В первых четырех главах книги речь идет о Товите, его благочестивой, благоденственной жизни в стране пленения Ассирийского и о постигших его бедствиях в этой стране. Речь идет об израильтянах, которые были уведены в Ассирию после разрушения и уничтожения царства Израильского в 622 году до Р.Х. В остальных десяти главах речь идет о сыне Товита Товии. Рассказывается о его далеком и трудном путешествии в Раги Мидийские за получением отцовского долга и таинственном спутнике, которым явился Ангел Рафаил, о женитьбе Товии в Ектабанах, получении долга и благополучном возвращении домой. Для нас важно то, что эта книга особо подчеркивает благочестивое отношение израильтян к супружеской жизни, чистые супружеские отношения между мужем и женой, освященные молитвой и присутствием Господа в лице Ангела-хранителя, который хранил Товию на пути. Этот момент внесен в наши Требники и когда, мы молимся о путешествующих, то вспоминаем этот случай из книги Товит. «Якоже Товии иногда, посли Ангела Твоего, сохраняющего от всякого зла и обстояния, видимых и невидимых врагов…, – читаем мы в православном чинопоследовании в путь идущим. Книга Иудифи содержит повествование о знаменитой иудеянке Иудифи. Первоначальный текст книги – халдейский, до нас дошел только греческий. Время события указать очень трудно, по всей вероятности это время во время пленения колена Манасиина ассирийцами, т.е. около 680 года до Р.Х. Так как в это время показывается, что ассирийская монархия находится в самом цветущем состоянии. Также говорится о недавно бывшем иудейском пленении. Разуметь пленение вавилонское еще в то время нельзя, потому что тогда ассирийской монархии уже не существовало, а пленения иудеев еще не было. Писатель книги неизвестен и неизвестность писателя является причиной ее неканонического достоинства. Некоторые считают писателем современника Иудифи первосвященника Елеакима. Цель написания этой книги – показать потомкам промысел Божий о народе еврейском. В первых трех главах повествуется о страшнейшем завоевании Олоферна, военачальника ассирийского, главы 4–7 говорят нам об осаде Ветилуи – нагорной крепости еврейской в колене Иссахаровом, которому грозило полное уничтожение. В остальных главах повествуется о подвиге благочестивой вдовы Иудифи, которая отважилась для спасения осажденного города с верой в помощь Божию проникнуть в стан неприятельский, расположить к себе Олоферна и затем напоив его вином, отрубить ему голову. Известна картина Сандро Ботичелли «Иудифь с головой Олоферна». Книга неканоническая, на богослужениях не читается. Библейские неканонические книги времен эллинизации Востока

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Ввиду вышеизложенного Совет Императорского Православного Палестинского Общества, вполне разделяя мнение Генерального Консула в Бейруте о важности этих участков, желаемых, если будет возможно, включить их в Русское владение, и необходимости на это известной денежной жертвы, не считает себя вправе высказать по этому вопросу решительное мнение, впредь до более точного сообщения со стороны г. Генерального Консула, имеет ли он действительно надежду на возможность вернуть эти участки, а также хотя приблизительного определения денежной суммы, которая потребуется для этого дела. Примечание на верхнем поле: эта копия препровождена при предписании Министерства в Бейрут от 15 апреля 1899 г. за 1905. АВП РИ, ф. Посольство в Константинополе, оп. 517/2, д. 4057, л. 403–404. 76. Донесение генерального консула в Иерусалиме А. Г. Яковлева послу в Константинополе И. А. Зиновьеву Иерусалим, 31 мая 1899 г. Копия. В дополнение к донесению моему от 22 марта с. г. 330, о нынешнем состоянии вопроса о наших недвижимостях в Сирии и Палестине, я имею честь сообщить Вашему Высокопревосходительству о переводе на имя Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Александровича участка ед-Дабби на Масличной Горе. Этот участок, внесённый под 14 в «Опись всех русских недвижимостей в Сирии и Палестине», был куплен о. Антонином на имя Якова Халеби. При переводе его я столкнулся с новым препятствием. Он представляет собой большого участка, нераздельно принадлежавшего г-ну Халеби и ещё двум совладельцам. С прошлого лета я старался разделиться с ними выгодно для