Е.В.). Такая аргументация нужна адвентистам и «свидетелям», чтобы доказать, что исторические церкви не имеют духовной преемственности с Церковью апостольского века. А значит, Господь восстановил Церковь в их лице. Понятно, что этому мнению противоречат библейские обетования о непрерывности и преемственности Церкви, в которой Сам Иисус Христос является главой, сохраняя ее вплоть до Второго пришествия. Новый Завет дает обширную картину Церкви в плане божественного домостроительства, начиная с обетования ап. Петру о неодолимости Церкви и вплоть до апокалиптических посланий семи церквам и иных видений книги Откровения 26 . Преемственность священства для Бога весьма важна. Некогда в Ветхом Завете Сам Бог заботился о правильном совершении богослужения, выделив для этого особо колено Левиино, а из него – потомков Аарона. Писание подробно описало обстоятельства установления ветхозаветного священства, а также показало историческую его преемственность. Чистота происхождения от Аарона подтверждалась записями; когда по возвращении из плена несколько сыновей священнических не смогли показать необходимые записи родословной, то были исключены из священства ( 1Езд. 2:61–62 ). Именно таким образом совершалось установленное Богом священнослужение вплоть до окончательного разрушения Иерусалимского храма. Ясно, что установив Новый Завет в Своей Крови, Господь Иисус Христос всячески заботился о новозаветном священстве: об условиях рукоположения епископов, их нравственном облике и даже материальном благосостоянии для успеха проповеди и священнослужения. Многочисленными свидетельствами об этом наполнены апостольские послания. Конечно, нет никаких причин думать, что после смерти апостолов эта забота Божия закончилась, как не прекратила некогда смерть Аарона заботу Бога о ветхозаветном священстве, даже невзирая на нравственное недостоинство отдельных первосвященников. Сравнение с Аароном заставляет вспомнить и обстоятельства его призвания. Ап. Павел сравнивает призвание Аарона и Первосвященника Иисуса Христа, говоря, что никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон ( Евр. 5:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Как и Воскресенский собор на Борисоглебской стороне, Крестовоздвиженский на Романовской становился средоточием духовной жизни города Романова. Построенный также ярославскими мастерами, собор отличался несколько меньшими размерами и меньшей насыщенностью декора фасадов. Вплотную придвинутые к крепостному валу восточный и северный фасады декорированы скупо, тогда как выходящий к городу юго-восточный придел, напротив, украшен с изяществом и пышностью. Четырёхстолпный храм без подклета увенчан пятью мощными луковичными главами. Спокойный массив основного объёма здания в верхних частях заканчивает сложный рисунок пяти глав и трёх шатров, отличающихся разнообразием очертаний и вместе с тем чёткостью ритмической организации. С трёх сторон храм окружали невысокие галереи-паперти (перстроены в XIX в.) и два придела, завершённые декоративными шатрами, с шатровой колокольней середины XVII века. Прясла стен собора, расчленённые простыми гладкими лопатками и полуциркульными окнами, завершали красиво прорисованные полукружия закомар. Впоследствии закомары были включены в четырёхскатную кровлю, покрывшую храм. Вскоре после завершения строительства собор был расписан, по-видимому, артелью костромских живописцев под руководством знаменитых изографов Гурия Никитина и Василия Ильина. В отличие от фресок Воскресенского собора, этим росписям свойственна большая простота и монументальность, стремление к крупным масштабам и лаконичным формам. Почти квадратные клейма отдельных композиций выстраиваются в горизонтальные пояса, охватывающие все пространства храма. Столбы заполнены рядами отдельно стоящих фигур. В сложные поверхности парусов, арок и сводов вписаны скомпонованные сцены. Даже многофигурные изображения отличает изящество композиционного рисунка, строгий линейный ритм, чётко читающиеся на светлых фонах силуэты, размеренность движений. Особое единство фрескам придают вытянутые формы узорчатых сказочных архитектурных " палат " , пейзажное окружение и светлый мажорный колорит. В декоре храма, пожалуй, наиболее выразительны сцены " Страстей Господних " , расположенные на южной стене. Они отличаются экспрессией и острыми реалистическими характеристиками. Интересны и другие изображения: " Чудесный лов рыбы " , повествующий о последнем явлении воскресшего Христа ученикам на море Тивериадском; " Древо Иесеево " , раскрывающее земную родословную Иисуса. До настоящего времени сохранился только каркас уникального иконостаса, датированного XVII веком.

