Митрополит Макарий Булгаков (1816–1882) был питомцем Киевской духовной академии. Непосредственно после окончания курса он был там же оставлен для чтения курса Русской и всеобщей гражданской истории, но вскоре переведен в Санкт-Петербургскую духовную академию на одну из главных кафедр – кафедру богословских наук. Признательное его отношение к своей alma mater, Киевской академии, выразилось в составлении им «Истории Киевской академии», изданной в Петербурге в 1834 г. В 1847 г. издан был солидный его труд «Введение в православное догматическое богословие», заслуживший ему степень доктора богословия. Вслед за этим изданы первые тома его Истории Церкви, а в 1849 г. вышел первый том самого большого труда, «Православно-догматического богословия». В следующем году он был избран ректором Петербургской духовной академии. В том же году изданы «Материалы для науки Канонического права». По выходе второго тома Догматического богословия автор был охарактеризован в отзывах иерархов, как великий образец труда на церковном поле, а Никанор, архиепископ Херсонский, отозвался словами: «не великий, а беспримерный». Авторству митрополита Макария принадлежат также «История русского раскола» и сокращение «большой» Догматики под заглавием: «Руководство к изучению христианского православно-догматического богословия», составленное и изданное по определению Святого Синода, будучи предназначено, очевидно, служить учебником для духовных семинарий. До возведения на кафедру митрополита Московского и Коломенского Макарий, в сане епископском и архиепископском, последовательно занимал кафедры Тамбовскую, Харьковскую и Литовскую, особенно ответственную ввиду недавнего возвращения белорусского населения ее из унии в Православие. Может быть, пребывание его на этой кафедре отразилось в его большой Догматике в том смысле, что он, с одной стороны, полнее вошел в знакомство с римо-католической системой догматики, считая необходимым противопоставить ей православное вероучение, и, может быть, тем самым побуждаемый, пользовался в иных случаях той терминологией, какая была тогда привычной традицией.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

О «грехе» «вражеского языка» 23.12.2022 14:41:58 По случаю наступающего Рождества Храм Сатаны открыл выставку в холле Капитолия штата Иллинойс. Это не шутка - напротив сцены рождения Христа установлена колыбель с фигуркой " малыша " Бафометом (дьяволом). По мнению организаторов, эта сдвоенная выставка – символ плюрализма мнений. На Украине в применении демократических норм продвинулись еще дальше: буквально на днях раскольническая структура под названием ПЦУ («Православная церковь» Украины) выступила с очередным безумным заявлением, в котором, в частности, сообщила, что к праздничным богослужениям, которые пройдут на Новый год и Рождество Христово будут допускаться только те «парафияне» (прихожане), которые сугубо покаются в некоторых грехах, и, в частности, – в осквернении себя «вражеским языком». Полностью сия исповедальная формула в переводе на русский звучит следующим образом: «Я (имя) согрешил перед Богом: равнодушием к Его благой воле и Его слову, слабостью веры, переходом в раскол (унию, секту), опорочил себя вражеским языком, богохульствовал, пренебрегал церковными праздниками и Богослужением. Искренне об этом жалею и буду стараться исправиться». О новых требованиях раскольников на Украине, положении православных верующих редакция беседует с руководителем миссионерского отдела Новосибирской епархии протоиереем Александром Новопашиным. — Насколько соответствует такое требование покаяния христианской и православной традиции? Действительно ли, в истории были примеры подобного покаяния за язык? — Некое подобие таких исповедальных формул (когда кающийся обязан перечислить применительно к себе обозначенные формулой греховные поступки) встречались в общинах манихеев (раннехристианских сектантов-гностиков) и в некоторых римо-католических орденах. Подлинно же православная традиция не знает ничего подобного. В Таинстве Исповеди православный христианин осознанно и искренне кается в тех грехах, которые жгут его совесть, мучают его душу, а не выкладывает типовые признания о своих лингвистических предпочтениях. Несомненно, в контексте последних событий на Украине, я имею ввиду вероломные нападения нацистских спецслужб на каноническую Украинскую Православную Церковь (преследование священнослужителей и мирян, обыски в Киево-Печерской Лавре, фактический запрет канонического Православия), нет никаких сомнений, что под «вражеской мовой» понимается именно русский язык, а не матерщина.

http://radonezh.ru/2022/12/23/o-grehe-vr...

