Лumypriu в среду и пяток Сырные не бывает. Но если в среду или пяток Сырные случится праздник Сретения или храмовой праздники; то служба праздника совершается; только в конце вечерни, утрени и каждого часа бывает по 3 великих поклона; при этом, хотя в конце вечерни и бывают по 3 великих поклона, но вечерня полагается и малая и великая 256 (см. также 72 стр.). – Если в Сырную среду случится Сретение, то канон и трипеснец этой среды поются в четверток Сырный на повечерии; если же Сретение случится в Сырный пяток, то канон и трипеснец этого пятка поются в среду Сырную на повечерии. – О том, если Сырные среда и пяток случатся 30 янв. или 24 февр., см. 65 и 101 стр.; а если в эти дни случится предпразднство или попразднство Сретения Господня, – см. подр. в Уст. 1 и 2 февр. – О случившихся в среду и пяток Сырные днях Внсокоторжественных см. ниже, во II отд. В среду Сырную вечера (накануне четвертка) повечерие поем малое, и «поем канон минеи на ряду в субботу хотящаго прилучитися святаго». В пяток (накануне субботы) на малом повечерии «поем канон усопших, октоиха, на ряду гласа». В среду и пяток Сырные разрешается пост и дозволяется вкушать, как и в течение всей Сырной седмицы, сыр, яйца и рыбу, для противодействия яковитам (коптам), держащимся ереси монофизитской и постящимся в продолжение Сырной седмицы в воспоминание поста ниневитян, и тетрадитам, получившим свое название от того, что они не соблюдали поста в среды (тетрада – 4-й день седмицы), в продолжение целого года, а в продолжение Сырной седмицы постились. См. 178 стр. В субботу Сырную воспоминаются «преподобнии отцы и священноначальницы Господни, со священномученики и женами святыми 257 , именованнии и не именованнии вси» 258 , «в постничестве просиявшия светло, преподобно же пожившия». Подобно тому, как вожди пред ополченным войском и уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов: так точно св. Отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают что пост состоит не только в отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей (Синак.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

ЗРИ: Подобает ведати, аще случится Сретение Господне в понедельник сырный: И трипеснец утренний поем на повечерии в неделю. А самогласен дне Триоди утренний поем в праздник, на хвалитех Славу. Аще ли Сретение Господне во вторник сырный: И вторничный трипеснец поем в среду сырную на повечерии: а самогласен дне утренний поем в праздник, на хвалитех Славу. Аще ли Сретение Господне в среду сырную: И средный канон поем, и трипеснец в четверток сырный на повечерии, а самогласен дне утренний поем в праздник, на хвалитех Славу. Аще ли Сретение Господне в четверток сырный: И четвертка трипеснец поем во вторник сырный на повечерии. Аще ли Сретение Господне в пяток сырный: И поем пятка канон и с трипеснцем в среду сырную на повечерии. Аще ли случится праздник Сретения Господня в субботу сырную: В пяток вечера на малой вечерни стихиры праздника на 4: Слава, и ныне, праздника. Прокимен, и паремия дне, и по ней прокимен: Да уповает Израиль на Господа: На стиховне Триоди самогласен дне дважды и мученичен: Слава, и ныне, праздника. Тропарь праздника и отпуст. На велицей вечерни поем Блажен муж, 1-й антифон. На Господи, воззвах: поем стихиры праздника на 6: И отцев на 4. Слава, отцев. И ныне, праздника. Вход, прокимен дне: и чтение праздника. На литий стихиры, и Слава, и ныне, праздника. На стиховне стихиры праздника. Слава отцев: И ныне, праздника. На благословении хлебов тропарь праздника дважды и отцев единожды. И чтение праздника. ЗРИ: А идеже несть всенощнаго бдения, поем на велицей вечерни все, по предписанному. Прокимен и чтение дне, и прокимен: Да уповает Израиль на Господа. Таже чтения праздника. На стиховне праздника. Таже отцев припев: Честна пред Господем смерть преподобных Его. И поем самогласен их: Монахов множества: Слава, самогласен Триоди: И ныне, праздника. На утрени, на Бог Господь, тропарь праздника, дважды: Слава, отцев: И ныне, праздника. По кафизмах седальны праздника, и чтение праздника. По полиелеи седален праздника. