[cvi] Схиигумен Савва (в миру Николай Михайлович Остапенко; 1898–1980) родился на Кубани в благочестивой крестьянской семье. В 1911 г. окончил двухклассное училище, с 1916 г. проходил службу в армии, в 1923 г. окончил Московское военно-инженерное училище, в 1932 г. – строительный техникум, в 1948 г. – Московскую Духовную семинарию. По окончании ее в 1948 г. принял монашеский постриг, в 1952 г. рукоположен в иеромонахи и назначен на должность эконома Троице-Сергиевой лавры. В 1955 г. указом Святейшего Патриарха Алексия I переведен в Псково-Печерский монастырь, где некоторое время исполняет обязанности благочинного обители. В 1973 г. принял постриг в схиму. Блаженная кончина его последовала 27 июля 1980 г. На отпевании присутствовало множество его духовных чад и почитателей, поскольку отец Савва стяжал славу удивительного старца, по молитвам которого обильно подавалась просящим чудесная помощь от Бога, и наставника, редкого по своей духовной мудрости и опытности. Изречение схиигумена Саввы автор приводит по своим личным воспоминаниям (см.: Архимандрит Рафаил (Карелин) . Тайна спасения. Беседы о духовной жизни. Воспоминания. М., 2002. С. 379). 4 Имеется в виду, что невозможно спасение для грешника, который пребывает в своем грехе, не обращается к покаянию. 5 Здесь отец Рафаил говорит о состоянии человека, всецело предавшегося служению своим страстям, о своего рода «смерти прежде смерти» – смерти духовной. Человек в таком состоянии уже не выбирает, а просто живет во грехе, ставшим для него естественным состоянием. Однако способность выбора как таковая остается у каждого из нас до самого исхода из этой жизни, в каком бы духовном или душевном состоянии мы ни находились. «Возможность выбирать атрофировалась» не строгое определение, а скорее, образ, используемый автором. 6 «Не может» – это очень условно: для Бога нет ничего невозможного. Просто этот дар, дар свободы, по замыслу Божию, является неотъемлемым. 11 В Церкви существует семь Таинств. Однако иногда «восьмым таинством» именуют монашество, а иногда, как это делает отец Рафаил,– послушание.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Прошло несколько недель после того, как Святой начал являться людям в снах, и история его жизни раскрылась. В миру он носил имя Георгиос Ласкаридис и происходил из состоятельной семьи. Получив отличное образование, он какое-то время служил в армии, а потом стал монахом. Вскоре его рукоположили в сан священника и отправили служить в Афины, в храм Димитрия Лубадиариса у подножия Акрополя. Потом он был архимандритом во Вселенском Патриархате, в Константинополе. Однажды его отправили на богословскую конференцию во Францию, в город Морлэ, и там он познакомился с молодым греческим студентом из Салоник, имя которого было Николай. Архимандрит Рафаил оказал глубокое влияние на выбор этим юношей жизненного пути, и тот стал монахом, а потом и диаконом. Архимандрит Рафаил и Николай крепко подружились и уже не расставались. Когда в 1453 году Константинополь захватили турки, друзья бежали с северо-востока Греции на Митилини, который тогда еще не был оккупирован. На Митилини они обосновались в монастыре Рождества Богородицы. Долгое время здесь жил всего один монах, а после их прихода образовалась небольшая община во главе с отцом Рафаилом. Девять лет братия жила спокойно, турки их не трогали, так как правители острова исправно платили ежегодную дань Мохаммеду Завоевателю. Однако в 1462 году султан все-таки захватил остров силой, после семнадцатидневной осады. Захватчики не появлялись в монастыре до весны следующего года, а в апреле 1463 года в Терми произошло небольшое восстание, и оккупанты пришли в монастырь, так как сюда бежали, скрываясь от преследований, глава Терми Василий с семьей, школьный учитель Феодор и некоторые другие местные христиане. В пятницу Страстной Седмицы турки, явившись в монастырь, схватили настоятеля Рафаила, дьякона Николая, Василия с семьей и Феодора. Остальные христиане скрылись в лесу. Решив, что монахи прячут повстанцев, турки начали пытать пленников. Двенадцатилетней Ирине, дочери Василия, отрубили правую руку, пытаясь заставить ее родителей выдать местонахождение зачинщиков восстания. Родители девочки, не желая никого выдавать, в ужасе смотрели, как турки вместе с наемником из Германии по имени Швейцер, собрали дрова, развели огонь и заживо сожгли маленькую Ирину в большом глиняном котле. Ее отца, мать и Феодора тоже замучили до смерти.

