Известны Белгородские епископы: Феодор (упом. 1147–1148), Максим (упом. 1187–1190), Адриан (1190–1197), безымянный (упом. 1231). В 1231 г. Белгородская епархия представляется еще самостоятельною и отдельною от Юрьевской (П. собр. р. лет. 1. 194; 2. 30, 38, 136, 138, 152 Известны Волынские епископы: Феодор (1137–1147), Иоасаф (упом. 1223–1229), Василий и Никифор — преемники Иоасафа (П. собр. р. лет. 1. 133; 2. 30, 163; 3. 45 Известны Переяславские епископы: Евфимий (1141–1149), Василий (поставл. 1157), Антоний (уп. 1168), Павел (поставл. 1198), Симеон (упом. 1239) (П. собр. р. лет. 1. 136, 174, 200; 2. 17, 30, 43, 176 Татищ. 3. 104, 160, 328 Упоминаются Юрьевские епископы: Дамиан в 1147 г. и безымянные в 1183, 1197 гг.; Алексий ок. 1220 г. и еще безымянный в 1231 г. (П. собр. р. лет. 1. 194; 2. 30, 128, 152 Памятн. росс. слов. XII в. 255 Под 1154 г. летопись говорит о каком-то епископе Дамиане Каневском (1. 147; 2. 76 принимая во внимание, что около того самого времени был Юрьевский епископ Дамиан, можем думать, что это одно и то же лицо и что Юрьевские епископы назывались иногда и Каневскими. По крайней мере, предполагать существование особой епархии — Каневской нет достаточного основания. Известны Полоцкие епископы: Косьма (1143–1156), Дионисий († 1183), Николай (поставл. 1185), Владимир (упом. 1218) , Алексей (упом. 1231) (П. собр. р. лет. 1. 165, 187; 2. 19, 126, 127 В летописи упоминаются только два Туровских епископа: Иоаким — в 1144–1146 гг. и Лаврентий — в 1182 г. (1. 136; 2. 19, 25, 126 Но из древнего сказания, сохранившегося в Прологе (под 28 чис. апреля известно, что был в Турове знаменитый епископ Кирилл, который обличил ересь Феодорца Ростовского (след., ок. 1169 г.), писал послания к Андрею Боголюбскому († 1174) и, значит, занимал Туровскую кафедру прежде Лаврентия, упом. в 1182 г. (Восток. Опис. рук. Рум. муз. 457 В другом древнем сказании — «О Мартыне мнисе, иже в Турове», повествуется, что этот Мартин был прежде поваром преемственно четырех Туровских епископов — Симеона, Игнатия, Иоакима и Георгия и что потом, когда Мартин, будучи уволен последним епископом на покой за старостию, сделался иноком и проживал в епископском монастыре святых мучеников Бориса и Глеба в тяжкой болезни, к нему явились святые мученики Борис и Глеб, которых он принял за слуг Ярослава Георгиевича («и мнев старец: Георгиевича Ярослава слузе еста»), и исцелили его (Пролог Рум.