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен: Всякое дыхание: Евангелие, и по 50-м псалме стихира праздника. Канон праздника со ирмосом на 8: И отцев на 6. Катавасия праздника. По 3-й песни кондак отцев, и икос, и седален отцев, дважды: Слава, и ныне, праздника. По 6-й песни кондак праздника и икос. И чтем синаксарий. На 9-й песни поем Честнейшую: Светилен праздника: Слава, отцев: И ныне, праздника. На хвалитех стихиры праздника 3, и отцев 3. Слава, отцев: И ныне, праздника. Славословие великое. Тропарь отцев: Слава, и ныне, праздника. Ектении, и отпуст, и обычное исхождение в притвор, и час 1-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Затем, по точным указаниям пр. Порфирия, афонские росписи относятся к следующим годам: придел И. Предтечи в Протатском храме к 1526 году (по нашему мнению обезображен перепискою). Собор Протата расписан Мануилом Панселином в 1535–1536 годах, который затем в 1537 г. расписал церковь в Миловоклиси бл. Кареи, между 1554 и 1574 гг. собор Руссика (сломанный) и между 1571 и 1582 гг. собор в Хиландаре (переписан в 1804 году). В 1535 г. расписан собор Лавры св. Афанасия Феофаном Критянином, в 1536 г. тамошняя трапеза (целиком переписана). К 1540 г. относится роспись трапезы в Филофеевском монастыре, к 1545 г. Храм Георгия в Ксенофе и к 1546 г. собор Ставро-Никиты, последний – Критянином Феофаном. В 1560 г. расписан придел Николая Чудотворца в Лавре, но ныне целиком переписан, и в 1564 г. лики мучеников на клиросах Ксенофа писал Феофан, а в 1567 г. тамошняя трапеза. В 1568 г. расписан собор Дохиара (поновлен в 1855 г.), и роспись его сравнительно лучше других сохранилась. Около 1600 г. расписан соборный храм Ивера, но поновлен в 1842 г. Множество церквей, приделов, трапез афонских расписаны уже в XVII веке: в Дионисиате собор (1647 г.) и притвор его, трапеза в Хиландаре, храм Симонопетрского монастыря, фиал Лавры, собор Кутлумуша (1640 г.), Пантократора (1640 г.), притвор с изображением акафиста Богоматери у Павла, церковь во имя Михаила Синадского в Лавре в 1653 году и около этого времени паперть Ксенофского собора с изображением Апокалипсиса, обе на средства, дарованные угровлахийским воеводою Иоанном Матфеем и женою его Еленою. К 1672–1674 гг. относятся росписи приделов соборных и трапезы в Ивере. К 1678 г. относится роспись Ватопедского придела во имя Богоматери «Парамифии» на средства Лаодикийского митрополита Григория и к 1683 г. придела Вратарницы в Ивере. Наконец, к XVIII столетию относятся росписи соборов в монастырях: Каракалла, Филофея, церквей, приделов и притворов в Лавре Афанасия (ц. Икономиссы), Ивере, Хиландаре, Дохиаре, Пантократоре, Ватопеде (придел Николая Чудотворца), Зографе, Кутлумуше.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Полное разрешение поста в среду или пятницу, на которые приходятся праздники Рождества Христова или Богоявления, по-видимому, возмещается предшествующим постом навечерия. Я думаю, что именно по этой причине установлено всегда соблюдать этот пост в указанные праздники. Но разрешение поста в среды и пятницы на Святки, в седмицу, предшествующую Мясопустной, и Сырную ничем не может быть возмещено. А причина, выставляемая некоторыми в оправдание этого разрешения и состоящая в том, что на Святках постятся армяне из-за собаки по имени в седмицу, предшествующую Мясопустной, – ниневитяне, а в Сырную – тетрадиты (см. Ис. 1:13–14 ), совершенно неубедительна и неосновательна, поскольку все мы, православные, отличаемся от неправославных и еретиков