Особенность богослужения сырной субботы: утреня бывает с великим славословием. В сырную Неделю, приблизившись уже к вратам Четыредесятницы, Церковь приводит нам на память «от пищи ниспадение Адамово » 379 – изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание: «Адам изгнан бысть из рая преслушанием, и сладости извержен, снедию прельстився» 380 . Достойными слез и покаяния изображается в песнопениях утрата первыми людьми, а вместе с праотцами Адамом и Евой и нами, невинного и блаженного состояния Богообщения и пребывания в любви Божией. «Позавидев древле мне враг, в рай благополучна жития человеконенавистник, в видении змия мне запят (обольстил), и славы присносущныя странна (лишенна) мя показа» 381 . «Увы мне страстная моя душе, како не познала еси прелести? Како не ощутила еси льщения и зависти вражия? Но помрачилася еси умом, и преступила еси заповедь Создателя твоего», «удалилася еси от Бога, райскаго лишилася еси наслаждения, от ангел разлучилася еси, во тлю (в тление) ввелася еси: о падения!» 382 Святая Церковь напоминанием бедствий, в какие ввергла человечество страсть себялюбия и плотоугодия, внушает нам, как важны в деле благочестия и спасения наступающий пост и дела самоотвержения, и как опасны чувственные греховные удовольствия 383 . «Адам из рая отгонится, пищи причастився, яко преслушник», мы же, «рая жители быти возжелевше, изменимся от неполезныя пищи, и Бога зрети желающе, Моисейскую четверицу десятиц постимся, молитвою и молением чисто терпяще: утолим (исцелим) душевныя страсти, отженем плотския сласти (сластолюбие), легцы к горнему шествию прейдем» 384 . В сыропустные седмицу и Неделю бывают следующие особенности богослужения. В среду и пятницу сырной седмицы Литургии не бывает, а богослужение совершается с некоторыми особенностями, присущими богослужению Великого Поста (Великое повечерие, часы, изобразительные и вечерня). В сырную субботу творится воспоминание всех преподобных отцов, в подвиге поста просиявших. В воскресенье сырное, как и в предыдущие два воскресенья, поются псалом 136 «На реках вавилонских» (сырным воскресеньем заканчивается его пение) и покаянные песни – «Покаяния отверзи ми двери» (поемые до 5 Недели Великого Поста включительно).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Сообразно со словами Евангелия, читаемыми в последний день перед Великим постом, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники египетские собирались в последний день сырной недели для совокупной молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, расходились по окончании вечерни по дебрям и пустыням для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы; врата обители закрывались до недели Ваий, в которую пустыно–подвижники обыкновенно возвращались в монастырь. И ныне благочестивые сыны Православной Церкви в последние дни сырной недели по древнему благочестивому обыкновению, в знак взаимного примирения и прощения, молятся об умерших и посещают друг друга в продолжение сырной седмицы. А в воскресный день этой седмицы, по совершении общего прощения в храме на вечернем богослужении, в знак примирения и освящения постановлено Церковью для верующих лобызать и священные изображения Бога и святых. Примечание. Так прощение перед св. Четыредесятницей изображается в исторических актах 1598 года, относящихся к России:«Митрополиты, архиепископы, епископы благословиша царя и прощение подаша ему, а архимандриты, игумены и честные старцы также прощение подаша ему и от него прощение купно получиша; получив же благословение и прощение к подвигу постному, тщашеся духовный подвиг св. Четыредесятницы совершити». Чин богослужения в сырную седмицу получил начало свое в древние времена христианства. О церковном воспоминании изгнания прародителей из рая в сырную неделю говорит в письме своем об уединенной жизни Феофил, патриарх александрийский, живший в 4 веке. Святитель при вступлении в Четыредесятницу, говоря о важности поста и молитвы, между прочим представляет в пример пощения ветхозаветных постников — Давида, Ананию, Азарию, Мисаила. Св. Григорий Нисский при вступлении в Четыредесятницу поучал:«Все вы, любящие Бога паче, нежели удовольствия чрева, с радостию и благодушием вступите во дни поста. Может ли называться мужественным тот борец, который еще при начале подвигов обнаруживает скорбное малодушие? Не печальтесь подобно детям, ведомым в училище, не ропщите на дни очищения, не ждите конца седмицы, как ждут появления весны после хладной зимы». Подобно св. Григорию Нисскому перед вступлением в Четыредесятницу поучал в 6 веке Лев Великий, епископ римский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

