Кресте Честный! Хранитель души и телу буди ми, образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упраздняя, и благословение даруй ми, и жизнь и силу, содействием Святого Духа и честными Пречистыя мольбами. Аминь. 46. В первый день Святой Пасхи Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь ( Пс.117:24 ). Нынешний день есть день особенного веселия, особенной радости: нет у нас праздника веселее и радостнее настоящего. И с каким желанием все ожидают его, с каким приятным беспокойством приготовляются к нему, с каким удовольствием друг друга приветствуют с наступлением его. При слове – Христос воскресе – мы и сами как бы воскресаем, душа оживает, сердце восхищается. Да, сей праздник для того и установлен, чтобы мы радовались и веселились. Ужели же ныне всем – даже и нераскаянным грешникам надобно радоваться? О чем, кажется, такому грешнику ныне радоваться? Христос воскрес; но в душе нераскаянного Он не воскрес; Христос разрушил царствие тьмы, но нераскаянный все в неволе у дьявола; Христос сокрушил вереи ада, но нераскаянный все не избегнет огня геенского; Христос смерть попрал, но нераскаянный все не минует вечной смерти; Христос приблизил к нам Ангелов, но от нераскаянного все они бегут, как от смердящего трупа. Увы, бедный, нераскаянный грешник! У всех ныне праздник, только у тебя нет. Все ныне веселятся, торжествуют; люди и Ангелы ликуют вместе; только тебе нечего торжествовать и не с кем веселиться! Как ни украшай себя совне, как ни убирай своего тела, видно не бывать у тебя ныне радости; ибо у тебя душа не убрана, замарана грехами, не омыта слезами сокрушения, не очищена в бане покаяния. Какой ты ни готовь себе стол: видно быть тебе ныне голодным; ибо у тебя голодна душа, ты не питал ее ни Словом Божиим, ни Телом и Кровью Христовой. Куда ты ни пойди, везде тебе не радость; ибо тут встретишь нищего, которому ты отказал; там увидишь вдову, которую ты презрел; на всяком шагу тебе будет попадаться или обиженный тобой, или обольщенный, или обманутый, или оклеветанный, или... Но что я в такой праздник тревожу душу грешника? Ах, он бедный и без того не имеет никогда покоя. Нет, успокойся, грешник. Ты беден добрыми делами; но Бог богат – милостями к тебе! Успокойся! Дверь покаяния для тебя еще не затворена, а чрез эту дверь ты войдешь в полную радость нынешнего дня. Восплачь же, воздохни к Богу из глубины души о своих грехах! Иные плачут от радости, а ты от своих слез возрадуешься. Весело проливать слезы раскаяния, сладко плакать о грехах. Восплачь же, воздохни для праздника; и у тебя будет настоящий праздник Воскресения: в тебе воскреснет Христос; ты освободишься от рабства дьявола, ты избежишь огня геенского; ты не умрешь смертью вечной, о тебе возрадуются на небе Ангелы Божии. Да, Ангелы Божии на небе возрадуются, когда увидят твои слезы раскаяния, когда услышат твои вздохи о грехах.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

22.  Блаженная Синклитикия говорила: ежели живешь в общежительном монастыре, то не переменяй места; иначе это сделает тебе большой вред. Ибо если птица поднимается с яиц, они делаются болтунами и бесплодными: так и монах, преходящий с места на место, охладевает и умирает для веры. 23.  