— Братие! Кто из вас крестился и уверовал во Христа, пусть тот не изменяет обету, данному при крещении. Христос возродил нас водою и духом, искупил нас от клятвы закона Своею кровью и сделал нас наследниками Своего Царствия. Если живем — будем жить для Господа; если умрем — умрем в Господе и временною смертью обрящем вечную жизнь. Будем подражать тому, кто сказал: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп.1:21). Укрепляемые словами преподобного, пленники предпочли лучше умереть от недостатка временной пищи и пития, нежели отречься Христа, Который есть пища и питие вечной жизни. Итак, через некоторое время, истощившись от голода и жажды, все пятьдесят человек умерли: одни чрез три дня, другие чрез четыре, некоторые — чрез семь, более же крепкие — чрез десять. Только один Евстратий остался жив; томимый голодом уже четырнадцать дней, он все-таки оставался жив и невредим, ибо от юности привык к посту. Нечестивый еврей, видя, что черноризец был причиною пропажи его денег, заплаченных за пленных, которых он надеялся перевести в свое зловерие, задумал отомстить ему. Приближался тогда день Воскресения Христова. Жидовин начал праздновать свою пасху и ругался над святым Евстратием так же, как отцы его над самим Господом нашим Иисусом Христом. И как в древности евреи распяли Христа, так и сей праведник был пригвожден ко кресту окаянным жидовином и друзьями его. Евстратий, будучи распят, благодарил Бога за то, что Он сподобил его жить без пищи и питья уже пятнадцатый день. Жидовин и прочие его друзья поносили распятого и говорили ему: — Безумный! Вкуси ныне законной пасхи, чтобы остаться тебе живым и избегнуть проклятия. Ибо Моисей [ 3 ] передал нам закон, который принял от Бога и сказал в книгах своих: «проклят всякий, повешенный на дереве» (Втор.21:23). Преподобный отвечал на это: — Великой благодати сподобил меня ныне Господь. Он даровал мне милость пострадать за имя Его на кресте по образу Его страданий. Надеюсь, что и мне скажет Он, как некогда разбойнику: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43). Не нужна мне пасха ваша, не боюсь я клятвы, ибо «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор.5:7), Который уничтожил положенное на нас за преступление закона проклятие и даровал нам жизнь вечную древом крестным, на котором был пригвожден, будучи жизнью всех, как пророчествовал о том и Моисей: «и будет жизнь твоя висеть пред тобою» (Втор.28:66). О празднике же пасхи Давид [ 4 ] говорит: «Этот день сотворил Господь: возрадуемся и возвесилимся в оный!» (Пс.117:24). Но ты, распявши меня, и все прочие твои единомышленники, восплачете и возрыдаете, ибо постигнет вас отмщение за кровь мою и кровь других, купленных вами христиан. Ненавидит Господь субботы ваши и преложит праздники ваши в сетование, и уже приблизилось время убиения начальника вашего беззакония.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

    Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой, и увидел, и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я семь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, прошед посреди них и пошел далее. Здесь утверждает, что Он больше Авраама. Выше они говорили Ему: неужели Ты больше отца нашего Авраама? Здесь Он отвечает: да, Я больше. Он рад был увидеть день Мой, то есть считал его приятным, вожделенным и радостотворным, как день весьма благотворный и как день не малого кого-нибудь, не обыкновенного человека, но Большого. «Днем» называет Крест, ибо его прообразовал Авраам в принесении Исаака и в заклании овна. Как тот нес дрова, так Господь нес крест, и как Исаак был оставлен, а заколот овен, так Он, как Бог, пребыл вне страдания, а пострадал Человечеством и