даже не для врагов, а для всего человечества, а за ним – для всей судьбы вселенной. Слава Богу, что Он так нам верит и такую великую и дивную судьбу вверяет нам! Аминь. Родословная Иисуса Христа Родословная Иисуса Христа Воскресенье перед Рождеством (Мф. 1, 1–25) 3 января 1988 г. Каждый год в воскресенье перед Рождеством Христовым на литургии читается “Книга родства” Иисуса Христа. И годами я задавал себе вопрос: зачем? Почему надо вычитывать все эти имена, которые так мало значат для нас или вообще ничего нам не говорят? А потом, постепенно мне стало яснее, зачем нужно это чтение. Прежде всего, эти люди – семья Господа Иисуса Христа, которой Он принадлежит по Своему человечеству; все они – Его родственники. И этого уже достаточно, чтобы эти имена были для нас значительны: Христос одной с ними крови, Христос – член этой семьи. О Божией Матери каждый из этих людей может сказать: Она рождена в этой семье, Она дочь нашего рода; и о Христе: Он тоже рожден в нашей семье, хотя Он Бог наш, наш Спаситель, присутствие Самого Божества среди нас. Кроме того, некоторые имена выделяются в этом ряду: имена святых, подвижников духа, и имена грешников. Святые могли бы научить нас тому, что означает вера: не просто умственное убеждение, мировоззрение, которое совпадает, в какой-то доступной нам мере, с тем, как Бог видит вещи, но такая вера, которая есть всецелое доверие Богу, беспредельная верность Ему, и ради того, что мы знаем о Боге, готовность жизнь отдать за то, что Ему дорого, за то, что Он есть, что Он Собой представляет. Вспомните Авраама, вера которого подверглась предельному испытанию. Как нам трудно бывает отрешиться ради Бога от чего-то “своего”; а ведь Аврааму было предъявлено требование принести в кровавую жертву собственного ребенка, и он не усомнился в Боге. А Исаак? Он подчинился без сопротивления, в совершенном, доверчивом послушании отцу, а через него – Богу. Мы можем тоже вспомнить борьбу Иакова с Ангелом, во тьме, подобно тому, как мы подчас боремся в ночной тьме, или во мраке

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1275...

1 Предсказание о разрушении Иерусалима. 9 Указание на испытания, дни страдания, лжехристов. 28 «Никто не знает» дня пришествия Сына Человеческого; «бодрствуйте и молитесь». 1 Помазание Иисуса Христа драгоценным миром. 10 Тайная Вечеря; Хлеб и Вино. 26 Предсказание об отречении Петра. 32 Молитва в Гефсимании. 43 Предательство Иуды; бегство учеников; 53 Иисус Христос пред первосвященниками и Синедрионом; отречение Петра. 1 Иисус пред Пилатом; «распни Его». 16 Бичевание, насмешки; Голгофа. 22 Смерть на Кресте и её свидетели. 42 Погребение Иисуса Христа. 1 Жены у пустого гроба. 9 Явление Иисуса Христа ученикам; «Идите по всему миру». 19 Вознесение. Евангелие по Луке Евангелист Лука писал для некого Феофила, бывшего язычником. В отдельных частях текст этой книги более полно передает историю событий, связанных с воплощением Сына Божьего и Его общественным служением. Здесь представлена родословная Христа, Лука возводит её к первому человеку — Адаму. Из всех четырех евангелистов только Лука излагает историю Захарии и Елисаветы, описывает обстоятельства рождения у них сына: Иоанна, Предтечи Господа, рассказывает о деталях Благовещения Пресвятой Богородице, описывает событие Сретения Господня и беседы отрока Иисуса с учителями Закона в Храме, повествует об обращении Закхея. Как и Матфей, Лука подробно излагает историю общественного служения Христа, а также основы учения, преподанного Господом Иисусом Христом. Кроме того, в Евангелии подробно отражено, как воскресший Христос явился ученикам, идущим в Эммаус. Всего 24 главы. 1 Цель книги. 5 Предсказание о рождении Иоанна Крестителя. 26 Благовещение Ангела о рождении Иисуса Христа; 39 посещение Елисаветы; «Величит душа моя Господа». 57 Рождение Иоанна и наречение имени; песнь Захарии «Благословен Господь». 1 Рождество Христово; явление Ангела пастухам. 21 Встреча Богомладенца в храме Симеоном и Анной. 40 «Младенец возрастал»; посещение Иерусалима; двенадцатилетний Иисус в храме. 1 Иоанн проповедует и крестит. 21 Крещение Господне; 23 Его родословие.

