34) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 727 (л. 85—88 об.) — 1632 г. Писец — Герман Тулупов. 35) РГАДА, ф. 201 (Собр. М. А. Оболенского), 74 (л. 83 об. — 84) — 30–е годы XVII в. Краткая запись о Сергии Радонежском под 25 сентября: «Сергии родомъ ростовець, от отца бояръ меншихъ. Преже пострижения вселился в пустыню и созда монастырь, в нем же и постри–жеся, ид же нын лежитъ тло его святое. И усп в лто 6900, живъ лт 78». Филиграни: Двуглавый орел, на щите литеры ID — Дианова и Костюхина, 1024 (1628—1629 гг.); Двуглавый орел, на щите литеры IM — Гераклитов, 126 (1638 г.); Ворота — Гераклитов, 41 (1638 г.); Дианова и Костюхина, 30 (1635—1639 гг.). 36) РНБ, Соловецкое собр., 699/807 (л. 68—71) — 30–е годы XVII в. 1) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 466 (л. 278—287) — 1505 г. Писец — Михаил Медоварцев; Москва, монастырь Николы Старого. 2) РНБ, Софийское собр., 1364 (л. 280—295) — около 1547 г. Проложная редакция, продолженная по Синодальному виду Четвертой Пахомиевской редакции, текст доведен до главы «О бснующемся велможи», кончается словами: «б велможа вдал от Лавры преподобнаго отца нащего Сергя на рце Волз глаголеми». На л. II форзаца помещена вкладная запись 1547 г. старца Аркадия в Кирилло–Белозерский монастырь. Филигрань: Рука под короной с 5 фестонами — типа: Брике, 10907 (1534—1537 гг.). 3) ГИМ, собр. И.А. Вахромеева, 50 (л. 100—109 об.) — 20–е годы XVII b. Соединение Проложной редакции с Синодальным видом Четвертой Пахомиевской редакции. Текст кончается рассказом о пострижении Сергия. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под пирамидой из кружков — типа: Дианова и Костюхина, 766 (1623 г.); Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на тулове литеры P и GO — Гераклитов, 459 (1626 г.). 4) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 694 (л. 400—409) — 1633 г. Копия списка Троиц. 466, писец — Герман Тулупов. В ранней рукописи Стишного пролога РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 717 второй четверти XV века (филигрань: Наковальня — типа: Брике, 5956 гг.]) имеется несколько вставок XVI в., посвященных памяти Преподобного Сергия Радонежского. Так, на вклеенном листе 322а почерком второй четверти XVI в. вписана особая редакция жития Сергия Радонежского, представляющая сильное сокращение Проложной редакции, но со вставкой дополнительного фрагмента:

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

755 См.: РГИА, ф. 796 (Канцелярия Синода), оп. 33, 222, л. 142 об.–143. Текст этой редакции Жития достаточно часто встречается в рукописях, нам известны следующие его списки: РНБ, собр. Титова, 4195, л. 3337; 3851, л. 1314 об. (без нач.); 2616, л. 329–330; 4913, л. 288–290 об.; 213, л. 15–15 об.; 3571, л. 12 об.; 2520, л. 1–2; 2998, л. 1–2 об.; 245, л. 1–2; 2522, л. 1–2 об.; 100, л. 6 об.–7; 1343, л. 2–7 (с доп.); собр. Тиханова, 217, л. 18–18 об.; собр. Михайловского, Q. 364, л. 1–2; РГБ, ф. 205 (собр. ОИДР), 323, л. 277–278 об. (с доп.); ф. 7 (собр. архим. Амфилохия), 59, л. 1 об.–2; ф. 528 (собр. Вяземских), 19, л. 3 об.–4 об.; ф. 17 (собр. Барсова), 456, л. 49 об.–51; ф. 178 (Музейное собр.), 1250, л. 8–8 об.; ГАЯО, колл. рук., оп. 1, 56 (1050), л. 2–4 об. 759 См.: Собрание разных поучительных слов и сочинений св. Димитрия, митрополита Ростовского. М., 1786. Ч. 1. Л. 1−27 (далее – Собрание. 1786). 760 «Отметим только, – пишет И.А. Шляпкин, – синодальное печатное житие, написанное Арсением Мацеевичем ...» (Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651−1709). СПб, 1891. С. IX). Укоренившееся мнение о том, что служба Димитрию Ростовскому , составленная Амвросием Каменским, была принята Синодом, а изданное Житие было написано Арсением Мацеевичем , до сих пор встречается в литературе; см.: Алексеев А.И. Арсений//Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 392; Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь. Авт.-сост. В.И. Вахрина. М., 2002. С. 26. Ср. также: Федотова М.А. Димитрий//Словарь книжников. СПб. 1992. Вып. 3, ч. 1. С. 258. 761 См.: Протокол 84-го собрания, 3 марта 1913 г.//Труды Ярославской губернской архивной комиссии. Ярославль, 1914. Кн. 7, вып. 1. С. 103−106. Благодарю А.А. Турилова, указавшего мне это издание в рецензии на мою статью о Димитрии Ростовском , написанную для Православной энциклопедии (см.: Православная энциклопедия. М., 2007. Т. 15. С. 8−17, 18−23). 766 Не следует путать с конклюзией, преподнесённой Димитрию Ростовскому Стефаном Прибыловичем от лица Славяно-греко-латинской академии за создание «Книг житий святых» в декабре 1707 г. См. подробно об этой конклюзии: Федотова М.А. О конклюзии святому Димитрию Ростовскому (и ещё раз о дате крещения святого)//ТОДРЛ. СПб. 2010. Т. 61. С. 311−328.