плотию. Провидя сей день Креста, как день всемирного спасения, Авраам возрадовался. Показывает и то, что Он добровольно идет на страдания, так как хвалит того, кто радовался о Кресте: ибо чрез него спасение вселенной. — Иные под «днем» разумеют все время явления Христа во плоти, которое провидя, Авраам возрадовался, что от него и его потомства произойдет Спаситель. А может быть, и не один только Авраам радовался, но и все, как Давид говорит: «сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный» (Пс. 117, 24). Иудеи, не в силах будучи возвыситься до смысла слов Его, вместо того, чтобы спросить и узнать, о каком Он говорит дне, который видел Авраам, еще более осмеивают Его, будто бы Он говорит что-то безрассудное. Тебе, говорят, нет еще пятидесяти лет, и Ты видел Авраама? Сказали так, думая, что Господу близ пятидесяти лет, тогда как Ему было около тридцати трех лет. Отчего не сказали они: Тебе нет еще сорока лет, но: пятидесяти? Об этом излишне бы и спрашивать. Может быть, они упомянули о пятидесяти годах без определенной мысли. Однако же некоторые говорят, что они так сказали потому, что у них особенно чтился пятидесятый год, то есть юбилейный год, в который рабов отпускали на свободу, покупщики уступали свои приобретения и делали все иное, что относилось к чести.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Согласно Священному Писанию , что хотя Бог гневается на людские грехи, Он всё-таки остаётся «благ и к неблагодарным и злым» ( Лк.6:35 ). Ибо Он благ, ибо вовек милость Его. ( Пс.117:1 ) Христиане призываются подражать Богу в Его благости и доброте, особенно же благостными и мягкими они должны быть при обличении или направлении других. Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников… ( 2Тим.2:24–25 ) Родители особенно увещеваются «не раздражать детей их» суровостью и жестокостью ( Еф.6:4 ). Но, однако, часто случается, что люди проявляют доброту к чужим и к тем, с кем они поддерживают неглубокие отношения, и в то же самое время относятся невнимательно и грубо к тем, кто находятся с ними в длительных и близких отношениях: к семье, родственникам, сотрудникам по работе, прихожанам той же церкви. Это – большое искушение. В отношениях с близкими особенно необходимы постоянные мягкость, нежность и доброта в каждом действии и слове. Для бесчувственности и грубости не может быть никаких извинений. Духовные люди должны «делать добро всем, а наипаче своим по вере» ( Гал.6:10 ). …Потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте; солнце да не зайдёт во гневе вашем. И не давайте места диаволу… Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим… Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. ( Еф.4:25–32 ) Конечно, быть благостным, это не значит не замечать людских грехов, но – прощать их. Это не значит соглашаться со всеми и во всём или «быть добренькими» по отношению у любому и каждому, по-настоящему благостный и добрый человек при необходимости может и поправить другого, ибо его благость проявляется в реальной заботе о своём брате, «за которого Христос умер» ( Рим.14:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

В отличие от Матфея (Мф 19:20), Лука не упоминает о молодости богача, но называет его Ґrcwn ‘начальник’ [в Синодальном переводе — некто из начальствующих — Реф.]