Одесса. Собор Троицы Живоначальной. Греческая церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Святой Троицы одна из старейших церквей Одессы. В 1795 году митрополитом Екатеринославским и Таврическим Гавриилом (Банулеско-Бодони) были заложены первые четыре церкви, одна из них " во именование Святой Троицы для разночинцев греческой нации на греческом форштате " . Первоначально это была деревянная церковь, а 29 июня 1804 года состоялась торжественная закладка каменного храма. Храм был построен по проекту архитектора Ф. Фраполи и весной 1808 года торжественно освящен. Первым настоятелем Свято-Троицкого (греческого) храма был протоиерей Иоанн Родесу. В 1838 году его заботами храм расширился двумя приделами, который приобрел окончательную крестообразную форму в византийском стиле с одним куполом и колокольней со шпилем. Правый придел церкви 31 марта 1840 года был освящен в память Благовещения Пресвятой Богородицы. Боковые приделы в наше время претерпели изменения: южный придел именуется в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а северный - в честь иконы Божией Матери, именуемой " Нечаяная радость " , и святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворца. В начале XIX века греческая церковь Святой Троицы была духовным центром греков -патриотов. Греки Одессы горячо поддерживали борьбу за независимость народа Греции Начавшееся востание в 1821 году привело к тому, что турецкие власти казнили вселенского Константинопольского патриарха Григория V, боясь его влияния на восставших греков. Выброшенное в море, тело патриарха обнаружили русские моряки и привезли его в Одессу. Останки патриарха-мученика было захоронено в Свято-Троицкой (греческой) церкви. Кроме этого, в храме и подле него были погребены греческие архиреи, скончавшиеся в разное время. В мае 1907 года у восточной стены храма в специальной пристройке был погребен благотворитель и общественный деятель, один из виднейших членов греческой общины, почетный гражданини города Одессы Григорий Григорьевич Маразли. В 1900-1908 г.г. храм реконструирован под руководством архитектора А.Тодорова. В период большевиского гонения на Церковь храм был закрыт, помещения его превращены в спортзал, разграблены многочисленные захоронения. После Великой Отечественной войны начинается новый этап в истории Свято-Троицкого (греческого) храма. Церковь была обезглавлена (без купола и колокольни), предстояло много сделать по ее востановлению. В 1954 году при Свято-Троицком (греческом) храме учреждается подворье Александрийского патриарха в Русской православной церкви. По утвержденному положению, богослужения совершались на греческом и церковно-словянском языках, а все экзархи при этом были гражданами Греции.

