Ив. Парвицкий Дим. Романский Ал-й Знаменский Петр Благодатский Вас. Павский Вас. Музовский Вас. Васильев Егор Орловский Ив. Музовский А-р Светлов Василий Кутневич Ив. Налимов Василий Ильинский Илья Быстров Петр Быстряков Николай Владыкин Ив. Миролюбов Алексей Ростиславов Ив. Краснопевцев А-р Соколов А-р Владыкин Стефан Яковлев Михаил Хребтов Разряд III Павел Несвицкий Мих. Соколов 1-й 1841 г. Разряд I Конст. Добронравин – в спб. дух. акад. А-р Никольский – в спб. дух. акад. Вас. Барсов – вол., в спб. дух. акад. Влад. Петров – вол., в спб. дух. акад. Вас Покровский Вас. Сыренский Ив. Беляев Ив. Аландский Конст Смирнов Сергей Кутневич Петр Редкинский Ник. Соколов А-р Славинский Ив. Ляшкевич А-р Разумовский Матвей Платонов Вас. Цвинев Вас. Наумов Пав. Петровский А-р Несвицкий Ив. Тихомиров Разряд II Вас Ильинский Алексей Мансветов Петр Киприанов А-р Заводский Ив. Знаменский Мих. Озеров Ив. Зосимовский Стефан Дубягский Ник. Петров Пав. Казанский Игнатий Вознесенский А-р Сурмин Мих. Петропавловский А-р Касаткин Мих. Дмитриев Ал-й Колосов Пав. Державин Разряд III А-р Башилов Вас. Белявин Пав. Троицкий Ник. Знаменский Вас Копьев Илья Албенский Пав. Голубов Конст Рождественский 4 последних внесены в список в сент. 1841 г., в силу отнош. Дух. Уч. Упр. 12-го июня 1841 г. (см. стр 185) Вне разряда: Матвей Зрелов Вас. Исполатов Никита Светлов По определению Св.Синода, должны поступить в причетнич. должности 1843 г. Разряд I Моисей Голубев – в спб. акад. Вас. Парвицкий – в спб. акад. Всеволод Разумовский – в спб. акад. Ив. Ветвеницкий Пав Никольский –вол. в спб. ак. Фед. Орлов Ив. Добровольский Фед. Студийский Пав. Песоцкий Вас. Томаринский Як. Спасский А-р Заводский Петр Зиновьевский Мих. Мансветов А-р Молчанов Мих. Тихомиров Илья Кедров Вас. Флеров – вол. спб. акад. Гарв. Крылов – вол. спб. акад. Ал-р Соловьев Петр Рудаков Ив. Братолюбов Мих. Верольский Еф. Долоцкий Ив. Белявин Ал-р Тихомиров Разряд II Ив. Рождественский 2-й Ст. Павлов Ив. Белявин Ив. Рождественский 1-й А-р Одоевский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Запись писца на л. 672: «А писал сию книгу Минею четию Июда Иванов сын, прозвище Юшко Сасинов Торопченинов, на Москве лета 7064-го». В двух списках текст редакции продолжен Сказанием о чудесах Сергия (компиляция из Третьей и Четвертой Пахомиевских редакций): 1) РНБ, собр. М. П. Погодина, 868 (л. 36–122 об.) – 50-е годы XVI в. Филиграни: Сфера под звездой (1-й вариант) – Лихачев, 3163 (1558 г.); Сфера под звездой (2-й вариант) – Брике, 13999 (1553 г.); Сфера под звездой (3-й вариант) – Брике, 14000 (1553 г.), 14004 (1553 г.). 2) РНБ, собр. А. А. Титова , 2846 (л. 223–294) – нач. XVII в. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на тулове литеры G и PI – Лихачев, 4107 (1605 г.). Четырьмя рукописями сходного состава представлена выписка «От чюдес преподобнаго отца нашего Сергия Радонежскаго чюдотворца» (из Второй редакции взяты рассказы о видении ангела, явлении Богородицы, о кончине Сергия, к ним добавлено чудо в Латинских странах): 1) РГАДА, ф. 181 (собр. МГАМИД), 591 (л. 883–895) – 20-е годы XVII в. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с полумесяцем, на тулове литеры РВ и полумесяц – Дианова и Костюхина, 691 (1623 г.). 2) РГБ, ф. 236 (Собр. А. Н. Попова ), 59 (л. 197–205) – 20-е годы XVII в. Филигрань: Двуглавый орел под короной – типа Дианова и Костю-хина, 1010 (1623 г.). 3) ГИМ, Синодальное собр., 272 (л. 468 об. – 475 об.) – 20–30-е годы XVII в. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры РВ – Дианова и Костюхина, 689 (1629 г.); Гербовый щит с рожком – Гераклитов, 100 (1633 г.). 