. Это слово могло означать начальника синагоги, как в 8:41, или члена синедриона, как 23:13,35 или 24:20. Учитель благий! — обращение ‘добрый, благой’ не было принято ни по отношению к людям вообще, ни к учителям закона, поэтому слова человека из начальствующих могли выглядеть в глазах окружающих как лесть и как обесценивание эпитета, в строгом смысле приложимого лишь к Богу. Что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог — ср. Пс 105:1; 117:1,29; 135:1; 1 Пар 16:34; 2 Пар 5:13. Иисус отвергает взгляд на Себя как только на учителя, пусть и благого. Знаешь заповеди — Иисус перечисляет заповеди второй скрижали моисеева Декалога. Высказывались различные мнения по поводу того, почему Он не упоминает здесь ни одной из заповедей первой скрижали (Я Господь, Бог твой…; Не делай себе кумира…; Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…; Помни день субботний… Исх 20:1–8). Может быть, причина в том, что человеку легче проверить свою совесть, вспомнив, как он соблюдает заповеди, определяющие отношение к ближнему, и как это проявляется в его поступках. У Луки, как и у Марка, но в отличие от Матфея, заповеди процитированы не по переводу Семидесяти. Лука, в отличие от Марка, помещает седьмую заповедь перед шестой (как в некоторых рукописях Втор 5:17–18, а также в Рим 13:9 и Иак 2:11); пятая заповедь (Почитай отца твоего и матерь твою) у всех синоптиков названа последней; десятая заповедь (Не желай дома ближнего твоего… Исх 20:17) вовсе не упоминается ни у Луки, ни у Матфея, а у Марка вместо нее приведена заповедь Не обижай (Мк 10:19). Лука, как и Матфей, опускает упоминание о том, что Иисус, взглянув на него, полюбил его (Мк 10:21). Иисус не обличает собеседника за неискренность и не хвалит за соблюдение заповедей. Вместо этого Он говорит: Еще одного недостает тебе — и это одно оказывается всецелым отданием жизни Богу.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Когда человек устанет от забот, он может отдохнуть только в молитве. 47. «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.» (Ин. 6:63). Беспрерывно стремиться к Истин е Как беспрерывно ты дышишь, Как беспрерывно бьется твое сердце, Как беспрерывно в твоих жилах течет кровь, Так же беспрерывно ты должен стремиться к Истине, пока живешь. 48. «…Мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов…» (Еф. 2:3). Человек и птицы Человек сидел у себя в саду на скамье и читал книгу. Прилетела красивая птица и села на ветку. Человек залюбовался ею. Прилетела еще одна, такая же прекрасная. Прилетела третья птица, точно такая же как и две предыдущих, и опустилась на ветку рядом с ними. Человек восторженно любовался этим зрелищем. Но тут целая стая этих птиц, кружившая неподалеку, заметив трех, сидевших на дереве, подлетела к ним и, громко крича и ссорясь, стала рассаживаться на дереве. Человек поморщился, вздохнул, захлопнул книгу и ушел в дом. 49. «Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня.» (Пс.117:18). Если ты будешь во сне ждать Если ты будешь искать самого себя на географической карте, то никогда не найдешь. Если ты будешь просить своих знакомых показать тебе, кто из них – ты, они поднимут тебя насмех. Если ты будешь пытаться открыть свой дом чужими ключами, это тебе никогда не удастся. Если ты будешь во сне ждать, что тебя разбудят люди, которые тебе снятся, ты никогда не проснешься вовремя. 50. «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.» (Галл. 5:24). Если ты захочешь оглянуться назад Этот мир живет так, что: Если ты захочешь сорвать травинку – оставишь свою руку, Если ты захочешь сойти с тропы – оставишь свою ногу, Если ты захочешь поглядеть вверх – потеряешь свою голову, Если ты захочешь оглянуться назад – потеряешь свое сердце. Комментарии Всего комментариев: 2 2012/02/23, 22:55:02 Спаси Господи за науку.Есть над чем задуматься. Лариса 2011/05/03, 14:35:23 Спаси Господи вас за такие кладези мудрости!!!!!!!! Слава Богу за всё!!! низкий вам поклон Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления Закончена публикация писем Сергия Веснина, это, без сомнения, лучшее описание Святой Горы Афон .

