говоря языком истории, не хотел принять от меня в благодарственную жертву за Твои милости ко мне дом жертвоприношений, в котором бы, по выражению Соломона, исполнителя желания Давидова, «возносились всесожжения, утром и вечером, в субботы, и в новомесечья, и в праздники, как навсегда заповедано Израилю» 775 ; «Но Ты открыл мне уши» 776 , т.е. сообщил величественное обетование о вечном продолжении моего царства, внушающее мне беспрекословное повиновение воле Твоей, или, как почти буквально сходно, но с большею определенностью выражается Давид в благодарственной молитве своей к Богу по случаю получения обетования: «Ты, Господь Саваоф, Боже Израилев, открыл ухо 777 рабу Твоему, говоря: устрою тебе дом» 778 . «Тогда я сказал, – продолжает псалмопевец, – вот иду; в свитке книжном написано о мне» 779 , т.е. готов исполнить то, что определено о мне в Твоем божественном совете, возвещено Твоим пророком и начертано в свитке его пророчества. «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня на сердце» 780 . Далее история свидетельствует нам, что Давид, смиренно покоряясь определению воли Божией относительно построения постоянного храма в Иерусалиме, не скрыл о нем от своего народа, но как о новом явлении милости Божией в дарованном ему обетовании вечного царства, так и об этом определении правды Божией, открывающем недостоинство его пред Богом, чистосердечно возвестил пред многочисленным собранием представителей от всех колен народа израильского, при чем объяснил даже и невысказанную прямо пророком Нафаном причину, по которой Господь не соблаговолил на исполнение его желания, сказав, что он, как человек воинственный, проливший много крови, недостоин воздвигнуть храм Богу мира 781 . А в следующих за приведенным нами выражением покорности воле Божией словах псалмопевца мы находим именно соответствующее такому обстоятельству исповедание его пред Господом, что он не скрывал в своем сердце о Его праведном определении, равно как не утаивал о милости Его, но и о том, и о другом возвещал в многочисленном собрании.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

«Да веселятся небеса, да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его; да радуется поле и все, что на нем, да ликуют все дерева дубравные» 1469 ; «да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы пред лицом Господа» 1470 : «ибо идет судить землю; Он будет судить вселенную по правде и народы по истине Своей» 1471 . – И вообще, все эти псалмы, составляли поэтическое изложение мыслей Исаии пророка о вечном всемирном царстве Иеговы, до того переплетаются между собою буквально или близко сходными с употребляемыми у него образами и выражениями, что, – если некоторые из этих и других образов и выражений и встречаются в других древнейших или позднейших писаниях, – во всяком случае не может подлежать сомнению, что все они принадлежат одному времени и писателю и были составлены им под влиянием пророчеств Исаии и по подражанию им. Отсюда естественно следствие, что они не могли быть написаны ранее времени Исаии пророка, или точнее говоря, – ранее происхождения последней части его пророчеств (40–66 гл.), и таким образом сама собою очевидна несостоятельность мнения как тех из древних толкователей, которые, следуя раввинскому преданию, что псалмы без надписаний принадлежат писателям, названным в надписаниях предшествующих им псалмов, вместе с 90 и 91 псалмами приписывали их писателю 89-го псалма, пророку Моисею 1472 , – так равно и мнения тех, которые вместе с 70-ю приписывали их Давиду 1473 , может быть первоначально на том основании, что некоторые из образов и выражений, заимствованных по нашему мнению ближайшим образом у Исаии пророка, встречаются уже в псалмах Давида и следовательно самого Давида имели первоначальным своим источником и писателем 1474 . Последнее, впрочем, мнение заслуживает особенного внимания: так как в подтверждение достоверности его указывают на два, по видимому, прямые свидетельства самого свящ. Писания: а) на свидетельство св. Апостола Павла в посл. к Евреям, где приводятся из 94-го псалма последние четыре стиха 1475 с такого рода замечанием, что так «в Давиде Дух святой глаголет (ν Δαβδ λγων, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Еще с большею близостью содержание его соответствует и обстоятельствам Соломонова царствования, представляя собою благодарственно-поучительное исповедание премудрого