Для блаженного Августина этот камень, подобно камню в Исх 17:6, прообразует Христа: “Без сомнения этим камнем означается Тот, Кто был камнем преткновения и соблазна для неверующих иудеев, но Который, будучи отвергнутым строителями, стал краеугольным камнем (ср. Пс 117:22; 1 Пет 2:7–8) Камень, поставленный под дубом, означает то же, что означал жезл рядом со скалой, для того, чтобы пробилась вода (Исх 17:6), поскольку и здесь камень — не без дерева. И находился под ним, потому что Христос не был бы вознесен на крест, если бы прежде не снизошел со смирением. А может, потому, что в то время, когда Иисус, сын Нуна, совершал это действие, тайна должна была оставаться покрытой” 150 . В заключение отметим, что место, избранное Иисусом Навином для этого всеобщего торжественного собрания, не случайно. Это Сихем, что само по себе очень знаменательно, поскольку напоминает о корнях Израиля. Именно здесь, в этой дубраве, Господь явился когда-то Аврааму и дал великое обетование (Быт 12:7). Авраам и впоследствии Иаков поставили здесь жертвенник (Быт 33:20). Именно здесь после собрания будут погребены останки Иосифа, вынесенные потомками Иакова из Египта (Нав 24:32). То, что когда-то начиналось в Сихеме, в Сихеме же и получает свое завершение. Смерть Иисуса и Елеазара (Нав 24:29–33) Книга заканчивается смертью Иисуса Навина, бывшего вождем Израиля 25 лет, и первосвященника Елеазара, сына Ааронова. После сего умер Иисус, сын Навин, раб Господень (еще одна параллель с Моисеем, ср. Нав 1:1 — и. А.), будучи ста десятилет. И похоронили его в пределе его удела в Фамнаф-Сараи,что на горе Ефремовой, на север от горы Гааша (24:29–30). В LXX здесь имеется обширное добавление к 24:30: И положили там сним во гробе, в котором похоронили его, каменные ножи, которыми Иисус обрезал сынов Израилевых в Галгале, когда вывел их из Египта 151 , как повелел Господь; и они там даже до сего дня (LXX: 24:31a). Древние церковные писатели уделяют большое внимание объяснению этого стиха Септуагинты, именно упоминанию о каменных ножах.

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

Случается даже так, что и того, кто не только колебался, но уже падал и подвергался опасности, прежде чем совсем опуститься, Бог не отвергает: «Сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня» ( Пс.117:13 ). А тот, кто пал, неужели погиб совершенно? Никогда. И для него есть утешение: " когда, – сказано, – он будет падать, не упадет». Почему же так? «Ибо Господь поддерживает его за руку» ( Псал. 36:24 ). Случается еще так, что человек падает легко, но дальше по пути падения не идет. Да и те, которые пали глубоко, разве они совсем погибли? И здесь мы видим тоже милосердие Господне: «Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных» ( Пс. 144:14 ). Псалмы, прекрасно доказывая это, мне кажется, не приводят нас к отчаянию в покаянии, потому что о Боге они говорят так: «Бог – судия праведный» ( Пс. 7:12 ). Не пренебрегай этим изречением: справедливость каждому воздаст по заслугам. Сначала выслушай, что значит быть справедливым, и приготовься к защите; часто ведь является такое предположение: если Бог справедлив, то почему Он не тотчас воздает грешникам? Такой-то несправедлив, и процветает; какой-нибудь грабит, и богатеет; иной – наглец, и господствует; как же это согласуется с правдой Божией? Если Бог справедлив, почему Он не тотчас посылает наказание грешникам? Неужели Он справедлив, но не имеет силы тотчас воздать наказание грешникам? Ведь бывает иногда, что судья справедливо судит, но не может привести в исполнение свое решение. Итак, неужели наказание отстрачивается вследствие бессилия? Да не будет этого! Потому-то и пророк тотчас прибавляет: «Бог – судия праведный, и Бог , всякий день строго взыскивающий»( Пс. 7:12 ). Как справедливый, Он знает, что справедливо, а как крепкий, Он может привести в исполнение то, что думает. Но где же причина отсрочки грехов? Для чего эта отсрочка наказания? Как справедливый, Он знает согрешающего; как крепкий, Он имеет силу довести решение до конца. Итак, какая же причина медлительности? «Бог – судия праведный, и Бог , всякий день строго взыскивающий».