http://sobory.ru/article/?object=06514

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Новодевичий Смоленский иконы Пречистой Богородицы женский монастырь Россия, г. Москва, Новодевичий проезд, д. 1 (м. «Спортивная»). Новодевичий монастырь основан великим князем Василием III в память о возвращении Смоленска в состав Русского государства. Монастырь, основанный в 1524 году в урочище Лужники, получил наименование «Пречистая Одигитрии Нового девичьего», или Новодевичьего, – в отличие от старого девичьего монастыря, существовавшего в Кремле с конца XIV b. Название обители так же производят от фамилии первой игумении схимонахини Елены (Девочкиной). Древнейшая постройка монастыря – собор в честь Смоленской иконы Божией Матери, возведенный в 1524–1525 годах знаменитым зодчим Алевизом Фрязиным. Роспись стен храма относится к 1526–1538 годам, сводов – ко времени царствования Бориса Годунова. В XVII–XVIII bb. фрески собора неоднократно обновлялись. Великолепный пятиярусный иконостас устроен в 1683–1685 годы мастерами Оружейной палаты по повелению царевны Софьи Алексеевны. В храме пребывает чтимая Смоленская икона Божией Матери – точный список с чудотворного образа, выполненный в 1456 году, и Иверская икона Божией Матери – один из списков, доставленных в Россию со Святой Горы Афон в XVII b. Успенская трапезная церковь обители (1685–1687 гг.) является в настоящее время кафедральным храмом митрополитов Крутицких и Коломенских. Над главным входом в обитель возвышается церковь Преображения Господня, построенная в 1683–1685 годы в стиле московского барокко. Над южными воротами – Покровская церковь (1683–1688 гг.), в архитектурном облике которой ощущается влияние южнорусского зодчества. К юго-западу от Смоленского собора располагается старая трапезная с палатами Ирины Годуновой и церковью во имя святого Амвросия Медиоланского . Этот храм был закрыт последним из церквей Ново девичьего монастыря: еще в 1928 году он действовал. Главная вертикаль архитектурного ансамбля монастыря – колокольня высотой 72 м (1690 г.). В старину Новодевичий монастырь был местом пребывания многих инокинь знатного происхождения. В 1598 году в обители поселилась вдова царя Федора Иоанновича царица Ирина, принявшая монашество. 21 января 1598 года московский люд во главе с Патриархом Иовом умолил находящегося в монастыре брата Ирины, Бориса Годунова, принять бразды правления Русским государством. В разное время в обители пребывали: инокиня Сусанна (в миру – царевна Софья Алексеевна, сестра Петра I), первая супруга царя-преобразователя Евдокия Лопухина. Монахинями монастыря были, как правило, женщины из высших слоев знати.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Сотницы. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Успенская церковь, построенная в 1783 г., служила холодной (летней) церковью Сотницкого прихода. Теплым (зимним) храмом в ней долгое время, по-видимому, оставался южный придел, сохранивший свое название вплоть до освящения теплой (зимней) церкви, получившей то же самое наименование, что и придел, а последний был переосвящен в Георгиевский. Судя по сохранившимся иконам, фрагментам иконостаса и клеевой живописи, последний крупный ремонт делался в 1880-1890-е гг. В 1930-е гг. церковь была закрыта, при снятии колоколов разобрали одну из восьми опор шатра. Главы на церкви и карнизы разрушены в разное время. Из икон и деталей иконостаса сделали закрома для зерна. Успенская церковь - распространенный в окрестных селах вариант культовой постройки, у которой композиция, объемно-пространственное построение и декорация продолжают сохранять традиционные черты архитектуры предшествующего столетия. Здание кирпичное. Фасады были неоднократно покрыты побелкой с добавлением различных красителей (желтого, голубого, розоватого; последний слой - белый). Внутри стены оштукатурены и расписаны в клеевой технике в 1880-1890-е гг. Храм - двусветный четверик, перекрытый сомкнутым сводом, на котором установлено традиционное декоративное пятиглавие. Сохранились лишь барабаны (главы утрачены). Центральный украшен аркатурным пояском, а его постамент оформлен декоративными кокошниками. Угловые барабаны - гладкие, с многообломными карнизами. Пояс декоративных кокошников, почти утративших свое древнее очертание и превратившихся в округлые нишки, украшает и карниз четверика, широкой лентой опоясывая его вместе с поясом из поребрика и многообломных профилей по периметру. Мотив поребрика в свою очередь повторяется на карнизе трапезной, апсиды, в декоративных поясах колокольни и, наконец, отмечает линию цоколя здания. Другими традиционными мотивами декорации остаются обрамления наличников окон верхнего света на четверике и обработка углов полуколонками в уровне верхнего яруса, тогда как наличники окон нижнего света " с ушами " и капельками у апсиды, трапезной, придела и рустованные лопатки в этом уровне - детали типичные для строительства середины - второй половины XVIII столетия.

