Черкасова М. С. Копийная книга актов устюженских монастырей XVII – начала XVIII в.       Предлагаемая работа продолжает публикацию актовых источников, представленную мною в «Вестнике церковной истории» в 2011 г. Тогда были введены в научный оборот грамоты Новгородских митрополитов городским и сельским (соборным и приходским) церквям Устюжны Железопольской и уезда за 1657–1724 гг. Документы были выявлены в ф. 1141 (Столбцы по Устюжне) Государственного архива Вологодской области (ГА ВО). На этот раз обратим внимание специалистов на другой документальный памятник из ГА ВО (ф. 1009, оп. 1, 48) – копийную книгу актов устюженских монастырей: Николо-Моденского, Воскресенского, Благовещенской Синозерской пустыни и городского Рождественского собора. По церковной юрисдикции они относились к Новгородской митрополии. Рукопись была введена в научный оборот И. В. Пугачем , ряд актов из нее использовался в его масштабных статьях об Устюжне и уезде в XVI–XVII вв. Пугач определил хронологию копийной книги 1631–1675 гг., но более пристальный анализ включенных в сборник документов позволяет расширить ее с 1607 по 1720 г. Отдельного рассмотрения заслуживает палеографическая и кодикологическая характеристика памятника. Формат сборника 2 , составлен из одинаковой по плотности бумаги практически с одним водяным знаком – крупный Герб города Амстердама под короной, сопоставимый с образцами в альбоме Диановой–Костюхиной 200, 201, 206 и датами 1680–1690-е гг. – 1700 г. Структурно сборник может быть разделен на несколько неравных по объему тетрадных блоков. Первый на л. 1–19 об., где представлено до десятка документов Николо-Моденского монастыря. Здесь читаются две скрепы: 1) Николаевского-Моденского/монастыря/строитель монах Сергий/руку/приложил; 2) Николаевскаго Моденскаго монастыря иеромонах Иона/вместо/казначея/монаха/Киприяна/и всей/того/монастыря/братии/по их/прошению/и в свое место/руку/приложил. В одной челобитной Николо-Моденского монастыря 1724 г. отмечен монах Сергий , которого предположительно можно отождествить с упомянутым выше из скрепы. Вряд ли это игумен Сергий начала ХХ в., указанный М. Ю. Хрусталевым . Строгая хронологическая последовательность игуменов–архимандритов–строителей в Николо-Моденском монастыре пока в литературе не установлена, поскольку его актовый архив еще недостаточно разработан. В нескольких актах за 1699–1709 гг. известен николо-моденский игумен Иона (см. публикацию, 31). Он ли отмечен в данной скрепе, трудно сказать с уверенностью, поскольку в ней он указан как иеромонах, а в актах – как игумен.

http://sedmitza.ru/lib/text/9667301/

Православный аскетизм в жизни современного христианина. Выступление председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента на XIX Рождественских чтениях РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_82898.html 28 января 2011 Православный аскетизм в жизни современного христианина. Выступление председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента на XIX Рождественских чтениях Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/1394149.html Официальный сайт РПЦ МП Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент выступил с докладом " Православный аскетизм в жизни современного христианина " на конференции " Наследие святых отцов в жизни семьи, общества и государства " в рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений. Каждое время по-своему уникально, и его своеобразие находит отзвук в разговорном языке. Например, с началом освоения космоса в 60-е годы прошлого века во всех языках мира звучали слова " спутник " и " космонавт " . Наше время не является исключением. История человечества еще не знала столь стремительного развития информационных технологий и средств коммуникации, как в начале третьего тысячелетия. Слова " интернет " , " гаджет " , " коннект " сегодня понятны в любой стране. В России современный школьник знает, что такое дивайс, и следит за трафиком. Подобный наплыв иностранных слов – обычное явление в русском языке. Во времена татаро-монгольского ига, в периоды увлечения французской или немецкой культурами русский язык вбирал в себя тысячи иностранных слов. Однако со временем только небольшая их часть оставалась в культуре и языке нашего народа, остальные же исчезали или вытеснялись новыми. Так и нынешняя эпоха, добавив разнообразия в родную речь, не сохранит большую часть современных иностранных слов. Наиболее ощутимый и глубокий след в нашем языке оставило Крещение Руси. Со словами богослужебных текстов и молитвословий, Священного Писания и творений святых отцов в русском самосознании получили отражение новые для языческого народа евангельские представления и нравственные нормы, христианское вероучение и экклесиология восточного христианства. На протяжении веков эти слова были не только близки и понятны русскому народу, они регулировали его повседневную жизнь, сформировали его представления о смысле бытия и предназначении человека. Запечатленные в самых первых отечественных письменных источниках и жизненном опыте наших предков они дошли до нас в неизменности с древних времен, с момента существования Руси.