нас, но всё было безуспешно. Чтобы окончить дело, я предложил г. Начальнику Духовной Миссии купить остальные две трети. Архимандрит Рафаил охотно согласился увеличить наши владения на Масличной Горе, с которой связано столько Евангельских воспоминаний. Но он мог дать на это только 4700 франков. Продавцы требовали ещё 500 фр., и я должен был согласиться на это, взяв необходимую сумму из кредита в 10 000 франков, отпущенного Святейшим Синодом. Во избежание, однако, ежегодной платы большого поземельного налога, покупная цена этих двух третей была официально заявлена только в 1200 фр., а с предыдущей третью – 1800 франков. Но при этом продавцы выдали мне 4 частных документа, в которых они заявили о получении полностью всей суммы в 5200 франков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Шесть больших бронз. подсвечников и один такой же меньшего размера. Шесть больших медных лампад и шестнадцать меньших. Большое бронз. паникадило с лампадками. Патриаршее место, дерев. резное. Три больших метал, подсвечника. Два столика. Пятнадцать дубов, скамеек. Свечной ящик. 4-го Мая 1894 г. По заявлению свечника, у него выручки за 2 месяца – шестьсот руб. кред. бил. Денег в церкви не оказалось. Свечник хранил их на дому. Все означенные в сих описях предметы Архимандрит Арсений принял в своё ведение и на хранение. (Подписал): Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Архимандрит Арсений. При составлении сей описи присутствовали: (Подп.) Титулярный Советник Ал. Воеводский. (Подп.) Член Миссии Иеромонах Парфений. (Подп.) Член Миссии Иерод. Виссарион. С подлинным верно. За секретаря: (подпись) Ал. Воеводский Печать Императорского Российского Генерального Консульства в Иерусалиме 47 . АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/11, д. 5, л. 77 об, –80. Русская духовная миссия при преемниках архимандрита Антонина (1894–1914 гг.) 26. Предложение обер-прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева Святейшему Синоду С.-Петербург, 24 июня 1894 г. Подлинник. За смертию бывшего начальника Иерусалимской Духовной Миссии Архимандрита Антонина должность настоятеля оной остаётся вакантною. Признавая с своей стороны, что эту должность мог бы с пользою для Миссии проходить настоятель Саровской пустыни игумен Рафаил, имею честь предложить Святейшему Синоду, – не благоугодно ли будет назначить на оную упомянутого Рафаила 48 . АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/11, д. 5, л. 97. 27. Определение Св. Синода о назначении архимандрита Рафаила начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме С.-Петербург, 12 октября 1894 г. Машинопись. Копия. 1894 года октября 12 дня. По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: имели суждение по поводу назначения на вакансию Начальника Российской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Рафаила. Приказали: о состоявшемся назначении архимандрита Рафаила Начальником Российской Духовной миссии в Иерусалиме уведомить Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского грамотою следующего содержания: «Блаженнейшего и Святейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всея Палестины Кир Герасима, превожделеннейшего и возлюбленнейшего о Христе Брата и Сослужителя Нашего, о Господе приветствуем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

– В таком случае мне нужно слово о. архимандрита Иннокентия, к приходу которого вы принадлежите, что он не имеет ничего против повенчания вас здесь. Полковник сейчас же написал телеграмму и пошел отправить ее к о. Иннокентию. 19/31 июля 1899. Понедельник. Послал письмо о. Вениамину с описанием качеств, потребных для просящегося сюда в миссионеры, и с запросом сведений о нем самом. Профессор Кёбер принес бывшие у него в чтении православные книги и возвестил, что совсем решил перейти в католичество. Психологический феномен – замечательный. Говорит и повторяет, что не имеет ровно ничего против православия, не может опровергнуть ни одного возражения против нелепостей католичества и при всем том идет туда; говорит – «тянет его туда». – Да как же Вы с завязанными глазами бросаетесь в пропасть? Ведь Вы будете отвечать на суде Божием; самое первое в человеке – разум; он – светоч на пути нам; в религиозном деле он один недостаточен, так вот Вам Слово Божие – непогрешимый руководитель. И Вы против того и другого! Слово Божие говорит – «От Отца исходящего», Папа поправляет Бога и говорит – «и от Сына»; Вы Бога бросаете, переходите к Папе; Бог говорит – «пиите от нея вси», Папа – «нет, не вси, а только духовные», Вы – тоже; Бог дает языки Апостолам, чтобы всякий народ на своем языке слышал Слово Божие; Папа возмущается против этого, отбирает Богом дарованное право у народов – «пусть-де на одном латинском слышат»; Вы на стороне Папы против Бога; Спаситель совершил Вечерю на [?]’