Доклади... С., 1971. Вишнякова А. Ф., Николаев В. Славянобългарският фактор в христианиза-щията на Киевска Русия//Византийский Временник. 1952. Т. V. Георгиев Е. Кирил и Методий. С., 1969. Григорий Цамблак, митр. Похвално слово за Евтимий/Сб. Христоматия по старобългарска литература. С., 1967. Динков К. История на Българската Църква (четива). С., Синодално книгоиздателство, 1954. Драганов М. Религиозната психика на българите. С., 1968. Дринов М. Исторически прегледъ на Българската Църква, от самото и начало и до днесь. Виена, 1869. Дринов М. Отец Паисий, неговото време, неговота история и учениците му/Съчинения на М. С. Дринова. 1909. Т. I. Дуйчев И. Из старата българска книжнина. С., 1943. Т. I. Дуичев Ив. Рилският светец и неговата обител. С., 1947. Евлогий (Смирнов), архим. История на взаимоотношенията между Руската и Българската Православни Църкви//Духовна култура. С., 1973. 8. Евтимий, Патриарх. Св. Иван Рилски, живот и подвизи. С.,1940. Екзархийский устав приспособенъ въ княжеството, вотиранъ, и приеть въ първата редовия сессия на VIII обикновенно Народно Събрание и утверденъ съ Височайши указъ отъ 13-й януарий 1895 година по 1. С., 1895. Екзархийский устав приспособенъ въ княжеството, одобренъ отъ Святийтъ Синодъ, приеть отъ Дьржавнийть Сьветъ и Народното Събрание, и потвьрденъ съ указъ на Негово Височество Князьть отъ 4 февруарий 1883 година, под 82. С., 1883. Златарски В. И., проф. Александр II и българският църковен въпрос/Сборник в чест на Варненския и Преславски митрополит Симеон. С., 1922. Златарски В. Де и кога билъ заточенъ и умрел българският Патриархъ Евтимий. Отдельный отпечаток от «Летописа на белг. Книж. Д». 8. Златарски В., проф. Отец Паисий Хилендарски. Българска историческа библиотека. 1929. Т. I. Иванов Й. Богомилски книги и легенди. С., 1925. Иванов Иордан. Жития на св. Иван Рилски. — Търново, 1904. Игнатьев А. Светейшият Московски и Всерусийски Патриарх Алексий и Българската Православна Църква//Духовна култура. С., 1970. 7—8. История на философската мисъл в България.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

Взаимное знакомство различных народов друг с другом заставило их отказаться от национальной исключительности и отнестись с уважением к тому, что есть хорошего у других. Восток не мог преклониться перед великими созданиями греческой мысли и обратился к самому внимательному их изучению. С другой стороны, сам он сделался почти откровением для запада. Изверившиеся в своей философии греки с жадностью обратились к новому источнику религиозного знания; их привлекали и глубокая древность восточных религий, и их символичность, и мистицизм, и их фантастичность и смелость в решении всех вопросов религиозной мысли. 9 Восточные культы – особенно Митры, Озириса и Изиды начали быстро распространяться в Европе и приобрели себе здесь самую громадную популярность. 10 Вместе с тем, проникли сюда всякие восточные суеверия, астрология, магия, теургия. 11 Гражданская власть гостеприимно приняла чужеземных богов. Политическая мудрость римлян внушила им мысль сделать своими союзниками не только покоренные народы, но и их богов, и, сохраняя каждому подвластному народу его законы, учреждения и обычаи, они сохраняли и их верования, и приняли их богов в свой пантеон. 12 Мир богов увеличился чрезвычайно, так, что по выражению Петрония в римской империи легче можно было найти бога, чем человека. 13 В то же время в него внесено было более порядка, дисциплины и субординации. Отдельные боги подчинены одному верховному Существу и явились его наместниками на земле; каждый из них получил в свое заведование какую-нибудь страну или народ, или просто стихию, или какой-нибудь род деятельности. 14 Нетрудно заметить, что Олимп устроился совсем по образцу рисского государства с его централизацией власти, с его многочисленными префектами и субпрефектами в различных странах и с массой более мелких чиновников; только философы, проводившие в порядок мир богов, считая наш мир согласно доктрине Платона отражением мира высшего, думали, что не мир богов устроился по образцу мира людей, а наоборот, что мир людей устроился по образцу мира богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Как, например, без предвзятой мысли говорить, что Платон заимствовал свое учение об идеях из находящихся в книге Исход слов Бога Моисею: «Поставь скинию по образцу, который показан тебе на горе, 203 что Платон, прочитав это и не с надлежащим созерцанием усвоим написанные слова, подумал, что идея существовала отдельно и прежде чувственных вещей; между тем такое объяснение учения Платона об идеях мы находим у Иустина Мученика . 