Не приводя, впрочем, других мест, в которых встречается и имеет осо­бенное значение седмиричное число, потому что таких мест очень мно­го, мы обратим только внимание на употребление и важность этого числа в книге Апокалипсис. Оно представляется любимым числом писателя этой книги, так как мы читаем в ней седмь посланий к седми Церквам, о седми золотых светильниках, седми печатях, седми трубах, седми чашах гнева Божия, седми язвах, о седми светильниках огненных или духах Божиих, об Агнце с седмью рогами и седмью глазами. В 1упоминается о седми звездах; в 4– о седми свойствах Божиих; далее, в 12:3, читаем о драко­не с седмью головами и в 13– о звере с седмью головами. Из этого очевидного значения и важности числа седмь ясно открыва­ется, что выражение семь духов означает всесовершеннейшего Духа, Бога Духа Святого, имя Которого всегда стоит в апостольских приветствиях. При всяком же другом толковании трудно было бы объяснить, почему в апокалипсическом приветствии не упомянуто о Святом Духе. Такое понимание выражения «семь духов» согласно не только со всеми местами Писания, в которых употребляется это выражение, как, напри­мер, в 3:1; 4и 5:6, которые не допускают другого толкования, но и под­тверждается словами же Апокалипсиса в 5:6. В этом месте читаем: «Агнец... имел семь рогов, и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» ( Апок. 5:6 ). Семь рогов означают полную, всеобщую власть над всем, семь очей – совершеннейшую премудрость, и семь духов – всесовершеннейшего Духа, именно, как Он здесь называется, Духа Божия. Совершенно согласно с этим и сказанное прор.Исайей в его предска­зании о Духе Божием, Которого он изображает в семи следующих свой­ствах, говоря: «И почиет на Нем (то есть Спасителе Иисусе Христе) Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» ( Ис.11:2–3 ). Здесь мы также имеем семь духов в одном Духе, Которым помазан был Иисус Христос, и это по­мазание, или полнота Божества, о которой говорит апостол, что она оби­тает во Христе телесно ( Кол.2:9 ). В пророческих словах Исаии мы имеем как бы перечисленными или в отдельности упомянутыми те семь духов, которые, как всякого рода духи или дарования, но однако только как один Дух, посылаются во всю землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Но, судя по тому, как мы проводим сырную неделю, нужно не жалеть, а напротив, радоваться и благодарить Бога о том, что она пришла к концу. Во время сырной недели мы обыкновенно предаёмся объедению и пьянству, а объедение и пьянство, особенно продолжительные, вовсе не привлекательны, чтобы жалеть об их прекращении. Все земные блага постольку нам приятны, поскольку мы употребляем их умеренно. В противном же случае притупляется в нас чувство их приятности, так, что, напр., объедение становится для нас ничем не лучше голода, а пьянство — тяжелее всякого горя. Кто есть не часто, и только по мере своей потребности в пище, для того вкусна и сладка всякая пища, сколько бы она скудна ни была. Но кто ест часто, и сверх надобности, единственно, для развлечения, тому скоро опротивеет самая лучшая пища, и тот голодает среди величайшего изобилия. Равным образом, кто пьёт вино редко и умеренно, в малом количестве, тот бывает от вина весел, разговорчив, общителен, и не терпит от него вреда ни своему здоровью, ни своей нравственности. Но кто пьёт вино часто, и им упивается, тот от вина делается мрачным, буйным, дерзким, бешеным, готовым растерзать себя, других, и весь свет. Сырную неделю мы обыкновенно проводим в гулянии, катании, и в других подобных увеселениях, но все такие увеселения могут быть приятными только между дельных занятий, в качестве отдыха после трудов. Сами же по себе, среди продолжительного безделья, теряют для нас всякую цену, скоро наскучивают нам, и становятся, наконец, для нас обременительнее всякой полезной работы. В сырную неделю мы обыкновенно позволяем себе всякого рода дурные дела, но всякое дурное дело непременно имеет и дурные последствия, — и вот оно, польстив нашему чувству, всего, может статься, на одну минуту или на час, делается для нас потом источником продолжительных горестей. В сырную неделю мы обыкновенно не трудимся, не работаем, а напротив, безумно расточаем то, что было нажито нами прошедшим трудом и прошедшей работой, — и вот, после неумеренного до неприятности употребления земных удовольствий, мы сами себя повергаем потом в неприятный, и притом продолжительный недостаток существенно нужного для нас в жизни.