Околово. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Околово - деревня в Логойском районе Минской области Республики Беларусь. Административный центр Околовского сельсовета. Околовский сельский Совет расположен на северо-востоке Логойского района. Расстояние до районного центра - Логойска - 35 километров. В середине 19 века была собственностью помещика Иосифа Волловича, имела статус местечка, где находился римско-католический, парафиальный костёл. В 1847 году население составляло 173 человека (32 дома). Дошедшие до нас источники, свидетельствующие о религиозной жизни в д. Околово, относятся к 18 веку. Околовская униатская церковь святых Бориса и Глеба очень подробно описывается в «Визите» 1763 г. Храм был построен деревянным, с двумя куполами и девятью окнами. Имел три входа. Внутри церковь была богатой отделки и красиво украшенной. Среди икон, особенно чтился образ Матери Божьей Ченстоховская, под серебряным окладом с двумя позолоченными коронами и иными ценностями. Вклад земли церкви был пожалован сиятельной помещицей Бригитой из Завишей Свентицких. Очень похоже на то, что и сама церковь была построена за её счёт. Приход в 1763 г. состоял из деревень Околово, Волковичи, Жестиное, Жердяжье, Заборье, Городец, в которых вместе числилось только 60 приходских дворов. Настоятелем с 1744 г. становится священник Иоанн Пекарский. История самостоятельного греко-униатского Околовского прихода сложилась, в отличие от других приходов, особенно трагическим для Православия образом. В начале XIX столетия Околовский приход перестает упоминаться в церковных документах и со временем о его существовании забывается вовсе. Только в 1840 г., в связи с массовым возвращением униатских приходов в лоно Православной церкви, возник вопрос о принадлежности вкладов земли Околовского римо-католического костёла и проверке прихожан по метрическим книгам. Суть спора между православным духовным ведомством и католическим приходом был в следующем. Православное духовенство утверждало (и не без оснований), что построенный в 1798 г. помещиком Михаилом Воловичем Околовский костел находится на месте старой Борисо-Глебской униатской церкви, которая и была в предыдущее время уничтожена помещиком-католиком. Соответственно земля, как вклад бывшей униатской церкви, а также и костел, должны быть возвращены в собственность Православного духовенства.

http://sobory.ru/article/?object=13653

Ответственность за слово Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 22-29 ноября. – Украина – горячая точка. – Американцы в Киеве. – Образ Церкви в СМИ. – Освоение медийного пространства. – Преодоление смуты. – Календарные дебаты. – Сектанты, похожие на бизнесменов. – Рождественский пост. В центре внимания как светских, так и церковных СМИ на прошлой неделе была ситуация на Украине. Напомним, что 21 ноября в этой стране прошли президентские выборы, результаты которых отказалась признать оппозиция во главе с Виктором Ющенко. В течение недели на Украине происходили митинги и забастовки сторонников двух основных претендентов на пост главы государства. В поддержку Ющенко выступили представители «мировой общественности», заинтересованные  в том, чтобы окончательно отторгнуть Украину от России, порвав всяческие связи между двумя братскими народами. Как сообщает «Русская линия» , «23 ноября представители раскольнических и еретических деноминаций Украины опубликовали заявление в поддержку противоправных действий сторонников Виктора Ющенко. Обращение подписали «патриарх» Киевский и всея Руси Филарет (УПЦ КП), верховный архиепископ Украинской греко-католической церкви Любомир Гузар, епископ церкви христиан веры евангельской Украины Михаил Паночко, заместитель главы конференции римо-католических епископов Украины Маркиян Трофимьян, епископ Украинской христианской евангельской церкви Леонид Падун, епископ Украинской лютеранской церкви Вячеслав Горбенчук». Вдохновленные такой поддержкой, «сторонники Ющенко полностью блокировали здания правительства и администрации президента Украины», - передает «Радонеж» . Однако их действия не ограничиваются противоправными выступлениями на улицах Киева: «В ночь с 18 на 19 ноября был осквернен самый древний храм г. Полтавы, памятник архитектуры, который «охраняется» государством - Спасская церковь». «Примечательно, что в эту же ночь, таким же образом, были осквернены памятник славному полковнику Келлину, возглавлявшему военный гарнизон крепости Полтава во время шведской осады, и памятник легендарной подпольщице Ляли Убийовк, боровшейся против немецко-фашистских оккупантов в годы Великой Отечественной Войны», - сообщает клирик Спасского храма г. Полтавы протоиерей Александр Антонюк

