Я бодрствовал и стал как воробей, живущий один (µονζον) на кровле ( Пс.101:8 LXX) 7 . 18 . Против помысла, который упрекает нас за то, что мы воздерживаемся от масла, и который не помнит, что и Давид поступал так и сказал: Колени мои ослабели от поста, и плоть моя изменилась от недостатка елея ( Пс.108:24 ) 8 . 19 . Против помыслов, которые мешают нам вести наш образ жизни, вселяя в нас страх и говоря: «Жалкая смерть бывает от строгого поста»: Не умру, но буду жить, и буду рассказывать о делах Господних ( Пс.117:17 ). 20 . Против помыслов, убеждающих меня немного отступить от частых бдений и дать небольшой отдых слабому и жалкому телу: Не войду под кров (σκνωµα) дома моего, не взойду на ложе постели моей; не дам сна очам моим, ни сонливости векам моим, ни покоя вискам моим, доколе не найду места для Господа, скинии для Бога Иакова ( Пс.131:3–5 ). Из Притчей Соломона 21 . Против помыслов, предсказывающих нам скорое наступление голода или какого иного бедствия: Господь не уморит голодом души праведной, но ниспровергнет жизнь нечестивых ( Притч.10:3 LXX). 22 . Против помысла, внушающего мне желание вина под предлогом, что печени и селезенке вредит вода: Тот, кто услаждается за винными пирами (ν ονων διατριβας), тот оставит бесчестие в твердынях своих ( Притч.12 :11а LXX) 9 . 23 . Против помысла, связанного заботой о стремлении к пище и отвергающего заботу о достижениях в добродетели: У всякого бережливого – изобилие, а угождающий и нерадивый будет в нужде ( Притч.14:23 LXX) 10 . 24 . Против помысла, который печалится при простой пище и сухом хлебе: Лучше кусок черствого хлеба с удовольствием в мире, нежели дом, полный множества благ и несправедливых жертв с раздорами ( Притч.17:1 LXX) 11 . 25 . Против помыслов, убеждающих нас в праздничный день проявить милость к своему телу, предложив ему несколько изысканных блюд: Не полезна глупцу услада, и тем более, если слуга начинает властвовать с высокомерием ( Притч.19:10 LXX) 12 . 26 . Против помысла, который при отсутствии серьезной болезни уговаривает нас пить вино и внушает нам боль в желудке и кишечнике:

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Иногда в лит-ре встречается утверждение, что молодожены ходили в венцах 7 дней (и якобы воздерживались в эти дни от брачной жизни), основанное на непонимании смысла слов «разрешение венцов»; как видно из источников, венцы снимались с молодых сразу после венчания. Венчание в армянской Церкви В армянском обряде , неоднократно испытывавшем влияние визант., согласно древнейшим сохранившимся рукописям, церковный чин бракосочетания состоял из 3 частей: 1) обряда обмена жениха и невесты крестами (аналог обмена брачными дарами, т. е. обручения; совершался до свадьбы и состоял из 2 молитв, чтений Притч 3. 13-18, Гал 5. 14-18, Мф 24. 30-35 (чтения предварялись прокимном из Пс 4, Евангелие - аллилуиарием из Пс 117) и еще одной молитвы); 2) собственно чинопоследования Б. (состояло из чтений Пс 21; Быт 1. 26-28 и 2. 21-25; Ис 61. 9-62. 5; Еф 5. 15-33; Мф 19. 1-9 (в одной ркп. вместо Мф выписано визант. Ин 2. 1-11)), диаконских прошений, 2 молитв священника, др. диаконских прошений, возложения венцов на вступающих в Б., еще 2 молитв); 3) чина разрешения венцов (совершался на 7-й день после свадьбы; порядок: Пс 22, диаконское прошение и молитва священника) ( Conybeare. P. 108-114; Le Mariage. P. 289-305). По печатным изданиям арм. Маштоца (Требника), чинопоследование таинства Б. частично совершается в доме невесты, частично в храме (см. сделанный А. М. Худобышевым рус. перевод чина в ркп. РНБ. F. I. 477, XIX в.). Домашняя часть чинопоследования предваряется получением посланниками жениха согласия на Б. у родителей невесты и принятием невестой даров от жениха, затем приходит священник и благословляет эти дары (т. е. совершившееся обручение) и брачные одежды невесты; наконец, приходит жених и следуют соединение рук брачующихся и благословение их крестом. В совр. практике обычно эта часть чина в сокращенном виде (благословение священником колец, обмен кольцами, соединение правых рук жениха и невесты) совершается у входа в храм непосредственно перед началом следующей части. Далее: торжественный вход в храм; чтения (Еф 5. 22-33; 1 Кор 13; Мф 19. 1-9), завершаемые Никейским Символом веры; возложение брачных венцов; снятие венцов; преподание вступившим в Б. общей чаши с вином (все священнодействия сопровождаются соответствующими молитвами). Чинопоследование открывается и заканчивается молитвой Господней «Отче наш»; в конце 1-й или 2-й частей совершается благословение вступающих в Б. крестом (диакон: «Святым Крестом молим...»; священник, благословляя: «Сохрани рабов Твоих...»). В изд. Маштоца приводится также молитва на разрешение венцов в 8-й день.

