Кто из вас не жалуется на разруху и экономическую, и финансовую, и в путях сообщения. Всё минуется. Дружными усилиями народа — всё можно поправить. Но кто исправит нравственную разруху человеческих душ и, главное, кто даст силы исцелить её, кроме Христа? Ведь недостаточно только обличать. Нельзя же всё бить, и бить, и бить. Надо протянуть руку и поднять утопающего. Это сделать может один Христос. К Иоанну Крестителю в пустыню стекалось множество народа со всей Иудеи. Он учил их и готовил путь ко Христу. И ныне невидимой рукой своею собирает он нас в храм. Наши лица обращены к Христу: " паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца " … Но как некогда, так и ныне, чтобы достойно встретить Христа, надо исполнить слова пророка: " У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же " . Не клевещите… Никого не обижайте… Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное… " Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния " . Аминь.     21 января 1922 г. Произнесено в храме Преображения во Спасском за всенощной (на день мученической кончины св. Филиппа, митрополита Московского) Всенощная была совершена по чину Успенского собора Святейшим Патриархом Тихоном и митрополитом Крутицким Евсевием. Сослужили: протопресвитер Н. А. Любимов, протоиереи Пшеничников, Вишняков, Пятикрестовский, Заозерский, Благовещенский, Орлов, Ермонский, игумен Иоанникий, священники Берёзкин, Покровский, Свенцицкий, Мерцалов, Ярошевский, Светинский, великий архидиакон Розов, протодиаконы: Ризоположенский, Тулузаков, Солнцев, Румянцев.   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Более трёхсот лет тому назад царский опричник Малюта Скуратов задушил святого митрополита Филиппа, заключённого в монастырской тюрьме. Ныне, совершая молитвенную память мученической его кончины, мы будем вспоминать великое дерзновение его архипастырского служения. Но, вспоминая подвиги его, можем ли мы не вспомнить и о той непроглядной тьме царствования Иоанна, среди которой Господь судил возжечься на Руси этому великому светочу Православной Церкви! " Никтоже может двема господинома работаты " (Мф. 6, 24) — никто не может служить двум господам — вот евангельские слова, решившие судьбу молодого царедворца, перед которым открывалась широкая дорога людской славы и земных почестей. Долгие годы колебалась его душа и в шумной придворной жизни тосковала о молитвенном уединении — служила " двум господам " . Здесь, в храме, благодатная сила Божественных слов осияла его разум, укрепила его волю — и он избрал себе Господина навсегда. Он вышел из храма и тайно, ни с кем не прощаясь, оставил Москву. Его влекло туда, на дальний Север, в Соловецкий монастырь, где и суждено было начать подвижническую жизнь смиренному иноку Филиппу…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Может показаться странным, что в изображении врагов псалмопевца, нигде не выдается образ Саула, главного гонителя Давидова; так как и в Пс. 105 черты изображения врага 543 скорее идут к Донгу или подобным ему врагам Давида из поданных Сауловых, нежели к самому царю Саулу. Но история отношений Давида к Саулу показывает также, что он всегда щадил своего гонителя, уважая в нем помазанника Божия, и главным образом вину своих преследований возлагал на недостойных подстрекателей его. В речи своей к Саулу Давид прежде всего упрекает его в том, что он слушает клеветы и доносы злых людей и, предоставляя свое отмщение в отношении к Саулу праведному суду Божию, только на этих последних изрекает проклятия Господа; зачем ты слушаешь речи людей, которые говорят: вот Давид умышляет зло на тебя? Господь да будет судьей и рассудит между мною и тобою 544 . И если Господь возбудил тебя против меня, то да будет это от тебя благовонною жертвою; если же сыны человеческие, то прокляты они пред Господом» 545 . С этой точки зрения ничего нет странного, а напротив, совершенно сообразно с историей и характером отношений Давида к Саулу, если он в псалмах своих не выставляет прямо своего гонителя, но выражает справедливое негодование только против злобных и коварных слуг Сауловых, и на них одних изрекает страшные проклятья, которые таким образом представляют лирическое развитие произнесенной на них клятвы в речи его к Саулу. Замечательно, что все псалмы рассматриваемой нами группы очень сходны в содержании и даже в выражениях, как между собою, так и с 8-ю псалмами, которые историческими надписаниями приписываются различным обстоятельствам жизни Давида из времени его гонений от Саула: во всех одинаковое состояние невинно-гонимого; такие же изображения коварства и жестокости врагов, сравниваемых с тельцами, псами и кровожадными львами; те же образы ископания ямы, поставления сети или обуревания водами; те же выражения надежды на Бога-помощника