204 Сходство в языческих преданиях о некоторых событиях первобытной истории человечества с повествованиями о них Библии можно объяснить общим происхождением народов и сохранением в их памяти особенно замечательных событий. Высота же некоторых религиозных и нравственных понятий, встречающихся у греческих философов, их близкие к христианским идеи об обязанностях человека о его свободе, о бессмертии души, будущей жизни, наказаниях в загробной жизни без труда можно объяснить тем, что человек и независимо от откровения при помощи одних естественных сил может прийти к таким понятиям и идеям. Несостоятельная в наше время, разбираемая теория могла быть убедительной для своего времени. При синкретическом направлении философии первых веков христианства, когда самые несходные доктрины ставились в логическую и историческую связь, она не могла казаться странной, тем более что идея о заимствовании западными народами своей культуры с востока и о том, что евреи владели богооткровенной истиной, разделялась и многими греческими писателями того времени. В противоположность язычеству – явлению зла и заблуждения – христианство есть единая истинная религия. Если языческие мудрецы только искали истины, то христианство обладает ей; если те нашли только частицы истины, то христианство владеет ей вполне, если у тех истина смешана с заблуждением, и они часто противоречили не только друг другу, но и самими себе, то у христианских писателей удивительное согласие между собой. Как единая истинная религия, христианство должно быть единой общей религией всех людей и всех народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

«Сколько раз, говорит он, еще в юности восхищенный блеском света Гелиоса я не только не мог оторвать от него глаз в продолжение дня, но даже ночью, при ясном небе я оставлял все, чтобы созерцать красоту светил, не слыша ничего, что мне говорили, и, не сознавая, что я делал сам. Мое внимание было так напряженно и продолжительно, что меня принимали за астролога». 360 Ему казалось удивительным, как другие не видят повсюду действия благодетельной руки Гелиоса. «Или вы одни нечувствительны к блеску, который исходит от Гелиоса? Пишет он александрийцам, одни вы не знаете, что это он производит всех животных и все растения. Вы считаете Богом Словом Иисуса, Которого не видели ни вы, ни отцы ваши, а не почитаете того, кого от вечности видит и почитает род человеческий, я хочу сказать великое солнце, – живой, одушевленный, разумный и благодетельный образ отца умопостигаемого». 361 Сам он в своей жизни ясно видел руку богов, которые, несмотря на все опасности, каким он подвергался, несмотря на то, что он ни на одну минуту не мог поручиться за свою жизнь, оберегали его все время и довели его до трона, чтобы сделать его орудием восстановления их попранного культа. 362 И мы видели, что он самым ревностным образом исполнял то, в чем видел свою миссию. Полный доверия к богам, он ничего не предпринимал, не посоветовавшись с ними. Его часто можно было видеть роющимся во внутренностях жертвенных животных, рассматривающим их сердце и печень, 363 внимательно следящим за полетом птиц; 364 он вдумывался во всякое случайное совпадение фактов, 365 в виденные им сны, стараясь найти в них указание богов. 366 Экзальтированная натура он даже чувствовал присутствие богов; ему казалось, что он «живет с ними в постоянном общении, что они спускаются к нему на землю» и иногда «ночью, прикасаясь к его руке или волосам прерывают его сон»; он так привык к ним и знал их так близко, что мог отличать голос Зевса от голоса Афины и образ Аполлона от образа Геркулеса». 367 Он окружен был какой-то мистической атмосферой, полной таинственных событий, предзнаменований, предсказаний, таинственных голосов и видений, богов и богинь.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

