По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, — говорится в Синаксаре, — превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется эта седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…» По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни всякие тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях. Каждый день Страстной недели — великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, — все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужениях Страстной седмицы.

http://pravmir.ru/kak-provesti-strastnuy...

Равно и выражения «стихира праздника», «припев праздника», кои встречаются в месяцеслове Типикона при указаниях службы Благовещения в пасхальную седмицу, обозначают песнопения не Пасхи, а Минеи. 3) Когда же в прочие дни пения Цветной Триоди читаем: «кондак праздника», «канон праздника», тогда под праздником должно разуметь не праздник Пасхи, и не Минеи, а праздник Недели (воскресения) Триоди, например, Недели Мироносиц, Расслабленного или праздник Преполовения, Вознесения, вообще праздник, бывший за семь, восемь, а чаще всего за два, за три дня до дня того, в последовании которого читаем указанные выражения. Подобно сему, выражения «канон праздника Недели», «канон Триоди» суть указания на канон праздника св. Мироносиц, Преполовения и т. д. Песнопения же святому, находящиеся в Минее, обозначаются так: «стихира святого, канон святого» и т. п. 4) Наконец, встречаемые иногда выражения «дне», например: «на стиховне Триоди дне», указывают на песни, принадлежащие известному дню, на песни Цветной Триоди (а не Октоиха). И в день Св. Георгия (23 апр.), случившийся в Пасхальную седмицу, на вечерне указан прокимен дне. Под прокимном дне разумеется великий прокимен, положенный в Цветной Триоди. Песни Октоиха при пении Триоди Цветной обозначаются не словом «дне», но указанием на их содержание, например: «седален умилителен, кресту» и т. д. Некоторые последования Триоди Постной и Цветной, печатаются в отдельных книжках; так бывают в особых книжках последования первой и Страстной седмицы Великого поста, последования дней Пасхи, Вознесения и Пятидесятницы. В особой книге, под заглавием «Последование во Святую и Великую Неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу», изд. в Москве, находится последование отпевания усопших в Пасхальную седмицу. Ирмологион Ирмологион (Ερμολγιον) содержит в себе, для подвижных и неподвижных дней богослужении те молитвословия изменяемые и некоторые неизменяемые, которые назначены Православною Церковью для пения (а не для чтения) при богослужении. Содержание Ирмологиона, главным образом, извлечено из разных богослужебных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Но так как ниневитяне захотели показать искреннее раскаяние, то нечестие предков и не повредило им; напротив, они приобрели такое благоволение свыше, что даже доныне прославляются за свой подвиг покаяния. 1. Вот уже мы пришли и к концу святой четыредесятницы, совершили плавание поста, и, по милости Божией, достигли, наконец, пристани. Но не предадимся от этого беспечности, а покажем тем более усердия и бдительности. И кормчие, когда, переплыв бесчисленные бездны морские, готовятся уже, с распущенными парусами и выложенным на верх грузом, войти в пристань, тогда–то и показывают особенную внимательность и заботливость, чтобы как–нибудь не удариться кораблем о скалу или камень, и не потерять плодов прежнего труда своего. Таким же образом поступают и состязающиеся в бегах: когда они уже приближаются к концу своего поприща, тогда–то особенно и стараются бежать, как можно скорее, чтобы достигнуть конца и удостоиться награды. Равно и борцы, когда, после множества подвигов и побед, вступают в окончательную борьбу о венце, тем большие выказывают усилия, чтобы сойти (с места борьбы) с венцом победным. Итак, как кормчие, как состязающиеся в бегах и борцы тогда особенно все напрягают свое