Такое положение, естественно обращало взор Израиля к Живущему на небесах 1677 и вызывало из глубины души его молитву: «Господи! Избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого» 1678 . «Помилуй нас, Господи, помилуй нас; ибо довольно мы насыщены презрением. Довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых» 1679 . Равным образом и прочие песни восхождения, если и не указывают прямо на возвращение из плена и первое время пребывания возвратившихся в своем отечестве, то во всяком случае очень удобно применяются к этому времени и не представляют никаких противоречий и несообразностей, которые бы могли возбуждать сомнение в действительном отношении их к тому времени. Так псалом 120-й, где Израиль возводит взоры свои к горам святого города, откуда обитающий на Сионе Господь 1680 ниспосылал и ниспосылает ему помощь Свою, очень хорошо выражает чувства радостного упования Иудеев на милостивую защиту Божию и охранение от всякого зла, когда они при возвращении своем из плена увидели священные горы своего отечества 1681 . Но и по возвращении в отечество, на той земле которую Господь дал отцам Иудейского народа, чтобы «питаться ее плодами и ее добром», по молитвенному выражению того времени, Иудеи должны были еще находиться, «в великом стеснении», оставаясь в рабской зависимости от иноземных языческих правителей 1682 , которые то являлись их покровителями, то, внимая клеветам враждебных им соседних народов, вместе с этими последними противодействовали их усилиям к восстановлению Иерусалима и храма и утверждению своего благосостояния. В это смутное тяжелое время, в продолжительной борьбе с препятствиями, нуждами и лишениями, в наиболее слабых верою сердцах очень естественно могло возбуждаться сомнение в близости Божественной помощи и вообще в праведном мздовоздоянии благочестия и добродетели 1683 , а это в свою очередь не только ослабляло усердие к святому делу восстановления Иерусалима 1684 , но и вообще производило холодность и равнодушие к делам веры и благочестия 1685 , место которых заступали обычные житейские заботы об устроении внешнего благополучия 1686 , часто с совершенно-безразличным отношением к выбору средств для достижения своекорыстных целей своих 1687 , так что некоторые из Иудеев из личных своих видов не стыдились открыто становиться на сторону врагов своих 1688 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Торжественно-хвалебный тон псалмов, по видимому, наиболее гармонирует с временем возвращения из плена 1492 , когда Иудеи, освободившиеся, хотя и не вполне, от рабства язычникам, в сознании себя теократическою нацией и царством Иеговы, действительно могли говорить о себе: «опять Господь царствует; Он Бог наш, и мы – народ паствы Его и овцы руки Его: вспомнил Он милость Свою к Иакову, и верность Свою к дому Израилеву; явил (нам) спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою 1493 . Но среди прославлений Иеговы, как великого Царя и Владыки вселенной, там и здесь довольно ясно видно, что прославляемое всемирное царство Его еще не наступило, а составляет только предмет ожиданий и надежд в более или менее отдаленном будущем, которое если в очах вдохновенного певца и является как бы совершившееся или настоящее, то не как действительное, существующее, а только идеальное, созерцаемое. Прославляя всемирное царство Иеговы, псалмопевец в тоже время дает заметить, что царство это не открылось еще, что Царь вселенной не пришел, но только придет еще судить вселенную по правде, и народы по истине Своей 1494 ; восхваляя простирающееся на все концы земли спасение Божие, в тоже время он представляет Израильтян еще только на пути к покою, пророчески увещевая их к достойному принятию даруемого спасения 1495 ; призывая все народы и весь мир к ликованию пред лицом Господа, Владыки вселенной, он незаметно дает при этом понять, что изображаемое им всемирное торжество наступит еще только в будущем: «да ликуют тогда…» 1496 . Напротив того в настоящем, не смотря на созерцаемое всеобщее совершение спасения и славное владычество Господа над всею вселенною, мы видим еще враждебное устремление языческого мира против царства Божия, угрожающее попрать и истребить наследие Божие, осквернить святыню дома Божия и на месте святого праведного престола Иеговы утвердить престол губительства и нечестия 1497 . Но если устремление языческого мира и грозило продолжению святыни дома Божия 1498 , то в тоже время видно, что дом Божий в Сионе не только существовал еще тогда со всею полнотой и торжественностью законного богослужения 1499 , но что и Господь восседал еще на херувимах и на святой горе совершалось поклонение подножию ног Его 1500 , т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Утвердившиеся уже на родной земле сыны Израиля воспоминают в нем то