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Забытые страницы русского имяславия. С. 56 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29); Там же. С. 183–184 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 41. Л. 15–29об.). 1561 Никон, архиепископ. Плоды великого искушения около святейшего имени Божия. С. 1504–1521. То же в: Моя поездка на Старый Афон. С. 153–154. 1562 М. К. Афонский бунтарь. – Русское слово, 9.07.1913 157). Данное сообщение о выступлении архиепископа Никона перед афонскими монахами, принадлежащее ино-кам-имяславцам Феофилу (Кузнецову) и Иакову (Чернопятову), скреплено подписью архимандрита Давида (Мухранова) и печатью Свято-Андреевского скита. Ср. также свидетельства игумена Пантелеимонова монастыря архимандрита Мисаила: Забытые страницы русского имяславия. С. 61–62 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29); Там же. С. 185 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 41. Л. 15–29об.). 1563 На Афоне. – Русское слово, 12.06.1913 134). На этом же пароходе из России возвращался Патриарх Антиохийский Григорий. Архиепископ Никон встретился с ним и заручился его «нравственной поддержкой». См.: Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 154–155. 1564 Там же. С. 155. Ср.: Забытые страницы русского имяславия. С. 62 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29). 1566 Никон, архиепископ. Плоды великого искушения около святейшего Имени Божия. С. 1512; Моя поездка на Старый Афон. С. 156. 1570 См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 65 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29); Там же. С. 186 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 41). 1572 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 79. Ср.: Сборник документов относящихся к Афонской имябожнической смуте. Пг., 1916. С. 34. 1575 Решение об отправке судна на Афон было принято 2 июля на заседании Правления Добровольного Флота под председательством генерала-лейтенанта О. Л. Радло-ва. См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 66–68(ГАРФ. Ф. 102. Д-2. 1913 г. Д. 48). Инициатором отправки на Афон кораблей с воинской командой был российский посол в Константинополе Μ. Η. Гире. Министерство внутренних дел России возражало против немедленной эвакуации имяславцев до выяснения их личности и снятия с них сана, однако Министерство иностранных дел категорически отклонило вопрос о приостановлении высылки с Афона имяславцев. См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 127–128 (ГАРФ. Ф. 102. Д-2. 1913 г. Д. 48. Л. 141–142об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1078 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 20. Старец Макарий указывал: «Что такое крест как не скорби, которые и Христос терпел и оставил нам образ, да последуем стопам Его» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 356). 1079 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 59–59 об. Старец Амвросий убеждает: «Господь все попускает к пользе нашей душевной» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 186. С. 162). «Креста нигде не избежишь» (Там же. П. 222. С. 189). Оптинский игумен Антоний в одном из своих писем напоминал: «Так устроено Господом Богом, пекущемся о душевном спасении нашем, чтобы всякий человек в жизни своей имел крест, который и должен он с покорностию нести…» (Письма о. Антония. С. 344). 1080 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 59–69 об. Старец Макарий писал: «Терпение невольных болезней превышает делание подвижническое» (Письма о. Макария. Т. 3. С. 262). 1081 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 109. «Больше всего в болезненном положении остерегайся ропотливого расположения духа» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 133. С. 118). 1083 Там же, л. 75 об.–76. «Если христианин согрешил, то по праведному суду Божию, для избежания вечного наказания, должен при покаянии понести какое-нибудь наказание временное, но малое в сравнении с грехом, или болезнь, или беду какую, или бесчестие. Остальное же восполняет милость Божия» (Письма о. Амвросия к монашествующим. B.II. П. 394 С. 111). 1084 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 59 об. «Трудно переносить тяжкие и болезненные страдания и томления и другие скорби, но отрадный и утешительный сему последний конец» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 171. С. 148). Схиархимандрит Оптинский Моисей писал: «Не должно бояться тесноты и скорби ради заповедей Христовых, понеже кратковременна скорбь, но вечные потом… покой, радость и слава» (Письма о. Моисея (Путилова) к его брату Александру Ивановичу//Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея . М., 1882. С. 228). 