Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЗИЯ [евр.   греч. Οζας], 10-й царь иудейский (VIII в. до Р. Х.). Вероятно, имя  (букв.- «Моя сила - Господь»; вариант: «Сила - есть Господь») было его тронным именем (полученным при воцарении), а при рождении он был назван Азария (евр.   - букв. «Господь помог» - Kuntz. 1992. P. 777; ср.: Cogan, Tadmor. 1988. P. 165). Согласно 4 Цар 15. 1-2 и 2 Пар 26. 1, 4, О., сын Амасии (  ), воцарился в Иерусалиме в возрасте 16 лет и царствовал 52 года. Имя его матери - Иехолия (  ), она родом из Иерусалима. Предполагаемые годы царствования: 792/1-740/39 до Р. Х. ( Thiele. 1983. P. 107-125), 787/6-736/5 ( Na " aman. 1986. P. 71-92), 802/801-750/749 ( Kolberg. 2010. P. 286-289); 810-758 ( Gertoux. 2015. P. 8). О. упоминается в родословной Иисуса Христа (Мф 1. 8-9). Свидетельством неоспоримого авторитета в Иудее династии царя Давида является провозглашение О. народом иудейским своим царем (4 Цар 14. 21; 2 Пар 26. 1). Существует т. зр., согласно к-рой первые годы столь продолжительного правления он являлся соправителем своего отца Амасии, находившегося после сокрушительного поражения при Бейт-Шемеше (Вефсамисе) от израильского царя Иоаса в заточении в Самарии, возможно, на протяжении 15 лет (ср.: 4 Цар 14. 2, 17, 23, 27 (=2 Пар 25. 25); см.: Na " aman. 1986. P. 71-92; Cogan, Tadmor. 1988. P. 154, 159; Тантлевский. 2007. C. 297 сл.). О. стал единоличным правителем Иудеи в 768/7 г., когда Амасия, бежавший из Иерусалима, был убит заговорщиками при попытке скрыться в Лахише (Лахисе) (см.: 4 Цар 14. 19; 2 Пар 25. 27; см., напр.: Thiele. 1944. P. 147-155; ср.: далее, напр.: Kolberg. 2010. P. 286). Царь Озия, пораженный проказой. 1635 г. Худож. Рембрандт (Чатсуорт-Хаус, Дербшир, Англия) Царь Озия, пораженный проказой. 1635 г. Худож. Рембрандт (Чатсуорт-Хаус, Дербшир, Англия) Правление О. характеризовалось значительными военными успехами и экономическим подъемом в Иудее, изображенными в Библии как следствие того, что царь делал «угодное в очах Господа, все, как делал и Амасия, отец его; и обращался он к Богу во дни Захарии, разумевшего в видениях (  ) Божиих (в некоторых рукописях:   - «поучавшего (его) страху Божию».- И. Т.); и в те дни, когда он обращался к Господу, способствовал ему Бог» (2 Пар 26. 4-5; см. также: 4 Цар 15. 3; 2 Пар 26. 7). О. отвоевал и обстроил Эйлат (  ), провел успешную военную кампанию против филистимлян : захватил Геф (  ), Иавнею (  ) и Ашдод (  ; Азот), разрушил их стены и построил города (по-видимому, укрепленные пункты) в р-не Ашдода и Филистии, открыв т. о. Иудее выход к Средиземному м. (4 Цар 14.22; 2 Пар 26. 2, 6). Царь провел успешную кампанию против арабов у юж. пределов Иудеи; аммонитяне платили О. дань (2 Пар 26. 7-8).