4) ГИМ, собр. А. Д. Черткова, 165 (л. 247 об. – 252) – 80–90-е годы XVII в. Филиграни: Герб Амстердама, контрамарка с надписью MOVRAND в картуше – типа: Дианова и Костюхина, 201 (1692 г.); Герб Амстердама – Дианова и Костюхина, 158 (1678–1680 гг.). Текст Второй Пахомиевской редакции опубликован (по писку Соф. 1358): Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. I. С. 70–144. Глава 5. Третья Пахомиевская редакция Жития Сергия Составлена Пахомием Логофетом из черновых заготовок к Первой и Второй редакциям и вновь дополнена по Епифаниевской редакции (откуда внесены рассказы о деяниях и чудесах Сергия: «О Голутвинском манастыри», «О епископе, неверием сомнящуся», «О исцелив-шем мужи», о разоблачении «вкусившего» от монастырских брашен, «О питомем вепре»), В главе об основании Андроникова монастыря впервые упомянуто об Андрее Рублеве – «иконописце преизрядном, всех превосходящем», и о «подписании» им Спасского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сок81 ГИМ, собр. М. И. Соколова , 81, Сборник проповедей, 40, 321 л., скрп., нач. 18 в. (до1709 г.). Соф1283 РНБ, Софийское собр., 1283, Сборник проповедей, 20, 504 л., п/у и скрп., сер.18 в. Тит3557 РНБ, собр. А. А. Титова , 3557, Сборник, 40, 625 л.. п/у и скрп., 1717 г.; описание: [Титов 1901, 126–134, 1285; Федотова 2016a]. Тих517 РНБ, собр. П. Н. Тиханова, 517, “Речь при вступлении на кафедру в Ростове”, 40, 6 л, скрп., нач. 18 в. Увар183 ГИМ, собр. А. С. Уварова, 183, Сборник проповедей, 10, 493 л., скрп., 1791 г.; описание: [Леонид 1893:239–247, 254]. Усп88 ГИМ, Успенское собр., 88, Сборник, 40 , 430 л., скрп., 18 в.; описание: [Истомин 1895:117, 88/1157]. Хлуд25 РГБ, ф. 394 (собр. А. И. Хлудова), 25, Сборник, 20, 678 л., скрп., втор. пол. 18 в. ЯМЗ1153 ЯМЗ, Р-1153, “Поучение в неделю 13 по Святом духе”, 40, 6 л., скрп., нач. 18 в.; описание: [Титов 1892:5, 54] Издания Алфавит 1977 Димитрий Ростовский , свтт., “Из духовного наследия («Алфавит духовный»)”, in: Журнал Московской Патриархии, 9, 1977, 64–67. Апология 1696 Апология во утолении печали человека, сущаго в беде, гонении и озлоблении, Чернигов, 1696 . ––– 1700 Апология во утолении печали человека, сущаго в беде, гонении и озлоблении, Чернигов, 1700 Архив 1872 Архив Юго-Западной Руси, 5, 1, Киев, 1872 [текст: 277–280]. Вечеря 1682 Симеон Полоцкий , Вечеря душевная, Москва, 1682. Дневные записки 1774 Древняя Российская Вивлиофика, или Собрание древностей российских, до российския истории, географии и генеалогии касающихся, издаваемая помесячно Николаем Новиковым, 6, С.-Петербург, 1774 [текст: 315–408]. ––– 1791 Древняя Российская Вивлиофика, содержащая в себе собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российския касающихся, изданная Николаем Новиковым. Издание второе, вновь исправленное, умноженное и в порядок хронологической по возможности приведенное, 17, Москва, 1791 [текст: 1–44]. Летопись 1784 Летопись иже во святых отца нашего Димитрия, митрополита Ростовскаго, новоявленнаго чудотворца, сказующая вкратце деяния от начала миробытия до Рождества Христова с присовокуплением Келейной летописи сего же святого чудотворца, Москва, 1784.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Блж. Лаврентий Калужский. Икона. 1-я пол. XIX в. (ЦАК МДА) († 10.08.1515 (?)), блж. (пам. 10 авг.), Христа ради юродивый, Калужский. Немногие сведения о Л. сообщает краткое вступление к Чудесам святого, известным в рукописях XVII-XVIII вв. (РНБ. Собр. Тиханова. 751. Л. 3-9 об., кон. XVII в.; 274. Л. 1-15, кон. XVIII в.; НСРК. Q. 5. Л. 1-12, 1756 г.; ТГОМ. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 150, посл. четв. XVII в.; РГБ. Муз. 9578, 2-я пол. XVIII в.; Муз. 10473. Л. 15-24, кон. XVII - нач. XVIII в.; РГБ. Тихонр. 375. Л. 288 об.- 289 об.; пересказ Чудес: РНБ. НСРК. F. 107, 1860 г.; Влад. F. 8. Л. 309 об.- 310, XIX в.- ЭК ИРЛИ. ПД). В калужском Рождественском монастыре хранился список, составленный в период настоятельства игум. Кариона (1698-1722), в к-ром имелось изображение Л. Встречающееся в лит-ре (см.: Леонид (Кавелин). 