В понедельник по Воздвижении на утрени, кафисма 4-я, 5-я, 6-я, а на вечерни во всю седмицу глаголем кафисму, 18. Во вторник на утрени, кафисма 7-я, 8-я, 9-я. В среду на утрени, кафисма 10-я, 11, 12. В четверток на утрени, кафисма 13, 14, 15. В пяток на утрени, кафисма 19, 20-я. В субботу на утрени, кафисма 16, 17. Егда же прилучится в те дни празднество, в нихже глаголется на утрени по 3 кафисмы, и тогда глаголем на утрени две кафисмы, а 3-ю рядовую на вечерни. Яко во всем общем уставе, от 22-го дне септемвриа месяца, повелевает начинати на утрени три кафисмы: зде же от недели, яже по Воздвижении, еже и мнит ми ся и поприлежнейшее, яко да от недели начало вземлет псалтирь. Аще ли убо прежде 20-го, или по 20-м дни будет неделя, всяко и всегда от понедельника начинаем 3 кафисмы. От 20-го же дне декемвриа месяца, до 14 ианнуариа месяца, Дóндеже отдастся праздник святаго Богоявления: Стихологисуем паки псалтирь, якоже и в неделю антипасхи, еже есть Фомина, по две кафисмы на утрени: а на вечерни, 3-ю рядовую. От пятаго же надесять дне ианнуариа месяца, до субботы, еже есть пред неделею о блуднем сыне. Стихологисуем паки на утрени, по 3 кафисмы, а на вечерни 18 кафисму: Ко Господу внегда скорбети ми: В две же недели в мясопустную и сырную, стихологисуем на утрени по 2 кафисмы, а на вечерни 3-ю рядовую, малаго ради покоя братии. В неделю же блуднаго, и в мясопустную, и в сырную, на утрени но псалмех: Хвалите имя Господне: и Исповедайтеся Господеви: Припеваем и третий псалом, 136: На реках вавилонских: со аллилуиею красною. Таже тропари, Ангельский собор: И ипакои гласа. Подобает ведати: яко от сея сырныя недели, даже до Воздвижения честнаго Креста, упраждняется полиелей, поется же токмо во бдениих владычних праздников. По отдании же Воздвижения честнаго Креста Господня, и до недели сыропустныя, кроме предпразднства, и попразднства Рождества Христова, и Богоявления, в соборней велицей церкви, и в прочих соборных церквах, в воскресныя дни на утрени, поется полиелей, якоже и в великих пречестных обителех.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если праздник Сретения случится в среду или пяток сырные, то накануне не бывает великого повечерия, а совершается малая вечерня, а затем обычное всенощное бдение из великой вечерни, утрени и 1-го часа. Только в конце вечерни, утрени, а также всякого часа бывает по три великих поклона, на 6-м часе – паремия. Совершается литургия Иоанна Златоуста . Затем вечером на вечерне читается паремия. Если же праздник Сретения случится в понедельник, вторник, четверток сырные, то служба совершается вся праздника непременно: «Зане Триодь с праздником не поется, в кой день ни случится на сырной неделе, кроме субботы и недели» (Типикон, последование 2 февраля, аще случится Сретение в понедельник). Если же Сретение случится в субботу сырную, то с песнопениями праздника поются и песнопения Триоди, и тогда на малой вечерне читается паремия дня (Триоди), а на великой – паремии праздника (там же, аще Сретение в субботу сырную). Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта) Праздник Благовещения установлен св. Церковью в воспоминание возвещения архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от нее Бога Слова ( Лк.1:26–38 ). По времени установления он является одним из древнейших Богородичных праздников. Св. отцы (например, Григорий Чудотворец 84 , Афанасий Великий , Златоуст и др.) оставили свои беседы на праздник Благовещения, в которых он представляется давним и обычным. Празднование Благовещения окончательно приурочено к 25 марта, когда Церковь установила повсеместно праздновать Рождество Христово не 6 января, а 25 декабря (в Малой Азии раньше христиане праздновали Благовещение 5 января). Крайние сроки, с которыми совпадает Благовещение – четверг третьей недели Великого поста и среда Светлой седмицы. Праздник Благовещения принадлежит к числу двунадесятых праздников; имеет один день предпразднества и день попразднества, или отдания праздника. Если Благовещение случится в Лазареву субботу, то не имеет попразднества. А если праздник Благовещения случится в неделю Ваий или в Страстную или Светлую седмицу, то он не имеет ни предпразднества, ни попразднества, а празднуется один день.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

