В то время как утреня П. описана во всех послеиконоборческих визант. монастырских уставах более или менее одинаково, о часах П. того же сказать нельзя. Как в Студийском, так и в Иерусалимском уставе часы П. не содержат псалмов и по сути являются набором коротких пасхальных песнопений, но на этом их сходство заканчивается. В Евергетидском Типиконе порядок часов П. не описан, но можно предположить, что в этой традиции часы сохраняли обычные псалмы, как, согласно этому уставу, и на повечерии в день П. Все уставы определяют на литургии петь праздничный антифон «Елицы во Христа...»; литургийные чтения, как в Типиконе Великой ц. Особенность литургии в день П. по предписанию уставов - читать Апостол и Евангелие из алтаря; в некоторых Типиконах говорится о том, что, когда священник читает из алтаря Евангелие, стоящий в храме диакон повторяет за ним те же стихи. Мессинский Типикон добавляет еще и предписание звонить во время чтения Евангелия в колокольчик (то же и в поздних редакциях Иерусалимского устава). В этом же уставе аналогично Типикону Великой ц. упоминается троекратное пение херувимской песни в день П. В одной из серб. редакций Иерусалимского устава содержится указание петь на П. особую херувимскую, начинающуюся со слов:        ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 471). Эта песнь имеет иерусалимское происхождение, во всяком случае, согласно Святогробскому Типикону, ее пели в Великую субботу и на П. (нач.: Εξηγρθης, Χριστ, κ το μνματος); впрочем, широкого распространения, несмотря на проникновение в одну из редакций Иерусалимского устава, эта традиция не получила. Вечерня в день П. Вечерня в день П., как и утреня, начинается с пения пасхального тропаря с повторами. В Студийском уставе тропарь повторяется трижды. Евергетидский Типикон предписывает такой порядок: после начального возгласа вечерни сначала иерей, затем братия поют пасхальный тропарь по одному разу; потом иерей дважды поет конец пасхального тропаря, а братия - тропарь целиком; наконец, иерей поет «Слава... и ныне...» с тропарем, и братия повторяет. Очевидно, такой порядок воспроизводит начало утрени П. по тому же Типикону, но с сокращениями. В Мессинском Типиконе иерей и братия поют тропарь по разу, затем иерей возглашает стихи: Пс 67.2a, 3a, 117. 24, «Слава..., И ныне...», на каждый братия отвечает пением тропаря; наконец, иерей поет 1-ю половину тропаря, а братия его заканчивает. В Иерусалимском уставе вечерня начинается по тому же чину, что и утреня.

http://pravenc.ru/text/Пасха.html

Пред очами нашими образ Божественного Праведника, в присутствии которого все праведные человеки, с их судьбою, скрываются, как звезды при солнце. Христиане! роде праведных! наследники и подражатели Праведника Иисуса! «Праведный погибе! взяся праведный!» Сей высочайший и единственный Праведник Тот, Ему же имя: «Господь правда наша» (Иерем. XXIII. 6), который есть самая правда , по существу своему, и правда наша , по благодати нам от Него подаваемой, «Святый святых и святяй» освящаемых, «живый посреде грешных преставлен бысть!» ( Прем.4:10 ) «Краеугольный «камень», на нем же зиждется всякое создание Божие, о нем же и мы «созидаемся в жилище Божие духом» ( Еф.2:22 ), пренебрежен и » отвержен зиждущими» ( Пс.117:22 ). «Сын Божий возлюбленный, о немже благоволи» ( Мф.3:17, 17:5 ; Мк.1:11 ) Отец, возненавиден, поруган и умерщвлен сынами человеческими, сынами гнева и погибели! Если тако чистейший цвет человечества, древо живое и плодоносное сожигается огнем суда Божия, – что же будет с остальным человечеством, с сим древом бесплодным, прежде прозябения умершим и сухим хврастием? «Аще в сурове древе сия творятся, в сусе что будет?» ( Лyk. XXIII. 31 ). Востани «лежащий во зле» и спящий «мир» ( 1Ин.5:19 ), и виждь, «како праведный погибе: ...