Февраля 4 (17) Преподобномученица Рафаила (Вишнякова) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Преподобномученица Рафаила родилась в 1887 году в деревне Вилятово Новогрудского уезда Минской губернии в семье крестьянина Архипа Вишнякова и в крещении была названа Мариной. Когда ей исполнилось девятнадцать лет, Марина поступила в женский монастырь в Гродненской губернии; во время Первой мировой войны монастырь был эвакуирован в глубь России и она поселилась в Спасо-Влахернском монастыре Московской губернии. Неизвестно, когда она приняла монашеский постриг, но уже во времена гонений при советской власти она была пострижена в схиму с именем Рафаила. Определенного места жительства она не имела, живя понедолгу у верующих и у монахинь. 21 января 1938 года схимонахиня Рафаила была арестована вместе с большой группой монахов Троице-Сергиевой Лавры и верующих и заключена в Бутырскую тюрьму в Москве. В тот же день следователь допросил схимонахиню. Первое, что интересовало следователя, это – где и на какие средства она живет, на что схимонахиня Рафаила ответила, что определенного места жительства не имеет и живет на пожертвования. Следователь потребовал рассказать, у кого она останавливалась, живя в Москве, но на это схимонахиня ответила, что на этот вопрос отвечать не будет. То, что она схимонахиня, следователю казалось достаточным преступлением, и он даже ее не спросил, признает ли она себя виновной в антисоветской деятельности, а при аресте сотрудники НКВД, сфотографировав ее в схимническом облачении, сочли это существенной уликой, подтверждающей эту преступную деятельность. Вызванные для допроса дежурные свидетели показали, что схимонахиня Рафаила враждебно настроена против советской власти, что она все время посещает святые места и проводит большую антисоветскую деятельность, что схимонахиня говорила, что это Бог, наказывая за грехи народа, послал нам безбожную власть, но Он смилуется, будет война, огнем очистится эта власть антихристова; свидетели показали также, что схимонахиня занимается предсказаниями, доказывая неизбежную гибель советской власти. Схимонахиня Рафаила «проживает нелегально без паспорта, ходит по московским церквям… распространяет… слухи… о якобы существующем в СССР гонении на религию, духовенство, монахов, верующих. Так, она в церкви Знамения у Крестовской Заставы говорила, что советская власть – это власть антихриста, устраивает гонение на религию, ломает святыни, а духовенство и монахов невинно арестовывает и высылает в отдаленные места России, где их подвергают пыткам». Во время голосования в Верховный Совет она своим почитателям говорила: «Не ходите голосовать за антихристов, которые только и знают, что разрушать православную веру».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 (17) февраля Преподобномученица Рафаила (Вишнякова) Преподобномученица Рафаила родилась в 1887 году в деревне Вилятово Новогрудского уезда Минской губернии в семье крестьянина Архипа Вишнякова и в крещении была названа Мариной. Когда ей исполнилось девятнадцать лет, она поступила в женский монастырь в Гродненской губернии; во время Первой мировой войны монастырь был эвакуирован в глубь России, и Марина поселилась в Спасо-Влахернском монастыре Московской губернии. Неизвестно, когда она приняла монашеский постриг, но уже во времена гонений при советской власти она была пострижена в схиму с именем Рафаила. Определенного места жительства она не имела, живя понедолгу у верующих и у монахинь. 21 января 1938 года схимонахиня Рафаила была арестована вместе с большой группой монахов Троице-Сергиевой Лавры и верующих и заключена в Бутырскую тюрьму в Москве. В тот же день следователь допросил схимонахиню. Первое, что интересовало следователя, – где и на какие средства она живет. Схимонахиня Рафаила ответила, что определенного места жительства не имеет и живет на пожертвования. Следователь потребовал рассказать, у кого она останавливалась, живя в Москве, – схимонахиня ответила, что на этот вопрос отвечать не будет. При аресте сотрудники НКВД сфотографировали ее в схимническом облачении, которое они сочли достаточной уликой ее преступной деятельности, и следователь не стал у нее допытываться, признает ли она себя виновной. Вызванные для допроса дежурные свидетели показали, что схимонахиня Рафаила враждебно настроена против советской власти, что она все время посещает святые места и проводит большую антисоветскую работу, что схимонахиня говорила, что это Бог, наказывая за грехи народа, послал ему безбожную власть, но Он смилуется – будет война, огнем очистится эта власть антихристова; свидетели показали также, что схимонахиня занимается предсказаниями, доказывая неизбежную гибель советской власти. Схимонахиня Рафаила «проживает нелегально без паспорта, ходит по московским церквям... распространяет... слухи... о якобы существующем в СССР гонении на религию, духовенство, монахов, верующих. Так, она в церкви Знамения у Крестовской Заставы говорила, что советская власть – это власть антихриста, устраивает гонение на религию, ломает святыни, а духовенство и монахов невинно арестовывает и высылает в отдаленные места России, где их подвергают пыткам» . Во время голосования в Верховный Совет она своим почитателям говорила: «Не ходите голосовать за антихристов, которые только и знают разрушать православную веру» .