928 При пении на утрени «Непорочны», каждение бывает (См. выше) при закрытых Царских дверях. Иерей и диакон выходят для каждения северными дверьми (Тип., гл. 2 и 22). 930 В Типиконе, в последовании мясопустной субботы, сказано: «Аще ли прилучится храм некоего святого или святой в сий день, и служба субботы поется в гробнице токмо, а в храме поется служба храма». Под гробницей можно разуметь и притвор, в котором положено совершать последование об усопших, после отпуста вечерни (Тип., гл. 14). Также, если случится Сретение Господне (2-го февраля) в субботу мясопустную – служба субботы переносится на вторник или четверг мясопустной седмицы (Тип., 2 февр.). Но если праздник Обретения главы св. Иоанна Предтечи (24-го февр.) случится в мясопустную субботу, то служба праздника переносится на пяток мясопустный (Тип., послед. 24 февр.). Празднование в память освобождения крестьян от крепостной зависимости, 19 февраля, случившееся в субботу мясопустную, переносится по указанию Св. Синода (Церк. Вед. 1905 г., 5), на Неделю (воскресение) мясопустную. 931 В сырную седмицу запрещается вкушать мясо, а дозволяется – сыр и масло, с целью – мало-помалу приучать отступать от приятных яств и без печали приходить к воздержанию поста. Такой древний обычай (см. свидетельство о нем Феофила, Патриарха Александрийского, V века, у Свицера – слово τυροφγο) получил силу закона со времен греческого императора Ираклия (610–640), воевавшего с Хозроем и обещавшего Богу, при благополучном окончании войны, не вкушать мяса в Неделю пред Великим постом. Св. Церковь и по прекращении войны исполняла желание императора (Thesavrus Sviceri τυριν). 932 В книге: «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе», сказано, что в сырную Неделю «архиерей после вечерни знаменается у святых икон и благословляет крестом властей и всех, ту прилучившихся» (Чин священносл. см. о сырн. нед.). В рукописном уставе 1645 года Московской Троицкой лавры указан для начинающих говеть такой чин благословения от игумена: «Отпустя вечерню клирошане на первом клиросе запоют славник храму, а на левом: Послан бысть, да на сходе: Владычицу большую.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, в посте просиявших. Церковь укрепляет нас на духовные подвиги примером святых подвижников. Служба – с великим славословием. В сыропустную неделю (воскресенье) Церковь, приблизив нас к вратам Св. Четыредесятницы, приводит нам на память «от пищи испадение Адамово», изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание. Итак, особенности богослужений в сыропустную седмицу и Неделю следующие. 1. В среду и пятницу литургии не бывает; богослужение совершается (с некоторыми особенностями) такое же, как в Великом посту (великое повечерие, часы, изобразительны и вечерня). Воспоминание в сырную субботу преподобных отец, в посте просиявших. 2. В воскресенье сырнопустное, как и в предыдущие два, поется на утрени (в последний раз) 136-й псалом «На реках Вавилонских», а покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери...» – продолжаем петь до 5-й недели Великого поста. В сырное воскресенье воспоминается изгнание прародителей из рая, чему посвящены в основном все песнопения вечернего и утреннего богослужения. 3. На литургии в воскресенье читается Апостол (Рим., зач. 112-е), указывающий, что пост есть наиболее удобное время и истинный день для совершения благих дел, и Евангелие (Мф., зач. 17-е), повествующее о том, что нужно человеку для получения от Бога прощения грехов во время поста и как должно поститься. ТРИОДЬ ЦВЕТНАЯ Содержание и происхождение Цветной Триоди Службы Цветной Триоди начинаются с первого дня Пасхи и продолжаются до Недели всех святых, охватывая период в 50 дней, отсюда и греческое название книги – Пентикостарион (Пятидесятница). Первоначальное же название Триоди — «Цветная» – объясняется тем, что начало употребления ее совпадает с началом весны, временем цветов, которые могут служить прекрасным символом духовной красоты и изящества песнопений Цветной Триоди. По своему построению она подобна Постной Триоди. Содержание Цветной Триоди, в основном, посвящено Воскресению и Вознесению Господню, а также Сошествию Святого Духа на Апостолов. Все службы от Пасхи до Пятидесятницы (период пения Цветной Триоди) можно разделить на три отдела: I) Пасхальная седмица, 2) от Недели Антипасхи (Фоминой) до отдания Пасхи, 3) от отдания Пасхи до Недели всех святых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3277...