http://religare.ru/2_82898_1_21.html

«Традиционные ценности — вызов секулярному мировоззрению». Доклад митрополита Волоколамского Илариона на открытии XXI Международных Рождественских чтений 24 января 2013 г. 20:22 24 января 2013 года председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на пленарном заседании в день открытия XXI Международных Рождественских образовательных чтений в Москве. Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Жизнь человека в обществе невозможна без системы ценностей — устойчивых представлений о целях, к которым человек должен стремиться ради своего собственного и общего блага. Ценности неразрывно связаны с высокими нравственными идеалами и убеждениями: ведь по замыслу Божиему для человека противоестественно сознательное стремление к злу. В то же время ценности имеют отношение и к повседневной жизни человека. С христианской точки зрения, по  причине поврежденности человеческой природы грехом, человек призван в своей жизни и деятельности ориентироваться, прежде всего, на религиозно-нравственные идеалы, стараясь, чтобы его низшие, сугубо плотские, прагматические потребности и интересы не затемняли его нравственного сознания. Только такое общество, которое имеет систему устойчивых ценностей, является жизнеспособным и может развиваться. В древних, традиционных обществах основу системы ценностей создавала религия, которая была авторитетным источником представлений о мире, о добре и зле, о смысле человеческого существования перед лицом Божиим. Жизнь каждого человека и общества в целом определялась единой иерархией ценностей, в которой духовные идеалы и нравственные нормы имели первостепенное значение. Они не воспринимались как плод человеческого разума или как результат прагматичного мирского договора. Они проистекали из Божественного Откровения и отражали волю Божию о человеке и мире, которые являются Его творением и о которых Он проявляет Свое спасительное попечение. Древний человек воспринимал бытие целостным, не отделяя в нем одну сферу от другой. Религия, этика, научные знания, воспитание и образование были частью единого нерасколотого мироощущения, утраченного современным «просвещенным» человечеством. Свойственное ему фрагментированное мировоззрение, отделяющее, в частности, религию от науки, стремится также отделить нравственность от жизни, провозглашая волю человека не подлежащей этическому суждению.

http://patriarchia.ru/db/text/2746870.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Глобализация снижает культурный и духовный уровень общества» В Белоруссии состоялась торжественная церемония открытия VIII Белорусских Рождественских чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» 28.11.2022 367 Время на чтение 8 минут Фото: Church.by В пятницу, 25 ноября, в Национальной библиотеке Республики Беларусь состоялась торжественная церемония открытия VIII Белорусских Рождественских чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека», сообщает официальный портал Белорусской Православной Церкви. В мероприятии приняли участие Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин, архиереи и священнослужители, представители государственных органов власти, приглашенные гости. В атриуме библиотеки были представлены: фотовыставка «Связь времен: 1030 лет Православию на белорусских землях», выставки «Открытый диалог: международная и образовательная деятельность митрополита Филарета (Вахромеева)» и «Социально-просветительская деятельность Центра поддержки семьи, материнства и детства " Покрова " и Благотворительного фонда поддержки семьи, материнства и детства " Покров " ». Церемония началась с молитвы, после чего состоялись процедуры подписания соглашений о сотрудничестве Белорусской Православной Церкви с Министерством здравоохранения и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также Белорусским обществом Красного Креста. Доброй традицией Рождественских чтений стало награждение участников конкурсов. В этот раз наградами были отмечены победители республиканского конкурса «Свет милосердия». Его задачей является поддержка и распространение передового опыта сотрудничества государственных учреждений социального обслуживания с организациями Церкви, в том числе в волонтерской деятельности. Организаторы конкурса — Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Белорусской Православной Церкви, Министерство труда и социальной защиты РБ, комитеты по труду, занятости и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома. Дипломы вручили митрополит Вениамин и заместитель министра труда и социальной защиты М.Б. Артеменко.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/28/so...