Еще говорила: много у диавола острых орудий. Когда не победил он душу бедностью, — приносит богатство к обольщению. Не одолел ее обидами и поношениями, — расточает на нее похвалы и славу. Побежден здравием человека, — тело его поражает болезнями. Ибо, не могши обольстить его удовольствиями, покушается совратить душу невольными трудами, поражает человека тяжкими болезнями с тем, чтобы чрез сие в нерадивых помрачить любовь к Богу. Но всякий раз, когда поражается тело твое, или воспламеняется сильною горячкою, также томится несносною жаждою, — если ты грешник, — то переноси это, воспоминая о будущем наказании, о вечном огне и казни по суду, — и не пренебрегай настоящими наказаниями (Евр. 12, 5), но радуйся, что Бог посетил тебя, и повторяй сие прекрасное изречение: наказуя наказа мя Господи, смерти же не предаде мя (Пс. 117, 18). Ты железо, — и огонь очистит твою ржавчину. Если ты, будучи праведным, впал в болезнь, то чрез сие от меньшего преуспеваешь на большее. Ты золото, — и через огонь сделался чище. Дадеся аггель сатанин плоти твоей (2 Кор. 12, 7), — торжествуй, смотри, кому ты уподобился? ты удостоился части Павловой! Ты искушаешься горячкою? наказуешься простудою? Но Писание говорит: проидохом сквозь огнь и воду, - и за тем уготовано упокоение (Псал. 65, 12). Достиг ты первого, ожидай и второго. Успевая в добродетели, повторяй слова св. Давида, который сказал: нищ и убог и боляй есмь аз (Псал. 68, 30). Сия троякая скорбь соделает тебя совершенным. Ибо псалмопевец говорит: в скорби распространил мя еси (Псал. 4, 2). В сих особенно училищах будем образовывать свою душу подвигами: ибо враг у нас — пред глазами. 24.  Еще говорила: когда болезнь тяготит нас, не надобно скорбеть нам о том, что по немощи и болезни тела не можем стоять на молитве и воспевать псалмы устами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Но что претерпел по домостроительству поругания от язычников, после же сего воссияет и будет прославлен от всех, пребывающих и в высших достоинствах и в низших почестях, об этом предвозвещает говоря: царие узрят его и возстанут, очевидно с царственных престолов, князи и поклонятся ему. Узрят не телесными очами, но как бы взором ума и сердца, ибо так мы зрим славу Христа. Поклонятся же Ему Господа ради, то есть ради Меня, ибо Он прославляется как Сын Бога и Отца и яко верен есть Святый Израилев. Верен здесь означает всегда пребывающего, потому что непоколебимо царство Бога и Отца, а равно и Сына; между тем как лжеименные боги не суть верны, ибо произошли (недавно), и гибнут, и не пребывают. Спаситель же всех и Господь истинно верен, то есть твердо стоит в своих достоинствах, и незыблемо пребывает, и Сам избрал призванных чрез Христа, ихже бо предуведе, сказано, (тех) и предустави сообразных (быти) образу Сына своего.... тех и призва, и освятил при сем, и прослави ( Рим.9:29–30 ). Итак, надлежало, подлинно надлежало избранным, освятить Уничижающего душу Свою и смотря на дела Его человечества не лишать Его подобающей славы и не удаляться от точного познания относительно Его, но напротив, уразумевая премудрость домоотроительства покланяться Ему и иметь убеждение, и притом твердое, в том, что Он есть естеством и истинно Сын верного Господа, хотя домостроительно и явился в образе подобном нам и облекся в меру уничижения, Но продолжает беседу к избранным и говорит: во время приятно послушах тебе, и в день спасения помогах ти. Прежде сложения мира предведал Христос тайну Свою, но воссиял во время, которое восхотел Владыка, когда явил нам помощь, – и время воплощения называет днем спасения. Так и божественный Павел говорит в одном месте; се ныне время благоприятно, се ныне день спасения ( 2Кор.6:2 ). И пророк Давид воспевает и говорит: сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь ( Пс.117:24 ). Ис.49:8–12 . И дах тя в завет вечный языков, еже устроити землю и наследити наследия пустыни, глаголюща сущим во узах: изыдите, и сущим во тме: открыйтеся: и на всех путех пастися будут, и на всех стезях пажить их: не взалчут, ниже вжаждут, ниже поразит их зной, ниже солнце, но милуяй их утешит их и сквозе источники водныя проведет их.