http://azbyka.ru/propovedi/pouchenija-dl...

Беседа LXIV «Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую 779 . И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский» ( Быт.41:46–49 ). 1. Хотите ли, чтобы и сегодня мы продолжили повествование об Иосифе и рассмотрели то, как этот дивный муж, получив начальство над всем Египтом, свойственным ему благоразумием успокоил всех жителей его? «Изыде же, – сказано, – от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу яко песок морский». Получив от царя полную власть, он собирал полевые плоды и слагал их в городах, приготовляя таким образом достаточное обеспечение на время наступавшего голода. Видишь ли, какое воздаяние за свое благодушие, терпение и другие добродетели еще здесь получил этот праведник, из темницы перешедши в царские чертоги. Было же у него, сказано, два сына прежде наступления годов голода; и «нарече имя перваго 780 Манассия, глаголя: яко забыти мне сотвори Бог вся болезни моя, и яже отца моего» ( Быт.41:51 ). Заметь благочестие этого мужа и в том, что в имени сына он полагает воспоминание о всем, чтобы благодарность свою (Богу) сделать постоянной, чтобы и сын из собственного своего имени мог знать об искушениях и терпении, через которое праведник достиг столь великой славы. «Яко забыти мне сотвори вся болезни моя, и яже отца моего». Что значит: «вся болезни моя»? Здесь, мне думается разумеет он двукратное свое рабство и страдание в темнице, «и вся яже отца моего», т.е. испытанное им разлучение с отцом, когда он был удален от объятий отеческих и еще в незрелом возрасте, воспитанный с таким попечением, перешел из свободного состояния в неволю. И «имя второму нарече Ефраим: яко возрасти мя Бог в земли смирения 781 моего» ( Быт.41:52 ). Смотри, имя и этого сына выражает полную благодарность. Не только, говорит, я забыл прежнее горе, но и размножился на этой земле, в которой потерпел такое унижение, что находился в крайности и подвергался опасности за самую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Таким образом древнейшее употребление просфор при литургии в нашей Церкви было пятеричное. Седмеричное же число их начало входить только в последние годы XVI столетия. Именно, седми просфор требуют: 1) служебник, напечатанный в 1583 и 1617 годах, 2) служебник, напечатанный в 1620 и 1639 годах в Киеве, 3) служебники и номоканоны, напечатанные при всероссийских патриархах: Иове, Филарете, Иоасафе и Иосифе. Но все сии служебники и номоканоны, согласно требуя седми просфор, не согласны ни с древнейшими служебниками, ни между собою касательно тех лиц, для которых полагаются отдельные две просфоры. Следовательно требуемое ими число просфор не может быть принято за общее необходимое правило, тем более за древнее апостольское предание 36 . Раскольники, желая доказать свою правоту в требовании седми просфор, указывают на примеры патриархов: Иеремии и Феофана, из которых один, рукополагая первого всероссийского патриарха Иова, а другой – всероссийского патриарха Филарета, будто совершали проскомидию на семи просфорах; но это указание так же несправедливо. Ибо архиереи не совершают проскомидии, а вынимают только частицы за живых и умерших из просфор, какие им предлагают. Если и допустить, что при совершении литургии означенными патриархами было седмь просфор: то отселе еще ни чего не следует к тому заключению, будто литургия не может быть совершаема на пяти просфорах, когда на это есть прямые указания в древнейших церковных уставах. Ссылаются еще на Симеона солунского , будто он повелевает творить поминовение на семи просфорах. Но Симеон говорит только о частицах, а не о просфорах. Если же в его словах о поминовении разуметь отдельные просфоры: то их будет не сем, а семнадцать. – Опять ложь! Говорят еще, что обычай совершать литургию на пяти просфорах введен в Грецию со времени покорения турками Константинополя, когда уже неверные успели повредить чистоту православной веры. Но это так же несправедливо; ибо служебники XII, XIII и XIV веков, когда Константинополь еще не был взят турками, свидетельствуют не о семи просфорах, но о пяти. – На чем ни оснуется раскольник, везде оказывается ложь и несправедливость.