http://pravicon.com/info-3273

На другой день по приезде о. Евгения Начальник Русской Духовной Миссии Архимандрит Рафаил передал послание Св. Синода Блаженнейшему Герасиму, который, ознакомившись с содержанием его и вспоминая послание на освящение русской церкви в Яффе в январе 1893 г., не мог, конечно, не заметить разницы в изложении и с удовольствием намекнул на это в разговоре со мной по настоящему вопросу. Вслед за тем, по прочтении послания в здешнем Синоде, решено было назначить освящение церкви на среду, 22 мая, о чём Патриарх и известил меня в субботу, 18-го сего месяца. Когда, таким образом, в принципе всё было окончено, Начальник здешней Духовной Миссии Архимандрит Рафаил приступил к переговорам о самом обряде освящения. Между тем, на отправленного из С.-Петербурга о. Евгения, о котором я позволил себе донести ещё от 24-го апреля с. г., возложено было поручение доставить сюда не только послание Св. Всероссийского Синода, но также и посланный оттуда русский освящённый антиминс и миро. Когда Архимандрит Рафаил предложил освятить церковь на присланном антиминсе, Патриарх Иерусалимский, по словам о. Рафаила, не мог скрыть своего крайнего удивления и категорически отказал в удовлетворении просьбы о. Архимандрита, заметив ему, что это было бы противно всяким каноническим правилам, практикуемым и в самой России. Начальник нашей Духовной Миссии при этом добавил, что настояния его сильно обострили вопрос и отношения становились настолько натянутыми, что просили даже отсрочку освящения церкви. Совместное обсуждение вопроса этого Начальником Духовной Миссии и Уполномоченным Императорского Православного Палестинского Общества с Генеральным Консульством привело к решению – устранить всё, могущее сколько-нибудь повредить столь дорогому для всякого Русского делу освящения нашей новой церкви в Иерусалиме и на обрядовой стороне не настаивать. 21-го числа, около 3 1/2 часов пополудни, Блаженнейший Герасим отслужил обычную перед освящением вечерню в новом храме, а на следующий день, в 6 часов утра, Его Блаженство, в сослужении двух архиереев и русского духовенства, приступив к обряду освящения престола вновь сооружённого храма, закончил его в 10 1/2 ч. утра.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

