Пусть же мнимые старообрядцы, отпадшие от церкви, дети мнимых старообрядцев, не говорят: «в какую веру благословили нас родители, в той и останемся». Они сделают лучше для своих родителей, а для умерших родителей и угоднее, если последуют слову Божию, обратятся к святой церкви и в ней будут молиться о заблуждавшихся родителях своих. 308. Что отвечать тем мнимым старообрядцам, которые не присоединяются к церкви по боязни прогневить нужных для них людей? Иные из мнимых старообрядцев не присоединятся к церкви по боязни, что они после присоединения своего перестанут получать от других мнимых старообрядцев деньги в жалованье, или деньги в долг, даже деньги в безвозмездное пособие себе, или же лишатся другой поддержки от них в житейских делах своих. Такие люди пусть внимательнее размыслят о словах Спасителя: Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Или что даст человек измену за душу свою? Приити бои имать Сын Человеческий в славе Отца своего, с Ангелы своими, и тогда вздаст комуждо по деанием его. (Мф. зач. 69. гл. 16, ст. 26, 27. По Острож. библ. лист 9 на обор.). И на страшном суде своем Господь осудит тех, которые делами своими показывают, что они деньги почитают больше, чем истинную веру. 309. Что отвечать тем мнимым старообрядцам, которые, не желая присоединиться к церкви, указывают на разные беззакония, встречающиеся между принадлежащими к святой церкви? Беззакония, совершаемые некоторыми из числа принадлежащих к святой церкви, не навлекают нарекания на саму церковь . Святой И. Златоус, предлагая поучение в храме, говорил: «других зрю беседующих стоящих, молитве бываемей» (На Апостольские Деяния нравоучен. 24., стр. 236). «Доколе тяжкосердии? Доколе дети суще умы? Доколе не внимаете глаголющему Богу, ни стоите якоже подобает християном, горе сердца имуще, но сотвористе церковь хлевину, и полату, и корчемницу» (Маргарит. О покаянии слово 2-е, лист 399 на оборот. Тоже в Соборнике лист 415)? И, однако же никто из современников святого Златоуста не отпадал от церкви ради таких, или других, беззаконий.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Подобное понимание указанных стихов Псалтири приводит Евфимий Зигабен: «Сказанные выше слова могут иметь свое приложение ко всякому и содержат в себе весьма поучительный смысл: они именно значат, что каков тот, с кем ты живешь вместе или обращаешься, таким будешь и сам, изменяемый сообразно со свойствами человека, близкого к тебе». Толковая Псалтырь, с. 105. 709 Так, думается, лучше переводить выражение: τρεις γνωμν ιδα: Понятие γνμη в святоотеческой лексике имело множество значений. Об этом довольно четко говорит преп. Максим Исповедник в «Диспуте с Пирром», где он говорит о многозначности и многосмысленности данного понятия в Священном Писании и у святых отцову (πολτροπον κα πολσημον παρ τε τ για Γραφ και τοις γιοις Πατρσιν στι τ της γνμης νομα). Иногда оно соотносится с увещанием и наставлением (επ παραινσεως και υποθκης), иногда — с советом (επ βουλς), порой — с решением (πι της ψφου), иногда — с мнением, верой, образом мыслей (πΙ δξης, " πστεως, φρονματος) и т. д. См.: PG 91, 312. В данном случае оно, скорее всего, обозначает нравственно–жизненную позицию и образ мыслей человека, которые находятся в теснейшей связи с его волей. 710 Ср. толкование блаж. Иеронима: «Я не знаю, кто из нас способен исполнить то, чтобы, когда слава о нас искажается поношениями, мы радовались о Господе. Итак, мы дЬлжны радоваться и веселиться, чтобы на небесах нам была уготована награда». Блаженного Евсевия Иеронима пресвитера Стри–донского. Четыре книги толкований Евангелия от Матфея. М., б. г., е.. 36. 711 Под πισσηρ πλοω здесь подразумевается, вероятно, некая разновидность брандера. 712 О тесной связи этих двух добродетелей говорит (хотя с иной расстановкой акцентов) и св. Иоанн Златоуст. Высказываясь о первохристианах, он замечает: «Скажи мне: любовь ли родила нестяжание или нестяжание — любовь? Мне кажется, любовь — нестяжание, которое укрепляло ее еще более». Иже во святых отца нашего Иоанна Златоус–того Архиепископа Константинопольского Избранные творения. Беседы на Деяния Апостольские. М., 1994, с. 110. 713

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=112...

