Дальнейшая эволюция исторического названия была связана с появлением столпа хорватской национальной мысли  Анте Старчевича, в современной Хорватии получившего гордое наименование «отца хорватской нации». Идеология Анте Старчевича и его Хорватской партии права (отсюда название «праваши»), по сути, не содержала ничего, кроме примитивной, вульгарной и агрессивной сербофобии. Она сводилась к тезису «хорваты — чистая арийская раса, а сербы — низшая рабская раса». Старчевич щедро записывал в «хорватские территории» именно сербские земли, равно как почти все Балканы. Хорватская партия права застолбила магистральное направление развития хорватской национальной идеологии, но правашство не «висело в воздухе»: в практической области оно было тесно связано с австрийским и венгерским правительствами и римско-католической церковью. Константой являлось шовинистическое, расистское отношение правашей к сербскому народу. Постепенно, но неуклонно развивался процесс правашизации хорватского общества и культуры, что достаточно быстро увенчалось «плодами»: сербскими погромами в Боснии и Герцеговине 1895, 1902 и 1914 гг. После раскола Партии права в 1895 г. из ее рядов вышла группа под руководством  Йосипа Франка, основавшая Чистую партию права (ЧПП). ЧПП встала на еще более экстремистскую в отношении сербов позицию и маниакально устремилась к созданию «единого независимого хорватского государства», объединяющего «все принадлежащие хорватам на основе исторического права территории», в которые по-прежнему без тени сомнения включались практически все Балканы. Более того, Франк инициировал создание особой «гвардии правашей» («народна гарда») — военизированного подразделения партии, ставшего прообразом усташских подразделений. Йосип Франк Следующий этап в развитии хорватских усташей связан с формированием за границами созданного в 1918 г. Королевства сербов, хорватов и словенцев, прежде всего в Венгрии, центров обучения и подготовки хорватских террористов, получивших название «усташи». В свою очередь, римо-католические священники развернули широкую международную кампанию, в которой они характеризовали усташей как «старохорватских борцов с тиранией».