448 Прибавлений за 1882 г. ч. 29, стр. 554. Синайский кодекс, в цитован. издании Тишендорфа, в фотолитографированных снимках, был издан не в большом числе оттисков особо. 453 См. стр. 32 Записки святителя «О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого семидесяти толковников и славянского переводов Св. Писания». Москва, 1858. 455 См. на 32 странице цитованной выше на сей же стр. в 1-м примечании «Записки», в приписке, сделанной святителем в 1858 г. 456 Из приветственной речи, произнесенной от Московской духовной академии ректором ее А. В. Горским пред лицом святителя Московского Филарета в день 50-летия служения его в архиерейском сане 5 августа 1867 г. См. Прав. Обозр. за 1867 г. ч. 24, стр. 12 «Известий и заметок». 457 См. изложение их в «Записке» святителя, представленной им в феврале сего года обер-прокурору и выше приведенной нами. 459 См. И. А. Чистовича, История С.-Петерб. дух. академии, стр. 191. Спб. 1857; срав. Н. П. Вишнякова, происхождении Псалтири, стр. 17. Спб. 1875. 460 У Чистовича, в цит. соч. стр. 191. Перепечатано в Прав. Обозр. за 1869 год, т. I, стр. 341–364. 461 См. там же, стр. 271. Сл. списки сочинений Филарета, составленные в хронологическом порядке и помещенные: а) в Трудах Киев. дух. акад. за 1868 г. ч. I, стр. 324; б) в Чтениях в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1869 г. кн. VI, стр. 70 «Материалов для биографии Филарета» и в др. книгах. 462 Уроки читаны были в 1810–1812 годах. См. Чтения в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1869 г. кн. VI, стр. 71 «Материалов для биографии Филарета». Но эти уроки, в свою очередь, представляли собою лишь практическую часть общих чтений по Герменевтике. Как профессор богословия истолковательного или герменевтики, архимандрит Филарет в своих чтениях предложил опыт и теорию этой науки. «В теории, по изложении понятия истолковательного богословия, его возможности, даже необходимости в кругу знания и хода его в Церкви христианской, предметом изысканий были: а) основания истолкования общие; b) средства истолкования внутренние, то есть почерпаемые в самом Св. Писании; c) пособия внешние и d) правила о действительном употреблении открытого в словах Св. Писания смысла». См. И. А. Чистовича, Истор, С-Петерб. дух. акад., стр. 190 примеч. Срав. «Обозрение богословских наук» и пр. Филарета, по изданию в Чтениях в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1872 год, стр. 40–49 «Материалов для истории русской церкви». Нечто подобное «Запискам на кн. Бытия» представляют и «Замечания на книгу Исход», составленные Филаретом также еще в Петерб. дух. академии и напечатанные в Чтен. в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1871 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

1Ц. 14:27–29), обрадовать его явлением Своей божественной помощи ( 1Ездр. 9:8 ; Сир. 34:17 ; ср. Притч. 15:13 ), чтобы не дать ему преждевременно умереть от горя и нужды, и не допустить его погибнуть от руки врага, чтобы не доставить тому случая похвалиться успехом своего злого дела, и чтобы все многочисленные противники его не могли порадоваться падению его. В нравственном смысле, в устах искушаемого верующего, это мольба о благодатном подкреплении в виду опасности духовной смерти, т. е. тяжкого нравственного падения и близкого торжества, живущего в падшем человеке начала зла и главного виновника его искусителя диавола (Златоуст и бл. Августин). По слав. пер. (=гр.-лат.), ст 6-й соединяется с ст. 7, как два члена противоположительного параллелизма; по русск.-евр. и по изъяснению св. И. Златоуста ст. 6 стоит вместе с ст. 5-м в соподчиненном отношении к ст.4-му: просвети очи мои, – что правильнее. Слав.=Альд. и Вульг.; во всех других изданиях греч. т., как в евр., халд., сирск. и русск., он соединяется с 5-м в один ст. з. Азъ же на млть твою уповахъ: возрадетс сердце мо твоемъ: воспою гдеви блгодвшем мн и пою имени Гда вышнг. 6. Я же уповаю на милость Твою; сердце мое возрадуется о спасении Твоем; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, (и буду петь имени Господа Всевышнего). 7 (русск. 6). Молитва успокаивает душу псалмопевца, и прогоняя от него чувство отчаяния, снова оживляет в нем надежду ва милость и помощь Божию, окрыленный которою, он заключает молитвенный вопль свой радостною уверенностью, что скоро наступит время, когда сердце его возрадуется богодарованному спасению от всех настоящих его страданий и он воспоет благодарственную песнь Господу – Своему Благодетелю. Слова: и пою имени Гда вышнг, – находятся только в грек.– лат. переводе. Вероятно, они внесены были 70-ю из сходных мест Псс. 7:18 или 9:3. Читать далее Источник: Толкование на Псалтирь/Сост. свящ. Н. Вишняков. - Санкт-Петербург : тип. Ф.