http://sobory.ru/article/?object=06178

Ширяево. Храмовый комплекс Ширяевского прихода. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Россия, Костромская область, Островский район, с. Ширяево Координаты: 57.649764, 42.255518 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На берегу р.Меры расположилось село Ширяево. Здесь в разное время были построены две церкви: каменный храм в честь св. Николая с каменной колокольней в 1828 году на средства прихожан и вознесенская деревянная церковь в 1760 году, которая была перестроена в 1894 – 1895 годах, с каменной оградой. Кладбище находилось в 223 саженях от церкви и было обнесено деревянной оградой. Вознесенский храм имел три престола: а) Вознесения Господня, б) Успения Божьей Матери; в) Флора и Лавра. Местночтимой иконой была икона св. Николая (Чудотворца). В наше время оба храма находятся в полуразрушенном состоянии. Усугубляет положение и то, что буквально в 3-х метрах от Никольской церкви проходит лесовозная дорога. Николаевская с. Ширяево зданием каменная, с такою же колокольнею, построена в 1828 г. на средства прихожан. При ней Вознесенская церковь, без причта и прихода, зданием деревянная, без колокольни, постр. в 1760 г. на средства Михаила Ал. Калзакова, в 1894-95 гг. вновь перестроенная на пожертвования благотворителей, с помощью прихожан. Ограда каменная. Кладбище в 223 саж. от церкви, обнесено дерев. оградою. В Николаевском храме один престол - в честь святит. Николая Чудотворца. В Вознесенском храме 3 престола: а) Вознесения Господня, б) Успения Божией Матери и в) св. мчч. Флора и Лавра. Местно чтимая святыня - икона святителя Николая. Расстояние от Костромы 80 в., от Кинешмы 25 в. Ближайшие церкви: Христорождественская пог. Гребней в 2 в., Казанская с. Знаменского и Богородицкая с. Угольского в 5 в., Богородицкая с. Адищева в 6 в. и Спасская с. Заборья в 10 в.  В XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Костромской уезд. По церковно-административному делению приход относился к Плесской десятине. В 1637 г. упоминается как " прибывшая вновь " церковь " Николы чудотворца в Куецкой волости в поместье Константина Арсеньева сына Полозова " .

http://sobory.ru/article/?object=29802

Боголюбский храм (Зимарово) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Боголюбской иконы Богородицы была освящена 18 июня 1852 года. Главная святыня храма - список Боголюбской иконы Божией матери. Содержание История [ править править код ] Село Зимарово известно с XVII века. Издавна там существовала деревянная церковь, но сведения о том, когда она была построена, до нас не дошли. В 1781 году старый сельский храм настолько обветшал, что проводить службы в нем стало невозможно. И тогда сельчане просили церковное начальство соорудить новую церковь во имя Архангела Михаила. На согласование и строительство ушло несколько лет, и только в 1786 году новый деревянный храм был построен и в том же году освящен. Церковь простояла до середины XIX века, и была ещё достаточно крепка, но 10 января 1849 года в Зимарове случился пожар, который затронул и сельский храм. От старого церковного здания не осталось и следа – всё сгорело. Пришлось снова обращаться в Духовную Консисторию с просьбой о построении нового, уже каменного храма. Вопрос решился быстро, и в 1849 году приступили к строительству. В 1852 году в Зимарове появилась новая красивая церковь в честь иконы Боголюбской Богоматери. В храме устроено два придела: справа в честь Архангела Михаила, и слева в память св. Николая Чудотворца. К церкви пристроена трапезная, колокольня сооружена позднее – в 1869 году. Торжественное освящение Боголюбской церкви состоялось 18 июня 1852 года. Вокруг храма в 1866 году была сделана каменная ограда с воротами длиной в 200 сажен. Купола Боголюбской церкви в селе Зимарово Новодеревенского района Рязанской области. Для церкви выделено земли: церковной и кладбищенской – 2 десятины, усадебной -1 десятина и пахотной – 41 десятина. Недалеко от здания храма расположена часовня князей Волконских. Рядом находился двухэтажный каменный дом, где с 1866 года размещалась школа. В сельском приходе числилось 100 дворов. Помимо Зимарово в приход входили деревни Рясы, Лихорево, Хлопотный хутор, Чернево, Березовый Ржавец, Батурки, Угрино, Самовыселки, Урусово, Озерки. Всего населения 1595 мужиков и 1696 женщин. Из них грамотных 436 человек. По штату в церкви сначала полагался один священник и один псаломщик, а с 1885 года уже служили три священника и три псаломщика. В разное время Боголюбскую церковь материально поддерживали князь Меншиков, императрица Анна Иоанновна и другие крупные сановные лица. В настенной живописи сохранились фрески работы итальянских мастеров.

http://azbyka.ru/palomnik/Боголюбский_хр...