http://sobory.ru/article/?object=00219

Обратимся и ко второй части вопроса. Почему же великий законодатель Израиля сам женат на иноплеменнице? Не были ли правы Аарон и Мариам, возмутившись против Моисеевой жены-эфиоплянки? Дело в том, что запрет на браки с иноплеменниками никогда не был безусловным. Ведь вошли даже в родословную Иисуса Христа Рахав-хананеянка, Руфь-моавитянка. В самом браке с иноплеменниками ничего греховного не было. Бог никогда не заповедовал потомкам Авраама хранить этническую кровную чистоту рода. Бог говорил: Не бери из дочерей их (хананеев) жен сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих ( Исх. 34:16 ). Т.е. смысл запрета был в том, чтобы через браки с язычниками не приобщиться и самим их идолопоклонству и нечестию. В этом Моисей был безупречен. Великий законодатель женат на иноземке. Израилю всегда напоминается, что он «первый», но не «последний». Израиль – первенец Божий, но и остальные народы не вне спасительного промысла Божия. Израиль мог хвалиться Богом, но не собою. Даже сам великий Моисей, чрез которого дан был Закон, не был безупречен по букве Закона. Но он поступал в духе Закона и этому должен был чрез него обучиться ведомый им народ. Аарон и Мариам были в тот раз неправы. Возревновали о крови, а не о духе; думали не о святости Божией, а о своей исключительности. Поучительный и даже несколько загадочный случай произошел с Сепфорой, женой Моисея, когда уже после призвания на горе Хорив к своему великому служению Моисей возвращался с женой и сыновьями в Египет к израильскому народу. Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его (Моисея) Ягве и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него (Господь). Тогда сказала она: жених крови – по обрезанию ( Исх. 4:24–26 ). Моисей с Сепфорой и сыновьями направляется в Египет, чтобы вывести свой народ из рабства. Так велел ему Бог. Но, вдруг, дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Ягве и хотел умертвить его. Каким образом? «Смысл: Моисей опасно заболел» Исх. с. 10]. Неожиданно смертельная опасность нависла над посланником Божиим. Кто же встал на его пути? Семьдесят толковников говорят, что встретил его Ангел Господень (γγελος κυρου), масоретский же еврейский текст говорит еще определеннее: встретил его Ягве. Сам Ягве становится на пути Моисея. Если же семьдесят толковников говорят о явлении Ангела Господня, то тем не противоречат сказанному. Ведь Ангел Ягве и есть явление Ягве. Ангел Господень есть посылаемое в мир Слово Господне. Итак, Моисей стоит пред Ангелом Грозным, пред Лицем Господним и смертельно заболевает. Еще немного – и душа, не выдержав, оставит тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Особое внимание обращает на себя утонченный по форме портал главного входа. Его хрупкие колонки, поставленные на цоколь, поддерживают небольшой сандрик. Над ним картуш с родовым гербом полковника М. Миклашевского, представляющий собой лук с обернутыми вниз перекрестными стрелами. Вокруг герба – буквы, обозначающие его титул. Согласно завещанию, М. Миклашевский похоронен в апсиде Преображенской церкви. «Достопримечательности архитектуры и градостроительства Украины». – М.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского. Спасская церковь - памятник архитектуры конца XVII-XVIII в.в., составная часть ансамбля Выдубицкого монастыря. В конце XVII ст. в монастыре существовала деревянная трапезная. На плане Ушакова 1695 г. она изображена не там, где стоит ныне существующее здание, а с южной стороны от Михайловского собора. Деревянное сооружение завершали волнистые фронтоны в стиле барокко и маленький полбанок с крестом. Каменная трапезная палата с церковью Преображения Господня построена вместе с Георгиевским собором в 1696-1701 г.г., за счет стародубского полковника Михаила Миклашевского. Она интересна тем, как строители воспользовались склоном холма для более удобного расположения помещений: с северной стороны здание имеет два этажа, а с южной только один. В нижнем этаже были хозяйственные погреба, в верхнем размещалась трапезная палата с церковью и поварней. Каждый из этажей получил отдельный вход снаружи, что сделало лишним устройство внутренних лестниц. Гранистый объем церкви прилегает к палате с востока. Высокая увенчивающая баня - фальшивая, в интерьере она перекрыта глухим сводом. Фриз, капители пилястров и портал главного (южного) фасада украшены орнаментальными украшениями, выполненными в технике резьбы по сырой штукатурке. Над порталом сохранился картуш с гербом основателя (лук с двумя стрелами и инициалы). Иконостас церкви изображал родословное дерево Иисуса Христа. Внутренняя стенопись, созданная после пожара 1760 г., возобновлялась в 1837 и 1915 г.г. В 1924 г. Здание приспособили под клуб деревообработчиков. После реставрации 1970-х г.г. здесь хранились фонды Института археологии, в конце 1990-х г.г. трапезная передана восстановленному монастырю.