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Встань и молоти, дщерь Сиона, Ибо я сделаю рог твой железным И копыта твои сделаю медными, – И сокрушишь многие народы, И посвятишь Господу стяжания их И богатства их Владыке всей земли. Мих.4:13 , см.: Иер.48:25 Очевидно, что переносные значения слова qeren – «сила, мощь, владычество» в применении к народу являются признаками власти, свойственной царю; 5) царя Не удивительно, что позднее в Священном Писании слово «рог» стало символизировать царя и даже целую мировую державу ( Дан. 7:7–24; 8, 3 , см.: Откр. 5:6 ). После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него – большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него ( Дан. 7:7 ). А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей ( Дан. 7:24 ); 6) Мессии Как известно, мессианские пророчества в Священном Писании имеют прикровенный характер, в них используются многочисленные заменители слова «Мессия» – «камень» ( Пс.117:22 ), «отрасль» ( Ис.11:1 ), «звезда» ( Чис.24:17 ). К этому ряду слов, указывающих на Мессию, принадлежит и слово «рог». Например: Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему ( Пс.131:17 ). Блаженный Феодорит видит в этих словах Псалмопевца указание на рождение Христа, он говорит: «По понятию, какое представляется с первого раза, указывается сим на Зоровавеля. Но поскольку Зоровавель власти народоправления не передал ни потомкам, ни детям, то никто не вправе назвать его рогом, как управляющего народом малое время, потому что рог означает нечто крепкое и постоянное. Поскольку пророчество не приличествует Зоровавелю, то слово сие предвозвещает по плоти Христово рождение» 25 . 7) именования Божии Наиболее известное метафорическое библейское выражение со словом «рог» – «рог спасения» ( 2Цар.22:3 ; Пс.17:3 ; Лк.1:68, 69 ). Как понимают его толкователи? Блаженный Феодорит полагает, что в контексте 17-го псалма оно означает одно из имен Божиих.

http://azbyka.ru/znachenie-slova-rog-v-b...

И исполнилось так. Множество чудес совершил Господь. По слову Его рожденные слепыми прозревали, глухие получали слух, немые получали способность говорить, хромые – хождение, прокаженные – очищение, расслабленные – исцеление, мертвые – воскресение. Предсказано было, что многие из иудеев Христа, Который им обещан и послан, возненавидят: «отовсюду окружают Меня словами ненависти, вооружаются против Меня без причины. За любовь Мою они враждуют на Меня, воздают Мне за добро злом, за любовь Мою ненавистью» ( Пс.108 ). И было так. Возненавидели Христа книжники и фарисеи и прочие иудеи, укоряли, злословили, хулили и гнали Его. На это указывает Евангелие и Сам Господь: «ныне же увидели и возненавидели Меня и Отца Моего; но да сбудется слово, писанное в законе их: возненавидели Меня напрасно» ( Ин.15:24–25 ). Предсказано было, как тих, кроток, благоприступен и смирен будет Христос: «не возопиет и не возвысит голоса Своего. Трости надломленной не переломить и льна курящегося не угасить; будет производить суд по истине» ( Ис.42:1–3 ). Так и было. Святое Евангелие показывает пресвятой и божественный нрав Спасителя, которому подражать Господь научает и нас: «научитеся от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ). Предсказано было, что Христос в город Иерусалим войдет на жребяти осли: «ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, сидящий на молодом осле, сыне подъяремной» ( Зах.9:9 ). «Грядет при восклицаниях народа: благословен грядый во имя Господне» ( Пс.117:26 ). Так и исполнилось. Так и вошел Христос во Иерусалим, на вольную смерть шествуя, и народ, Ему сопутствовавший, восклицал: «осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних» ( Мф.21:9 ). Предсказано было, что один из ближних учеников предаст Иисуса Христа: «человек, живший со Мною в мире, на которого Я полагался, который хлеб ел Мой, поднял на Меня пяту» ( Пс.40 ). И было так. Предал Иисуса Христа Иуда, един из 12-ти апостолов: «тогда пошел Иуда Искариотский к первосвященникам иудейским и сказал: что дадите мне, я вам предам Его» ( Мф.26:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Скажи мне, что ты пострадал, когда так ослабеваешь? Вспоминай слова апостола: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (см.: Притч.3:11–12 ). Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого не наказывал бы отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» ( Евр.12:4–8 ). Если с благодарением терпишь скорбь, то ты сделался сыном. А когда ослабеешь, то будешь незаконным сыном («прелюбодейчищем»). Сын мой! Прошу тебя, старец – юного, обветшавши во образе иноческом (хотя и ничего не сделал благого) – новопостригшегося, – да не будет напрасно произносима молитва (Иисусова): Господи, Иисусе Христе... Трезвись, встань с Петром и прочими апостолами, взывая к Спасителю всех Христу: «Наставник! Наставник, погибаем» ( Лк.8:24 ). И Он, без сомнения, приидет и к тебе и запретит ветрам и морю, и утишит бурю, восстающую на корабль твой, бурю, говорю, в душе твоей... Утвердись же, сын мой, и увидишь помощь Божию. Это первое искушение с тобою; если победишь его с Богом, то оно впредь не возобладает тобой, если же враг победит тебя в этом, то заставит и служить себе. Итак, стой и претерпи, ибо, устояв, увидишь, какова милость Господня 1481 . 5 . Всякий раз, когда твое тело поражается болезнью, воспламеняется сильной горячкой, также томится несносной жаждой, то если ты грешник (а кто из людей без греха?) – переноси это, воспоминая о будущем наказании, вечном огне и казни по суду, и не пренебрегай настоящим посланным тебе наказанием, но радуйся, что Бог посетил тебя, повторяй это прекрасное изречение: «Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя» ( Пс.117:18 ). Ты – железо, и огонь очистит твою ржавчину. Но если кто, будучи праведен, и подвергается болезням, то через это от меньшего преуспевает на большее, как золото соделывается чище. «Дано мне жало в плоть, ангел сатаны» ( 2Кор.12:7 ) в виде болезни? – Торжествуй. Смотри, кому ты уподобляешься? Ты удостоился части Павловой! Ты искушаешься горячкою? Наказуешься простудою? Но Писание говорит: «Проидохом сквозе огнь и воду», – и за тем уготовано упокоение ( Пс.65:12 ). Достиг ты первого, ожидай и второго. Успевая же в добродетели терпения, повторяй со смирением слова св. Давида, который сказал: «Нищ и боляй есмь аз» ( Пс.68:30 ) 1482 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

12:14)? Ведь даже и его писания мы читаем только дважды на неделе, т. е. хотя и носим его послание на устах, но сосредоточиваемся на его чтении и на нем одном утверждаемся лишь в это время. В чем же в таком случае причина того, почему благодать Духа установила каждый день и каждую ночь возглашать творения блаженного Давида? Ведь все мы носим его на устах вместо мира. В церкви всенощное бдение и начинается, и продолжается, и оканчивается оно псалмами Давида; утреннее ли славословие – и начинается, и продолжается, и оканчивается оно Давидом; проводы ли покойника к месту упокоения – и начало, и конец – блаженный Давид; девы ли в своих жилищах работают за ткацким станком – и начинают, и продолжают, и оканчивают они песнями Давида. Удивительное дело! Многие, не имея понятия о начатках грамоты, наизусть читают всего Давида. Но не только в городах и церквах он так сияет во всякое время и для всякого возраста, но и в полях, и в пустынях, и на необитаемой земле он с великим усердием возбуждает священные ликостояния к прославлению Бога. В монастырях священный хор чинов ангельских – и в начале, и в середине, и в конце у них Давид; в обителях подвижниц лики дев, подражающих Мариами – и в начале, и в середине, и в конце у них Давид; в пустынях мужи, распинающие плоть свою, беседующие с Богом – и в начале, и в середине, и в конце у них Давид. И все люди, подпадая ночью под власть естественного сна, влекутся в пропасть; один Давид бодрствует и рабов Божиих пробуждает на ангельские всенощные бдения, землю обращая в небо и людей делая равными ангелам, вашу жизнь всячески украшая, всем все бывая и всеми способами возвышая нашу жизнь до ангельской: с детьми совозрастая, юношей вразумляя, дев утверждая в целомудрии, старцам даруя крепость, грешников призывая к покаянию увещанием: " Славьте Господа, ибо Он благ " (исповедайтеся Богу яко благ) (Пс. 117:1), кающихся ободряя словами: " грехов юности моей и неведения моего не помяни " (Пс. 24:7), облагодетельствованных располагая к благодарности изречением: " Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? " (что воздам Господеви, о всех, яже воздаде ми) (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Ибо из обольщения и властолюбия уразумеваемый бог века сего мысленно омрачил всю землю, увлекая ее в заблуждение многобожия и во всякий вид нечистоты. А Бог и Господь всяческих, то есть Христос, явился нам и показал поистине превожделенный день, о котором и божественный Давид упоминал, говоря: Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! (Пс. 117, 24). Написал также в одном месте и премудрый Павел, что ночь прошла, а день приблизился (Рим. 13, 12) и что все вы — сыны света и сыны дня: мы — не [сыны] ночи, ни тьмы (1 Сол. 5, 5). Итак, утром