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

Эта тема присутствует в Новом Завете у апостола Павла, который проводит параллель между Адамом и Христом: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут... Первый человек Адам стал душою, живущею; а последний Адам есть дух животворящий... Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба ( 1Кор. 15:22,45,47 ). Именно Павел развивает учение о том, что как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим. 5:12 ). Более чем вероятно, что евангелист Лука, будучи спутником Павла, был знаком с Павловыми посланиями или с их идеями, которые Павел мог высказывать в устной форме. Возможно, решение продлить родословную Иисуса до Адама и Бога было принято Лукой под влиянием учения Павла о параллелизме между первым Адамом и вторым Адамом – Христом. Пророчество Исаии, которое приводится в Евангелии от Матфея, взято из греческого перевода семидесяти, где действительно употреблено слово «Дева» ( παρθνος). В дошедшем до нас еврейском тексте Библии здесь стоит слово – ‘alma, означающее «молодая женщина». Уже во II веке на это расхождение обратили внимание церковные писатели: полемизируя с Трифоном-иудеем, который относил пророчество Исаии к царю Езекии, а не к Иисусу, Иустин настаивает на правильности чтения семидесяти, где говорится о рождении Иисуса от Девы. Иустин даже выдвигает теорию сознательной порчи иудеями текста Священного Писания. Однако гипотеза о том, что текст Септуагинты в указанном случае содержит оригинальное чтение, тогда как евреи в эпоху после Иисуса Христа сознательно испортили текст, дабы максимально отдалить его от христианского понимания, заменив слово – (дева) словом – ‘alma, не имеет текстуальных подтверждений. Вне зависимости от изначального чтения пророчества Исаии для нас очевидно, что учение о рождении Иисуса от Девы было интегральной частью христианской керигмы (проповеди) с самого начала – по крайней мере, с того момента, до которого мы можем проследить истоки этой керигмы, то есть с появления новозаветных писаний. Матфей и Лука придали этому учению литературную форму, а Иоанн и Павел вставили его в богословскую раму. Правда, ни в корпусе писаний Иоанна, ни в посланиях Павла не говорится прямо о рождении Иисуса от Девы. Однако оба апостола, как и Матфей и Лука, уверены в том, что Иисус есть Сын Божий и что Его пришествие в мир имело необычный, сверхъестественный характер. Представление о девственном рождении Иисуса прекрасно вписывается в это богословское видение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Как видно из этого повествования, Иисус не опровергал уверенность иудеев в том, что Мессия должен произойти из рода Давидова. Но Он подчеркивал, что по отношению к Давиду Мессия является Господом: Он не только прямой потомок Давида, но и его Господь. После воскресения Иисуса эту тему продолжили апостолы, сделав ее одной из центральной в своих доказательствах мессианской роли Иисуса. В Деяниях апостольских приводится речь Петра, произнесенная в день Пятидесятницы и имеющая программный характер: в ней Петр излагает суть того Евангелия, которое он и другие апостолы намереваются проповедовать. Важное место в этом изложении отводится Давиду: Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался... Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели ( Деян. 2:25,29–32 ). Существенное место тема Давида занимает и в проповеди апостола Павла. В своих посланиях он дважды обращается к ней ( Рим. 1:3 : 1Тим. 2:8 ), а книга Деяний доносит до нас одну из его устных проповедей: ...Поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои. Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса... и мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя. А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление, о сем сказал так: Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно. Посему и в другом месте говорит: не дашь Святому Твоему увидеть тление. Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим, и увидел тление; а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления ( Деян. 13:22–23; 32–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Рекомендуемая литература по теме семинара: с. 17–22; 3, с. 43–65; 4; 6, т. 1; 10; 13; 14; 1 Домашнее задание Прочитать: Мф. 1 и 2 гл., Лк. 1, 2 и 3:23–38. Ответить на вопросы, связанные с географией описываемых событий (ссылка на Евангелие обязательна): а)      В каком городе: – Было благовестие праведному Захарии? – Было благовесте праведному Иосифу? – Благовещение Пресвятой Деве Марии? – Жила праведная Елисавета? – Родился Господь Иисус Христос ? б)      Куда бежали праведный Иосиф с Младенцем и Матерью? Где они поселились после возвращения? Кто из Евангелистов описывает следующие события (с указанием точной ссылки): – Благовесте праведному Захарии – Благовесте праведному Иосифу – Благовещение Пресвятой Деве Марии – Встречу Девы Марии с праведной Елисаветой – Рождество Христово – Поклонение пастухов – Обрезание – Поклонение волхвов – Сретение – Бегство в Египет – Избиение младенцев – Возвращение из Египта – Пребывание 12–летнего Отрока Иисуса в Храме. Что такое «закон ужичества»? (Пример выполнения этого задания см. на с. 8) с. 49–50]. Сопоставить стихи из Исх 13:2,12; 22:29; 34:19–20 и Чис 3:11–13,40–51; 8:16–18; 18:15–16 , параллельные Лк. 2:23 (закон о первенцах). Объяснить изменение формулировки закона в Чис 18:15–16 по сравнению с Исх. II. Родословие Иисуса Христа с. 50–52] Родословие Иисуса Христа приводят евангелист Матфей ( Мф. 1:1–17 ) и евангелист Лука ( Лк. 3:23–38 ). Между этими родословными наблюдаются расхождения: – В Мф. родословие приведено в самом начале Евангелия, в Лк. – в 3-й главе; – По «нисходящей» (Мф), по «восходящей» (Лк); – В Мф. родословие начинается с Авраама, в Лк. продолжается до Адама и Бога; – Разбиение на группы (Мф), в Лк. разбиения нет. Только в Мф. приведены имена жен с. 50; 10]; Отсутствие в Лк. имен некоторых царей. Несоответствие имен (например, имени отца прав. Иосифа). Привести толкования, объясняющие все расхождения. III. Благовестив праведному Захарии. Рождество Иоанна Предтечи. Песнь Захарии. Благовещение. Благовестив праведному Иосифу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Кроме Авраама, праведников Ветхого Завета и святых уже нашей эры у нас, скорее всего, есть непосредственные духовные «родители» – люди, которые «родили нас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор 4:15). Люди, которые говорили нам о Христе – устно или письменно, люди, которые заразили нас верой. Для многих наших современников такими «отцами» стали митрополит Антоний Сурожский, отец Александр Мень, К. С. Льюис. Кому-то повезло с духовником, кому-то встретились протестанты и проповедовали Христа. Очень важно отдавать всем этим людям дань почтения, как своих духовным родителям. И при этом помнить: главный и по сути единственный наш духовный отец – Сам Бог. К Отцу Моему и Отцу вашему 17 стихов перечисления земных предков Христа – и тем не менее Иосиф не был подлинным отцом Иисуса, хоть и принял Его. Отцом Христа был Бог («не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Мф 1:20). С точки зрения догматики Христос – предвечный Сын Божий и Бог. Божество Христа важно для нас потому, что являет величину смирения Бога и Его любви к нам. Воплощение Бога означает, что Бог с нами, рядом, в нашей среде и действует тут же. Но для нас важно и сыновство Христа. Потому что Он делает нас также сынами и дочерьми Божьими. Это ярко видно в Евангелии от Иоанна, когда Христос говорит Марии Магдалине: « Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему » (Ин 20:17). Братьями Иисус здесь называет апостолов. Но мы можем отнести это к каждому христианину, к нам самим в том числе. Апостол Павел говорит, что Христос пришел в этот мир ради того, чтобы мы «получили усыновление». «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!” Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа » (Гал 4:4-7).