3) Шарабанов, заведующий постройками 4) Даниил Скрябин, старший просвирник. Трое первых ни о. Рафаилом, ни мною ни в чем предосудительном не замечены. Но Даниил Скрябин был замечен не раз в нетрезвом виде. Я посоветовал о. Рафаилу снять с него рясу, так как он не умеет с достоинством носить это почтенное платье, а затем, если он не исправится, отказать ему. Послушники (помещение, трапеза и 66 фр. в месяц): Из них: 1 старик (свечник), 4 имеют за сорок лет (2-й просвирник, коридорный, надсмотрщик за садом в Иерихоне и гостинник), а остальные пять (личный слуга о. Рафаила, два повара, трапезарь, 2-й пономарь) имеют от 28 до 35 лет. Эти послушники – грамотные крестьяне или мещане, которым о. Рафаил, вследствие разрешения из С.-Петербурга, позволил носить черное монашеское одеяние. По причине их молодости и малой монашеской выдержанности возможно, что они вели себя не так, как следует и прилично носящему рясу. Но так как по внешнему виду трудно отличить послушника от монаха – члена Миссии, то публика часто ошибается и приписывает членам Миссии то, что было сделано простым послушником. Во всяком случае, я этого до сих пор не заметил. Было бы, может быть, безопаснее заместить их людьми в более зрелом возрасте, но эти последние не согласятся быть послушниками и получать по 66 фр. в месяц. Во всяком случае, надобно лишить нынешних послушников рясы при первой провинности и надевать ее на их заместителей только после долгого искуса. Вообще говоря, хороший выбор подчиненных начальника Духовной Миссии крайне труден. Я знаю здешнюю Миссию 20 лет, и состав ее не был лучше. Так, например, умерший иеродиакон Виссарион являлся редко в трезвом виде в церковь и давал деньги под залог вещей. О. Парфений отличался своею безграмотностью. Ныне он находится на покое, служит в церкви, построенной о. Антонином на Масличной Горе, и отлично ухаживает за этим участком; но его удалил из Миссии уже о. Рафаил. Когда я говорил обо всем этом с о. Антонином, то он отвечал, что он не может найти лучших. О. Рафаил также говорит, что он не может достать хороших монахов, так как игумены монастырей в России не отпускают их от себя. Я не вполне верил им. Но в конце прошлого года в С.-Петербурге я сам слышал от одного из высших чинов Св. Синода, как трудно найти хорошего монаха для Миссии в Иерусалиме. Причина та же: игумен не отпустит очень хорошего монаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Вопрос этот решено было представить самому Патриарху во вторник 21-го мая, когда он имел торжественно внести св. мощи в нашу церковь и отслужить вечерню накануне освящения. Расставаясь со мною, архимандрит Мелетий сообщил, что слышал, что будто Патриарх не желает прийти к завтраку после освящения церкви. Я высказал своё удивление по поводу этого, так как Патриарх принял приглашение к завтраку. Мелетий посоветовал мне зайти сегодня же к Патриарху, чтобы выяснить этот вопрос. Когда греческое духовенство вышло, отец архимандрит Рафаил, я и пришедший к этому времени управляющий генеральным консульством взошли на крышу церкви, на устроенную у креста площадку и освятили водружённый уже крест. Ввиду неудобства места для быстрой постановки большого массивного и весьма тяжёлого железного креста я опасался какого-либо несчастна при водружении креста одновременно с освящением и решил не торопясь, осторожно и прочно установить крест за несколько дней до освящения. Окончив освящение креста, отец архимандрит Рафаил пошёл со мною к Патриарху, чтобы убедить его идти к завтраку после освящения церкви. Патриарх принял нас с заметно натянутой любезностью; вид его был очень унылый, неспокойный. Не говоря ничего о сообщённом мне архимандритом Мелетием, я обратился к Патриарху с вопросом: на сколько лиц я должен рассчитать место за столом Его Блаженства во время завтрака после освящения церкви? Тогда Патриарх ответил, что он бы предпочёл не идти к завтраку, так как день освящения церкви не только совпадает с постом, но кроме того оказывается ещё средой, когда пост должен быть особенно строг. Я возразил, что предупреждал уже Его Блаженство, что для духовенства приготовлен будет самый строгий постный завтрак, и снова просил его не отказать позавтракать с нами после освящения храма, а также сказать мне, кто ещё из духовенства будет приглашён к столу. Архимандрит Рафаил поддержал меня, заметив Патриарху, что по русскому обычаю такое торжество как освящение церкви никак не может обойтись без обеда или завтрака; при этом архимандрит попросил Патриарха благословить в день освящения церкви есть рыбу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Заявление их было сообщено г. начальнику Духовной Миссии и поддержано г. генеральным консулом в отношении его от 5 мая 1899 г. за 470. В сем месяце г. начальник Духовной Миссии вновь осмотрел упомянутый приют с г. Пальмером. По подробном изложении нам дела сим последним 27-го января, мы нашли, что работы по укреплению дома надо начать немедленно же, дабы избежать несчастия при разрушении его во время нахождения в нем паломников. Иерусалим, 27-го января 1900 г. Генеральный консул: А. Яковлев. Начальник Духовной Миссии: архимандрит Александр. Управляющий подворьями Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме: Н.Г. Михайлов Архитектор: P. Palmer Архив РДМ, п. 46, д. 839, 1 л. 575. Донесение архимандрита Александра в Св. Синод о ремонте Троицкого Собора Иерусалим 21 декабря 1900 г. Черновик. В Святейший Правительствующий Синод. Осенью 1869 года предшественник мой архимандрит Рафаил, на основании Вашего Святейшества от 24 ноября 1895 года за 5962, приступил к ремонту собора Св. Троицы, церкви св. Марии Магдалины и дома Духовной Миссии, каковые работы и были окончены в начале 1898 года, как о том донес архимандрит Рафаил рапортом от 25 апреля 1898 года за 58. Относительно крыши собора Св. Троицы считаю долгом донести следующее: Еще по приезде в Иерусалим в июле прошлого года мое внимание было обращено на крупные затраты, производившиеся на ремонт крыши означенной церкви, которую архимандрит Рафаил возобновил лишь три года перед сим. Такой расход продолжал производиться и до настоящего времени, а до наступления дождей в этом году, по совету архитектора, я был вынужден, для предохранения сводов церкви и внутренней живописи ее от порчи и ввиду временной меры, произвести поправки, состоявшие в снятии зеленой краски, коей была некстати и даже во вред покрыта свинцовая крыша, и в тщательной спайке многочисленных трещин и дыр. Желая, однако, выяснить причины такого сравнительно скорого и частого ремонта, я счел необходимым, еще в сентябре сего года обратиться к архитектору Пальмеру и к управляющему нашими подворьями Н.Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