http://pravenc.ru/text/Брак.html

Песни в честь Богоматери постепенно растут в количестве. Конечные псалмы более поздние уставы исстари пытаются оставлять, результатом чего явилось в нынешнем уставе исчезновение 83-го псалма. Взамен этого в этих уставах стремление к увеличению числа кратких молитвословий. Позднейшие уставы ограничивают участие братии в пользу игумена и вообще излишне осложняют чин (греки и старообрядцы). Почтенная древность чина, показывающая, насколько всегда он считался необходимой принадлежностью всякой благочестиво-торжественной трапезы, могла бы говорить – подле его бесспорной умилительности – за большее практическое применение его и ныне и за желательность его распространения за стены монастырей. А между тем и в последних он, кажется, не всюду чтится. Коптская и Абиссинская церкви, заключающие в других службах столько сходного с нашими, не имеют 1 часа, но вторая на службе, аналогичной нашей утрене, имеет молитву, довольно близкую к «Христе, Свете истинный» (Тураев Б, Часослов ефиопской церкви, 13). – В Римско-католической церкви 1-й час значительно разнится от других по строю и длиннее их. В обычное начало вставляется Верую; гимн приглашает на заре (Jam lucis orto sidere) помолиться, чтобы Бог сохранил нас в дневных делах от всего вредного, обуздал язык, закрыл зрение от суеты, очистил сердце, стер дмение плоти, чтобы к концу дня мы, очищенные воздержанием, воспевали Его славу; антифон в воскр. – аллилуиа, в будни (обыкновенные): «Блажени ходящий в законе Твоем Господи» ( Пс. 118:1 ), пс. 53, далее в воскр. пс. 117, пон. 23, вт. 24, ср. 25, четв. 22, пяти. 21, суб. и праздн. – ничего, затем всегда два отдела 118 пс, ст. 1 – 16 и 17–32, в воскр. Символ Афанасиев с Антип. аллилуиа 3, capitulum в воскр. 1Тим. 1, 17 (славословие «Царю веков»), в будни Зах. 8, 19 (по Вульг.: «мир и истину любите, говорит Господь Всемогущий») с респонсорием «Богу благодарение». «Христе, Сыне Бога Живаго, помилуй нас (2). Седяй одесную Отца, помилуй нас. Слава Отцу и Сыну и Духу Святому. Христе С… Воскресни Христе, помози нам и избави нас имене ради Твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

140, 9). Вспомни и данные в Евангелии наставления: «да будут чресла ваша препоясана» целомудрием, «и светильницы ума горящии: и вы подобии человеком, чающим Господа своего, когда» Он придет с небес, и «обрящет бдящих» (Лук. 12, 35—37), искренно чтущих и любящих Его, чтобы соделать их светлыми, подобно солнцу, в царствии небесном. Знай же и то, что враг искушает иных не только благовидными, но и гнусными, безобразными лицами, и женского, и мужеского пола, влагая в душу какую–то слепую любовь. Ибо любитель нечистоты демон, будучи злохитрым и разнообразными пытается часто с помощью той или другой наружности ослепить нелепым и срамным похотением. Посему избегай общения с нечистыми молодыми людьми, и благообразными, и безобразными. Когда же в какое–либо время почувствуешь и уразумеешь, что тревожит тебя негодная страсть и доводит до омрачения души и до грязного состояния, то представляй себе, что ум твой есть царь Саул, которого давит лукавый демон неистовой любви. И вынеся на среду Давидову книгу, сердце свое, как одержимое бесом, оглашай словами Святаго Духа: «и благо ти будет» (1 Цар. 16, 14. 