и представление Его под образом горы или скалы; одинаковые призывания на врагов праведного мщения Божия, доходящие до страшных проклятий и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Но дело в том, что в песни, приводимой в кн. Пар., мы видим ясные следы позднейшего ее происхождения. Таковы богослужебные формулы славословия Богу: «аллилуиа» (ст. 36) и «исповедайтеся Господу: ибо Он благ, ибо вечна милость Его» (ст. 34), – из которых о первой самые ранние свидетельства находим мы только в кн. Паралипоменон и Ездры, а о последней – в тех же книгах и еще у Иеремии пророка (33:11), и которых происхождение поэтому все ученые исследователи иудейских древностей не возводят раннее последнего времени существования Иудейского царства пред наступлением плена Вавилонского 1483 . Особенно же таково молитвенное обращение псалмопевца к Богу в заключении песни, ясно указывающее на пребывание Иудеев в плену, в рассеянии между народами: «спаси нас, Боже, Спаситель наш! Собери нас и избавь нас от народов, да славим святое имя Твое, и да хвалимся славою Твоею» (ст. 35)! Очевидно, что песнь с подобного рода хронологическими указаниями никак не может принадлежать царю Давиду, а равно и всякому другому писателю, жившему ранее наступления плена Вавилонского. Новейшие рационалисты обыкновенно пользуются этим выводом для доказательства недостоверности книг Паралипоменон и совершенного произвола древних иудейских писателей в определении писателей и времени происхождения псалмов. Мы, конечно, далеки от подобного рода заключений и скорее готовы сознаться, что не знаем настоящего смысла того выражения писателя. Паралипоменон, в котором видят свидетельство о принадлежности следующей затем песни царю Давиду. Очень может быть, что словами: «в этот день (т.е. перенесения ковчега завета в Сионскую скинию) Давид, в первый раз, дал (псалом) для славословия Господу чрез Асафа и братьев его» (ст. 7), – писатель Паралипоменон хотел выразить только мысль, что с того дня Давид установил пение хвалебных и других священных песней при богослужении в скинии и таким образом на все последующие времена положил начало развитию священного псалмопения, в пример которого далее и привел наиболее известные в свое время песни, как непосредственный плод того же Давидова установления и выражение сущности обязанной ему своим происхождением, без сомнения, приходившей уже тогда к к концу, целой «Книги Хвалений Господу» 1484 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Но если принять первое, то нужно будет предположить, что псалом написан был не позже Манасии, потому что вскоре после него, или даже уже под конец его царствования, выступил и Аввакум на свое пророческое служение. Остальные два псалма из надписывающихся именем Асафа, 75 и 78-й, по содержанию своему относятся ко времени нашествия на Иудею и особенно на Иерусалим каких-то жестоких и кровожадных врагов, которые все предали поруганию и истреблению и произвели страшное опустошение и кровопролитие. Какие это были враги Иудеев и к какому времени относится оплакиваемое в этих псалмах ужасное нашествие, – на это мы не имеем прямых и точных указаний; но за то псалмопевец с подробностью рисует пред нами печальную картину постигшего его соотечественников тяжкого бедствия. «Язычники пришли в наследие Божие, осквернили святой храм Божий 1107 , рыкают среди собраний Господа и свои знаки поставили на место Его знамений ( Пс.73:4 ); все разрушили во святилище (73:3), все резьбы в нем в один раз разбили секирами и бердышами, самое святилище предали огню и сожгли все места собраний Божиих на земле (73:6–8); опустошили жилище Иакова 1108 и Иерусалим превратили в развалины (78:1); трупы рабов Божиих отдали на съедение птицам небесным и зверям земным, пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима и некому было похоронить их (78:2–3)», а оставшиеся в живых находятся в состоянии «узников, обреченных на смерть» (78:11), «сделались посмешищем у соседей своих, поруганием и посрамлением у окружающих» народов (78:4); Господь видимо оставил народ Свой, который Он издревле избрал в достояние Себе 1109 , и попустил врагам «хулить имя Свое 1110 »; не видно стало знамений Его присутствия, – «нет более пророка» и вообще никого, «кто бы знал, доколе это будет (73:9)». Такое описание постигших Иудею бедствий дает нам отчасти ключ к разрешению вопроса о времени происхождения псалмов. Сходные с описанными бедствия мы видим три раза в иудейской истории, – при разрушении Иерусалима Халдеями ок. 589 г. пред Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Но это и не Сирийцы могущественного царства Селевкидов, некоторое время действительно представлявшие собою победоносную и господствующую в Азии нацию: потому что господство их падает на то время, когда