Христа, и о артусе, и о Фомине испытании ребр Господень». Л. 68. 315 У Калайд. – „похвалим красно новую неделю“, – так и в некоторых друг. списках (Сухом., стр. 20, прим.) и в печатном Златоусте (л. 105). 316 Вм. „празнуем“, – оконч. на имь, м. ч. 1 л. – древняя форма оконч., появившаяся не позднее XII в. См. Граммат. правила, приложенные к изд. Востоковым Остромирову Евангелию, 1843 г., стр. 24. 317 У Калайдов., как и в др. позднейших списках и Почаев. Златоусте: „не бо есть таже пасха днесь, но антипасха наречеся“, – у Сухомл. как и в нашем списке. 322 От гл. парити (кор. пр.) – πτεσϑαι, volare, летать и затем – быстро бежать. Miclosich, Radices lin. Slov., p. 66. 323 У Калайд. и в некоторых др. списках, а также и в печатн. Златоусте здесь прибавлено: „реками бо, рече Пророк, разсядется земля, узрят и разболятся нечестивии людии“ (Кал. стр. 23; Сухом. 22; Лавр. спис.; Злат. л. 107 об.). 324 В др. списк. следует: „и птица бо, рече Пророк, обрете гнездо себе, олтаря твоя, и свою каждо поющи песнь, славит Бога гласы немолчными. Днесь поновишася...“ (Калайд. 23; Сухом. 22, прим., Златоус. 107 об.). 325 В третью неделю по Пасхе. – Самым заглавием и этого Слова указывается предмет его и содержание: «Того же Кирилла мниха слово о снятии с древа тела Христова, и о мироносицах, и похвала Иосифу и Никодиму, в неделю вторую по Пасце» – Лавр. сп., л. 73 об. В нем проповедник говорит о плаче Богоматери, представляет картину снятия Спасителя с креста, рассказывает о мироносицах, ходивших к гробу, и о явлении им ангела, возвестившего о воскресении Христа, и затем славит-ублажает похвалами Иосифа Благообразного и оканчивает молитвенным воззванием к нему «о покрове и избавлении града от всякого зла, о победе и спасении князя» и пр. Слово это дошло до нас в двух редакциях, из которых в одной части его (плач Богоматери о снятии тела Спасителя с креста), с некоторыми незначительными изменениями текста, назначалась для чтения в Страстную пятницу или субботу, а остальное – на неделю мироносиц.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Необычайность лика архимандрита Феофана естественно привлекала к нему студентов, интересующихся Духовною жизнью. Мало–помалу около него сгруппировался небольшой кружок. Его прозвали «Златоустовским» потому, что началось чтение творений святых отцов именно с Златоуста. Началось с пяти–шести человек. По совету отца Феофана, мы обратились сначала к профессору патристики. Но он (может быть, по смирению?) отказался руководить нами, сославшись на то, что будто «и сам не читал в подлинниках» отцов Церкви. Тогда мы попросили отца Феофана руководить нами Он согласился; но посоветовал выбрать нам председателя из своей среды. Избрали товарища К–ва. А отец Феофан сидел и слушал скромно, что мы говорили; а иногда отвечал нам на наши недоуменные вопросы. Ответы эти всегда были глубоки и интересны. Один из наших товарищей,– давно покойный Р–в, потом принявший монашество, – бывало, потирал незаметно под столом свои руки – от восхищения. Любили мы и чтили отца Феофана. За это студенты и прозвали нас «феофанитами». Мы, конечно, не обижались. После Златоуста (не все двенадцать томов его, а избранные) мы читали авву Дорофея; начали читать святого Симеона, Нового Богослова, но, после десяти – двадцати страниц, он нам показался трудным; и мы заменили его, с совета отца Феофана, кем–то другим. Собирались мы раз в неделю, предварительно прочитав заданный отрывок. Один был докладчиком; потом мы обсуждали; в заключение говорил отец Феофан. И мало–помалу у нас воспитывалось православное отеческое воззрение. Это и было целью. Принимали в кружок сами, кто нам казался единомышленником. Поэтому у студентов о нас сложилось строгое воззрение, которое иные характеризовали так: «Легче Днепру потечь вверх, чем попасть в Златоус–товский кружок». Вспоминается один характерный случай. На Пасху студенты, разговляясь, пили и вино, которое на этот раз подавалось студентам в столовую. После этого начинались песни,– конечно, светские. Дальше веселие переходило границы. И нам уже неприлично было оставаться. Отец Феофан устроил нам разговенье в своей столовой. Была и бутылка легкого белого вина. Мы читали житие святого Марка Фраческого (кажется, память его – 5 апреля): строжайший одинокий пустынник, повелевавший и горе двигаться, и пище – появляться в пещере. Отец Феофан на Пасху уже и не ходил в столовую к студентам.

