Закрыть itemscope itemtype="" > Православная Латвия сегодня Интервью Митрополита Рижского и всея Латвии Александра 22.03.2006 516 Время на чтение 10 минут Митрополит Рижский и всея Латвии Александр - Владыка, на землях нынешней Латвии Православие насчитывает около 900 лет, однако, у наших соотечественников особый интерес вызывает новейшая история Латвийской Православной Церкви Московского Патриархата, о которой в России знают очень мало. Можно ли вкратце перечислить ее основные вехи? - Хочу подчеркнуть, что Латвийская Православная Церковь Московского Патриархата является неотъемлемой частью Русской Православной Церкви. В Латвии Православная Церковь не является первенствующей, она третья по значимости после Римо-католической и Евангелическо-лютеранской Церквей. В Латвийской Православной Церкви сегодня 117 приходов, расположенных в шести благочиниях: Рижском, Даугавпилсском, Лиепайском, Валмиерском, Резекненском и Мадонском. До 1992 года она называлась Рижской епархией Русской Православной Церкви. После распада Союза нам пришлось нелегко, потому, что многие нити, десятилетиями связывавшие епархию с каноническим центром были разорваны. Когда Латвия провозгласила независимость, Священноначалие, принимая во внимание наши просьбы, весьма своевременно сочло целесообразным придать епархии статус самостоятельной самоуправляемой Церкви. Такой же Томос в 1921 году был дарован святителем Патриархом Тихоном архиепископу Рижскому и всея Латвии Иоанну (Поммеру) - будущему священномученику Иоанну Рижскому. Имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возносится за богослужениями в наших приходах - как в русскоязычных, так и в латышских. Были моменты, когда некоторые политизированные, националистически настроенные люди говорили мне: " Мы не будем молиться за вашего Патриарха " . Но постепенно эти настроения менялись, ведь латвийцы видели, что наша Церковь привносит в общество умиротворение, несет всем жителям страны благо, добро и надежду. А впоследствии меня удостоили высшим орденом Латвийского государства - " Трех звезд " . Отвечая на эту награду я сказал, что рассматриваю ее как высокую оценку деятельности всех православных жителей Республики.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Запретный плод и брачный пир Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 14 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 1 Выпускной класс моей воскресной школы приблизился к вратам Римо-католической церкви. Это была учебная экскурсия. Мы были взволнованы, мы были напуганы. По нашим евангелическим представлениям мы стояли у древа запретного плода, мы собирались увидеть то, о чем слышали только в проповедях — отвергшуюся Христа вавилонскую блудницу. А я в тот день прикоснулся к чему-то святому, вызывающему благоговение и страх. С этого момента христианство уже никогда не могло для меня заключаться в словах Удивительная милость и Какой у нас прекрасный друг — Христос . Пасторы в деловых костюмах за кафедрами в центре церкви с хором, пианино и органами, маячащими в глазах, более не интересовали меня. Тогда я, конечно, не знал, что в этот день началось мое обращение в Святое Православие.  Время бунта Это было время хиппи, гражданских маршей протеста, социальных экспериментов, безумия вьетнамской войны. В мире моего колледжа жили “дети цветов”, он был наполнен бунтарством против устоев общества и мечтами о мире, в котором правят любовь, нежность и мир. Церковь представлялась мне разбитой и беспомощной. В самом деле, в течение 6 лет я нечасто направлял свои стопы в церковь и лишь изредка читал Библию или молился. Но я по-прежнему считал себя христианином, хотя, конечно, мое христианство было своеобразным. Христианский мир в моем представлении был похож на кафе. Когда я все же собирался в церковь, передо мною лежало меню. В Высокой Церкви я пленялся облачением и литургией, колокольным звоном и ладаном, пением и уставной молитвой. Но в церквах, где мне предлагалась такая пища, я чувствовал интеллектуальное высокомерие, ставившее под сомнение основы христианства, как я их себе представлял. Эта пища была для меня горьковато-сладкой. Иногда я посещал церкви с “традиционным” мировоззрением, относящиеся к Библии как к Слову Божию, но эти церкви в большинстве своем были антилитургическими. Чего-то не хватало. Это была хорошая пища, но не “пи­та­тельная”.

http://pravmir.ru/zapretnyiy-plod-i-brac...