http://sedmitza.ru/lib/text/435831/

Лит.: Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 117-123; Собор, 1918. Деяния. Т. 1. С. 7-8, 87-88, 152; Т. 2. С. 54-56, 124, 244-249, 251, 279; Т. 3. С. 11-12, 52-56, 105; Т. 5. С. 125, 354-355, 378-379; Т. 6. С. 4-5, 274; Т. 8. С. 159, 163, 182; Т. 9. С. 155, 157; Т. 10. С. 126, 233; Акты свт. Тихона. С. 114, 318, 340, 405-407, 409-410, 421, 481, 512, 637-641, 651-657, 680-681, 700-702, 809, 820-823, 866-870; За Христа пострадавшие: Кн. 1. С. 567-575; Иоанн (Снычев), митр. Церк. расколы. С. 251-263; Цыпин. История РЦ. С. 14, 21-22, 31, 41-42, 51, 90, 93, 96, 106-107, 112, 116, 118, 126, 129, 131, 135-137, 139, 144, 154, 160, 177, 184-186, 204, 211, 249, 388; Стефан (Садо), иером. Российская правосл. Миссия в Урмии: (1898-1918)//ХЧ. 1997. 13. С. 73-112; Журавский А. В. Жизнь и деятельность митр. Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова) с 1918 по 1922 г.//ЕжБК. 1997. С. 203-212; он же. Гжатский период жизни Казанского митр. Кирилла (Смирнова) и арест 1934 г.//Там же. 1998. С. 246-252; он же. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды сщмч. Кирилла Казанского в контексте ист. событий и церк. разделений ХХ в. М., 2004; «Молитва всех вас спасет»: Мат-лы к жизнеописанию свт. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского. М., 2000. С. 9, 20, 40, 43-44, 46, 60, 62, 65, 77, 87-88, 94, 97, 201, 218-219, 221-222, 231-232, 271, 307, 314, 376, 385, 408, 418, 506-507, 603-604, 617, 628, 630, 645-646; Свящ. Собор Православной Российской Церкви: 1917-1918. Обзор деяний. М., 2000. Т. 3. С. 35-36, 188-189, 207, 237, 268, 275, 290-291, 303, 318, 327, 351-354, 360-361, 363-364, 370-372; Следственное дело Патр. Тихона: Сб. док-тов. М., 2000. С. 39, 84-86, 92-93, 97, 174, 264, 370-372, 374, 414-415, 549, 662; Мазырин А., свящ. Сщмч. митр. Кирилл (Смирнов) как глава «правой» церк. оппозиции: Круг его ближайших последователей//БСб. 2003. Вып. 12. С. 240-255; он же. Высшие иерархи о преемстве власти в РПЦ в 1920-1930-х гг. М., 2006; он же. «Духовный Собор» епископов и вопрос о тайных выборах Патриарха в 1926 г.//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2012. Вып. 2(45). С. 20-43; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 311-323; Кифа - Патриарший Местоблюститель сщмч. Петр, митр. Крутицкий (1862-1937). М., 2012. С. 6, 9, 12, 20, 22-23, 25-27, 64, 69, 86, 221, 241, 250, 258, 266, 270, 275-278, 287, 319, 324, 326, 353-354, 360-363, 392, 395-396, 407, 416, 443, 454, 476, 478-479, 484, 506, 508-509, 512, 516, 527, 536-537, 539, 556-568, 571-579, 581-583, 590-592, 611, 617, 623-629, 632, 635, 638-641, 650, 656, 659, 663-674, 686-687, 689-695, 699, 706-709, 712, 727, 774, 761, 851, 859.

http://pravenc.ru/text/Кирилл ...

Л. 35 ...положить в дому Живоноснаго Воскресения... при дверех храма Предтечева, противъ великих врат... – Воскресенский Ново-Иерусалимский собор сооружался патриархом Никоном по подобию храма Воскресения Господня в Иерусалиме. Южная галерея иерусалимского собора служила некрополем: здесь были погребены христианские короли и члены их семей, о чём свидетельствовали высеченные на мраморных саркофагах эпитафии. В этом же назначении намеревался использовать южную галерею Ново-Иерусалимского храма и патриарх Никон . Впоследствии под Святой Голгофой он сам был погребён – Зеленская 2002, 152. «Приидте, благословении Отца Моего... и приидосте ко Мн». – Мф. 25:34–36 . «Елико сотвористе меньших Моих братий – Мн сотвористе». – Мф. 25:40 . «Идут, – рече, – в живот вчный» – Мф. 25:46 . ...зд есть нын алчны, жадни, нази, странни, больни и в темницы... – Евангельская реминисценция; ср.: Мф. 25:35–36 . 8 . Челобитная патриарха Никона с просьбой о приписке к Воскресенскому монастырю Печенгского монастыря (ноябрь) РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 3, л. 126–129. Столбец из четырёх сставов. Писцовая скоропись. Бумага с филигранью «Дом под крестом, обвитый змеёй» (по обрезу видна нижняя часть знака – «дом») типа: Дианова, Костюхина 1980, 543 (1662). Рукопись плохой сохранности, бумага во многих местах прогнила, края оборваны; имеются многочисленные механические утраты текста. Текст ранее не издавался. (л. 126) Великому государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Великия и Малыя и Блыя Росии самодержцу, и государын царице и великой княгине Марие Ильичне, и государю царевичю и великому князю Алексю Алексевичю, и государю царевичю и великому князю Феодору Алексевичю, и государын царевн и великой княжн Ирине Михайловне, и государын царевн и великой княжн Анне Михайловне, и государын царевн и великой княжн Татияне Михайловне, и государын царевн и великой княжн Евдоке Алексевне, и государын царевн и великой княжн Марфе Алексевне, и государын царевн и великой княжн Софье Алексвне, и государын царевн и великой княжн Екатерине Алексевне, и государын царевн и великой княжн Марии Алексевне. Богомолецъ вашь, смиренный Никон патриархъ . Бога моля, челом бьет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