http://pravoslavie.ru/29998.html

Одних христиан в Антиохии было 100 000 душ, но и евреи, и язычники стекались толпами слушать его слово, которое возбуждало восторг даже тех, чья душа оставалась бесчувственной. Как некогда великие пророки, он «глаголом жег сердца людей», и громкие рыдания были ответом на его пламенные слова. Церковь Апостолов, в которой он проповедовал, стала центром Антиохийской жизни. В избытке своих чувств народ называл его то сладкоглаголивым, то медоточивым, то устами Божиими. Златоус-тым назвала его одна простая женщина, которая, однажды слушая его и увлеченная впечатлением чего-то прекрасного, воскликнула: «Учитель душ наших, Иоанн золотые уста, учение твое глубоко, но слабый ум наш не все может вместить!» С этого времени и весь народ стал называть его Златоустым, и сама Церковь удержала за ним это наименование. Особенно величественно выступает образ Златоустого в истории мятежа Антиохийского. Народ, раздраженный новым налогом по случаю военных обстоятельств, произвел открытое возмущение: чернь, доведенная до ярости разными подстрекателями, свергла императорские статуи, волочила их по улицам и, наконец, разбила в куски с дерзкими насмешками и ругательствами. К вечеру эта народная буря утихла и настала зловещая тишина. Опомнившись, мятежники пришли в ужас, сознавая, что они сделали и чего теперь должны ожидать. Гонцы уже неслись из Антиохии с донесением к императору... Иоанн молчал. В первые дни этих страшных событий скорбь не позволила слову его свободно излиться из его сердца, а уныние, облегавшее души антиохийцев, не давало им даже вспомнить о слове учителя. По прошествии нескольких дней, когда сердца их смирились и смягчились, Иоанн понял, что он им нужен, и со своей кафедры обратил к ним свое слово покаяния и утешения. «Что мне сказать и о чем говорить? – начал он. – Теперь время слез, а не слов; рыданий, а не речей, молитвы, а не проповеди... Так тяжело преступление, так велика язва... они выше всякого врачевства и требуют помощи свыше. Но, возлюбленные, передайте мне ваши души, – поспешает он ободрить унывающих, – возвратимся к прежнему нашему обычаю: как мы привыкли всегда быть здесь с благодушием, так и теперь возложим все на Бога. Не упадем духом. Не столько мы сами заботимся о своем спасении, сколько Тот, Кто даровал нам душу! Окрылим же себя надеждой и будем с любовью ждать, что будет благоугодно Господу сотворить с нами!»

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Феодор кратко высказывает мысль, общераспространенную в святоотеческом богословии. Более пространно она излагается, например, в учении св. Григория Нисского: «Поставляя Бога вне всяких временных условий, могущих ограничивать беспредельность божественной жизни, разум вместе с тем мыслит Его не подлежащим и условиям пространственного бытия. Эти условия нужны для предметов чувственного мира, где царствует сложение и разложение, отделение и происхождение, переход и изменение; в Божестве же нельзя представлять себе всех этих обусловливающих мировую жизнь материальных процес–срв. Природа Бога должна, быть абсолютно проста, потому что все сложное разложимо, а разложимое прекращает свое бытие в процессе разложения; Бог же вечен, следовательно — неразложим, и следовательно — прост. Если же несомненно, что природа Его проста, то несомненно и то, что она не может иметь никаких очертаний, а потому, естественно, стойт выше всяких пространственных измерений. «Бог, почитаемый пребывающим на каком–либо месте, не есть Бог». Но это решительное отрицание определенного местопребывания Бога есть вместе с тем решительное утверждение Его положительного свойства — присутствия на всяком месте, или вездеприсутствия. «Божеству, — говорит св. Григорий,, — свойственно быть везде, все проницать и ничем не ограничиваться». Такое понятие вездеприсутствия необходимо предполагается понятием непространственности». Несмелое В. Догматическая система святаго Григория Нисскаго. Казань,,1887, с. 157. 490   491 О силе и чудодейственности крестного знамения см. высказывание св. Иоанна Златоуста: «Это знамение и в прежние, и в нынешние времена отверзало заключенные двери; оно отнимало силу у вредоносных веществ, делало недействительным яд; оно врачевало смертоносные угрызения зверей. Если оно отверзло врата адовы, отворило твердь небесную, вновь открыло вход в рай и сокрушило крепость диавола, то что удивительного, если оно побеждает силу ядовитых веществ, зверей и всего тому подобного?» Иже во святых отца нашего Иоанна Архиепископа Константина града Златоус–таго Избранные творения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=112...