2) На день предпразднства Сретения (1 февр.), если случится в сырную субботу. 3) На праздники с полиелеем к, которые случатся в Великом посту (24-го февр. и 9-го марта), если накануне их вечерня не соединяется с литургией (См. Тип., послед. 24-го февраля, аще случится 24-го февраля во един от дней постных). 302 Паремии полагаются, главным образом, на великих вечернях, но не на всех. Не полагаются паремии на великих вечернях на дни воскресные, если в эти дни не случатся святые с полиелеем, или бдением (Тип., гл. 2), или двунадесятые праздники. Но паремии бывают и на вседневной вечерне, например: в среду и пяток сырные. И на малой вечерне однажды положена паремия, именно на малой вечерне на сырную субботу, если в оную случится праздник Сретения Господня (Тип, 2-го февр.), читается «паремия дне». Также и в день храма, случившийся в мясопустную субботу (Храм. гл. 26). 304 В навечерия Рождества Христова, Богоявления и в Великий пяток, когда 9-й час читается совокупно с другими часами, а вечерня совершается отдельно от него; тогда вечерня начинается так: после возгласа произносится: Слава Тебе, Боже наш. Царю небесный. Трисвятое. Отче наш. Господи помилуй, 12-ть раз. Слава и ныне. Приидите, поклонимся, трижды. 305 В пасхальную седмицу, после возгласа: «Благословен Бог наш», вместо: «Приидите, поклонимся», поется тропарь: «Христос воскресе», трижды, и вместо: «Благослови душе, моя», поется этот же тропарь со стихами: «Да воскреснет Бог». С Недели ап. Фомы до Вознесения, после возгласа, поется только тропарь: «Христос воскресе», трижды. 306 На вседневной вечерне вовсе стихословия не бывает: 1) в вечер Недель (воскресений); 2) в вечер тех дней (от Недели апостола Фомы до сыропустной), на кои было бдение. 26 декабря, 7 января, кроме субботы (Тип.). 307 На малой вечерне на 14-е сент., 1-е авг. и в субботу пред 3-й Неделей Великого поста, по многолетии, диакон: Благослови, Владыко (стоя пред жертвенником, на котором во время 9-го часа полагается честный крест). Иерей: Благословен Бог наш. Лик в алтаре: Аминь. Трисвятое. Отче наш. Возглас: Яко Твое есть царство. Тропарь: Спаси, Господи, люди Твоя. Слава и ныне. Кондак: Вознесыйся. Во время пения тропаря иерей переносит на главе с жертвенника на престол крест и полагает его на месте Евангелия, а Евангелие поставляет на ем месте престола (Тип., 14 сент.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Точная дата основания монастыря неизвестна. Первое упоминание о нем можно найти в хрисовуле (императорской грамоте) византийского императора Андроника II Палеолога. Хрисовул относится к 1293 году, однако есть предположение, что монастырь святых бессребреников Космы и Дамиана был основан гораздо раньше. С падением Византии монастырь был разрушен и покинут. Однако на рубеже XV–XVI веков он был восстановлен. Были построены новые здания, монастырский храм был расписан известным мастером той эпохи Димитрием Какавасом. Монастырская хроника и другие документы этого периода были утеряны, и единственным источником информации о храме являются надписи, сохранившиеся на стенах монастырских построек. Именно из этих надписей известно, что монастырский храм был построен в 1611 году, а расписан в 1621. В конце XVII века монастырь был разрушен турками и венецианцами. Позже, после 1715 года, он подвергался еще ряду набегов и разграблений. Однако святая обитель устояла и в последствии была полностью восстановлена игуменом Иакимом (Димилеу) и иеромонахом Парфением (Проко). Средства на реставрацию иконостаса были пожертвованы митрополитом Спартским Киприаном и управителем Лаконии Николаем. Монахи монастыря святых бессребреников Космы и Дамиана всегда являли собой пример мужества и благочестия. С XVII века и вплоть до освобождения Греции от турецкого владычества в 1821 году монахи на свой страх и риск укрывали в обители повстанцев. Кроме того, в стенах монастыря работала тайная школа, в которой обучались дети местных жителей, и это помогло местному населению сохранить греческие традиции и культуру. Главный храм монастыря посвящен святым Косме и Дамиану, пострадавшим в Риме в 284 году. Их память празднуется 1 ноября. Храм – типичный образец поздневизантийской архитектуры. Храм был расписан в годы турецкого владычества, поэтому в росписи можно найти сцены, изображающие страдания и лишения греческого народа в этот страшный период греческой истории. Начало XX века было для монастыря трудным временем. Чтобы предотвратить упадок и опустение обители епископ Спартский Герман (Троянос) предложил Синоду объединить монастырь святых бессребреников Космы и Дамиана с монастырем 40 Севастийских мучеников. Синод принял его предложение, и царским указом от 21 мая 1920 года два монастыря стали единым монастырским комплексом. А 3 ноября 1924 года монастырь святых бессребреников был официально объявлен подворьем монастыря 40 Севастийских мучеников.