1085 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 60. Иеросхимонах Макарий Оптинский увещевал: «Крест есть истинный дар Божий, который должно принять и нести с терпением, преданностью, упованием на Бога, чтобы быть причисленным к спутникам Христовым» (Выписка из писем старца иеромонаха Макария (Иванова) к монахиням Троицкого Севского монастыря//РГБ, ф. 214, ОПТ-392, л. 215 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Кир.-Бел. 101/1178, посл. четв. XV в., выполнен мон. Германом Подольным вскоре после получения и, очевидно,- с авторского оригинала. Список РНБ. Кир.-Бел. 142/1219, 1514-1524 гг., по мнению исследователя, сделал мон. Гурий (Тушин) - корреспондент 2-го послания (он переписал начало 1-го, 2-е и 3-е послание полностью); 1-е послание в этом списке, по мнению Прохорова, переписано мон. Вассианом (Патрикеевым) - «человеком с сухим аккуратным почерком» ( Прохоров. 2005. С. 205-206). Прохоров установил 2 прижизненных списка посланий, восходящие к авторскому оригиналу: РНБ. Кир.-Бел. 89/1166. Л. 131-156, кон. XV - нач. XVI в. (сборник Нилова скита; опубл.: Прохоров. 2005. С. 222-244); РГБ. Вол. 577. Л. 1-22 об., 1492-1503 гг. (сборник принадлежал Волоколамскому монастырю; опубл.: Прохоров. 1974. С. 136-143). Однако эти списки имеют существенные различия: в волоколамской рукописи отсутствуют все авторские обращения к адресату, такие как «господине», «мой господине», слово «писаниице» заменено словом «писание». Эти особенности также отличают списки: НБ Саратовского гос. ун-та. Инв. 1111. Л. 163-191 (написан в 1782 в Ниловом скиту) и ГИМ. Востр. 1207, 1-я треть XVIII в. В последних рукописях после посланий Н. находится запись: «До зд списание Нилово» (соответственно: Л. 191; Л. 107), наличие к-рой подтверждает, что 1-я копия текстов этой редакции делалась с авторского экземпляра. Следов., Н. сам редактировал свои послания, убирая из них личные обращения, чтобы придать текстам более отстраненный, назидательный характер. Именно с этого, отредактированного экземпляра волоколамские монахи Нил (Полев) и Дионисий (Звенигородский) могли скопировать послания Н., а затем привезти в свой мон-рь; поэтому список РГБ. Вол. 577 дает аналогичные чтения. В кодексе РГБ. Вол. 577 к 3 каноническим посланиям Н. добавлено маленькое 4-е - «Того же старца посланеице просившему у него брату съ въсточныа страны на ползу души» (по мнению Архангельского, оспоренному Прохоровым, оно было адресовано прп. Кассиану Учемскому; опубл.: Прохоров.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

1 июня 1591 г. на Архиерейском Соборе установлено общецерковное празднование И. (Сказание о исправлении службы прп. Иосифу на московском соборе 1591 г.//РГБ. Вол. 379. Л. 160). Согласно указу царя Феодора Иоанновича и патриарха Иова, после установления общецерковного празднования памяти И. были составлены тропарь, кондак и стихиры преподобному (РГБ. Вол. 371. Л. 1-2; Голубинский. Канонизация святых. 1998. С. 116-117). Патриарх Иов (в одной из рукописей автором канона назван инок Аммон) написал канон И. с ярко выраженной антиеретической направленностью (РГБ. Вол. 564. Л. 60 об.- 70 об.). Новая редакция службы включала 2 канона, тропари, кондак, светильны, седальны и стихиры. В 1636 г. новая редакция службы прп. Иосифу была включена в печатную сентябрьскую Минею ( Спасский. 2008. С. 225. Примеч. 1). Несмотря на раннюю общерус. канонизацию святого, память И. не входила для особого почитания в уставные записи 1622 г. московского Успенского собора, составленные по инициативе патриарха Филарета (Романова). Проложное Житие И. появилось только в издании Пролога 1661-1662 гг. ( Кучкин В. А. Первые издания русских Прологов и рукописная история издания 1661-1662 гг.//Рукописная и печатная книга. М., 1975. С. 142). Предположительно ранее 1535 г. около Успенского собора Волоколамского мон-ря был сооружен каменный придел без престола, соединивший собор с местом погребения И. ( Меняйло В. А. Иконография прп. Иосифа Волоцкого в XVI-XVII вв.//Прп. Иосиф Волоцкий и основанная им обитель. 2008. С. 228). В приделе сохранили древнюю деревянную «палатку», устроенную над могилой И. В «палатке» находилась каменная рака, покрытая покровом с образом преподобного. В 1688-1692 гг. при возведении нового Успенского собора строители обнаружили гробницу И., но не стали ее вскрывать, в ров на этом участке строительства не был положен фундамент. Над гробницей устроили аркосолий, к-рый с юж. стороны соединялся с приделом в честь Св. Троицы. В аркосолии установили деревянную раку (возможно, это была древняя деревянная «палатка», которую братия сохранила как святыню).