http://ruskline.ru/opp/2022/07/26/otec_s...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ватикан: курс на мировое правительство 29.10.2009 329 Время на чтение 9 минут С 16 по 23 октября на Кипре проходила встреча Смешанной комиссии по богословскому диалогу между православными и римо-католиками, посвящённая обсуждению вопроса " О роли епископа Рима в единстве Церкви в первом тысячелетии " . В силу различий в толковании участниками обеих сторон данного вопроса и в позициях отдельных Православных автокефальных церквей дискуссии оказались болезненными и не завершились принятием итогового документа. Тему оставили открытой для обсуждения до следующей встречи, запланированной на сентябрь 2010 г. в Вене. Между тем работе данной комиссии Ватикан придаёт особое значение, рассматривая её как важный шаг на пути к достижению признания православным миром идеи папского примата. Это было всегда одной из главных целей той политики " наведения мостов " , начало которой было положено II Ватиканским собором 1962-1965 гг. Но если при Иоанне Павле II Ватикан проявлял здесь определённую гибкость, то при Бенедикте XVII она уступила место более наступательной и жёсткой линии поведения, направленной на открытое возвышение авторитета римского понтифика. В июне 2007 г. Конгрегация доктрины веры издала документ " Ответы на вопросы, касающиеся некоторых аспектов католической доктрины " , в котором римское католичество названо " единственной подлинной христианской Церковью, которая одна обладает полнотой истины христианства " и в присоединении к которой другие христиане только и могут обрести подлинную полноту Христа. Православие и протестантизм названы неправомочными и " обладающими только некоторыми элементами истины и святости " . Как уточнил позже кардинал Левада, стоящий во главе данной конгрегации, " Восточные (православные) Церкви, которые не признают папу как преемника Петра, страдают несовершенством и являются лишь " частными или локальными Церквами " . Основой для обсуждения, состоявшегося на Кипре, стал Равеннский документ, принятый единогласно на заседании упомянутой Смешанной комиссии в октябре 2007 г. в отсутствие делегации РПЦ, вынужденной покинуть встречу. Он представляет собой описание административной структуры церкви, существовавшей до 1054 г., и теоретической модели первенства, представленной в трактовке Рима. Равеннский документ призван склонить православных к признанию особых прав римского епископа как " первого среди патриархов " 1. Речь идёт о том, чтобы добиться пересмотра православного понимания римского первенства в раннехристианской церкви как " первенства в любви " или " первенства чести " , но никоим образом не как некого специфического института, обеспечивающего особые права понтифика. Другими словами, Ватикан напрямую пытается утвердить своё главенство, мыслимое им как главенство власти.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Владислав Свешников: " Надеюсь, эти встречи относятся к области внешней политики " Президент России встретился с папой Римским, а Патриарх Кирилл - с католической делегацией Франции 04.12.2009 704 Время на чтение 4 минуты Вчера, 3 декабря, в ходе краткого визита в Ватикан Президент России Дмитрий Медведев встретился с папой Римским Бенедиктом XVI и государственным секретарём Ватикана Тарчизио Бертоне, передает " Интерфакс-религия " . На встрече российского президента и главы Ватикана была дана высокая оценка диалогу между Россией и Ватиканом, а также диалогу Римо-католической и Русской Православной церквей. По итогам встречи Президент России подписал Указ «Об установлении дипломатических отношений с Ватиканом». Министерству иностранных дел России поручено провести с Ватиканом переговоры об установлении дипломатических отношений на уровне Посольства России в Ватикане и Апостольской нунциатуры в России, а также преобразовании Представительства России в Ватикане в Посольство России в Ватикане. Комментируя " Интерфаксу " прошедшие переговоры Президента России с папой Римским и последующий Указ Президента, секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям протоиерей Игорь Выжанов сказал: " Для нас это решение не было неожиданным, поскольку данный вопрос давно обсуждался " . " Мы надеемся, что данный указ внесет положительный вклад в развитие как межгосударственных, так и межцерковных отношений " , - заявил отец Игорь. При этом он добавил, что, " вопрос представительства или посольства - это вопрос тонкостей дипломатического протокола, а отношения между двумя Церквями идут своим чередом " . " Для отношений между Русской Православной и Римско-католической церквями вопрос повышения статуса дипломатических отношений носит скорее нейтральный характер. Нынешнее решение организационно оформило те отношения, которые де-факто существуют уже много лет " , - констатировал священник. Тем не менее, отметил он, " нужно также отметить ту положительную роль, которую сыграл и играет нынешний представитель Ватикана в Москве архиепископ Антонио Меннини для улучшения православно-католических отношений в России " . " Хочется надеяться, что деятельность ватиканских дипломатов, испытывающих большое уважение к Русской Православной Церкви и соответствующим образом строящих свою работу, станет хорошим прецедентом для будущего " , - заключил протоиерей Игорь.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/12/04/pr...

