Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации М. И. Давыдов. Переписные книги Суздальской соборной церкви и архиерейского дома 1701 г.    Суздальская кафедра, впервые выделенная из состава Ростовской под именем Суздальской и Владимирской епархии в 1214/15 г., в качестве самостоятельной церковно-административной единицы просуществовала, с перерывами, вплоть до 1798 г. Состав ее территории не отличался стабильностью: в разное время суздальские владыки окормляли паству также во Владимире, Переславле-Залесском, Нижнем Новгороде, Городце, Тарусе, Юрьеве-Польском. Однако несмотря на значительную древность и определенный авторитет кафедры, ее документальное наследие дошло до наших дней в далеко не полном и сильно распыленном виде. Так, А. В. Маштафаров в своей публикации ранних грамот вотчинного архива суздальских архиереев сетовал на его исключительно малую общую величину, представленность исключительно позднейшими списками и изложениями, а равно на отсутствие в составе этого собрания каких-либо актов старше 1530 г. Аналогичная картина наблюдается и в отношении известных специалистам переписных книг Суздальского архиерейского дома и кафедрального Богородице-Рождественского собора. В знаменитом труде первого суздальского краеведа соборного ключаря Анании Федорова присутствуют неоднократные отсылки к «описным книгам» соборной церкви 7117 (1608/09), 7138 (1629/30), 7165 (1656/57), 7190 (1681), 7191 (1682/83), 7193 (1684/85) гг., также единожды упоминаются книги 7136 (1627/28) г. (очевидно, в последнем случае мы имеем дело с опиской вместо правильного чтения «7138»), что заставляет сделать вывод о том, что все эти документы сумели сохраниться по крайней мере до середины XVIII столетия. Правда, сказать что-либо определенное про большинство из них, к сожалению, не представляется возможным. По словам самого Анании, опись собора и его ризницы 1608/09 г. была составлена по распоряжению Лжедмитрия II суздальским воровским воеводой Нехорошим Бабкиным, а книги 1656/57 и 1681 гг. — при архиепископах Филарете и Павле соответственно . Добавим, согласно известию публикуемого в рамках настоящей работы источника (см. л. 48 об.), перепись 1681 г. отнюдь не ограничивалась ревизией имущества одной лишь соборной церкви: «трои описные книги», подготовленные тогда подьячим приказа Большого дворца Павлом Ивановым, похоже, охватывали архиерейский дом целиком; там же (на л. 2) вскользь упомянуто еще одно описание — (1694/95) г., скрепленное епархиальным казначеем Варлаамом (Павловым).