1888; Ковалевский. 1895) отождествление игумена Рождественского мон-ря с иером. Карионом (Истоминым) лишено оснований, т. к. последний в указанные годы в Калуге не жил. Датировка 2 последних чудес, 1666 и 1668 гг., свидетельствует о том, что их составление было, по-видимому, завершено задолго до игум. Кариона (в известных списках не зафиксированы Чудеса времени его игуменства). Состав текстов не одинаков: списки РГБ. Муз. 9578, Муз. 10473; РНБ. Собр. Тиханова. 274 содержат 9 чудес, включая прижизненное. В списках РНБ. Собр. Тиханова. 751 и ТГОМ (судя по описанию М. Н. Сперанского) - 5 чудес, текст завершается Чудом 1641 г., случившимся с посадским человеком Трофимом Ермолаевым, и отсутствуют Чудеса об исцелении Андрея Кологривова, отрока Симеона и Петра Кологривова. Во вступлении к Чудесам говорится, что Л. жил при дворе калужского кн. Семена Ивановича (удельный князь в 1505-1518). Возможно, святой происходил из дворянского рода Хитрово, т. к. его имя первым вписано в синодик Г. С. Хитрово, хранившийся в перемышльском Троицком Лютиковом мон-ре ( Леонид (Кавелин). Ист. описание Перемышльского Троицкого Лютикова мон-ря. 1862. С. 120-121). Согласно устному преданию, Л. любил молиться в келье, соединенной подземным ходом с ц. в честь Рождества Христова; оставаясь незамеченным, юродивый часто посещал церковные службы. В XIX в. горожане показывали куст, под к-рым находился спуск в подземный ход ( Он же. Ист. описание Калужского Лаврентиева мон-ря. 1862. 1. С. 4-5). В предисловии к Чудесам сохранилось подробное описание внешнего облика святого: «...власы на глав имя русы с просдиною, долги, растрепаны, брада продолговата, сда, на конц раздвоилась, на себе ношаше шубу распашь, босъ, в портхъ» (РГБ. Муз. 9578. Л. 9-9 об.).

http://pravenc.ru/text/2462449.html

Но не следует противопоставлять Нилов скит и русские киновии как две школы: древнего пустынножительства и русского монашества. Особенности Нило-Сорского скита, отличающие его от общежительных монастырей, относятся к общим отличиям скита и киновий, которые существовали и в древности. Скитский путь являлся более высокой ступенью монашеского делания, чем киновия. Поэтому преподобный Нил Сорский не предлагал скитскую реформу для всего русского монашества. Возникновение Нило-Сорского скита в конце XV в. и его длительное существование говорит о том, что русское монашество оказалось способным воспринять те классические традиции умного делания и скитского жития, единственным хранителем которых в то время оставался Афон. ПРИМЕЧАНИЯ Список сокращений ААЭ – Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Академии наук. СПб., 1836. Т. 1–4. Вол. собр.Волоколамское собрание. ГАВО – Государственный архив Вологодской области. ГЛМ – Государственный литературный музей. ДАИ – Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1846–1875. Т. 1–12. ЖМНП – Журнал министерства народного просвещения. СПб., 1834–1917. ИОРЯС – Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. КБИАХМЗ – Кирилло-Белозерский историко-художественный музей-заповедник. Кир.-Бел. собр. – Кирилло-Белозерское собрание. ПДП – Памятники древней письменности. ПДПИ – Памятники древней письменности и искусства. Погод. собр. – Погодинское собрание. РГБ – Российская государственная библиотека (Москва). РИБ – Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. РГАДА – Российский государственный архив древних актов и документов. Соф. собр. – Софийское собрание. ТОДРЛ – Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы Академии наук. Увар. собр.Собрание Уварова. ФИРИ – Архив СПб. филиала Института русской истории Российской академии наук. ЧОИДР – Чтения в Обществе истории и древностей российских. ЧОЛДП – Чтения в Обществе любителей духовного просвещения