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Ангелы ли, или эти две силы, создали Адама и Еву. От брачного союза Евы с обеими силами рождаются Каин и Авель. Каин – сын Софии, Авель – Истеры. Потомок высшей силы убил Авеля, восторжествовал над низшей силой. Преемники этой высшей идеи были, затем, содомляне, Исав, Корей, Дафан и Авирон и, наконец, Иуда предатель, единственный истинный апостол Софии. Каиниты ставили себе в честь и славу – продолжать в истории дело таких славных деятелей, с которыми ничего не могла сделать Истера: они также хотели бороться с началом, сотворившим мир, средствами, достойными Содома и Гоморры. Эта секта прямо соприкасается с карпократианами. Еретическая система Юстина представляет довольно сложный и искусно мотивированный роман, замечательный в том отношении, что язычество с его мифологией играет здесь более значительную роль, чем в других системах. Мировая история определяется взаимным отношением трех принципов. Это Jehova (AgaqoV, «Благой», o KurioV, «Господь») и Elohim (o Pathr, «Отец») – начала мужеские и духовные, Esei, Israhl или Ilh, полуженщина-полузмей, психически-материальное начало. В греческой мифологии – небо и земля, oupanoV и gh – брачная пара, тоже и здесь – Elweim и Israhl. У них рождается 24 ангела, 12 aggeloi patrikoi, «отеческие ангелы» (Micahl, Amhn, Barouc, Gabrihl и др.) и 12 aggeloi metrikoi, «материнские ангелы» (Babel, Acamwq, NaaV, BeliaV, Satan и др.). Все они представляют собою рай, его реки и дерева, Barouc – древо жизни, NaaV – древо познания. Эта семья созидает небо и землю и человека: из верхней части Эдема создано его тело, Элогим вдохнул в него дух, pneuma, Israhl – душу, yuch. Но пневматическая натура Элогима бессознательно влечет его ввысь; окруженный своими ангелами, он отправляется осмотреть созданное им небо. Здесь необыкновенный свет жилища Благого, превосходнее чем им созданный, поражает его. «Отворите мне врата правды, – говорит Элогим, – я войду в них, прославлю Господа, а до сих пор я думал, что я Господь». «Вот врата Господни, – доносится до него голос из света, – праведные войдут в них» ( Пс.117:19,20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Пророк Давид, оком веры провидя благодатные времена пришествия на землю Сына Божия, еще тогда веселился духовно о дне св. Пасхи и радостно взывал: сей день, его же сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в онь ( Пс.117:24 ). «Вот день, который сотворил и устроил Господь, о котором Он проявил особенное свое Божественное смотрение: будем во время его радоваться и торжествовать»! Сей день, его же сотвори Господь. Ни о каком дне Слово Божие не говорит, что его сотвори Господь. Конечно, все от Бога произошло и все Им создано; но когда в Слове Божием говорится, что Бог действует, творит что, этим выражается нечто высшее, важнейшее. Говорится: в начале сотвори Бог небо и землю: здесь величайшее дело всемогущества Творца – сотворение из ничего мира. О первых днях творения св. Бытописатель замечает: и бысть вечер и бысть утро день первый... день вторый, и т. д.; но седьмый день он отличает от прочих дней: и благослови Бог день седьмый и освяти его. Бог представляется здесь действующим особенно, – и вот седьмый день поставлен незабвенным памятником всемогущества и славы Всевышняго, веселия Его о своем творении и вместе днем, священным для человека на все времена. Но