2) Члены Миссии с жалованьем по 232 фр. в месяц и с трапезою: а) Игумен Пармен – и. д. иеромонаха. По-видимому, хорошо знает церковную службу. Бодрый старик, но, к сожалению, имеет лицо, показывающее его слабость к вину. б) Иеромонах Нифонт. Араб. Бодр. Лет под 60. Дурное русское произношение. Слабо знает церковную службу. Был назначен Св. Синодом в Мельбурн (Австралия), но не поехал туда. О. Рафаил говорит, что Нифонт очень к нему непочтителен. в) Иеромонах Августин. Исправляющий должность. Средних лет. Развитой человек. Очень представителен; знает церковную службу и грамоту; хорошего поведения. Занимается также чтениями с туманными картинами. г) Иеромонах Серафим. Лет 35. Член Миссии. Келейник о. Рафаила. Хорошо грамотный. Хорошо знает церковную службу. Поведения хорошего. Занимается чтениями с туманными картинами. д) Иеромонах Феодосий. Лет 30. Хорошо знает церковную службу. Посредственного поведения. Недавнее обвинение его в преступной связи с поклонницею было совершенно ложно, что было мною ясно доказано. е) Место протодиакона не занято. ж) Иеродиакон Михаил. Лет 60. Путается в церковной службе. Был неоднократно замечен мною в нетрезвом виде даже в церкви. По словам о. Рафаила, чрезвычайно к нему непочтителен. з) Иеродиакон Евстафий. Лет 40. Иногда является в нетрезвом виде даже в церковь и опрокинул в алтаре потир со Св. Дарами в прошлом октябре. О. Рафаил обвиняет его в преступном сожительстве с одною поклонницею, чего я не успел проверить. Певчие: Место регента не занято. Восемь человек певчих получают по 100 фр. в месяц; из них холостые получают сверх сего готовую квартиру с отоплением и трапезу, а двое женатых получают сверх жалования по 50 фр. на квартиру с отоплением и по 60 фр. столовых. За исключением Степанова, которого я на днях выселил насильно из дома Миссии, всеми остальными о. Рафаил доволен, и я пока не заметил ничего предосудительного в их поведении. Служащие в Миссии: а) Получающие трапезу, помещение и по 100 фр.: 1) Паншин, пономарь 2) Потапов, эконом