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Таким образом, в результате проведенных церковных реформ 186070-х гг. за духовенством Русской Православной Церкви были официально признаны права особого привилегированного сословия. Для донского духовенства, в силу особенностей законодательства Войска Донского, церковные реформы были не так актуальны, как для приходского духовенства других губерний Российской империи, и реализовались частично. От реформ 1860–70-х гг. донское духовенство, прежде всего, ожидало фиксированного жалованья и выделения церковной земли, но, как и священно- и церковнослужители всей России, было разочаровано, так как жалованье было отменено, а выделение церковной земли в Области войска Донского за редким исключением так и не было осуществлено. Церковные реформы эпохи императора Александра II стали «точкой отсчета» процесса унификации правового и социального положения донского духовенства с положением духовенства центральных губерний России. Так, именно в пореформенный период было отменено на практике войсковое законодательство, касающееся отличий в материальном обеспечении священно- и церковнослужителей иногороднего происхождения от духовенства казачьего происхождения. К началу XX в. правовое положение духовенства Донской епархии практически не отличалось от духовенства других губерний Российской империи, колоритные донские особенности к началу XX в. стали практически незаметны. 86 Полн. собр. зак. Собр. 1. 1720–1722. СПб.: Типография II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1830. Т. VI. С. 314. 87 Василенко Н.П. Духовенство//Христианство. Энциклопедический словарь в 3 т. Т. 1. М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993. С. 504. 88 Полн. собр. зак. Собр. 2. 1841. СПб.: Типография II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1842. Т. XVI. Отделение первое. С. 231. 92 Полн. собр. зак. Собр. 2. 1862. СПб.: Типография II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1830. Т. XXXVII. Отделение первое. С. 559. 94 Полн. собр. зак. Собр. 2. 1863. СПб.: Типография II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1866. Т. XXXVIII. Отделение первое. С. 339–340.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бумага без филиграней с частыми понтюзо, характерная для первых двух десятилетий XVI в. На л. 184 об. запись XVI в.: «Сия книга Соборничек Варлама князя Оболенского» (князь–инок Варлаам Оболенский умер в 1528 г.). 10) РГБ, ф. 98 (Собр. Е. Е. Егорова), 895 (л. 231—295) — 20–е годы XVI b. Филиграни: Щит с тремя лилиями под короной, под щитом буква Р — Брике, 1828 (1523—1529 гг.); Щит с тремя полосами под короной — Брике, 1482 (1522—1527 гг.). 11) РНБ, Софийское собр., 1317 (л. 373 об. — 388 об.) — 30–е годы XVI b. (Софийский список Великих Миней–Четьих). 12) ГИМ, Синодальное собр., 986 (л. 649—675 об.) — кон. 30–х— нач. 40–х годов XVI в. (Успенский список Великих Миней–Четьих). 13) ГИМ, Епархиальное собр., 403 (л. 112—182 об.) — 40–е годы XVI b. Филигрань: Рука под короной — Брике, 10911 (1540—1546 гг.). 14) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 247 (л. 134—214 об.) — сер. XVI в. Без первых листов, начинается: «…нымъ естества томлени–емъ, съпротивъ побждашеся долготерпниемь». Филиграни: Перчатка под короной—Брике, 10967 (1540—1545 гг.); Перчатка под короной с 7 фестонами — Брике, 10958 (1548—1554 гг.). 15) Научная библиотека Московского университета, 1303 (л. 48—92) — третья четверть XVI в. Филигрань: Щит с двойной линией. 16) ГИМ, собр. П. И. Щукина, 114 (л. 45 об. — 117 об.) — кон. XVI b. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под трилистником, на тулове литеры IH — Брике, 12751 (1594 г.). 17) РНБ, Соловецкое собр., 59/59 (л. 347—416) — 30–е — начало 40–х годов XVII в. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры P и DR — Дианова и Костюхина, 694 (1621 г.); Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры P и MB — Дианова и Костюхина, 698 (1639 г.); Гербовый щит под короной, под щитом лигатура HP — Дианова и Костюхина, 216—218 (1633—1643 гг.). 18) РНБ, собр. М. П. Погодина, 650 (л. 9—70) — 40–е годы XVII в. Филигрань: Столбы — Дианова и Костюхина, 1206 (1643 г.). Текст переработан и дополнен из летописи, Пространной редакции Жития Сергия и других источников. Так, при упоминании митрополита Феогноста добавлено: «Сеи убо Феогност митрополит бысть на Руси митрополит по святител Петр митрополите, поставлен в Царграде патриархом кир Исакием Цареградским, и содержаи престол Руския митрополии 25 лт. И преставися к Господу в вчную жизнь в лто 6861 году, марта в 14 день, и погребен в царствующем граде Москв в соборнои церкве Пречистыя Успения, ю же созда святыи Петр митрополит. И по нем поставлен в митрополиты в Царграде патриархом кир Филофием святыи Алекси митрополит чюдотворець» (л. 17).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

864 «Три книги писмяные в полдесть, а в них Службы и Жития Александру Каргопольскому чюдотворцу Ошевнева монастыря, ученика чюдотворца Кирила, две в черных кожах, одна в затылок» (Опись книг 1664 г., л. 86 об.). 865 «Четыре книги Жития и Службы соловецким чюдотворцам в полдесть (...) книга Служба и Житие соловецким чюдотворцам писмяная в полдесть, книга Служба и Житие соловецким чюдотворцам в четь, застешки медные» (Опись книг 1664 г., л. 86). 866 «Книга писмяная в полдесть переплетена вновь, а в прежних отписных книгах написаны тетрати, а в ней Житие Кирила Новозерскаго, Служба и Житие Михаила Клопскаго» (Опись книг 1664 г., л. 87 об.). 867 «Две тетрати в полдесть, одна в красной коже, а другая в черной, самописные, Жития Кирила Новоезерскаго чюдотворца» (Опись книг 1664 г., л. 87 об.). 868 РНБ, собр. Кирилло-Белозерского монастыря, 106/1342. Копия этой Описи – РНБ, собр. Кирилле-Белозерского монастыря, 107/1343. 869 Приведу их описание по Описи библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря 1766 г. (РНБ, собр. Кирилло-Белозерского монастыря, 106/1342, л. 73 об.): 1) 758. Житие Кирилла Новоезерского чюдотворца, в ней же Служба и Жития Михаила Клопскаго, Макария Желтовоцкаго, Антония Рымлянина, триех святителей Петра, Алексея и Ионы Московских чюдотворцев, в черной коже, застешки медные». Можно отождествить с ркп. РНБ, Софийское собр., 464; 2) 759. Житие Кирилла Новоезерского чюдотворца, в черной коже, застешки медные». Можно отождествить с ркп. РНБ, Софийское собр., 1397; 3) 760. Житие Кирилла Новоезерского чюдотворца, в черной коже, басмяна по золоту, застешки медные». Можно отождествить с ркп. РНБ, собр. Кирилло-Белозерского монастыря, 804/1061; 4) 761. Житие Кирилла Новоезерского чюдотворца, в черной коже, басмяна по золоту, застешки медные». Можно отождествить с ркп. РНБ, собр. Кирилло-Белозерского монастыря, 66/1305; 5) 762. Житие Кирилла Новоезерскаго чюдотворца, в черной коже, застешки медные». Можно отождествить с ркп. РНБ, собр. Кирилло-Белозерского монастыря, 38/1277;

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ник. Солярский Дим. Флеров – вол. в спб. ак. Семен Сажин Андрей Боголюбов – вол. в спб. ак. Спасоэ Перович – вол. в спб. ак. Амвросий Преображенский – вол. в спб. ак. Илья Бровкович – вол. в спб. ак. Петр Аннинский – вол. в спб. ак. Ив. Орлов Ив. Молчанов 1-й Мих. Красноцветов – вол. в спб. ак. Фед. Иванов Пав. Молчанов – вол. в спб. ак. Ник. Ветвеницкий – вол. в спб. ак. Ив. Васильев – вол. в спб. ак. Мих. Львов – вол. в спб. ак. Евграф Медведский Конст. Добросердов Вас. Луженский А-р Лебедев Вас. Изгородин Разряд II А-р Быстряков А-р Колумбов Дим. Быстров Ив. Зверев Ник. Кесарев Ал-й Путиловский