усердие и бдительность, когда приближаются к концу (своих трудов), — таким же образом и мы теперь, достигши, по благости Божией, этой великой седмицы (т. е. страстной), должны особенно усилить подвиг поста, совершать усерднейшие молитвы, принести полное и искреннее исповедание грехов, и творить добрые дела, (подавать) щедрую милостыню, (являть) тихость, кротость и всякую другую добродетель, чтобы с этими добрыми делами достигнуть нам дня воскресения Господня и насладиться щедротами Владыки. Великой же называем эту седмицу не потому, чтобы дни ее были длиннее, — есть другие (недели), которых дни гораздо продолжительнее — и не потому, чтобы в ней было больше дней, — их число у нее тоже, как и у всех других. Почему же называем ее великой? Потому, что в продолжение ее совершились для нас великие и неизреченные благодеяния. В эту седмицу окончена долговременная брань, уничтожена смерть, истреблена клятва, разрушена власть дьявола, расхищены снаряды его, Бог примирился с человеками, небо сделалось (для них) доступным, люди соединились с ангелами, разделенное сблизилось, разрушена стена, разорена преграда, Бог мира умиротворил небесное и земное. Потому–то и называем эту седмицу великой, что в ней Господь даровал нам такое множество благ. Поэтому–то многие (в эту седмицу) и усердствуют более и к посту и к священным бдениям и всенощным молитвам, более подают и милостыни, желая этими своими делами выразить то почтение, какое они питают к этой седмице. Если Господь даровал нам в ней столько благ, то не должны ли и мы, чем только можем, показывать свое к ней уважение и почтение?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Вот уже мы пришли и к концу Святой Четыредесятницы, совершили плавание поста, и, по милости Божией, достигли, наконец, пристани. Но не предадимся от этого беспечности, а покажем тем более усердия и бдительности. И кормчие, когда, переплыв бесчисленные бездны морские готовятся уже, с распущенными парусами и выложенным нáверх грузом, войти в пристань, тогда-то и показывают особенную внимательность и заботливость, чтобы как-нибудь не удариться кораблем о скалу или камень, и не потерять плодов прежнего труда своего… Таким же образом, и мы теперь, достигши, по благости Божией, этой Великой седмицы (то есть Страстной), должны особенно усилить подвиг поста, совершать усерднейшие молитвы, принести полное и искреннее исповедание грехов, и творить добрые дела, (подавать) щедрую милостыню, (являть) тихость, кротость и всякую другую добродетель, чтобы с этими добрыми делами достигнуть нам дня Воскресения Господня и насладиться щедротами Владыки. Великою же называем эту Седмицу не потому, чтобы дни ее были длиннее, – есть другие (недели), которых дни гораздо продолжительнее, – и не потому, чтобы в ней было больше дней, – их число у ней то же, как и у всех других. Почему же называем ее Великою? Потому, что в продолжение ее совершились для нас великие и неизреченные благодеяния. В эту Седмицу окончена долговременная брань, уничтожена смерть, истреблена клятва, разрушена власть диавола, расхищены снаряды (τ σκυη) его. Бог примирился с человеками, Небо сделалось (для них) доступным, люди соединились с ангелами, разделенное сблизилось, разрушена стена, разорена преграда, Бог мира умиротворил небесное и земное. Потому-то и называем эту седмицу Великою, что в ней Господь даровал нам такое множество благ. Поэтому-то многие (в эту Седмицу) и усердствуют более и к посту, и к священным бдениям и всенощным молитвам, более подают и милостыни, желая этими своими делами выразить то почтение, какое они питают к этой Седмице. Если Господь даровал нам в ней столько благ, то не должны ли и мы, чем только можем показывать свое к ней уважение и почтение? – Поэтому, прошу, теперь более, чем в другое какое время, будем приходить сюда, отложив всякое житейское помышление, с чистым и добрым оком ума. Входя в церковь , никто не вноси сюда с собою житейских забот, чтобы возвратиться отсюда домой с достойной за труды наградой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