пророчество в народе Иудейском давно уже безмолвствовало 1076 , между тем как в Пс. 74 -м приводится ясное пророчественное обетование, непосредственно от лица Самого Бога изрекающее скорое совершение праведного суда Его над гордыми врагами Его избранного народа (ст. 3, 4, 11), и притом оба псалма дышат такою первоначальною свежестью поэзии, что было бы совершенно неестественно считать их лишь позднейшими отголосками и подражаниями древнего уже замолкнувшего пророческого слова. Кроме того псалом 75-й представляет и ясные положительные признаки отношения его к нашествию Сеннахерима. Мы видим здесь, что грозные и гордые своим могуществом северные враги Иудеи разом и окончательно низлагаются силою Бога Иаковлева пред жилищем Его в салиме: «там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань» (ст. 4); но свящ. история, как заметил уже Раши, не знает другого примера низложения врагов пред Иерусалимом, и притом низложения совершенного исключительно божественною силою, без участия силы человеческой, величественного и решительного, разом положившего конец войне, – другого такого низложения не знает история, кроме одного чудесного низложения Ассирийского Сеннахеримова войска под стенами иудейской столицы, бывшего в царствование Езекии. Нельзя не заметить при этом, что и самый образ выражений, в каких псалмопевец представил низложение врагов, удивительно совпадает с предсказанием Исаии пророка о поражении Ассириян под стенами Иерусалима. «Так говорит Господь о царе Ассирийском, предсказывал Исаия: не войдет он в сей город, и не бросит туда стрелы и не приступит к нему со щитом и не насыплет против него вала 1077 ». И псалмопевец как бы подражает изречению пророка, когда, изображая совершенное Господом поражение врагов, выражается вышеприведенными словами: «Там, т.е., пред Своим жилищем или Иерусалимом, сокрушил он стрелы лука, щит и меч и брань», – и следующий затем у псалмопевца образ низложения врагов также заметно намекает на историю чудесного истребления Сеннахеримова войска.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Оправдывая христиан в оставлении Моисеева обрядового закона, св. Кирилл разъясняет истинный смысл и значение этого закона. Вся суть закона была не в букве его, а в нравственном, духовном смысле, и христиане, исполняющие его духовным образом, являются хранителями, а не нарушителями закона. Относить обещанную закону вечность к его букве было бы несогласно с самим Священным Писанием, где он называется вечным. Бог сказал через Моисея о дне опресновков: «Пусть будет этот день у вас памятным, вечно празднуйте его»; 587 а через Исайю: «Новомесячья ваши и субботы и праздники ваши ненавидит душа моя»; 588 как может быть, чтобы то, что Бог установил через Моисея, осуждалось Им через пророков? Очевидно, Бог хотел, чтобы иудеи через образ стремились к истине, а не исполняли одну лишь внешнюю сторону закона. Иудей, употребляя хлеб без закваски и не делая ничего более, думал, что он исполняет закон. Но на самом деле – разве Богу это нужно? Разве закваска оскверняет человека? Тогда не нужно ли было бы удерживаться от нее постоянно, а не в 7-й только день? Смысл закона об опресноках духовный; закваска в Священном Писании символ распутства, и закон об опресноках повелевает нам беречься от этого распутства, быть нравственно чистыми. Таким духовным образом исполняют этот закон христиане согласно заповеди апостола: «будем праздновать не в квасе ветхом, но в безквасии чистоты и истины». 589 Но древним евреям Бог не мог дать такого же духовного закона, как нам, – закона истины; Он должен был скрыть истину в образе, потому что евреи тогда были еще дети и грубы умом, были неспособны к восприятию истины в чистом виде. Однако и евреи должны были искать пользы себе не в букве закона, – она ничего им не давала (в этом смысле заповеди закона называются в Св. Писании «недобрыми»); и евреи должны были исполнять закон духовным образом, должны были беречься не хлеба с закваской, а закваски распутства, и те, которые так исполняли закон, делались причастниками вечной жизни. Соблюдать же обрядовый закон теперь, когда пришла истина, было бы бессмысленно; когда есть истина, не нужен уже более ее образ и то, что ее предвозвещало. Что этот новый духовный закон был обещан иудеям, на это есть в Св. Писании ясные свидетельства; так у пророка Иеремии Бог говорит: «Вот наступают дни, когда я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет. Какой Я заключал с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести из земли египетской…Вот завет, который Я заключу с домом израилевым после тех дней: вложу законы Мои в ум их и на сердцах их напишу их». 590 Руководясь этим, апостолы на соборе и отвергли обрядовый закон как необязательный для христиан. А если ап. Петр соблюдал еврейские обряды и из-за этого у него произошла размолвка с ап. Павлом, не исполнявшим их, то св. Кирилл объясняет действия Петра тем, что он желал оказать возможное содействие всем и потом, проповедуя иудеям, держался из закона. 591