Закрыть itemscope itemtype="" > Провокация и/или путаница 02.02.2017 1487 Время на чтение 7 минут 25 января 2017 года в Москве в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений в Храме святого апостола Фомы на Кантемировской прошло заседание секции (конференции) «Православные татары (крещёные татары, крещены, кряшены, нагайбаки). История. Миссия. Будущее Православия среди татарского народа». Среди ее участников был председатель Совета ветеранов кряшенского движения г.Казани, кандидат исторических наук, главный редактор научного альманаха «Кряшеноведение» Аркадий Фокин. На этой конференции Фокин выступил с докладом «Кряшенская духовная миссия в Татарстане: предназначение и перспективы» , в котором отстаивал позицию кряшен (самобытного православного тюркского этноса), которые добиваются национального самоопределения в Татарстане. Однако Фокин был удивлен и поражен тому, как была представлена работа этого мероприятия после его окончания в СМИ и растиражирована в социальных сетях. По следам этих публикаций в Интернете Аркадий Фокин подготовил свое мнение, которое просит опубликовать. В ряде СМИ и социальных сетях в Интернете появились сообщения о работе конференции «Православные татары (крещёные татары, крещены, кряшены, нагайбаки). История. Миссия. Будущее Православия среди татарского народа», состоявшейся 25 января 2017 года в Храме святого апостола Фомы на Кантемировской в Москве, с уточняющей конкретизацией темы - «Кряшенский вопрос». В сообщении указано, что проводилась она в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений, хотя в программе не значилась. Инициатива проведения конференции (представленной её организаторами также как секция миссионерского направления чтений) принадлежит общине православных татар г. Москвы, обозначившей столь некорректной формулировкой темы свои далеко идущие цели, и не совсем, мягко говоря, цивилизованные способы, средства и методы их достижения. Повествованию предшествует интригующее название: «Ни один человек не может точно определить, каково соотношение татар и кряшен» и пояснение: « О конфликте, возникшем в связи с проведением в рамках Рождественских чтений профильной секции».

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

ЦВ 1-2 (398-399) январь 2009 /  22 января 2009 г. Рождественская опера На учебной сцене Московского художественного театра имени Чехова 8 января прошло Рождественское представление, авторами и исполнителями которого стали прихожане московского храма св. Мартина Исповедника, Папы Римского. Рождественское представление, ставшее за шесть лет уже традиционным, на этот раз обрело новую форму — музыкального спектакля. Участники этого проекта — и дети, и взрослые — получили возможность послужить ближним, ближе узнать друг друга и завязать дружеские отношения внутри общины. Либретто к Рождественскому представлению написала поэт Вера Павлова, музыку — театральный композитор и режиссер Антон Дегтяренко, роль режиссера взял на себя Роман Индык. Под аккомпанемент струнного квартета дети и взрослые спели захватывающую и трогательную историю, посвященную событиям вокруг Вифлеемского вертепа. Зал учебной сцены не смог вместить всех желающих, поэтому взрослые уступили места детям, а сами смотрели спектакль стоя. Но даже несмотря на некоторые неудобства, зрители остались довольны, и праздник удался. О спектакле рассказывают его создатели.   Роман Индык, режиссер: В русской культуре рождественские истории — это светлые и добрые сюжеты, пример удивительной связи детского и церковного искусства. Мне кажется, наши дети так и не поняли, что они спели настоящую оперу. Но они вместе трудились, готовились, преодолевали что-то, что ни с первого, ни со второго раза не получается, и это очень важно. Интересно наблюдать за детьми, которые выросли на моих глазах. За шесть лет работы над такими домашними спектаклями они изменились. Не менее важна и новая связь между взрослыми и детьми: взрослые помогают играть, родители ночами шьют костюмы детям, все вместе волнуются перед премьерой на настоящей театральной сцене… Я увидел большой дружный приход, в котором и профессиональные актеры, и дети, и родители дружно делают общее дело. Стихи Веры Павловой прекрасны, и для нас большая радость, что она не только откликнулась на нашу просьбу и написала либретто, но и приняла вместе со своей дочерью участие в постановке.