16.), когда воспоешь ко Господу: «Сохрани мя от сети, юже составиша ми, и от соблазн делающих беззаконие». И: «избави мя из руки враг, гонящих мя» (Пс. 30, 16). И демон, убоявшись и устыдившись Божественных слов и на многое полезного сладкопения, улетит от тебя. Сам же ты благодатью Божьею извлечен будешь «от рова страстей» (Пс. 39, 3) и узришь тогда необычайный для тебя воздух чистоты и состояние бесстрастное, чистое, невозмутимое, самую ясную погоду, распространяющуюся вместо какой–то мглистой и сумрачной ночи, так что можно будет сказать тебе: сей «день, его же сотвори Господе, возрадуемся и возвеселимся в он» (Пс. 117, 24). Откройте мне, наконец, Ангелы Божии, «врата правды: вшед в ня, исповемся Господеви» (19). «Исповемся Тебе, яко услышал мя еси и был еси мне во спасение» (21). «Благословен Бог, Иже не остави молитву мою и милость Свою от мене» (Пс.65, 20). 2.158. Децемвиру Пергамию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

25. 116. Кто-нибудь, пожалуй, скажет, что именно об этом надо было сказать прежде всего, поскольку из этих четырех добродетелей рождаются все обязанности. Таково требование риторического искусства – сначала дать определение обязанности, а уже потом разделить на определенные категории. Но мы отказываемся от искусства и предлагаем в качестве примера жизнь предков, ясную для понимания и не требующую никаких ухищрений для толкования. Зеркалом познания пусть станет для нас жизнь праотцев – для почтительного подражания, а не записи о хитрых уловках – для обсуждения плутней. 117 . Благоразумие было на первом месте у святого Авраама. Писание говорит о нем: Поверил Авраам Богу, и вменено это было ему в праведность ( Быт.15:6 ). Нельзя быть благоразумным, не зная Господа. Безумец, сказал, что нет Бога ( Пс.13:1 ). Разумный так не сказал бы! Разве мудр тот, кто не ищет своего Творца и говорит камню: Ты отец, мой ( Иер.2:27 )? Или, как манихей, говорит дьяволу : ты мой творец? Разве мудр тот, кто, подобно арианину 194 , предпочитает иметь несовершенного и ущербного творца вместо истинного и совершенного? Разве мудр тот, кто, подобно Маркиону и Евномию, предпочитает иметь дурного, а не доброго Господа? Разве мудр тот, кто не страшится Бога? Начало мудрости – страх Господень ( Пс.10 ; Притч.1:7; 9. 10 ). И в другом месте: Мудрые не уклоняются от уст Господа, но толкуют в своих исповеданиях ( Притч.24:7, 8 ). Писание также говорит: Вменено было ему в праведность, тем самым даруя Аврааму благодать второй добродетели. 118 . Итак, наши предки первыми определили, что благоразумие – это познание истины. Кто из тех [философов] жил раньше Авраама, Давида или Соломона? Праотцы также указали, что праведность относится ко всему сообществу человеческого рода. Давид сказал: Он расточил, роздал нищим, правда его пребывает вовеки ( Пс.111:9 ). Праведный милует и праведный дает взаймы ( Пс.111:5 ). Для мудрого и праведного целый мир богатства ( Притч.17:6 ) 195 , праведный считает общее своим, свое – общим.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   Песни в честь Богоматери постепенно растут в количестве. Конечные псалмы более поздние уставы исстари пытаются оставлять, результатом чего явилось в нынешнем уставе исчезновение 83-го псалма. Взамен этого в этих уставах стремление к увеличению числа кратких молитвословий. Позднейшие уставы ограничивают участие братии в пользу игумена и вообще излишне осложняют чин (греки и старообрядцы).    Почтенная древность чина, показывающая, насколько всегда он считался необходимой принадлежностью всякой благочестиво-торжественной трапезы, могла бы говорить - подле его бесспорной умилительности - за большее практическое применение его и ныне и за желательность его распространения за стены монастырей. А между тем и в последних он, кажется, не всюду чтится.    