Новогрудок. Кафедральный собор Николая Чудотворца. Собор. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1780. Адрес: Республика Беларусь, Гродненская обл., Новогрудский р-н, г. Новогрудок, ул. Гродненская, д. 4 Координаты: 53.598665, 25.823552 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Новогрудок, кафедральный собор имени Николая Чудотворца Построен в 1870 в году в стиле позднего барокко как костел при монастыре францисканцев. В 1842 году переосвящён в православную церковь. Капитально перестроен на средства прихожан в 1852 году, после чего получил черты русско-византийского зодчества. Имеет 2 престола: имени Святителя Николая Чудотворца и святой великомученицы царицы Александры. Храм представляет собой 3-нефовую базилику с 5-гранной апсидой. Главный фасад поделен на 3 яруса широкими карнизными поясами. В центре первого яруса главный вход, фланкированный спареными пилястрами, по бокам которых размещены неглубокие ниши. В центре второго яруса, над главным входом, находится большое полуциркульное окно, также фланкированное спареными пилястрами. Третий ярус - невысокая башня-звонница с арочными проемами, завершенная небольшим куполом на 8-гранном барабане. Стены боковых фасадов прорезаны высокими оконными проемами, размещенными на 2 уровнях. В толще стен главного фасада находятся 2 витые лестницы, ведущие на звонницу. Главный неф перекрыт цилиндрическими сводами с распалубками, а боковые нефы - крестовыми. Литература: А.А. " " " храмы " Кафедральный собор святителя Николая Чудотворца в г. Новогрудке. Построен в 1780 году из кирпича в виде корабля. В конце XVIII - начале XIX столетий храм принадлежал римо-католическому францисканскому монастырю. После упразднения монастыря в 1846 году храм был передан Православной Церкви и преобразован в соборную церковь. После пожара 1852 года храм сильно пострадал и был капитально перестроен на средства прихожан. Иконостас храма был выполнен во второй половине XIX века в московской художественной мастерской. В 1902 году приход Свято-Никольской церкви составлял свыше 5600 человек. После возрождения Новогрудской епархии в 1992 году храм становится кафедральным собором. Храм двухпрестольный. Главный престол освящен в честь святителя Николая Чудотворца. Боковой – в честь святой мученицы царицы Александры. В криптовой части здания устроена церковь в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

http://sobory.ru/article/?object=09619

Скачать epub pdf УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (15/28 августа) Тропарь (глас 1) В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. Кондак (глас 2) В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование гроб и умервщление не удержаста, яко бо Живота Мати к Животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную. Величание Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего и всеславное славим Успение Твое. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима , блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке Успение повсеместно праздновалось в Константинополе. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами в 15 день августа, день Успения Богоматери с 595 года сделался общецерковным праздником. Первоначально праздник совершался в разное время: в одних местах – в январе месяце, в других – в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.) 18 января праздновалась «кончина (depositio) Девы Марии», а 14 августа – «взятие (assumptio) на небо». Такое разделение знаменательно тем, что показывает, как древняя Западно-Римская Церковь в согласии с Восточной Церковью смотрела на кончину Богоматери: не отрицая телесной смерти Богоматери, к чему склонна нынешняя Римо-католическая Церковь , Древнеримская Церковь верила, что за этой смертью последовало воскрешение Богоматери. Общее празднование Успения 15 августа в большинстве Восточных и Западных Церквей было установлено в VIII-IXbb. Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее Успения. К этой цели с IV-V вв. присоединяется и другая: обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан (еретиков IV века), отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы и, соответственно, отрицавших и Ее телесную кончину.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава XI. Западные влияния и богословский спор о преложении Святых Даров И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 3. Симеон Полоцкий и Сильвестр Медведев как носители западных влияний Проникновению в московскую жизнь западных влияний способствовало не только их содержание, но в гораздо большей степени деятельность их сторонников, которая была весьма успешной. Иеромонах Сильвестр Медведев стоял в центре «западной», или «латинской», партии; его богословское образование, да и весь процесс его духовного становления были обусловлены постоянным личным общением с такими людьми, с помощью которых он мог научиться западному стилю мышления и овладеть западной образованностью, убедившись в их преимуществах. Таким был, например, знаменитый Симеон Полоцкий, оказавший многообразное влияние на культурную жизнь Москвы, чья деятельность вводит нас уже в предысторию богословского спора о преложении Святых Даров. Симеон Петровский-Ситнианович, родившийся в 1629 г. в Полоцкой земле в Белоруссии и потому в истории литературы именуемый обычно Симеоном Полоцким, был главным поборником западного просвещения в Москве, с тех пор как поселился там в 1663 г. По сравнению с его современником и идеологическим противником Епифанием Славинецким, это был совсем другой человек; школа, которую он прошел, тоже решительно отличается от той, которую проходил Епифаний. В 40-е гг. он учился в Киевской коллегии, когда преподавателем (до 1650 г.) и префектом (1650–1655) там был известный южнорусский проповедник и ученый Лазарь Баранович (1620–1693), который впоследствии, уже архиепископом Черниговским (1657–1692), играл немаловажную роль в церковной жизни Киевской митрополии . Его имя должно быть упомянуто здесь потому, что в позднейшей переписке с патриархом Иоакимом о преложении Святых Даров Лазарь Баранович поддерживал римо-католическую доктрину, и можно предположить, что богословские воззрения Симеона сложились в пору его учения в Киевской коллегии. В ту пору в коллегии процветала схоластическая система преподавания, она повлияла на духовный склад его личности и отразилась в его сочинениях. После окончания коллегии Симеон возвращается из Киева в Полоцк, принимает там иноческий постриг и становится преподавателем местной школы. При посещении города царем Алексеем Симеон Полоцкий удостоился чести лично обратиться к царю и преподнести ему специально написанное для этого случая приветственное стихотворение, тем самым он обратил на себя внимание царя. Так уже в Полоцке началась его будущая карьера.