царя пред Богом и народом, что совершенное им и стоившее стольких забот и трудов построение величественного дома Божия в Иерусалиме, равно как мир и безопасность от внешних врагов, и внутреннее благоденствие и возрастание могущества Израиля, отличавшие его царствование, не плод человеческих усилий его и его подданных, так как все возможные человеческие усилия без воли и помощи Божией совершенно напрасны и бесполезны, – а единственно дело благости Господа, без всякого труда, во сне ниспосылающего все потребное своему возлюбленному. Не на основании только возможности и целесообразности мы приписываем Соломону такое исповедание; мы его слышим в молитвах Соломона при освящении построенного им храма Иерусалимского, сохранившихся до нас в двух исторических памятниках 3 кн. Цар. и 2 Пар. Не себе и своим стараниям приписывает премудрый царь израильский совершение этого храма, а Иегове, Богу Израилеву, исполняющему чрез него слово Свое, которое изрек Он рабу Своему Давиду, отцу его; и не своей мудрости усвояет мир и благоденствие, отличающие его царствование, а благости Господа, верного Своим обетованиям, какие даровал Он народу Своему Израилю. «Благословен Господь Бог Израилев, который сказал Своими устами Давиду отцу моему и ныне исполнил рукою Своею 916 . Благословен Господь Бог , Который дал покой народу Своему Израилю, как говорил! Да будет с нами Господь Бог наш, как был Он с отцами нашими, да не оставит нас, да не покинет нас 917 ». И что исповедал Соломон, тоже вслед за тем подтверждает ему и Сам Господь в ночном видении, возвещая, что могущество и благоденствие Израиля зависит от верности его завету Иегову и что ничто не сохранит народ еврейский от тяжких бедствий и ужасов падения, если своею неверностью завету он навлечет на себя праведный гнев Божий 918 . Таким образом и собственное сознание Соломона, в виду беспримерного для того времени внешнего величия и внутренней особенной важности для еврейского народа воздвигнутого им храма Иерусалимского, и при этом внушение от Господа, – в верности Его завету полагать свое счастье и благоденствие, – все располагало премудрого царя израильского предложить такого рода исповедание для общенародного употребления, и, нам кажется, что только предзанятое мнение о происхождении псалма в период после плена не позволило бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

– Жизнь современных родителей превратилась по большей части в скорбь и страдания. Какой смысл в этом? – В скорби и страдании родителей? Смысл есть. Бессмысленна жизнь – когда нет духовной стороны жизни, никаких трудов. Телесные страдания тяжелы бывают, но тяжелее их душевные. Христов Крест – это крест, который Господь понес за наши грехи. Но поскольку Господь избрал Крест очищением наших грехов, то и свое очищение человек совершает через ношение креста. Поэтому и сказал: «И кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мф. 10:38). «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Крест – это то, что дает человеку очиститься от греха. Потому что есть такое изречение: древо креста вырастает на почве сердца. Несение креста заключается в духовном перерождении души в результате того, что тебе посылается. Часто человеку посылается какая-то скорбь до тех пор, пока она не принесет ему внутреннюю пользу духовную. Тогда может Господь даже снять или облегчить крест. Как отец Сергий Орлов говорил: для спасения нужен подвиг, а без подвига не спастись. Помните притчу, как один человек пришел к старцу? – Отче! Почему у тебя все ладится, а у меня ничего не ладится? Тот отвечает: – Терпение нужно. – Да что толку. Терпишь, терпишь, а ничего не меняется, все равно что воду решетом носить. – А ты дождись зимы… – Батюшка, ждешь-ждешь, а «зимы» все нет: глобальное потепление, наверное… – По сути своей вопрос настолько сложен, что здесь без помощи Божией не обойтись: говорят, когда человек не слушает уже никого, тогда исправление только от Бога. Видимо, при потеплении воду нужно носить своими немощными горстями, понемножку… Рейтинг: 9.9 Голосов: 500 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Михаилъ Погребнякъ 20 февраля 2017, 15:13 Слава БОГУ за все! Спасибо о.Валериану за полезное. Спаси нас ГОСПОДИ и помилуй! Нелли Вишнякова 20 февраля 2017, 12:09 Вроде бы и пожурил нас, мирян, но так мягко это сделал, без обвинений, которые зачастую можно услышать в других статьях. Благодарю.