В пятницу седмицы ваий заканчивается пост Святой Четыредесятницы. В этот день в одной из стихир на «Господи, воззвах» поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче». Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице. Страстная седмица Страстная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется святым и великим. Эти священные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озаренный радостным сознанием полученного спасения чрез страдания и смерть Спасителя. Поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. Как во все большие праздники, Церковь и в эти дни призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях и стать причастниками священных воспоминаний. С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия. Все службы Страстной седмицы, отличающиеся глубиной благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления. Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражаемое в песнопениях и евангельских чтениях утрени и литургии. Соучаствуя в страданиях Спасителя, «сообразуясь смерти Его» ( Флп. 3, 10 ), Святая Церковь в эту седмицу принимает печальный образ: священные предметы в храмах (престол, жертвенник и т. д.) и сами священнослужители облачаются в темные одежды и богослужение принимает преимущественно характер печально-трогательного сокрушения, сострастия Страстям Христовым. В современной богослужебной практике обычно совершают великопостные богослужения в черных облачениях, сменяя их на светлые в Великую субботу. В некоторых обителях и храмах в Четыредесятницу служба совершается, сообразно более древней практике, в фиолетовых облачениях, а в Страстную седмицу – в багряных – бордовых, цвета крови – в воспоминание о излиянной на Кресте за спасение мира Крови Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь блаженной, глас 2-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…». На часах – тропарь праздника Триоди (Антипасхи). «Слава» – тропарь блаженной. Кондаки праздника Триоди (Антипасхи) и блаженной читаются попеременно. На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 1-я – 4 (со ирмосом), и блаженной, песнь 3-я (или 6-я) – 4. По входе – тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь блаженной; кондак храма святого. «Слава» – кондак блаженной, «И ныне» – кондак праздника (Антипасхи). (Тропарь и кондак храма Господского не поются; кондак храма Богородицы не поется.) Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника Триоди (Антипасхи) и блаженной. Апостол и Евангелие – дня и блаженной. Задостойник Пасхи. 1 См.: Минея-Апрель. М., 2002. Ч. 2. С. 366–380. 2 В вечер Недели Фоминой (Антипасхи) совершается великая вечерня со входом и великим прокимном. 3 Согласно Типикону, служба прп. Иоанна Ветхопещерника не имеет тропаря (ср.: Минея-Апрель. Киев, 1893. Л. 80 об.). 4 В седмицу Фомину на повечерии вместе с трипеснцами Триоди поются в соответствии с днем седмицы рядовые каноны Богородицы (для повечерия) из службы Октоиха 1-го гласа, в седмицу Мироносиц – 2-го гласа, и т. д. до отдания Пасхи. 5 См. в приложении Цветной Триоди. Для повечерий в пятницу вечером в Триоди приводятся четверопеснцы. 6 Пасхальный тропарь поется протяжно, чтобы священник имел возможность совершить каждение храма. 7 Согласно Типикону, служба прп. Иоанна Ветхопещерника не имеет кондака (ср.: Минея-Апрель. Киев, 1893. Л. 81, 82). 8 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются. 9 В седмицу Фомину на повечерии вместе с трипеснцами Триоди поются в соответствии с днем седмицы рядовые каноны Богородицы (для повечерия) из службы Октоиха 1-го гласа, в седмицу Мироносиц – 2-го гласа, и т. д. до отдания Пасхи. 10 См. в приложении Цветной Триоди. Для повечерий в пятницу вечером в Триоди приводятся четверопеснцы.

