Разделы портала «Азбука веры» Схоластика ( греч. σχολαστικς – ученый, школьный; лат . scholia – «школа») – схоластическое богословие (от. лат. theologia scholastica – школьное богословие), религиозно-философское направление, основу которого составляет «западно-христианское» богословие, осмысленное и переосмысленное с опорой на рационалистические методы и подходы, в значительной мере – с опорой на философские учения Аристотеля и Платона; получило наиболее полное развитие в средневековой Западной Европе в эпоху господства там римо-католицизма. Совместима ли схоластика с Православием? Схоластические методы и приемы использовались, например, в процессе развития Православного Догматического Богословия : как науки и как образовательной дисциплины. Скажем, схоластике, было свойственно стремление к систематизации истин веры и обстоятельной (часто – чрезмерно обстоятельной) детализации тех или иных богословских положений. Кроме того, схоластическому богословию был близок метод полемического обоснования и подтверждения истинности тех или иных вероучительных положений. Эти и некоторые другие методы и приемы активно использовались православными богословами в процессе развития православной догматики и других православно-богословских дисциплин (см. об этом подробнее: А.М. Леонов   Методические проблемы преподавания православного догматического богословия в системе духовного образования ). В чем заключается разница между схоластическим и святоотеческим богословием? В основе святоотеческого богословия лежат истины, заключенные в Священном Писании и Священном Предании . Формально схоластическое богословие также опирается на истины Писания и предания (католической церкви), однако эти истины нередко бывают представлены, в рамках схоластики, в такой интерпретации, что их смысл уже не соответствует изначальному. Ряд догматов, обоснованных в рамках схоластического богословия и признаваемых католической церковью, вообще не имеет оснований ни в Священном Писании, ни в Апостольском Предании, хотя формально они отстаиваются с опорой на эти источники знания (за счет своеобразно подобранных и, опять же, своеобразно интерпретированных положений).  Святоотеческое богословие направлено на свидетельствование об истинах веры, на правильное раскрытие этих истин, а не переиначивание их содержания и не на изобретение новых «истин» веры, не имеющих оснований в Писании и Предании. Между тем, святые отцы не чуждались использования ряда методов, употреблявшихся и в рамках схоластики, таких, например, как анализ, синтез, систематизация и пр. Опять же, раскрывая суть тех или иных истин веры, святые отцы нередко прибегали и к достижениям философии, однако, как правило, использовали их в той мере, в какой это было полезно для дела. Кто из православных богословов использовал схоластические методы, но при этом оставался в рамках ортодоксии?

http://azbyka.ru/sxolastika

В завершение встречи архипастыри подписали  совместное сообщение для прессы. Ранее в этот день митрополит Волоколамский Иларион встретился в Посольстве Святого Престола в Любляне с Апостольским нунцием в Словении архиепископом Капрульским Юлиушем Янушем. В ходе беседы, прошедшей в атмосфере взаимопонимания, иерархи отметили плодотворное развитие отношений Римско-Католической Церкви с Русской Православной Церковью. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Звернення Кирила з нагоди початку НАТО проти : та звернення] Предстоятель Церкви висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Завершилося перебування Предстоятеля Церкви в У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви Голова церковних зв " з свободи Про православне ставлення до практики благословення «пар, що перебувають у та одностатевих пар» у [Документи] документ «Про православне ставлення до практики благословення " пар, що перебувають у та одностатевих пар " у Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар [Ihmepb " ю] пленарне Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в Наши Церкви и наши народы прошли много испытаний. Святейший Католикос-Патриарх Мар Ава III об Ассирийской Церкви Востока и ее связях с Россией [Ihmepb " ю] закликали до негайного та припинення вогню у Газа Великодне Кирила главам Церков : та звернення] Кирила Церкви з десятою : та звернення] з ключовими словами Сербська Церква – – Римсько-Католицька Церква – –   новини Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви документ «Про православне ставлення до практики благословення " пар, що перебувають у та одностатевих пар " у Представник Церкви Сходу направив Кирилу у зв " язку з в «Крокус перше у 2024 з Ради з об " при Церкви до Оновлено склади Церкви у з з Маланкарською Церквою та у з з Церквою До прибула Церкви перша у рамках програми ОЦАД вивчення спадщини   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4577839...

