Закрыть itemscope itemtype="" > Кто борется с российской культурой? Размышления священника 27.09.2007 363 Время на чтение 11 минут Поделиться своими мыслями меня заставила та запредельная мера неправды и абсурда, свидетелями которой мы с вами стали в последние месяцы. В настоящий момент мы являемся свидетелями особенно яростной борьбы определенных сил, обладающих серьезными финансовыми и властными ресурсами, с преподаванием в российских школах предмета " Основы православной культуры " (ОПК). Фактически - это борьба с правами и свободами большинства наших сограждан. Раздувается искусственный миф о какой-то " клерикализации России " . Заметьте - никто не предлагал вводить в школах религиозное образование. Предмет является светским и касается культуры. Создается впечатление, что активные противники ОПК даже вскользь не знакомы с программой курса, против которого так непримиримо воюют. Или же (не хочется в это верить) сознательно выдумывают мифы, чтобы потом с ними спорить. Тогда по принципам демагогии оппоненты ОПК спорят " сами с собой " , то есть рисуют ложный образ врага, придумывают от его имени тезисы и уже противостоят " обязательному религиозному обучению в школе " , о котором ни один из авторов или сторонников курса никогда не высказывался. Но это, прямо скажем, - нечестный подход. Так действуют обычно те, кто любой ценой хочет добиться своих корыстных целей. Намеренно игнорируется тот факт, что введение в школьную программу Основ Православной Культуры содействует единству граждан, построенному на веротерпимости и уважении к национальным корням. Именно в религиозных традициях формировалось великое искусство, образ мышления, становление науки и собственно государственность России. И ведущая роль здесь вне всякого обсуждения принадлежит Православию. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй еще в начале 2005-го года в своем выступлении на Рождественских чтениях отметил, что " предмет " Основы православной культуры " призван посеять семена добра в детской душе, приобщить ее к нравственному опыту прежних поколений " . " Для того, чтобы быть готовым бескорыстно помочь ближнему, отвергнуть преступные и бесчестные пути обогащения, отдать жизнь за Родину.... нужно иметь твердые представления о добре и зле, грехе и добродетели. Выступая за введение школьного предмета " Основы православной культуры " , который является... культурологической дисциплиной, Церковь напоминает о жизненной необходимости приобщения детей не только к знаниям, но и к нравственным основам российской и европейской цивилизации " .

http://ruskline.ru/analitika/2007/09/27/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Между Тит Титычем и Кабанихой: так создавался театр Островского 28.10.2023 585 Время на чтение 15 минут Источник: Культура Материал опубликован в сентябрьском номере журнала Никиты Михалкова «Свой». От трюизма «Александр Островский — создатель русского театра» до понимания, чем характерны основы театрального искусства и почему оно до сих пор живее всех живых, — дистанция огромного размера, примерно такая же, как между школьным прочтением произведений с добролюбовскими комментариями и зрелым осмыслением ключевых диалогов, постижением феномена пьес нашего главного драматурга. За репликами его персонажей видятся и опознавательные знаки эпохи, и сама личность автора, до сих пор остающаяся в нашем культурологическом поле не вполне проясненной. Национальный русский театр начался все-таки не с Островского. Возможно, не следует считать точками отсчета показ музыкально-стихотворной «Рождественской драмы» святителя Димитрия Ростовского, представления Федора Волкова и Александра Сумарокова (с его собственными «пиесами», а также сочинениями Якова Княжнина, Михаила Ломоносова и Владислава Озерова). Создатели «ложноклассического» стиля в драматургии принесли на русскую сцену лишь слабые подражания французским оригиналам или (как Озеров) дурно переложенного и упакованного в псевдорусскую обертку Шекспира. Сумароков когда-то откровенно и даже не без гордости подчеркнул, что «Расинов театр явил, о россы, вам». Однако их современник Денис Фонвизин в своей лучшей комедии «Недоросль», бережно сохраняя каноны французской классической трагедии — от всем известных «единства места, времени и действия», деления героев на плохих и хороших (с отражением этих качеств в фамилиях персонажей) до непременного моралите в финале — придал своим персонажам имманентные, корневые черты соотечественников, и это уже вполне можно назвать началом уникального отечественного театра. В дальнейшем он состоялся как оригинальное явление с грибоедовским «Горем от ума», пушкинскими «Маленькими трагедиями» и «Борисом Годуновым», шедевром Гоголя «Ревизор» и его же «Женитьбой» «Тяжбой», «Игроками».

http://ruskline.ru/opp/2023/10/28/mezhdu...