http://pravenc.ru/text/578410.html

П. собр. р. лет. 1. 98 П. собр. р. лет. 1. 112 Никон. 2. 24 П. собр. р. лет. 2. 11 Татищ. 2. 233 П. собр. р. лет. 1. 134; 2. 14, 15 Татищ. 2. 253 Никон. 2. 77 П. собр. р. лет. 3. 6; 5. 157 Татищ. 2. 249 Никон. 2. 68 П. собр. р. лет. 2. 23 Там же. 1. 110, 117; 5. 151; Никон. 2. 33 П. собр. р. лет. 1. 134; 2. 17 П. собр. р. лет. 1. 88, 92, 108, 129 Никон. 1. 192; 2. 56 Степ. кн. 1. 229 Комментарии Последнее фундаментальное исследование всех имеющихся списков церковного устава Ярослава Мудрого в целом подтвердило мнение владыки Макария: архетип всех существующих редакций восходит к XI в. и тем самым может быть отнесен к концу киевского княжения Ярослава (Щапов Я. Н. Княжеские уставы и Церковь. С. 178–306). Текст грамоты церкви св. Иоанна Предтечи на Опоках, приписываемой новгородскому князю Всеволоду Мстиславичу, в том виде, в каком он дошел до нас, никак не может даже в своей основе датироваться 1134–1135 гг., т. е. правлением Всеволода. Анахронизмы, содержащиеся в грамоте, заставляют отнести ее ко времени не ранее 2-й трети XIII в. (Янин В. Л. К хронологии «Торгового устава» князя Всеволода//Археографический ежегодник за 1976 год. М., 1977. С. 60–68; Российское законодательство X–XX вв. Т. 1: Законодательство Древней Руси. М., 1984. С. 262–292 [изд. и коммент. В. Л. Янина]). И в отношении этого документа, который традиция приписывает новгородскому князю Всеволоду Мстиславичу, современная наука более скептична, чем владыка Макарий. Эту грамоту считают компиляцией, возникшей, скорее всего, в кон. XIII в. (Янин В. Л. Новгородские посадники. М., 1962. С. 89–93; Щапов Я. Н. Княжеские уставы и Церковь. С. 165–177). Статьи 6 и 7 нынешнего текста устава Святослава Ольговича представляют собой позднейшую (вероятно, 1230-х гг.) приписку. Годовой доход Новгородской владычной кафедры по грамоте 1137 г. составлял ровно 100 гривен «новых кун» (толкование этого последнего термина спорно) (Российское законодательство X–XX вв. Т. 1. С. 230–232 [коммент. В. Л. Янина]). Предание о царских дарах Владимиру Мономаху, вошедшее в поздние летописи (Воскресенскую летопись, Степенную книгу и др.), на которые ссылается митр. Макарий, является частью более обширного сочинения, условно именуемого «Сказание о князьях владимирских», которое возникло не ранее кон. XV в. (Дмитриева Р. А. Сказание о князьях владимирских. М.–Л., 1955 (здесь и изд.); она же. Сказание о князьях владимирских//Словарь книжников. М., 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 370–371).