И.А. Глухов Скачать epub pdf Вместо предисловия «Злоба еретиков и богохульников вынуждает нас совершать вещи недозволенные, выходить на вершины недостижимые, говорить о предметах неизреченных, предпринимать исследования запрещенные. Следовало бы довольствоваться тем, чтобы искренней верой выполнять то, что нам предписано, а именно: поклоняться Богу Отцу, почитать с Ним Бога Сына и исполняться Святым Духом. Но вот мы вынуждены пользоваться нашим слабым словом для раскрытия тайн неизреченных. Заблуждения других вынуждают нас самих становиться на опасный путь изъяснения человеческим языком тех тайн, которые следовало бы с благоговейной верой сохранять в глубине наших душ». 1 Введение. Понятие о секте В Пространном Катехизисе Православной Восточной Кафолической Церкви говорится только о ереси и расколе; о секте же не упоминается. « Секта» – слово латинское и в переводе на русский язык означает «правило», «метод», в особенности философский, «учение», «школа», «секта». Древние римские писатели этим словом обозначали философскую партию или школу, державшуюся отличного (особого) от господствовавшего в то время учения, метода и т. п., или политическую партию. В таком смысле приверженцы Антония называются у Цицерона сектантами, а Тацит говорит о секте стоиков, секте циников и др. Затем слово «секта» стали применять и к религиозным обществам, отличавшимся в своих верованиях и учении от остальной массы. В таком смысле Плиний Младший говорит о «секте христиан», появившейся в его время среди иудеев; в таком же смысле употребляется это слово и в латинской Библии (Деяние 24:5–14). С усилением христианской Церкви слово «секта» стало применяться лишь к тем христианским обществам, которые хотели жить сами по себе, совершенно отдельно от господствующей Церкви, и обособлялись от нее в учении или порядке, управлении и дисциплине, то есть имели характерные признаки ереси и раскола. Сообразно с этим, средневековые католические богословы стали употреблять это слово, как термин, для обозначения обществ, отделившихся от союза с Римо-Католической Церковью и совершенно исказивших ее вероучение.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Перемена благочестивого мышления православных о папстве, несмотря на упорство папистов в ересях В последние годы некоторые православные перестали использовать этот язык традиции, когда говорили о папстве, как будто бы последнее отреклось от своей антиевангельской направленности. Римо-католики, переходящие в Православие (в основном на Западе), принимаются в общение без Крещения (это каноническая акривия) или Миропомазания (каноническая икономия), а лишь через простое исповедание православной веры или через исповедь 48 . Католические священники, которые сегодня служат литургию в своих храмах, на другой день переходят в Православие, не приняв Миропомазания или священнической хиротонии, и служат как православные священники. Православными были сделаны и некоторые другие поступки, которые указывают на то, что эти православные люди стали смотреть на папство совсем не так, как смотрели на него православные в прежние времена. Их православное чувство не противится папству так, как оно противилось папской ереси прежде. Они не обладают той чувствительностью в вопросах веры, которой православные обладали раньше. Это новоявленное для Православия изменение позиции православных могло быть оправдано лишь тогда, когда были бы ясные доказательства того, что папство отреклось от своих антиевангельских и противоречащих Церковному Преданию притязаний и что оно действительно желает обрести свое Православие, которые было до разделения. Но оправдывает ли современный ход дел в католицизме такой оптимизм со стороны православных? Справедливости ради надо сказать, что со стороны определенных западных богословов, клириков и мирян заметен некоторый поиск подлинной церковной веры и жизни. Но эти единичные подвижки не могут повлиять на папский церковный организм в такой степени, чтобы можно было говорить о некоей рождающей надежды весне, которая могла бы дать православным повод к оптимизму. Напротив, как мы увидим ниже, существуют не только намеки, но и доказательства еще большего ужесточения римоцентричного папского тоталитаризма.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Православие и Библия сегодня Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 11, 1996 29 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 11, 1996 Священник Иоанн Брек, профессор Нового Завета и этики в Свято-Владимирской Православной богословской семинарии в Крествуде, Нью-Йорк, произнес данный доклад на международном симпозиуме, проходившем с 27 сентября по 1 октября 1988 года на праздновании пятидесятой годовщины существования семинарии. После этого доклад был опубликован в журнале “Наследие Св. Владимира” (SVPS 1990), cc. 141–157, но заслуживает того, чтобы быть опубликованным вновь, поскольку дает ясное и краткое представление о тех факторах, которые определяют развитие православных библейских исследований сегодня. Нелегко обсуждать методы и цели православных библейских исследований в столь “разнородной компании”, то есть в присутствии братьев и сестер из Римо-католической и протестантских Церквей. Причины такого неудобства ясны. В глазах многих западных христиан мы, православные, виновны в двух непростительных ересях: 1) в “фундаменталистском” подходе к Писанию, и 2) в стремлении отдавать большее преимущество церковной догме, нежели записанному Слову Божиему как окончательному авторитету в вопросах веры и нравственности. Одно дело просто заявлять, что подобные представления, бытующие среди некоторой части наших западных коллег, неправильны, другое дело — подкрепить такое заявление доказательствами и показать, что дело обстоит совершенно иначе… Кажется необходимым если не исправить, то по крайней мере смягчить широко распространенное впечатление, что православное отношение к Библии настолько странное, что, с одной стороны, православие непреклонно защищает ее историчность, ее притязания на апостольское авторство и ее канонический авторитет, и в то же самое время на деле пренебрегает ею, потому что намного более обращено к церковному учению, литургии и “духовности”. Несмотря на то, что рядовые православные христиане читают Библию с буквалистской точки зрения, принимая, что все, что она говорит напрямую — ценно, они не разделяют с протестантскими фундаменталистами такие герменевтические или истолковательные принципы как “вербальная богодухновенность” и “безошибочность”, не придерживаются они и таких учений как “хилиазм” 1 или “диспенсационализм” 2 . Православные — консервативные читатели Писания, иногда даже слишком, особенно когда они защищают определенные “тра­диционные”, хотя и невыгодные для защиты позиции относительно исторического происхождения и буквального значения библейских творений. Но они отнюдь не “фундаменталисты”, и это — очень важная отличительная особенность, которую необходимо иметь в виду, особенно когда мы рассматриваем православное отношение к историко-критической экзегезе и другим научным методам истолкования Писания, которые были развиты на Западе.

http://pravmir.ru/pravoslavie-i-bibliya-...