о дне св. Пасхи говорится в Писании, что его сотвори Господь, этим выражается еще более важное, еще высшее, особеннейшее действие Божие – выражается величайшая тайна Божественного смотрения. В довременном, предвечном плане искупления человека Бог предопределил особенный день, когда должно было совершиться Божественное дело искупления, когда Единородный Сын Его, во днех плоти совершив спасение человека, истощенный крестными страданиями, изъязвленный, окровавленный и поруганный, войдет в славу свою, которую Он имел у Отца прежде сложения мира, и сей день для человека, для земли и неба, для всего мира составит празднество и обновления и спасения. День этот в определенное время и настал. Сын Божий, распятый и умерший на кресте за грехи людей, уже третий день во гробе. Двери гроба завалены камнем и запечатаны; у гроба – неотлучно стража. В первый день недели зело рано, когда была еще тьма, произошло у гроба сильное землетрясение, заблистал необыкновенный свет – и Христос Спаситель воскрес, как Победитель смерти и ада, как Жизнодавец, Начало иного вечного жития для искупленного и спасенного человека; – и началась в мире Его слава, которую Он имел от вечности у Бога Отца, Ему дана всякая власть на небе и на земле, пред Его именем преклонилось всякое колено небесных и земных и преисподних. И сей день действительно соделался днем обновления мира и спасения человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разве не счастье слышать от близких тебе людей, пусть не ежедневно, но довольно часто, на протяжении десяти лет: «Я тебя люблю»?! И за мелкими хлопотами, бесконечными домашними делами приходит понимание того, что вот оно – наше семейное счастье». Миф третий: супружеское счастье – это как в голливудских фильмах про любовь: постоянный праздник жизни, никогда не прекращающаяся влюбленность, море страсти, драйва (как говорит молодежь) и романтики. И вообще жизнь счастливой семьи протекает без всяких проблем и скорбей. В действительности ни в одной, даже очень счастливой, семье страсть и влюбленность вечно продолжаться не могут. Все это должно перейти в ровное, спокойное, радостное душевное чувство взаимной привязанности, любви и семейного единства. Да и устать можно от бурных эмоций. По-моему, великое проявляется в малом, и для меня лично счастье всегда складывается из каких-то обычных, повседневных приятных мелочей. Если не уметь видеть их в каждом дне, то и большое радостное событие можно не заметить. Счастье – это когда находишь утром записку от жены с просьбой купить продукты, а в конце – приписка: «Я тебя люблю». Или когда, выходя из дома, прощаешься с ребенком, крестишь его, и он тоже в ответ «благословляет» тебя своей маленькой ручкой. Или когда покупаешь жене какую-нибудь безделицу – не в честь праздника, а просто так – и видишь в ее глазах искреннюю радость и благодарность – значит, угодил. Счастье – это и новая скатерть на столе, и простой, но вкусный обед, и чашка горячего чая, поданная заботливой рукой, когда усталый приходишь с работы, и поход за грибами всей семьей… Да много еще всего. Каждый день дает что-то новое. Псалмопевец Давид говорит: «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный» (Пс. 117: 24). Бог дал день, дал пищу, дал семью, а значит, уже есть повод для радости и счастья. Только надо уметь разглядеть их в каждом дне. Что же касается проблем, искушений и скорбей, то они, к сожалению, не минуют ни одну, даже самую благополучную, семью. Просто в счастливой семье правильно относятся к скорбям. И они не разрушают семью, а только делают ее крепче, дружнее.