— Кто является авторами программ «Религиозный календарь» и «Религиозная мозаика Сербии»? — Эти передачи — продукт, созданный Сербской Православной Церковью в сотрудничестве с другими религиозными объединениями. В этом заключается их существенное отличие от программ, которые являются результатом работы частных компаний. Вместе с Бачской епархией Сербской Православной Церкви над программой трудятся Римо-католическая Белградская архиепископия, исламская община Сербии, еврейская община и три протестантские церкви. Каждая из них занимает свое, отведенное ей место и эфирное время. Все Церкви и религиозные объединения имеют своих редакторов, которые самостоятельно выбирают темы для передач, вследствие чего программы имеют отличный от остальных  характер. Священники и богословы совершенно иначе, чем светские люди, говорят о религиозных учениях, духовной и материальной культуре, о моральных основах, которых они придерживаются. — Кто еще трудится над этим проектом? — Мы работаем с довольно сложными формами: ежедневная десятиминутная передача «Религиозный календарь» состоит из четырех частей, еженедельная сорокапятиминутная программа «Религиозная мозаика Сербии» — как минимум из десяти. Поэтому мы сочли нужным пригласить большое количество специалистов. Помимо профессоров богословия и хорошо образованных священников, которые трудятся в качестве редакторов и сценаристов, с нами работают и профессионалы: режиссеры, операторы, монтажеры... Большинство из них — профессора и ассистенты нескольких кино- и телеакадемий Нового Сада и Белграда, и все они — верующие люди. — Как вы считаете, передачи подобного типа должны быть небольшими, короткими? — Нам кажется, что каждая из тем, к которым мы обращаемся в программе «Религиозная мозаика Сербии»: основные вопросы Библии и катехизиса, иконография, церковное пение, монастыри и святыни, поэтическое искусство и литература — является основанием не только нашей, но и европейской культуры. Поэтому, на наш взгляд, они заслуживают того, чтобы им посвятить больше времени.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207404...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАМБЕТСКИЕ ЧЕТЫРЕ ПУНКТА [Англ. The Lambeth Quadrilateral], минимальные вероучительные положения англиканства, признание которых свидетельствует о принадлежности к Англиканскому содружеству . При этом данные пункты используются в англикан. Церкви при ведении диалога с представителями др. христ. конфессий. Эти положения были утверждены на Ламбетской конференции 1888 г. Они составлены по образцу 4 пунктов, изложенных на съезде Епископальной церкви США в Чикаго в 1886 г.; основу положений сформулировал амер. епископальный свящ. Уильям Хантингтон (1870). В 1-м Ламбетском пункте отмечается, что ВЗ и НЗ содержат все необходимое для спасения, являются руководством и безусловным авторитетом в вопросах веры. 2-й пункт содержит признание Апостольского Символа веры (как крещального) и Никейского Символа веры (как достаточного изложения христ. веры). В 3-м пункте подтверждается, что 2 таинства, преподанные Самим Христом,- Крещение и Вечерю Господню - следует совершать, сопровождая их установительными словами Христа и использовать то, что заповедано Им. В 4-м пункте признаётся существование исторического епископата, методы управления которого приспособлены к разнообразным нуждам наций и народов, призванных Богом в единство Его Церкви. Ламбетская конференция 1920 г. дала дополнительный комментарий к 4-му пункту, отметив, что только Христос имеет власть над всей Церковью. Этот комментарий был обоснован желанием избежать римско-католического понимания епископской власти. Введение 4 пунктов оказало значительное влияние на англикан. идентичность. Следует отметить, что постановление Ламбетской конференции 1888 г. начало действовать в период широкой экспансии англикан. Церкви, на новых территориях Британской империи. Эти пункты позволили унифицировать различные религ. традиции входящих в империю англикан. Церквей и создать условия для объединительного процесса. При этом Л. ч. п. выполнили и политическую функцию - создание единых религиозных догматов для вероучительного базиса различных этносов и национальных образований. Предполагалось, что Л. ч. п. позволят развить и усилить экуменический диалог англикан. Церкви с др. христ. деноминациями. После их обнародования возникло неск. переговорных направлений и консультаций между англиканами и римо-католиками, англиканами и лютеранами, англиканами и православными, методистами и др. Реакцией католич. Церкви на эти переговоры стала булла папы Льва XIII «Apostolicae curae» 1896 г., в которой все англикан. хиротонии назывались недействительными.