не пищей, а догматами веры. Потому и ап. Павел говорил: Упразднив закон заповедей учением (Буквально «догматами») ( Еф. 2:15 ). И Вальсамон, и Иоанн Китрский, которые считают, что мы разрешаем пост среды и пятницы потому, что тогда постятся вышеупомянутые еретики, говорят, что пост должны разрешать не вообще все православные, но лишь те, кто общается и живет вместе с этими еретиками. Ибо Вальсамон в 52-м ответе, который он дает Марку Александрийскому, говорит следующее: «Однако пусть будет так в том случае, если кто-либо живет с тетрадитами или армянами». А Иоанн Китрский в 27-м ответе Константину Кавасиле Диррахийскому говорит подобным же образом: «И особенно если нам случится жить вместе с такими еретиками, под этим предлогом не станем угождать чреву». И патриарх Николай пишет Анастасию Синаиту в стихах: «В седмицу перед Мясопустной, которую мы также называем седмицей Арцивурия, большинство мирян завело обычай безбоязненно разрешать пост среды и пятницы и есть мясо. Подобно им и монахи едят сыр, поступая так из убеждения, что это поистине хорошо. Если они происходят из армянского рода и ранее исповедовали ересь арцивуриеву, то они поступают правильно, рассеивая всякое подозрение. Если же они православные верные и такими были их предки, то напрасно они оправдывают свое нарушение поста» (Nicol. Const. De vita monastica 13//PG 111, 404A).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Воскресная служба Октоиха сходна со службой тех праздников, в которые указано всенощное бдение. В воскресные дни, если только в них не случится двунадесятого праздника Господня, состоит, главным образом, из молитвословий воскресных. Число же песнопений в честь святых, случившихся в воскресение, неодинаково, смотря по различию празднования им – то с великим славословием, то с полиелеем, то с бдением. Это указано в Типиконе в главах 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 7-ой и в храмовых главах. При увеличении в службе песнопений Минеи, а также и Триоди, воскресные песнопения несколько сокращаются. В среду и пяток положен пост, так как это дни скорбей и страданий Господа за нас. В среду по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток потому, что Он пострадал за нас (св. Петра Александр. Пр. 15, Книга правил св. апостол, св. Соборов и Св. отец). Пост в среду и пяток так же строг, как и в великую Четыредесятницу 788 . Впрочем, есть немного седмиц в году, именно шесть, в которые разрешается пост в среды и пятки. В одни из таковых седмиц разрешается пост ради празднования великих событий в продолжение этих седмиц. Седмицы суть: Пасхальная, седмица после дня Пятидесятницы и две седмицы после дня Рождества Христова (до сочельника пред Богоявлением), – в честь сих праздников (Тип., послед. 25-го дек.) 789 . Еще разрешается пост в среду и пяток в седмицу мытаря и фарисея для того, чтобы научить не величаться постом, как делал фарисей, а подражать смиренному мытарю. Затем в седмицу сырную не постимся в среду и пяток, чтобы не уподобляться еретикам иаковитам, которые желали соблюдать тридневный пост в подражание ниневитянам и постились на сырной Неделе во вторник, среду и четверг, – и ученикам тетрадитам, кои во весь год ели мясо по средам (по четвертым дням седмицы, отсюда тетрады), а сырную седмицу всю постились (Дни Богосл., изд. 3, т. 2, стр. 48) 790 . В день Господень и в субботу, кроме токмо Великой субботы, не положено поститься (Апостольск. прав. 64) или вовсе, или облегчается пост: как в дни постов – Великого и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В дни сырной седмицы, исключая субботу, Триодь постная указывает из Октоиха, кроме седальнов по 1-м стихословии и светильнов, еще стихиры на «Господи, воззвах» и каноны. В седмичные дни Четыредесятницы, при пении трипеснцев, каноны Октоиха