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

Отдел первый I. Местность обители до ее основания По историческим указаниям видно, что местность Воронежской губернии и, в частности, местность, занимаемая Задонским Богородицким первоклассным мужским монастырем, как и вся южная часть Европейской России, с самых отдаленных времен, точнее, со времени «Великого переселения народов» и до первой четверти XVIII столетия была приютом разным кочевым народам, которые выселялись сюда из Средней Азии, завладевали многими землями на запад и восток от Волги до Днепра, в том числе и пространством к северу от Донца до самого Дона, и располагались вниз до р. Дон степными ордами. И как в древности р. Волга не без основания считалась пределом Азии, то и р. Дон исстари почиталась с точки зрения географической границей Европейской Сарматии. По сему мнению, и местность Воронежской губернии всем своим пространством составляла тогда собой середину обеих Сарматий. Здесь, на донском бассейне, в разное время от начала IX до половины XI века, сменяя друг друга и порабощая силой каждый своего недруга, владычествовали: авары, или обры, болгары, хазары и казары, печенеги и половцы. Но в XIII веке половцы, подобно предшественникам своим хазарам и печенегам, также были разбиты и окончательно уничтожены родственным по происхождению племенем – монголами, предводительствуемыми Батыем. Сделавшись чрез меч могущественными властителями многих народов и опустошив весь северо-восток и остальную часть России, воинственные монголы раскинули кочевья свои в юго-восточных степях ее, отсюда-то они в течение 248 лет наводили ужас и господствовали над Россией. Предки наши, без сомнения, не имели тогда точных сведений обо всех этих народах. Они знали только, что то не были «словене», а племя враждебно-иноплеменное, и потому обзывали тех в общих чертах «ворогами», т.е. врагами, каковыми на самом деле и были последние в глазах первых по отношению к родной Руси. Впоследствии люди сведущие оставили нам свои сказания, из коих узнали мы, кто были эти бродячие дикие толпы, откуда они пришли, какого племени и какой веры... Узнали мы по тем же сказаниям, как нелегко было русским князьям бороться и отстаивать свои «права и волости» от напора этих разноплеменных диких пришельцев Азии, смело раскинувших свои шатры по юго-восточным степям нашей Родины.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Сортировать по Исключить новости О канонической иконографии Рождества Для любого православного сам факт возможности изображения Господа Иисуса Христа свидетельствует о Его истинном воплощении, что мы, по сути, и празднуем в светлый день Рождества Христова. 6 января, 2012 Для любого православного сам факт возможности изображения Господа Иисуса Христа свидетельствует о Его истинном воплощении, что мы, по сути, и празднуем в светлый день Рождества Христова. О канонической иконографии Рождества написано так много, что сказать новое слово в этой сфере, кажется невозможно. Поэтому автор хотел бы несколько сместить акцент и, рассказав об иконе Рождества, одновременно с этим показать сам принцип «чтения» иконной символики. Сразу же стоит отметить один важный момент. При истолковании православной канонической иконографии существует соблазн отклониться от первоисточников, которыми являются Писание, церковная гимнография, церковное предание в виде писаний святых отцов, отдельных апокрифов, а также исторический контекст эпохи, в которую данная иконография складывалась. Вместо этого можно наблюдать увлечение толкованием «от ветра головы своея», а порой глубокий смысл начинают искать в различных мелочах. Всё это, помноженное на незнание основ иконографии, приводит к плачевным результатам. Как часто человек, знакомый лишь с несколькими иконами Рождества (чаще всего довольно позднего поствизантийского периода, когда иконы стали писать в основном по прорисям), начинает считать, что только то, что он видел, и есть канон. И вот, встречая более древнюю традицию изображения, где фигура Богородицы развернута в иную сторону, либо имеет другой оттенок одежды, либо ещё что — сразу же объявляет эту традицию «еретической», «католической» и так далее. Чтобы этого не случилось, нужно знать свою собственную традицию и постоянно расширять кругозор. В разное время и в разном месте… Итак. Говоря, о канонической иконографии, мы подразумеваем, прежде всего, иконографию, которая сформировалась в византийскую эпоху. Эпоху, в которой переплелись античные и средневековые приемы изображения. Одним из таких приемов является наличие в одном изображении событий, происходивших в разное время и в разном месте. Икона Рождества — это как раз один из таких случаев.

http://pravmir.ru/o-kanonicheskoj-ikonog...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Чюдную же икону списавше и преславное явление чюдотворныя тоя иконы, и чюдеса, бываемыя от нея, написаша и послаша в царствующий град на Москву...» Архиепископ Казанский и Свияжский Иеремия - возможный автор протографа «повести» о Казанской иконе Божией Матери 12.12.2018 1012 Время на чтение 21 минут Главным и единственным (не считая краткого свидетельства более позднего «Пискарёвского источником сведений о чудесном явлении в 1579 г. Казанской иконы Божией Матери считается сказание «Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». Наиболее ранний из выявленных списков «Повести...», частично написанный рукой «самовидца» и участника этого события митрополита Казанского и Астраханского Гермогена (Ермогена) (ок. 1530 - 1612) - будущего Патриарха Московского и всея Руси (в 1606 - 1612 гг.), датируется 1594 Известно также большое количество списков XVII - XIX вв. Кроме того, краткое изложение «Повести...» приводится в Вместе с тем, до сих пор, по не вполне понятным причинам, не существует серьёзных научных исследований, в которых бы содержался комплексный источниковедческий, литературоведческий и религиоведческий анализ этого ценного во всех отношениях документа. Притом остаётся много вопросов по поводу происхождения, датировки и авторства «Повести...», исторической достоверности и хронологической последовательности описываемых в ней событий. На то, что должен существовать протограф «Повести...», с которого митрополитом Казанским и Астраханским Гермогеном (Ермогеном), по его же свидетельству, было «списано» свидетельство о явлении и обретении Казанской иконы Божией Матери, в разное время, указывали, в частности: - академик Императорской Санкт-Петербургской академия наук П.М. Строев (1796 - 1876) - в изданном уже после его смерти - в 1882 г. - под редакцией академика А.Ф. Бычкова исследовании «Библиологический словарь и черновые к нему материалы П.М. - автор предисловия к опубликованному в 1880 г. (1881 г.) в московском журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» «Сказанию о явлении и чудесах от иконы Пресвятыя Богородицы Казанской...», подписавшийся возможно, будущий академик А.И. Соболевский (1856/1857 - 1929) - автор предисловия к выпущенному позднее - в 1912 г. - в г. Москве «фототипическому изданию» под названием «Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятой Богородицы. Рукопись святейшего патриарха