Коптская и Абиссинская церкви, заключающие в других службах столько сходного с нашими, не имеют 1 часа, но вторая на службе, аналогичной нашей утрене, имеет молитву, довольно близкую к «Христе, Свете истинный» (Тураев Б, Часослов ефиопской церкви, 13).    - В Римско-католической церкви 1-й час значительно разнится от других по строю и длиннее их. В обычное начало вставляется Верую; гимн приглашает на заре (Jam lucis orto sidere) помолиться, чтобы Бог сохранил нас в дневных делах от всего вредного, обуздал язык, закрыл зрение от суеты, очистил сердце, стер дмение плоти, чтобы к концу дня мы, очищенные воздержанием, воспевали Его славу; антифон в воскр. - аллилуиа, в будни (обыкновенные): «Блажени ходящий в законе Твоем Господи» (Пс. 118:1), пс. 53, далее в воскр. пс. 117, пон. 23, вт. 24, ср. 25, четв. 22, пяти. 21, суб. и праздн. - ничего, затем всегда два отдела 118 пс, ст. 1 - 16 и 17—32, в воскр. Символ Афанасиев с Антип. аллилуиа 3, capitulum в воскр. 1 Тим. 1:17 (славословие «Царю веков»), в будни Зах. 8:19 (по Вульг.: «мир и истину любите, говорит Господь Всемогущий») с респонсорием «Богу благодарение». «Христе, Сыне Бога Живаго, помилуй нас (2). Седяй одесную Отца, помилуй нас. Слава Отцу и Сыну и Духу Святому. Христе С… Воскресни Христе, помози нам и избави нас имене ради Твоего».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

У Исаии так говорит Господь: «се, Аз полагаю во основание Сиону камень многоценен, избран, краеуголен, честен, во основание ему, и веруяй в онь не постыдится» ( Ис.28:16 ). В псалме 117: «камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла; от Господа бысть Сей и есть дивен во очесех наших. Сей день, егоже сотвори Господь; возрадуемся и возвеселимся в онь. О Господи, спаси же; о Господи; поспеши же. Благословен грядый во имя Господне» ( Пс.117:22–26 ). У Захарии: «се, Аз ввожду раба Моего Востока; заме камень, егоже дах пред лицем Иисусовым, на камени едином седмь очес суть» ( Зах.3:8–9 ). Также во Второзаконии: «и напишеши на камениих сих весь закон сей яве зело» ( Втор.27:8 ). И в книге Иисуса Навина: «и взя камень велий, и постави его под теревинфом, иже есть пред Господем. И рече Иисус к людем: се, камень сей будет вам в свидение; яко сей слыша вся глаголанная от Господа, елика глагола к вам днесь, и сей будет вам в свидение в последния дни, егда солжете Господеви Богу вашему» ( Нав.24:26–27 ). Тоже в книге Деяний Апостольских Петр говорит: «князи людстии и старцы Исраилевы, аще мы днесь истязуемы есмы о благодеянии человека немощна, о чесом сей спасеся, – разумно буди всем вам и всем людем Исраилевым, яко во имя Иисуса Христа Назореа, егоже вы распясте, егоже Бог воскреси от мертвых, о сем сей стоит пред вами здрав. Сей есть камень укоренный от вас зиждущих, бывый во главу угла и несть ни о единем же инем спасения; несть бо иного имене под небесем даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам» ( Деян.4:8–12 ). Он есть камень, послуживший Иакову возглавием (ибо глава мужа – Христос) в то время, когда тот спал и видел во сне лестницу, касающуюся неба, на которой утверждался Господь и по которой восходили и нисходили Ангелы (Быт.28и след.): Иаков освятил этот камень и возлил на него елей, таинством помазания знаменуя Христа. Он есть тот камень, на котором восседал Моисей, взошедши на верх холма, когда Иисус Навин сражался против Амалика (Исх.17и след.): таинством камня и твердостию сидения на нем Амалик побежден от Иисуса, то есть диавол побежден Христом. Он есть тот великий камень, на котором поставлен был кивот завета, отпущенный и возвращенный иноплеменниками и привезенный на колеснице волами (1Цар.16и след.): Он есть тот камень, которым Давид поразил чело Голиафа и убил его ( 1Цар.17:49 ), показывая, что диавол и слуги его низлагаются после поражения части головы, не имеющей на себе того знамения, которым мы пребываем всегда безопасны и живем. Он есть тот камень, который поставил Самуил, после победы Израиля над иноплеменниками, и назвал Авеннезер, то есть «камень помощи» ( 1Цар.7:12 ). XVII. Что этот камень обратится наконец в гору и наполнит всю землю