состояние, в каком находились они при возвращении из Вавилона. «Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне. Тогда уста наши были полны веселия и язык наш – пения; тогда между народами говорили: великое сотворил Господь над ними! Великое сотворил Господь над нами: мы радовались» (ст. 1–3). Но отрадные воспоминания о своем возвращении из плена естественно должны были возбуждать в них сожаление о том, что далеко еще не все сыны Сиона воспользовались дарованным от Господа избавлением, но что очень многие из них, не смотря на позволение возвратиться в отечество, по привязанности ли к своему стяжанию и по недоверию к выгодам возвращения, или же по другим каким обстоятельствам, продолжали еще оставаться в Вавилоне 1670 . Поэтому в радостном сознании полученного благодеяния Божия, они молят Господа, чтобы Он возвратил и последних пленников, хотя бы они сами и не хотели того по малодушию. «Возврати Господи пленников наших, как потоки на полдень» (ст. 4), т.е. как на жаждущую после летнего зноя полуденную пустыню с наступлением зимы опять возвращаешь напаяющие ее плодотворные дождевые потоки. «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои» (чт. 5–6). – Как сеющий, особенно при тогдашнем состоянии иудейской страны с нередко повторявшимися неурожаями, с печалью и воздыханием бросает в землю семена свои, потому что не знает, будут ли они возвращены ему, но за то в какой радости бывает, когда вместо немногих зерен приносит домой целые снопы: так и эти остающиеся пленники с сожалением и скорбью оставят прибытки и связи в чужой стране, но будут обрадованы, когда увидят родную землю и благословение Божие в ней 1671 . Подобными же образом в псалмах 119 и 122-м Израиль изображается в таком состоянии, в котором не трудно узнать его положение вскоре по возвращении из плена, когда он по милости Божией 1672 , только что избавившись от бедствий продолжительного пребывания в чужой стране, между надменными, недружелюбными язычниками 1673 , и в самом отечестве своем продолжал оставаться в великом озлоблении и поношении 1674 , принужденный жить в соседстве с ненавистными Самарянами и другими враждебными народами 1675 , которые своими клеветами старались отвратить от него благосклонность Персидских государей и вообще всеми мерами препятствовали его стремлениям к благоустроению в своем отечестве 1676 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Что для нас Пасха? Беседа с протоиереем Сергием Вишняковым – Когда у одного иеромонаха спросили, что такое Пасха , он ответил: «Это очень трудно объяснить. У меня есть друг, ему за 70. Так вот, он недавно сказал, что год за годом понемногу стал приближаться к пониманию того, что такое Пасха. Но дается это трудно». Что же такое Пасха в историческом и в духовном аспектах? – В историческом аспекте «пасха» – это исход евреев из Египта. Однако святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих беседах делает акцент на том, что это событие следует понимать как исход именно из Египта духовного в Землю Обетованную, то есть переход от греха – к святости, от смерти – к вечной жизни. Посему здесь исторический смысл и духовный взаимосвязаны, святые отцы никогда их не разделяли. Таким образом, Пасха – переход от состояния рабства греху к свободе и полноте жизни во Христе. Пасха – Воскресение Христа – это великое чудо из чудес, которое не поддается объяснению. Это как святое чувство любви, кое не возможно передать словами, но которое ликованием наполняет наше сердце. – Какие ветхозаветные события являются прообразами Воскресения Христова? – Когда иудеи просили Господа явить чудо, Он им ответил: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12: 39–40). В Писании много содержится прообразов Воскресения Христова, например спасение еврейских первенцев – это прообраз спасения всех людей кровью Христа как Агнца, закланного за грехи мира. Но самый яркий из прообразов – пророк Иона во чреве кита. Потому что Господь Сам на него ссылается. По сути дела, жестоковыйные люди просили знамение, и Христос дал им его, но погодя, после Своего Воскресения. Как видим, знамение дается в тот момент, когда его способны принять. – Канун самой строгой последней недели Великого поста – Страстной – приходится на Вербное воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим. Один из участников недавней Всероссийской олимпиады по курсу «Основы православной культуры» написал, к сожалению, следующее: «Когда Иисус ехал в Иерусалим на ишаке, Он сорвал ветку вербы, чтобы погонять ишака. Впоследствии этой веткой Он исцелял больных. С тех пор люди в Вербное воскресенье слегка бьют друг друга освященной веткой вербы для того, чтобы не болеть». Скажите, пожалуйста, что нужно делать с освященной вербой, ведь с этим символом связано множество суеверий?