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАДОНСКИЙ ТЮНИН (ТЮНИНСКИЙ) БОГОРОДИЦЕ-ТИХОНОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ЗАДОНСКИЙ ТЮНИН (ТЮНИНСКИЙ) БОГОРОДИЦЕ-ТИХОНОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Липецкой епархии), находится в 5 км севернее г. Задонска Липецкой обл., на левом берегу р. Дон, близ дороги, соединяющей задонский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской и задонский Тихоновский в честь Преображения Господня женский монастыри . По преданию, землями, на к-рых позже расположился З. м., в разное время до XVIII в. владели Богородицкий мон-рь и семья Тюниных, в связи с чем местность называлась Тюнино. Считается, что на месте будущей монастырской ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Ф. Тюнин имел пчельник с колодцем, и настоятель задонского Богородицкого монастыря игум. Прохор обращался к царю Михаилу Феодоровичу с челобитной о возврате этой земли ( Болховитинов. 1912. Вып. 11. С. 110; Геронтий (Кургановский). 1873. С. 12; Нольде. 1865. С. 2-5). С 70-х гг. XVIII в. Тюнино принадлежало г. Задонску. 1813-1861 гг. Основание З. м. связано с почитанием еп. Воронежского и Елецкого свт. Тихона Задонского . В период пребывания на покое в Богородицкой обители в 1768-1783 гг. святитель уединялся недалеко от лесного источника. Подвижник, рассказывая о Тюнине своим келейникам, замечал, что это «святое и весьма приятное» место «утешает дух... радостью точно рай земной» ( Казанский. 1871. С. 55-56). Вскоре в полутора верстах на север от слободы Тёшевки, на высоком берегу р. Дон, в густом лесу, с оврагом над Тюнинским источником поставили деревянную, а затем каменную часовню (Запись исцелений, совершившихся при гробе угодника Божия свт. Тихона до открытия св. мощей его: Ркп.//ВКМ. 4338-2. Л. 6 об.). Позднее, в нач. XIX в., сюда были переселены крестьяне пригородной слободы Арканы, или Тёшевки.

http://pravenc.ru/text/182473.html

Новое. Церковь Троицы Живоначальной. Храм Святой Троицы Сортировка: Карта и ближайшие объекты Новое, село владельческое пр речке Бобровке. В 30 верстах от Ярославля; дворов 36, душ муж. пола 160, жен. пола 180. Каменная церковь во имя Живоначальной Троицы и Благовещения сооружена в 1770 г. А. А. Титов «Ярославский уезд. Историко-археологическое, этнографическое и статистическое описание с картой Ярославского уезда». Издание И. А. Вахрамеева. Москва, «Русская» типо-литография, Бол. Дмитровка, д. Шаблыкина. 1883 г. Один из наиболее оригинальных храмов Некрасовского района и лучших по сохранности. Композиция церкви вполне традиционна для своего времени, однако интересны её завершения: привычное пятиглавие водружено не непосредственно на своды четверика, а на дополнительный невысокий аттик (аттический этаж), издалека более похожий на сквозную аркаду. Трапезная с северным Благовещенским приделом соединяет основной трёхсветный четверик с классицистической колокольней. В 1930 г. церковь была закрыта, но уже в 1945 г. возвращена верующим и более не закрывалась. В интерьере неплохо сохранились фрески и эффектный барочный иконостас с круглой скульптурой, а вокруг церкви уцелела кирпичная ограда с въездными воротами. Историческая справка В документах государственного архива Ярославской области имеются следующие сведения о церкви в селе Новое Ярославского уезда. В документах за 1767 год упоминается, что в селе была деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Когда построен был этот храм, установить не представляется возможным. Новая каменная церковь с колокольнею и оградой была построена в 1776 (1777) году на средства прихожан. В своем первоначальном виде без пристроек и переделок она сохранилась до первой четверти двадцатого века. Престолов в ней два: в холодной во имя Святой Живоначальной Троицы, в теплой во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Количество служащих при церкви в разное время изменялось. Так, например, в 1844 году при церкви в штате состояли: священник, дьякон, дьячок и псаломщик в 1878 году священник и псаломщик в 1909 году священник и дьякон-псаломщик Жалованья и постоянного оклада священнослужители не получали существуя частично на приношения от прихожан и от занятия сельским хозяйством.