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Нефы разделены двумя капитальными стенами с двумя пролетами в каждой, сведенными аркою, опирающеюся на колонну. Средний неф выше боковых и, также как они, накрыт деревянным потолком. Собственно, церкви предшествует притвор, да еще и не один, а по-афонски – внешний и внутренний. Мы вошли во внешний сначала. Ширина его – общая всему храму – 19 шагов, а длина только 6. Он весь расписан по стенам заурядною кистью. Три стены – западная, северная и южная заняты изображениями мучеников, а восточная, отделяющая его от внутреннего притвора, вся, кроме входной двери, покрыта представлением Страшного Суда довольно замысловатого изобретения. Вообще, живописное украшение сего притвора заставляет ожидать чего-то недюжинного впереди. Внутренний притвор на один шаг длиннее внешнего, и также расписан по стенам, кроме северной стены, на которой взор мой встретил редкую, или просто еще невиданную мною вещь, – копию двух документов, утверждающих права Стагийской епископии на владение разными угодьями, а именно: одного Хрисовула Императора Андроника Младшего, и одного Сигиллиона Вселенского Патриарха Антония. Первый начинается словами: Поскольку боголюбивейший епископ святейшей епископии Стагийской... всего 31 строка. Дата: 6840 (1332) г. индиктиона 4, в месяце Марте. Второй начинается почти также: Поскольку боголюбивейший епископъ Стагииский явился к нашей мерности... 33 строки. 6901 (1393) года. Индиктиона 1, в месяце тоже Марте. Письмо крупное, тщательное и, видимо, недавнее. Цвета букв – черный и красный – совершенно свежие. На западной стене того же притвора, над упомянутою входною дверью есть и историческая заметка о росписании храма, гласящая следующее: Всечестный и божественный храме сей...историрован (расписан) поспешеством и расходом Боголюбивейшаго епископа святейшей епископии Стагийской, кир Иоасафа и Пахомия Иромонаха, Стаматия священника и Иконома, Георгия священника и Сакеллария, Димитрия священника и Сосудохранителя, Иоанна священника и Сакеллия, Георгия священника и Екклисиарха, Панагиота священника и Хартофилака, Георгия священника и Канстрисия, Христофора, священника и иеромонаховъ Стефана, Иоанна и (Фео)фила.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Триодная часть (л. 76–123) начинается с Недели мытаря и фарисея, включает Великий пост , Пасху, Пятидесятницу, Петров пост, а также Успенский (хотя он не связан с Триодионом). Рождественский пост расписан в месяцесловной части. Книга праздничная в обиходнике Матфея Никифорова по своей структуре повторяла устав. Из устава известно, и это находит отражение в названии Книги праздничной, что праздники бывают: со всенощным бдением, полиелеем, великим славословием. Двунадесятые праздники имеют дни предпразднества, попразднества и отдания праздников. Кроме того, праздники могут случиться в посты: в понедельник, среду или пятницу; или между постов: в среду или пятницу 35 . Этой довольно большой градации праздников соответствует и степень праздничности пищи, которая определяется наличием в меню рыбы свежей или сушеной, икры или «варива с маслом»; а также квасов: от медвяного, насыщенного медом, ячного, полуяна (ячной смешанный с овсяным?), до свекольного рассола, а в строгий пост – воды. В уставе даются общие указания на характер пищи: рыба, сущь, икра, вариво с маслом, сухоядение, неядение. В Церковном обиходнике на некоторые великие праздники пища перечисляется, уже конкретно исходя из монастырских запасов. В Книге праздничной Келарского обиходника монастырский стол расписан подробно на каждый праздник. В триодной части расписан каждый день Великого поста. А так как именно роспись постного стола дает представление о степени строгости действующего устава, то проанализируем монастырскую трапезу четырех больших постов. Исходя из пасхальной таблицы, Пасха в 1656 года была 6 апреля, следовательно начало Великого поста – 16 февраля. Как объясняет М.Н. Скабалланович , «при определении степени воздержания в тот или другой пост, церковный устав вдается в подробности, которые могут показаться мелочными и неприложимыми к жизни (особенно мирян), но которые тем не менее хорошо выражают свою идею. Эта идея заключается в том, чтобы из всех дней недели а) особенно освятить строгостью воздержания понедельник, как день покаяния и первый день недели, и среду с пятницей как дни страданий Христовых; б) особенно почтить ослаблением воздержания субботу, как предпразднество воскресения и богоустановленный день покоя, и воскресенье» 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010