Вослебово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Село Вослебово находится при верховьи р.Вослебы, впадающей в Верду. Название оно свое получило от народного предания о Вослябе, который вместе с Пересветом имел отдых на этом месте. С этого места Ослябя по преданию отправился к Куликову полю, а Пересвет- к тому месту, где ныне стоит Дмитриев монастырь. В 1801 г. в селе была выстроена новая каменная Христорождественская церковь с двумя приделами. Придел Богородицерождественский был построен одновременно с настоящей церковью, а второй – Никольский - в 1870 г. При строительстве был обновлен и первый придел и освящены оба в 1871 г. В клировой ведомости о церкви за 1914 г. указано, что церковь была построена в разное время на средства разных прихожан. «Колокольня в 1801 г., придел – в 1870, и настоящая - в 1903 г.». Это говорит о том, что храм постоянно поновлялся и в нем производились перестройки. Престолов в храме было три: во имя Рождества Христова, Рождества Богородицы и Николая Мирликийского чудотворца. Церковь была закрыта 1.06.1940 г. под клуб, в 1941 г. еще переоборудовано не было и временно было передано конторе «Заготзерно» под склад. http://www.ryazeparh.ru/ Село Вослеба находится при верховьях реки Вослебы, впадающей в Верду, название свое получила, по народному преданию, от Осляби, который вместе с Пересветом имел « роздых » на том самом месте, где ныне стоит село; с этого места Ослябя будто отправился к Куликову полю прямою дорогою, а Пересвет направился по направлению к тому месту, где стоит ныне Дмитриев монастырь. В качестве села Вослеба упоминается в списке с Ряжск. писцовых книг письма и меры Григория Киреевского с товарищи 1629 – 30 гг., где она описывается так: « За боярином же за Иваном Никитичем Романовым в вотчине же село Вослеба, а в нем церковь Рождество Христово , а в церкви Божией милосердие образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строенье боярина Ивана Никитича и мирское, а у той церкви двор попа Гаврило, двор пономаря Ивашко Васильева, двор « просвирницы » Ульянки, да на церковной земле за попом бобылей и старцов, а питаются о церкви Божией: дв. Кондрашко Ульянов, дв. Овдокимко Гробовников, дв. Макарко Белощока, дв. Тимошка Рядяков, дв. Афонька Тимофеев, дв. Родка Рудяков, дв. Гришка Шаловень, дв. Тренка Олферов, дв. Микифорка Мурзаев, дв. Корнюшка Митрофанов, дв. Олферко Ребово, дв. Сенька Борычев, дв. Тимошка Перелыгин, дв. Петрушка Жердев, дв. Ивашко Мещеряк; пашни паханой и перелогу и дикого поля церковной земли 25 чети в поле, сена по копен пол-пятьдесят копен; да в том же селе крестьянских 60 дворов, бобыльских 38 дворов, обоево 100 дворов. По Ряжск. переписн. кн. 1646 г. в Вослебе показано уже 244 двора, число которых к концу 17 столетия значительно сократилось.