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

– «Отовсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня, без причины», – говорит псалмопевец, выражая сознание своей невинности пред гонителями 493 . «Ищущие души моей» 494 , «без вины скрыли для меня яму-сеть свою, без вины выкопали ее для души моей» 495 . Почти теми же словами высказывает сознание своей невинности пред гонителем и Давид, когда напр. говорит Ионафану: «что сделал я, в чем неправда моя, чем согрешил я пред отцом твоим, что он ищет души моей?» 496 . Или когда он говорит самому Саулу: «зачем ты слушаешь речи людей, которые говорят: вот Давид умышляет зло на тебя? Узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства; я не согрешил против тебя, а ты ищешь души моей, чтобы отнять ее» 497 . Следующие за приведенным выражением сознания своей невинности слова псалмопевца: «за любовь мою они враждуют против меня; воздают мне за добро злом 498 , сиротством душе моей» 499 , – прямо не встречаются истории Давида, но, если принять во внимание, сколько добра делал Давид Саулу 500 , с каким глубоким уважением, с какою любовью относился к нему даже и тогда, когда ясно видел в нем своего жесточайшего врага и гонителя 501 , и какою черною неблагодарностью отплатил ему Саул за все его добро, за всю любовь его; то нисколько не удивительно, что и эти слова, как выражение действительных отношений между Саулом и Давидом, могли вырваться из души этого последнего. Даже слова: «и в болезни их (гонителей) одевался во вретище, изнурял постом душу мою и молитва моя возвращалась в недро мое 502 », – совершенно естественны в устах Давида и выражают глубокое сочувствие его к Саулу, страдавшему припадками мрачного уныния, для врачевания которых он и призван был первоначально к царскому двору. Это болезненное состояние Саула, составлявшее, конечно, главную причину его подозрительной раздражительности и жестокости, могло быть очень хорошо понятно для Давида и, при его всегдашнем уважении и любви к Саулу, без сомнения, не раз вызывало из души его глубокое сожаление и горячие молитвы к Богу за отверженного помазанника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

По поводу упрека со стороны Юлиана за неисполнение христианами ветхозаветного закона о пище св. Кирилл разъясняет истинно христианский взгляд на пищу. «Пища не приближает нас к Богу, ибо едим ли мы, ничего не приобретаем, не едим ли, – ничего не теряем». 600 «Всякая птица хороша, и ничего не следует отбрасывать; ибо все освящается словом Божьим и молитвою». 601 «Не то, что входит в уста оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хулы». 602 Неужели можно думать, что для очищения духа нужно только воздержаться от известной пищи? Христиане не думают так; они не отвергают никакой пищи, как нечистой, они боятся только преступлений – прелюбодеяния, жадности и т.п., которые действительно оскверняют душу. Если и христиане воздерживаются от пищи, и некоторые из них даже от нужной для тела, питаясь только хлебом, маслом и овощами, то не потому, что они считают ее нечистой, а чтобы обуздать похоть плоти и изощрять умственное зрение для созерцания истины. Отвергать некоторые роды пищи, как нечистые, нельзя еще и потому, что все сотворенное Творцом хорошо. Да и на самом деле, что дурного в том, что свинья не отрыгает жвачки, некоторые животные не имеют раздвоенного копыта и некоторые рыбы лишены чешуи и перьев? Но если в этом нет ничего дурного, то почему же Моисей воспретил животных и рыб с такими именно признаками к употреблению в пищу? В ответ на это св. Кирилл опять дает символическое истолкование упомянутых запрещений. В Св. Писании слово «нога» означает путь деятельности; двойное копыто указывает на многие пути добродетели; отрыгать же жвачку значит, отличаются ученостью. От человека требуется быть добродетельным и учить тому же других: «Кто совершит и научит, тот большим назовется в царствии небесном». 603 Рыбы, лишенные чешуи, обыкновенно живут на самом дне в грязи, – они изображают собой людей, погрязших в невоздержанности и тине сладострастия; а лишенные перьев плохо плавают и указывают также на людей развращенных, чревоугодников, прелюбодеев неспособных к выплыванию из зла. Ночные птицы означают людей неученых, живущих во тьме, врагов умственного света. От всех этих недостатков, которые открываются во внутреннем смысле этих запрещений, Моисей и хотел предостеречь. В христианстве нравственные заповеди даны прямо и так как образ потому оказался ужен не нужным, Бог и отменил его в известном видении ап. Петра. 604