не поются; трипеснцы совершенно заменяют их. В сырную же седмицу, при пении трипеснцев, поются каноны Октоиха; трипеснцы заменяют в эту седмицу только те песни канона Октоиха, которые содержит трипеснец: в понедельник – 1-ю, 8-ю и 9-ю песни, во вторник 2-ю, 8-ю и 9-ю и т. д. В воскресные дни Великого поста Церковь назначает более молитвословий из Октоиха. Тогда при молитвословиях каждого рода Триоди постной полагаются и песнопения, прославляющие Воскресение Христово. Но в самих последованиях Триоди песнопения Октоиха не печатаются, а только указывается на них. Воскресные песнопения не отменяются в Великом посту во все воскресные дни, кроме Недели ваий, когда они заменяются песнопениями этого праздника. Во время пения Триоди постной есть дни, в которые не поется Минея 53 , но вместо ее молитвословий на Божественных службах поются песнопения из Триоди постной. Есть также дни, в которые поются некоторые песнопения Минеи. Дни, в которые не поется Минея,– это все недели Триоди постной, начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели ваий включительно; среда и пяток 3-й седмицы, четверток 5-й седмицы 54 – Великого канона; субботы мясопустная, 55 сыропустная, 1-й и 5-й седмиц Великого поста, суббота Лазарева; дни Страстной седмицы. 56 В седмичные же дни прочих седмиц, хотя бы даже не было памяти великого святого, поются песнопения Минеи, именно: три или четыре стихиры на «Господи, воззвах» и канон прилучившемуся святому. При этом, если случится память святому в такой седмичный день, в который в Триоди постной, кроме трипеснца, есть и полный канон, тогда все те песни канона Минеи, какие находятся и в случившемся в тот день трипеснце или четырепеснце, соединяются с другими песнями канона. Наоборот, песни канона Октоиха, если они не были петы при пении трипеснца, например в сырную седмицу, вовсе в тот день не поются. Но если в какой-либо день отменяется вся служба Минеи, в таком случае она поется на другой день.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С 80-х годов XV столетия в первоначальном характере княжеских ружных пожертвований, их назначении и размере обнаружились заметные изменения. Руга эта перестала служить исключительно средством для праздничной «кормли братии», но мало по малу приобретала значение окладного «жалования», выдававшегося на содержание монастыря или учреждений при нем. Не смотря на увеличение монастырских доходов, она отпускалась в значительно большем размере, чем прежде, и не только натурою, но и деньгами. Таким переменам способствовал отчасти кружок «нестяжателей,» которые предлагали отобрать «села» у монастырей, предоставив им взамен вотчанных доходов княжескую ругу 669 . После присоединения белозерского княжества к Москве, «нестяжателям» удалось найти себе сочувствие в лице великих князей Ивана Васильевича и Василия Ивановича, и отобрание монастырских земель вместе с назначением руги стало одною из задач тогдашней политики. Не без влияния этой программы с 1480 по 1525 гг. ружные пожертвования Кириллову монастырю возрасли в своем числе и размере. Когда великий князь Иван Васильевич (при игумене Серапионе) пожаловал сюда по своем брате князе Юрье и по князе Андрее Васильевичах 670 вологодскую вотчину (в Маслени) из 17 деревень, 8 починков и 4 пустошей, то кирилловский игумен Гурий с братьею «те деревни и починки и пустоши отдали назад», говоря «что те им деревни ненадобе, а просили в тех деревень место оброку житного». Великий князь не замедлил согласиться на просьбу братии и в 1485 году назначил «в тех деревень место» ежегодную ругу «по 300 четвертей ржи» («а емлют тот хлеб на Вологде у моего посельского Федка Рублева на Рожество Христово беспереводно или кто по нем иный посельской будет на тех селах») 671 . Выдача этой руги не прекратилась и по смерти ее