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

30–31. Уста праведного поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Закон Бога его в сердцы его, и не запнутся стопы его. Зная, что наследие земли и жизнь вечная зависят от благочестия, праведник старается не отступать от воли Божией; а потому уста праведного поучатся премудрости, т.е. изрекают только усвоенную ими премудрость – такие суждения, которые основаны на понимании воли Божией и проникнуты чувством страха пред Богом ( Пс.118:13,24,34,97,117 ), или иначе – его язык нарекает праведный суд, высказываемый как бы перед самим Богом. – Такой праведник «хранить закон Божий в своем сердце», т. е. любить его так, что всецело подчиняется его требованиям; а потому и не запнутся стопы его, – он, под руководством закона Божия, избежит всякие препятствия, подобно тому, как со светильником в руках удобно избегают препятствия на темном и скользком пути ( Пс.118:105 ). 32–33. Сматряет грешный праведнаго и ищет еже умертвити его: Господь же не оставит его в руку его, ниже осудит его, егда судит ему. Если лукавство беззаконных достигает иногда успеха и тем возбуждает ревность в других (ст. 1, 7, 20), то и благословение, коим Господь награждает праведных, также возбуждает не редко сильную ненависть к ним беззаконных. Вот почему не редко грешный смотряет праведного – наблюдает и подстерегает его и даже ищет еже умертвити его, т. е. старается найти удобное обстоятельство и верное средство, чтобы по возможности безнаказанно умертвить и воспользоваться достоянием убитого. Но Господь, любящий и хранящий праведных, не оставите его при таком обстоятельстве без своей помощи, – не предаете его в руки злодея; и не только не допустит его убить, по – и обвинить на суде нечестивых, ибо Господь избавляет праведных во время лютое и от всяких скорбей (ст. 19. Пс.33:5–7 ). 34–36. Потерпи Господа и сохрани путь Его, и вознесет тя, еже наследити землю, внегда потреблятися грешником, узриши. Видех нечестиваго превозносящася и высящася яко кедры Ливанские: и мимо идох, и се, не бе, и взысках его, и не обретеся место его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

23 Июня. 4810 «Во благоволении Твоем вознесется рог наш»! ( Пс.88:18 ). Если бы не было воли Божией, никакие усилия народов стать славными не осуществились бы. Один Господь – сила и судьба народов. Он возвышает иногда народы того не заслуживающие, для того, чтобы вразумлял тех, которые хотя и более заслуживают благоволения Божия, но не радеют о сем и уклоняются от путей истинных, им предначертанных. 24 Июня. 4811 «Отриновен, превратихся пасти, и Господь прият мя» ( Пс.117 ). Стоит только Господу отринуть меня от покровительства Своего хотя на минуту, как бедный я изменился бы тотчас же (превратихся) до возможности падения. Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене, вонми в помощь мою, Господи спасения моего. 25 Июня. 4812 Бойся не только грубых падений, но и тонких, – помыслов и мечтательных вожделений. Многие из за них погибнут и погубят все свои приобретения. И враг многих не доводит до грубого падения нарочно, чтобы не пробудить в человеке спящей совести и не вызвать в нем сильнейших порывов раскаяния и Богоугождения, достигая помыслами того, чего не достиг бы увлечением к грубому падению. 