Православные школы К оглавлению Во второй половине XVI в. в пределах Киевской митрополии наряду с римо-католиками активный прозелитизм стали проводить и протестанты различных направлений. Поэтому перед наиболее дальновидными церковными деятелями остро встал вопрос о сохранении чистоты православного вероучения не только путем создания братств, но и собственно средствами духовного просвещения — организацией школ, типографий и развитием православной богословской мысли (126). Главными центрами православного образования стали учрежденные в конце XVI в. школы Острожская, Львовская и Виленская, а впоследствии и ряд других. Плодом их деятельности явилось множество книг, изданных ими с целью защиты Православия. Кроме того, они воспитали и подготовили выдающихся деятелей для борьбы с унией. До середины XVI в. западнорусская богословская мысль сохраняла традиции древних русских училищ и не успела еще подвергнуться польскому и западноевропейскому влиянию. Множество посещавших юго-западную Россию выходцев из Греции, иноков из монастырей Святой Горы Афон, нередко живших здесь долгое время, поддерживали стремление местных православных христиан к просвещению; они же нередко становились и первыми учителями в открывавшихся школах. Таким образом, уже с самого начала западнорусские православные школы придерживались традиций византийского богословия. Но постепенно существование рядом с высокоразвитыми в научном плане римско-католическими и протестантскими коллегиями и гимназиями, а также отдаленность Греции привели к заимствованиям православными богословами ряда особенностей инославных школ. Это объяснялось также и тем, что многие западнорусские богословы получали образование в римско-католических и протестантских учебных заведениях Польши и других стран Европы. В силу необходимости опровергать доводы инославных богословов их методами в западнорусской Церкви деятели просвещения достигли весьма значительного уровня; но как во внешней форме богословских полемических сочинений, так до некоторой степени и в самом направлении они невольно подчинились латино-польскому влиянию. Это влияние проявилось также и в усвоении некоторых латинских церковных обрядов и обычаев, а также некоторых воззрений, не принятых в Православной Церкви, хотя эти разности никогда не нарушали единства Православной Восточной Церкви. Острожская школа

http://sedmitza.ru/lib/text/436375/

Священник Иоанн Брек, профессор Нового Завета и этики в Свято-Владимирской Православной богословской семинарии в Крествуде, Нью-Йорк, произнес данный доклад на международном симпозиуме, проходившем с 27 сентября по 1 октября 1988 года на праздновании пятидесятой годовщины существования семинарии. После этого доклад был опубликован в журнале “Наследие Св. Владимира” (SVPS 1990), cc. 141–157, но заслуживает того, чтобы быть опубликованным вновь, поскольку дает ясное и краткое представление о тех факторах, которые определяют развитие православных библейских исследований сегодня.      Нелегко обсуждать методы и цели православных библейских исследований в столь “разнородной компании”, то есть в присутствии братьев и сестер из Римо-католической и протестантских Церквей. Причины такого неудобства ясны. В глазах многих западных христиан мы, православные, виновны в двух непростительных ересях: 1) в “фундаменталистском” подходе к Писанию, и 2) в стремлении отдавать большее преимущество церковной догме, нежели записанному Слову Божиему как окончательному авторитету в вопросах веры и нравственности. Одно дело просто заявлять, что подобные представления, бытующие среди некоторой части наших западных коллег, неправильны, другое дело — подкрепить такое заявление доказательствами и показать, что дело обстоит совершенно иначе… Кажется необходимым если не исправить, то по крайней мере смягчить широко распространенное впечатление, что православное отношение к Библии настолько странное, что, с одной стороны, православие непреклонно защищает ее историчность, ее притязания на апостольское авторство и ее канонический авторитет, и в то же самое время на деле пренебрегает ею, потому что намного более обращено к церковному учению, литургии и “духовности”. Несмотря на то, что рядовые православные христиане читают Библию с буквалистской точки зрения, принимая, что все, что она говорит напрямую — ценно, они не разделяют с протестантскими фундаменталистами такие герменевтические или истолковательные принципы как “вербальная богодухновенность” и “безошибочность”, не придерживаются они и таких учений как “хилиазм”  или “диспенсационализм” . Православные — консервативные читатели Писания, иногда даже слишком, особенно когда они защищают определенные “традиционные”, хотя и невыгодные для защиты позиции относительно исторического происхождения и буквального значения библейских творений. Но они отнюдь не “фундаменталисты”, и это — очень важная отличительная особенность, которую необходимо иметь в виду, особенно когда мы рассматриваем православное отношение к историко-критической экзегезе и другим научным методам истолкования Писания, которые были развиты на Западе.