http://isihazm.ru/?id=132

Ведь пророки поставлены в предзнаменование будущего. Итак, какое значение имеет то, что Иисус и друзья его побуждаются услышать, [т. е. слова:] Приведу раба Моего Восток и проч.? Раньше Бог обещал Иисусу, сыну Иоседекову, священнику великому, что если он будет ходить по путям Его, и сохранит заповеди Его, то будет судить над домом его и охранять жилище Его, и Он даст ему служителей – по достоинству равных ангелам, а ныне говорит ему о полном счастье и совершенном блаженстве, которое имеет наступить тогда, когда придет Восток, о котором написано: Вот муж, Восток имя Ему ( Зах.6:12 ), и у Малахии: Взойдет среди [или без: среди] вас [или: вам], боящихся имени Моего, солнце правды, и исцеление в крылах Его ( Мал.4:2 ) и в книге Числ: Возстанет звезда от Иакова и человек от Израиля ( Числ.24:17 ). В Евангелии также мы весьма ясно читаем о Христе: В которых посетил нас Восток с высоты: чтобы просветить тех, которые сидят во тьме и тени смертной, чтобы направить стопы наши на путь мира ( Лк.1:78–79 ). Сей Восток называется также и камнем краеугольным ( Еф.2:20 ), ибо соединяет два народа и связывает две отдельных ограды в одно жилище. Он для неверующих есть камень соблазна, о котором говорится в Псалмах: Камень, который отвергли строители, сей [камень] был во главу угла. От Господа было сие ( Пс.117:22–23 ). На этом камне есть семь очей, о которых говорит Исаия: Произойдет отрасль от корня Иессеева и цвет произрастет от корня его, и почиет на Нем Дух Божий, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, и дух страха Божия исполнит Его ( Ис.11:1–3 ). Те, которые под священником великим и друзьями его хотят разуметь Господа Спасителя, под мужами, созерцающими чудеса, и предсказателями видят апостолов [или: учеников], которые созерцали Его таинственные знамения и из настоящего познавали будущее; в то же время в слепорожденном исцеление глаз ( Ин.9 ) они относят к язычникам, а в кровоточивой женщине ( Мф.9:20–22 ) усматривают Церковь , освобожденную от кровавых деяний.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры, и сами себя подвергли многим скорбям» ( 1Тим.6:9–10 ). Иисус Христос учит: аминь глаголю вам, яко неудобь богатый внидет в царствие небесное. Паки же глаголю вам: удобее есть велбуду сквозе иглине уши проити, неже богату в царствие Божие внити ( Мф.19:23–24 ). «Довольствуясь тем, что есть». Будьте довольны тем, что имеете, и не думайте собирать деньги или имущество под предлогом попечения о нуждах будущего времени. Всю печаль вашу возвергше нань, яко той печется о вас ( 1Пет.5:7 ). Все заботы ваши возложите на Него, всеблагого Бога; ибо Он печется о вас. «Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя». ( Нав.1:5 ). Бог сказал сии слова к избранному израильскому народу; и Апостол, согласно с истинным значением этих слов, относит их к верующим в Иисуса Христа; потому что они теперь, т.-е. в новом завете, составляют избранный Божий народ; они сыны Авраама по вере, и наследники его обетований, как об этом вы слышали прежде. Бог верен в своих обетованиях. Как Он покровительствовал избранному Своему народу еврейскому, помогал ему в нуждах, защищал его от врагов, так покровительствует и всем верующим в Иисуса Христа. Если Он не редко попускает благочестивым и добродетельным людям терпеть скорби и нужды во внешней жизни; то это делает с благим намерением, с тем, чтобы усовершенствовать их в жизни духовной, и чтобы таким образом доставить им высшие блага духовные. Любящим Бога вся поспешествуют во благое ( Рим.8:28 ), учит Апостол. «Так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь; – что сделает мне человек?» ( Пс.117:6 ). Евреи, верующие в Иисуса Христа, подвергались гонениям со стороны своих единоплеменников, остававшихся в неверии, и часто лишаемы были своего имущества. Посему Апостол, в этом же послании, выше, писал им: «вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии; ибо вы и моим узам сострадали, и расхищение имения вашего приняли с радостию, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее. Итак, вы не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние» ( Евр.10:32–35 ). Питая такое упование на Бога, и ожидая будущего воздаяния за лишения, за все скорби и страдания, мы среди всяких трудных обстоятельств этой жизни, пишет Павел, смело говорим, словами Псалмопевца: Господ мне помощник, Он не оставит меня, Он защитит меня, Он поможет мне в моих нуждах, Он чрез все испытания приведет меня к успокоению в обителях небесных. Не убоюсь, что сделает мне человек? Аще Бог по нас, кто на ны?