26 Июня. 4813 Господи! Ты еси прибежище от скорби, обдержащия мя, Радосте моя, избави мя от обышедших мя (32 пс. 7 ст.). Так мы часто вопием ко Господу в скорбях наших, а думаем ли об этом до наступления скорби! Не предпочитаем ли делать своим прибежищем «князи и сыны человеческия», и радостью своею не считаем ли суетные мирские удовольствия? 27 Июня. 4814 «Иисус, исполнь Духа Св., был 40 дней искушаем от диавола»... ( Лк.4:2 ). Вот – и полнота Духа Св., и искушение дьявольское. То и другое рядом и у нас возможно, чтобы мняйся стояти боялся падений, и искушаемый от диавола не терял надежды и веры в живущую в нас благодать Духа Божия, без которой мы и одного мгновения не уцелели бы от падения. 28 Июня. 4815 Спаянные хорошо вещи иногда ломаются легче в местах неспаянных. Так и душа, по спаянии слезами покаяния и сокрушения сердечного надорванных мест, труднее поддается на новые падения и ломки.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Значение В. Завета вообще, как прообраза Нового, центром которых является Христос, выясняется в Новом Завете, или лучше во Христе, как предмете, тенью Которого был В. Завет; в нем узнается предмет, «когда обращаются ко Господу» ( 2Кор.3:16 ). Так широко смотрит на В. Завет Сам Христос, когда говорит Лк.24:44–45 . В самом деле – ведь для непосредственного разумения ясно, что псалмопевец в 8 пс. восхваляет величие Божие, которое так неотразимо действует на всех, что «из уст младенцев и грудных детей» Божиим усмотрением оно вызывает хвалу. А Христос это относит к Себе ( Мф.21:16 ). Под камнем, отвергнутым строителями ( Пс.117:22–23 ), Давид разумел себя, а Спаситель видит Себя ( Мф.21:42 ). «Порази пастыря и рассеются овцы» ( Зах.13:7 ). Несомненно под пастырем разумеется руководитель еврейского народа, а Христос берет его Как прообраз Свой. А пр. Давид, когда говорил, что евший с ним хлеб, поднял на него пяту, разве разумел под собою и Христа? Христос и в этом созерцает Свой прообраз ( Ин.13:18 ). Кому даже из ветхозаветных праведников приходило на мысль во всем этом и т. п. видеть прообраз Христа? А свв. Апостолы еще шире смотрели на В.З., как на прообраз Нового, Христа. Достаточно в этом отношении обратить внимание на Ев. Матвея. Здесь не только такие события из жизни Еврейского народа, как избиение его пленившими, вызвавшее как бы плачь Рахили, является прообразом избиения Вифлеемских младенцев за Христа ( Иер.31:15 – Мф.2:17–18 ), но и исход Евреев из Египта знаменовал возвращение оттуда Спасителя ( Ос.11:1 – Мф.2:15 ) и даже название подвига назаретства прообразовало поселение Христа в г. Назарете ( Суд. 13, 5 – Мф. 2:25 ). А что сказать об Ап. Павле? Он прямо захватывает в прообраз всю жизнь В. Завета ( Втор.30:12–14 – Рим.10:6–8 ). Даже природу и ее явления он вкладывает, как прообраз, в события Церкви Христовой: «во всю землю изыде вещание их и в концы вселенные глоголы их» ( Пс.18:5 – Рим.10:17–18 ). При таком воззрении на В. Завет, разве можно допустить, чтобы ветхозаветные жертвы, центром которых был пасхальный агнец, составлявшие душу религиозно церковной жизни Еврейского народа, могли остаться вне прямого отношения ко Христу, чтобы преобразовательное значение их было измышлено католиками и повторяемо протестантами? Вне всякого сомнения, все это имело ближайшее отношение к Голгофской жертве.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010