См. мой этюд «Вступление в Церковь» (литографированное издание Высших Женских курсов. Париж, 1952). 113 См. мою статью «Таинства и тайнодействия». Православная Мысль, No.8. 114 См. S.Boulgakoff. L " orthodoxie, p. 76, 82 и др. 115 Бл. Августин. In ps. 126, η. 3. P. L., t. XXXVII, col. 1669. 116 Апостольское предание, VII, 2. G. Dix, p. 13; Dom Botte, p. 38. 117 Congar также рассматривает согласие верных как особый вид их служения в Церкви (op. cit., p. 357 и др.). 118 Киприан К. Послание XIV, 4. Французский перевод. Edition «Les Belles Lettres», Paris, 1925, t. 1, p. 42. 119 Апостольское предание, II, G. Dix, p. 2; Dom Botte, p. 26. 120 Там же, III, 4. G. Dix, p. 5; Dom Botte, p. 29. 121 Киприан. Послание XXXVIII, 1. Французский перевод, p. 95–96. 122 См. его послания XXIX, 1; XXXIX, 1. 123 Евсевий. Церковная история, VI, XLIII. Русский перевод, стр. 358–359; франц. перевод, стр. 157–158. 124 Игнатий Богоносец. Послание к Ефесянам, IV, 2. Русский перевод, стр. 42; франц. перевод, стр. 73. 125 Возможно, что в некоторых церквах на верных возлагались в области церковного управления те или иные поручения, которые ими выполнялись под контролем епископа и пресвитериума. Мы имеем сведения о существовании в Карфагенской церкви «seniores laici» (старейших лаиков), которые, по–видимому, заведовали церковным хозяйством и, может быть, имели некоторые судебные функции К сожалению, наши сведения о них остаются очень неясными. Если даже они избирались народом, то они получали некоторое поставление и действовали под контролем епископа. Поэтому они не были делегатами народа и не участвовали в служении епископа. См. Congar, op. cit., p. 350–351. 126 В рамках настоящего моего исследования я не имею возможности касаться вопроса о составе соборов. Этот вопрос является очень сложным, особенно потому, что мы одним и тем же термином «собор» обозначаем церковные организмы или установления, которые в течении истории далеко не были тождественны между собою. 127 Послание Поликарпа: «Поликарп и сущие с ним пресвитеры…». Франц. перевод, стр. 203. 128