http://pravoslavie.ru/30140.html

Эта краткая песнь, представляющая выражение смиренного сознания своего недостоинства пред Господом и тихой преданности Его благому Промыслу, составляет как бы перифраз ответа Давидова на упреки Мелхолы. «Как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-либо пустой человек»! говорила Мелхола. В ответ на это Давид высказывает ей, что пред Господом достоинство и слава не в гордом самовозвышении пред низшими себя людьми, но в смиренном сознании своего недостоинства пред Ним и в самоуничижении; ибо Господь унижает гордых и надменных, как унизил отца ее Саула, и возвышает смиренных, как и возвысил его, поставив вождем народа Своего, Израиля; потому он не ищет иной чести пред Господом, кроме той, которая состоит в смирении и унижении себя в глазах своих, чтобы не надмеваться и пред последним из рабов своих. «Пред Господом играть и плясать буду. И я еще больше уничижусь и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и со служанками, о которых ты говоришь, – с ними я буду славен» ( 2Цар.6:20–22 ). Тоже самое, хотя и другими словами, в Пс. 130 исповедует псалмопевец пред Господом, преподавая урок подражания народу своему Израилю: «Господи! Не надмевается сердце мое и не возносятся очи мои, и я не вхожу в великое и в то, что выше меня. Истинно, я покоен и тих душою моею, как отнятое от груди дитя подле матери своей, как дитя, отнятое от груди, душа моя во мне 707 » (ст.1–2), т.е. в смиренной и всецелой преданности Господу и в чувстве общения с Ним находит полное свое довольство и не знает мучительных стремлений самолюбия и честолюбия, которые испытывают люди гордые и надменные. Те же чувства смиренного упования и преданности Господу внушает он к народу своему, Израилю, предостерегая его от гордого самомнения, в сознании своего собственного призвания или своего могущества и славы пред другими народами: «Да уповает Израиль на Господа, отныне и во век» (ст. 3). – Впрочем надобно заметить, что указанные обстоятельства представляют не единственный случай в жизни Давида, который мог послужить ему поводом к написанию рассматриваемого псалма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

«Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь. Правды Твоей не скрывал в сердце моем; возвещал верность Твою и спасение Твое; не утаивал милости и истины Твоей пред собранием великим 782 ». Следующая за этим исповеданием молитва псалмопевца о продолжении к нему милости Божией в постигшем за его грех несчастии и особенно об избавлении от многих торжествующих при этом врагов его 783 , по видимому, всего ближе идет ко времени Авессаломова восстания 784 , и, может быть, действительно в это печальное время вторично излилась из души певца, составив таким образом для нас отдельный 69-й псалом; но в тоже время эта молитва не представляет ничего неестественного и несообразного и в положении Давида после получения им обетования. Бесспорно, великая милость Божия возвещена была Давиду в дарованном ему обетовании, но исполнение сего обетования должно было последовать лишь в отдаленном будущем; между тем в настоящем объявлено было ему, что Господь не благоволит к его дарам и жертвам, а это естественно вызвало в душе его сознание виновности своей пред Богом и в тоже время подвергало его посмеянию со стороны многочисленных врагов его, всегда готовых, подобно известному Семею, радоваться его неудачам и несчастьям и почерпать в том для себя надежду на совершенное отвержение его Господом 785 . Обогащенный обещанием великой милости Божией в будущем, в своем настоящем Давид действительно, по выражению псалма, являлся «беден и нищ» (ст. 18), нуждался в попечении и помощи Божией против злобных, издевавшихся над ним врагов его, а в таком положении, конечно, всего естественнее ожидать от него именно такой молитвы, какою и заключается рассматриваемый нами псалом: «Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно. Ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу… Благоволи, Господи, избавить меня… Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей!...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Я как человек, который не слышит и не имеет в устах своих оправдания, ибо на Тебя, Господи, уповаю я, Ты услышишь 585 . Господи Боже мой 586 ». В таких словах нельзя не узнать Давида, который безмолвно выслушивая злословия Семея, говорит своим слугам на их желание наказать дерзкого ругателя. Что мне и вам? Оставьте его, пусть он злословит; ибо Господь повелел ему злословить Давида… Может быть Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие 587 «. Вообще из числа этих псалмов, совершенно сходных между собою по содержанию и даже выражениям, только в Пс. 37 , и то одна черта смущала некоторых толкователей, возбуждая сомнение в отношении его к Давиду, – это изображение страданий псалмопевца в ст. 8–12, сходное с изображением страданий праведного Иова 588 , дававшее потому повод предполагать в лице его какого-то страдальца, пораженного проказою 589 . Но очевидно, что сомнение и выводимое из него предположение основываются на неправильном, буквальном понимании некоторых выражений указанного места, между тем как в Священном Писании , и в частности в псалмах, слова: болезнь, язва, струпы и т.п. очень часто употребляются в переносном смысле для обозначения всякого рода страданий и скорбей 590 , и в настоящем месте, как видно из дальнейшего контекста речи, означают страдания от гонителей 591 , увеличиваемые сознанием заслуженности их пред Богом, которое естественно вызывает еще мучительнейшие угрызения совести 592 . Но все это, как видели мы, нисколько не противоречит, а вполне соответствует положению Давида во время гонения его от Авессалома 593 . К этому же времени, кроме означенных покаянных псалмов, очень подходят по содержанию своему и многие другие из надписанных именем Давида, которые все вместе, при известном более или менее хронологическом расположении, можно назвать как бы лирическим изложением истории Авессаломова восстания. Одни из таких псалмов, как: 5, 10, 25, 40, 54, 57, 63, 139 594 , в отношении к самому началу истории Авессаломова восстания, именно, к возникновению и постепенному развитию заговора, представляют даже некоторые новые черты и особенности, которые впрочем нисколько не противоречат общему ее характеру, но, как кажется нам, значительно уясняют происхождение этого печального явления и отношения к нему Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