http://sedmitza.ru/lib/text/435819/

Мережковский Д.С . Цит. соч. Т.2. С. 191. Толстой Л.Н. Путь жизни. «Бог». М., 1911. С. 2. Там же. С. 3. Там же. С. 4. Там же. С. 5. Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников. Т.2. С. 399. «Бог». С. 12. Ильин. И.А. Т.5. С. 90. Полн. собр. соч. Л.Н .Толстого. T.XV. С. 73. О религии Льва Толстого. С. 36–38. Полн. собр. соч. Л.Н. Толстого. T.XV. С. 281–282. «Бог». С. 7. Полн. собр. соч. Л.Н. Толстого. T. XV. C. 178. Антоний, архимандрит. Цит. соч. С. 46–47. Мышинский А.Л. Проблема раннего даосизма в отечественной историко-философской литературе. Екатеринбург, ЕГУ, 1996. С. 53. Флоровский Георгий , прот. Цит. соч. С. 404. Ильин И.А. Собр. соч. Т.6, кн.3. С. 461. Толстой Л.Н. Собр. соч. Т.7. М., 1992. С. 350–351. Полн. собр. соч. Л.Н. Толстого. T.XV. С. 81. Там же. T.XXXIV. С. 299. Там же. T.XV. С. 317. О религии Льва Толстого. С. 10. Духовная трагедия Льва Толстого. С. 71–72. Евангелие Толстого. С. 249. Булгаков С.Н . Соч. Т.2. М., 1993. С. 480. Там же. С. 482. Полн. собр. соч. Л.Н. Толстого. T.XV. C. 321–322, 340–341. Лев Николаевич Толстой. Биография. Т.2. М., 1913. С. 403. Булгаков С.Н. Соч. Т.2. С. 487–488. Антоний, архимандрит. Цит. соч. С. 49–50. Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова . М.-СПб., 1995. С. 280. Булгаков С.Н. Т.2. С. 488. Полн. собр. соч. Л.Н. Толстого. T.XV. C. 179. Святитель Феофан Затворник . Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться. М., 1997. С. 40. Субботин К., свящ . Руководство к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1994. С. 112. Чехов А.П. Полн. собр. соч. Т.18. М., 1949. С. 313. Мережковский Д.С. Л.Толстой и Достоевский. Т.2. СПб., 1902. С. 223–224. Духовная трагедия Льва Толстого. С. 112. Там же. С. 117. Троицкий Димитрий, протоиерей. Православно-пастырское увещание графа Л.Н. Толстого.//Роман-журнал XXI век. 2000. 12. С. 103–104. Добротолюбие. Т.2. М., 1895. С. 664. Бердяев Николай. Т.2. С. 471. Толстой Л. H . Царство Божие внутри вас. С. 197–199. Там же. С. 212. Духовная трагедия Льва Толстого. С. 113. Зеньковский В. В., прот. Цит. соч. Т.1. С. 397.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

9) РНБ, Собр. Общества любителей древней письменности, Q.258 (л. 211–218). Сборник второй половины XVII в. (знак плохо различим). Список дефектный: первые листы утрачены, текст начинается словами «врата, и Асирию, и Вавилонское царство». Имеется вставка из Хронографа («Бысть же сия брань в лето 6911 году»). 10) Текст в составе Вологодско-Пермской летописи: ПСРЛ. Т. 26. М.; Л., 1959. С. 282–285, 342–344. Извод В: Третий вид Характерная особенность: Москва избавляется от нашествия Темир-Аксака не только молитвами митрополита Петра, но и «молитвами иже во святых отца нашего другаго чюдотворца преосвященнаго архиепископа Алексея митрополита Киевского и всеа Русии». 1) РГБ, ф. 178 (Музейное собр.), 3141 (л. 191–214). Сборник конца 20-х – начала 30-х годов XVII в. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры I PO – Гераклитов, 523 (1629 г.), 524 (1628–1630 гг.), 527 (1631–1633 гг.), 528 (1631–1633 гг.). 2) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского), 622 (л. 79–92 об.). Сборник конца 30-х годов XVII в. Филигрань: Столбы с литерами ВР-Гераклитов, 1135 (1639 г.). 3) РГБ, ф. 228 (Собр. Д. В. Пискарева), 146 (л. 85–107 об.). Сборник 40-х годов XVII в. Филигрань: Гербовый щит с лилией под короной – Дианова и Костюхина, 910 (1647 г.). Извод В: Четвертый вид «Молитвенником» Русской земли опять же назван митрополит Алексий, но заглавие составлено из двух частей: начало заимствовано из Епифаниевской редакции, продолжение – из Второй Пахомиевской. Характерное чтение: «у некоего да украде некоторыих овцу». 