http://sobory.ru/article/?object=05592

Ты же тогда таковый храм написанный видл и за 6 лт воспомянул ми в минувшую зиму сию своим благоутробием. О сих до зд. Аминь. 814 ... церковь Софийскую цареградскую... –Главная святыня Константинополя – храм Святой Софии, построен в 532–537 гг.; после завоевания Царьграда турками стал мечетью Айя-София, в настоящее время – музей. 819 ...церкви... Благовщения святыя Богородицы... –Благовещенский собор в Московском Кремле (построен в 1390-е гг., расписан Феофаном Греком, Прохором с Городца и Андреем Рублевым в 1405 г; фрески не сохранились, так как в конце XV в. собор был перестроен). Β иконостасе собора сохранились подлиняые произведения Феофана Грека, Андрея Рублева и Прохора с Городца. 820 ...одну же на Москв. – Обычно под этой церковью подразумевают церковь Рождества Богородицы с приделом Лазаря в Московском Кремле (построена и расписана в 1390 г. Феофаном Греком, Семеном Черным и другими мастерами). Фрески XIV в. не сохранились. 821 Β Михайле святом на стен написа град... – Собор архангела Михаила, или Архангельский собор в Московском Кремле (построен в 1333 г., расписан Феофаном Греком и его учениками в 1399 г.; фрески не сохранились, так как собор был перестроен в начале XVI в.). 822 ...у князя Владимира Андревича... – двоюродный брат Дмитрия Донского, князь серпуховской. Впервые участвовал в военном походе с Дмитрием, когда великому князю московскому было двенадцать лет, а ему – девять. Руководил многими военными мероприятиями и походами Дмитрия Донского. Умер в 1410 г. 823 ...«Корень Иессеевъ»... – мифическая родословная Иисуса Христа, которую возводили κ отцу библейского царя Давида – Иессею. 824 ...нарицаемого Иустиниана, на кон седяща и в руц своейдесницы мдяно держаща яблоко... –Конная статуя императора Юстиниана. До нашего времени не сохранилась. 825 ...написа наскор храмовидное изображение... – Рисунок Феофана Грека с изображением Софии Константинопольской не сохранился. Возможно, в ряде русских рукописей XV–XVI вв. встречаются подражания этому рисунку. Однако это мнение оспаривается. Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 6: XIV- середина XV века. - 1999. - 583 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати». Почему до этого Он провел столько времени в Назарете, в то время как Он пришел спасти мир? Тайна Божиих сроков сокровенна, и, разумеется, имеет значение и достижение зрелости по человеческому естеству. Но некоторые толкователи обращают внимание на другое. Прежде чем выйти на служение спасения мира, наш Господь с предельной ответственностью исполнял Свой долг по отношению к домашним и близким в Назарете. Как власть имеющий, Он скажет потом каждому Своему верному последователю, какие бы скромные обязанности тот ни исполнял: «Хорошо, добрый и верный раб, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф. 25, 23). Господь показывает, что верность в самом малом служении уготовляет нас к участию в самом великом — в том, что совершает Христос. В Евангелии от Матфея уже дана родословная Спасителя. Но там она идет только до Авраама, а в Евангелии от Луки — до Адама. Евангелие от Матфея показывает нам Христа как сына Авраамова, в котором благословляются все племена земные. И как наследника престола Давида. Потому оно начинает родословную от Авраама и доводит ее до Иакова, отца Иосифа, наследника дома Давидова. А Евангелие от Луки хочет показать, что Христос — Семя Жены, Которое сотрет главу змия, прослеживая Его предков до Адама. В Евангелии от Матфея родословная Спасителя заканчивается словами: «Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф. 1, 17). Евангелие от Луки не придает значения числовому распределению родов, не выделяет никакого имени, в том числе Давида. Хотя связь Иосифа с Давидом обозначена в самом начале Евангелия от Луки. Архангел Гавриил был послан от Бога «к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова» (Лк. 1, 27). И в этой родословной не названо ни одного женского имени. Как та, так и другая родословная, дает потомков Иосифа Обручника, ибо согласно ветхозаветному закону он является отцом Богомладенца Иисуса.

http://moral.ru/седмица-18-я-по-пятидеся...