http://fond.ru/kalendar/195/rafaila/

– Я не имею определенного места жительства, веду бродячий образ жизни. В данный момент я приехала в Москву из деревни Медведевка Дмитровского района Московской области. – На какие средства вы живете? – Я живу на средства моих почитателей. Кроме того, я хожу по церквям Москвы и занимаюсь нищенством. – У кого вы останавливаетесь в Москве? – Отвечать на этот вопрос я не буду. – Уточните, в каком монастыре вы жили и какой имели сан? – В монастыре я живу с 19 лет и имею сан схимонахини. Мое духовное имя – Рафаила… – Где вы взяли иконки, найденные у вас при обыске? – Несколько иконок, отобранных у меня при обыске, – это остаток подаренных мне монахом Спиридоном (фамилию его я не знаю). Эти иконки я распространяла среди населения Москвы. – Следствие располагает сведениями, что вы поддерживали тесную связь с монахами Спиридоном и Варфоломеем. – Да, я поддерживала с ними тесную связь. В данный момент бродячий монах Спиридон выслан, и я оказывала ему материальную помощь. Больше показать ничего не могу. Записано с моих слов верно и мне прочитано . Просты и неложны ее ответы. По-видимому, они не вполне устраивали следствие: в деле есть ее тюремная фотография – худенькой скорченной схимницы с отекшим разбитым лицом, уже с трудом сидящей на стуле. Перед ней вещественные доказательства вины: котомка со Священным Писанием и разорванные церковные книги. Текст допроса короток – следствию все ясно. И 14 февраля 1938 года судебная «тройка» при УНКВД СССР по Московской области приняла постановление: обвиняемую в антисоветской деятельности Вишнякову М.А. расстрелять. Приговор приведен в исполнение 17 февраля 1938 года в поселке Бутово Московской области. Так пиком страданий – мученичеством, завершившим 10-летний подвиг скитальчества, с несломленной верой, в стоянии в истине Христовой окончила свой жизненный путь матушка Рафаила. Далеко не все, пострадавшие от репрессий, смогли, подобно матушке Рафаиле, перед ужасом мучений одержать моральную, нравственную победу над бесчеловечной злобой и, конечно, духовную – над источником лжи, опутавшей народ. Но практически все те, кто принужден был жить без крова и документов и потому нелегально, были «выявлены» и «обезврежены» сотрудниками органов безопасности – кто расстрелян, кто заключен в концлагерь, где они большей частью погибли. Очень немногие дожили «на свободе» до послевоенных лет, когда тоже были найдены и понесли «наказание».