http://sobory.ru/article/?object=17710

Вышел декабрьский номер журнала " Вода живая " ноября 2022 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Великая Божия милость " , посвященная празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы . Темой раздела " Подробно " стал церковный хор. В материале Татьяны Кириллиной " Хор расширяет кругозор " - рассказ о созданном год назад молодежном хоре Исаакиевского собора , которым руководит Лариса Христич. Материал Елизаветы Кричфалуший " Живу тогда, когда поет наш хор " знакомит читателей с хором воссозданного храма Рождества Христова на Песках и его регентом Владимиром Львовым. В материале " Хрустальные звуки на берегах Невы " Татьяна Кириллина беседует с исполнительным директором хорового фестиваля духовной музыки " Хрустальная часовня на Невских берегах " Анастасией Мазанкиной: в этом году фестиваль прошел 4-6 ноября. В разделе " Образы и смыслы " о перемене взглядов на события 1917 года некоторых деятелей русской эмиграции Тимур Сунайт беседует с доктором исторических наук Петром Базановым; интервью озаглавлено " Переоценка революции " . В материале из серии " Слово петербургского предстоятеля " Тимур Щукин продолжает знакомить с богословскими высказываниями церковных деятелей, возглавлявших в разное время Санкт-Петербургскую кафедру: приведены отрывки из сочинений митрополитов Исидора (Никольского; 1799-1892) и Палладия (Раева; 1827-1898). Раздел " Люди в Церкви " открывает очерк Елизаветы Кричфалуший " Тридцать лет студенческого храма " о Покровском храме при Политехническом университете . Материал Евгения Перевалова " Поднять из руин " рассказывает о восстановлении храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Елизаветино Гатчинского района, построенного, возможно, по проекту известного архитектора Саввы Чевакинского. Пока работы в самом начале, а о дальнейших планах рассказывает настоятель священноинок Николай (Безуглов) . Материал того же автора " Музейная миссия " - о совместном проекте епархиального миссионерского отдела и Невского благочиния : для школьников Невского района организованы регулярные экскурсии в музей истории Санкт-Петербургской епархии с посещением Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры .

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Дубровицы. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Храм во имя Казанской иконы Божией Матери строился в 1776-81 гг. по благословению преосвященного Антония, епископа Переславского. Храмоздатель- помещик Иван Иванович Рудаков. К 1799 с западной стороны был пристроен придел во имя Успения Пресвятой Богородицы Источник информации - протоиерей Олег Пенэжко " Храмы и монастыри Переславля-Залесского... " Владимир, 2007 г., с. 271. 14.12.2014 г., К.В. Аминов Село Дубровицы, при речке Глуховке, находится в 15 верстах от уездного города и в 100 от губернского. По писцовым книгам 1628 – 29 гг. село значится за разными помещиками: стряпчим И. Д. Рудаковым, стольником К. А. Яковлевым и стольником И. Ф. Полтевым. (В селе две церкви.) Из сохранившейся в церковном архиве грамоты видно, что в Дубровицах в прошлом столетии существовала деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Когда перестроена была эта церковь с точностью неизвестно, но не ранее 1648 г., потому что только в этом году царь Алексей Михайлович повелел праздновать Казанской иконе Божией Матери во всем царстве русском. В 1776 – 81 гг., с благословения преосв. Антония, епископа Переславского, на средства помещика И. И. Рудакова, вместо деревянной церкви устроен каменный храм в честь той же иконы Божией Матери. Около того же времени (ранее 1799 г.) к этой церкви с западной стороны пристроен придел в честь Успения Божией Матери. Обе церки существуют в Дубровицах и в настоящее время. Иконостас Казанской церкви устроен в стиле конца прошлого столетия с резными изображениями херувимов; на царских вратах резное изображение Тайной Вечери. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. В церкви сохранилось несколько икон в серебряных ризах, пожертвованных в разное время местными помещиками; надписей на них нет. В архиве церковном сохранились две храмозданные грамоты на постройку каменных церквей 1776 г. и 1794 г. Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1801 г., исповедные росписи с 1805 г. Причта по штату положено: священник, дьякон и псаломщик. На содержание их получается: процентов с причтового капитала в 2137 руб. – 85 руб.; от служб и треб до 500 руб.; от земли чистого дохода 150 руб., а всего около 735 руб. в год.