Итак, следует заранее исключить мысль о том, что вочеловечивание Сына Божия является только средством, как бы нарочито найденным для спасения человека после его падения, причем этого средства могло бы и не быть, если бы не было этого падения, – «beata Adamae culpa». Напротив, мир же и создан как миро-человек, а человек есть тварный образ Человека Небесного, Сына Божия. Этот образ предначертан в мире по сотворению. Боговоплощение не есть только средство спасения, хотя благодаря падению человека оно же и явилось таковым, – оно есть исполнение изначального, предвечного творения мира как становящегося Богочеловечества. Логос, Небесный Человек, Сын Божий уже изначала присутствует в мире Своим образом в «первом Адаме»: творение мира уже является Его предвоплощением. Все человечество предназначено вместить Богочеловека. Отсюда проистекает в высшей степени важное заключение, которое и выражено на библейском, именно новозаветном языке; история человечества до Христа есть и Его родословная, живой мост, ведущий человека от сотворения к Боговоплощению. Здесь раскрывается глубочайший смысл обеих Евангельских родословных: по Евангелию Матфея и Луки. Как вообще возможно «родословие» Христа Спасителя? Что оно означает? В узком смысле оно относится к святому семени избранного народа, есть родословие Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова, причем оно заключено в три цикла по 14 родов: от Авраама до Давида, от Давида до переселения в Вавилон и от переселения в Вавилон до Христа. Здесь мы находимся на почве истории избранного народа, который представляет собой сердцевину всего человечества. Но вторая родословная, по Евангелию от Луки, построена совсем по другому плану: она не нисходящая, как у св. Матфея, но восходящая. И далее, хотя она также содержит в себе историческую лествицу (с отличием отдельных ступеней), но план ее не исторический, но прежде всего антропологический. Она не останавливается на Аврааме, но восходит выше, включая в себя и патриархов. Но что самое главное, она вмещает самое изначальное происхождение человека: «Сифов, Адамов, Божий» ( Лк. 3:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Необходимо задуматься, почему Семьдесят пишут, что Бог нарек и мужчине, и женщине одинаковое имя Адам. Здесь невозможно понимать Адам в смысле личного имени и для мужчины, и для женщины, тем более, что в третьей главе говорится: «И нарек Адам имя жене своей: Ева (жизнь), ибо она стала матерью всех живущих» ( Быт. 3:20 ). Необходимо задуматься и над тем, почему прекрасный знаток древнееврейского языка блаженный Иероним в «Вульгате» ставит соответственно: «Адам, человек, человек». Приходится полагать, что он, приступая к переводу текста пятой главы и полагая, что вся хронология человеческого рода (родословная) идет от одного человека, считает необходимым родоначальника человечества, согласно традиции, назвать Адамом . В данном же случае текст: «Вот родословие Адама ...» – он мыслит согласно Евангелию от Луки, где родословная Иисуса Христа указывается в обратном порядке и завершается словами: «Сифов, Адамов, Божий» ( Лк. 3:38 ). Иначе он поступить не мог. Первый человек должен был иметь имя, и это имя было Адам. В двух других случаях он понимает адам в смысле всеобщем. Следовательно, мы можем сделать вывод, что наиболее авторитетные переводчики – Семьдесят и блаженный Иероним – мыслили, что тексты о сотворении человека надо понимать не как сотворение только первого человека по имени Адам, от которого далее произошел весь человеческий род 34 , а как сотворение человечества в целом. Вслед за этими двумя авторитетными переводами можем и мы мыслить, что Откровение говорит о сотворении всего человечества в целом, как нового биологического вида, именуемого в науке Хомо сапиенс, то есть человек разумный. «Адам» в значении «особенного» Уловить, где в Книге Бытия слово адам стоит в значении особенного, трудно. В 9 главе говорится об откровении, данном от Бога после потопа Ною и его потомкам: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю... все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу» ( Быт. 9, 1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Теперь остановимся более подробно на некоторых книгах. Иисус Навин повествует о том, как израильтяне под предводительством Иисуса Навина, преемника Моисея, завоевали Ханаан, землю, которая была им обещана. Место действия — восточный берег Иордана и сама Ханаанская земля, т. е. обещанная земля, заселенная потомками Хама