http://pravoslavie.ru/33866.html

К нач. XX в. во В. м. жили ок. 180 сестер, в 1917 г.- ок. 300 насельниц. Среди инокинь В. м. были известны духовными дарованиями схим. Серафима (Кочеткова) и прмц. Рафаила (Вишнякова) . Их особо почитали Дмитровские архиереи еп. сщмч. Серафим (Звездинский) , направлявший во В. м. своих духовных чад, в т. ч. преподобноисп. Параскеву (Матиешину) , и архиеп. Трифон (Туркестанов) . Более 60 лет подвизалась во В. м. слепая с детства прозорливая схим. Мария (Буторова). В 1922 г. В. м. был реорганизован в сельхозартель «Влахернская», в к-рой к кон. 1924 г. состояли 253 чел. во главе с мон. Матроной (Бодрягиной). Духовником монахинь в 20-х гг. являлся сподвижник еп. Серафима прот. сщмч. Николай Крылов . В нояб. 1924 г. в монастырских постройках разместился дом инвалидов им. Смидовича. В 1928 г. артель была закрыта, выселенные из обители сестры жили в окрестных деревнях. Прмц. Рафаила, монахини Матрона, Херувима (Дарвина), Евдокия (Земскова), Наталья (Суханова) были расстреляны в 1938 г. в Бутове. В 1935 г. власти закрыли Спасский собор, в 1939 г. сгорела деревянная Димитриевская ц. В годы Великой Отечественной войны от обстрела пострадали собор и др. здания. С сер. XX в. в сохранившихся постройках размещался пансионат ветеранов войны, к 2004 г. занимающий часть корпусов. В. м. был возобновлен указом Свящ. Синода 3 апр. 2001 г. Восстанавливаются Спасский собор, здание трапезной, вновь построена ц. во имя вмч. Димитрия Солунского, 31 марта 2004 г. еп. Видновский Тихон (Недосекин) совершил освящение монастырской звонницы. К обители приписана ц. в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в пос. Деденёво (построена в 1910-1911 по проекту архит. М. Д. Холмогорова). При Покровской ц. в дер. Новокарцево Дмитровского р-на открыто монастырское подворье. 23 сент. 2001 г. рядом с Димитриевским храмом были перезахоронены останки схимонахинь Серафимы и Марии, 30 сент. обретены и принесены в Димитриевский храм мощи преподобноисп. Параскевы. 31 авг. 2003 г. В. м. посетил Святейший Патриарх Алексий II .

http://pravenc.ru/text/155033.html

Их было много, бездомных скитальцев и скиталиц, истоптавших дороги России усталыми, обутыми в лапти и тряпье ногами. Судьбы их удивительны и различны, и о некоторых хотелось рассказать. Схимонахиня Рафаила (Вишнякова) В 1887 году в деревне Вилятово Новогрудского уезда, находившегося тогда на территории Польши, а позже – в Минской губернии, в семье бедного крестьянина Архипа Вишнякова родилась дочка, назвали ее Мариной. Образование девочка получила самое низшее: читать научилась, а писать – нет. В 1906 году, когда ей исполнилось 19 лет, она поступила послушницей в красностокский Рождество-Богородичный монастырь, находившийся в 30 верстах от города Гродно, известный подвижнической жизнью насельниц. Но более всего монастырь был известен чудотворной Красностокской иконой Божией Матери, почитавшейся не только православными, но и католиками. В этом монастыре Марина прожила 16 лет и приняла монашеский постриг. Во время первой мировой войны красностокский монастырь, расположенный близ западной границы Российской империи, был вынужден вместе со всеми своими святынями эвакуироваться в центральные области России. Летом 1915 года 400 его насельниц и более 500 детей, находившихся на попечении обители, собрались в столице и были размещены в Александровском дворце Нескучного сада. Оказавшись в Москве, монахини имели возможность посещать Троице-Сергиеву лавру. Здесь матушка познакомилась с игуменом Варфоломеем (Ремовым), экстраординарным профессором Московской духовной академии, аскетом и богословом. Между ними установились столь глубокие духовные отношения, что отец Варфоломей счел возможным постричь (не позднее 1918 года) молодую 30-летнюю монахиню в великую схиму и дал ей имя Рафаила – «исцеление Божие». Столь ранний постриг в схиму очень редкий случай. Причина его осталась неизвестной. В дальнейшем архимандрит Варфоломей, позже епископ, переехал в Москву, но общение матушки Рафаилы с ним сохранялось до самой его кончины. В 1918 году насельницы красностокского монастыря были распределены по монастырям Московской епархии. Большая часть монахинь (около 160 человек) с игуменией была переведена в помещения Екатерининской пустыни Подольского уезда .