http://pravenc.ru/text/2578233.html

Разделы портала «Азбука веры» Зачем Богу понадобилась женщина для рождения Иисуса? Разве он не мог его сделать из праха и глины, как Адама? Тогда он бы без сомнений был творением Бога. 4 Ответа Но мы не были бы потомками Адама. Христос пришёл излечить от греха, а грех совершил именно человек. Важно кровное родство Божества и человечества, потому произошло рождение от Марии из колена Иудова, о чём говорили пророки. В ином случае, созданное Богом из земного праха Божественное Существо не имело бы отношения к человеку, и соответственно, не избавило человечество от греха. Крестные страдания Богочеловека Иисуса Христа есть искупительная и спасительная для нас людей Жертва - созданное Богом из земного праха Божественное Существо не имело бы отношения к человеку - Но ведь согласно Библии, все люди изначально из праха вышли (через Адама), так что тут нет противоречий. Не понял А каким образом это “излечение от греха” произошло? Искупительная жертва перед кем? Искупление и излечение от греха происходит Кровью Богочеловека Иисуса Христа, безвинной Жертвы, убитой священниками, Кровью Того, Кто вне времени и вне пространства, Кровью Агнца, искупляющего грех любого человека, живущего в любое время и в любом месте. Жертва принесена Богу Троице. Иисус Христос должен был стать полностью единосущным нам, нашим братом и представителем человеческого рода в полном смысле этого слова. Для этого Ему нужно было родиться от женщины, поэтому у Него есть родословная с длинным перечнем предков. Кроме того, важность Девы Марии в том, что Она стала, по словам святых отцов, Новой Евой, как полная противоположность первой женщине, которая впала в грех, поддавшись искушению. Это имело важное сотериологическое значение, о чем пишет св. Ириней Лионский : Как через деву род человеческий подвергся смерти, так через Деву и спасается, потому что непослушание девы уравновешено послушанием Девы. Можете уточнить, каким образом и от чего человеческий род спасётся через Деву? Вам предельно точно ответили на поставленный вопрос. Не занимайтесь флудом

http://azbyka.ru/vopros/zachem-bogu-pona...

Разделы портала «Азбука веры» Почему в родословной Иисуса нет Бога как отца? Почему у Иисуса вообще есть родословная если он был зачат без участия мужчины? Похожие вопросы 3 Ответа Родословная Христа имеет очень важное значение для нашей веры. На первый взгляд, список почти незнакомых имён выглядит странно, и даже неуместно. Однако, родословная раскрывает несколько аспектов. 1. Иисус Христос настоящий человек, он не имитация, не видение, не Ангел или сила Божия, как представляли позднее об этом еретики. 2. Родословная Христа — далеко не единственная родословная в Библии. Все значимые персонажи имели родословную, которую оставляли в библейских текстах. Родословная Христа говорит о Его  статусе, объединяет Ветхий и Новый завет, крепко их связывает, и одновременно говорит нам, что Новый Завет это также Божие Откровение, это не личная выдумка апостолов Матфея или Луки. 3. Составители родословной — это учёные люди, хорошо знающие своих родственников, имеющие уважение среди них, иначе никто бы не открыл им такие интимные семейные подробности. То есть,  составитеи имели настоящие познания в традициях еврейского народа, потому могли в своих книгах смело рассуждать о вопросах веры. Составители это настоящие евреи, это не греки, не римляне, но те кто изнутри знают сложно устроенную религиозную жизнь Иудеев, их историю. Да, апостол Лука не еврей, но его источник это несомненно глубоко уважаемый религиозный иудей. Он ученик апостола Павла, и наличие такого элемента в Евангелии от Луки это рука знающего. 4. В родословной Христа перечислены такие типы, как царь Манассия или Ахаз. Это богоборцы, призирающие веру отцов. Этот факт говорит, что Бог принимает на Себя грехи всех людей, и что Он настолько готов бороться за каждого человека, что не чурается быть Боговоплощенным от грешников, даже тех, кто отвернулся когда-то от Бога. 5. В родословной указаны женщины. У всех них, кроме Девы Марии, трудное прошлое — Фамарь жила в блуде; Рахав — блудом спасала евреев от врагов; Руфь — благочестивая, но не еврейка, что позор для мужа и детей. Это важное указание о том, что Господь спасает всех, и самое главное, что Он имеет корни вне еврейского народа, а значит Христос Бог не только избранных евреев, но и всех людей.

http://azbyka.ru/vopros/dlja-chego-iisus...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Здесь начало Евангелия 02.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Неделя пред Рождеством Христовым святых отец Слово в Неделю святых отец Накануне Рождества Христова мы слышим Евангелие о книге родства Господа нашего Иисуса Христа. Прежде всего, эта родословная открывает нам, что Иисус Христос не ворвался в историю человеческого рода, как метеор. Рождество не есть случайность, непредвиденная милость Божия. Иисус Христос — Тот, Чьи корни, Чьи предки вполне человеческие, именно человеческие. Иисус Христос — Тот, приход Которого уготовлялся в течение всех веков, пока не пришла полнота времен и пока не нашлось в роде человеческом столь чистого Существа, способного стать вместилищем Бога, как Пресвятая Дева Мария. И мы видим, как вся история богоизбранного народа, в особенности со дня, когда Бог призвал Авраама, направлена к Рождеству Христову. Евангелие от Матфея было написано, прежде всего, для иудеев — в нем больше, чем в других Евангелиях, цитат из Ветхого Завета, которые возвещают о конце мира, о Царстве Божием. Через эту родословную святой евангелист Матфей как бы взывает к богоизбранному народу. Он от нас, но мы — входим ли в Его родословную, принадлежим ли мы Его роду, оттого что Ему надлежало так придти в мир? Эта родословная заканчивается именем праведного Иосифа, «мужа Марии», — как сказано в Евангелии, — «от Которой родился Иисус, называемый Христос». И далее мы слышим, какое место занимает праведный Иосиф в родословной Христа. «Рождество Иисуса Христа было так. По обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде, нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен, и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее, но когда он помыслил это, се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, Жену твою, ибо Родившееся в Ней есть от Духа Святого». Так просто и чудесно нам показано, что эта родословная праведного Иосифа не есть в полном смысле родословная Христа. Однако Господь принимает праведного Иосифа и всех людей, имена которых мы слышали, за Своих предков.

