Улейма. Николо-Улейминский монастырь. Карта и ближайшие объекты Монастырь основан, по преданию, ростовским иноком Варлаамом. Первая деревянная часовня была поставлена в начале 1460-х гг. Первая деревянная церковь Николая Чудотворца, кельи для монахов и ограда построены на средства угличского князя Андрея Васильевича в 1469 г. В 1563 г. тщанием угличского князя Георгия Васильевича построена церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в 1589 г. - первый каменный Никольский собор. Строительство нового Никольского собора на подклете первого одноименного, разрушенного поляками, началось в 1620-е гг. Собор был освящен митрополитом Ростовским Ионой Сысоевичем 9 мая 1677 г. Собор неоднократно реконструировался - в 1750-е, 1852 и в 1887-1888 гг. Расписан в 1862 г., живопись поновлена петербургским архитектором Ф.Е. Егоровым в 1897 г. В 1707 г. боярыня П.А.Нарышкина передала собору частичку мощей Николая Чудотворца, привезенных в Россию Петром I. Введенский храм построен на фундаменте одноименной церкви в 1695 г. Реконструирован в 1793 и 1863 гг. Расписан в 1870 г. на средства крестьян Козловых из Улейминской слободы. Надвратная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы построена в 1713-1717 гг. В 1785 г. восстановлен после пожара. В 1838 г. на средства петербургского купца Ф.Я. Ермолаева пристроена деревянная паперть. Храм расписан в 1863 г., реконструирован в 1891 г. Николо - Улейминский монастырь в 11 верстах от г. Углича, на большой ростовской трактовой дороге, при реке Улейме. О времени основания монастыря сведений нет, но известно, что в начале XVI века уже существовал. В 1610 г. разорен был литовским паном Микулинским. Восстановлен Варлаамом, митрополитом Ростовским, погребенным в ростовском соборе в 1652 г. Церкви каменные: собор во имя св. Николая, Введенская и Троицкая. Собор холодный, а остальные теплые, все прочные. Собор о трех приделах: средний - во имя свят. Николая, левый придел - во имя вмч. Федора Стратилата, а правый - во имя св. Архангела Гавриила и преп. Марии Египетской. Храмовые праздники 9 мая, 6 дек., 8 февр., 1 апр. и 26 марта.

http://sobory.ru/article/?object=00487

Разделы портала «Азбука веры» Великий пост в 2024 году 18 марта – 4 мая Оглавление Недели и особые дни поста: история и богослужение Неделя о мытаре и фарисее Самая поздняя по времени возникновения и утверждения в календаре из предварительных Недель Великого поста. Согласно константинопольскому Уставу, в воскресные дни от Недели по Воздвижении и до Великого поста читаются рядовые чтения из Евангелия от Луки. Некоторые из этих чтений были сознательно поставлены в конец цикла с тем расчетом, чтобы они были прочитаны в преддверии Великого поста (т.к. их содержание гармонирует с настроением подготовительного периода): это чтения о Закхее ( Лк. зач. 94е ), притчи о мытаре и фарисее ( 89е зач. ) и блудном сыне ( 79е зач. ). Впоследствии Неделя с чтением Евангелия о Закхее так и осталась без особого богослужениянастоящее время это зачало читается всегда в последнее воскресенье перед Неделей о мытаре и фарисее), зато другие два чтения стали фундаментом для особых служб предварительного периода. Неделя о мытаре и фарисее появляется примерно в XXI вв., при этом первые сто лет ее положение как 4й Недели перед постом (если вести отсчет в обратном порядке) еще не было повсеместным (в евангелистариях XI века иногда встречается указание вставлять в воскресный день между Неделями о мытаре и фарисее и блудном сыне зачало о хананеянке — Мф. зач. 62е ); лишь в XII веке Неделя о мытаре и фарисее уже получает фиксированное место — перед Неделей о блудном сыне. Отмена поста в седмицу после Недели о мытаре и фарисее Принято считать, что пост в эту седмицу отменяется с целью обличения поста евангельского фарисея. Следует отметить, что этот смысл не был изначальным; правило отменять пост в эту седмицу появилось ранее, чем Неделя о мытаре и фарисее закрепилась на современном месте в календаре, и связано оно было с политикой противодействия влиянию армян-монофизитов. В Армянской церкви издревле существовал (и существует до сих пор) пятидневный пост, приходящийся на третью седмицу перед Великим постом (как раз седмица после Недели о мытаре и фарисее). Точных сведений о причинах и времени происхождения этого поста нет: армянская традиция возводит установление поста в IV веке к деятельности святителя Григория Великого , просветителя Армении, а несториане (которые также соблюдали этот пост) говорили, что пост был введен во 2й половине VI века вследствие эпидемии чумы как средство для умилостивления Бога. У армян пост получил название «араджаворац», что значит «передовой», то есть первый пост в календарном году. Этот пост соблюдается до сих пор.