http://sedmitza.ru/lib/text/436627/

Верховная Рада готовится голосовать за «антинародные законы» Кратко о скандальных законопроектах 4511 и 4128, которые могут быть в четверг проголосованы Верховной Радой Украины 16 мая, 2017 Кратко о скандальных законопроектах 4511 и 4128, которые могут быть в четверг проголосованы Верховной Радой Украины Кратко о скандальных законопроектах 4511 и 4128, которые могут быть в четверг проголосованы Верховной Радой Украины. Автор: Митрополит Антоний (Паканич), Управляющий делами Украинской Православной Церкви Если проанализировать их содержание, а также принять во внимание те негативные процессы, которые они неизбежно вызовут в общественной и религиозной жизни Украины, то можно смело сказать, что упомянутые законодательные инициативы по своей сути являются «антицерковными», «антизаконными» и, что наиболее важно, «антинародными». Поясню свою мысль. Во-первых, данные законопроекты вызывают жесткую реакцию и оценку со стороны многих религиозных организаций Украины. Ведь по итогам их принятия у любой конфессии в нашей стране можно будет очень просто отнять любое принадлежащее ей имущество. В подтверждение моих слов приведу следующие комментарии. Епископ Харьковско-Запорожской диецезии Римо-Католической Церкви Станислав Широкорадюк: «Относительно законопроекта Еленского 4128. Создается анархия. Здесь ясно написано, что все делается для того, чтобы Киевский патриархат смог забрать приходы Московского патриархата к себе. Создается коррупционная схема, для того, чтобы свободно переходили приходы в Киевский патриархат… А почему не сделать, как во всем мире: каждая религиозная община должна быть юридическим лицом! Церковь должна быть юридическим лицом! Такой закон будет защищать Церковь. Я, упаси Боже, не за Московский Патриархат. Но таких законов не должно быть! Здесь молчать нельзя. Есть юридическое лицо, которое имеет право на свою собственность, права, защищается Конституцией. А здесь хотят сделать, как на Майдане. Проголосуем, и все! На майдане возле церкви революция идет… Вы понимаете к чему идет?! Это не хорошо, это не справедливо! Кто сильнее, тот и прав – это не по-христиански. То же рейдерство.

http://pravmir.ru/verhovnaya-rada-gotovi...