е, Папа говорит – «довольно и [?]’а»; Спаситель собственным примером указал нам образ крещения водой; и везде Вы с Папой против Бога – разумно ли это? Богоугодно ли это? И так далее, и так далее. Ничего не может опровергнуть, ни против чего возразить; одно твердит – «влечет меня туда, и иду». Точь-в-точь как юноша, влекомый похотию в непотребный дом; разум говорит ему – «скверно и грешно, и опасно – заболеешь», но он все-таки идет и гибнет. И подобен сему слабому юноше наш философ Рафаил Густавович Кёбер! Извинением для себя выставляет то, что, живя за границей, тридцать лет молился в католическом костеле, привык-де. Поэтому и пьяница, привыкший к вину, может не бросать его – привык-де. Прискорбно! Но нечего делать! Насильно мил не будешь. Пусть тащится из света в полутьму. Три раза я подолгу и серьезно говорил с ним и убеждал его, не говоря уже о разных мимолетных разговорах о том же. Итак, я чист от крови брата сего; совесть меня не укоряет ни в чем относительно его ренегатства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

У ветхозаветного философа Филона 38 , пытавшегося объединить в одну систему библейский монотеизм 39 и учение платоников, мы находим характерную метафору времени. В Библии сказано о том, что после изгнания, праотцев из рая Бог поставил херувима с огненным мечом охранять врата Эдема 40 . Филон дает следующую интерпретацию этого образа: херувим означает материальный космос, а огненный, вращающийся меч – время. Вещество и время скрывают от падшего человека мир духовных сущностей и божественного света, которого он лишился из-за грехопадения. Здесь отражен платоновский негативизм по отношению к материи – время и гностическая космология 41 , где вселенная, развеянная в пространстве, мыслится только как страна изгнания, – бездна падения и темница души. Христианство открыло нам, что на самом деле изгнание праотцев из рая – это действие божественной любви. Повязку на лице человека с больными глазами нельзя назвать преградой свету; преграда не повязка, а сама болезнь. Как для ребенка необходима колыбель и пелены, которыми закутывают его еще неокрепшее тело, так для изгнанников из рая были необходимы колыбель земли (космос) и пелены времени, чтобы подготовить их к вечности, к возвращенному раю. Если бы не было материальности и времени, то человек, разрушив союз с Божеством, мгновенно превратился бы в демоническое существо и пополнил бы не ряды ангелов, а злых духов. Католический епископ Николай Кузанский 42 определял вечность как свернутый свиток времени, а время – как тот же свиток, но уже развернутый 43 . Здесь несколько ошибок: время и вечность не переходят друг в друга; вечность существует в независимости от времени; время не сменяет вечность, а проходит, как тонкая нить, над бездной вечности. Другая ошибка. Вечность у Кузанского мыслится, как статика – «свернутый свиток», а время, как динамика – «развернутый свиток». На самом деле, наоборот, вечность более динамична и неповторима, чем время, протекающее только в одном направлении – от будущего к прошлому. Вечность многомерна; эта многомерность может быть выражена знаком бесконечной величины. Время одномерно по отношению к вечности; оно эпизод, как бы пролог космической истории. Если даже условно принять образ Кузанского, то следует представить время в виде нераскрытого свитка (синхронно разворачиваемого и сворачиваемого на двух стержнях), а вечность – как раскрытый свиток. Характерно, что Кузанский, потеряв библейское понятие о времени и мистическое ощущение вечности еще до папы Григория XII 44 , настойчиво требовал реформу календаря (то есть рационалистическую вульгаризацию времени в системе нового календаря).