Закрыть itemscope itemtype="" > Николай Ильминский: новый этап православной миссии в России Доклад на региональных Рождественских чтениях «Развитие миссионерства среди кряшен на современном этапе» (г. Заинск, Республика Татарстан, 8.12.2015 г.) 29.02.2016 862 Время на чтение 6 минут С именем и беззаветным служением Николая Ивановича Ильминского (1822-1891) делу духовного просвещения и воспитания инородческого населения Российской империи связаны самые, пожалуй, примечательные страницы этнической истории кряшен. Вопреки установившемуся в промусульманской националистической литературе стереотипу миссионера-насильника Н.И.Ильминский ни в помыслах, ни в практической деятельности никогда не был сторонником духовного принуждения, тем более насильственного крещения кого бы то ни было. В одном из своих писем по этому поводу он высказался так: «Я здесь под миссионерством разумею не прямое обращение в православие и крещение инородцев, но постепенное и искреннее сообщение и внушение им христианской нравственности и христианского мировоззрения». В одном из прежних выступлений я озвучил мысль о том, что появление Н.И.Ильминского на поприще просвещения российских инородцев следует рассматривать как непосредственный вызов эпохи. К тому времени средневековое миссионерство изжило себя, но продолжало действовать прежними методами. Миссионеры пытались изменить миросозерцание нерусских народов, не имевших ни малейшего представления о христианстве и не воспринимавших толкований новой для них веры на чужом языке, посредством административного, сугубо волевого приведения их к послушанию и покорности. Но ни посулы, ни принуждение не давали желаемых результатов. Наоборот, зачастую вызывали противодействие. Ситуация требовала иного подхода. В ещё большей степени необходимость пересмотра миссионерского дела диктовалась преобразованиями российского общества, связанных с отменой крепостного права, судебной реформой, образованием земств и отменой религиозных ограничений. В этих условиях крещение и пребывание в православии могло осуществляться исключительно на добровольных началах. Н.И.Ильминскому удалось раньше других распознать новые веяния и адекватно ответить на них. Не случайно известный его современник К.П.Победоносцев утверждал, что с Ильминского «началась, можно сказать, новая эпоха миссионерства».