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Изыде же Иосиф от лица Фараоня и пройде всю землю Египетскую, осмотрел ее и определил, что должно делать. И сотвори земля в седми летех обильну жатву. И собра всякую пищу седми лет, в нихже бяше обильность в земли Египетстей: и положи пищу во градех: пищи поль града сущих окрест его положи в нем, около всякого града растущий хлеб собирал внутрь, или в средину града. И собра Иосиф пшеницу яко песок морский многу зело, дóндеже не можаху меры исчести: без числа бо бяше. Иосифу же беста два сына, прежде пришествия седми лет гладных, ихже роди ему Асенефа, дщерь Петефриа жреца Илиопольскаго. И нарече Иосиф имя первенцу, Манассия, что значит сын забвения, как бы тако глаголя: яко забыти мне сотвори Бог вся болезни моя, и вся, яже отца моего, все то, что было прежде в дому родительском. Имя же второму нарече Ефраим, сугубое приращение, глаголя: яко возрасти мя, умножи племя мое, Бог в земли смирения и унижения моего. После сего минуша седмь лет обильных, яже быша в земли Египетстей. И начаша седмь лет гладных приходити, яко же рече Иосиф: и бысть глад по всей земли. Во всей же земли Египетстей быша хлебы, довольно было запасено во всех градех оной пшеницы и плодов. И как взалка вся земля Египетская, почувствовала глад: то возопи народ к Фараону о хлебех. Фараон же рече всем Египтянам: идите ко Иосифу, и еже речет вам, сотворите. И глад бяше на лице всея земли. Иосиф же отверзе вся житницы, и продаяше всем Египтянам. И вся страны прихождаху во Египет куповати ко Иосифу; обдержаше бо глад всю землю ( Быт.41:38–57 ). Чудное превращение! Иосиф в непродолжительном времени из счастливого сделался несчастным, и паки из несчастного весьма благополучным, будучи господином в доме отцовском учинился невольником и рабом в доме Пентефриевом, а из заключенного в темницу раба сделался полномочным владыкою всей Египетской земли. Тако и многие в наружном состоянии переменяются, то унижаются, то возвышаются; унижаются или по злобе, ненависти и недоброхотству других, так, как Иосиф по злобе братьев, или по причине своего собственного недостоинства, по дерзким нравам и по худой жизни своей; и возвышаются или по покровительству благодетелей, или по своим собственным заслугам, по уму и по хорошей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

В XVI столетии, новогородец Иван Акимов Шайдуров изобрел знаки из 7-ми гласных букв для пояснения крюковых нот. Эти знаки писались между крюками киноварью. Неизвестный писатель в«Сказании ο подметках» изложил учение изобретателя. Текст сего сказания начинается так: «Подобает ведати ο сем: яко не красоты ради пишутся над знаменем подметки, но указуют осмогласного пения силу в согласиях; понеже в седми согласиях человеческий глас, поя, изменяется, из согласия в согласие превивается. Более седми согласий отшод несть во всех осми гласех. Сими подметками в мудрых местех пение утвержается и отнюдь в забвение не прилагается. Сие уложение к нашему учению знаменного пения новогородца Ионна Иоакима сына Шайдурова истинно есть и не ложно, к научению достойно ко всякому пению разумительно. Яко же бо струнное бряцание ово дебелый глас испущает, а ино среднии, а не малейший, тако и сие подобне мусикийному согласию». Сказание свое писатель разделил на три части. В первой, под общим надписанием, изложены правила и значения помет в пении. Вторая имеет свое надписание: «Сказание Божественного пения ο подметных словех, еже пишутся над знаменем не красоты бо ради, но указуют силу и крепость велию в согласии осмогласного пения». Текст сей части начинается словами: «Искони убо преблагий Бог промышляет ο добре человечестем и подая комуждо благая на пользу, яже к угождению своему, то и сие Божественное дело в разумение истины приведе». Писатель излагает правила ο пометах. В этой части находим известие ο древних знаках: «Прежде бо сих седми слов согласных древнии Божественного пения учители подметные слова имеша, но непотребнии, и не суть истинны беша: понеже бо каждо учитель по евоему умышлению подметныя слова писаше, и того ради у них велие несогласие бываше. Сия же суть истиннии, вельми потребнии коеждо бо подметное слово свое согласие имеет. Α еже древние учителие подметныя слова имеша, а не истиныеша, и се не дивно. Множицею бо лет свершенных муж оскуде, то сие отроча обрете: и еже премудрых мимо тече, невежам дадеся: и еже учителем утаися, то учеником открыся». Писатель Сказания не называет здесь по имени ни учителей, ни отроча – изобретателя помет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но поскольку ум людей трудолюбивых любит изведывать глубины, то спрашиваешь, как удовлетворяется правосудие седми -кратностию и что здесь отмщаемое ( τ εκδικομενα), – седмь ли это грехов или хотя один грех, но наказаний за один грех седмь? Писание число отпущения грехов всегда определяет числом седмеричным. Сказано: «колькраты аще согрешит в мя брат мой, и отпущу ему, до седми ли крат?» – спрашивает Господа Петр. И вот ответ Господа: «не глаголю тебе: до седмь крат, но до седмьдесят крат седмерицею»(ср.: Мф. 18, 21–22 ). Господь не перешел к другому числу, но многократно взяв седмеричное, в нем положил предел отпущения. И после седми лет еврей освобождался от рабства(см.: Втор. 15, 12 ); седмь седмиц лет составляли знаменитый в древности юбилей ( Лев. 25, 10 ), в который и земля субботствовала, и было прощение долгов, освобождение от рабства, и как бы восстановлялась новая жизнь в новом порядке, а прежняя седмеричным числом получала некоторый вид скончания. И это суть образы сего века, который протекает у нас в седмидневном круговращении и в который за грехи менее тяжкие, по человеколюбивой попечительности Благаго Владыки, возлагаются наказания, чтобы не предавать нас мучению в нескончаемый век. Итак, «седмикратность», по сродству с сим миром, потому что миролюбцы от того самого наиболее должны потерпеть вред, для чего решились они быть порочными. А под словом «отмщаемое» ( τ εκδικομενα) будешь ли разуметь грехи Каина, то найдешь их седмь; или наказания, положенные на него Судиею, то и в сем случае не погрешишь в разумении. В том, на что отважился Каин, первый грех – зависть, по причине предпочтения Авелева, второй – обман, с каким обращался к брату, сказав ему: «пойдем на поле» ( Быт. 4, 8 ), третий – убийство, приращение зла; четвертый – братоубийство – еще высшая степень зла; пятый – что Каин сделался первым убийцею, оставив миру худой пример; шестой – обида, потому что заставил плакать родителей; седьмой – что солгал Богу, ибо на вопрос: «где Авель, брат твой?» отвечал: «не вем» ( Быт. 4, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

2 . Когда J 20 подтверждает, что имя Иегова находится в тексте цитаты. 3 . Наконец, когда еврейские переводы используют в этом стихе . Взгляните на строчку в таблице, посвященную 1Петра 2:3 . Обратите внимание: согласно сведениям из J 20 , на которые опирались создатели «Перевода нового мира», в этом стихе явно процитировано Божье имя () с современными диакритическими знаками. Процитированный текст находится в Псалме 33:9: Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! Таким образом, в соответствии с принципами, которые применялись при создании «Перевода нового мира», текст 1Петра 2:3 должен выглядеть так: ...И, как новорожденные младенцы, возжаждите чистого словесного молока, чтобы благодаря ему вам возрасти к спасению, если только вы вкусили, что Иегова добр. Приходя к нему, камню живому, хотя и отвергнутому людьми, но избранному и для Бога драгоценному... «Камень живой... отвергнутый людьми», который упоминается в этом стихе, – несомненно, Иисус 23 . В 1Петра 3:15 Комитет по переводу вновь отказался от заявленных принципов перевода. В Исайе 8:15 сказано: Иегову воинств, Его чтите свято, и Он да будет страх ваш, и Он да будет трепет ваш! (ПАМ) Два еврейских слова, переведенные как «Иегова воинств», выглядят так: . В Приложении 1Е («Перевод нового мира с примечаниями» [англ.], 1984, с. 1567) эта комбинация слов транслитерирована как Adho-nai Yehwih tsevaohth 24 . Первое слово, , – это Adho-nai Yehwih, что переводится как «Всевышний Господь Иегова». (Это составное слово также приведено в Приложении 1Е.) Из-за особенностей перевода не совсем очевидно, что 1Петра 3:15 – это цитата из Исаии 8:13. Однако слово, переведенное как «святите», происходит от еврейского слова (qadash), которое означает «делать, провозглашать или хранить чистым: посвящать, свято чтить или освящать» 25 . Помня об этом определении, нетрудно заметить, что Петр цитирует текст Исаии 8:13, когда говорит: Святите Христа как Господа в сердцах ваших, всегда готовые к защите перед всяким, кто требует у вас объяснения вашей надежды, но делайте это с кротостью и глубоким уважением.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/imja-bog...