http://pravenc.ru/text/2462583.html

Православным Греции удалось добиться отмены кощунственной театральной постановки 12 октября, 2012. Новостная служба Ранее Священный Синод Элладской Православной Церкви назвал Corpus Christi кощунственным и недостойным произведением и призвал греческий народ выразить своё несогласие с его демонстрацией на греческой земле. 12 октября. ПРАВМИР. Кощунственная постановка “Corpus Christi”  вызвала негодование десятков верующих собравшихся у театра «Хитирио» в столице Греции, сообщает Agionoros.ru. Несмотря на усиленную охрану здания полицейским спецназом, собравшимся удалось добиться отмены постановки. В пьесе албанского театрального режиссера под названием “Corpus Christi” Спаситель и его 12 учеников изображаются как люди нетрадиционной ориентации Ранее Священный Синод Элладской Православной Церкви назвал “Corpus Christi” “кощунственным и недостойным” произведением и призвал греческий народ выразить своё несогласие с его демонстрацией на греческой земле. Скандальная пьеса была ранее осуждена Римо-католической Церковью, выступившей против показа постановки в Италии (в 2000 году). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/pravoslavnym-grecii-ud...

Новости 26 ноября, 2010 В Русской Православной Церкви не планируется встреча Патриарха и главы Римо-Католической церкви В Русской Православной Церкви не планируется встреча Патриарха и главы Римо-Католической церкви, сообщил глава Отдела внешних Церковных связей митрополит Волоколамский Иларион на прошедшей в четверг встрече с представителями прессы. 26 ноября, 2010 Митрополит Иларион: для решения межюрисдикционного конфликта в Эстонии необходимо урегулировать вопрос о собственности На состоявшейся в четверг пресс-конференции в Отделе внешних Церковных связей глава Отдела митрополит Волоколамский Иларион, отвечая на вопрос портала " Правмир " о взаимоотношениях Русской и Константинопольской Церквей в связи с конфликтом в Эстонии, сообщил, что прежде всего необходимо урегулировать вопрос о собственности. 26 ноября, 2010 Русская Православная Церковь не занимается активной внешней миссией на нехристианском Востоке Миссионерская работа Русской Православной Церкви на нехристианском Востоке ведется по большей части среди русских и среди тех, кто заинтересовался христианством самостоятельно, сообщил председатель Отдела внешних Церковных связей митрополит Волоколамский Иларион на прошедшей 25 ноября пресс-конференции в Отделе внешних Церковных связей в Даниловском монастыре в Москве. 25 ноября, 2010 В Казахстане решается вопрос об употреблении казахского языка в богослужении В православных храмах Казахстана в скором времени, возможно, будут проводить богослужения на двух языках. 25 ноября, 2010 Патриарх Кирилл освятил Богородице-Рождественский собор Зачатьевского монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил сегодня торжественное освящение Богородице-Рождественского собора Зачатьевского монастыря столицы. 25 ноября, 2010 В крупнейшем французском издательстве христианской литературы изданы труды архиепископа Василия (Кривошеина) В крупнейшем французском издательстве христианской литературы «CERF» изданы труды архиепископа Василия (Кривошеина). Книги «Воспоминания из двух миров: от революции к Церкви плененной» и «Бог, человек, Церковь»(труды об Отцах Церкви) вышли в сериях «Живая история» и «Наследие Православия» были переведены на французский язык священником Сергием Моделем, племянником владыки Василия - Никитой Кривошеиным и Лидией Оболенской. Предисловия к обеим книгам написал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