http://patriarchia.ru/bu/2022-05-02/

Великий понедельник Святой Иоанн Златоуст в одной из своих бесед, при начале великой страстной седмицы, обращается к христианам с таким наставлением: «вот уже мы пришли и к концу св. четыредесятницы, совершили плавание поста, и, но милости Божией, достигли наконец пристани. Но не предадимся от сего беспечности, а покажем тем более усердия и бдительности. И кормчие, когда, переплыв неизмеримыя бездны морския, готовятся уже, с распущенными парусами и выложенным наверх грузом, войти в пристань, тогда-то и показывают особую внимательность и заботливость, чтобы как-нибудь не удариться кораблем о скалу или на мель, и не потерять плодов прежнего труда. Таким же образом и мы теперь достигши, по благости Божией, этой великой седмицы, должны особенно усилить подвиг поста, совершать усерднейшия молитвы, принести полное и искреннее исповедание грехов и творить добрые дела, подавать щедрую милостыню, являть тихость, кротость и всякую другую добродетель, чтобы с этими добрыми делами достигнуть нам дня воскресения Господня и насладиться щедротами Владыки». «Великою же называем сию седмицу не потому, чтобы дни ея были длиннее, ибо есть другие недели, которых дни гораздо продолжительнее и не потому, чтобы в ней было больше дней – их число в ней одинаково, как и в других неделях. А называем мы ее великою потому, что в продолжение ея совершились для нас великая и неизреченные благодеяния. В эту седмицу окончена продолжительная брань, уничтожена смерть, истреблена клятва, разрушена власть диавола, расхищены орудия его; Бог примирился с человеками, небо сделалось для них доступным, люди соединились с ангелами, разделенное сблизилось, разрушена стена, разорена преграда, Бог мира умиротворил небесное с земным. Потому-то и называем эту седмицу великою, что в ней Господь даровал нам такое множество благ. Поэтому-то многие в эту седмицу и усердствуют более к посту и к священным бдениям и всенощным молитвам, более подают и милостыню, желая этими своими делами выразить то почтение, какое они питают к этой седмице. Ибо если Господь даровал нам в ней столько благ, то не должны ли и мы, чем только можем, показывать свое к ней уважение и почтение? Поэтому прошу вас, прибавляет св. Златоуст, если в какое-либо другое время, то особенно теперь будем приходить во храм, отложив всякое житейское помышление, с чистым и бодрым оком ума. Входя в церковь , никто не вноси сюда с собою житейских забот, чтобы возвращаться отсюда домой с наградою, достойною труда».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После великой ектении сряду – полиелей, величание и Евангелие празднику. Великого славословия не положено. Отпуст с крестом (Тип. послед. пасх, седмицы, послед. 25-го марта аще в седм. пасх. Церковные Ведомости 1896 г. 11, стр. 423). Об утрени дня Благовещения заметим следующее: а) На утрени в день Благовещения всегда читается Евангелие и потому поется полиелей 900 во все дни Великого поста, не исключая и Великого пятка (См. далее о Великом пятке), равно и в Пасхальную седмицу, исключая 1-го дня Пасхи, в который пения полиелея не полагается, и Евангелие читается но 6-й песни канона (см. далее – службу – Кириопасхи). В Недели (воскресения). кроме Недели ваий, читается Евангелие праздника Благовещения, а не воскресное, в Неделю же ваий – Евангелие ваий (Тип., послед. 3-й 4-й и 5-й Недель Вел. поста и нед. ваий). И в страстную седмицу положено Евангелие праздника, а не дневное, исключая Великого пятка, когда читаются праздничное и 12 дневных Евангелий. В Великую субботу два Евангелия: одно – праздника по полиелее, другое – дне по великом славословии. б) По 8-й песни канона поется: «Честнейшую Херувим», в день Благовещения только в Недели (воскресения) 3-й, 4-й и 5-й седмиц Великого поста; в прочие дни, как Великого поста, так и Пасхальной седмицы, поются припев и ирмос или одного праздника Благовещения (до Недели ваий), или вместе с припевом и ирмосом Триоди (с Недели ваий и в Пасхальную седмицу). В субботу Лазаря: поется Свят Господь, Бог наш. в) Великое славословие поется, а не читается в Благовещение, если оно случится в субботу или Неделю (воскресение) Великого поста (Тип., 25 марта). В прочие дни поста славословие на утрени то, которое читается. В Пасхальную седмицу, в день Благовещения, не положено великого славословия. г) В те дни, в которые в день Благовещения в Великом посту не поется (а читается) великое славословие, в конце утрени бывает ектения: «Помилуй нас, Боже» (а не читается «Господи, помилуй», 40 раз). д) Великие поклоны на утрени в день Благовещения положены только в те дни, в кои они обыкновенно бывают в посту.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