На сырной седмице в среду и пяток не воздерживаемся от сыра и яиц, но всю седмицу делаем сыроястною. И это установлено не для наступающего поста, но по другой причине, которая изображена в Триоди в среду на сырной, в следующих словах: «по повечерии же в среду и пяток сырныя недели ядим сыр и яйца, соблюдающе и правило во святых отца нашего Никифора, патриарха константинопольского, исповедника, и отвращая предание иаковитское и тетрадитскую ересь. Иаковиты, возникшие в шестом столетии, постились три дня на сырной седмице – вторник, среду и четверток», в воспоминание поста и покаяния ниневитян и учили тому же и других вопреки общему обычаю всей церкви; тетрадиты, то есть четыренадесятники (11 Всел. 7), в среду ядят мясо, а на сырной седмице во все дни постятся. Посему святый Никифор (в правиле 32), разрешая в те же среды и пятки на сыр и яйца, говорит: «монахи, в каком бы месте ни были, не должны поститься в среду и пяток сыропустной седмицы, и после преждеосвященной есть сыр и яйца, в противность ереси Иакова и тетрадитов». А потому епископ Иоанн (в правиле 21), объясняя ересь тетрадитов, говорит: «тетрадиты всю сырную неделю содержат Великий пост. В опровержение их, мы разрешаем и в постные дни на то же, на что и в скоромные». §15. Разрешается пост на Светлой седмице А особенно разрешаем на вся яства в среду и пяток на Светлой седмице, подобно как и в прочие ее дни. Хотя всякий может догадаться о причине этого и искать ее в настоящем празднике, в честь которого веселимся, разрешая на все; но обстоятельнее объясняет ее тот же епископ Иоанн, в правиле 18, так: «разрешаем же в среду и пяток новой, то есть Светлой седмицы – считая как бы всю эту седмицу за один день, и ни чем не меньше Воскресного дня; так как она вся есть седмица Светлая». Посему и служба на Светлой седмице во всякий день на вечернях и утренях совершается такая же, как и в первый день Светлого Воскресения. §16. Разрешается пост в неделю по Пятидесятнице На неделе по Пятидесятнице разрешается в среду и пяток на мясо, не для наступающего Петрова поста, чтобы нам вступить в него, насытившись мяса, но в честь Святого Духа, пришествие Которого праздновали в два дня пред тем, то есть в воскресный день и понедельник, и в честь Его седми даров, как тот же епископ Иоанн (в правиле 26) пишет: «разрешаем во всю седмицу по Пятидесятнице в честь Святого Духа, как разрешаем и новую неделю в честь Спаса нашего Иисуса Христа, ибо Дух Святой единочестен Отцу и Сыну и чрез благословение Их устроилось таинство воссоздания и воссияло нам просвещение богопознания». §17. Разрешается в среды и пятки праздничные

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Круг подвижных памятей в Лекционарии, как и в др. древних памятниках, не образует отдельного раздела, а выписан в одном ряду с неподвижными (т. е. имеющими фиксированную дату) праздниками - между мартом и апрелем. Он начинается с мясопустной недели и охватывает собой сырную седмицу (в субботу к-рой бывает поминовение усопших, в послеиконоборческом визант. Лекционарии перенесенное на субботу перед мясопустной неделей), 6 недель Великого поста и Страстную седмицу , Пасху и 50-дневный период после нее, праздничную седмицу после Пятидесятницы . 5 великопостных воскресений до Недели ваий не имеют конкретных названий, но на Божественной литургии в эти дни читаются зачала из Евангелия от Луки (о потерянной овце (15. 1-10), о блудном сыне (15. 11-32), о мытаре и фарисее (18. 1-14), о милосердном самарянине (10. 25-37), о богатом и Лазаре (16. 19-31)), создающие оформленную систему. После V в. эти чтения определили содержание песнопений соответствующих седмиц согласно древнейшей редакции иерусалимского гимнографического сборника (Тропология), к-рые в послеиконоборческое время частично перешли и в позднейшие редакции Постной Триоди, включая совр. Особые памяти имеют все субботы (как правило, это памяти иерусалимских святых) и нек-рые пятницы великопостного периода. Послепасхальный 7-недельный период Пятидесятницы имеет полную систему памятей. В среду праздничной седмицы после Пятидесятницы установлен груз. праздник Явления Честного Мцхетского Креста. В нек-рых рукописях груз. перевода Лекционария частично сохранился древний порядок деления года церковного на семинедельные периоды, восходящий к межзаветной традиции (см.: Ray. 2000): 1) период Пятидесятницы - 7 седмиц; 2) период от Сошествия Св. Духа до памяти сщмч. Афиногена в 7-ю Неделю по Пятидесятнице - 7 седмиц; 3) период от памяти сщмч. Афиногена до праздника Обновления иерусалимского храма Воскресения (13 сент.) - ок. 7 седмиц; 4) период от Обновления храма до воскресенья перед Рождеством Христовым - примерно 14 седмиц; 5) цикл праздников Рождества Христова и Богоявления - 2 седмицы, после к-рых в Лекционарии выписаны чтения еще 5 недель; 6) Великий пост и Страстная седмица - 7 седмиц. В период от Пасхи до Пятидесятницы последовательно читалось Евангелие от Иоанна, от Пятидесятницы до Обновления храма - Евангелие от Матфея, от Обновления храма до Недели перед Рождеством Христовым - Евангелие от Марка, от Богоявления до Пасхи - Евангелие от Луки.