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

91 Иван Шушерин. Известие о рождении и воспитании и житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея России. М., 1997. С. 51. 94 Христианские реликвии в Московском Кремле. Автор-составитель А. М. Лидов. М., 2000. Кат. 49. С. 180–183. 95 Практически идентичен московскому крест из Никольского монастыря Переславля-Залесского. См. статью в настоящем сборнике: Сукина Л. Б. «Корсунский» запрестольный крест из Переславля-Залесского. 101 Baldovin J. F. Urban Character of Christian Worship.The Origins, Development and Meaning of Stational Liturgy.OCA, 228.Roma, 1987. 102 Дебольский Г. С., протоиерей. Дни Богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. СПб., 1901. Т. 1. С. 654. 105 Тафт Роберт Ф. Византийский церковный обряд. Краткий очерк. СПб., 2000. Пер. сангл.; R. F. Taft. The Byzantine Rite.A Short History. Collegeville, MN, 1992. P. 36–37. 109 Георгиевский Г. П. Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве. М., 1995. С. 237. 112 Frolov A. La dedicace de Constantinople dans la tradition byzantine//RHR. 127 (1944). Р. 61–127. 121 Смирнов А. П. Выносной чеканный крест греческой работы XI–XIIbb.//Древнерусское искусство: Зарубежные связи. М., 1975. С. 27–40; Bauras L. The Cross of Adrianapole: A Silver Processional Cross of the Middle Byzantine Period. Athens, 1979.P. 9–16; Вилинбахов Г. В. Крест царя Константина в средневековой воинской геральдике Европы//Художественные памятники и проблемы культуры Востока. Л., 1985. С. 172– 174. 124 Стерлигова И. А. О значении драгоценного убора в почитании святых икон//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 126–131. 126 Успенский П. Путешествие в афонские монастыри и скиты, часть II, отделение второе, 1848 год. М., 1880. С. 17–28. 129 Романов Г. А. Городские крестные ходы XIV–XVIbb. (По материалам Москвы и Новгорода): Дис. … канд. ист. наук. М., 1997. 132 Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Художественный металл XI–XVbeka. М., 1996. С. 142–148. Кат. 11, 12. 135 Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XVbek. М., 1982. Кат. 18, с. 430.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Этот же пример показывает, что борьбу нужно вести беспрерывно. Бурным потоком врываются вражии помыслы, их надо как можно скорее остановить. Ап. Павел в своем послании к Ефесянам ( Еф.6:16 ) сравнивает злые помыслы с раскаленными стрелами лукавого, который безостановочно посылает их. Беспрерывна должна быть и наша молитва к Господу, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных ( Еф.6:12 ). На пути к греху сперва возникает представление помысла или предмета – прилог, объясняют отцы. Когда мы начинаем сочувствовать прилогу – уже сочетание. Третий шаг – согласие и четвертый – совершение греха. Эти четыре ступени могут мгновенно следовать друг за другом, но могут и сменяться постепенно, так что успеваешь отличать одну степень от другой. Помысл стучится в дверь, подобно коробейнику. Стоит впустить его, как начинается разговор о предлагаемых товарах и трудно уже указать человеку на дверь, ничего не купив у него, хотя и видишь, что товар плохой. Так доходишь до согласия на покупку, часто даже против собственного желания: мы оказались побежденными вражьим соблазном. О прилогах говорит Давид: С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех, делающих беззаконие ( Пс.100:8 ). Не будет жить в доме моем поступающий коварно ( Пс.100:7 ). И Моисей говорит о согласии: Не заключай союза с ними ( Исх.23:32 ). Первый стих первого псалма содержит ту же мысль, говорят отцы: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Важно начать говорить с врагами в воротах ( Пс.126:5 ). Так как наплыв у ворот твоего сердца большой, то знай, что сам сатана принимает вид Ангела света ( 2Кор.11:14 ). Потому святые советуют нам очищать наши сердца от прилогов, случайных настроений и мечтаний, какого бы рода они ни были. Не в человеческих силах различать злые побуждения от добрых, только Господь Один может это сделать. Поэтому возложим упование всецело на Господа, зная хорошо, что если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж ( Пс.126:1 ).

http://azbyka.ru/uzkij-put

Иеродиакон Филарет – духовный сын о. Игнатия, находившийся в заключении. См. о нем Монахиня Игнатия. Высоко-Петровский монастырь... – С. 126–127. 280 Монахиня Агафона 1903–†ок. 1963) – духовная дочь о. Игнатия, певчая левого хора Высоко-Петровского монастыря. В последние годы помогала старцу по хозяйству, во время ареста о. Игнатия случайно оказалась у него дома и была арестована вместе с ним и сослана в Казахстан. 281 Иеромонах Иоасаф, иеродиакон Косьма – иноки Высоко-Петровского монастыря, последний – постриженник епископа Варфоломея. См. о них Монахиня Игнатия. Высоко-Петровский монастырь... – С. 123, 125–126. 282 и такую же Анаст. Студ. вписано. 283 Вера Александровна Голицына 1885–†ок. 1960) – духовная дочь о. Игнатия из знаменитого дворянского рода. См. о ней: Монашество последних времен. – С. 105. 284 Монахиня Досифея (Вера Николаевна Сапфирская; 1992), далее: Вера-художница, в мантии – монахиня Иоанна. Духовная дочь о. Игнатия, в этот момент находившаяся в лагере на р. Яе. См. о ней: Монашество последних времен. – С. 98–99, 109, 145. 285 То есть ‘кто еще арестован’. 286 ли вписано. 287 Фаня ( Феофания; монахиня Афанасия), духовная дочь о. Игнатия, в квартире которой он жил и был арестован, вскоре после этого была сослана в Кзыл-Орду (Казахстан). Перед высылкой успела получить книги, иконы и некоторые предметы обихода о. Игнатия; часть из них хранится у монахини Игнатии. 288 В Арзамасе находился знавший о. Игнатия архиерей. Судя по упоминаниям в последующих письмах, это был архиепископ Гурий (Степанов; друг о. Игнатия со времени его жизни в Казани. Архиепископ Гурий – один из ближайших духовных сыновей преподобного Гавриила (Зырянова), выпускник Казанской Духовной академии, автор трудов по буддизму и этнографии монгольских племен. 26 января 1920 г. рукоположен во епископа Алатырского, в 1923–1924 гг. – управляющий Петроградской епархией, неоднократно арестовывался, в 1924–1930 гг. – в Соловецком лагере. С 1930 г. – архиепископ Суздальский, в 1932–1935 гг. – в заключении. В 1938 г. расстрелян под Новосибирском. 289