г) Вечерня пасхальная совершается по чину великой вечерни со входом и великим прокимном. В 1-й день Пасхи она имеет следующие особенности: настоятель облачается во все священнические одежды и после входа, в воспоминание вечернего явления Господа ученикам, читает, обратясь к народу, Евангелие, повествующее о сем событии. Вся пасхальная седмица составляет как бы один продолжительный праздничный день, и Богослужение во время ее бывает то же, что и в 1-й день, с немногими исключениями и переменами, а именно: на вечерни не бывает Евангелия, и на утрени при пении канона после каждой песни – ектеньи и каждения; ектеньи бывают только после 3-й, 6-й в 9-й; на литургии читает Евангелие один диакон; прочее же чинопоследование церковных служб остается то же самое, и внешние обряды, сопровождающее его, остаются те же, именно: всякое Богослужение церковное во всю седмицу священник начинает и оканчивает, держа св. крест в руках, как знамя победителя смерти Господа Иисуса Христа; во всю седмицу царские двери и завеса остаются отверстыми в ознаменование того, что воскресшим Господом отверзсто для нас царство небесное; во всю седмицу бывает целодневный церковный звон в знак празднования победы воскресшего Господа над смертью и адом. С 1-го дня Пасхи до субботы, после литургии (в соборных храмах и монастырях) бывает крестный ход вокруг храма с иконами и артосом, т.-е. хлебом, на котором изображается крест или воскресение Христово. Артос напоминает и самого Господа Иисуса Христа, неоднократно после Своего воскресения вкушавшего с Апостолами пищу для уверения их в истине воскресения Своего, и тот хлеб, который Апостолы, по вознесении Господа на небо, откладывали на своей трапезе в память пребывания Его с ними на земле и во свидетельство всегдашнего невидимого Его присутствия при них. С 1-го же дня Пасхи до отдания праздника полагается на престоле плащаница в воспоминание того, что Господь после воскресения Своего пребывал на земле 40 дней. § 53. Богослужение от недели Ап. Фомы до отдания Пасхи. Общие особенности сего богослужения

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

На вечернях в пятую седмицу великой Четыредесятницы читаются рядовые кафизмы, ибо в эту седмицу назначается дважды прочитать Псалтирь, а на утрени и часах не могут прочитаться все кафизмы, как в другие седмицы Великой Четыредесятницы, потому что в четверток – день чтения канона св. Андрея Критского – на утрени полагается не три, а одна кафизма, притом на 1-м часе в этот день не полагается кафизмы. Посему, для того, чтобы дважды прочитать всю Псалтирь, на вечернях полагается рядовая кафизма, а не 18-я. В страстную седмицу Псалтирь прочитывается однажды. Но так как с четвертка на службах не бывает стихословия кафизм, то, чтобы вся Псалтирь могла быть прочитана в эту седмицу, полагается на утрени по три кафизмы, а на вечерне всегда 18-я кафизма. Но есть дни в году, в которые на вечерне полагается не целая кафизма, а один антифон, или одна слава ее, именно 1-й антифон 1-й кафизмы: «Блажен муж». Так бывает на дни праздничные, торжественные, именно на средние праздники, т. е. святым с полиелеем 331 и с бдением, и – на праздники великие святым и Богородицы, в какие бы дни седмицы (кроме воскресения) 332 не случились эти праздники, равно и на великие праздники Господские, но случающиеся только в понедельники 333 . В воскресения всегда стихословится вся кафизма и в том случае, если бы эти праздники совпадали с праздниками Господними двунадесятыми. Так, если Воздвижение случится в воскресение, в субботу вечера поем «Блажен муж» всю кафизму. Аще ли в неделю вечера, поем Блажен муж, первый антифон (Тип., 14 сент.). И если в день Вознесения случится память св. Иоанна Богослова (8-го мая), поется 1-й антифон 1-й кафизмы. Первый антифон 1-й кафизмы поется на 8-й глас, т. е. на тот глас, на который поется предначинательный псалом. Но поются не все стихи первого антифона, т. е. не все стихи трех псалмов, находящихся в этом антифоне, а только некоторые, избранные. И не все одни и те же стихи находятся в Обиходе в распевах знаменном, греческом и киевском. Пение каждого стиха антифона сопровождается пешем «Аллилуиа» 334 . В одних распевах (знаменном и греческом) поется Аллилуиа по однажды, по другим (киевскому) – по трижды. Причина, почему пред большею частью праздников стихословится 1-й антифон 1-й кафизмы, заключается в содержании антифона. Он соответствует воспоминаемым событиям праздничных дней 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010