http://azbyka.ru/velikiy-post

Вторая седмица великого поста . Вторую седмицу великого поста Церковь называет седмицею светотворных постов, и во время ее молит Господа преимущественно о благодатном освящении постящихся и кающихся. «Господи, направи ны пост повторяющия, освящение нам осияй, и просвещение оправданий Твоих». Ибо благодать Божия и грехи наши очищает ( Мк.2:1–12 ) 289 , и возсиявает верующим особенно во время поста, молитвы и иных подвигов благочестия. Посему, повторяя побуждения к подвигам поста, молитвы, умиления и покаяния, Церковь во вторую седмицу Четыредесятницы воззывает и руководит нас из греховной тьмы, в которую ниспали мы и первым удалением от Бога – и вторично, как говорит Церковь , осквернением ризы Божественного крещения или просвещения, среди многообразных обольщений мира, указуя нам на вожделенные плоды истинного благочестия – на благодатный свет и воссоединение с Богом, по примеру блудного сына, который с молитвою и раскаянием обратился к отцу своему и получил от него прощение грехов своих и новые дары благодати 290 . «Молитва и пост есть дивное оружие, говорит Церковь . Пост соделал Моисея Боговидцем, Илию – пламенным колесничником, Павла – чудным неботечником. Итак, будем поститься от злоб и на высоту бесстрастия восхитимся». Как расслабленный, о котором упоминается в Евангелии, читаемом во вторую неделю великого поста, будучи принесен к Господу, получил от Него прощение грехов и исцеление от болезни: так духовно расслабленного, с молитвою и покаянием притекающего ко Господу, Он исцеляет и восстановляет силою благодати Своей. Некоторые из священных песнопений, поемых ныне во вторую седмицу св. Четыредесятницы при Богослужении, Церковь приняла от Иосифа и Феодора Студитов и Феофана Никейского . Для назидания и руководства постящихся к благодатному освящению и озарению, Церковь при Богослужении во вторую седмицу великого поста воспоминает св. причастников и защитников благодатного света. Так, на повечерии в первый воскресный день Четыредесятницы воспоминает пророков, которые от Святаго Духа просвещаеми прорекли о новозаветной благодати ( 1Пет.1:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Причастный стих: «Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкусите. Аллилуиа» (трижды). Вместо песнопений «Благословен Грядый...», «Видехом Свет Истинный...» и «Да исполнятся...» поется по одному разу тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых...». Так и во всю седмицу Пасхи. По заамвонной молитве, по традиции, освящается артос. На солее, против царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. Совершается каждение окрест аналоя. Диакон: «Господу, помолимся». Певцы: «Господи, помилуй». Священник читает молитву на освящение артоса и затем окропляет артос святой водой, произнося: «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» (трижды). Аналой с артосом ставят на солее перед образом Спасителя, и на этом месте артос остается в течение всей Светлой седмицы. Его носят на ежедневных крестных ходах. Если освящено несколько артосов, то на аналое полагается только один артос, а прочие хранятся до Светлой субботы в алтаре. На крестных ходах всегда носится только один артос. По прочтении молитвы певцы вместо «Буди имя Господне...» поют: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), и вместо псалма 33-го тот же тропарь – 12 раз и «множае, дондеже анафора (антидор) от игумена раздастся». Священник вместо «Слава Тебе, Христе Боже...» поет тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», певцы: «И сущим во гробех живот даровав». Остальное все, включая отпуст, как на утрене. На отпусте не поминаются ни святой храма, ни дневные святые, ни составитель Литургии. Так и во всю Пасхальную седмицу. Царские врата (главного алтаря и всех приделов) остаются открытыми во всю Светлую седмицу, не затворяют их и на время причащения священнослужителей. Также, по традиции, остаются открытыми северные и южные врата главного алтаря и всех приделов. Примечание. «Да будет же вестно и сие: Яко врат царских олтаря, великих же, и от стран малых, по всем церквам во всю Светлую седмицу не затворяем и во время причащения» (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи», 2-е «зри»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-05/