http://sobory.ru/article/?object=13036

Иргень. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: " Знамение " иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:приблизительно не ранее 1866. Год утраты:Не установлен. Адрес: Забайкальский край, Читинский район, село Иргень Координаты: 51.998084, 112.57437 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:На месте алтаря этой церкви сейчас поставлена походная часовня, чтобы совершать молебны и литии. Малая церковь, вероятно, стояла рядом, слева от Знаменской Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первые сведения об иргенских мучениках дает протопоп Аввакум в «Житии, им самим написанном» и в «Записке о жестокостях воеводы Пашкова, приложенной к «Первой» челобитной Алексею Михайловичу». Он называет их «государевы служилые люди» и «казаки». По его словам, в разное время человек 600 прибыло на Иргень под руководством енисейского воеводы Афанасия Пашкова. Мучениками он их называет так потому, что многие из них приняли здесь мученическую смерть: одни – от жестокости нрава воеводы, другие – от голода и холода. Аввакум называет погибшими за время пребывания «в Даурах» около 500 человек. Афанасий Пашков с казаками пробыл здесь 7 лет. Известно, что на Иргени была икона старинного письма «Знамение» Богородицы. Она отличалась тем, что в нее были вписаны три образа: святого Симеона, юродивого (VI в.); святого мученика Киприана (III-IV в.) и святого Иосифа Обручника (I в.). Эта икона, по преданию, да и по определению, принадлежала трем замученным воинам Симеону, Киприану и Иосифу. Икона была принесена ими в Забайкалье. Иргенский острог был заложен отрядом казаков во главе с боярским сыном П.И. Бекетовым 24 сентября (3 октября) 1653 года. Однако в 1655 году тунгусы сожгли все постройки. Осенью 1656 года отряд енисейского воеводы А.Ф. Пашкова достигает озера Иргень и восстанавливает Иргенский острог. При Пашкове, а это с 1656 по 1662 гг. в самом старинном забайкальском остроге проживало человек 600.

http://sobory.ru/article/?object=26237

Каменск-Уральский. Преображенский мужской монастырь. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Спасо-Преображенский монастырь города Каменск-Уральский ведет свою историю с женской общины, учрежденной в 1860 году, основательницей и первой начальницей которой была Авдотья Ивановна Воронина. На ее средства и на пожертвования жителей города были выстроены необходимые здания. Первая церковь была устроена в доме (ныне - ул.Кирова, 16) и освящена 21 октября 1862 года в честь Казанской иконы Божией Матери. Предположительно в 1872 году началось строительство храма, которое завершилось через шесть лет. Главный престол освящен в честь Преображения Господня (15 октября 1878 года), правый придел - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, левый придел - в честь Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. На территории монастыря находилась каменная часовня, построенная еще в конце XVIII века. В 1917 году в Преображенском женском монастыре проживало 30 монахинь и 150 послушниц. В 1920 году монастырь был закрыт. 27 октября 1921 года постановлением Каменского уездно-городского исполкома была закрыта и Преображенская церковь, в которой тогда еще совершались богослужения. Храм был осквернен и разграблен. Здания бывшего монастыря были заняты Уездным военкоматом и Уездным земельным управлением. В церкви  разместились сельскохозяйственные курсы. В разное время в молитвенном помещении располагались детские воспитательные учреждения, клуб, хлебозавод и склады. Бывший сестринский корпус занимали отделы советских органов власти. В 1998 году Святейшим патриархом Московским и Всея Руси Алексием II было решено основать в Каменске-Уральском Спасо-Преображенский мужской монастырь на месте разрушенного женского монастыря. Летом 2002 года распоряжением Правительства Свердловской области церковь Спаса Преображения Преображенского монастыря передана в собственность Екатеринбургской Епархии Русской Православной церкви. После восьмидесяти лет запустения, обитель вновь возрождается для иноческой и духовно-просветительской деятельности. Сегодня в монастыре совершаются богослужения и ведутся реставрационно-восстановительные работы.

http://sobory.ru/article/?object=10988

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010