В диалоге явно проступила одна психологическая черта. Мария Ивановна как бы желала угодить и нашим, и вашим. Двуличность и непоследовательность в симпатиях делали Вишнякову удобной фигурой для того, чтобы превратить ее в орудие клеветы на Григория Ефимовича, что и произошло в дальнейшем. Видно, что и Анне Александровне приходится немного хитрить, умалчивая о многом исключительно с целью не дразнить гусей. Она прекрасно видела и понимала, что у людей, подобных Тютчевой, совершенно нездоровое отношение к визитам Распутина, поэтому соблюдала определенную осторожность и старалась не афишировать эти встречи. Конечно, попытка Анны Александровны скрыть правду оказалась неудачной, но это лишь доказывает ее неспособность к лукавству и интригам. В этом Анна Александровна отличалась от Марии Вишняковой, которая напротив, вдруг объявила Государыне о том, что Григорий Распутин ее растлил. Появление такого заявления в контексте всех событий вполне закономерно. Ведь все усилия Тютчевой строились опять же на слухах и чьих-то россказнях. Нужен был, что называется живой свидетель, и не просто очевидец, а участник, еще точнее - жертва. Она была просто необходима, чтобы придать всей кампании хоть какой-то вес и правдоподобие. И такая жертва появилась в лице Марии Вишняковой. Цитировать ее показания мы не будем. Кто желает покопаться в скабрезностях, отсылаем к книге Радзинского. Однако некоторые замечания по их поводу необходимо сделать. Показания Марии Вишняковой Ч.С.К. - красочный рассказ все о том же, о чем разносила по углам Тютчева: Распутин - развратник. То, что этот рассказ вымышленный, указывает следующее обстоятельство. В изложении событий Тютчевой и Вишняковой есть некоторая разница. У Тютчевой все, что случилось с Вишняковой, произошло во время хлыстовских радений, в присутствии других «поклонниц» (надо понимать, что был свальный грех), а по Вишняковой все произошло благопристойно, т. е. ночью, наедине и т. д. Налицо полная нестыковка в показаниях наиболее осведомленных персонажей.

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/25/...