от лица бо зла взяся праведный» ( Ис.57:1 ). Надлежало бы всему миру быть праведным, якоже «сотвори Бог» первого «человека праваго» ( Еккл.7:29 ); и тогда бы Сын Божий, глава праведных, обитал в человеках, и царствовал во всем мире, открыто и торжественно, и непрестанно проливал бы свет и силы небесные на землю дотоле, доколе наконец соделал бы ее самым небом. Теперь, поелику мир есть владычество зла, то царство Сына Божия «несть от мира сего» ( Uoah. XVIII 36). Посетил было сей Царь правды землю на краткое время, но и в сие краткое время. – «о роде неверный и развращенный!» – жаловался Он: «доколе буду с вами? доколе терплю вам?» (Мат. XVII, 17). И не стерпел Он зла, или, лучше, зло не стерпело Его присутствия: и се – «несть зде! ( Мф.28:6 , Мк.16:6 , Лк.24:6 ) Потщася от среды лукавствия! ( Прем.4:14 ) От лица зла взяся праведный!» ( Ис.57:1 ) Но почто взываю я к миру? Не подумали бы слышащие, что сие до них и не касается? – Нет! Кто бы ты ни был предстоящий здесь, хотя един Бог ведает твои дела; но, поелику слово Божие сказует и о тебе, также как и о всех прочих, яко «прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его» ( Быm. VIII. 21 ); и поелику ты не можешь не примечать, чаще или реже, «исходящих от сердца» твоего «помышлений злых» (Мат.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

26:24,25. Те, кто оплакивает свою судьбу в греческих трагедиях и в Библии, часто оплакивают и день, когда они родились (см.: Иов. 3 ; Иер. 20:14–18 ). Плачи были риторическим выражением глубокой скорби, но в данном случае Иисус использует этот язык только для констатации факта. Некоторые еврейские учителя высказывали мнение, что человеку лучше не родиться, чем отречься от вечного Бога; по-видимому, это типичный образец еврейской премудрости (раввины; 4 Езд. 7:69; 1 Енох. 38:2; 2 Енох. 41:2). 26:26. По обычаю хозяин дома должен был перед едой возблагодарить за хлеб и вино, но на Пасху это были особые благодарения. 26:27. На ежегодном празднике Пасхи использовались четыре чаши с красным вином, и если их использовали и в I в. (что вполне вероятно), то эта чаша может быть третьей или четвертой. Старший в группе должен был взять бокал обеими руками, а затем в правую руку, приподняв ее на высоту ладони над столом. 26:28. В Ветхом Завете договор скреплялся кровью жертвы. Бог вызволил Свой народ из египетского рабства кровью пасхального агнца. «За многих» – здесь, вероятно, аллюзия на Ис. 53 (см. коммент. к Мф. 20:28 ). В пасхальном ритуале чаша получала истолкование, но никогда не интерпретировалась как кровь, потому что иудейский закон и обычай запрещали пить кровь – особенно человеческую кровь. 26:29. Обет воздержания был обычным в палестинском иудаизме: «Не буду есть того-то и того-то, пока это не произойдет» или «даю обет, что не буду использовать это, пока не произойдет то-то и то-то». Иисус дает обет не пить вина доколе не придет «Царство, и Он, очевидно, отказался от четвертой чаши. В иудейских преданиях наступление Царства обычно отмечается пиром (на основании таких текстов, как Ис. 25:6 ), когда бесконечный поток вина – плодов виноградной лозы – потечет в изобилии, как сказано в Библии (ср.: Ам. 9:13,14 ). 26:30. После трапезы, как правило, поочередно воспевали благодарственные гимны (Hallel, Пс. 112–117 ).Путь до Елеонской горы занимал около пятнадцати минут. 26:31–46 Другие предатели

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Так вот: Максим научился молиться, не избегая тревоги, но благодаря тревоге, и потому что его тревога была реальна, – за ней стояла реальная опасность. Если бы мы сознавали, что находимся в гораздо большей опасности, что дьявол рыщет, стараясь уловить и погубить нас, что всякая человеческая встреча есть суд, кризис, та ситуация, в которой мы все призваны или принять Христа в человеке, который нам повстречался, или быть ему Христовым вестником; если бы мы понимали, что всё в жизни насыщено значением, тогда мы умели бы кричать и молиться непрестанно, и тревога, смятение были бы не помехой, а тем именно обстоятельством, которое учит нас молиться, когда мы еще слишком неопытны для того, чтобы молиться из глубин, без побуждения, без стимула к молитве. Как научиться молитве в условиях той жизни, которой мы живем, если мы о молитве не знаем ничего, не молились никогда в жизни или молились мало? Я испытал это в разнообразных условиях: в годы, когда занимался медицинской работой, пять лет в военных условиях, затем священником и т.