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Понеже сложилите се обстоятелства изискват засилване на молитвата и сътрудничеството, Синодът на Антиохийската Православна Църква постанови да се възстанови църковното общение с Йерусалимската Патриаршия и да се създаде комисия за контакти с братята от Йерусалимската Църква с цел търсене на решение на църковния спор за юрисдикцията на Катар. Синодът също така реши да изпрати църковна делегация в Аман, «за да изрази любовта на верните на Антиохийската Църква към верните на Йерусалимската Патриаршия и да ги подкрепи в тези тежки съдбоносни обстоятелства». Членовете на Синода на Антиохийската Църква отправиха молитви за стабилността на Сирия и прекратяване на актовете на терор, насочени срещу нея. Те призоваха за отмяна на жестоката икономическа блокада, като подчертаха, че блокадата подбужда сирийците към емиграция и създава вълна от емигранти в съседните страни и особено в Ливан. Бяха отправени молитви също и за стабилност и справедливост в Ливан, за упокой на душите на загиналите по време на взрива в пристанището на Бейрут през 2020 г. «Отците се молят и за Ирак и за всички народи в региона – се казва в изявлението. – Те призовават в региона да се даде приоритет на духа на диалога, а не на езика на военното противопоставяне, жертви на което са жителите на тази страна». Членовете на Синода повториха призива си за прекратяване на войните и конфликтите по целия свят, в това число и в Украйна. «Отците молят Иисуса Христа, Господ на мира и Бог на всяко утешение, да изкорени със Своята милост силата на войната и диващината на злото, да излекува раните на страдащите и скърбящите в този свят, който копнее и жадува за Неговия сладък мир», се казва в документа. Те също така решиха да канонизират двама антиохийски свещеномъченици: свещеник Николай Хаши, загинал мъченически в Мерсин в 1917 г., и неговия син свещеник Хабиб Хаши, загинал мъченически в Джабал ал-Шейх през 1948 г. Паметта им ще се отбелязва на 16 юли, когато е станала мъченическата смърт на свещеномъченик Хабиб Хаши. По молба на антиохийската Архиепископия на Северна Америка членовете на Синода внесоха в календара на Антиохийската Православна Църква дата, на която ще се отбелязва паметта на Рафаил (Хававини), епископ Бруклински. Освен това Синодът благослови през втората неделя след празника на Светата Петдесетница да се празнува Съборът на антиохийските светии.