Когда бабушка достала пылающую рубиново-красную пятиконечную звезду на фоне расходящихся серебристых лучей, она сказала, что это самая дорогая для него награда. Орден Отечественной войны 2 степени не сразу нашёл своего адресата. Наградной лист (приказ от 4 августа 1944 года, подписанный полковником Богачёвым) был обнаружен одним из поисковых отрядов и вручён Сергею Леонтьевичу Аверченко 9 мая 1985 года. С волнением читаю в наградном листе: «… умело командовал ротой. Решительно добивался поставленной задачи командования батальона. Задача ротой была выполнена. Рота действовала, дружно поднимаясь в атаку по его команде. Сам лично из автомата застрелил 3 немецких солдат. В бою ранен… Командир роты – мой прадедушка. Герой. Мне есть с кого брать пример.» 6.Вишняков Илья , 8 лет, «Мой прадедушка рассказывает...», Мордовия, р.п. Чамзинка, МБОУ «Лицей рук. Котикова Инна Николаевна. Семейная реликвия «Сколько себя помню, мой дедушка, Вишняков Виктор Иванович, на все семейные праздники брал в руки старую гармонь. Игра на гармони – семейная традиция семьи Вишняковых. А в прошлом году, 9 мая, когда я поехал к своему дедушке в деревню, меня ждал небольшой сюрприз. Дед подарил мне старинную игрушку – железный танк, поржавевший в некоторых местах от времени. Дедушка сказал, что этот танк в свою очередь подарил ему его дед – Вишняков Григорий Иванович, участник Великой Отечественной войны. Я попросил деда рассказать историю появления этой игрушки. И дед поведал мне увлекательную историю… Мой прапрадед, Вишняков Григорий Иванович во время Дебреценской операции был сильно контужен и частично потерял слух. После пребывания в госпитале, в декабре 1944 года по состоянию здоровья был комиссован домой, где его ждала семья – супруга и малолетний сын Иван, мой прадед. Приближался Новый 1945, Победный год! Накануне праздника прапрадед принес из леса ель. Украсили ее, сделанными из газет, самолетиками, корабликами, домиками, сушеными яблоками и сушками, испеченными из лебеды и отрубей. Григорий Иванович в этот вечер подарил своему сыну игрушечный танк. Трехлетний малыш долго рассматривал подарок, так как до этого никогда не видел игрушек. Это был трофейный танк, привезенный из далекой Венгрии. Затем прапрадед взял в руки гармонь и всю новогоднюю ночь пел военные песни. В семье знали, что победа была уже близка, и от этого осознания радостное настроение Новогодней ночи усилилось…

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/07/po...

Войдя в канцелярию Рады, Гавриил Вишняков обратился к находившемуся там священнику с просьбой разузнать о судьбе отца. Тот яростно обрушился на него: “Вон отсюда! Ты, сын москальского попа! Вон, а то будет тебе то же, что твоему отцу!”. Юноша спросил у секретаря, кто с ним разговаривал, ему ответили: “Это архимандрит Мстислав”. Да, это был тот самый Мсти­слав, который уже в наше время стал “знамением” самостийности и преемственности в движение за автокефалию и в 1989 г. был провозглашен “первоиерархом” УАПЦ. Правду о гибели отца Гавриил Вишняков узнал от владыки Пантелеймона в декабре 1941 г. Со слезами на глазах Владыка сказал: “Ваш отец, архимандрит Александр (Вишняков), расстрелян немцами в Бабьем Яру 6 ноября 1941 г.”. Честна пред Господом смерть преподобных Его. Пс 115:6 6 ноября 1941 г. Угрюмый осенний день. Скорбной дорогой смерти под конвоем немецких солдат и украинских полицаев шла в Бабий Яр колонна измученных, избитых, голодных людей. Это были военнопленные красноармейцы, евреи, подпольщики. Были в этой колонне и православные священники, приговоренные к смерти по доносам националистов, бандеровцев, которых “благословили” на их предательскую деятельность автокефалы-самостийники. Среди смертников был и архимандрит Александр. Рассказ о его трагической смерти записан по свидетельству очевидцев, чудом избежавших смерти. “Колонну разделили. Священников отвели вперед по краю обрыва. Архимандрита Александра вытолкали из общей группы и отвели метров за 30. Несколько автоматчиков бесстрастно и четко расстреляли группу священников. Затем украинские полицаи в вышитых сорочках и повязках на рукавах подошли к отцу Александру. Его заставили раздеться донага. В это время он спрятал в рот свой нательный крестик. Пытались распять батюшку на кресте, но у них не получилось. Тогда вывернули ему ноги, и, привязав колючей проволокой за руки и за ноги, все же распяли, затем облили бензином и подожгли. Так, горящим на кресте, его сбросили с обрыва. Немцы в это время расстреливали евреев и военнопленных”.

http://pravmir.ru/arhimandrit-aleksandr-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010