http://pravoslavie.ru/101185.html

Заключение относительно времени происхождения 95 и сродных с ним псалмов, выведенное нами из рассмотрения песни, приводимой писателем кн. Паралипоменон по поводу описания торжества освящения Сионской скинии, естественно имеет полную свою силу и при решении вопроса о времени происхождения и двух других, входящих в состав этой песни псалмов 104 и 105-го. Как известные и находившиеся в богослужебном употреблении во времена написания 1 кн. Паралипоменон, оба эти псалма, точно также как и Пс. 95 , конечно, могли и должны были произойти на сколько-нибудь ранее, а никак не позже написания названной книги 1519 , а с другой стороны, по употреблению в них позднейших богослужебных формул славословия Богу: «славьте Господа, ибо он благ; ибо милость Его вечна» 1520 и «аллилуиа» 1521 , о которых не упоминается раньше времени царей иудейских, не могут быть возводимы к более ранней поре Иудейского царства и тем более ко времени Давидова царствования 1522 . Других более определенных признаков времени написания в содержании 104-го Пс. не находится, так что, при рассмотрении его отдельно от Пс. 105 -го, мы и должны бы были ограничиться сделанным нами приблизительным указанием границ, ранее или позже которых нельзя возводить его происхождения. Но псалом 104 по своему поучительно-историческому содержания и характеру, равно как по образу выражения, находится в теснейшей связи с Пс. 105 , который очевидно составляет продолжение прерванного в первом изложения древней истории Евреев от исхода их из Египта до плена Вавилонского 1523 , так что нельзя сомневаться в принадлежности обоих их одному писателю и времени написания. Что же касается псалма 105, то из содержания его ясно видно, что он относится ко времени, когда народ иудейский находился в плену, в рассеянии между язычниками, в ожидании своего избавления; так как псалмопевец, после упоминания о состоянии Иудеев во время плена, сказавши, что Господь «призирал на скорбь их, когда слышал вопли их, и возбуждал к ним сострадание во всех пленивших их» 1524 , обращается за тем с молитвою к Господу о возвращении их в свое отечество: «спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас от народов, дабы славить святое имя Твое, хвалиться Твоею славою» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Здесь Господь высказывает, что не только книжники и фарисеи, но и вообще весь еврейский народ будут наказаны за невинно проливаемую ими кровь – кровь Его Самого, которую они скоро прольют, и кровь всех пророков и праведников, пролитую прежде. «Если Господь грозит современному Ему роду иудейскому наказанием за всю, неповинно пролитую отцами их, кровь, читаем в толковом Евангелии преосвящ. Михаила, это значит, что сей современный Христу род сам по себе достоин наказания, что и действительно, ибо он совершил величайшее из всех преступлений – убиение Мессии». От крове Авеля до крове Захарии, погибшаго (убитого) между храмом и алтарем (жертвенником). Господь указывает на эти два убийства, потому что они были примечательнейшие и составляли первое и последнее убиение праведников, о коем упоминается в исторических книгах ветхого завета. Кто был этот Захария? Это, по мнению большинства толкователей, – священник, который, за обличение царя Иоаса, по его повелению, побит был камнями в храме ( 2Пар.24:21 ). Некоторые из древних свв. толкователей, каковы Василий Великий , Григорий Богослов и др., полагают, что то был Захария, отец Предтечи Христова Иоанна. По одному преданию, иудеи убили сего св. старца за то, что он поставил пресв. Деву Марию на месте дев после того, как Она родила Иисуса Христа, в 40-й день по Его рождении; по другому преданию, он убит во время избиения младенцев в Вифлееме Иродом за то, что не выдал своего сына. Некоторые же полагают, что первое обстоятельство возбудило против него священников и фарисеев, и те искали случая погубить его, и вот таким случаем послужило то, что когда посланные Иродом требовали от него, чтобы он указал, где находится сын его Иоанн и он отказался незнанием, тогда его убили (Прот. Вишняков). Убиение сего Захарии самими иудейскими писателями поставляется одною из главных причин Божия наказания, постигшего народ иудейский при разрушении Иерусалима (Иннок.) Взыщется от рода сего, по Матфею, все сие придет на род сей. Здесь говорится о наказании Божием за невинно пролитую кровь. Разрушение Иерусалима, случившееся 36 лет спустя после сего предсказания, рассеяние иудейского народа и ужасные бедствия его при этом были точным исполнением пророчества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Из 