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Почти теми же словами молится и псалмопевец в Пс. 34 , так что весь псалом таким образом представляет как бы их молитвенно-лирическое развитие: «Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною. Возьми щиты и латы, и восстань на помощь мне, скажи душе моей: «Я спасение твое!... Подвигнись, пробудись для суда моего, для тяжбы моей, Боже мой и Господи мой! Суди меня по правде Твоей и да не радуются обо мне враги мои» 529 . Вполне соответствует характеру Давида и положению его во время Сауловых гонений и то обстоятельство, что почти все относимые нами к этому времени псалмы его, представляя собою скорбные, хотя, конечно, исполненные упования, молитвы к Богу о помощи и избавлении, вслед за излияниями скорби и мольбою, обыкновенно переходят к выражению полной уверенности в божественной помощи 530 и даже в излиянии благодарности за избавление 531 : потому что, как ни тяжки, как ни продолжительны были гонения Давида, как ни велики и многочисленны были опасности, каким он подвергался тогда, они не могли поколебать в гонимом праведнике его упования и преданности воле Божией, а с другой стороны и промысл Божий, подвергавший Давида такому испытанию, не переставал бодрствовать над ним, охраняя его в опасностях, и каждый раз, по-видимому, не оставалось никакой надежды на спасение от гонителя, неожиданно посылал ему избавление, претворяя плачь его в радость и вопль мольбы переменяя на зов хвалы и благодарности за избавление. Равн. обр. находит себе соответствующее положение в истории Давидовых гонений от Саула и кратко упоминаемый в 30 Пс. Случай божественного избавления псалмопевца от опасности в укрепленном городе: «Благословен Господь, что явил мне дивную милость Свою в укрепленном городе! В смятении моем я думал: отвержен я от очей Твоих; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе 532 ». Гонимый Давид, после продолжительных скитаний по пустыням и укрывательства в лесу или в ущельях гор, когда уже внутренний голос начинал внушать ему опасение, что рано или поздно ему не избежать руки Саула 533 , по особенному покровительству Промысла Божия действительно нашел себе, наконец, безопасное убежище в Филистимском городе Секелаге 534 где и пребывал до смерти Сауловой 535 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Поэтому всего вероятнее думать, что рассматриваемый нами псалом воспет был по случаю перенесения ковчега завета из скинии Сионской в воздвигнутый Соломоном храм Иерусалимский 950 . Вероятность этого предположения подтверждает нам и близкое сходство псалма не только в мыслях, но даже в самом изложении их, с началом благодарственной молитвы Соломона, произнесенной им при освящении новоустроенного храма, после поставления в нем ковчега завета. Соломон также начинает свою молитву воспоминанием о Давиде и, благословляя Господа за исполнение чрез него желаний благочестивого царя-отца своего, переходит затем к мольбе об исполнении и прочих дарованных ему обетований об утверждении престола царства его. «Я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки», говорит он Господу… «У Давида, отца моего, было на сердце построить храм имени Господа Бога Израилева…, и Ты исполнил рабу Твоему, что говорил ему; что изрек Ты устами Твоими, то в сей день совершил рукою Твоею… И ныне, Господи, исполни рабу Твоему Давиду то, что говорил Ты ему, сказал: не прекратится у тебя пред лицо Моим сидящий на престоле Израилевом, если только сыновья твои будут держаться пути своего, ходя предо Мною так, как ты ходил предо Мною» 951 . Такое сходство псалма с молитвою Соломона, подтверждая вероятность предположения о написании его по поводу перенесения ковчега завета в храм Соломонов, в то же время дает еще вероятное основание предполагать, что он написан был по этому поводу именно самим Соломоном. В подтверждении как того, так и другого предположения мы имеем и прямое свидетельство древнего предания во 2 кн. Паралипоменон. Писатель этой священной книги, которым, по наиболее принятому и вероятнейшему мнению, признается живший около времени создания второго храма Иерусалимского известный ученый и богодухновенный священник Ездра 952 , 8-й, 9 и 10 стихи рассматриваемого псалма вносит в состав вышеприведенной молитвы Соломона на освящение новоустроенного им храма Иерусалимского 953 , и таким образом ясно показывает, что, не смотря на употребление этого псалма вместе с другими песнями степеней при богослужении второго храма, он и его современники не считали его произведением времени этого храма, как полагают многие из позднейших толкователей, а признавали молитвенною песнью Соломона на освящение первого храма Иерусалимского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010