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/01/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл: «Среди спортсменов становятся популярными языческие воззрения» По словам Предстоятеля, утверждение, что Церковь вообще против спорта, ложно 07.06.2018 1226 Время на чтение 8 минут 6 июня 2018 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялось первое заседание Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта. Со словом к собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сообщает Патриархия.ru. «Сердечно приветствую всех участников первого заседания Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта. К сожалению, мы не могли провести его ранее по многим причинам, в том числе в связи с размышлениями относительно руководства Комиссии. Но, поскольку все вопросы разрешены и будут представлены на ваше усмотрение, мы и проводим сегодня наше первое заседание. Хотел бы предварительно сказать несколько слов. Во-первых, отклик на решение Церкви создать такую Комиссию был очень и очень положительным. В средствах массовой информации, в спортивном сообществе, среди наших прихожан, которые интересуются спортом, а таких сейчас очень много, инициатива создания Комиссии нашла поддержку и понимание», - отметил Патриарх. «Комиссия создается практически с чистого листа, хотя на протяжении нескольких лет мы в этот чистый лист вписывали некоторые инициативы, которые, несомненно, помогут нам в организации работы Комиссии. В частности, в рамках Рождественских чтений действовала секция «Православие и спорт», известны примеры участия Церкви в организации спортивных мероприятий на приходском, епархиальном и общецерковном уровнях. Например, мне неоднократно доводилось принимать участие в открытии на Красной площади турниров по русскому хоккею, и эти турниры стали событием в спортивной жизни. На протяжении ряда лет наши священники в составе Олимпийской сборной выезжают на олимпиады. Долгие годы это послушание нес протоиерей Николай Соколов, сейчас ему помогает протоиерей Андрей Алексеев. До определенного момента церковно-спортивная повестка относилась к ведению Патриаршего совета по культуре, но пришло время упорядочить наши усилия путем создания специализированного церковного органа. Это является естественным развитием наших инициатив в области спорта», - добавил он.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/06/07/pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > По старой Кирилловской Путевые очерки, часть 18 16.08.2016 822 Время на чтение 15 минут СЯМА - ЗЕМЛЯ КРЕСТЬЯН, ПОЭТОВ И СВЯТЫХ За Новленским снова можно свернуть ближе к озеру на старую дорогу. Слева будут поля, с права тоже поля, за ними прибрежные кусты и гладь Кубенского озера... То и дело, как приметы вечности, у обочины дороги сложены камни, не большие или огромные замшелые валуны, уже тысячи лет «родит» их здешняя земля, и с неизменным упорством убирают крестьяне эти камни с полей... Сергей Чухин писал об этой дороге: Приозёрная эта дорога Торилась веками Рыбаками, паломниками, В катаниках, босиком... На обочинах камни лежат, Придорожные камни, Как усталые люди, Что в землю уткнулись ничком. Что у них накопилось Под задубелою кожей? Рассказали б о судьбах О мимо прошедших людских... Но они не очнутся, Пока не очнётся прохожий И не сядет рядком, Бесконечно задумчив и тих. И, спиной привалясь К разогретому солнцем граниту, Вдруг почувствуешь ты, Будто крылья растут за спиной. Ты же с предками связан Не просто незримою нитью, А дорогой на родину, Родиною самой. Так и взмыл бы, как птица, Над пойменными ивняками! Только не торопись, Подвигайся неспешно пешком. Уступают дорогу тебе Придорожные камни, Поздоровайся с каждым, Пускай он тебе не знаком... 1. Благословенная Сяма А вон впереди уже и благословенная Сяма - стены Богородице-Рождественского монастыря и рядом деревенька, в которой по переписи 2002 года население составляло 20 человек (11 мужчин, 9 женщин). Сейчас и того меньше. В этой-то деревеньке на берегу Кубенского озера, согласно жития, родился Мартиниан Белозерский (мирское имя Михаил; около 1400-1483) - преподобный Русской православной церкви. Ученик преподобного Кирилла Белозерского. Основатель Вожеозерского Спасского монастыря, игумен Ферапонтова и Троице-Сергиева монастырей, духовник великого князя. Память его празднуется в день представления святого 12 (25) января, в день обретения мощей 7 (20) октября, а также в Соборе Вологодских святых в третью неделю по Пятидесятнице.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/17/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Станет ли Церковь «повивальной бабкой» революции в России? Судя по выступлениям на круглом столе «Церковь и СМИ: от реагирования к формированию повестки дня» есть люди, готовые ответить на этот вопрос утвердительно 26.01.2011 2938 Время на чтение 9 минут Вчера в Синодальном информационном отделе в рамках работы направления «Церковь и СМИ» XIX Рождественских образовательных чтений «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач» состоялся круглый стол «Церковь и СМИ: от реагирования к формированию повестки дня». В качестве основных докладчиков выступили настоятель храма Святой Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества священник Георгий Рощин и библеист Андрей Десницкий. Вела круглый стол заведующая кафедрой журналистики и PR Российского православного института святого Иоанна Богослова Елена Жосул. В основу дискуссии на круглом столе легли вопросы, поднятые протоиереем Алексием Уминским в статье «Немолчащая Церковь» , опубликованной недавно на портале «Православие и мир». Отец Алексий в обстоятельном докладе изложил основные положения своей статьи. По его мнению, «пришло такое время, когда Церковь как защитница интересов народа, как защитница семьи, как защитница детей и свидетельница перед обществом об Истине должна громко говорить в этом обществе не только на внутрицерковные проблемы и не только на проблемы, связанные с нашим социальным служением». Последний год, по словам отца Алексия, показал, насколько серьезно обострились в российском обществе всякие отношения. «Мы увидели такое же обострение в братской нам Белоруссии в конце года. Мы видели, как власть реагирует на протестные проявления, как власть реагирует вообще на то, что происходит в стране. Мы видели очень много общественных протестов, которые, собственно говоря, ставят, прежде всего, вопросы защиты человеческого достоинства, которые происходят в последнее время в нашей стране. Во всех этих событиях были видна странная позиция государства. Все эти процессы происходят, но реакция государства на них совершенно неадекватная, в моем представлении. Со стороны Церкви мы не видим тоже адекватных реакций на подобные события. Наша Социальная концепция сформулирована, но до конца она не озвучена. В этой Социальной концепции в главе " Церковь и государство " написано очень много резких вещей, вплоть до того, что Церковь вменяет себе в обязанность свидетельствовать перед государством о неправде государства, когда оно идет на нарушение норм морали, нравственности, отвращает людей от Бога. В этой концепции написано, что Церковь готова даже призывать народ к мирному гражданскому неповиновению. Очень жесткие слова сказаны в концепции, но она остается пока у нас чаще всего не озвученной, на бумаге», - сожалеет отец Алексий.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/01/26/st...