учредителя. Распоряжение Ивана III было подтверждено однажды в. к. Василием Ивановичем и несколько раз Иваном IV (игумену Макарью – 11 января 1506 года 672 , 1 февраля 1534 года – игумену Досифею, 19 февраля 1551 года и 17 мая 1551 года – игумену Афанасии 673 . Вместе с тем был увеличен (11 января 1506 года при игумене Макарие) и самый размер руги с 300 четвертей ржи до 500 674 . В том же количестве продолжали отпускать ее и при Иване IV 675 , но с 18 февраля 1566 года вместо 500 четвертей ржи «в старую московскую четверть» 676 хлеб стали измерять «в новую четверть» и выдавать по «375 четвертей» в год 677 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В субботу пред воспоминанием Евангельской проповеди о страшном суде Божием, святая Церковь молится об усопших чадах своих, имеющих некогда предстать страшному Суду Божию. В это время она молит Господа, (в стихирах и тропарях канона) да успокоит в селениях праведных души всех усопших, и особенно восхищенных внезапной смертью, которые отошли в другой мир не напутствованными ни святыми таинствами, ни песнопениями церковными: «От четырех концев Господи, приемляй верно усопшия в мори, или на земли, или в реках, источницех, снедь зверем бывшия и птицам и гадом, вся упокой 626 . § 189. Сырная седмица. Понятие о ней и Богослужение в сию седмицу За неделей мясопустной, или страшного суда следует еще одна седмица, приготовляющая верующих к великому посту. Она называется сырною. В службе первого дня сырной седмицы святая Церковь называет ее преддверием Божественнаго покаяния, светлым предпутием поста, началом умиления и покаяния и дверью покаяния, и потому в сию неделю запрещает вкушать мясную пищу, а разрешает только на сырную и молочную, приготовляя таким образом постепенно к Великому посту, чтобы иго его не показалось тяжелым для немощной плоти нашей. На Богослужении сей седмицы (в канонах и стихирах) восхваляется пост и изображаются спасительные плоды его. В среду и пяток Литургии не бывает, а на часах, в сии дни отправляемых, читается постовая молитва преподобного Ефрема Сирина с обычными поклонами великими: «Господи, Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми» и проч. В сырную субботу прославляются святые подвижники, преподобные отцы и матери, просиявшие в мире, яко светила подвигами поста, молитвенного бдения и всех добродетелей, и потому представляемые в пример вступающим в подвиг поста. В службе сырной недели оплакивается падение прародителей наших Адама и Евы, и в утрате райского блаженства указывается нам достойный предмет оплакивания во дни поста и покаяния. Адам из рая отгонится, пищи причастився, яко преступник ... тем же рая жителие быти возжелевше, изменимся от неполезныя пищи 627 . В Евангелии ( Мф.6:14–21 ) и Апостоле, ( Рим.13:2–14:4 ), читаемых в сырную неделю, слышим следующее назидание: приступая к покаянию и испрошению у Бога прощения согрешений, надобно прежде самим примириться со всеми, отпустить греховный долг обид и оскорблений должникам своим, и, во время пощения, не должно казаться постящимся и делать постный вид, и не должно укорять не постящихся, или не так постящихся, как должно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К иерусалимским песнотворцам он относит Андрея Пира, которому принадлежит 85 самогласнов, начиная от мясопустной недели и кончая пятком Ваий. 15 Патриарх Иерусалимский Илия III (+ ок. 797) является автором двух стихир недели Ваий «Страшно еже впасти в руце Бога жива» и «Сонмище лукавая и прелюбодейная». 16 Святой Стефан Савваит написал стихиры в недели мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустной и самогласны. 17 К группе известных константинопольских гимнографов принадлежат: патриархи св. Герман (+ 740) и св. Тарасий (+ 806). Св. Германом написаны самогласен Лазаревой субботы «Велие и преславное чудо совершися днесь». Св. Тарасий является автором тропаря пророчества Великой субботы «Содержай концы гробом содержатися изволил еси Спасе». 