Прибавлять каждый день на отпустах особых святых без особого основания, например, если нет на то распоряжения синодального или только епархиального, — не следует, исключая только случаи, если в том же городе, а тем более в том же храме, почивают мощи какого-либо угодника или в известный день бывает местный праздник иконе какого-то святого. Итак, для примера, вот полный отпуст на обедне: на первое число мая, которое, предположим, что случилось в субботу, еще «до отдания» праздника Пасхи, и при службе в придельном храме во имя св. мучеников Флора и Лавра. Вот как в этом случае отпуст должен быть произнесен: «Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матере; св. пророка Иеремии; святых славных и всехвальных апостол; иже во святых отца нашего Иоанна Златоустог о (по литургии его); св. мучеников Флора и Лавра и прочих святых славных и добропобедных мучеников; преподобного Пафнутия Боровского и прочих преподобных и богоносных отец наших; святых праведных богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец!» Когда сряду совершаются две службы, например, утреня и 1й час, и после каждой положен отпуст, тогда отпуст последней службы, на выход из храма, называется совершенным отпустом (Тип., гл. 2), конечным отпустом (Тип., гл. 1). Во владычные праздники положены особые отпусты, которые и печатаются в Служебнике отдельно. Именно, на следующие дни: на Рождество Христово, Обрезание, Богоявление, Сретение, Преображение, на неделю Ваий и особый в ту же неделю на вечерне, на Великий четверток, Великий пяток на утрени и особый в тот же день на других службах, на день Пасхи и во всю Пасхальную седмицу, на Вознесение, день Пятидесятницы и особый в ту же неделю на вечерне. В числе сих отпустов, отдельно печатаемых, не указано об отпусте в день Воздвижения Креста Господня (14-го сент.). Но он указан в статье об отпустах дневных во всю седмицу, ибо в день Воздвижения произносится тот отпуст, который обыкновенно говорится в среду и пяток (Служебн., отпуст. днев. во всю седмицу — в конце). Обыкновенно, этот отпуст начинается словами: «Воскресый из мертвых», таккак в день Воздвижения, с воспоминанием о Кресте, воспоминается и о Воскресении Господнем (Кресту Твоему поклоняемся, Владыко и т.д., на утрени поется: Воскресение Христово видевше и т.д.). В праздники Обрезание Господне, Сретение, случившиеся в неделю (воскресенье), служба воскресная поется с праздничною, а потому и отпуст воскресный не отменяется. В храме Спаса Христа, Рождества, Богоявления, Вознесения в седмичном отпусте не возглашаются никогда праздничные отпусты, точию возглашается праздничный отпуст в день праздника и до отдания (Служебн., отпусты дневные во всю седмицу).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Разделы портала «Азбука веры» Кратко об особенностях причащения в Светлую Седмицу протоиерей Димитрий Смирнов 66е правило VI Вселенского Собора предписывает всем христианам всю Светлую Седмицу ежедневно причащаться Святых Христовых Тайн. Это правило Вселенского Собора. У многих людей до сих пор существует еретическое представление (это ересь – настоящая, осужденная Вселенским Собором), что мясо и причастие несовместимы. Туда привносят какие-то индуистские соображения: что это убитое животное и прочая ерунда. Как будто картошка – это не убитое растение. Это совершенно не христианское представление, потому что сказано: «Кто гнушается мяса по причине нечистоты, анафема да будет». Но у многих людей к мясу какое-то специфическое отношение. Был пост – человек постился, сейчас нет поста – человек не постится. Я не запрещаю причащаться. А я сам? Я сам вчера ел мясо, а сегодня я служу. Если я, священник, это делаю, значит, получается, что мне можно, а ему нельзя? По какому такому праву? Непонятно. Священник должен жить строже, чем мирянин. Получается, что священник сам-то себе все позволяет, а другим нельзя. Это же лицемерие. О Причащении на Пасху и Светлую седмицу протоиерей Валентин Уляхин Обратимся к практике древней Церкви. «Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян.2:42 ), то есть они постоянно причащались. И вся книга Деяний говорит о том, что первые христиане апостольского века причащались постоянно. Причастие Тела и Крови Христа было для них символом жизни во Христе и существенным моментом спасения, самым главным в этой быстротекущей жизни. Причастие было для них всё. Так говорит апостол Павел: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» ( Флп.1:21 ). Постоянно причащаясь Честного Тела и Крови, христиане ранних веков были готовы и на жизнь во Христе, и на смерть ради Христа, о чём свидетельствуют акты мученичества. Естественно, все христиане собирались вокруг общей Евхаристической Чаши на Пасху. Но нужно отметить, что первое время поста пред Причастием вообще не было, сначала шла общая трапеза, молитва, проповедь. Об этом мы читаем в посланиях апостола Павла и в Деяниях.

http://azbyka.ru/o-prichashhenii-na-pasx...