http://blog.predanie.ru/article/nasha-ob...

Охватывают они приблизительно 800 лет иудейской истории, от XIII в. до V в. до Р.Х. Говорится в этом цикле о том, как израильтяне завладели и заселили свою обещанную (обетованную) Землю, о времени правления Судей, царей и о том, как страна пала под натиском врагов, а народ Божий был уведен в плен. В заключительных книгах, книгах Ездры, Неемии, Есфирь описываются либо преддверие, либо само возвращение израильтян на родину. Очевидно, что цель, поставленная в этих книгах, - показать, как замысел Божий осуществляется в жизни Его народа. Здесь говорится, как бедствия настигали этот народ в ответ на его беззаконие, и как спасение, невзирая на это беззаконие, приходило и посещало этот богоизбранный, как бы Богом формируемый, израильский народ для той особой цели, которая ему была предуготована Создателем. Теперь остановимся более подробно на некоторых книгах. Иисус Навин повествует о том, как израильтяне под предводительством Иисуса Навина, преемника Моисея, завоевали Ханаан, землю, которая была им обещана. Место действия - восточный берег Иордана и сама Ханаанская земля, т.е. обещанная земля, заселенная потомками Хама и, соответственно, его потомками Ханаана, сына Хама. Время действия - приблизительно XIII век до Р.Х. Книга Судей - рассказ о народных героях времен неустройства и бедствия, между завоеванием Ханаана и правлением первых царей. Там содержится описание войн и история Судей, которые пришли на смену Моисею и его преемнику Иисусу Навину. Место действия, по-прежнему, земля Ханаанская, теперь уже земля Израильская. Особо следует выделить маленькую книгу Руфь, которая включена в канон из-за того, что там повествуется об одном из предков Господа Иисуса Христа, бабке царя Давида Руфи, которая включена Евангелистом Матфеем в генеалогическое древо Господа нашего Иисуса Христа, в Его родословную. Первая и вторая книга Царств - история Израиля от последнего из судей, т.е. пророка Самуила до старческих лет царя Давида. В ней описывается история Самуила, Саула, помазанного на царство, первые годы его царствования и избрание на его место будущего царя Давида, ревность Саула по отношению к Давиду и гонения на него, смерть Саула и его сына, и поставление царем над Иудою, а затем и над всем Израилем Давида.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1428...

в) " Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века " Христианский философ и апологет Аристид, уже во втором веке, дал определение Христианам, которые находятся на грани встречи истории и пост истории: " Христиане ведут свою родословную от Господа Иисуса Христа ... ища правду они нашли ее ... знают Бога создателя и творца всяческих, через Которого вся и от Которого вся, в Сыне Единородном и Духе Святом ... чая воскресения мертвых и жизни будущего века " Нас не должно удивлять то, что фраза Никейско-Константиопольского Символа Веры " чаем воскресения мертвых и жизни будущего века " известна, причем дословно, уже со второго века. Церковь уже с начала своего существования жила как эсхатологическая общность, в которой начинается, обновляется и переживается жизнь исполнения времен (των εσχτων). Это церковное сознание, восходящее к древней традиции, выражают Апостольские Постановления, когда замечают о Христианах, что они " наслаждаются вечного царства через веру ... являются сонаследниками и соучастниками возлюбленного чада Иисуса Христа " Очевидным является то, что эсхатологическое исповедание, которым завершается Символ Веры Никейско – Константинопольского Собора, является не какой-либо самостоятельной проповедью, но провозглашением, связанным в своей сущности с Лицом Христа и основанном на " паки грядущем " Господе Славы. Эсхатологическое чаяние взаимно связано с христианским исповеданием того, что воплотившийся и восставший из мертвых Господь Иисус Христос придет вновь " со славою судити живых и мертвых " . Чаяние пришествия Царствия связано непосредственно с верой во второе пришествие Христово. В правде Сына Божия, " иже от Духа Свята и Марии Девы " воплотившегося, как замечает свт. Кирилл Иерусалимский " все в большинстве своем [является] двойным " . Есть " двойное рождение, одно от Бога предвечное, и другое от Девы в исполнение времени " . Двойными являются и сошествия " одно незаметное ... и второе славное, будущее " . В первом своем пришествии Сын Божий " был повит пеленами в вертепе " , во втором " оденется светом яко ризою " (Ср.