Закрыть Праздник Пасхи как духовно-эстетическое начало русской пасхальной словесности 26.04.2019 1262 Время на чтение 18 минут История отечественной литературы впитала в себя христианскую образность, особый язык символов, «вечные» темы, мотивы и сюжеты, притчевое начало, уходящее своими корнями в Священное Писание. Светлое Христово Воскресение явилось духовной сердцевиной русской пасхальной словесности. Пасхальный рассказ как особый жанр был некогда незаслуженно забыт, а точнее - злонамеренно сокрыт от читателя. Пасхальная словесность третировалась с вульгарно-идеологических позиций как «массовое чтиво» - якобы малозначительная, бесследно прошедшая частность «беллетристического быта» нашей литературы. Теперь этот уникальный пласт национальной культуры вновь обретает путь к читателю. По своему смысловому наполнению, содержательной структуре, поэтике святочные и пасхальные рассказы чрезвычайно схожи. Не случайно в XIX столетии они нередко публиковались в единых сборниках под одной обложкой . «Одноприродность» пасхальной и святочной словесности проявилась в их взаимопроникновении и взаимопереплетении: в святочном рассказе проступает «пасхальное» начало, в пасхальном рассказе - «святочное». Так, например, главное событие святочного рассказа Н.С. Лескова «Фигура » (1889) происходит под Пасху; лесковский «рождественский рассказ» «Под Рождество обидели» (1890) содержит пасхальный эпизод. В пасхальном рассказе А.П. Чехова «Студент » (1884) воспоминания о событиях Страстной Седмицы (отречение Апостола Петра) представлены на фоне почти святочном, по-зимнему морозном: «Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха». В то же время в чеховском рассказе «На святках» (1900) явственно проступает православное пасхальное начало. Ведущие идеи праздничного мироощущения - освобождение, спасение человечества, преодоление смерти, пафос утверждения и обновления жизни. В этот свод включаются также идеи единения и сплочения, братства людей как детей общего Отца Небесного. Как писал о Пасхе Н.В. Гоголь, «день этот есть тот святой день, в который празднует святое, небесное своё братство всё человечество до единого, не исключив из него человека».

http://ruskline.ru/analitika/2011/04/22/...

Закрыть «Честь имею!» - авторская программа духовно-нравственного воспитания 03.03.2013 624 Время на чтение 5 минут В рамках XXI Рождественских Чтений под председательством епископа Балашихинского Николая работала секция «Образовательные инновации в духовно-нравственном, патриотическом и гражданском воспитании детей и молодёжи». Основной темой секции стало представление и обсуждение учебно-методического комплекса по инновационной программе духовно-нравственного и героико-патриотического воспитания «Честь имею!» Ольги Николаевны Дубовой. На сегодняшний день остро стоит задача развития сотрудничества государственных, общественных и церковных структур в области проповеди традиционных для России и Православия духовно-нравственных ценностей. Великий русский полководец, Александр Васильевич Суворов сказал: « Душу - Богу, Жизнь - Отечеству, честь - никому!» Понятие чести для русского человека всегда было одним из самых важных. В это понятие вкладывались верность Богу, Отечеству, долгу, слову, присяге и другие высокие нравственные качества. Сегодня, когда понятия чести, совести, долга постепенно вытесняются из главных жизненных ориентиров, важно говорить о них - авторитетно, гласно, повсеместно. И самая важная целевая аудитория при этом - молодежь. Программа «Честь имею» - это уникальное практическое пособие, предназначенное для дополнительного образования подростков и молодежи от 11 до 18 лет, адресованное педагогам, психологам, специалистам по воспитательной работе, социальным работникам, работающим с подростками и молодежью. Пособие включает в себя видеофильм " Герои нашего времени " , программу, учебный план, методические рекомендации. Созданная на основе авторского видеофильма «Герои нашего времени», «Программа курса занятий по патриотическому и духовно - нравственному воспитанию молодежи «Честь имею!», рассчитана на 12 занятий. В ходе бесед учащиеся учатся самостоятельно мыслить, аргументировать свою позицию, отстаивать свою точку зрения слушать и слышать друг друга, приобретают опыт коллективного самопознания, навыки культуры ведения дискуссии. Подробнее: http://olga-dubova.ru/hnv.php

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/04/...