http://pravoslavie.ru/4914.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Патрология. Золотой век святоотеческой письменности «Патрология» и «Золотой век святоотеческой письменности» — классика патрологии. В этом том вошли две книги арх. Киприана (Керна), основанные на его лекциях по патрологии в Св.-Сергиевском институте в Париже. Первая — «Патрология» — разбирает творения церковных писателей, живших до Никейского Собора (апокрифы, творения мужей апостольских, апологеты), вторая — «Золотой век святоотеческой письменности» — посвящена Отцам четвёртого века — Афанасию, Великим Каппадокийцам, Дидиму, Кириллу Иерусалимскому и Макарию Египетскому (а точнее «Духовным беседам» — памятнику авторство которого традиционно приписывается Макарию). Киприан (Керн) Сочинения ПАТРОЛОГИЯ Введение Понятие и объем науки. В кругу научных дисциплин, входящих в программу богословского образования, особое место принадлежит Патрологии. Для точного определения понятия этой науки и объема её содержания надо предварительно заметить следующее. Можно этой дисциплине дать определение Истории христианской богословской письменности. Как таковая она составляет предмет изучения некоторых ученых, как например классический труд Барденхевера, История древнехристианской литературы, или же История греческой христианской литературы Г. Барди, такая же трехтомная история А. Пюэша, История латинской христианской литературы П. де Лабриолла и некоторые другие. Но границы такого понимания науки несколько превышают объем Патрологии и сами по себе недостаточно устойчивы. В понятие последней, как указывает само название, обязательно входит учение об Отцах Церкви. Так и определил свое исследование наш отечественный догматист и историк, архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский). Из этого следует необходимость уточнения понятия «Отца Церкви.» Для римо–католической науки понятие «святой отец» должно удовлетворять таким требованиям: 1. православность учения 2. святость жизни

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Римо-каталическая церковь Миссионерская деятельность латинян Миссионерская деятельность Римской церкви в 11-15 веках приняла характер, не свойственный христианству. Был оставлен мирный путь распространения евангельского учения посредством проповеди и убеждения. Римская церковь, при обращении неверующих, охотнее допускала насильственные меры — огонь и меч. Она не стеснялась также посылать своих миссионеров в те страны, где действовали православные миссионеры, вытесняя их и обращая в латинство уже крещенных в православную веру. Она старалась также распространять свое учение среди православных, пытаясь обратить их в латинство. Этими способами они распространяли христианство в Европе: у прибалтийских славян (вендов), для обращения которых было устроено несколько крестовых походов; у пруссов, которых в 13-ом веке обращали в христианство силой оружия — сначала орден прусских рыцарей, а потом орден немецких рыцарей; В Лифляндии, Эстляндии и Курляндии, где христианство было утверждено в 12-ом веке мечом и огнем меченосцами и в Литве, сделавшейся в 14 веке католической страной по случаю брака литовского князя Ягайло с наследницей польского престола Ядвигой. Литовцы-язычники были крещены силой, а литовцы православные подвергались преследованию. В Азии латиняне устраивали разнообразные миссии, они вели пропаганду среди православных, пытались обращать мусульман и язычников. У православных и мусульман они не имели успеха, у язычников же (монголов в Китае), хотя и устроили в 13-ом веке христианскую общину, но в середине 14 века она погибла без следа. В 15-ом в., после открытия новых земель на западе Африки и затем открытия Америки, португальцы и испанцы принесли в завоеванные страны христианство. Вследствие их жестокого обращения с туземцами, христианство там распространялось слабо. Папство и монашество. Борьба пап с государямиза независимость в церковных делах

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2168...