73 псалмов, надписанных именем Давида, большая часть 372 , кроме его имени, имеют в своих надписаниях множество других еще, частью исторических и преимущественно археологических указаний, которые в свою очередь представляют более или менее ясные и определенные, прямые или непрямые свидетельства о их Давидовом происхождении. Так в надписаниях 14 псалмов, кроме имени Давида, как писателя, находятся еще более или менее подробные указания исторических поводов к написанию псалмов из обстоятельств жизни и царствования Давида. Каковы по хронологическому порядку указываемых событий надписания следующих псалмов: 58-го: «когда Саул послал стеречь дом, чтобы умертвить его» (Давида) 373 ; 55-го: (молитва) «когда Филистимляне захватили его в Гефе» 374 , и 33-го: (благодарение) «когда он пред Авимелехом притворился безумным и, быв изгнан от него, удалился» 375 ; 51-го «когда пришел Доиг Идумеянин и донес Саулу, что Давид пришел в дом Ахимелеха» 376 ; 56-го: «когда он (Давид) убежал от Саула в пещеру», и 141-го: «молитва, когда он был в пещере» 377 ; 53-го: «когда пришли Зифеи и сказали Саулу: Давид скрывается у нас» 378 , и 7-го: «относительно Куша из племени Вениаминова», под которым обыкновенно разумеют Саула или кого-либо из единоплеменных ему коварных слуг его 379 ; 59-го: « когда он (Давид) воевал с Сирие Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил 12 тысяч Идумеев в долине Соляной» 380 ; 50-го: «когда приходил к нему пророк Нафан, после того как он вошел к Вирсавии» 381 ; 3-го: «когда он (Давид) бежал от сына своего Авессалома», и 62-го: «когда он (во время этого бегства был в пустыне Иудейской» 382 ; 17-го: «когда Господь избавил его от руки всех врагов его и от руки Саула» 383 , и 29-го: «при обновлении дома», под которым, по всей вероятности, следует разуметь освящение места для будущего храма после избавления от моровой язвы 384 . Такие надписания составляют исключительную принадлежность одних только псалмов, надписанных именем Давида, и все вполне согласны с историей его жизни и царствования, так что, если вообще существование песней Давидовых в Псалтири не подлежит сомнению и справедливо свидетельство премудрого сына Сирахова, что песни его имели отношение к разным событиям и обстоятельствам его жизни 385 , то содержащиеся в этих надписаниях указания поводов к написанию псалмов из событий жизни Давида с первого взгляда уже представляются очень вероятными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

К Аммонитско-Сирийской войне буквально подходят и другие частнейшие образы псалма 20-го, как-то: упоминаемое в ст. 4 возложение на голову царя-победителя венца из дорогих камней и в ст. 10 изображение погибели врагов под образом сожжения в разженной печи. История повествует нам, что Давид по взятии Раввы Аммонитской «взял венец царя Аммонитского с головы его, а в нем было золота талант и драгоценные камни и возложил его на свою голову: а народ, бывший в городе, вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, и бросил их в обжигательные печи. Так поступил (Давид) и со всеми городами Аммонитскими» 681 . Все это делает вероятным, что рассматриваемые псалмы относятся ко времени Аммонистко-Сирийской войны, и составлены – один пред отправлением на сражение, другой по возвращении с победы 682 . Обыкновенно только сомневаются в том, чтобы сам царь Давид мог составить такие молитвы народа за царя, о котором везде говорится в третьем лице, и потому охотнее думают относить написание их к какому-либо неизвестному нам современнику Давидову 683 . Но ужели же царь не может от лица народа составить церковной молитвы о благополучном управлении своего царства? И кто же всего скорее мог являться истолкователем чувствований народа Божия, как не Давид, который всегда жил в народе и с народом, с любовью входил в его состояние, заботился о его потребностях и всегда служил ему поэтическим даром своим? И в других своих псалмах Давид позволяет себе иногда говорить о самом себе в третьем лице 684 ; таким образом, изложена почти вся его благодарственная молитва к Богу по получении обетования, имеющая много сходного с 20 псалмом 685 ; таким же образом, как мы увидим далее, написана и молитва Соломона ( Пс. 71 ): почему же не допустить, что и в этих псалмах от лица народа говорит сам же Давид, как то дают нам заключать их надписания? Та же, может быть, Аммонистко-Сирийская война, или точнее победа Давида над Аммонитянами и торжественное возвращение победителей в Иерусалим в предшествии ковчега завета, послужила историческим поводом к написанию псалма 67-го, в типическо-пророчественном смысле представляющего победный гимн восходящему на небеса победителю греха и смерти Христу Спасителю 686 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