Глава 19. Христианский Запад после Великого разделения (краткий обзор) Усиление власти Римского Папы. XI век ознаменовался не только Великим разделением греко-православного Востока и римо-католического Запада, но и усилением власти Римского Папы в Западной Церкви. Решающую роль в этом сыграл Папа Григорий VII (Гильдебранд) (его понтификат (правление) продолжался с 1073 по 1085г.). Он провел церковную реформу, имеющую целью поднятие авторитета духовенства в обществе, усиление роли монашества в церковной жизни, а главное – достижения Церковью полной независимости от светских государей. До этого авторитет Римского Папы признавался главным образом в вопросах вероучения и церковной дисциплины. Что касается епископов, то они были прежде всего государственными служащими, исполнявшими в том числе и чисто светские обязанности, например, судей, сборщиков налогов и даже правителей областей. Это было связано с тем, что их избрание и назначение зависело от воли императора или же того или иного короля. Папа мог только следить за их правоверием. По замыслу же Григория VII, архиепископы, епископы, аббаты (настоятели крупных монастырей) и вообще все духовенство должны были стать людьми Папы, полностью независимыми от светских государей. Он смог добиться этого, лишив императора Священной Римской (Германской) Империи Генриха IV права назначать и наделять властью епископов и аббатов в пределах его государства. Последний стал этому противиться, даже начал военные действия против Папы. Григорий VII отлучил его от Церкви, и в конечном итоге император вынужден был покориться Папе и испросить у него прощение в местечке Каносса на севере Италии. Таким образом, Папа Григорий VII, будучи государем в Риме и прилегающей области, возвысился над прочими государями Западной Европы в церковном отношении, доказав им, что он не зря носит титул «Наместника Христа» (в христианской древности этот титул усваивался каждому епископу). Однако это в дальнейшем не избавило Пап от трудностей политического характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Приложение II Краткие канонические суждения о летосчислении Вопрос: Что такое старый и новый стиль летосчисления? Ответ: Старый стиль есть исконный, первоначальный, древний христианский. Он унаследован от времен апостольских по Священному Преданию древнейшей Церкви и положен в основу как христианского летосчисления Первым Вселенским Собором (325 г.), так и определения празднования Святой Пасхи со всеми зависящими от нее праздниками и постами. Попытка же Римо-Католической Церкви в XVI веке, при папе Григории, ввести новый, «научный» стиль привела к созданию лишь псевдонаучного и противоканонического стиля. Ибо вопрос о стиле научно неразрешим. Итак, старый стиль – символ единения христиан во всем мире, а новый стиль – символ бунта, революции и разъединения христиан. Доказательства: «Предания установлены для нас Писанием или без Писания; также и преданные догматы имеют одинаковую силу с письменными» (Книга Правил. Алфавит). «Храним не нововводно все, писанием или без писания, установленные для нас церковные предания» (Догматическое определение VII Вселенского Собора). «Мню, яко Апостольское есть и сие: да держимся неписаных преданий» ( Василий Великий , пр. 91 и 92; см.: 1Кор.11:2 ; 2Фес.2:15,3,6 ). Также и священные каноны сами решительно объявляют себя: «твердыми и нерушимыми» (VI Вс. Соб., пр. 2), «несокрушимыми и непоколеблемыми» (VII Вс. Соб., пр. 1) и «непреложно свидетельствуют к уважительному соблюдению их, особенно для пастырей» (IV Вс. Соб., пр. 1). Нестроения в Церкви не могут быть устранены чрез посягательство на эти каноны. Знаменитый митрополит Петр Могила заявил, что не только Патриарх, но и сшедший с неба Ангел не заставит его поступить вопреки церковным канонам. Так мыслит и действует иерарх, бывший лучшим украшением Православной Церкви. « Церковь , по требованию коренных оснований ее возникновения и источного начала ее существенных норм, не вправе изменять свои постановления, раз она остается Церковью. Если Церковь , по ее исходному началу, не есть дело рук человеческих, а есть учреждение Высшей Воли, то нам не предоставлено право изменять основные нормы ее жизни и устройства, как это ясно и выражено во 2-м правиле VI Вселенского Собора» (Журнал заседаний Российского Предсоборного Присутствия 1906 г. «Церковные Ведомости» 21, 1906).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Разделы портала «Азбука веры» Природа диаконства Православная Церковь не сталкивалась с проблемой диаконата в той степени, в какой знакома с ней сегодня Римо-католическая церковь, или церкви Реформации. Хотя, в отличие от них, диаконский чин и не исчез в Православной Церкви совершенно, но он не приобрёл и надлежащую ему роль. Низведённое к отправлению лишь богослужебных функций, это служение не сохранило своего социального аспекта. Но как здесь, так и там, диаконством были приобретены некоторые функции административного характера, что может дать отправную точку в дискуссии о подлинной сущности этого служения. Природу диаконства можно прояснить из самого чина поставления. Он совершается во время литургии внутри алтаря (ιερν или βμα), и сразу допускает новорукоположенного к служению. Фактически, диаконство есть степень священства (ιερατικν τγμα), и диаконский сан возводит своего носителя непосредственно к уровню священнослужения. То, что видимым образом совершается во время акта посвящения, указывает на духовную суть совершаемого, т.к. мы видим диакона стоящим εντος τους βηματος, «внутри святилища», если цитировать Вальсамона и других канонистов. Византийская молитва, читаемая при рукоположении, является прототипом практически всех подобных ей молитв на Православном Востоке, и гласит следующее: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи, и оскудевающая восполняющи, проручествует (προχειρζεται), (имярек), благоговейнейшаго иподиакона во диакона, помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа». Формула молитвы косвенно выражает идею божественного призвания. Последующая молитва прямо призывает Святой Дух излиться на рукополагаемого. Псевдо-Дионисий говорит о «божественном избрании» (εκλογ); епископ здесь лишь провозгласитель (εκφαντορικς) этого избрания, или совершитель акта провозглашения (ανρρησις). Эта же мысль находит поддержку и у великого мистика XV века Симеона Солунского . 2 Богослужебные функции Согласно служебнику – книге, которая указывает, как надлежит совершать богослужения – диакон принимает участие в каждой литургии, но наряду с этим оговаривается, что в его отсутствие усвоенные ему возгласы произносятся священником.