Привычным фоном истории Русской Церкви служит почва национально-государственная. Церковь живет, так сказать, в своем доме и является религией господствующей, защищаемой государством. Такова судьба церкви в Руси Московской. Но издавна многим восточным православным церквам пришлось существовать, хотя и на своей территории исторической и среди своей национальности, но под чужой и в национальном и в религиозном отношении властью и быть на положении религии с ограниченными правами, утесняемой и даже гонимой. Таково положение православных церквей на Востоке в рамках персидского, арабских и турецкого государств. И церкви восточной в известном смысле издавна привычна эта трагическая ограниченность свободы и эта ее ограниченная миссия. С государственным разделением Руси в XV в., для русской церкви в границах Литвы-Польши наступило положение не столь трагическое, как на порабощенном исламом Востоке, но в своем роде положение более тревожное и мучительное. Свобода православия в границах Литвы-Польши не отменялась во имя иной господствующей религии, но православие обречено было на мучительную двусмысленность, на замаскированное и все время возраставшее гонение, на вымогательство путем политических ограничений и давлений измены православию во имя господствующей в государстве римо-католической религии. На вымогательство и введение унии мерами государственного давления. К православию здесь традиционно принадлежали два народа: русский и большинство литовского. Русский народ диалектологически здесь принадлежал ко всем трем своим ветвям: великорусской, белорусской и южнорусской, названной греками малорусской. Если в Польском государстве южно руссы населяли Галицкие земли и являлись там в границах Польши меньшинством по отношению к господствующей польской национальности, то в Литве положение русских племен было положением не меньшинства, а подавляющего большинства, начавшего, однако, постепенно утрачивать с конца XIV в. свое державное положение, т. е. положение полноты своей государственной независимости и свободы. В составе Литвы оказались русские земли Киевщины, Виленщины, Волыни и Подолии.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Протоиерей Пётр Планк — †13.4.2009) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 55, 2009 7 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 55, 2009 После продолжительной тяжёлой болезни 13 апреля 2009 года отошёл ко Господу настоятель прихода Благовещения Пресвятой Богородицы г. Вюрцбурга (Германия) доктор богословия протоиерей Пётр Планк (Peter Plank) 1 . Отец Пётр не прожил и шестидесяти лет, но годы его жизни были наполнены трудами и событиями. Он родился 22 марта 1951 г. в Нойштадте на Дунае (Бавария) в семье железнодорожного служащего. Родители будущего батюшки принадлежали Римо-католической Церкви. По окончании гимназии, где он специализировался по древним языкам, Петер Планк с 1970 по 1973 год обучался на католическом богословском факультете Регенсбургского университета, а в 1973–1975 гг. — в Папском Григорианском университете (Pontificia Universita Gregoriana) в Риме, где получил учёную степень бакалавра богословия и был рукоположен в диаконский сан. В 1975–1980 гг. он изучает богословие восточных Церквей и византинистику в университете г. Вюрцбурга, где с 1976 г. становится научным сотрудником на кафедре истории восточных Церквей и кафолического богословия. В 1980 он защищает кандидатскую, а в 1986 — докторскую диссертацию по специальности “История Древней Церкви и патрология”. Его преподавательская и научная деятельность в различных университетах Германии продолжалась до 2008 года. За это время отец Пётр опубликовал две монографии, десятки статей в периодических богословских изданиях, сотни раз печатался в богословских энциклопедических словарях, редактировал и издавал древние певческие и канонические тексты. При всей широте и многообразии затрагивавшихся отцом Петром богословских тем в центре его внимания оставались Священное Писание и древняя церковная традиция его истолкования, которые он стремился сделать плодотворными для духовной жизни современного человека и для современной церковной практики. Журнал “Альфа и Омега” опубликовал переводы ряда трудов отца Петра:

http://pravmir.ru/protoierey-pyotr-plank...