и как бы в третий день сошел Единородный. Затем на Синайской горе были молнии и мрачное облако. Молния служит образом Божественного света и мысленного блеска, то есть того, который в духе, и который чрез Христа осиявает все и пробегает чрез поднебесную. Ибо так в одном месте взывал и пророк, говоря Богу всяческих и Спасителю Христу: Молнии Его освещают вселенную (Пс. 96, 4). И не говорим, что он делает упоминание о молнии, рождающейся от дождя; но, как я сказал сейчас, именем молнии он хотел обозначить воссияние мысленного света. А что таинство Христово поистине неудобозримо, на это может указывать мрак. Так и сам блаженный Давид, разумея это также, как я думаю, взывал, говоря: И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных. От блистания пред Ним бежали облака Его (Пс. 17, 12–13). Ибо таинство Христово так сокровенно, что нуждается в тайноводстве свыше и в откровении от Бога. Так Петр весьма ясно слышал, уразумев в говорящем явившегося во плоти Бога Слово и истинно Сына: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мф. 16, 17). Утверждал также и Павел, что ему известна была тайна по откровению Божию. Итак, мрак (облака) означает неясность познания. Но возглашала и труба, указующая благогласие евангельских откровений. Так и Бог в одном месте устами пророков сказал народу Иудейскому: И поставил Я стражей над вами, [сказав]: звука трубы " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Христос славословится всяким народом и всякий может видеть, что это с готовностью делают и малые и великие и знатные и незнатные и отличающиеся или славой или богатством и блеском жизни. Все это весьма справедливо назвал привидениями (призраками); ведь для них это не что иное, как призрак, потому что всяка плоть сено, и всяка слава человеча яко цвет травный ( Ис.40:6 ). А что бездна даде глас свой и величают похвалами Господа Иисуса Христа и малые и великие, это показывает и блаженный Давид, говоря: хвалите Господа от земли: змиеве и вся бездны и присовокупив к этому: горы и вси холми, —312— древа плодоносна и вси кедри: зверие и вси скоти: гади и птицы пернаты, опять прибавил: князи и вси судии земстии: юноши и девы, старцы с юнотами да восхвалят имя Господне ( Пс.148:7,9–13 ). И великий Исаия сказал нам о Нем: и царие узрят его, и восстанут князи, и поклонятся ему ( Ис.49:7 ), и как бы показывает основание, почему бездна и высота привидения ее даст глас, сейчас же прибавив: воздвижеся солнце и луна ста в чине своем во свете. Как бездну мы понимаем не в чувственном смысле, (ибо это очень грубо), но духовно и разумно; так и теперь не на стихиях, то есть на солнце и луне, мы остановим мысленный взор наш; но, от подобия с ними устремляясь к высшему, рассмотрим значение мыслей. Итак, под солнцем мы разумеем полное света и блеска наставление евангельских изречений, а под луной меньший и слабейший свет закона, сияющего как бы в ночи и во тьме времени до пришествия Христова; ибо днем называется то время, в которое воссиял Христос, Солнце правды, духовная денница, взошедшая в сердцах уверовавших. Посему и божественный Давид говорит: сей день, его же сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в онь ( Пс.117:24 ). Как чувственное солнце, будучи еще низко и едва поднимаясь над землей, еще не широко распространяет свои лучи и не бывает блестящим, но как бы в себе самом сдерживает свой свет; поднимаясь же на высоту, оно на всех бросает самые блестящие лучи: так и учение Христово, то есть евангельское, в начале было стесняемо и многим было неизвестно; но восходя на подобие солнца и постепенно поднимаясь на высоту и повсюду распространяя свет богопознания, поражает удивле-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Христе Иисусе! Научи меня исполнять волю Отца моего, как исполнял ее Ты. В особенности же научи меня добре проводить время юности, быть трудолюбивым и деятельным, как Ты, дабы и я мог приготовить себя к счастливой жизни на земле и к вечному блаженству на небе. Аминь. Поучение детям пред причащением Святых Таин 112 Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме ( Лк.19:5 ) Милые дети! Итак, наступил тот счастливый час, к которому вы так старательно приготовлялись и которому так сердечно радовались, – тот час, в который Иисус, наш любвеобильный Спаситель, хочет войти в ваше сердце и исполнить его миром и благословением. И вы, без сомнения, ныне утром уже сказали вместе с