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

8. Можно предполагать, что «Георгий» было мирское имя пр. Симеона. Имя Симеон было ему дано при монашеском пострижении в честь духовного отца, Симеона Благоговейного. 9. Euch 1.72–78. 10. Euch 2.6–35. 11. Cat 22.22–27. 12. Euch 1.78–80. 13. Euch 1.80–86. 14. Симеон Благоговейный ( Ευλαβς), родился около 917–го года, монах Студийского монастыря начиная с 942–го года, умер около 986–987 г. в возрасте приблизительно семидесяти лет. См.: Catecheses t. 1, pp. 313–315 прим. 4. 15. Cat 22.28–38 16. Cat 22.41–43. 17. Cat 22.66–67 18. Cat 22.56–58. 19. Cat 22.70–73 20. Cat 22.74–81 21. Cat 22.88–104 22. Cat 22.275–295. 23. Euch 2.41–46 " cf. Euch 1.114–117. 24. Hymn 20.126–139. 25. Cat 22.299–308. 26. Euch 2.47–73 27. Proem 44–47 28. Hymn 56.4–17 29. Vie 30.3–5 30. Cat 22.312–320 31. Euch 2.77–98. 32. Euch 2.102–117. 33. Euch 2.126–185. 34. Euch 1.156–161. 35. Euch 2.225–233. 36. Euch 2.268–272 37. Cat 34.22–25 38. Cat 34.36–57. 39. Cat 34.68–70. 40. Vie 30.3–15. 41. Vie 34.2–4. 42. Vie 34.4–6. 43. Vie 34.12–22. 44. Cat 1.16–37. 45. Cat 1.171–177. 46. Cat 1.182–184 47. Cat 9.397–398. 48. Cat 3.303–306; Cat 2.376–384. 49. Cat 12.212–223. 50. Cat 26.109–113; 42–43 51. Cat 4.547–562; Cat 14.198–201; Cat 26.308–312. 52. Cat 30.221–227. 53. Hymn 2.51–69. 54. Hymn 14.75–95. 55. Hymn 14.109–112. 56. Cat 6.358–368. 57. Cat 2.421–424. 58. Гипотеза о «мессалианском», или «полу–мессалианском», или «умеренно–мессалианском» характере «Духовных Бесед» отстаивалась некоторыми учеными XX века и отвергалась другими. Не желая входить в подробное рассмотрение этого вопроса, как не имеющего прямого отношения к предмету нашей работы, скажем только, что, по нашему мнению, «Духовные Беседы» и другие творения, приписываемые пр. Макарию Египетскому, но написанные, вероятно, в Сирии в конце IV–haчaлe V века, представляют сплошной поток древней монашеской мистической духовности, совершенно православной в своих истоках, но частично уклонившейся в историческом развитии и ставшей тем, что часто называют «радикальным» или «народным» мессалианством.

http://predanie.ru/book/74192-prepodobny...