1) ГИМ, собр. Е. В. Барсова , 1417 (л. 432–439 об.). Сборник 20-х годов XVI в. Филигрань: Голова быка под стержнем с перекрестиями – Лауцявичюс, 1467 (1527 г.). Последний лист утерян и текст прерывается на словах: «Благоверныи же великии князь Василеи Дмитриевичь и боголюбивыи архиепископъ». Заголовок: «Месяца августа 26. Внегда великое паче надежда избавление наше бысть преславным образом Богоматере от нашествия безбожных агарян. Повесть полезна от древняго списания сложена, являющи преславнаго бывшаго чюдеси о иконе Пречисты Богородици, иже нарицается Владимерьская, како прииде от града Владимеря в боголюбивыи град Москву и избави нас и град нашь от безбожнаго и зловернаго царя Темирь Аксака».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Гераклитов, 1394 (1697 г.); Голова шута с 7 бубенцами, контрамарка ID – Гераклитов, 1389 (1692 г.); Голова шута с 7 бубенцами, контрамарка IDM – Дианова и Костюхина, 479 (1684 г.), Гераклитов, 1386 (1689 г.); Герб Амстердама, контрамарка CS – Клепиков, 962 (1709 г.); Герб Амстердама, контрамарка PIOLLY – Клепиков, 1307 (1706 г.). Между Похвальным словом и Синаксарем помещено Сказание о пожаре 1658 г. Текст редакции по Мазуринскому списку издан в приложении к книге Г. Ленхофф (с. 298–366). 2) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского), 1126. Сборник (л. 211– 227), 40-е годы XVIII в. Филигрань: Лигатуры ФТ и РФ – Клепиков, 547 (1739 г.). Между описанием чудес и Словом о «жительстве» Давида и Константина помещено Сказание о пожаре 1658 г. 3) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 1035 (4 ). Сборник (л. 171–240), 40-е годы XVIII в. Филигрань: Герб Ярославской губернии и литеры ЯФЗ – Участкина, 19 (1741 г.), 20 (1747 г.). Написан писцом Михаилом при Ростовском митрополите Иоасафе, для игумена Толгского монастыря Гордиана. Между Похвальным словом и Синаксарем помещено Сказание о пожаре 1658 г. § 12. Редакция 1704 г. Образовалась путем присоединения к редакции 1658 г. Сказания (или грамоты митрополита Димитрия Ростовского ) об установлении празднества переложения мощей ярославских чудотворцев в новую раку 22 июня 1704 г. 1) РГБ, ф. 178 (Музейное собр.), 2782. Сборник (л. 33–117), 1-я четв. XVIII в. Филигрань: Герб Амстердама и лигатура из букв PL – Клепиков, 1310 (1721–1724 гг.); Герб Амстердама, под ним литеры IGL – Клепиков, 1125 (1716–1720 гг.). Рукопись написана при царе Петре I и царевиче Алексее Петровиче. Между описанием чудес и Синаксарем помещено Сказание о пожаре 1658 г. После Поучения на память святых читается Сказание о переложении мощей в 1704 г. После Молитвы ярославским чудотворцам в рукописи помещены уникальные Тропарь, Кондак и Молитва святителю Трифону Ростовскому. 2) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 281. Сборник (л. 27– 65 об.), 50–60-е годы XVIII в. Филигрань: Герб Ярославской губернии (тип 3) и литеры ЯМАЗ (1756–1765 гг.). После описания чудес помещено Сказание о переложении мощей в 1704 г. 3) РНБ, собр. М. П. Погодина, 793. Сборник (л. 32–111), XVIII в. В конце читается грамота 1704 г. Димитрия Ростовского об установлении праздника перенесения мощей. 4) ЯМЗ, 17649. Сборник (л. 1–80), посл. четв. XVIII в. Филиграни: Герб Ярославской губернии (тип 3) и литеры ЯМАЗ (1756– 1765 гг.); Орнамент в картуше – Клепиков, 542 (1776 г.); Буквы ВФСТ в волнистом прямоугольнике – Клепиков, 152 (1780 г.). В текст редакции XVII в. дополнительно вставлена статья о проявлении мощей ярославских чудотворцев (из Переработанной редакции). После Слова о «жительстве» Давида и Константина читается Сказание о пожаре 1658 г. В конце помещены Сказание о переложении мощей и грамота Димитрия Ростовского .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010