д. – и получается! Получается, если ты достаточно прост и незатейлив, чтобы поступать следующим образом. Проснувшись утром, первым делом поблагодари за это Бога, даже если тебя не особенно радует день, который тебе предстоит: Вот день, который сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в этом дне! (см. Пс 117: 24). Когда это сделано, дай себе время осознать правду того, что ты произнес, и принять ее на свой счет; может быть, на уровне глубинного убеждения, если не в порядке того, что мы назвали бы ликованием. А потом встань, умойся, приберись, сделай то, что тебе обычно надо сделать, и тогда вернись к Богу. Приди к Нему снова с двояким убеждением: что ты – Божий, и что этот день – тоже Божий, тоже принадлежит Ему, и что он совершенно нов, совершенно нетронут. Его никогда раньше не было. Употребляя русские образы, он – как широкая, незапятнанная снежная равнина; никто по ней еще не ступал. Эта равнина лежит перед тобой в девственности и чистоте. Что же дальше? А дальше ты просишь Бога благословить этот день, чтобы всё в этом дне Он Сам благословил и управил. И после отнесись к тому, что ты сказал, серьезно, потому что очень часто мы говорим: " Господи, благослови! " – и получив благословение, поступаем, как блудный сын: собираем свое добро и отправляемся подальше, на сторону, вести разгульную жизнь.

http://zavet.ru/a/post_1361074516.html

Так и мы, аще узрим одежды Слова, - я говорю о словесах Писания и являемых творениях, - светлые и прославленные от употребления их вместо [точного выражения] догматов о Нем и приличествующие божественному Слову в возвышенном умозрении, взойдя на гору божественного Преображения, нисколько не удерживаемые с укоризной от блаженного прикосновения к Слову, подобно Марии Магдалине, считавшей, что Господь Иисус это садовник и думавшей таким образом, что Он Творец только состоящих под властью рождения и истления, но и увидим и поклонимся Живому из мертвых, пришедшему к нам дверем заключенным когда совершенно угаснет в нас действие по чувству, и познаем Его как Слово и Бога, сущего всем во всём, и все по [Своей] благости сотворившего Своим: умопостигаемое телом, а чувственное одеждой. К чему, возможно, не неуместно будет применить слова: вся якоже риза обетшают по причине одолевающего ум тления видимых [предметов], и яко одежду свиеши я и изменятся по причине чаемой благодати нетления. Примечания: 116. Фил.3:19. 117. 2Кор.3:6. 118. Мф.24:22. 119. В оригинале здесь стоит " ου ο " - " оправданием " , т.е. таким деянием, которым человек " оправдывается " , становится праведным. Ср.: " научи мя оправданием Твоим " ; " оправдания законная " т.е. требования закона. 120. Ср. Рим.7:23; Гал.5:17. 121. Евр.1:3. 122. Мф.6:25. 123. Быт.39:12. 124. " ε ε υ ο " буквально: " по взаимообмену догматов о Нем " , - т.е. по употреблению одного вместо другого, когда символическими образами таинственно изображаются сокровенные истины богословия. 125. Ио.20:15. 126. Ио.20:26. 127. Пс.101:27; Евр.1:11-12. XXIV (V,20). Краткое изъяснение о пяти видах естественного созерцания. К тому же познаем и логосы, последние и доступные нам, коих учителем нам предложена природа, и соединенные с ними пять тропосов созерцания, коими разделяя тварь, святые благочестиво собирали ее таинственные логосы, расчленяя ее на сущность, движение, различие, смешение и положение. Из числа коих три, - сказали они, - суть преимущественно для познания Бога и предложены [нам] в руководство: логосы сущности, движения и различия, коими Бог становится знаем человекам, черплющим из сущих указания о Нем, как о Творце, Промыслителе и Судии; два же педагогические, приводящие к добродетели и сродству с Богом: логосы смешения и положения, запечатлеваемый коими человек становится богом, переживая свое бытие богом из сущих, как бы видя в уме все, в чем проявляется благость Божия, и чистейшим образом в себе самом образуя то согласно оному логосу. Ибо, - как говорят, - что привык видеть чистый ум посредством благочестивого ведения, тем он по навыку [в этом] и становится посредством добродетели.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/947/...