Время написания Послания к Поликарпу падает на промежуток между 8 сент. 1225 и 22 мая следующего (1226) г., когда умер автор Послания. Выразиться: « кто не всть мене гршна еппа Симона и съборныа црки красоты и суж цркви. юже са създахъ» 122 – можно было не раньше 8 сент. 1225 г., когда «создана бысть церкы святыя Богородица в Суж- дали, и священа бысть епископом Симоном» 123 . Относительно Поликарпа мы знаем лишь то, что он был черноризец Печерского монастыря и современник Симона Владимирского, как адресат его Послания 124 134 ). В славянском печатном издании Патерика 125 он смешивается с архим. Поликарпом, умершим в 1182 г. (Ипат. лет. П. С. Р. Л. II, 126) 126 . Сделанные в разное время попытки определить год написания Поликарпом Послания к Акиндину 127 , по меньшей мере, произвольны 128 . Однако не подлежит сомнению, что Послание составлено не раньше получения Поликарпом от Симона, тоже в виде послания, Слова о создании церкви Печерской и до кончины самого Симона. В рассказе « преп. Спиридон Проскурниц и Иконниц» читаем: писци из приграда... коже о ни сказано е въ симонов»... 129 . Очевидно, здесь имеется в виду рассказ Симона « О писцевъ црковныхъ къ игоуменоу Никоноу црграда». А что Поликарп писал в то время, когда Симон был ещё жив, – в этом можно убедиться из тех мест Послания, где упоминается имя св. Симона, напр. « еже слышахъ ни (о нихъ) епископа Симона Владимерскаго и Суздальскаго, брата твоего, черноризца бывшаго того печерьскаго монастыря» 130 или: «и сии вси послушествовапи верою, знамении и чюдесы, от твоего брата, от моего господина епископа Симона»... Кажется, вполне основательно замечает Шахматов, Поликарп выразился бы несколько иначе, если бы Симон уже умер 131 . II. О редакциях и списках Печерского Патерика 1. Основная редакция и её списки Как сборник литературных произведений разных авторов и разного времени, Печерский Патерик составлялся постепенно и не сразу получил тот вид, в каком мы его читаем, напр., в так называемых Кассиановских редакциях, не говоря уже о славянских печатных изданиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

772 Дальнейшее изложение основано на: Макаров Д. И. Об истоках физиологических взглядов св. Григория Паламы (на материале Двенадцатой гомилии): к проблеме существования галеновской традиции в поздней Византии//Орел шестого легиона. Екатеринбург, 2000. Вып. 2. С. 46–48. 776 Claudii Galeni Methodi Medendi Liber XIII//Opera omnia/Ed. D. С. Gottlob. Lipsiae, 1825. Vol. X. P. 929. 779 De oratione et puritate cordis capita tria//PG. 150. 1120BC: Νος λγεται κα νργεια το νο... 781 Sinkewicz R. E. The Date of «Capita 150»//Saint Gregory Palamas. The One Hundred and Fifty Chapters. P. 51. 783 Чтобы указать один лишь источник: Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин . Собеседования египетских подвижников//Писания/Пер. с лат. еп. Петра. М., 1892 (репр.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993). С. 452,520,558,625. Ср.: Житие Андрея Юродивого. С. 56, 65; и др. Не вызывает сомнения, что эта идея явилась одной из основополагающих для богословия монашеского делания. К ней мы еще вернемся – в контексте сотериологии. 785 Summa theol. Q. 1.23.3c. (Sancii Thomae Aquinatis doctoris angelici Opera omnia... Romae, 1888. T. 4). Цит. в переводе C. C. Аверинцева по: Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1966. С. 179. 787 Палама почти никогда не обозначает волю как θλησις, но предпочитает пользоваться данным словом (ср. уже Первую гомилию; и др. – см. далее). В этом он продолжает линию св. Максима. 788 Крайне редкое в гомилиях Паламы обозначение. Обычное именование – «умный и началозлобный змий» (76С; 545А; и др.). 789 Adv. Haer. V. 27. 2: χωρισμς δ το Θεο θνατος. См.: Флоровский Георгий , протоиерей. О смерти Крестной//Догмат и история. С. 191 и прим. 13. Более подробно, в том числе и с примерами из св. Григория Паламы : Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996. С. 25–26 (и прим. 87–96), 153. То же определение смерти души как π Θεο τατης χωρισμς см.: Saint Gregory Palamas. The One Hundred and Fifty Chapters. P. 126.39.8–9. 790 Proslogion. 1. 16–20. Цит. по рус. пер. И. В. Купреевой: Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995. С. 126.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010