Реакцией Церкви на пост «арачаворк» и стало в конечном счете совершенно противоположное предписание – проводить всю седмицу после Недели о мытаре и фарисее как сплошную, не постясь в среду и пятницу. Впервые об этом обычае упоминает Никон Черногорец, писатель XI века с. 24] . Скорее всего, изначально запрет поститься в среду и пятницу данной седмицы был адресован прежде всего тем христианам, которые жили в Палестине и Малой Азии (потому это предписание вошло в Иерусалимский Устав), то есть на территориях, близких к Армении и где жило много армян. Целью этого запрета было стремление решительно отмежеваться от инославных. Впоследствии вместе с полемикой против армян и монофизитов традиция отменять пост в седмицу после Недели о мытаре и фарисее распространяется на всем Востоке и становится общецерковной с. 52] . Таким образом, историческим основанием превращения рассматриваемой седмицы в сплошную была полемика с монофизитами. Однако нельзя не признать, что отмена поста в седмицу после Недели о мытаре и фарисее и в отрыве от исторического контекста имеет свой смысл. В настоящее время, когда полемический аспект потерял свою актуальность и практически забыт, на передний план выходит другое значение данной седмицы как сплошной – постепенная подготовка к Великому посту. В самом деле, три подготовительные седмицы представляют собой три ступени, по мере вступления на которые дыхание Великого поста ощущается все отчетливей. Сначала мы проводим седмицу перед Неделей о блудном сыне без постных дней вообще (можно сказать, что здесь снимаются все ограничения), затем следующая седмица – мясопустная – уже имеет два постных дня, наконец, последняя седмица – еще более строгая, так как уже безусловно запрещается вкушение мясной пищи. § 2.1.2. Суббота пред Неделей о блудном сыне В принципе, эта суббота была бы ничем не примечательна, если бы не одно указание в Типиконе в конце параграфа, посвященного Неделе о мытаре и фарисее: «Вестно буди, яко от днесь чтется Апостол и Евангелие, по субботам, прежде ряд субботы, потом святаго, до Недели Всех святых». Получается, что в данную субботу совершается обычное богослужение с субботними особенностями, но порядок чтений на литургии меняется и становится таким же, как в будние дни: сначала рядовое зачало, потом – святого. Точно так же меняется порядок песнопений, связанных с литургийными чтениями: прокименов, аллилуиариев и причастных. Необычность такого предписания заключается в том, что в случае вседневной службы во всех изменяемых частях Минея будет предварять Октоих (канон, светильны, «Блаженны»); однако пение прокименов, аллилуиариев и причастных, чтение Апостола и Евангелия будут происходить в противоположном порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Ваий «поем: Слава, Днесь Христос, И ныне, тойже»; «Честнейшую» по 8 песни канона поется только в недели 3, 4 и 5 Великого поста; во все прочие дни, до недели Ваий, – припевы и ирмос одного праздника, а с недели Ваий вместе с припевом и ирмосом Триоди; великое славословие на Благовещение в субботы и недели Великого поста – поется, в прочие дни – читается (тогда в конце утрени ектенья: «Помилуй нас Боже», а «Господи помилуй» 40 раз не читается), в Пасхальную седмицу вовсе не полагается; великие поклоны на утрени в Благовещение только в те дни бывают, в кои они положены в посту (бывает только 3 поклона с молитвой «Господи и Владыко живота», после ектеньи «Помилуй нас Боже»). Часы поются или вседневные (в субботы и недели Четыредесятницы, в четверток и субботу Страстной, причем в эту субботу 3, 6 и 9 часы совершаются вместе и после них бывает отпуст), или великопостные (в прочие дни Четыредесятницы и Страстной седмицы), причем на великопостных часах в дни Четыредесятницы поклоны только на 1 часе и в конце изобразительных (на часах же 3, 6 и 9 поклонов не полагается), а в Страстную – на каждом часе; на Крестопоклонной седмице в понедельник, среду (на1 часе) и пятницу (по отпусте часов) бывает поклонение Кресту; в Страстную седмицу на часах читается Евангелие; на Благовещение в Великий пяток часы – те же, что полагаются в Великий пяток, а в Пасхальную седмицу – пасхальные часы. Когда на Благовещение совершаются великопостные часы, а также в четверток, пяток и субботу Страстной, – в эти дни вечерня совершается пред литургией; в субботы и недели 3, 4, 5 и 6 седмиц Четыредесятницы и в Пасхальную седмицу вечерня бывает после литургии. Литургия, в какой бы день ни случился праздник Благовещения, всегда совершается полная – Иоанна Златоустог о, или Василия Великого , если праздник случится в тот день, когда по