Давидом: Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень» ( Пс.121:1 ); Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! ( Пс.117:24 ). Да, вы имеете все причины радоваться сегодня, ибо Спаситель, Сын Божий, приходит сегодня к вам, как Он некогда приходил к Закхею; Он приходит не только в ваш дом, но в ваше сердце. Господь, Который дал вам жизнь, Который возлюбил и отечески заботился о вас с первой минуты вашей жизни, хочет войти в ваше детское сердце и устроить там Свое жилище. Он уже очистил вас от скверны греха в Таинстве Покаяния, а теперь хочет преподать вам еще большую благодать – Он хочет соединиться с вами в святейшем Таинстве Причащения и чрез то напитать и укрепить ваши души для вечной жизни. Как же должны вы принять Его? И что Он принесет вам? Думаю, что этому вы можете поучиться у Закхея, о котором вы знаете, вероятно, из библейской истории. Рассмотрим это поближе. А ты, о Господи, Всеблагий и Всемилостивый, даруй мне такую благодать, чтобы мои слова пали на плодоносную и восприимчивую почву. О Закхее и Священное Писание рассказывает, что он искал видеть Иисуса. Он был начальник мытарей и человек богатый, но все его богатство, как оно ни было велико, не могло утолить жажды его сердца. Он не имел душевного мира, его мучило сознание грехов своих. Вот слышит он, что близко Иисус и употребляет все усилия, чтобы увидеть Его, надеясь, что Он успокоит его сердце и даст мир душе его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Он строго приказал им никому не говорить о сем — причина запрета в том, что истинный смысл мессианства, который тут же и раскрывается, непонятен для большинства людей. Глагол de‹ ‘должно’ означает здесь высшую Божественную цель, которая осуществляется в жизни, смерти и воскресении Христа; для Евангелистов и первоначальной Церкви de‹, несомненно, означало непреложность пророчеств Писания. Путь Сына Человеческого обрисован в пророчестве четырьмя глаголами в инфинитиве: 1) paqe‹n ‘пострадать’ означало вообще страдание или смерть, однако не было простым синонимом мученической смерти, каким оно впоследствии стало в христианской литературе; у этого слова нет надежных ветхозаветных параллелей, кроме, может быть, Пс 33:20 (много скорбей у праведного); 2) — ‘быть отвергнутым’; ‘быть признанным бесполезным’, ср. 17:25; 20:17; Евр 12:17; 1 Пет 2:4,7; ветхозаветная параллель — Пс 117:22 (камень, который отвергли строители) и, может быть, еще Ис 53:3 (мы ни во что ставили Его), где тот же глагол употреблен в неканонических греческих переводах — у Акилы, Симмаха и Феодотиона; 3) ‘быть убитым’ и 4) ™gerqБnai ‘воскреснуть’, точнее — ‘быть воскрешенным’; в отличие от глагола ‘восстать’ у Марка, Лука употребляет пассивный аорист глагола ™ge…rw ‘восставлять’, ‘воскрешать’, подчеркивая таким образом Божие действие. Следование за Христом (9:23–27) В изложении отрывка Лука следует за Марком, сокращая его и прибавляя некоторые речения из общего с Матфеем источника, ср. 9:23 и 14:27=Мф 10:38; 9:24 и 17:33=Мф 10:39; 9:26 и 12:9=Мф 10:33. Земная судьба Иисуса и судьба Его учеников сопоставляются и в Ин 12:23–27, откуда ясно, что текстуальная близость между предсказанием о Страстях и призывом следовать за Христом имеет историческую основу. Выражение если кто хочет идти за Мною имеет прототипом ветхозаветные формулы, в которых следование Богу истинному противопоставляется следованию ложным богам: если Господь есть Бог, то последуйте Ему (3 Цар 18:21; тж. Суд 2:12; Втор 13:5). Желающий идти за Христом разделяет и страдания Сына Человеческого. Возьми крест свой — осужденные на распятие несли на себе перекладины крестов до места казни; в I в. по Р. Х. римские власти в Палестине настолько часто применяли этот способ наказания и устрашения, что слушатели не нуждались в разъяснении смысла метафоры. Ученики призваны добровольно принять участь приговоренных к мучительной смерти, пусть и не всегда в буквальном смысле: речь идет о смерти для самости и греха ради жизни во Христе: нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем [в переводе епископа Кассиана зрелищем — Реф.] для мира (1 Кор 4:9). В авторитетных древних рукописях здесь стоит еще kaq’ ‘каждый день’ — прибавление, которое встречается только у Луки. Если Марк говорит о едином акте самоотречения, то Лука подчеркивает каждодневность его, необходимость обновления; ср. у апостола Павла: Я каждый день умираю (1 Кор 15:31).

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010