Иркутск. Церковь Михаила Архангела (Харалампия). Михаило-Архангельская Харлампиевская церковь Карта и ближайшие объекты Харлампиевская церковь в Иркутске построена на средства иркутского купца Б. Балашкина. Первоначальная композиция церкви складывалась из двух вертикальных объемов храма и колокольни. Трехсветный четверик храма возвышался над двухэтажной трапезной и алтарем и завершался малым световым восьмериком с барочной главкой. Ярусная колокольня - восьмерик на четверике завершалась куполом со стройным шпилем. С северной стороны располагается двухэтажный придел. Вход в церковь первоначально осуществлялся через парадное крылечко. В 1860 г. это крыльцо заменено на двухэтажный притвор, выполненный в стиле поздний классицизм. Декоративное оформление фасадов представлено в позднебарочных формах. Над осями оконных проемов расположен рельефный орнамент. Рисунок его состоит из криволинейных элементов и складывается в силуэт, напоминающий восточные головные уборы. Другой характер имеет рисунок картушей первого этажа, он идентичен орнаменту тотьменских храмов (Входо-Иерусалимскому и Рождественскому). Орнамент представляет собой часть кладки стены (в отличие от рисованных или лепных картушей), выступает над ее поверхностью и обрамляется лекальным кирпичом. По поводу орнаментального мотива картушей и зашифрованной информации в них интересное предположение высказывает С. Зайцев: " Картуш является символом мореплавания и открытий... он перекочевал на стены храмов с мореходной карты " . Их мы находим на севере России в городе Тотьме (церкви Рождества-Христова и Входо-Иерусалимская) и на Урале в Великом Устюге (Никольская и Преображенская церкви). Эти памятники барокко, созданные в 70 - 90-е гг. XVIII в., несомненно, явились образцом для подражания при строительстве храмов Иркутска. Несколько десятков лет церковь стояла в руинах. В 2005 году начались реставрационные работы. Первый крест установили 14 октября 2005 г. Рассказывают, что после того, как подняли крест на купол, в небе появилась радуга.

http://sobory.ru/article/?object=14372

Исходя из данного бл. Августином определения таинства, как «видимого знака невидимой благодати, установленного для нашего оправдания 1 , католики и протестанты согласны между собою в исчислении трёх существенных признаков, исчёрпывающих понятие о таинстве, именно: видимого знака (signum), невидимой благодати (res significata) и божественного установления того и другого (mandatum Dei). Но они существенно различаются между собою как в понимании каждого из указанных признаков, так и в определении взаимного отношения их друг к другу, а отсюда само собою проистекает различие и в представлении о назначении таинств в деле спасения человека.   I. О признаках таинств в их отдельности. Следуя словам бл. Августина: «accedit verbum ad elementum, et fit sacramentum 2 », католики различают в видимом знаке таинства (signum) две составные части verbum (слова установления, или заповедь о совершении таинства, и слова священнодействия) и elementum или res visibile sacramenti (вещество таинства вместе с внешним действием или одно только последнее), употребляя для обозначения указанных частей видимой стороны таинства схоластические термины: форма и материя. Но они погрешают в определении формы таинства и её отношения к материи, а также излишне последовательном приложении требования касательно различения формы и материи даже в отношении к тем таинствам, где таковое различие не имеет для себя основания, как не согласное с существом или природою таинства. Понятие формы, заимствованное схоластиками у Аристотеля, заключает в себе две стороны: а) форма есть определенный вид существовала материи (modus или species existentiae), т. е. совокупность всех признаков, отличающих данный предмет от всех других предметов и выделяющих его в особое, самостоятельное существование, как res, и б) форма есть образующая причина этого вида существования или, что то же, сущность вещи (форма, как causa existentiae, иначе – essentia rei). В приложении к таинствам католики употребляют термин forma только в первом из указанных значений, когда усвояют «слову» (verbum) таинства только декляративное, обявительное значение по отношению к материи или элементу таинства и отнимают у него (verbum) значение причины действительности таинства, указанное бл. Августином (accedit... et fit sacramentum): verbum, по католическому учению, только обявляет, делает ясным, понятным для приступающих к таинству, ставит их в известность относительно того, чем становится элемент по мысли Божественного Учредителя таинства, но не причиняет этого нового значения, получаемого элементом в таинстве 3 . Такое ограничение понятия формы в католическом учению о таинствах фактически выразилось в изятии важнейшего момента из существа этой формы в таинстве евхаристии, именно – слов освящения (verba consecratioins 4 ), вследствие чего явилась необходимость в требовании от совершителя таинства намерения делать то, что делает церковь , как особого, независимого от формы, условия действительности таинства 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yako...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010