http://sobory.ru/article/?object=08754

Официальная хроника Предстоятель Русской Церкви освятил кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону Епископ Воскресенский Дионисий назначен управляющим делами Московской Патриархии Элладская Церковь фактически признала ПЦУ, Украинская Православная Церковь назвала это " ножом в спину " Архиерейский Собор Польской Церкви: Принятие в церковный организм раскольников нарушает евхаристическое единство всего Православия Грузинский Синод принял ряд важных решений Опубликован список митрополий Элладской Православной Церкви, нежелательных для посещения паломниками Патриарх Кирилл вручил главе Архиепископии западноевропейских приходов грамоту о восстановлении единства с Русской Православной Церковью Патриарх Кирилл прекратил поминовение предстоятеля Элладской Церкви Церковь и общество С 1992 года количество православных общин в Латвии выросло на 35% Проблема воссоздания храма на Сенной площади Петербурга исключительно финансовая Русская Православная Церковь предлагает отменить ограничения высотности для религиозных сооружений Петербурга Состоялось освящение нового здания социального отдела Калужской епархии От присоединения к РПЦ отказалось около 15% прихожан Русской архиепископии Власть и религия Росимущество передало Колпашевской епархии старинную церковь Минюст Латвии зарегистрировал " автономную церковь " в юрисдикции Константинополя Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях передан Церкви Новые издания В Издательстве Минской духовной академии вышел сборник материалов научной конференции, посвященной митрополиту Иосифу (Семашко) Происшествия Рязанская епархия на год запретила в служении священника, избивавшего жену Сторонники ПЦУ пытались захватить храмы в Ровенской и Винницкой областях В Северодонецкой епархии разгромлен и осквернен храм Во Львове телефонные террористы " заминировали " Свято-Георгиевский собор В Нигерии похитили католического священника Разное Папа Римский извинился за прихожан, выбросивших языческие статуи в Тибр Более 3 700 языков мира не имеют перевода Библии Пастырское агентство католической Итальянской епископской конференции опубликовало языческую молитву

http://drevo-info.ru/list/926.html

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере сентября 2013 История за забором 8 сентября — сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Этой святыне посвящен храм в центре Санкт-Петербурга: по имени церкви названа площадь и станция метрополитена. Полусказочный собор Владимирской иконы Божией Матери украшает одну из центральных улиц Кронштадта. А старейший Владимирский храм нашей епархии располагается в деревне Дылицы («пригород» поселка Елизаветино Гатчинского района). Он до сих пор не возвращен Церкви и находится в катастрофическом состоянии. 8 сентября — сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Этой святыне посвящен храм в центре Санкт-Петербурга: по имени церкви названа площадь и станция метрополитена. Полусказочный собор Владимирской иконы Божией Матери украшает одну из центральных улиц Кронштадта. А старейший Владимирский храм нашей епархии располагается в деревне Дылицы («пригород» поселка Елизаветино Гатчинского района). Он до сих пор не возвращен Церкви и находится в катастрофическом состоянии. С элементами барокко Местность под названием Вздылицы (Дылицы) впервые упоминается в Писцовой книге Водской пятины Новгородской республики в 1499 году как «погост Егорьевский Вздылицкий». Водская пятина, Ингерманландия, Санкт-Петербургская губерния — так в разное время назывались земли, на которых расположена Ленинградская область. Во времена вековых конфликтов между русскими и шведами государственная принадлежность этих территорий неоднократно менялась. В 1700-х годах, во время Северной войны, у шведов был отвоеван Копорский уезд, где числились Вздылицы. Примерно в 1712-1714 гг. Петр I пожаловал Вздылицы сенатору князю Григорию Ивановичу Волконскому. Расцвет имения приходится на 1760 годы, когда его владельцем стал Василий Григорьевич Шкурин, долгие годы бывший доверенным лицом и гардеробмейстером великой княгини Екатерины Алексеевны. 29 декабря 1763 года императрица Екатерина II «за верность, усердие и отличныя услуги, оказанныя особливо при вступлении нашем на всероссийский императорский престол купно с прочими верными сынами российскими, которыми сию империю от страшнаго ига и православную церковь от разорения и приближавшаяся ей всеконечнаго падения — освободили», — возводит В.Г. Шкурина в потомственное российское дворянство (Майков П. Заметка о семействе Шкуриных). В пожалованном ему имении Шкурин частично изменил планировку заложенного Волконским парка — ввел, в соответствии с новой модой, элементы пейзажности, а также выстроил небольшой каменный дом и церковь.

http://aquaviva.ru/journal/istoriya-za-z...