Ныне восстал из мертвых Христос, Бог бессмертный. Человеколюбивый Спаситель наш добровольно восприял бесчестное для Себя, дабы спасти гибнущего человека, – снизошел в нашу жизнь и восхотел умереть по человечеству, поелику провидел и славное воскресение. Итак, сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь ( Пс.117:24 ), выражая свое веселие богоприличными размышлениями. Сей день – причина того, что все тела, которые по рождении уничтожили тление, будут отданы землею неповрежденными и воскреснут во мгновение ока ( 1Кор.15:52 ). Нельзя и представить, сколько измерений времени потребно было бы для того, чтобы составить обратившиеся в землю кости и привести их в естественную связь, – каким образом каждая душа узнает свое собственное тело и снова быстро вселится в него, откуда опять явится воспоминание о прежней жизни у ожившего существа, разрушившегося за столько веков? Это и подобное, приходя на мысль людям, поражает разум необычайным удивлением и вместе возбуждает недоверие к чуду (ибо когда ум не находит разрешения недоумениям, то, по слабости своей, он в конце концов склоняется к неверию). Но так как мы коснулись такого предмета, о котором непрестанно говорят, и так как сей предмет сроден настоящему празднику, то попытаемся вполне убедить сомневающихся в ясных вещах. Предположив создать человека, Зиждитель всяческих привел его в бытие, как существо, честью превосходящее всех, и назначил его царем твари поднебесной. Ужели Бог совершил это напрасно – только для того, чтобы человек, появившись на свет, впоследствии совершенно исчез? Думать так о Боге было бы крайне безрассудно (потому что в сем случае Господь действовал бы подобно детям, которые с большим тщанием строят себе домики, но вскоре потом сами же разрушают, так как в действиях своих не руководствуются никакою разумною целью). Между тем учение веры говорит нам, что первый человек был сотворен бессмертным, но что впоследствии, преступив заповедь, он лишен бессмертия в наказание за грехи; однако, Беспредельный в благости, преклонившись по милосердно к делу рук Своих, премудрым промыслом направил все к тому, чтобы восстановить падшего человека в прежнее состояние.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Итак: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь (Пс 117, 24), выражая свое веселие не пьянством и пирами, не ликованием и невоздержанностью, но богоприличными размышлениями. Сегодня можно видеть всю Вселенную как бы одну семью, согласно сошедшуюся для одного дела — дела обычного, как бы по одному условному знаку подвигнувшуюся на упражнение в молитве. На дорогах нет путешественников; море сегодня опустело, нет корабельщиков и пловцов; земледелец, бросив заступ и плуг, украсил себя праздничною одеждою; лавки свободны от торговли; заботы исчезли, как зима с приближением весны; шум и суета и бури жизни уступили место тишине праздника; бедный украшает себя как богатый; богатый является одетым великолепнее, чем обыкновенно; старец как юноша бежит, чтобы принять участие в радости; больной насилует даже свою болезнь; дитя празднует чувственно, переменою одежды, поскольку не может еще праздновать разумно. Необычная радость наполняет душу девы, потому что она видит воспоминание о своей надежде столь светлым и чтимым; супруга радуется, празднуя всем полным домом, ибо ныне она, и супруг ее, и дети, и слуги, и все домашние веселятся вместе. И как новый и недавно родившийся рой пчел, впервые из заключения в ульях вылетевший на воздух и свет, кучею и собравшись весь, садится на одну ветвь дерева, — так и на этот праздник все семьи в полном составе стекаются к домашнему очагу. И поистине настоящий день хорошо может идти в сравнение с этим грядущим днем. Ибо и тот и другой день суть дни собрания людей — один всеобщего, другой частного; а если сказать правду, что касается до светлой радости и веселья, то этот день приятнее ожидаемого; потому что тогда по необходимости увидишь и рыдающих — тех, грехи которых откроются; ныне же радость праздника не допускает печальных. Ибо и праведный радуется, и тот, у кого совесть нечиста, надеется исправиться покаянием, и всякая печаль засыпает в настоящий день. Нет никого столь несчастного, кто бы не нашел облегчения в величии праздника; ныне разрешается от оков узник; отпускается должник; освобождается раб благим и человеколюбивым возглашением Церкви; не посредством позорного ударения по щеке, ударом будучи освобождаем от ударов; не посредством торжественного показывания народу с возвышенного места, причем оскорбление и унижение становится для него началом свободы, — но освобождается, как известно, вполне благоприлично. Оказываются благодеяния и остающемуся еще в рабстве, хотя за ним и много тяжких проступков, превышающих прощение и снисхождение; но господин, чтя тишину и человеколюбие этого дня, принимает отверженного и лишенного чести, как фараон — виночерпия из темницы. Ибо знает, что в предустановленный день воскресения, по подобию которого чтим и настоящий, будет и он иметь нужду в незлобивости и благости Владыки, и как бы давая здесь взаймы милость, ожидает воздаяния в то время.