http://moral.ru/saint-fathers/

Скачать epub pdf 51. Неделя пред Рождеством Христовым. О родословии Спасителя. О родословной Спасителя, праотцах и отцах (Мф. 1:1–25) «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, сына Авраамова» ( Мф. 1:7 ). Наступают, братия и сестры, последние дни Рождественского поста. Через неделю мы будем радостно присутствовать на торжественном Рождественском богослужении. Весь пост Святая Церковь готовила и продолжает готовить нас к встрече Рождества Христова. Многие из вас нашли в себе силы и время за этот пост и попоститься, и поговеть, и исповедоваться, и причаститься, и тем приготовили себя к радостной встрече великого праздника. Но, однако, ни для кого из нас не закрыта радость праздника. Ибо даже и за оставшуюся неделю до Рождества Христова можно ещё многое сделать: и помолиться, и попоститься, и примириться со своими ближними, и исповедоваться, и причаститься, возродиться духовно. Сегодняшнее Евангельское чтение напоминает нам, братия и сестры, родословие нашего Спасителя по Его человеческой природе, поскольку Он был не только Бог, но и Человек, не только Сын Божий, но и Сын Человеческий. В Евангелии от Матфея, которое читается сегодня, приводится родословие Христа Господа по праведному Иосифу, а в другом месте, в Евангелии от Луки, это родословие ведётся по Богоматери, Пречистой, Преблагословенной Деве Марии. Родословие Девы Марии начинается с Адама, а праведного Иосифа – с Авраама. Для чего даны эти родословные? Они даны нам для того, чтобы показать, что Христос по Своей человеческой природе имел длинный ряд предков, или родов. Таких родов у евангелиста Матфея указано 42. Значит, Христос имеет глубокий родословный корень в еврейском народе и, следовательно, Он не есть случайное явление в истории. Надо прямо сказать, что вся многовековая ветхозаветная история готовила людей к встрече Его, как своего Мессии, своего Спасителя и Избавителя. Она готовила к этой встрече с первого же человека на земле – с Адама. Ему были даны обетования о пришествии в мир Спасителя. Эти обетования затем были повторены многим ветхозаветным праведникам – праотцам, патриархам и пророкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Кто именуется в Евангелии «братьями» Господа Иисуса Христа «Братья и сестры» Господа, именуемые в Евангелии, совершенно не означают, что они были родными братьями и сестрами Господа в нашем современном понимании. По обычаю восточных народов того времени (как это и теперь еще сохраняется в жизни арабского народа, живущего в Палестине и Малой Азии), «братьями» называются не только родные братья, но и двоюродные и троюродные и вообще близкие родственники . Родных братьев у Господа не могло быть т. к. Божия Матерь имела Единственного Сына, Господа Иисуса Христа и именуется Святою Церковью Приснодевою , потому что Она до рождества Христова была Дева и в рождестве и после рождества Христова осталась такою же, так как Она дала обет (обещание) Богу никогда не вступать в брак. Св. Иосиф был мнимым Ее мужем, был только обручником – хранителем Ее девства. Значит, «братьями и сестрами» Господа по плоти могут доводиться Ему братья двоюродные или троюродные и то только лишь по линии женской, т. е. по линии Его Пречистой Матери; потому что кровного (по плоти) родства по линии мужской ни с кем Спаситель иметь не может, ибо у Него не было отца по плоти. В самом Евангелии не дается никаких пояснений в каком родстве находятся «братья Иисуса», хотя некоторые из них даже упоминаются по именам: Иаков, Иосия, Симон и Иуда ( Мф.13:54–56 ). Много писалось о «братьях Господних», много предлагалось решений и теорий, но все они имели в себе противоречия и неточности. Если эти «братья» Господа являются в буквальном смысле, т. е. действительными родственниками по плоти, то тогда они могут доводиться Спасителю троюродными братьями : Ап. Матфей называет матерью их Марию Иаковлеву (она же и Клеопова), которая, как говорят исследователи, является двоюродною сестрою Пресвятой Марии. Ап. Иоанн так и называет ее «сестрою Матери Его» ( Ин.19:25 ). Но эти «братья» Господа могут быть и мнимыми «сводными» братьями по мнимому отцу Иосифу Обручнику, т. е. они могли быть сыновьями Св. Иосифа, от его первого брака, (т. е. от его действительного брака, бывшего раньше, до обручения его Пресвятой Деве Марии). В этом нет ничего удивительного, так напр. Ап. Марк родословную Спасителя ведет по линии Иосифа Обручника, согласно еврейским законам. На это также могут указывать и слова иудеев, сказанные о Спасителе: «Откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он Сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его, Иаков и Иосий, и Симон и Иуда (Фаддей)? И сестры Его не все ли между нами? Откуда же у Него все это?» ( Мф.13:54–56 ). Указание, подходящее к такому положению, есть и у Ап. Иоанна: «Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда (из Галилеи, из дома Своего) и пройди в Иудею, чтоб и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь» ( Ин.7:3 ). Известно также, что указание на то, что «братья» Господа есть дети Иосифа от его первого брака есть самое древнее предание .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мк, 1 зач., 1, 1—8 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. В Неделю пред Богоявлением, прежде чем мы вступим в праздник на водах, где открывается тайна Пресвятой Троицы, Святая Церковь напоминает нам, как мы должны подготовиться к этому дню. Мы слышим Евангелие от Марка, самые первые его слова: «Начало Евангелия Господа Иисуса Христа». Святые отцы обращают наше внимание на то, что каждое из четырех Евангелий начинается с разных отправных точек. Начало Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово и Слово было Бог» — это то, что мы слышим на Пасху Господню. Начало этого Евангелия — от вечности. Начало Евангелия от Матфея — родословная Господа Иисуса Христа, от Авраама, который был отцом верующих, и чад его. Начало Евангелия от Луки — Рождество Христово. Мы слышим о рождении большего из рожденных женами и о рождении Бога, ставшего человеком. А начало Евангелия от Марка — Крещение Господне. Бог, ставший человеком, являет совершенство человека. И в крещении каждый из нас становится подобным Христу по дару Его. А где для нас начало Евангелия? Для верующего человека Евангелие начинается, когда Христос входит в его ум и сердце Своей благодатью. Мы узнаём, что есть жизнь вечная, есть истинный Бог, ставший человеком. Все тайны нашего спасения, запечатленные в четырех Евангелиях, открываются нам, когда мы благодатно приобщаемся тайне нашего рождения от воды и Духа.