http://bible.predanie.ru/protopresviter-...

Священный Синод постановил считать полезными контакты с Парижской епархией Римо-Католической церкви 5 марта, 2010. Редакция " Правмира " На сегодняшнем заседании Священного Синода председатель ОВЦС Митрополит Волоколамский Иларион делал доклад о визите Русской Православной Церкви во Францию. В частности речь шла о совместном проведении симпозиума «Духовное наследие Святой Руси» Отделом Внешних Церковных связей и Корсунской епархией Московского Патриархата и Парижской епархией Римо-Католической церкви. На сегодняшнем заседании Священного Синода председатель ОВЦС Митрополит Волоколамский Иларион делал доклад о визите Русской Православной Церкви во Францию. В частности речь шла о совместном проведении симпозиума «Духовное наследие Святой Руси» Отделом Внешних Церковных связей и Корсунской епархией Московского Патриархата и Парижской епархией Римо-Католической церкви. Члены Святейшего Синода сочли полезным поддержание контактов с Парижской епархией Римско-Католической Церкви с целью свидетельства о Святом Православии на Западе и укрепления дружеских связей между народами Франции и стран, окормляемых Московским Патриархатом. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/svyashhennyj-sinod-pos...

Председатель ОВЦС: Встречу Святейшего Патриарха Кирилла с Папой Франциском неслучайно назвали эпохальной 20 мая 2016 г. 12:34 Одним из важных направлений деятельности Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата являются взаимоотношения с инославными сообществами. Выступая на торжественном заседании по случаю 70-летнего юбилея ОВЦС, его председатель митрополит Волоколамский Иларион , в частности, отметил, что перспективным представляется развитие отношений с Римско-Католической Церковью — как на общеправославном, так и на двустороннем уровнях. «Официальный диалог, продолжающийся между семьей Поместных Православных Церквей и римо-католиками с 1979 года, рассматривает широкий спектр проблем и в целом ориентирован на длительные богословские консультации, констатировал иерарх. Двустороннее взаимодействие Московского Патриархата с различными институтами Римско-Католической Церкви проходит сегодня, в первую очередь, в сфере общественной проблематики, в которой наши позиции близки». Владыка подчеркнул, что развитие событий в мире в последние годы подтверждает необходимость объединения усилий православных и католиков в противостоянии либеральной секуляризации, кризису семейных ценностей, подрыву норм традиционной морали. Кроме того, важное место в этих отношениях занимает культурное сотрудничество, осуществляемое в рамках учрежденной в прошлом году двусторонней рабочей группы. «В условиях продолжающейся борьбы с терроризмом на Ближнем Востоке, прежде всего в Сирии и Ираке, мы особенно заинтересованы в укреплении взаимодействия в деле защиты христиан от преследований со стороны экстремистов и оказания населению этого региона гуманитарной помощи», отметил архипастырь. Эта и другие актуальные темы нашли отражение в принятой 12 февраля сего года в Гаване Совместной декларации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска. Как напомнил председатель ОВЦС, подготовка встречи продолжалась без малого двадцать лет, если отсчитывать время с первой попытки встречи между Папой Римским и Патриархом Московским в 1997 году. Тогда она не состоялась, поскольку не удалось согласовать общую позицию, которая легла бы в основу Совместного заявления. «За прошедшие годы уровень взаимопонимания существенно возрос, и текст заявления, подписанного в Гаване, в полной мере его отражает», засвидетельствовал митрополит Иларион.

http://patriarchia.ru/db/text/4471505.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010