http://pravoslavie.ru/45280.html

5:12). Под «тернием» же Евангелие разумеет страсти, доводы которых опровергает призывающий Бога: «оружия бо его не плотская, но сильна Богом», разоряющие «всяко возношение взимающееся на разум Божий» (2 Кор. 10:4–5). Пс.117:15. Глас радости и спасения в селениих праведных.    Поскольку истреблены уже мысленные враги, по временам преследовавшие народ Божий, то не без причины слышатся гласы радования, и не в другом каком «месте», но «в селениих праведных». Десница Господня сотвори силу.   Вот самый глас радования, какой возносит Церковь, исповедуя, что одна только Господня сила спасла и соделала победителями подвизающихся. Пс.117:19. Отверзите мне врата правды.    Под «вратами правды» разумей преспеяние в добродетели, в них-то шествуют претерпевшие времена скорбей, Пс.117:20. Сия врата Господня: праведнии внидут в ня.    Шествуюшие путем добродетелей достигают тех врат, ведущих даже к лицезрению Господа. Что же может быть этими вратами, кроме чистоты сердца? «Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят» (Мф. 5:8). Пс.117:22. Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла.   О Тебе, Который ради нас соделался отверженным Камнем, «небрегоша зиждущии». Но, по обращении язычников, стал Ты главою другого угла. Как же это? Сочетал оба народа «во единаго новаго человека» (Еф. 2:15). Пс.117:24. Сей день, егоже сотвори Господь.    Какой же это день, кроме воскресного дня Господня? Какой это день, кроме дня, спасительного для всех народов, в который отверженный камень «бысть во главу угла?» Сей-то день воскресения Спасителя нашего, получивший себе от Него заимствованное наименование и называемый днем Господним, разумеет здесь слово. Пс.117:25. О Господи, спаси же: о Господи, поспеши же. Пс.117:26. Благословен грядый во имя Господне.   К кому относится это, показало то славословие в Иерусалиме (Мф. 21:9). Сказано же: благословихом вы из дому Господня.   Это говорят пророки уверовавшим во Христа, т. е. блаженными назовем вас за то, что стали вы домом духовным, потому что в вас обитает Господь. Пс.117:27. Составите праздник во учащающих.    «Составите праздник» повелевает собраться приступившим к вере и наполнить Божественную скинию, так, чтобы множество собравшихся простиралось «до рог алтаревых» . «Учащающими» же называет херувимов, осеняющих очистилище. Таково значение слова «учащающие». Ибо «учащать» значит «покрывать»; Херувимы же крылами покрывали очистилище.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Из взаимного влияния древнего соборно-приходского богослужения и настоящих «Правил», особенно Венедиктовых, и выработался нынешний чин римского богослужения, сложившийся в нынешнем его виде к концу VIII b., как видно из того, что в IX b. на него уже пишет подробное символическое толкование Amalarius. Псалтирь выпевается по очереди на службах в течение недели; только некоторые службы имеют постоянные псалмы. В воскресенье на ноктурнах поется 18 псалмов: 1–20 без 4 и 5. в другие дни на ноктурнах только 2 псалмов; в понедельник 26–38, во вторник 38–61 без 42 и 50, в среду 52–67 без 53, 62, 64 и 66, четверг 68–79, пятница 80–96 без 89–92, 94; в субботу 97–108. На Laudes 4 псалма и одна песнь из Ветхого Завета; на первом месте в воскресенье и праздники пс. 92, в будни 50; на втором месте в воскресенье и праздники 99, в остальные дни последовательно 6, 52, 64, 89, 142, 91; на третьем месте и четвертом всегда Пс. 62 и 66, рассматриваемые как один, далее библейская песнь; в воскресенье и праздники — трех отроков, в понедельник — Исаии, во вторник — Езекии, в среду Анны, в четверг Моисея Поим Господеви, в пятницу Аввакума, в субботу Моисея — Слыши небо; затем опять три псалма в одном отделе 148–150. на первом часе в праздники и субботы пс. 53 и два отдела 118 пс. (под двумя первыми буквами — алеф и бет еврейского алфавита). В остальные дни присоединяется в качестве 4-го псалма на первом часе последовательно, начиная с воскресения, такие псалмы: 117, 23, 24, 25, 22, 21. На 3, 6 и 9 часе по три отдела пс. 118. На вечерни ежедневно 5 псалмов, начиная от воскресения, из группы пс. 109–147, за исключением пс. 117, 118, 133 и 134. На повечерии пс. 4 (ср. у нас), затем пс. 30, 1–6, пс. 90 и 133. Порядок служб: на утрени или ноктурнах начало тайно про себя: Отче наш, Ave (Богородице Дево радуйся) и Верую; громко: стихи: Господи устне мои отверзеши, Боже в помощь мою вонми (стих с респонсорием), Слава Отцу, аминь, аллилуиа (последнее, как и в других местах службы не поется в Великий пост и подготовительные недели от недели 70-цы), стих invitatorium сообразно дню с псалмом 94 и утренний гимн; все это вступительная часть к утрене.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010