http://moral.ru/неделя-пред-богоявлением...

Толкование Евангелия на каждый день года. 14 января 2008 г. Мк, 1 зач., 1, 1—8 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. В Неделю пред Богоявлением, прежде чем мы вступим в праздник на водах, где открывается тайна Пресвятой Троицы, Святая Церковь напоминает нам, как мы должны подготовиться к этому дню. Мы слышим Евангелие от Марка, самые первые его слова: «Начало Евангелия Господа Иисуса Христа». Святые отцы обращают наше внимание на то, что каждое из четырех Евангелий начинается с разных отправных точек. Начало Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово и Слово было Бог» — это то, что мы слышим на Пасху Господню. Начало этого Евангелия — от вечности. Начало Евангелия от Матфея — родословная Господа Иисуса Христа, от Авраама, который был отцом верующих, и чад его. Начало Евангелия от Луки — Рождество Христово. Мы слышим о рождении большего из рожденных женами и о рождении Бога, ставшего человеком. А начало Евангелия от Марка — Крещение Господне. Бог, ставший человеком, являет совершенство человека. И в крещении каждый из нас становится подобным Христу по дару Его. А где для нас начало Евангелия? Для верующего человека Евангелие начинается, когда Христос входит в его ум и сердце Своей благодатью. Мы узнаём, что есть жизнь вечная, есть истинный Бог, ставший человеком. Все тайны нашего спасения, запечатленные в четырех Евангелиях, открываются нам, когда мы благодатно приобщаемся тайне нашего рождения от воды и Духа.