Г. Елеонского и К°, 1880-. (Толкования на Ветхий Завет, изд. при Санкт-Петербургской духовной академии; Вып. 3, 4, 8, Вып. 8 напеч. в тип. А. Катанского и К°)/Вып. 3. - 1880. - С. 1-173; Вып. 4. - 1882. - С. 175-335; Вып. 8. - 1891. – С. 337–522. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Но из всего состава собственно Псалтири, из числа 150 псалмов, мы не нашли ни одного, который бы с достаточною вероятностью можно было отнести ко времени Маккавеев, или другому какому-либо пункту времени после прекращения в иудейской церкви пророческого служения, и таким образом должны признать совершенную несостоятельность очень распространенной между новейшими учеными толкователями псалмов гипотезы о существовании в Псалтири песней из Маккавейского и вообще после-пророческого периода иудейской истории. Но выводы наши относительно Маккавейской гипотезы и времени происхождения позднейших псалмов могут получить полную свою твердость только лишь после рассмотрения и решения вопроса о времени окончательного собрания отдельных разновременных песней в одну известную нам Книгу Псалмов, происхождение которой из отдельных псалмов и составить предмет дальнейшего нашего исследования. III. О происхождении собрания песней Псалтири Известное у нас под именем Псалтири собрание псалмов в полном своем составе, конечно, могло произойти не ранее, как только после происхождения позднейших его песней, и следовательно никак не ранее восстановления стен Иерусалима после плена Вавилонского (445 г. до Р. Хр.), к торжеству освящения которых мы отнесли позднейшие, заключительные песни Псалтири. Но в этом случае, если мы и допустим, что полное собрание псалмов совершенно было непосредственно вслед за происхождением названных последних песней, то и тогда оно от происхождения главнейшей составной части своей, псалмов Давидова времени (1060–1020 до Р. Хр. 1745 ), будет отделяться громадным, шестивековым промежутком времени. Уже это одно достаточно показывает, что настоящее собрание псалмов, какое представляется в Псалтири, не есть собрание первоначальное, непосредственно принадлежащее одному или нескольким лицам одного времени, а представляет лишь последнюю дополненную редакцию нескольких предшествующих собраний, относящихся к различным эпохам истории псалмопения: так как, принимая во внимание всегдашнее высокое уважение Евреев к своим священным песням 1746 и особенно непрерывное со времени Давида богослужебное употребление 1747 , решительно нельзя представить, чтобы такого рода песни оставлены были в течении столетий обращаться в народе в виде отдельных листков до времени предпринятого наконец общего собрания их в составе известной нам Псалтири, или книги хвалебных песней Израилевых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

И вообще как ненадежна была благосклонность к Иудеям Персидских государей достаточно видно из того, что они часто изменяли свои обещания и даже известный особенною своею благосклонностью к Иудеям Артаксеркс 1 Лонгиман 1627 , по клеветам одного из приближенных своих царедворцев, позволил себе в одно время выдать повеление об истреблении всех Иудеев по всем областям царства Персидского 1628 . Равным образом из свидетельств И Флавия и самой кн. Неемии видно, что и среди самих Иудеев, даже из числа знатнейших из них, были в то время многие такие, которые из угождения персидским областеначальникам и из личных своих видов, готовы были изменить отеческим преданиям и явно стать гонителями истинных чтителей закона Божия 1629 . В виду такого рода обстоятельств, составление псалма 118-го во времена Ездры и Неемии является вполне возможным и вероятным, тем более что выражение стремления к живому и деятельному познанию закона Божия, прославление его совершенств и важности его хранения, составляющие существенное содержание псалма, прекрасно соответствуют сознанной тогда потребности изучения закона и ревностного соблюдения его, между тем как за исключением вышеуказанного совпадения исторических признаков этого времени с временем Маккавеев, в содержании псалма не представляется никаких других побуждений относить его именно к последнему времени 1630 . Из времени же Ездры и Неемии удобно объясняются и остальные псалмы «аллилуиа», 145–150, оканчивающие собою Книгу Хвалений ( ), или хвалебных песней израилевых. Благодарность