http://pravoslavie.ru/3149.html

Тако же ми и сопротивное разумей: елицы бо, противне сему, любят человеческую славу и отраду тела, подают вход диаволу, иже и сам обрет свой вход, своя прочее подлагает злая, и поколику сладце та помышляем, прибавления творити не престает: дондеже предреченная два прилога от сердца возненавидим. Мы же тако та любим, яко не точию добродетель за тыя предаем, но и сама та един на другом во время 117 изменяем: овогда убо озлобляем тело, тщеславия ради; овогда же терпим безчестие ради сластолюбия. Егда же с нима и безнечалне сложимся; прочее растящих я веществ ищем. Вещество же тщеславия и телесныя сласти есть сребролюбие, «корень всем злым,» ( 1Тим.6:10 ), по Божественному Писанию. Всяко же речеши ми, о другине душе, яко ниже злато сокровиществуем, ниже стяжания имамы. И аз ти глаголю, яко ниже злато, ниже стяжания сама о себе вред имут 118 , но, якоже предрекохом, пристрастное тех злоупотребление. Се бо нецыи, безстрастне богати бывше, благоугодиша Богови, якоже Святый Авраам, и праведный Иов и Давид. Нецыи же и без богатства страсть любоимения в худейших веществах воспитахом: темже многастяжавших есмы окаяннейши; занеже оставлше соборное 119 злострадание, с коварством сладостраствуем, аки Бога утаитися хотяще: сребролюбия бо убегающе, сластолюбья не бежим; злата не сокровиществуем, а мала вещества собираем: начальств и владычеств не приемлем, славы же их и похвалы всяцем образом ловим; стяжания оставихом, а наслаждений их не оставляем; егда же и оставляти возмнимся, не яко лихоимства бежаще, но яко созданий Божиих гнушающеся: «не коснися, ниже вкуси, ниже осяжи» ( Кол.2:21 ), помышляюще. Егда же услышиши, о другине душе, преступление Адама и Евы: в начале убо собственне на онех бывшее веруй; ныне же мысленне на мне и тебе бывающо обрящеши. «Сия бо образне прилучахуся онем: писана же быша в научение наше, в иихже концы век достигоша» ( 1Кор.10:11 ). Се бо крещением возрождшеся, и в раи Церкве положени бывше, заповедь возрождшаго ны преступихом: зане, Господу всех единоверных любити, и от всех грядущий плод терпением ясти повелевшу, по реченному: «от всякаго древа, еже в раи, снедию снеси» ( Быт.2:16 ), мы помыслов змея употребивше, овех убо, яко добрых, возлюбихом; овех же, яко лукавых, возненавидехом: еже есть древо еже ведети добро и лукаво, егоже вкусивше, мыслию умерщвляемся: не Богу смерть сотворшу, но человеку, иже ближняго возненавиде: «Бог бо смерти не сотвори, ни веселится о погибели живых» ( Прем.1:13 ); ни подвижется страстию гнева, ни умышляет вещь ко отмщению, ни изменяется по коегождо достоинству: но «вся премудростию сотворил» есть ( Пс.105:24 .), по закону духовному судитися предопределив.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Особенность книги Эсфирь – недостаток ссылок на ряд важнейших еврейских религиозных понятий и законов и полное отсутствие упоминаний о Боге даже в самых незначительных ссылках! К тому же совсем не упоминается молитва , Тора (закон) или суббота. Балдвин предположил, что книга отражает два конфликтующих мировоззрения. 587 Аман в своих поступках пользуется ситуативным подходом, основанным на случайной удаче, он полагается на (пур) «судьбу». Мардохей и Эсфирь представляют другой подход, который заключается в человеческой ответственности, идущей вместе с божественным руководством и провиденческим вмешательством. Для верующего человека книга демонстрирует в полной мере Божье провидение – Он старательно заботится о своем народе (ср. Пс.36:117 ). Высказывание жены Амана об иудеях, когда начали рушиться планы Мардохея, оказывается в высшей степени проницательным: «Если из племени Иудеев Мардохей, из-за которого ты начал падать, то не пересилишь его, а наверно падешь пред ним» (6:13). Для осуществления искупительного плана Божьего, было необходимо, чтобы указ Ксеркса об истреблении иудеев встретил сопротивление. Провидение демонстрируется не только в аннулировании указа Ксеркса, но и в