http://pravoslavie.ru/33866.html

Ее молитвенный подвиг в значительной степени определял духовную атмосферу обители. Была в монастыре еще одна подвижница – слепая схимонахиня Мария (Буторова), стяжавшая дар умной молитвы. Она жила здесь с раннего детства и имела особый дар духовного зрения, так что приходившие к ней посетители не замечали, что она слепа. Матушка говорила, что у нее глаза только внешне закрыты, а так она все видит, и это неоднократно подтверждалось. Бывало, она называла вошедших в келью или встретившихся в монастыре по имени; часто заранее говорила келейнице или находившимся рядом людям, кто сейчас подходит к дому; иногда предупреждала вопрос ответом. Матушка Мария никогда не унывала, пребывая в радости о Духе Святом. С глубоким сердечным участием и состраданием встречала всех, обращавшихся к ней. В наступившее время великих бедствий для очень многих стала утешительницей в скорбях. И в монастыре и в миру ее также считали прозорливой старицей. До самой кончины епископа Серафима матушка Мария сохранила с ним связь. Она знала о глубоком желании Владыки принять постриг в великую схиму и в 1936 году выслала свою схиму в Ишим – ему в дар. (Ниже будет говориться, что он «выписал схиму из Дмитрова») Еще одной подвижницей этой обители быласхимонахиня Рафаила (Вишнякова Марина Архиповна), ранее насельница Красностокского Рождество-Богородичного монастыря вблизи Гродно. Во время Первой мировой войны монастырь был эвакуирован в Москву и размещен в Александровском дворце Нескучного сада. Матушка стала духовной дочерью игумена (затем архимандрита) Троицко-Сергиевой лавры Варфоломея (Ремова) . Игумен Варфоломей счел возможным постричь ее, тридцатилетнюю монахиню, в схиму, дав имя Рафаила. Когда в 1918 году насельницы Красностокского монастыря были распределены по монастырям Московской епархии, схимонахиня Рафаила, по благословению отца Варфоломея, поступила в Спасо-Влахернский монастырь. Здесь она обрела духовную мать – схимонахиню Серафиму. Ее опыт и повседневное руководство были необходимы монахине Рафаиле, только начавшей подвиг схимы. Десятилетнее общение со старицей Серафимой заметно повлияло на формирование духовного строя схимонахини Рафаилы, а также на ее оценку событий церковной жизни и выбор церковной позиции. Уже через пять лет к духовной помощи схимонахини Рафаилы стали прибегать и монахини и миряне. Как оказалось позже, к ней обращались и многие москвичи.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Гончаревским, ключарем собора протоиереем Л. Твердохлебовым, благочинными городских церквей протоиереем В. Александровым и священником П. Вишняковым и братией Покровского монастыря. По прибыли в монастырь, Высокопреосвященнейший Архиепископ Антоний непосредственно последовал в Озерянскую церковь для поклонения праху почившего Архиепископа Арсения, а затем в архиерейских покоях принял всех лиц, приветствовавших Владыку, и имел с ними совещание о предстоящем погребении почившего. В 12 часов дня у гроба почившего Высокопреосвященнейшим Архиепископом Антонием, в сослужении архимандритов Иосифа, Трифона, Аристарха и Рафаила и протоиереев, читавших у гроба Евангелие, была совершена панихида, после которой было продолжено чтение Евангелия городским духовенством. В 6 часов вечера в Озерянской церкви Покровского монастыря Высокопреосвященнейшим Архиепископом Антонием, в сослужении шести архимандритов и всего монастырского духовенства, при участии хора архиерейских певчих, было совершено всенощное бдение по парастасу об упокоении души усопшего Архиепископа. 1 мая, в четверг, состоялось погребение почившего Харьковского Архиепископа Арсения. Еще задолго до начала литургии двор Покровского монастыря и прилегающие к нему улицы начали заполняться народными массами, желавшими почтить память усопшего. Для поддержания порядка при погребении были командированы полицейские чины, а для отдачи почившему военных почестей прибыли местные войска с оркестрами музыки и расположились в монастырском дворе по пути следования погребальной процессии. В 9 часов утра, в монастырской Озерянской церкви, где находился гроб с телом почившего Архиепископа, началась торжественная Божественная литургия, которую совершали: Высокопреосвященнейший Антоний, Архиепископ Волынский и Житомирский, Высокопреосвященнейший Стефан, Архиепископ Курский и Обоянский и Преосвященнейший Феодор, Епископ Сумский, в сослужении ректора Полтавской Дух. Семинарии архимандрита Памфила, архимандритов Харьк. Покровского монастыря Иосифа и Афанасия, настоятеля Святогорского монастыря архимандрита Трифона, настоятеля Ахтырского монастыря архимандрита Аристарха, эконома Покровского монастыря архимандрита Рафаила, ректора Харьк.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