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

С т. зр. этой новой классификации, утреня П. должна была бы получить славословие в кафедральной редакции, поскольку П., вне всякого сомнения,- праздник. Однако это повлекло бы за собой отмену стиховных стихир, каковыми были стихиры П., к-рые к тому времени давно стали одним из главных песнопений праздника. В результате отменены не они, а «будничное» славословие вместе со «Сподоби, Господи», и утреня П. получила необычную структуру, когда после хвалитных стихир немедленно поются стиховные, как по Евергетидскому и Иерусалимскому уставам, либо, как по Мессинскому Типикону, стиховные стихиры и вовсе начинаются сразу после эксапостилария. Первые слова пасхальной утрени - ее начальный возглас. Как и в др. дни, во время его произнесения священник совершает крест кадилом, но не перед св. престолом, а перед закрытым переходом из нартекса в храм (причем большинство уставов предписывает совершить крест кадилом непременно трижды). Далее поется пасхальный тропарь: Χριστς νστη κ νεκρν, θαντ θνατον πατσας, κα τος ν τος μνμασι, ζων χαρισμενος (                          ). Он, несомненно, является наиболее известным песнопением П. в православной традиции. Тропарь поют с повторами, перемежая стихами псалмов. Самый простой порядок исполнения тропаря описан в Студийском уставе: братия поет его трижды, затем священник произносит стихи Пс 117. 24, 27 и «Слава... И ныне...», после каждого стиха братия повторяет тропарь. Согласно остальным уставам, первым поет тропарь сам священник, повторяя его трижды, и лишь за ним - братия; также увеличилось количество псаломских стихов и, следов., повторений тропаря; в самом конце повторений священник поет тропарь до середины, а братия завершает его. Кроме того, в староафонской традиции и Евергетидском уставе после каждого стиха (в Мессинском и Георгия Мтацминдели Типиконах это стихи: Пс 117. 24, 25-27a, 27b - 28a, 28b - 29; в Евергетидском - Пс 1, 4, 19, 24, 27b - 28a) священнику предписано припевать 2-ю половину тропаря, прежде чем братия исполнит тропарь целиком. В Иерусалимском уставе подобное предписание отсутствует; важным отличием стало изменение состава стихов в этом уставе: здесь - Пс 67. 2a, 3a, 3b - 4a, 117. 24, «Слава... И ныне...». Замена стихов Пс 117, более уместных для начала утреннего богослужения (ср. «Бог Господь» ), а тем более пасхального, поскольку этот псалом ассоциировался с празднованием П. еще в иудейской традиции, стихами Пс 67, в котором пророчески сообщается о Воскресении Христовом («Да воскреснет Бог...») и содержится отсылка к совершаемому до или во время этих стихов каждению («Яко исчезает дым...»), но к-рые все же не столь традиционны для начала утрени П. (о чем свидетельствует сохранение стиха Пс 117. 24, несмотря на замену остальных), вероятно, была обусловлена влиянием стихир П., к к-рым припевались именно стихи Пс 67.

http://pravenc.ru/text/Пасха.html

Язык – это «жгучая» и «ядовитая» сила. Этот образ развивает апостол Иаков: «язык – огонь, прикраса (космос) неправды… Он оскверняет все тело и воспалаяет (палит) круг бытия (генесис), будучи [сам] воспаляем от геенны… Язык никто из людей укротить не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» ( Иак.3:6,8 ). Пс.139:5             Сохрани меня, Господи от руки нечестивого,                         от мужа насилий соблюди меня:                         они умыслили столкнуть стопы мои. «Столкнуть» – ср.: «они толкая толкали меня, чтобы я упал» ( Пс.118 /117:13); таков дух ниспровергателей. «Стопы» паам – слова «стопа», «пята» и «шаг» в библейских текстах относятся к сфере нравственности, поступка (см. Пс.17 /16:5). «Столкнуть стопы» – направить на путь погибели («на путь грешных»; Пс.1:1 ). Пс.139:6             Скрыли гордые сеть для меня и петли,                         раскинули тенета подле тропы, силки разложили для меня. Четыре вида скрытых ловушек: сеть (пах) – как для ловли птиц ( Пс.11 /10:6); петли (хевел) – веревкки ( Иов.40:25 ); тенета (решет) – под ноги ( Пс.25 /24:15); силки (мокеш) – с приманкой ( Пс.69 /68:23). Диавол есть ловец (ниже, ст.12). Пс.139:9             Не дай, Господи, желаемого 602 нечестивцу;                         он замыслил это – Ты не способствуй:                         они вознесутся. «Вознесутся» – по контексту: иначе они возгордятся. Пс.139:10             [На] голову окруживших меня –                         вред уст их да покроет их. " Вред» (амал) уст» – ложь; ср.: «нечестивый зачал вред и родил ложь» ( Пс.7:15 ); «обратится вред его на голову его» ( Пс.7:17 ). Пс.139:11             Да опрокинутся на них угли,                         в огонь да будут низвержены,                         в потоки 603 , – чтобы не встали. «Опрокинутся» – Qere; ср.: «они опрокинули на меня беззаконие» ( Пс.55 «Угли» – язва (ожог) от диавольского нападения; ср.: «стрелы сильного – изостренные, с угольями можжевеловыми» ( Пс.120 /119:4). В Новый Завет вошло выражение «собирать на голову врага угли огня» ( Рим.12:20 ; ср. Притч.25:22 ). «Потоки» огня – образ ада; это – «геенна, огонь неугасимый» ( Мф.9:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

225 Давид называется краеугольным камнем в Таргуме, в Талмуде, в кн. Зогар и у многих других авторов, хотя и в различных смыслах (См. Rudelbach. Zeitschr. 1855; Bohl, Mess. Ps. S. 203). В Таргуме в ст. 22 вместо камня отверженного и потом сделавшегося краеугольным, прямо называется отрок из детей Иессея, который сделался царём и, потом, к концу псалма прибавляется: (Т. III. S. 274, 118 пс.). Евреи и до ныне приписывают 117 псалом Давиду. (См. перев. псалм. Пумпянского, который по поводу слова «толкнул» (13 ст.) замечает, что певец в этом слове намекает на Голиафа). 226 Беллярмин, а затем и наш его переводчик, преосвящ. Ириней поводом к происхождению 117 псалма считают восшествие Давида на царский престол (см. Толк. преосвящ. Иринея на 117 пс. ч II, изд, 1-e). По Болю 117 псалом составлен и воспет по случаю перенесения ковчега завета из дома Аведдара Гефянина, после того как Иегова поразил Озу за прикосновение к ковчегу завета, во время его перенесения из Кариафиарима (Mess. Ps. 202–204 ). 229 Последних 3-х стихов в некоторых Еврейских текстах нет (См. Pollygl., где в Таргуме оконч. 26 ст., и в др. переводах). 230 Слова 24 ст. «славлю Тебя (Господи), что Ты услышал меня, сделался моим спасением» содержат ту же мысль об избавлении певца от различных неприятностей, как и 5:10–13, 14–16, 8 и др. стихи. 232 Josephus Fiav. Antiqv. XV, II. 3: Vitringa, De Arhitect. VIII, 2; Coquet. De 1 " Orig. des lois des arts et des sciences, sixiem. édition, T. III, S. И, Jalin, Archäol. 1 § 48 p. 215; см. Bohl, S. 217 и Bade, S. 303; Comm. Генгетенберг T. IV, S. 308. 234 Де-Ветте, напр., заявляя, что субъект псалма есть царь, или предводитель народа, которого, однако с точностью определить трудно, говорит: «кажется, можно понять из слов 22 ст., что камень есть муж, которым ранее пренебрегали как негодным, а он стал теперь главою и спасителем государства». И потом продолжает: «это относят к Давиду, но к Давиду это относится только некоторым образом. Его не отвергала нация» (Comm. Psal. in Einleit. Ps. 118. S. 484), как будто бы в 22 ст. говорится об отвержении именно нацией. Далее Де-Ветте находит, что это относится к роду Асмонеев, который стал господствующим в государстве и церкви, вместо родов Аарона и Давида (Ibid). Наконец, после превращения самим же признанного лица в род, Де-Ветте превращает род в народ, утверждая, что вовсе не необходимо, чтобы 22 ст. относился к победителю, говорящему в псалме. «По примеру Кимхи, можно разуметь здесь и народ израильский, но только после его возвращения из плена». Таким образом Де-Ветте относит 117 псалом к трём различным временам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010