http://mospat.ru/bg/news/90925/

9) Желающие избежать недоразумений при заключении контрактов по постройке или перестройке должны обращаться в Генеральное Консульство для составления их. 10) Продажа крепких напитков строжайше запрещается. 11) О нарушении сих правил старшая сестра на другое утро донесёт Г. Начальнику Духовной Миссии, который примет надлежащие меры и, в случае необходимости, обратится в Генеральное Консульство. Поручая себя Вашим молитвам, имею честь быть и проч. С подлинным верно: Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Архимандрит Рафаил Заявление Я, нижеподписавшаяся (звание, имя, отчество и фамилия заявительницы, собственницы домика), сим заявляю, что выстроила на мои средства в деревне Айн-Карем (Место Горнее), близ Иерусалима, на земле, принадлежащей ныне вакуфу о. Архимандрита Антонина, бывшего Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, 1 (2) домик(ка). При этом я приняла следующие условия о. Антонина: 1 . Я могу жить в этом домике до смерти моей и, умирая, имею право чрез Генеральное Консульство в Иерусалиме продать или подарить его другому лицу женского пола и русской подданной с тем, однако, что после смерти сего последнего этот домик немедленно и бесплатно становится собственностью Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. 2 . Если я не укажу здешнему Генеральному Консульству этого лица при жизни моей, то этот домик, по смерти моей, немедленно и бесплатно переходит в полную собственность здешней Духовной Миссии, и я лишаю моих наследников права изъявлять какие бы то ни было притязания на него. 3 . Я не имею права закладывать эту недвижимость без разрешения Г. Начальника Духовной Миссии и без посредства здешнего Генерального Консульства. Вследствие всего вышеизложенного, я, с согласия Г. Начальника Духовной Миссии, сим заявляю, что после моей смерти и на перечисленных выше условиях упомянутый домик должен быть бесплатно передан в пожизненное пользование (звание, имя, отчество и фамилия лица, в пожизненное пользование которого отдаётся домик), которая в течение (такого-то срока) должна лично явиться в Генеральное Консульство для составления окончательного акта.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Греки издавна отличались страстью к интригам и проискам. К этому они прибегали даже при соискательстве патриаршего престола. Начало этому было положено при турках еще во времена патр. Геннадия (1453–59). Появление претендентов настолько огорчило патриарха Геннадия, что он добровольно оставил кафедру. При его четвертом преемнике, Марке (1469 г.), соискателем выступил трапезундский монах Симеон. После завоевания Магометом II Трапезунда Симеон и его соотечественники, прибыв в Константинополь, воспользовались недовольством клириков патриархом Марком и оклеветали его перед султаном. Трапезундцы просили султана низложить патр. Марка и на его место поставить Симеона. При этом они поднесли султану 1000 червонцев, а Симеон отказался на будущее от содержания, назначенного патриархам из казны. Магомету это понравилось, и он, посмеявшись над неразумием греков, низложил Марка и велел поставить Симеона. С этого времени появился закон, по которому новый патриарх при вступлении на престол, приносил султану подарок (пескезий), сам же содержания из казны не получал. Симеон был патриархом недолго. Против него восстали на соборе многие архиереи. Мачеха Магомета, христианка Мария, покончила с волнениями, возведя на престол своего духовника, митр. Дионисия (1470–74), вполне достойного, причем внесла султану 2000 червонцев. В 1475 году его сместил сербский монах Рафаил, предложивший султану платить ежегодно по 2000 червонцев и при возведении обязался дать 5000 червонцев. С этого времени патриарх, кроме пескезия, обязан был платить еще ежегодную подать – харадж. В последующие времена пескезий и харадж постоянно возрастали, потому что постоянно появлялись претенденты на патриарший престол. Так, в конце 16 в., низложив Иеремию II (1584 г.), невежественный монах Пахомий купил патриарший престол за 10.000 золотых, а после его низложения (1585 г.), митр. Феолепту кафедра обошлась в 20 000 золотых. Патр. Иеремия снова был возведен (в третий раз) и правил до 1594 г. Бывали случаи, когда получение патриаршего престола стоило 100 000 и даже 150 000 золотых, т.к.