Уставу положена сия последняя (см. ниже, о Литургии); вместо «Достойно» поем ирмос праздника (см. 8 сент.), кроме нед. Ваий, Великих четвертка и субботы, когда этот ирмос поется только в храмах Благовещения (а в прочих – ирмос Триоди), и кроме дней Пасхи, когда поется припев и ирмос Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Такое пасхальное начало бывает во всю Светлую седмицу на каждой утрени, литургии и вечерни. Поются во всю Светлую седмицу и праздничные антифоны Пасхи, вместо «Изобразительных» и «Блаженных», произносится: « входный стих», по нем Тропарь Пасхи: «Христос воскресе»: (единожды), и « Предварившыя утро яже о Марии», Слава и ныне, Кондак: « Аще и во гроб…» Вместо Трисвятаго также во всю светлую седмицу поется: « Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа». Главной особенностью Пасхальной литургии в первый день является то, что Евангелие, 1–ое зачало от Иоанна, повествующее о Божестве Господа Иисуса Христа («В начале бе Слово…») читается священнослужителями на разных языках, в особенности же на древних: еврейском, греческом и латинском, на которых была сделана надпись на кресте Спасителя. Читают все священники и все диаконы по очереди, по статьям, как расположит настоятель, причем на каждой статье ударяют в кандию, а вне церкви в великое било и великий кампан (колокол). При окончании чтения Евангелия звон во все колокола. (Чтение Евангелия на разных языках на литургии это русская традиция, у греков читают Евангелие на разных языках на Пасхальной вечерне, повествующее о Воскресении). Если совпадет с Пасхой Благовещение, то вторым читается уже просто Евангелие Благовещению. В конце литургии, вместо: « Благословен грядый во имя Господне», « Видехом свет истинный», « Да исполнятся уста наша» и « Буди имя Господне» поется « Христос воскресе». Вместо: « Слава Тебе, Христе Боже…» священник поет первую половину тропаря: « Христос воскресе», а лик допевает, после чего священник произносит с крестом пасхальный отпуст, как и в конце утрени. Молитва: « Царю небесный:» на всех службах до праздника Пятидесятницы совершенно отменяется. После заамвонной молитвы освящается Артос — хлеб, символизирующий невидимое присутствие Господа Иисуса Христа. Он носится во время крестных ходов, стоит всю Светлую седмицу на особом столике перед иконой местной Христа Спасителя, а в Светлую субботу, после литургии, по прочтении особой молитвы на раздробление Артоса, раздробляется и раздается молящимся, вместо антидора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Пасхи износится Евангелие на середину храма и полагается на аналое рядом с иконой Воскресения Христова и артосом; во время лобзания святыни молящимися совершается елеопомазание. Обычай этот не оправдывается прямым указанием в нашем Типиконе, и потому не может быть одобряем (Р.д.С.П., 1900 г., Можно ли в пасхальную седмицу принимать просфоры и поминать за упокой на проскомидии? Хотя в Помоканоне при Б. Требнике (н. 169-й) и говорится, что «в Светлую неделю помины не бывают»; но здесь разумеется великая панихида, всенощное бдение и литургии за упокой, а не помин на проскомидии, который может быть совершаем повседневно (Ц. В-к, 1895 г., Должно ли священнику облачаться в полные облачения при служении утрени и вечерни во всю Святую седмицу, а также в полных ли облачениях следует служить утреню и вечерню в отдание Пасхи? По требованию устава, полныя облачения на утрени и вечерне надеваются только в первый день св. Пасхи; относительно облачения на Светлой седмицы и в отдаление Пасхи указаний нет, а практика различна (Ц. В-к, 1893 г., Следует ли в пасхальную седмицу читать «светильничныя» молитвы и когда? Известны два взгляда по этому вопросу: по одному, молитвы эти, как разполагающие к покаянно-скорбному чувству, должны быть пропускаемы в торжественном пасхальном богослужении, а по другому — они во всяком случае должны быть вычитываемы, и именно во время великой ектении, с которой они соединяются по содержанию (Ц. В-к, 1895 г., Ср. Р.д.С.П., 1886 г., Священник с диаконом при начале литургии должны читать: «Царю Небесный», потом «Слава в вышних Богу» и «Господи, устне мои отверзеши». Между тем, по уставу церковному, чтение «Слава в вышних Богу» и «Господи, устне мои отверзеши» не полагается (на утрени) во всю Светлую седмицу, а чтение «Царю Небесный» не должно быть употребляемо во всю Пятидесятницу, до Троицына дня. Нужно ли читать эти молитвы в показанные времена, или, если не нужно, то что читать вместо них? На Светлой седмице всего лучше читать вместо «Царю Небесный» и пр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010