В 1938 г. в Ростове-на-Дону был арестован архиепископ Николай (Амасийский), и тройка приговорила его к расстрелу. О том, как приговор приводили в исполнение, рассказывал сам владыка: «Дали залп из ружей, я упал, обливаясь кровью. Дальше не помню ничего. Оказывается, меня сочли убитым, когда я находился лишь в долгом обмороке. Много средств и усилий стоило моим верным духовным чадам вызволить мое тело. И тут обнаружили, что я еще жив. Меня тщательно спрятали, обманув бдительность властей мнимыми похоронами. Лечили, выхаживали и таким образом спасли» 358 . Освобожденный из Мариинских лагерей в 1936 г., епископ Мануил (Лемешевский) до 1939 г. скитался, проживая в разных местах дальнего Подмосковья, зарабатывая на жизнь составлением разного рода справочников, комментариев, пока не был в очередной раз арестован 18 апреля 1939 г. И снова последовали одна за другой Лубянская, потом Бутырская тюрьма, осуждение на 10 лет лишения свободы и отправка в Канские лагеря 359 . Тотальному истреблению подверглись в годы большого террора не только архипастыри, но и все российское духовенство. О масштабе репрессий можно судить хотя бы по тому обстоятельству, что в один только день 17 февраля 1938 г. в Москве были расстреляны игумен Епифаний (в миру Захар Филиппович Авдеев), иеромонах Нестор (Балашов Николай Иванович ), иеродиакон Афоний (Александр Егорович Вишняков), схимонахиня Рафаила (Вишнякова Мария Архиповна), священник Симеон Григорьевич Григорьев, тайная монахиня Лидия Митрофановна Иванова, иеромонах Иероним (Киселев Иван Васильевич), тайная монахиня Софья Сергеевна Тучкова. Это жертвы только одного из тысяч расстрельных дней за три страшных года, и только тех, чьи имена удалось установить. В 1937 г. на 10 лет без права переписки осужден был особенно близкий митрополиту Сергию священник, бывший настоятель храма Христа Спасителя, протопресвитер Николай Арсеньев, расстрелян и бывший ключарь протопресвитер Александр Хотовицкий. В 30-х гг. он служил настоятелем храма Ризоположения на Донской улице в Москве. Прихожанин храма А. Б. Свенцицкий так вспоминает о нем: «Я присутствовал в 1936– 1937 гг. много раз на служении отца Александра. Высокий, седой священник, тонкие черты лица, чрезвычайно интеллигентная внешность. Седые, подстриженные волосы, небольшая бородка, очень добрые серые глаза, высокий, громкий тенор голоса, четкие вдохновенные возгласы... У отца Александра было много прихожан, очень чтивших его... И сегодня помню глаза отца Александра; казалось, что его взгляд проникает в твое сердце и ласкает тебя» 360 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