Господу за избавление и возвышение Израиля среди народов, в связи с указаниями на устроение Иерусалима и укрепление ворот Сиона и радостными надеждами на утверждение царства Божия на земле, и вообще торжественный, ликующий тон этих псалмов, – все это как нельзя более идет к празденству освящения стен Иерусалима, в восстановлении которых Иудеи видели залог своего национального возвышения и потому праздновали это событие с особенною радостью и торжественностью 1631 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Кроме этого собственно церковного употребления, Псалтирь с первых же пор принятия Христианства употреблялась у нас как книга учебная, изучение которой долгое время ограничивался весь круг образования большей части русских книжных людей; – вообще как книга назидательная для чтения домашнего, нередко сопровождавшая наших предков даже в их путешествиях, и как книга спасительная в некоторых особых случаях жизни, как напр. для чтения над тяжкими больными, особенно же над умершими, и даже для суеверного гадания, чтоб разрешить свои недоумения и т. п. 10 . Развитие Западно-Европейского образования в последнее десятилетия текущего века значительно изменило отношение к Псалтири в нашем русском обществе; тем не менее исчисленные нами различные виды древнего употребления их, хотя и не в таком широком развитии, как это было в древности, остаются и доселе в многочисленнейшей среде русского народа, и если в образованных его классах Псалтирь не употребляется уже более не в качестве учебной книги для чтения, и тем более для суеверного гадания, то и здесь для людей Христиански – образованных и благочестивых она не перестала и, конечно, никогда не перестанет быть молитвенною, назидательною и душеспасительною книгою. Многочисленные, быстро распространяющиеся издания Псалтири и частые переложения псалмов на стихотворную речь, непрекращающаяся до настоящего времени, служат наглядным доказательством того, что в русском обществе, не исключая и образованных его классов, продолжает жить особенная любовь к Псалтири и потребность разнообразного ее изучения, а постоянное употребление ее при Богослужении представляет надежное ручательство, что такая любовь к ней сохранится в сердцах русских людей и навсегда, пока Россия останется, как и была, Православною Россией. Такое широкое и разнообразное употребление Псалтири в Православной Церкви вообще и в нашей Русской в особенности естественно предполагает наиболее полное и многостороннее ее изучение сравнительно с другими книгами Св. Писания. Не совсем так оказывается на деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Закрыть itemscope itemtype="" > В ТАСС состоится пресс-конференция Михаила Тарковского, который представит книгу о Марии Вишняковой, матери Андрея Тарковского 25.01.2024 91 Фото: Из интернет-источников В ТАСС состоится пресс-конференция, посвященная презентации книги о матери всемирно известного кинорежиссера Андрея Тарковского Марии Вишняковой, сообщили РНЛ организаторы. О работе над книгой расскажут писатель, лауреат литературной премии «Ясная Поляна», внук Марии Вишняковой Михаил Тарковский, художник, дизайнер книги Иван Лукьянов и руководитель благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадий Елфимов. В книге отражены воспоминания о бабушке писателя, с которой прошло его детство. Образ Марии Ивановны Вишняковой, первой жены поэта и переводчика Арсения Тарковского, хранит в себе множество черт русского человека, прошедшего через лишения и тяготы. История жизни Марии Ивановны Вишняковой издана фондом «Возрождение Тобольска» в 2023-м году. Мероприятие состоится 26 января в 11.00. Для аккредитации необходимо прислать по адресу press-center@tass.ru с корпоративной почты письмо на бланке СМИ с указанием ФИО, должности, актуальных контактов журналиста. Аккредитация проводится до 18:00 25 января 2024 года . Вход только для представителей СМИ по предварительной аккредитации при наличии паспорта и редакционного удостоверения. Трансляция будет доступна на сайте ТАСС на странице анонса , а также в группе Пресс-центра ТАСС в ВКонтакте . Справки и аккредитация: +7 (499) 791-03-87, +7 (903) 284-25-41 press-center@tass.ru Адрес: Москва, Тверской бульвар, дом 2, 2-й этаж. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/politnews/2024/01/25/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010