Мих. Еленев Ник. Яковлев А-р Пашский Фед. Покровский Матфей Добросердов Вас. Хутынский Ал-и Иванов Мих. Велитский Ник. Петропавловский Фед. Тропеофоров Ив. Вороновский Петр Петров А-р Лебедев Дим. Охонский А-р Карпин Яков Смирнов Ив. Окин Ив. Зотиков Ив. Князев Евстафий Семенов Конст. Семенов Валентин Кедров Виктор Зверев А-р Колоколов Ив. Григорьев Ив. Молчанов 2-й Мих. Зерцалов Матвей Срезнев Вас. Чернышев Ив. Ижевский Евграф Ярославский Мих Флоринский Никанор Тихвинский Вас. Тихомиров А-р Соколов Ник. Вишневский Пав. Иродионов 1863 г. Разряд I Влад. Гуляев – вол. в спб. ак. (в сане диакона) Игнат. Аннинский – назн. в спб. ак. Яков Яновский Ник. Скроботов – назн. в спб. ак., но не принят на каз. сод. Влад. Павский – вол. в спб. ак. Ал-й Васильев Гр. Самчевский Ник. Разумовский А-р Розанов Ив. Поспелов А-р Тихомиров – вол. в спб. ак. Фед. Сретенский Вас.Василевский Пав. Беляев – вол. в спб. ак. Дим. Приморский – вол. в спб. ак. Мих. Положенский Мих. Окин Вас. Лесков Павел Нильский – вол. в спб. ак. Ник. Фасанов – вол. в спб. ак. Сергей Горонович Пав. Свиязев Ив. Китаев Гавр. Молчанов Гр. Покровский Ник. Иванов 1-й Фед. Гефсиманский – вольносл. в спб. ак. Разряд II Мих. Лебедев 1-й А-р Румянцев Евгений Горский Антон Стефанов Ник. Парийский Сергей Каменский Пав. Барсов Стеф. Колумбов Петр. Георгиевский Вас. Лебедев Гавр. Чистосердов А-р Бенескриптов Гавр. Стратилатов Петр. Петропавловский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В общем однако в критике несравненно меньше не- —258— достатков, чем в истолковании. Большинство мыслить и аргументировать свои воззрения может не дурно. В заключение следует сделать замечание относительно языка рассмотренных сочинений. Большинство из них написаны вполне литературно и грамотно. Но встречаются и здесь недостатки. Со стороны собственно философского стиля недостатки состоят главным образом в том, что или слово не подчиняется мысли, или отсутствие мысли маскируется набором бессмысленных слов: „процесс из состояния небытия в состояние бытия“ (вол. Арх.); „кто признаком действительности полагает разумность, тот должен держаться золотой средины и наблюдать, чтобы не уклоняться в сторону от точки безразличия и через то не впасть в односторонность, что и случилось с Гегелем“ (вол. Волын.); „саморазвитие идеи абсолютного“ (вол. Тул.); „идея развивается при помощи диалектического метода“ (вол, Лит.); „разум должен быть объединён с термином Божественный и с термином мировой“ (вол. Моск.); „сущность идеалистического учения Гегеля состоит в развитии абсолютной идеи“ (присл. Подол.) и т. п. Со стороны общелитературного стиля можно, для примера, указать такие неловкие выражения: „пресловутая философия Гегеля“ (вол. Арх.); „то, до признания бытия чего мы дошли“ (вол. Влад.); „этот тезис есть клеймо абсолютного идеализма“ (вол. Волын.); „с точки зрения течения жизни мира“ (вол. Донск.); „в лице растений“ (вол. Моск.); „я человека“ (присл. Моск.) и пр. Наконец, со стороны грамматики встречаются такие промахи: „долеко“, „изречение“ (вол. Донск.); „агрегат“, „имперический“ (вол. Тул.); „впечатление“, „убеждают“ (вол. Костр.); „востает“ (вол. Моск.); „подтверждают“ (вол. Моск.); „обсолютное“ (вол. Симб.); „вожделение“ (присл. Смол.); „возврасты“ (вол. Твер.). Как сказано было в начале донесения из 62 поданных сочинений 4 не подверглись оценке комиссии в качестве сочинений на данную тему. Причины этого – следующие: одно из них содержало вместо сочинения упомянутую декларацию о невозможности написать на эту тему; другое (вол. Кишин.) было заподозрено О. Инспектором в несамостоятельности по внешним признакам (выход автора из аудитории на продолжительное время, беседа с студентом старшего курса, чтение вместе с ним Фалькенберга, не-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010