http://pravmir.ru/category/news/page/560...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь История 1819. 74-й съезд германских римо-католиков в Пассау//ВРЗЕПЭ. 1951. 6. С. 42–43. 1820. Августин (Никитин) , архим . Россия и Сорбонна//Страницы. 1997. Т. 2. 1. С. 82–94. История контактов богословов Сорбонны с рус. церк. иерархами в XVIII в. по вопросу соединения Церквей. 1821. Антес П. Католичество в разнородной европейской среде: [Докл. на конф. «Religion in Europe in Twentieth Century» («Религия в Европе в XX столетии»). Milton Keynes (Великобритания), 18–22 апр. 1997 г.]/Пер. с англ.: А. Дорман//Страницы. 1998. Т. 3. 3. С. 377–390. Проблемы совр. Церкви: юридическое и психологическое положение католиков во Франции, Германии, Испании, Италии. 1822. Васильева О. Ю. Нам нужно «сильное Православие»//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 267–281. Об отношении к Православию советского государства и римо-католического престола в 1939–1948 гг. 1823. Голиков А., свящ. Миссионерская деятельность Католической Церкви в странах Третьего мира в ХХв.//ХЧ. 1999. 17. С. 147–156. 1824. Замен К. «Священники-рабочие»/К. З.//ВРЗЕПЭ. 1954. 17. С. 24–26. Движение во Франции – семинаристы в вакантное время работают на заводах. 1825. Кава Р., делла . Римско-Католическая Церковь латинского обряда в России: Оценка пятилетнего опыта (1991–1996)/Пер. с англ.: А. Дорман//Страницы. 1997. Т. 2. 2. С. 230–251. 1826. Кончина архиеп. Боссара, Парижского викария (29 февр. 1952 г.): [Некролог]//ВРЗЕПЭ. 1952. 9. С. 25. 1827. Малов В. Н. Государство и Католическая Церковь во Франции XVII в.//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 144–147. 1828. Миннера Р. Опыт Католической Церкви в построении взаимоотношений с государством в XX в.: Пер. с англ.//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 109–111. 1829. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Вологодский и Великоустюжский. Кафолики и католики//Страницы. 1996. 3. С. 52–64. 1830. Никодим (Ротов), митр. Ленинградский и Новгородский. Иоанн XXIII, папа Римский//БТ. 1979. Сб. 20. С. 83–240. 1831. Памяти отца Жака Лёва//Страницы. 1999. Т 4. 1. С. 136–137.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Испании отправлен в запрет католический священник, победивший на выборах в городской совет 16 июня, 2011. Новостная служба В Испании запретили в священнослужении католического священника, который был избран на государственную должность в северо-восточном городе Ла-Гудина. Сантьяго-де-Компостела. 16 июня. ПРАВМИР — В Испании запретили в священнослужении католического священника, который был избран на государственную должность в северо-восточном городе Ла-Гудина. По словам церковной власти запрет отец Антонио Фернандес будет оставаться в силе до тех пор, пока он «неопровержимо не покажет, по мнению епископов», что он отказался от «всех государственных должностей, обязательств или политической деятельности» и подтвердит «готовность действовать в общении с Католической Церковью». О. Фернандес, который баллотировался на место в городском совете, был избран и вступил в должность 11 июня. Оренская епархия Римо-католической Церкви объявила, что он отзывается как священник из четырех приходов находившихся до того под его опекой, ему запрещается «вмешательство в любом виде» в выбор своего преемника, и он запрещается в священнослужении. В епархии заявляют, что были исчерпаны все средства, прежде чем появилось «это трудное определение». После вынесения данного решения священник был извещен и уважительно, но очень четко уведомлен о «канонических последствиях, которые могут возникнуть в результате такого решения.» Согласно каноническому праву Римо-католической Церкви, представителей духовенства не имеют права занимать государственные должности или принять активное участие в политических партиях. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024

http://pravmir.ru/v-ispanii-otpravlen-v-...