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

– А мы его знаем! – сказали братья Сушенки. – Николай Мельников – наш друг! – Да вы что?! – обрадовался Вадим. – Батюшка Илий ищет его по всему свету! Николай, как узнал, разволновался: – Я на коленях готов ползти. Тут же и собрался, приехал к батюшке Илию. Стал завсегдатаем в Оптиной пустыни. Схимник даже благословил его как-то на 40 дней молчания. Схиархимандритр Илии (Ноздрин) и Николаи Мельников      – Какое же это блаженство – молчать! – скажет потом исполнивший благословение. Так за монастырскими стенами крепла его душа. Разумеется, уже тянулась к монашеству. Перед смертью Николай уже жил в Оптиной пустыни полгода… Россия, не стань Иудой! Келейник схиархимандрита Илия иеродиакон Рафаил (Романов) и Николай стали близкими друзьями. Не одну песню написали вместе, многие из более ранних его стихов отец Рафаил положил на музыку. Скольких людей просто воскресили и воскрешают к жизни эти слова: «Исчерпалось до конца русское терпенье!/Встанем, братья, в полный рост на земле родной! Наша слабость, наша рознь в прошлом остается,/Путь раздоров и обид мы прошли сполна!/Упаси нас впредь Господь меж собой браниться:/Коли Родина одна нам навек дана. Не скорбите ни о чем в этот светлый час:/С нами Бог, за нами Русь, наше дело свято!/Кто останется в живых, тот помянет нас!» Известно, русский человек не может без Бога, без высокого смысла, являющего Его в мир. Никакая рыночная суета не наполнит русскую душу волей к свершению и победе. А тут в песнях русскому человеку возвращалась жизнь, играющая силами и светом, святая! И слова-то могли быть самые простые, близкие каждому из нас. Так что и сам монах-певец, ранее разве что келейно игравший на гитаре, чтобы утешить песнями на стихи убиенного иеромонаха Василия (Рослякова) узкий круг уже обретших веру близких, как-то почувствовал, что нельзя уже в «комнатах потаенных» скрывать то, что должно будить русский народ. Эти песни русским людям нужны! Эти песни должны услышать как можно больше людей! Отца Рафаила поддержали профессиональные музыканты – так и образовалась православная музыкальная дружина «Сыновья России», одним из основных авторов которой наряду с иеромонахом Василием (Росляковым) и стал Николай Мельников.

http://pravoslavie.ru/91973.html

Однажды Николай ехал к батюшке Илию да заплутал, а пока выбирался на верный путь, написал песню «Огонек». Добравшись до Оптиной, вручил только что записанный в дороге текст келейнику старца. Сегодня это известная песня, многим отогревающая сердца, дающая силу жить. А вот отец Рафаил говорит Николаю: – Песня нужна! Есть только название: «Россия, не стань Иудой!» Трудно не согласиться, что такая песня нашей стране нужна. Друзья расстались, через 20 минут Николай звонит: – Написал! – и прислал песню по факсу. Столетия сжаты в этих словах, и еще на сотни лет вперед – завет русской жизни. Отец Рафаил с музыкантами дружины «Сыновья России» наиграли мелодию и спели песню. Николай Мельников, приехав потом к ним в студию и услышав исполнение, был очень доволен. Песня была исполнена со сцены, и вскоре автор был убит. Личный день победы. Набат на всю Россию В стихах и песнях Николая Мельникова воскресает его душа и все так же не дает унывать! Вся жизнь поэта – гимн Богу, прославляемому в русском человеке. Откуда в этой уничтожаемой русской деревне, в этом угнетенном и унижаемом русском народе такая мощь и смелость слова, чистого и простого? От Бога. Талант Николая Мельникова – одно из доказательств Бога Слова, Христа, неизбывного в русской душе. Сын деревенского шофера Алексея Харитоновича и доярки колхоза «Красный строитель» Раисы Федоровны Николай родился 6 марта 1966 г. в селе Лысые Брянской области. Крестили его в том же году в День Победы. Пока односельчане стекались на демонстрацию, Мельниковы потихоньку запрягли лошадку и оправились в белорусский поселок Корму Гомельской области. Надо сказать, что местность, где родился будущий поэт, находится в средостении России, Белоруссии, Украины, так что тогда мальчишки из этих ныне якобы разных стран просто бегали друг к другу поиграть вместо тихого часа. Там, в уцелевшей на Белорусской земле церквушке, младенца и окрестили. Это был его личный день победы над вечной смертью. В его-то родном селе храм разрушен, как и в сотнях тысяч сел на Руси. Не от того ли и село русское вырождается? А с ним вместе пропадает и русский народ. Это станет мукой всего творческого пути Николая: покаяться, восстановить святыню, чтобы души очнулись, воскресли, спаслись.