К какому именно из двух пунктов времени следует относить составление этих псалмов с определенностью решить нельзя, но кажется вероятнее полагать, что они воспеты были в царствование Иосии. К этому располагает с одной стороны то, что Иосия, по свидетельству истории, гораздо более, чем раскаявшийся Манассия, прилагал попечения и имел успех в восстановлении истинного богопочтения 1508 , – при чем особенное обращал внимание на приведение богослужебной музыки и пения в первоначальное их состояние, в какое они поставлены были царем Давидом 1509 , и тем, конечно, не мало содействовал развитию в его царствование псалмопения, как об этом можно судить по упоминанию в истории его времени о певцах и певицах, которых плачевные песни на смерть благочестивого царя, наравне с такою же песнью Иеремии пророка, еще во времена писателя Паралипоменон находились в употреблении у Израиля 1510 . С другой стороны время Иосии представляло собою наибольшую потребность в подобного рода утешительных песнях. В виду постепенно возрастающего могущества и завоевательных стремлений с одной стороны Египта, с другой – Вавилона, при нравственно-политическом расслаблении царства Иудейского, лучшие и внимательнейшие представители сего последнего не могли не чувствовать приближения вполне заслуженного их соотечественниками угнетения и порабощения со стороны языческого мира, нечестию которого подражали они. При пробудившемся сознании своей виновности пред Богом и начавшемся религиозном возбуждении, такое предчувствие приближающейся опасности естественно могло в некоторых более робких сердцах переходить в тяжелое, подавляющее чувство страха наказания Божия, нуждающееся в особенном божественном утешении. В таком именно состоянии история и представляет нам царя Иосию. После прочтения забытой прежде книги закона, он приходит в ужас пред страшными казнями, какими угрожает Бог преступникам Его закона, и старается снискать утешение себе и своему народу в откровении воли Божией. «Пойдите, вопросите Господа за меня и за оставшихся у Израиля и за Иуду о словах книги (закона); потому что велик гнев Господа, который воспылал на нас за то, что не соблюдали отцы наши слова Господня, чтобы поступать по всему, написанному в книге сей» 1511 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

«Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих. От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали, колесница и конь (ст. 6–7)». Что это за сон, чрез который могущественное и славное своею конницею и колесницами войско могло пред Иерусалимом лишиться своей силы и сделаться добычею других, кого оно считало побежденными? – История Сеннахеримова нашествия и – только лишь эта история дает нам разрешение такого поэтического образа, когда повествует, что большая часть осаждавшего Иерусалим Ассирийского войска в одну ночь погибла от меча Ангела Господня, предавшего смертному сну «всех храбрых, и главноначальствующего и начальствующих», причем уцелевшие от истребления не могли уже решиться поднимать более своего оружия против Иерусалима, но в страхе и со стыдом должны были бежать обратно в свою землю, оставивши свой лагерь в добычу осаждаемым 1078 – Такое постыдное поражение могущественного Ассирийского войска, имело значение не для одних только Иудеев, но и для всех окрестных народов, которым также грозило его нашествие. Оно остановило завоевательные стремления Ассирийских царей и дало окрестным царствам и народом возможность успокоиться на время от ожидавших их страшных политических потрясений и опустошения; потому многие тогда из них, в чувстве радости и благодарности за неожиданное избавление, присылали в Иерусалим дары Богу и поздравительные подарки царю Езекии 1079 . На все это мы также находим довольно ясные намеки в 75-м псалме, так как вслед за изображением необыкновенного поражения врагов в нем говорится, что совершившимся судом Божиим избавлены были все угнетенные земли (ст. 10), укрощен дух владык и царей земных (ст. 13) и возмущенная земля была успокоена (ст. 9), а потому все избавленные и призываются совершить обеты и принести дары Господу избавителю (ст. 12). Не лишен впрочем довольно ясных признаков отношения к той же истории Сеннахеримова нашествия и Пс. 74 -й, хотя усматриваемые в нем признаки приобретают полную свою очевидность только при рассмотрении их в связи с содержанием следующего Пс. 75 -го.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010