http://religare.ru/2_22910_1_21.html

Христианский философ и апологет Аристид, уже во втором веке, дал определение Христианам, которые находятся на грани встречи истории и постистории: «Христиане ведут свою родословную от Господа Иисуса Христа ... ища правду они нашли ее ... знают Бога создателя и творца всяческих, через Которого вся и от Которого вся, в Сыне Единородном и Духе Святом ... чая воскресения мертвых и жизни будущего века» 10 . Нас не должно удивлять то, что фраза Никейско- Константинопольского Символа Веры «чаем воскресения мертвых и жизни будущего века " известна, причем дословно, уже со второго века. Церковь уже с начала своего существования жила как эсхатологическая общность, в которой начинается, обновляется и переживается жизнь исполнения времен ( των εσχτων). Это церковное сознание, восходящее к древней традиции, выражают Апостольские Постановления, когда замечают о Христианах, что они «наслаждаются вечного царства через веру ... являются сонаследниками и соучастниками возлюбленного чада Иисуса Христа» 11 . Очевидным является то, что эсхатологическое исповедание, которым завершается Символ Веры Никейско – Константинопольского Собора, является не какой-либо самостоятельной проповедью, но провозглашением, связанным в своей сущности с Лицом Христа и основанном на «паки грядущем " Господе Славы. Эсхатологическое чаяние взаимно связано с христианским исповеданием того, что воплотившийся и восставший из мертвых Господь Иисус Христос придет вновь «со славою судити живых и мертвых». Чаяние пришествия Царствия связано непосредственно с верой во второе пришествие Христово. В правде Сына Божия, «иже от Духа Свята и Марии Девы " воплотившегося, как замечает свт. Кирилл Иерусалимский , «все в большинстве своем [является] двойным». Есть «двойное рождение, одно от Бога предвечное, и другое от Девы в исполнение времени». Двойными являются и сошествия «одно незаметное ... и второе славное, будущее». В первом своем пришествии Сын Божий «был повит пеленами в вертепе», во втором «оденется светом яко ризою» (Ср. Пс. 103:2 ). В первом пришествии он «претерпел крест, пренебрегнув стыдом», во втором он придет «небесными силами дориносимый, прославляемый». Таким образом, мы верующие «пришествие провозглашаем ... второе много прекраснейшее первого». Первое пришествие было «показанием» терпения и снисхождения, второе будет нести «диадему царствия» 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Христос, по-еврейски Мессия (Машиах) – переводится как помазанник. В Ветхом Завете это имя было нарицательное. Так назывались люди, посвященные на служение Богу: еврейские цари, священники и пророки. Они помазывались священным маслом, елеем, в знак излияния на помазуемого особенных даров Божиих. В Новом Завете это имя постепенно сделалось собственным. Имя Христа, Мессии, Помазанника относится к Господу Иисусу как к царю, первосвященнику и пророку. Слово «сын» у иудеев употреблялось в трёх разных значениях: сын в собственном смысле,  усыновленный,  потомок вообще. Здесь это слово означает именно потомка, не только по плоти, но и наследующего качества личности. Апостолу Матфею, писавшему прежде всего для уверовавших иудеев, важно было указать на Иисуса как на потомка царского рода Давида и одновременно как на потомка Авраама, отца всех верующих. Сыном Давидовым Иисуса называют потому, что в Нём исполнится обетование: Мессия произойдет из рода Давида (это обещание Бога и ответ Давида описаны невероятно красиво во второй книге Царств 7:8–29). От Авраама до Христа «…Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама…» Читая эти перечисления, современный читатель может почувствовать скуку. Но если хорошо знать историю каждого из упоминаемых людей, такое чтение станет не менее интересным и захватывающим, чем чтение детективной истории. Скажем, почему именно Иуда, один из 12 сыновей Иакова, четвертый по порядку рождения, удостаивается чести стать отцом царей и грядущего Мессии (именно от него получил название народ иудейский)? Ведь это тот самый Иуда, который продал своего брата Иосифа в рабство?.. В Библии есть пророчества о том, что Спаситель выйдет из колена Иудина. Колено – это одно из племён Израиля, происходящее от одного из двенадцати сыновей Иакова – внука Авраама. Библия повествует, что перед смертью Иаков (у которого было и второе имя – Израиль, данное ему Самим Богом ( Быт. 32:28 ), призвал сыновей к себе, благословил и изрёк пророчество о судьбе каждого колена.

http://azbyka.ru/deti/rodoslovnaja-hrist...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010