена новая деревянная и 2 кельи, в которых жили 3 монахини; обитель получала ругу. По «Приправочной книге» 1614 г., монастырю принадлежала пустошь. К 1625 г. прибавилось еще 2 кельи.

http://sobory.ru/article/?object=34006

В Вятской епархии прошли XXIV Свято-Трифоновские чтения «Великая Победа: наследие и наследники» 23 октября 2019 г. 11:08 С 14 по 21 октября 2019 года в городе Кирове прошли XXIV Свято-Трифоновские образовательные чтения на тему: «Великая Победа: наследие и наследники». Свято-Трифоновские образовательные чтения являются региональным этапом Международных Рождественских образовательных чтений и имеют созвучную с ними тему. Свято-Трифоновские образовательные чтения — совместный образовательный проект Вятской епархии , Правительства Кировской области и Администрации города Кирова. Мероприятия чтений проходили на епархиальных, приходских, областных и городских площадках. В них принимали участие священнослужители, представители администрации, педагоги, военнослужащие, представители казачества, учреждений культуры, социальной защиты населения, общественных организаций. Открылись чтения в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Вятской государственной сельскохозяйственной академии (ВятГСХА) презентацией выставки «Небесные воины» , организованной епархиальным отделом по делам молодежи. Экспозиция повествует о судьбах священнослужителей и патриотическом служении Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. В ВятГСХА также был организован живой диалог с молодежью « Непотерянное поколение: современные молодежные инициативы» . Речь шла о различных молодежных инициативах на приходском, епархиальном и общецерковном уровне. Одной из них стала  интеллектуальная игра «ПравоСлово» , которая прошла в областной научной библиотеке им. А.И. Герцена. Рисунки и сочинения юных участников чтений были представлены на выставке работ победителей епархиального этапа Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» . Выставка была организована епархиальным отделом религиозного образования и катехизации в областном дворце детского творчества «Мемориал». Этот дворец построен как памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны воинам-кировчанам. Традиционно в Вятской православной гимназии состоялись малые Свято-Трифоновские чтения . В них приняли участие учащиеся городских и областных школ, а также гости из православных гимназий Нижегородской митрополии .

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010