Реформация в Эстонии Реформация проникла в Ливонию из Пруссии. Для католического духовенства Ливонии также характерно было нравственное падение, как и для духовенства остальной Европы . Повсеместно раздавались голоса, требующие церковных реформ, устранения злоупотреблений. Так, например, из донесения антверпенского проповедника Тильмана Бракеля (1558) видно, что епископы и другие духовные лица отличались надменностью, посещали трактиры и другие сомнительные заведения, имели наложниц, пили вино и увлекались азартными играми . Часто случались дуэли и убийства. Каждого рыцаря сопровождала многочисленная свита. Огромные деньги тратились на слуг, собак и охоту, роскошную одежду и обстановку, на деликатесы и пиршества. Рыцари ничем не гнушались для обогащения: ни ростовщичеством, ни торговлей, ни нарушением данного слова, ни подлогом, ни подкупом и т. п. Образование было плохим, орденский статут вменял в обязанность знать только «Отче наш» и «Верую», духовная пища ограничивалась только чтением орденской хроники. Как только появились протестантские университеты, многие молодые ливонцы отправились учиться. В Трептове, в Померании, Андреас Кнопкен, уроженец Риги , и Иоганн Бугенгаген открыли школу, куда привлекали ливонцев. В 1521 г. эта школа была закрыта, и Кнопкен по совету Филиппа Меланхтона отправился в Ригу и начал свою проповедническую деятельность, найдя в лице городского секретаря Иоганна Лонгмюллера ревностного сторонника. К 1522 г. число протестантов значительно увеличилось. В храмах велись оживленные диспуты, и общественное мнение склонялось к новому учению. Католикам, однако, удалось на Вольмарском ландтаге 1522 г. объявить лютеранское учение еретическим. Видным сторонником распространения протестантства в Ливонии и помощником Кнопкена стал Якоб Тегетмайер . Народ восторженно принимал его. Вскоре началось неизбежное столкновение протестантов с католиками. Католические церкви опустошались, грабились монастыри. Карл V неоднократно обращался к городам, грозил им опалой, но все было тщетно. В 1523 г. был разрушен францисканский монастырь, в марте 1524 г. в Риге разграбили церкви святого Петра и святого Иакова, всех монахов изгнали из монастырей. Только цистерцианский монастырь, благодаря благоразумию аббатисы Софии Шварцгоф, оставался преданным римо-католическому учению и был закрыт лишь в 1543 г. Из Риги Реформация распространилась на Ревель и остров Эзель (Сааремаа). Новое учение возбуждало в угнетенных крестьянах надежду на лучшие времена, поднимались восстания, грозившие принять характер крестьянской войны.

http://sedmitza.ru/lib/text/430133/

Рим нам – не отец, но и Москва – не мать РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26683.html 01 марта 2006 Александр Щипков Рим нам – не отец, но и Москва – не мать Опубликовано: НГ-Религии (приложение к Независимой газете), 25 октября 2000 г.  Боже, послухай благання: Нищить недоля наш край. В сила народу, Боже, нам подай Александр Конинский " Молитва за Украину " Украина имеет все необходимые независимому государству внешние признаки: президента, армию и флот, таможню, национальные деньги, гимн, флаг и олимпийскую сборную. Не хватает на Украине лишь национальной церкви, которая в глазах остального крещеного мира символизировала бы монолит нации, и это, пожалуй, существенное ее отличие от " старшего брата " , который подобный символ имеет в лице Русской православной церкви Московского патриархата. Где два украинца, там три гетмана Известно, что за исключением России, где новая государственность строилась руками космополитичных демократов, все союзные республики трансформировались в независимые государства, эксплуатируя крайние националистические идеи. Украина не была исключением. Освободительная борьба объединила украинских националистов, которые, передав власть Леониду Кравчуку, потребовали восстановления исторической справедливости – реставрации " довоенной " религиозной традиции. Однако необратимые религиозные изменения, формировавшиеся под давлением исторических обстоятельств, не позволили буквально восстановить прошлое. В течение трех лет с 91-го по 94-ый шло интенсивное перераспределение религиозных зон влияния. Приходы Украинской православной церкви (УПЦ), находящейся в каноническом подчинении Московскому патриархату, были поделены между украинскими националистами, польскими националистами, и западно-украинскими националистами (галичанами). Первые создали две церкви – Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ) и Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), вторые – римо-католические приходы, третьи – Украинскую греко-католическую церковь (УГКЦ).

http://religare.ru/2_26683_1_21.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010