http://pravoslavie.ru/91973.html

Христос Вседержитель. Икона. 1-я четв. XIV в. (кафоликон мон-ря св. Иоанна Предтечи близ г. Серес) Христос Вседержитель. Икона. 1-я четв. XIV в. (кафоликон мон-ря св. Иоанна Предтечи близ г. Серес) В 1371-1373 гг., во время 1-го захвата Серр турками, И. П. м. получил фирман султана Мурада I (1372), признававший привилегии мон-ря (впосл. подтверждаемые фирманами и др. султанов) и освобождавший его от налогов. Предполагают, что это благоволение было связано с гарантиями, полученными И. П. м. от султана Османа (1290-1326), к к-рому в свое время монахи отправляли посольство в Прусу (ныне Бурса). Это посольство возглавлял богатый грек Маргарит, происходивший из с. Като-Нуска (ныне Дафнуди) и принявший в И. П. м. постриг с именем Иоасаф. Он упоминается также в простагме Андроника II и в хрисовуле Стефана Душана. По его имени турки назвали И. П. м. «Маргарит монастыр». По преданию, в годы, предшествовавшие падению К-поля (1453), в И. П. м. подвизался прмч. Рафаил (см. в ст. Рафаил, Николай, преподобномученики, и Ирина, мц. ), переселившийся в 1454 г. на Лесбос. В И. П. м. также жил К-польский патриарх Геннадий II Схоларий после 1-го и 3-го ухода с Патриаршей кафедры (1457-1463, 1465-1472/73). Он был похоронен в юж. части нартекса, в 1854 г. его мощи были обретены и положены в раку. Пожертвования грузинского атабага Кайхосро (1498-1500) привез в И. П. м. его воспитанник Амвросий (впосл. архиепископ Самцхе-Саатабаго). В 1518 г. в связи с завоеванием Египта султаном Селимом I братия И. П. м. направила посольство в Суэц, где получила от «судьи Красного моря» Али копию грамоты (ахтинаме) пророка Мухаммада Екатерины великомученицы монастырю на Синае (624), в которой гарантировались ряд прав и привилегий, в частности неприкосновенность церковных имений и освобождение от налогов. В 1560 г. И. П. м. не смог вернуть взятые в долг деньги. По призыву Серрского митр. Даниила горожане собрали средства в помощь мон-рю. В 1571 г. И. П. м. был опустошен турками. В 1597 г. с зап. стороны была сооружена ограда. В 1642 г. проигум. Григорий провел водопровод и устроил 2 фонтана. По его заказу была написана большая храмовая икона св. Иоанна Предтечи для местного ряда иконостаса (1655). В 1645 г. на пожертвования верующих были воздвигнуты новые монастырские стены (подробнее о монастырском строительстве см. в разд. «Архитектура и росписи»).

http://pravenc.ru/text/577916.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010