http://pravoslavie.ru/3915.html

О вере, неверах и маловерах. Поучение в неделю пред Рождеством Христовым В нынешнее Воскресенье, (вырвано часть страницы ) нашему вниманию, как в чтении из Апостола, так и Евангелии, слово о ветхозаветных, живших до Р. Христова, праведниках. Именно: в евангельском чтении предлагает она нам родословную Иисуса Христа, а в Апостоле – ряд ветхозаветных жен и мужей, преимущественно пред другими прославившихся верою. Или – что тоже: в Евангелии мы видим ряд предков Иисуса Христа по плоти главным образом, а в Апостоле ряд предков Его по духу, родных Его по вере в Него. Замечательно: вера во Христа Спасителя господствовала во все продолжение времен ветхозаветных и не дала неверию ни разу превозмочь над нею вполне. Но еще замечательнее ее история, – которая вместе и история царства Божия на земле. Началась она еще в раю, – после того, как Господь дал падшим прародителям нашим обещание, – послать им со временем Избавителя, в лице Семени жены, т.е. Потомка, имеющего родиться от жены, – Девы Марии. Наученные горьким опытом, прародители наши с радостью, как известно, приняли это обетование и передали детям веру в Обетованного. Но – увы! – первенец их Каин не нашел для себя удобным жить в послушании веры, и является – родоначальником всех последующих неверов и безбожников и в лице своих потомков изобретателем всевозможных удовольствий и удобств житейских: музыки, танцев, украшений золотых, серебряных и т.д. Тем не менее как не силилось после сего неверие одолеть веру, и царство диавола взять верх над царством Божиим: вера в обещанного Избавителя жила и жила на земле и дожила до самого пришествия Христова, поддерживаемая в людях все новыми и новыми обетованиями о Христе, пророчествами и прообразованиями. Пророки предвозвещали о Его рождении, о Его чудесах, о Его искупительной смерти, воскреснии, распространении Его царство по всему лицу земли. Его предизображали разные ветхозаветные ( вырвано часть страницы ) Исаак, приносимый в жертву отце (вырвано часть страницы ) события, (вырвано часть страницы ) и разнообразные обряды.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Как рождество стало для меня Рождеством В детстве я больше любил Новый год 7 января, 2022 В детстве я больше любил Новый год Когда мы впервые открываем Новый Завет, Евангелие от Матфея, нас встречает рождество. Именно такое, с маленькой буквы. Воспоминания о рождении многих и многих людей, предков Иисуса Христа по крови. Как, казалось бы, удивительно: книга о Боге начинается с перечисления дней рождения людей, и даже людей не только лишь особенных, святых. В родословной найдется место и грешникам, и маловерным, и даже блуднице Раав. Об этом хочется подумать подробнее. В детстве я не очень любил праздник Рождества: вот Новый год другое дело. С Новым годом все ясно: новый этап жизни, люди дарят друг другу подарки, семейные празднества, каникулы. Елка и запах мандаринов, вкусная еда и бенгальские огни, улыбки и поздравления родных и друзей, песни по телевизору. А первого утром показывали мультики, много мультиков! Вот это да, вот это праздник! С Рождеством непонятно: в нашей семье не принято было ходить в храм в этот день. А поэтому 7 января мне до какого-то момента казалось странным праздником: каникулы заканчиваются, скоро в школу, особенных подарков не дарят. Да разве это вообще можно отмечать? По-доброму иронично, что в моей жизни именно с Рождества начнется интерес к вере. Точнее, со дня Богоявления, что в древней Церкви было единым днем воспоминания рождения и крещения Иисуса Христа. Помню, как мы пришли с бабушкой за святой водой в деревенский храм недалеко от дома. Множество людей, свечи. Я подхожу ближе к алтарю и смотрю туда, а там свет. За иконостасом ничего не видно, кроме света.  Никогда не забуду это впечатление: как будто портал в другой мир, до которого только шаг, только руку протяни. Я спросил, что там. «Там священники, нам туда нельзя». С того времени я в этот день стану ходить в церковь каждый год, уже сам, даже без бабушки. Детское впечатление оставит след, зародит то семя, что спустя много лет вырастет, даст много надежды и утешения и приведет, в конечном счете, к мысли поступить в семинарию. Иначе говоря, мой личный путь к Богу тоже начинается с Рождества.

http://pravmir.ru/kak-rozhdestvo-stalo-d...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010