и, соответственно, его потомками Ханаана, сына Хама. Время действия — приблизительно XIII век до Р. Х. Книга Судей — рассказ о народных героях времен неустройства и бедствия, между завоеванием Ханаана и правлением первых царей. Там содержится описание войн и история Судей, которые пришли на смену Моисею и его преемнику Иисусу Навину. Место действия, по-прежнему, земля Ханаанская, теперь уже земля Израильская. Особо следует выделить маленькую книгу Руфь, которая включена в канон из-за того, что там повествуется об одном из предков Господа Иисуса Христа, бабке царя Давида Руфи, которая включена Евангелистом Матфеем в генеалогическое древо Господа нашего Иисуса Христа, в Его родословную. Первая и вторая книга Царств — история Израиля от последнего из судей, т. е. пророка Самуила до старческих лет царя Давида. В ней описывается история Самуила, Саула, помазанного на царство, первые годы его царствования и избрание на его место будущего царя Давида, ревность Саула по отношению к Давиду и гонения на него, смерть Саула и его сына, и поставление царем над Иудою, а затем и над всем Израилем Давида. Сначала Давид воцарился над коленом Иудиным, а затем над всем израильским народом. Описаны победоносные войны Давида, грехопадение Давида, последовавшие за этим тяжелейшие неурядицы в семье царя-псалмопевца, и последние годы его царствования. Время действия — приблизительно за 1 тыс. лет до Р. Х. Вы можете встретить разные цифры о времени правления царя Давида, я даю ориентир, если вы скажете, что за 1 тыс. лет до Р. Х., то ошибетесь не более чем на 40 лет, это немного. Третья и четвертая книги Царств — это очерк истории Израиля от смерти Давида до падения Иерусалима и разрушения Храма вавилонянами. Там описывается, как Соломон наследовал царство после Давида, его царствование, его мудрость, построение и освящение Храма, падение и смерть Соломона. Восстание северных племен, разделение государства тем самым на 2 Царства — Северное и Южное, на Израиль и Иуду, история пророка Илии и пророка Елисея, последние цари колена Иудина, т. е. царства Иудейского, и, наконец, взятие Иерусалима вавилонянами, разрушение Храма. Время действия — приблизительно с Х в. до Р. Х. (900-е годы) до VI b. до Р. Х. Северное царство пало раньше, в 722 г. до Р. Х., а Иерусалим в 586 г. до Р. Х.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Matthaeus Adversus Christianos: The Use of the Gospel of Matthew in Jewish Polemics against the Divinity of Jesus. Tüb., 2013). Наиболее важным считается полный комментированный перевод 1-го Евангелия, сохранившийся в полемическом трактате Эвен Бохан Шем Това бен Ицхака ибн Шапрута (написан в 1384, несколько раз редактировался, последний раз - в 1405). Хотя перевод действительно старше трактата ( Howard G. Hebrew Gospel of Matthew. Macon (Georgia), 1995), однако попытки датировать его раннехрист. эпохой и связать с иудеохрист. традицией или евр. оригиналом канонического Евангелия от Матфея большинством ученых отвергнуты. В его основе несомненно лежит латинский перевод этого Евангелия, который в свою очередь испытал влияние евангельской гармонии (в частности, выявлено много общих черт с т. н. Льежской евангельской гармонией XIII в. на средненидерланд. языке, а также с араб. переводом Четвероевангелия, выполненным Исааком Веласкесом (Исхак ибн Балишак (Балашк)) в Кордове в 946 (сохр. в рукописях Monacensis. Arab. 238, 1393 г., и Arab. 234, 1492/93 г.; этот перевод был использован англикан. еп. Брайаном Уолтоном при подготовке Лондонской Полиглотты)) (см.: Petersen W. L. The Vorlage of Shem-Tob " s «Hebrew Matthew»//NTS. 1998. Vol. 44. N 4. P. 490-512). Разночтения в рукописной традиции Евангелия от Матфея часто затрагивают ветхозаветные аллюзии, большим количеством к-рых отличается это Евангелие, и связаны со стремлением гармонизировать их с каноническим текстом ВЗ. В Мф 1. 7-8 в сирийской версии (подтверждаемой параллельным текстом у Луки по кодексу Безы; текст родословия по Матфею в этом кодексе утрачен) после имени Асаф в родословии Иисуса Христа добавлены имена еще 3 царей: очевидно, эта вставка связана с желанием переписчика гармонизировать родословную Христа у Матфея с историческими книгами ВЗ. Само имя Асаф, к-рое приведено в Мф 1. 7-8 вместо ожидаемого имени иудейского царя Асы в Синайском и Ватиканском кодексах, а также в ряде минускулов кесарийской семьи, было исправлено в позднейшей традиции: визант.

http://pravenc.ru/text/2562632.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010