1Пет.3:10 .  Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; 1Пет.3:11 .  уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, Что выводимое им наставление не ложно, в том удостоверяет указанием на слова Давида, и говорит: «кто любит жизнь», то есть кто преобразовывает себя для истинной жизни и хочет показать ее достолюбезной (ибо на это указывает выражение «любит», хочет показать ее вожделенной для людей), тот пусть неуклонно держится того, что вместе со мной предлагает и пророческое слово. 1Пет.3:12 . Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли). 1Пет.3:13 . И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? 1Пет.3:14 . Но если и страдаете за правду; то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. 1Пет.3:15 .  Господа Бога святите в сердцах ваших. Из приведенных им слов пророка делает заключение. Там сказано: «очи Господни на праведных, а лице Господне против делающих зло» ( 1Петр 3, 12 ), апостол прибавляет к сему: если будете так жить, то к вам Бог будет благосклонен и милостив. А при таком положении, кто вам нанесет зло? Ибо все в руке Его, «жизнь и смерть» ( Прем. 16, 13 ). Но как некоторые почитали злом страдания за веру, то апостол Петр, для исправления такого мнения, говорит: не почитайте этого злом, напротив, почитайте это залогом блаженства. Ибо страх от людей не стоит никакого внимания, но однодневен. Ибо если очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но против делающих зло лице Господне, угрожающее злым погибелью, то, если бы это было зло, Податель благ, без сомнения, за любовь нашу к Нему не воздал бы злом. Ибо зло Он наводит на злых: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» ( Рим. 2, 9 ), посему скорби за благочестие не суть зло. Вместе с Исаией ( Ис. 8, 13 ) заповедует святить Господа в сердцах, то есть не превозноситься видимыми делами, но в тайной клети сердца совершать освящение Господа, которое состоит в удалении от скверн, то есть от злых нравов языческих. Так Его святите. А святится Он чрез ваше доброе поведение, когда прочие люди прославляют Его, как и Сам Богочеловек повелевает: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела» ( Мф. 5, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Тоже бо соблюдеши и звероядиным. 3546 25 Животных, ловимых собаками и ястребами или другими птицами и умерщвляемых (на лову), но не заколотых людьми, но правилам божественных отцов, не должно употреблять в пищу. Итак, держись лучше точного смысла правил 3547 , нежели – местных обычаев. Тоже самое соблюдай относительно звероядины и удавленины. IV И си иже опресноком служить и в сырную неделю мяса едят в крови 3548 и давленину, сообщаться с ними или служить не подобает, ясти же с ними, нужею суще 3549 , Христовы любве ради, не отнюдь возбранно. Аще кто хочет сего убегать, извет имея 3550 (иметь) чистоты ради или немощи, отбегнет; блюдетежеся, да не соблазн от сего или вражда и злопоминанье родится 3551 : подобает от большего зла изволить меньшее. 15 С теми, которые служат на опресноках и в сырную неделю едят мясо и кровь и удавленину, не должно сообщаться и сослужить; но есть с ними, в случае нужды, ради любви ко Христу, не должно слишком гнушаться. Если же кто хочет избежать и этого, под предлогом предосторожности или немощи, пусть избегнет; но с тем вместе пусть смотрит, чтобы отсюда не произошел соблазн великой вражды и злопамятования; надобно во всяком случае меньшее зло предпочитать большему. 3552 V 3553 Иже не причащается крайцех руськы 3554 (в русской) земле, якоже еси рекл, и в великое говенье мясо едят и скверное, подобает всяким образом направлять и возбранять ту злобу наказанием и учением 3555 , возвращать 3556 (возвращением) на правоверное учение, и потружением 3557 , яко не крестьянину сущу, да тем страхом останутся те злобы и на веру благообразную пре(при)ложатся. 3558 Пребывающу (ще) 3559 же тако и не преложащуся 3560 (ться) не даяти им святого причащения, но яко иноплеменника воистину и вере нашей противника поставить и в свою волю ходить. 10 Тех, которые, как ты сказал, (живя) на окраинах 3561 России, не причащаются в великую четыредесятницу и едят мясо и скверное, подобает всячески исправлять, и таковое зло врачевать внушениями и поучениями, приводить их к благочестию и угрожать им, как не христианам, чтобы они таким страхом воздержались от зла и обратились к более благочестивому и благоприличному (образу жизни).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010