Закрыть Епископ Бачский Ириней (Булович) Читательский рейтинг: 137 Родился 11 февраля 1947 года в семье Михаила и Зорки Булович, в селе Станишич в общине Сомбор, Югославия, и был крещен с именем Мирко. Начальную школу окончил в родном селе, а гимназию в Сомборе в 1965 году. Затем закончил Богословский факультет Сербской Православной Церкви в Белграде в 1969 году. За время обучения принял монашеский постриг от своего духовного отца, архимандрита Иустина (Поповича), будучи наречен Иринеем в монашестве. В 1969 году епископ Рашско-Призренский Павел рукоположил его во иеродиакона, а потом во иеромонаха. Неполные два года (1969–1970) отец Ириней провел в Острожском монастыре, где преподавал в монашеской школе. Десятилетие с 1970 по 1980 год провел в Афинах в аспирантуре на Богословском факультете Афинского университета, где в июне 1980 года защитил докторскую диссертацию. После краткого пребывания в Париже в 1980-1981 годах, в русском Богословском институте святого Сергия, отец Ириней был избран доцентом на кафедру Священного Писания Нового Завета в Белградском богословском факультете, где сохраняет за собой эту кафедру и поныне в звании рядового професора. На очередном заседании Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви в 1989 году был избран епископом Моравичским, патриаршим викарием. Хиротония его последовала в Печской Патриархии 20 мая 1990 года. Вскоре новопоставленный епископ был избран назначен на Бачскую кафедру и настолован в Новом Саду 24 декабря того же года. Владыка Ириней опубликовал много богословских работ, как научных так и популярных, а также ряд переводов. Десят лет редактировал журнал " Православный миссионер " , популярное издание Священного Архиерейского Синода. Ныне редактирует и издает " Беседу " , богословский журнал Бачской епархии. Член переводческой комиссии Священного Синода Сербской Православной Церкви; Всеправославной комиссии по диалогу с Римо-католической Церковью; Всеправославной комиссии по диалогу с лютеранами; Комиссии Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви по диалогу с римо-католической Комиссией епископских конференций Хорватии, Сербии и Черногории. Затем состоял членом комиссии по организации и осуществлению религиозного образования при правительстве Республики Сербской; Содружества библейских богословов Греции; Содружества литераторов Сербии; Комитета движения за единство и сотрудничество духовно родственных восточнохристианских народов; Совета религиозных лидеров Европы " Религия за мир " .

http://ruskline.ru/author/_/bulovich_iri...

Винница. Церковь Воздвижения Креста Господня. Кресто-Воздвиженский храмовый комплекс Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты С 1992 г. по благословению архиепископа Винницкого и Брацлавского Макария православная общественность ходатайствовала перед городской администрацией о передаче верующим незастроенной площадки в центре микрорайона Вишенка. Много препятствий встретило это благое начинание на своем пути. В апреле 1993 г. городская власть, игнорируя потребности большого количества православных горожан, которые вынужденные ездить на богослужение в другие районы города, принимает решение о передаче участка Римо-католической церкви, которая имеет незначительное количество своих верующих среди жителей микрорайона. 9 мая 1993 г. по ходатайству настоятеля кафедрального Свято-Преображенского собора протоиерея Николая Давыдовского, по благословению архиепископа Макария, верующими во главе с иереем Виктором Синицей был установлен Крест и отслужен первый молебен на месте будущего храма. С этих пор возле Креста происходили молебны и акафисты и круглые сутки находились верующие. В скором времени был назначен первый настоятель общины - протоиерей Николай Давыдовский. 14 августа 1993 г., в праздник Вынесения Честных Древес Животворящего Креста Господнего им была отслужена первая литургия. 18 апреля 1994, в понедельник 6 седмицы Великого поста на протяжении одного дня был возведен небольшой деревянный храм. Эта первая Кресто-Воздвиженская церковь простояла около 40 дней. В это время ее посетил Предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Владимир (Сабодан), который дал членам общины свое первосвятительское благословение. Но в ночь с 24 на 25 мая 1994 г. произошла трагедия - храм был сожжен. Однако это событие еще более сплотило верующих в решимости отстоять свою святыню. На молебен, отслуженный вечером того дня протоиереем Николаем Давыдовским, собралось несколько тысяч православных винничан. В скором времени после пожара городская администрация, отменив свое решение о передаче участка римо-католикам, официально сообщила общине о предоставлении ей права пользования землей. На месте первой сгоревшей церкви был построенный новый Кресто-Воздвиженский храм, который вмещал до 200 человек. Эта небольшая церковь объединила верующих людей и надолго стала постоянная единственным местом в округе, где происходили богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=25156

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010