http://e-vestnik.ru/reports/rozhdestvens...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26047.html 13 февраля 2006 Ксения Лученко Возможности интернета Источник:  http://www.tserkov.info Церковный Вестник " Церковный вестник " уже не раз писал о том, что развитие православного интернета – одно из приоритетных направлений информационной деятельности Церкви. На Рождественских чтениях этой теме была посвящена работа секции " Возможности интернета как средства религиозного образования: электронные библиотеки " . Итоги ее работы позволяют утверждать, что православыный сегмент сети продолжает развиваться, однако авторы православных интернет-проектов все еще плохо знают свою аудиторию и не имеют общей концепции развития. Секции, посвященные развитию православных ресурсов интернета, проходят в рамках Рождественских чтений с 1999 года. За эти годы организаторы попробовали разные формы работы и разные площадки – и Сергиевские палаты Храма Христа Спасителя, и зал Союза писателей России, но в 2006 году вернулись в помещение храма Благовещения в Петровском парке, с которого и начиналась работа секции. Немногочисленные " старожилы " православного интернета усмотрели в этом начало нового этапа консолидации православного интернет-сообщества. И действительно, администратор сервера " Россия Православная " Александр Дятлов объявил о создании Сообщества православных веб-разработчиков, в задачи которого входит " подготовка и проведение конференций, круглых столов, семинаров, конкурсов и иных мероприятий, связанных с православным интернетом, а также представление интересов православного интернет-сообщества в церковных, государственных и иных структурах " . Дятлов констатировал, что в последнее время православные ресурсы интернета сделали качественный скачок: создано несколько сайтов, полностью соответствующих самым высоким профессиональным стандартам современных интернет-технологий. Главный редактор каталога " Православное христианство.ру " Иван Мазуренко по традиции привел статистические данные по развитию православного интернета за истекший год.

http://religare.ru/2_26047_1_21.html

«Добро всегда доброе», или Хороший рождественский подарок Книгу сказок «Счастливый принц» мы готовили несколько лет, сейчас готов второй тираж. 4 января, 2015 Книгу сказок «Счастливый принц» мы готовили несколько лет, сейчас готов второй тираж. Об уникальном сборнике сказок «Счастливый принц», где с детства знакомые тексты представлены в авторской редакции, без поправок советского времени, искажающих их христианский смысл, рассказывает протоиерей Александр Ильяшенко. Книгу сказок «Счастливый принц» мы готовили несколько лет, отбирая сказки в сборник, работая с художником-оформителем и издательством. Сначала мы выпустили небольшой тираж, который очень быстро разошелся, и сейчас готов второй тираж. Получилось удачно, что к Рождественским праздникам многим детишкам будет хороший подарок. Когда мы готовили этот сборник, то представляли, что родители будут читать сказки вслух, комментировать детские вопросы, обращать внимание на важные детали. Ведь сказки интересно читать не только детям, но и взрослым. Я надеюсь, что жива давняя традиция – совместное семейное чтение, которое создает дома особую атмосферу тепла, уюта и единства. Хочу отметить некоторые особенности нашего сборника. Сказки отобраны по нравственному принципу, ведь важно, читая одно произведение, не смазать впечатление о нем другим, более слабым произведением. Для маленьких детей, которые очень эмоциональны и восприимчивы и по возрасту не имеют возможности критически мыслить, этот аспект очень важен. К сожалению, хотя это неизбежно, даже у самых знаменитых сказочников наряду с безупречными произведениями есть достаточно слабые в нравственном отношении, хотя в художественном, сюжетном смысле и очень талантливые вещи. И это определенный минус – талантливое произведение, но нравственно неудачное, может затмевать произведение, хорошее во всех отношениях. Например, замечательная сказка Андерсена «Русалочка». Я помню свое детское впечатление – когда я ее читал, мне было страшно, до сих пор это помню. Я ее не включил в сборник, дети и так получают много негативной информации, хотелось показать добрые, светлые произведения.

http://pravmir.ru/dobro-vsegda-dobroe-il...