возвышении Божьего народа вопреки изначальным намерениям Амана. Спасение народа – еще одна яркая тема книги – тема верности Бога обещаниям, данным Аврааму. Бог объявил Аврааму: «Я произведу от тебя великий народ, благословлю тебя и возвеличу твое имя: ты станешь благословением! Кто тебя благословит – того Я благословлю! Прокляну того, кто тебя проклянет! Благословением ты станешь для всех народов земли!» ( Быт.12:23 ). Однако в книге Эсфирь независимость народа проявляется не в полном освобождении и уходе из страны, а в уходе от каторжных работ, более широких правах на территории иностранного государства и даже возможности безнаказанно практиковать иудаизм. 588 Еще одна важная тема – объяснение введения праздника Пурим. Слово Пурим означает «судьбы» (в ед. числе: ивр., – пур; во мн. числе: ивр., пурим) и исходит, по книге Эсфирь, из стратегии Амана, по которой он должен был определить день, в который следует уничтожить иудеев ( Эсф.9:24 ). Но день уничтожения, напротив, стал днем освобождения, достойным праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

И все христианское учение есть учение о том, как вернуться к этой целостности, как восстановить ее в себе. «Кто не примет Царства Божия как дитя, тот не войдет в него». Кто не полюбит всей глубиной своего сознания, всем сердцем и душой иной образ жизни, кто не начнет медленного и трудного возврата к нему, тот никогда не поймет конечного смысла христианства, не услышит его тайного благовестия. Для чего тысячу дней и тысячу ночей стоял на камне в лесном одиночестве Серафим Саровский , если не для того, чтобы в самом конце этого длинного подвига собирания души и очищения ума вернуться к подлинной детскости, т.е. к целостности; если не для того, чтобы снова увидеть Божий мир и каждого человека как источник радости. Ибо именно этими словами – «Радость моя!» обращался он к каждому приходящему. Да, мир возрастает в техническом знании, в умении, как мы говорим, «управлять силами природы». И все это окажется ни к чему, все это ни на йоту не улучшит жизнь на земле, пока каждый из нас не примет в самое сердце то, что один великий поэт назвал «вечной детскостью Бога» 145 . «Вечная детскость». Дар радости В эти пасхальные дни уместно вспомнить самому и другим напомнить о радости. Ведь вот странная вещь: можно прочесть «Капитал» Маркса и ни на одной из сотен его страниц не найти даже слова «радость», можно прочесть Энгельса, а затем Ленина, да и любого идеолога или толкователя этой «всеобъемлющей» и «научно обоснованной» идеологии, и нигде не найти упоминания о радости, как будто она – дело столь детски несерьезное, что и вспоминать его стыдно. Только «экономический базис», «производственные отношения», «прибавочная стоимость», «капитал», «эксплуатация», «массы»... Читаешь-читаешь, и вдруг становится нестерпимо душно, и понимаешь, что главная ложь этой идеологии – не те или иные утверждения, а потрясающе глубокая безрадостность. И тогда ясно понимаешь и другое: именно из-за безрадостности своей идеология эта не способна понять ничего, что дарит радость, говорит о ней. Отсюда и ее ненависть к религии. Как типично, что казенно-антирелигиозная пропаганда все время хочет доказать, будто религия есть нечто темное, безрадостное, полное страха и какой-то замогильщины. Но ведь это самая очевидная ложь! Вот Чехов, про которого всегда говорят, что он был неверующим, а потому и заслуживающим доверия, пишет в своей «Степи»: «Старики, возвращающиеся из церкви, всегда испускают сияние» 146 . И каждый раз, когда он касается религии, – например в рассказах «Студент», «В овраге», «Святой ночью» – в грусти его общего мироощущения начинает сиять маленький луч радости. Вслушайтесь в песнопения и молитвы Церкви, в них все время не только говорится о радости – они испускают эту радость, светятся ею: «Вот день, который сотворил Господь, – возрадуемся и возвеселимся» 147 (ср.: Пс.117:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010