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Вот вся история Марии Гладкой, не входя в ее подробности; соблазн, ею причиняемый, так велик и так общеизвестен в Иерусалиме, что не только делать ее начальницей, но и допускать ее в число горненских более чем нежелательно. Сейчас получил второе Ваше письмо, которое нисколько не изменяет высказанного мною выше. Консул, по моему личному мнению, совершенно основательно убедил или убеждал ее не принимать начальствование, а сестра, или, точнее, часть сестер, да и не большинство, не настаивает на этом избрании. Удивляет меня пассивная роль арх Рафаила, если правила для действия общины ему доставлены, то порядок избрания в них, насколько мне помнится, точно определен. Жаль, что совершающееся в Иерусалиме и Духовной Миссии идет через Апостолиди 1021 и доходит посторонним путем, так как это была бы его прямая обязанность донести о положении дела. С чувствами глубочайшего уважения и совершенной преданности имею честь быть Вашего высокопревосходительства покорнейшим слугой В. Хитрово. ОР РНБ, ф. 253, д. 82, л. 66–68 об. 551. Донесение генерального консула в Иерусалиме А.Г. Яковлева товарищу министра иностранных дел графу В.Н. Ламздорфу Иерусалим 16 ноября 1898 г. Доверительно Маш. копия Милостивый государь граф Владимир Николаевич, Вследствие приказания императорского посольства от 22 ноября 1897 г., 902, касательно оказания помощи г. начальнику здешней Духовной Миссии при приведении в порядок дел женской общины в Горнем Граде Иудином и при выселении им оттуда непокорных, я занялся этим делом немедленно по приезде сюда в январе сего года. Приписывая беспорядки среди этих женщин тому, что против их нынешней старшей сестры составилась, по наущению некоей Татьяны Григорьевны Гладкой, сильная партия, я посоветовал о. Рафаилу, начальнику Духовной Миссии, выбрать новую начальницу. Он съездил в Горний; сестры выбрали некую мать Павлу 1022 . Так как она почти совсем слепа, то о. Рафаил, очевидно, не мог ее утвердить. Тогда я поехал в Горний. После 4–5-часового спора и шума я убедил их выбрать 5 кандидаток, из которых о.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Признавая за о. арх. Рафаилом неизбежные человеческие недостатки и слабости и безусловно отвергая возводимые на него лично донесениями Евреинова клеветы и инсинуации, не могу одновременно не сознаться, что в обвинениях, возводимых на Духовную Миссию, есть некоторая доля справедливости. Но обвинения эти ложатся всецело не на арх. Рафаила, который бессилен что-либо сделать сам по себе, а в тех причинах, которые затрудняюсь письменно изложить. Могу это сделать лишь на словах, если бы это Вы нашли необходимым. В заключение позволю себе высказать мое крайнее убеждение, что при теперешних обстоятельствах не только отозвать арх. Рафаила, но даже энергически его не поддержать значило бы положительно отказаться от всего, что сделано было по Духовной Миссии за последние 20 лет, мало того, оно бы повело к ее уничтожению 1007 . Извините меня, что моим длинным письмом отнял у Вас столь много драгоценного для Вас времени, и прошу верить в чувстве искренней преданности и глубокого уважения, с которыми имею честь быть Вашего Высокопревосходительства всепреданным слугой В. Хитрово. ОР РНБ, ф. 253, д. 82, л. 56–59. 542. Донесение генерального консула в Иерусалиме А.Г. Яковлева послу в Константинополе И.А. Зиновьеву Иерусалим 16 февраля 1898 г. Подлинник Милостивый государь Иван Алексеевич, При предписании своем от 22 ноября 1897 года 902 г. поверенный в делах в Константинополе препроводил для исполнения коллежскому асессору Евреинову, управлявшему тогда генеральным консульством, список с письма г. обер-прокурора от 11 ноября 1897 г. 6969. Первая половина желания г. обер-прокурора мною ныне исполнена. Главные зачинщики смут и интриг против г. начальника Русской Духовной Миссии, иеродиакон Ювеналий и иеромонах Павел, были вызваны мною в генеральное консульство и согласились выехать из занимаемых ими помещений в доме Миссии. Это они исполнили 3 февраля. При этом о. Рафаил прислал мне, согласно письму г. обер-прокурора: 1) 268 франков на путевые расходы о. Ювеналия для возвращения в Россию, 100 франков жалованья за первую половину января сего года и 200 франков, составляющие месячное жалованье не в зачет, и 2) 2689 франков на возвращение о. Павла в Россию и 233 фр. – его месячное жалованье, выданное ему не в зачет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010