Закрыть itemscope itemtype="" > ОПК как средство сохранения нравственных ценностей и формирования культуры взаимодействия Церкви с обществом и СМИ Выступление в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений 04.02.2018 786 Время на чтение 12 минут Выступление на Секции «Основы православной культуры как средство сохранения духовных и нравственных ценностей и формирования культуры взаимодействия Церкви с государством, обществом и СМИ: опыт Калужской митрополии» в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» по направлению «Деятельность Церкви в сфере образования и катехизации» (26 января 2018 г., Храм Христа Спасителя) Ваше Преосвященство, глубокоуважаемые участники Секции! Выступления Владыки Серафима и наших глубокоуважаемых гостей и презентации, представленные сегодня на нашей Секции калужскими педагогами дошкольного и школьного образования и Калужского государственного института развития образования, продемонстрировали наиважнейшую функцию курса «Основы православной культуры» (далее - ОПК) по сохранению и передаче подрастающему поколению традиционной для России системы духовных ценностей, по формированию ценностных установок средствами государственного, муниципального, конфессионального и семейного образования. Трудно переоценить роль ценностей в жизни человека, семьи, профессиональных и творческих коллективов, религиозных сообществ, народа, народов внутри государства и всего человечества. Ценности влияют на формирование мировоззрения личности, деловых качеств, профессиональных способностей, характера каждого гражданина и определяют во многом его жизненный путь, его творчество, ценности являются основой для развития каждой отдельной личности, этноса, нации и всего человечества. Ценности освещают жизнь людей в целом, наполняя её смыслами и обеспечивая высокой духовной, нравственной мотивацией и стимулами к социально значимой деятельности и духовному, интеллектуальному и культурному совершенствованию.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/05/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сказ о том, как теософ православным мастер-класс давал Врач А.В.Гнездилов на Рождественских чтениях 25.06.2015 1583 Время на чтение 17 минут , Хоспис... Последнее пристанище тех, у кого остался шаг до перехода - пожалуй самого главного момента в жизни каждого человека - перехода от земной жизни в жизнь иную. Вечную. Какой тяжелый и в то же время благодатный труд ухаживать за умирающими, безнадежными больными. Как для верующего человека, по велению сердца посвятившего себя служению больным, должны быть отрадны слова Спасителя: «Что сотворите одному из братьев Моих меньших, то Мне сотворите». И что может быть значительней, чем проводить с человеком его последние дни, скрашивать их надеждой, упованием на Божие милосердие, а может быть даже стать для неверующего совсем человека тоненькой ниточкой, проводником к Богу. Ведь на смертном одре, как и в окопах, неверующих практически не бывает. И познакомить умирающего человека с основами веры, пригласить к нему священника - дело самое что ни на есть христианское. Эта тема обсуждалась и на Рождественских Чтениях 2015 года на секции «Психологическая помощь православной семье». В рамках секции был представлен мастер-класс «Арт-терапия как помощь семье с больными в терминальной стадии». Проводил семинар Андрей Владимирович Гнездилов - врач-психиатр, доктор медицинских наук, профессор НИПНИ им. Бехтерева и кафедры психиатрии МАПО, почетный доктор Эссекского университета в Англии, первый врач первого хосписа в Санкт-Петербурге и в России, вместе с английским журналистом Виктором Зорза основатель хосписного движения в России. Рассказали мне об этом круглом столе участники, и их рассказ к моему изумлению, оказался далек от моего представления о помощи умирающим. Но мои представления - это всего лишь мои представления, которые тысячу раз могут оказаться неправильными. Менее всего, поэтому, хотелось бы делать выводы самой, т.к. есть специалисты в этой области: священники, психологи, которые, безусловно, дадут верную оценку услышанному и изученному мною. Я же со своей стороны, могу лишь ознакомить читателя со своеобразной практикой Андрея Владимировича и поставить те вопросы, которые возникли у участников Чтений и у меня, а после прочтения, возможно, возникнут и у кого-то еще.

http://ruskline.ru/analitika/2015/06/26/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010