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Подробные правила о том, как нужно поститься во все постные дни года либо в дни подвижных праздников, которые выпадают на среду и пятницу, содержатся в 33-й главе Типикона. Там даются следующие указания. 1 . Если праздники Рождества Христова и Богоявления (Крещения) приходятся на среду или пятницу, пост отменяется. Разрешается прием и молочной, и мясной пищи. 2 . Если праздники Рождества Богородицы либо Ее Успения, Введения во храм Пресвятой Богородицы, а также Сретения Господня приходятся на среду или пятницу, разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина. Употребление молочной и мясной пищи не разрешается. 3 . В день праздника Преображения Господня, на какой бы день он не пришелся, разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина. 4 . В день Благовещения Пресвятой Богородицы, если он не приходится на Страстную седмицу, разрешается употребление вареной с растительным маслом пищи, рыбы и вина. Если же этот день приходится на Страстную седмицу, употребление в пищу рыбы не разрешается. В первые четыре дня Страстной седмицы до Великого Четвертка включительно разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом и вина, а в Великий Пяток разрешается вареная пища без масла и вино. 5 . В день рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в дни памяти святых Первоверховных апостолов Петра и Павла и апостола Иоанна Богослова разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина. 6 . В дни Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом и вина. 7 . В течение 12 дней после Рождества Христова, в дни мясопустной и Светлой седмиц пост отменяется. Разрешается прием и молочной, и мясной пищи. 8 . В Сырную седмицу (Масленицу) во все дни разрешается употребление любой пищи, кроме мяса. 9 . В среду и пятницу седмицы, следующей после праздника Пресвятой Троицы, пост отменяется и разрешается употребление любой пищи. 10 . В течение пятидесяти дней после Пасхи в среду и пятницу разрешается употребление вареной с растительным маслом пищи и вина. Если дни

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Пост среды и пятка столько же важен в Православной Церкви, как и другие ее посты. Она строго предписывает нам соблюдать этот пост и осуждает произвольно нарушающих его. По 69 Апостольскому правилу, «аще который епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». В сем Апостольском правиле пост среды и пятка хотя сравнивается с постом Четыредесятницы, но он строг менее великого поста. В продолжение последнего, кроме некоторых дней, предписано сухоядение, но пост в среду и пяток хотя так же, как в Четыредесятницу, положено хранить до вечера и вкушать единожды, но питаться не сухоядением, а сварением с елеем и проч., а в некоторые среды и пятки разрешается и на рыбу 193 . Так хранили пост в эти дни и первые христиане 194 . Сплошные седмицы Священные постановления о пощении в среду и пятницу Церковь простирает не на все среды и пятки в продолжение года. Предохраняя православных христиан от участия в заблуждениях некоторых древних лжеучителей или из благоговения к великим праздникам, она иногда разрешает пост в среды и пятки, и сии седмицы, в которые мы во все дни ее сплошь облегчаемся от поста, называются обыкновенно сплошными 195 . Таковых седмиц шесть в году. Во-первых, пост среды и пятницы разрешается в первую приготовительную ко св. Четыредесятнице седмицу, которая начинается неделею мытаря и фарисея. Разрешение поста в эту седмицу, конечно, произошло от постепенного между верующими водворения воздержания, которое, после сплошной седмицы, составляющей начало Триоди и приготовления к великому посту, в следующую, так называемую, пеструю, начинается двумя постными днями, а в третию – мясопустную или сырную еще строже увеличивается. Разрешая пост при начале приготовления нас к посту, Церковь обличает и гордого фарисея, который напрасно хвалился двукратным своим постом в седмицу, и согласно с сим обличением поступает вопреки его лицемерному и гордому посту. Смиренный мытарь и одним сокрушением своим во грехах оправдан Богом паче фарисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010