http://azbyka.ru/diakonat-v-pravoslavnoj...

9) Вербальные теории богодухновенности Священного Писания среди западных богословов в XVII b.//Вера и разум, 1900, т. I, ч. 2, стр. 135–157,219–242. 10) Теории богодухновенности и происхождения Священного Писания на Западе в XVIII и XIX bb.//Вера и разум, 1903, т. I, ч. 1, стр. 173–194, 301–323, 451–456, 508–540, 799–822. 11) Догматические определения о богодухновенности и употреблении Священного Писания в Римо-католической Церкви//Вера и разум, т. I, ч. 1, стр. 439–458, 521–535. Учение о богодухновенности св. Писания мужей апостольских В течение значительного времени основанная Господом нашим Иисусом Христом св. Церковь распространялась благодаря только устной проповеди апостолов и никаких других священных книг, кроме Ветхозаветных, не знала. „Христовы апостолы, – говорит Евсевий Кесарийский , – чистые по своей жизни и украшенные в душе всякими добродетелями, но простые и не образованные по своему языку, возвещали царствие Божие всему миру, при одном содействии силы Христовой, которой они и совершили столько чудес. Облечённые высшим и сверхъестественным служением, они не заботились о написании книг” 1 . Естественно, что живое слово в первое время предпочиталось письменному свидетельству, как это видно из слов антиохийского епископа св. Игнатия. „Для меня нет священных летописей, кроме Иисуса Христа, кроме Его креста, Его смерти и воскресения” 2 . Живший на рубеже двух веков Папий, епископ Иерапольский, даже и не надеется получить пользы от книг более чем от устного предания 3 а св. Ириней о некоторых из современных ему христианских общинах замечает, что они руководствовались только устным свидетельством и книг не знали 4 . Нисколько не удивительно поэтому, что у апостольских мужей можно найти сравнительно немного определённых выражений, относящихся к вопросу о богодухновенности св. книг. Св. мужи всецело находятся под влиянием великих событий христианства и живо хранят в своём сердце наставления и беседы св. апостолов и самовидцев Слова ( Лк. 1:2 ). Поэтому они и не подвергают нарочитому исследованию вопрос об авторитете слова Божия. Однако уже то обстоятельство, что они постоянно вращаются в кругу мыслей Священного Писания, заимствуя из него не только частные выражения, но и целые отделы, достаточно показывает, насколько живо они сознают божественное происхождение его. Уже одно это, по нашему мнению, заставляет не придавать большой важности тому, что мужи апостольские иногда довольно свободно относятся к букве св. Писания, передавая цитаты из св. книг своими словами 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010