18 Монахи Студийского монастыря – Феодор (+ 826) и Антоний являются составителями гимнографических текстов. Феодор Студит написал каноны на субботу и неделю мясопустные, сырную субботу, неделю крестопоклонную. 19 Антонию Студиту, продолжателю труда св. Феодора, принадлежит собрание трипеснцев, седальнов и стихир на сырную седмицу. 20 Св. Климент – автор трипеснцев и стихир первой, второй, третьей, четвертой, пятой и шестой седмиц. Иосиф Песнописец (+883) – подражатель Феодора Студита , автор канонов Страстной Седмицы для Великих понедельника, вторника и среды и канонов на недели блудного сына, мясопустную, сырную, св. Феодору Тирону; на вторую и третью недели поста. 21 К IX в. можно отнести следующих менее известных константинопольских песнописцев: Христофора, Сергия Логофета . Первому принадлежит канон сырной недели о падшем Адаме. Второму – самогласен Великого пятка. 22 Из иерусалимских песнописцев IX в. встречается имя лишь одного известного св. Феофана Начертанного . Ему приписываются песнопения: каноны пророкам и на Торжество Православия в первую неделю; на вторую неделю о блудном сыне; на среду крестопоклонной седмицы, а также стихиры Великих пятка и субботы. 23 На рубеже IX–X вв. было немало других песнотворцев, составлявших песнопения для четыредесятницы и страстной седмицы. Сюда относятся: св. патриарх Мефодий (+ 847); Игнатий, митрополит Никейский (+ ок. 860), ученик патриарха Тарасия; Кассия – монахиня и игуменья основанного ею в Константинополе монастыря и др. 24

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Таким двойственным характером поста и праздника отличалась страстная седмица и в древние времена христианства. Апостольские постановления изображают ее, то как время самого строгого поста, то как великий праздник, стоящий наравне с Пасхой и даже называют ее Пасхой крестной. «В дни Пасхи, – говорится в постановлениях, – поститеся, начиная с понедельника до пятницы и субботы чрез шесть дней, употребляя только хлеб, соль, овощи и воду, но воздерживайтесь от вина и мяса, потому что это дни печали, а не празднования». 2 Но в другом месте Апостольские постановления предписывают отличать страстную седмицу такими же благочестивыми обычаями, как и Пасху. Вот это предписание: «во всю великую неделю и в следующую за ней, рабы должны быть свободны от работ, потому что первая есть неделя страданий, а последняя – неделя воскресения Христова» 3 . В кодексе Феодосиевом находится такое узаконение относительно страстной седмицы: «семь дней Пасхи, которые предшествуют, и семь дней, которые последуют дню воскресения Христова, пусть одинаково почитаются» 4 . И действительно, древние христиане, причисляя страстную седмицу к Пасх, соблюдали в продолжение ее те же благочестивые обычаи, которыми отличали и празднование пасхальной седмицы. Только строжайший пост отличал Пасху крестную от Пасхи воскресной. «Многие в эту седмицу, – говорит св. Иоанн Златоуст в слове на Великую субботу, – удвояют свои подвиги: одни увеличивают пост, другие чаще посещают молитвенные собрания, третьи раздают более щедрые милостыни. Иные как бы свидетельствуют о величии Божественных благодеяний, совершенных в страстную седмицу, добрыми делами и большим благочестием жизни...И не мы только почитаем эту седмицу, но цари наши: они освобождают от дел правительственные лица городов, чтобы они беспрепятственнее проводили эти дни в занятиях духовных, и для того заключают двери судилищ...И не только такой честью отличают они эту седмицу, но и другой, нисколько не меньшей. Издаются царские указы, чтобы обитатели темниц были освобождены от уз.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010