И вот, как вспоминает мать Рафаила, сидит у собора на стульчике матушка игуменья Феодосия и чуть не плачет – некому пономарить: кто болеет, кто занят на других послушаниях, кто не может по другим причинам. И, видя это, мать Рафаила подходит к матушке Феодосии, целует ей руки и смиренно успокаивает, просит благословения, что отныне она будет постоянно пономарить. И вот уже 37 лет мать Рафаила четко и неуклонно выполняет, помимо функций заместительницы игуменьи, еще и серьезное послушание пономаря. Это свидетельствует о глубоком знании матерью Рафаилой всего круга богослужений, всего монастырского Устава церковной службы, Типикона. Как говорит ее ближайшая духовная сестра, тоже пожилая арабка мать Магдалина (Арихани), с которой вместе проживает мать Рафаила в сопредельной келлии вот уже более 55 лет, – мать Рафаила, если бы было позволено в Церкви монахиням преподавать все церковно-уставное богослужение, была бы первым превосходным преподавателем. Интересен был случай, когда новопоставленному молодому священнику, во время церковной службы сконфузившемуся и не знающему, как вести службу, мать Рафаила, как опытный суфлер, четко указывала весь богослужебный ход его действий: куда встать, какой возглас подать, какое действо совершить и так далее. Вот уже 37 лет мать Рафаила выполняет, помимо функций заместительницы игуменьи, еще и послушание пономаря Плоть от плоти, кровь от крови мать Рафаила – Елеонская подвижница. Хотя сама она так о себе никогда не скажет. В труднейшие годы безденежья и нищеты монастыря она собирала пожертвования по всему миру: от США до Австралии и Новой Зеландии. Ее поистине благородное смирение и кротость не позволили ей, несмотря на настойчивые уговоры и предложения представителей епископата РПЦЗ, возглавить Спасо-Вознесенский Елеонский монастырь в сане игуменьи и в должности настоятельницы летом 1997 года. Тогда, в результате необдуманных действий игуменьи и руководства РДМЗ, в Елеонский монастырь не был допущен Святейший Патриарх Алексий II. Руководство монастыря и Миссии было смещено и удалено из обители, и первой кандидаткой на пост настоятельницы и игуменьи была его наместница монахиня Рафаила (Лел).

http://pravoslavie.ru/127961.html

С 1983 по 2006 год несла послушание секретаря монастыря, став верной и усердной помощницей игумении Наталии. Параллельно с этим в 1990–2007 годах она была регентом сестринского хора. Именно в это время Корецкий монастырь славился прекрасным монашеским пением. В 1991 году будущая игумения пострижена в монашество архиепископом Ровенским и Острожским Иринеем (ныне митрополит Днепропетровский и Павлоградский) с именем Рафаила, в честь архангела Рафаила.  В 1998–2006 годах матушка Рафаила исполняла послушание преподавателя Регентско-катехизаторского духовного училища. Предчувствуя ухудшение здоровья, игумения Наталия в 2006 году написала на имя Патриарха Алексия прошение о сложении с себя игуменских полномочий и назначении на эту должность монахини Рафаилы (Хильчук). Двадцать шестого июля 2006 года Патриархом Алексием монахиня Рафаила была возведена в сан игумении Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального женского монастыря. Новоназначенная игумения Рафаила проявила необычайное уважение к своей предшественнице и до самой кончины игумении Наталии в 2007 году во всем была ей как послушница и принимала решения только по ее благословению. С 31 мая 2010 года игумения Рафаила вошла в состав Синодальной комиссии по делам монастырей, а с 2012 года — в коллегию Синодального отдела по монастырям и монашеству. В 2014 году была включена в комиссию Межсоборного присутствия по организации монастырей и монашества. За период своего пятнадцатилетнего управления Корецкой обителью игумения Рафаила в памяти сестер и почитателей монастыря осталась ревностной молитвенницей, мудрой настоятельницей и заботливой хозяйкой. Под ее руководством было возобновлено утраченное ранее традиционное общее молитвенное правило для насельниц и установлена каждодневная общая монастырская трапеза для сестер с обязательным чтением житий святых и душеполезных наставлений. В 2013 году ее заботами был построен келейный корпус с праздничной трапезной, а сейчас в стадии завершения строительство паломнической гостиницы. Много было сделано для улучшения бытовых условий всех живущих в обители и благоукрашения ее храмов и территории. В 2016 году трудами и усердием матушки был отреставрирован и освящен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в переданной Корецкому монастырю древней Воскресенской обители после ее столетнего запустения.

http://e-vestnik.ru/obituaries/igumeniya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010