Сортировать по Исключить новости Священник Борис Михайлов. Храм в Филях Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 30 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 Священник Борис Михайлов. Храм в Филях. История прихода и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Издание прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. М., 2002. Историческая память — великая вещь, фундамент культуры и основа национального самосознания. История Церкви же, помимо своей фактографической значимости, обладает для христианского сознания еще одной неоспоримой ценностью: она прорисовывает то русло, в котором текут волны церковной Традиции от начала Церкви до последних времен и далее. Мы не всегда в состоянии по достоинству оценить те события, очевидцами которых являемся, и тех людей, с которыми общаемся (на то дар прозорливости); по воле Божией время расставляет все по своим местам. Поэтому всякий, кто способен осмысленно фиксировать события церковной жизни, призван уделять этому какую-то долю своих жизненных усилий — ради сохранения для потомков любых ее частностей, которые в будущем могут стать деталями общей стройной и величественной панорамы. Каждый православный храм уникален, каждый обладает своей историей, и нет среди них ни одной, которая не была бы значительной. В истории храмоздательства прорисовываются судьбы людей; перед нами предстают подвижники, нигде более не упоминаемые, но вполне заслужившие добрую людскую память и предстательство за них перед Богом. Иногда в истории создания того или иного храма нам встречаются, напротив, имена людей знаменитых, и тогда их образ обогащается в наших глазах, в назидание нам в более полном виде рисуется степень их благочестия. Но главное, что видится в судьбах всех этих людей, живших в разное время и столь непохожих друг на друга, — это выполнение ими воли Божией, проявляющейся в мире, это их стремление к прославлению имени Божия как в зримой красоте храмов и их убранства, так и в церковных таинствах, совершающихся в православных храмах, и в соборной церковной молитве.

http://pravmir.ru/retsenziya-svyashhenni...

Сотницы. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Успенская церковь, построенная в 1783 г., служила холодной (летней) церковью Сотницкого прихода. Теплым (зимним) храмом в ней долгое время, по-видимому, оставался южный придел, сохранивший свое название вплоть до освящения теплой (зимней) церкви, получившей то же самое наименование, что и придел, а последний был переосвящен в Георгиевский. Судя по сохранившимся иконам, фрагментам иконостаса и клеевой живописи, последний крупный ремонт делался в 1880-1890-е гг. В 1930-е гг. церковь была закрыта, при снятии колоколов разобрали одну из восьми опор шатра. Главы на церкви и карнизы разрушены в разное время. Из икон и деталей иконостаса сделали закрома для зерна. Успенская церковь - распространенный в окрестных селах вариант культовой постройки, у которой композиция, объемно-пространственное построение и декорация продолжают сохранять традиционные черты архитектуры предшествующего столетия. Здание кирпичное. Фасады были неоднократно покрыты побелкой с добавлением различных красителей (желтого, голубого, розоватого; последний слой - белый). Внутри стены оштукатурены и расписаны в клеевой технике в 1880-1890-е гг. Храм - двусветный четверик, перекрытый сомкнутым сводом, на котором установлено традиционное декоративное пятиглавие. Сохранились лишь барабаны (главы утрачены). Центральный украшен аркатурным пояском, а его постамент оформлен декоративными кокошниками. Угловые барабаны - гладкие, с многообломными карнизами. Пояс декоративных кокошников, почти утративших свое древнее очертание и превратившихся в округлые нишки, украшает и карниз четверика, широкой лентой опоясывая его вместе с поясом из поребрика и многообломных профилей по периметру. Мотив поребрика в свою очередь повторяется на карнизе трапезной, апсиды, в декоративных поясах колокольни и, наконец, отмечает линию цоколя здания. Другими традиционными мотивами декорации остаются обрамления наличников окон верхнего света на четверике и обработка углов полуколонками в уровне верхнего яруса, тогда как наличники окон нижнего света " с ушами " и капельками у апсиды, трапезной, придела и рустованные лопатки в этом уровне - детали типичные для строительства середины - второй половины XVIII столетия.

http://sobory.ru/article/?object=06178

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010